15.06.2019

Экономическое и политическое положения Китая в ХVII в. Государственный строй. Внутренняя политика маньчжурских властей. Внешняя политика цинов. Изоляция Китая. Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь


Очень высока вероятность, что по совокупной мощи Китай обгонит США. Это американцев беспокоит и пугает, а России создаёт как вызовы, так и возможности, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.

Европа где-то с XV-XVI веков начала доминировать в мире. А всё могло быть совершенно по-другому. Историческим фактом является то, что один китайский император испугался внешнего влияния и велел уничтожить свой гигантский океанский флот. У него было несколько сотен кораблей, на которых даже овощи выращивали и скот держали. И это в тот момент, когда в Европе с трудом собирали несколько бригантин, чтобы послать Христофора Колумба на поиск Индии. И если бы китайцы не уничтожили свой флот, который ходил по всей Юго-Восточной Азии и в Африку, доходил до Красного моря, то мы все говорили бы сегодня по-китайски. С этими кораблями рано или поздно они могли бы прийти в Европу, покорили бы тогда отсталых европейцев своей более высокой культурой того времени.

Но китайцы проиграли, ушли в изоляцию и потихонечку стали проигрывать. А потом проиграли окончательно в XVIII-XIX веках, когда европейцы сами отправились в Китай. А китайцы к тому времени отстали в военном отношении. А теперь Китай снова поднимается. И надо думать, как жить в этом новом мире. И понимать, что всё течёт, всё изменяется. А сейчас - быстро, как никогда в истории.

Тема 3. «Опиумные» войны в Китае

1. Предпосылки «опиумных» войн. Политика самоизоляции Китая. Усилия Англии по «открытию» Китая в конце ХVIII– начале ХIХ вв. Миссия Макартнея. Опиумная торговля английской ОИК. Движение за запрет опиума в Китае. Линь Цзэсюй.

2. Первая «опиумная» война и ее итоги. Нанкинский договор. Социально-экономические и политические последствия Первой «опиумной» войны.

3. Вторая «опиумная» война и ее итоги. Тяньцзинский договор 1858 г. Пекинские договоры 1860 г.

Тема 5. Российско-китайские отношения в Новое время.

1. Основные тенденции российско-цинских отношений и их периодизация. Различия в ведении дипломатии, доктрина Китая

2. Первый период российско-цинских отношений (1649-1689 гг.). Нерчинский договор.

3. Кяхтинский период российско-цинских отношений (1689-1842 гг.). Кяхтинский договор.

4. Российско-китайские отношения в 40-90-е гг. ХIХ в. Айгунский договор.

КИТАЙ

Империя Тан (618-907 гг.) – дальнейшее укрепление позиций Китая: захвачен ряд земель Восточно-Тюркского каганата. Джунгария и Восточный Туркестан – некоторое время становятся данниками Китая. Восстановлен Великий шелковый путь. Через Гуанчжоу по морю Китай ведет активную морскую торговлю с Ираном, Арабским халифатом, Византией, Японией. Идет активная торговля не только шелком и ремесленными изделиями, но и новым товаром – чаем.

751 г. – Таласская битва между китайцами и арабами – в случае успеха Китай мог поставить под контроль все евразийское пространство. Но он терпит поражение , его позиции в Центральной Азии и Джунгарии постепенно слабеют.

Конец IХ в. – опять образуется самостоятельное вьетнамское государство.

Империя Сун (960-1279 гг.) – Китай противостоит кочевникам (кидани, тангуты, чжурчжени терзают страну, Китай часто вынужден был откупаться данью). В Великой Степи идет формирование все новых племенных союзов. Активную миссионерскую деятельность ведут не только мусульмане, но и христиане-несториане.

Начало ХIII в. – вторжение монголов в Китай. 1215 г. – Чингиз-хан берет Пекин. 50-70-е гг. – завоевание Южного Китая. Китай становится улусом Монгольской империи. Именно в это время Китай посещает венецианский путешественник Марко Поло.

1264 г. – хан Хубилай переносит столицу монгольского государства из Каракорума в Пекин. Провозглашается империя Юань . Захвачен не только Китай, но и Корея, Манчжурия, Тибет. Покорены Империя кхмеров и Бирма.

1285 г. – вьетнамский поход монгольских завоевателей – сын хана Хубилая Туган вторгается из Китая, но был разгромлен. Монгольский флот попал в засаду – натолкнулся на заостренные вбитые в дно стволы деревьев и потом был сожжен. До ХVII в. Вьетнам существует самостоятельно. Неудачей закончились и походы монголов на Яву и в Японию.

Середина ХIV в. – монголы изгнаны из Китая.

Империя Мин (1368-1644 гг.) – укрепление страны, подчинение чжурчженей.

1405-1433 гг. – «Золотой флот» под командованием Чжэн Хэ совершает ряд экспедиций в Юго-Восточную Африку, Индию, Восточную Африку. По некоторым данным, было совершено даже морское путешествие в Европу. Однако затем флот был разломан по приказу китайского правительства, не увидевшего в нем никакой пользы.

ХVI в. – усилившаяся Япония пытается захватить Корею.

В это же время в Китай стали активно проникать западные купцы и миссионеры. Особенно активны монахи-иезуиты.

1557 г. – Португалия добивается аренды порта Макао (Аомынь).

Империя Цин (1644-1912) – возникает после завоевания Китая манчжурами. Завоевание идет полвека. За это время население Китая уменьшилось на 100 млн. чел. Манчжуры вскоре окитаились, приняли конфуцианские устои.

Конец ХVII – середина ХVIII вв. – создание системы соседних «вассальных варварских государств» - Тибет, Джунгария, Корея, Вьетнам, Монголия. При этом зависимость Вьетнама была во многом номинальной. Покорение Джунгарии идет очень кроваво – вырезано около 1 млн. чел. (95% населения), джунгары как этнос в итоге вообще исчезли. Территория Джунгарии и Кашгарии получила название Синьцзян («Новая Земля»).

60-е гг. ХVIII в. – два похода в Бирму (Мьянму) - оба раза неудачно. Тем не менее, Бирма формально признала себя данником Цинской империи и выплачивала дань (подарки императору).

Завоевания ХVII–ХVIII вв. истощали госказну Китая. На содержание армии уходило 50% бюджета страны. В конце концов, такие имперские амбиции оказались непосильными для Китая.

С ХVIII в. – политика самоизоляции - происходит «закрытие Китая» для внешнего мира.

1724 г. - изгнание из Китая католических миссионеров, католические храмы закрывались.

1757 г. - морской флот Китая сжигался, запрет внешней торговли во всех портах Китая, кроме Гуанчжоу. Но даже и в этом, «открытом», городе иностранцам не позволяли селиться в городской черте и учиться китайскому языку. Послам европейских держав, которые пытались установить отношения с Китаем, вручались ноты, в которых говорилось: «Вы должны жить так, как будто нас на этом свете нет».

Северная граница – идет активное контактирование с Россией – не всегда в мирных формах.

1685 г. – две попытки китайцев разрушить русскую крепость Албазин в Приамурье.

1689 г. – Нерчинский договор – о границе и торговле. Россия уступала Албазин и земли по левую сторону от Амура. Земли к востоку от реки Зеи остались неразграниченными.

1727 г. – Кяхтинский договор – то же самое: разграничены территории на монгольском участке российско-китайской границы

Идет активная торговля с Россией (даже после введения политики самоизоляции), при этом русские первопроходцы в Манчжурию не пускаются – на северных границах империи создан «ивовый палисад» - аналог Великой китайской стены – стоят пограничные заставы.

Такими образом, в истории Китая мы видим сразу две различные традиции внешнеполитических стратегий в отношении соседних стран – традиция окружения Китая буферными вассальными варварскими государствами (Тибет, Джунгария, Корея, Вьетнам, Монголия), а также более ранняя и типичная для всех империй традиция завоевания соседних территорий и их последующей ассимиляции. Правда, в отношении северного соседа Китаю пришлось вырабатывать некую третью стратегию, поскольку Россию нельзя было не ассимилировать, ни сделать вассалом.

Запад ищет средства, способные взорвать «железный занавес», введенный политикой самоизоляции и добиться более выгодных для себя условий торговли с богатейшим Китаем.

Начало ХIХ – Запад находит товар, дефицитный в Китае – опиум . Опиум стали курить даже чиновники. В некоторых местах наркоманами становились даже 10-летние дети. Торговый баланс резко изменяется в пользу Запада, Китай теряет драгоценные металлы. Императоры пытаются ввести запрет на торговлю опиумом.

1840-42 гг. – I опиумная война - Английский флот одержал легкую победу. Открыты еще 5 портов. Китай платит контрибуцию. Гонконг отдан в вечное владение Англии, низкие таможенные пошлины на английские товары – т.е., Китай потерял таможенную самостоятельность.

1854 г. - Англия, Франция, США и Россия потребовали от Китая полной свободы торговли внутри Китая и официального разрешения торговли опиумом. Отказ Китая вызвал новую войну.

1856–60 гг. - II опиумная война , легкая победа Запада, разграблена и сожжена столица Китая, все китайское побережье открыто для свободной торговли, были снижены пошлины, открыты новые порты и разрешена торговля опиумом.

1858 г. – Айгунский договор между Россией и Китаем – установлена граница по реке Амур. Этот договор в нашей историографии не считается к неравноправным, в китайской – считается, так как Россия в случае отказа угрожала открыть второй фронт в опиумной войне.

1860 г. – Пекинский договор - Россия присоединила к себе Уссурийский край.

В китайской элите происходит процесс осознания произошедшего. Складываются две группировки – твердолобые (консерваторы, против отправления китайских студентов за границу, только военная модернизация) и западники (за модернизацию всех сер жизни общества).

1860 г. – подозрительная смерть императора Сянфына. Вместо него на престол возведен малолетний Тунчжи.

1861 г. – дворцовый переворот , смещен канцлер-регент Су Шунь (лидер твердолобых), регентшей объявлена наложница Сянфына, мать Тунчжи знаменитая Цы Си . Западники ее поддерживают. Императрица Цы Си будет реально править в Китае вплоть до своей смерти в 1908 г. (1875 г. – Тунчжи вырос, встал вопрос о передаче ему реального правления, но вопрос стоял недолго – он умирает при странных обстоятельствах, вместо него на престол посажен племянник Цы Си Гуансюй - тоже малолетний, регентшей при нем опять была объявлена Цы Си, в 1898 г. он пытается оттеснить от власти свою тетку, но она бросает его в темницу, где он находится вплоть до своей странной смерти в 1908 г. – за несколько дней до смерти самой Цы Си, которая постоянно твердила в последние годы своей жизни: «Раньше его я не умру»).

1861-1894 гг. – проводятся модернизационные реформы - «политика самоусиления» , но в целом они велись очень непоследовательно, окружение Цы Си разъедает ужасная коррупция и казнокрадство, примером для подражания выступает сама императрица (например, в 80-е гг. за счет госказны решено создать пароходную кампанию, в результате никакой кампании создано не было – вместо этого был построен новый дворец Цы Си в форме колесного парохода). На местах укрепляются милитаристские клики , которые фактически хозяйничают в провинциях – облагают данью местных предпринимателей, содержат личные армии, строят за государственный счет заводы и фабрики, контролируя их прибыль. В этом истоки китайского милитаризма. Помимо слабости центральной власти, он был основан на аграрной перенаселенности страны – наличие большого количества «голодных ртов» в стране приводило к тому, что было очень легко навербовать собственную армию. В итоге Китай упустил свой шанс избежать колониальной участи.

Середина ХIХ в. – французская колонизация Вьетнама. 1867 г. – захвачен южный Вьетнам – образована колония Кохинхина. 80-е гг. – вторжение в северный Вьетнам. Это вызывает противодействие Китая.

1884-85 гг. – франко-китайская война – Китай терпит поражение и отступается от Вьетнама. Он становится ядром будущей колонии Индокитай.

1894-95 гг. – японо-китайская война , поражение Китая – Япония захватила Корею, Тайвань, для свободной торговли открыт внутренний Китай . Процесс превращения Китая в полуколонию усилился. Западные державы, почуяв слабость Китая, рвут его на части.

1898 г. – Германия навязывает Китаю договор об аренде на 99 лет порта Циндао в Шаньдуни, право на разработку полезных ископаемых, Циндао становится немецким военным портом. Россия – аренда на 25 лет п-ова Далянь (Дальний), основан Порт-Артур. Франция – аренда на 99 лет порта Гуанчжоуваня. Англия – на 99 лет порта Вэйхавэя. Это были опорные пункты для дальнейшей колониальной экспансии держав в Китай

Рубеж ХIХ-ХХ вв. – колониальный раздел Китая на сферы влияния : Англия – захапала себе 10 провинций в бассейне р. Янцзы, Юньнань, Гуандун, Франция – юг Китая, примыкающий к Индокитаю, Германия – Шаньдун, Япония – провинция Фуцзянь, Россия – провинции к северу от Великой Китайской стены (Манчжурия, Монголия), США – особая позиция, 1899 г. – выдвинута доктрина Хэя (политика «открытых дверей» и «равных возможностей» - не создавать сферы влияния, а равная конкуренция).

1898-1900 гг. - восстание ихэтуаней (боксеров) – оно подавляется Западом с исключительной жестокостью.

1901 г. – Боксерский протокол . На Китай наложена огромная контрибуция – с процентами 1 млрд. лян (1,5 млрд. золотых рублей)! Подтвержден раздел Китая на сферы влияния. Смертная казнь за попытку создании антииностранных обществ. В течение 5 лет не проводить экзамены на чин.

1901-1911 гг. – быстрая колонизация Китая, западные кампании занимают ключевые позиции в важнейших отраслях Китая, национальная буржуазия вытесняется финансовая система подчинена интересам держав. Капиталовложения в Китай: Англия – 38%, Россия – 17%, Германия – 16%, Япония и Франция – по 8%, США – 3%.

1904-1905 гг. – русско-японская война : Россия потеснена в Китае и Корее – Корея становится японской колонией, Россия теряет Ляодун (с Порт-Артуром) и Южную Манчжурию.

1907 г. – англо-русское соглашение о разграничении сфер влияния в Китае: Россия отступилась от Тибета, но закрепила за собой оставшиеся у нее сферы влияния в северном Китае.

1911-12 гг. – Синьхайская революция , империя Цинн низвергнута, Сунь Ятсен – временный президент китайской республики. Но фактически Китай расколот на две части: Юг – революционное правительство Сунь Ятсена, Север – власть у Юань Шикая, он опирается на старую элиту.

1912 г. – во Внешней Монголии при покровительстве России идет формирование отдельного монгольского теократического государства (1915 г. – объявлено о его автономии). Князья Внутренней Монголии (Хух-Хото) изъявляют готовность присоединиться к нему. Богдо-гэген осуществляет попытки вторжения во Внутреннюю Монголию, но китайские войска их отбивают.

Кто такой богдо-гэген с точки зрения ламаистов?

1912 г. – Россия объявляет о протекторате над Урянхайским краем (Тывой) – до этого он находился под властью Цинов (это была часть бывшей Джунгарии).

1913 г. – соглашение Юаня Шикая с международным банковским консорциумом – получает щедрый заем в обмен на новые льготы для держав и устанавливает на севере личную диктатуру.

1914 г. – Китай объявил о нейтралитете в Первой мировой войне. Однако война на его территории все-таки развернулась.

Август 1914 г. – Япония высаживает 30-тыс. армию в провинции Шаньдун, к октябрю разбивает немецкие войска, оккупирует Шаньдун, угроза Пекину

Январь 1915 г. – Япония предъявляет Китаю «21 требование» - очень наглые, фактически превращали Китай в японскую полуколонию, Запада был отвлечены войной и не придал этому значения – все были уверены, что Юань Шикай их отвергнет, но он подписал, испугавшись решительности японцев.

1916 г. – смерть Юаня Шикая, после этого фактически в каждой провинции Китая устанавливается диктатура местных военных клик – каждая клика вынуждена искать поддержку у иностранных держав, в итоге образовывались проанглийские, профранцузские, проамериканские клики, подкупаемые державами и обслуживающие их интересы. Китай фактически раскололся на отдельные области, державам это было выгодно.

Таким образом, к концу нового времени система международных отношений вокруг Китая, функционирующая на протяжении многих веков, была практически уничтожена и заменена колониальной системой отношений с империалистическими державами.

В середине XVII в. китайское общество испытывало сильнейшие потрясения, связанные с крестьянской войной 1628-1645 гг. и длительной всенародной борьбой против маньчжурских завоевателей. Крестьянская война являлась следствием тех сдвигов в экономике, которые явственно обозначились в последнее столетие правления Минской династии. В этот период чрезвычайно ускорились процессы концентрации земли в руках феодалов, обезземеления крестьян, превращения их в издольщиков, жизненный уровень которых непрерывно понижался ввиду кабальных условий аренды, роста налогов и повинностей, увеличения зависимости крестьян от ростовщического капитала.

Династия Цин правила в Китае с 1644 по 1911 гг. Начиная с основателя династии императора Нурхаци вплоть до последнего императора Пу И всего за эти годы правило 12 императоров. Если считать с того времени, когда маньчжурская армия Цинов покорила заставу Шанхайгуань до революции 1911 года, династия Цин правила на протяжении 268 лет.

В период своего расцвета площадь цинской империи превышала 1 тыс. 200 кв. км. В 1616 году Нурхаци основал государство Поздняя Цзинь, а в 1632 году император Хуан Тайцзи переименовал свое государство в Цин. В 1644 году Ли Цзычэн во главе крестьянского восстания сверг династию Мин, а последний минский император Чун Чжэнь покончил с собой. Цинская армия, воспользовавшись сложившейся ситуацией, вторглась в приделы Китая и подавила крестьянскую войну. Столицей новой династии Цин стал Пекин. После этого Цины подавили локальные крестьянские восстания в различных уголках страны, они также расправились со всеми, кто все еще поддерживал Мин. Таким образом, Цин вела борьбу за объединение Китая.

В период ранней Цин с целью смягчить классовые противоречия были приняты меры, которые касались поощрения освоения целинных земель и снижения налогов. Это оказало определенный импульс на экономическое развитие внутренних и приграничных районов. В середине 18 в. в Китае наблюдался экономический подъем, этот расцвет экономики в научной литературе приобрел название периода «Кан-Юн-Цянь» (Кан, Юн и Цянь- это первые иероглифы в именах трех цинских императора, которые правили в то время, т.е. Канси, Юнчжэн и Цяньлун). Цинская администрация в то время всеми силами укрепляла режим централизованной власти. В конце 18 века население династии Цин составляло около 300 млн. человек.

В 1661 году знаменитый цинский военачальник Чжэн Чэнгун во главе военно-морской аркады пересек Тайваньский пролив, одержал полную победу над голландцами, которые колонизировали Тайвань в течение 38 лет. В начале 1662 года голландские колонизаторы сдались в плен, Тайвань вернулся в лоно Родины.


В конце 16 века Российская империя расширяла границы своих владений на Восток. Когда Цинская армия прибыла в район восточной пограничной заставы Царская Россия, пользуясь случаем, оккупировала города Кяхта и Нерчинск. Цины настоятельно потребовали от России вывести войска с китайских территорий. В 1685 и 1686 гг. император Канси издал два указа об осаде российских войск в районе Кяхты. Российская сторона была вынуждена согласиться на переговоры относительно восточного участка границы между Китаем и Россией. В 1689 году представители обеих сторон провели переговоры в Нерчинске, и заключили первый официальный договор о границе – «Нерчинский договор».

В период правления императора Цяньлуна было подавлено сепаратистское восстание в Кашгарии. Цяньлун принял ряд мер, которые касались развития экономики, культуры и инфраструктуры в приграничных районах.

Цинское правительство развивало экономику аграрного типа, культура и идеология отличались насаждением феодальных норм морали и ритуала. Цины боролись со всяческим инакомыслием со стороны интеллектуальной элиты общества того времени, а в сфере внешних сношений Цины стремились слепо отгородиться от внешнего мира.

Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Европейская колонизация почти не затронула империю. Католические миссионеры играли заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, после чего христианские церкви были постепенно закрыты, а миссионеры - высланы из страны. В середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.

В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.

Вассалом империи Цин была Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян («Новая граница»). После ряда походов маньчжуро-китайской армии против Тибета это государство в конце XVIII века попало в зависимость от Цинской империи. Войны Цинской империи против Бирмы (1765-1769) иВьетнама (1788-1789) оказались неудачными и закончились поражением цинских войск.

Одновременно осуществлялась экспансия на север и северо-восток, что неминуемо привело к конфликту с Россией в Приамурье. В течение двух веков территория империи Цин увеличилась более чем вдвое. Важно отметить при этом, что Цинская империя - не Китай: последний был лишь одной из её частей.

В империи Цин любые официальные представители иностранных государств рассматривались исключительно как представители вассальных государств - реальных или потенциальных.

6.Англо-китайские («опиумные») войны. Проникновение европейских государств в США и Китай. Неравноправные договоры 1842-1844 гг.

Англо-китайские опиумные войны были прямым результатом политики изоляции и ограничения торговли Китая с Западом. Попытки конфуцианского Китая исключить пагубное влияние иностранных идей привело к значительному ограничению торговых возможностей. До 1830-го года в стране был всего лишь один, доступный иностранным купцам порт – Гуанчжоу (Кантон), и только один товар, которым китайцы позволяли торговать – серебро. Британские и американские торговцы, желая исправить то, что они называли «торговый дисбаланс» решили импортировать один продукт, который китайцы сами не производили, но очень хотели иметь – опиум.

Прибыв в Гуанчжоу в марте 1839 года, Линь Цзэсюй потребовал от англичан и американцев сдачи всего опиума, а когда те отказались подчиниться - блокировал войсками территорию иностранных факторий и отозвал с них китайский персонал. Опиеторговцам пришлось сдать весь запас наркотика, который был полностью уничтожен по приказу Линь Цзэсюя. После этого император решил поставить «варваров» на колени, объявив империю Цин с декабря 1839 года «закрытой» для всех коммерсантов из Англии и Индии. Все британские дельцы, их товары и корабли в январе 1840 года были удалены из Гуанчжоу. В Лондоне «закрытие» китайского рынка сочли благоприятным поводом для войны с империей Цин. Мобильности и огневой мощи англичан Цинская империя могла противопоставить по сути средневековое войско, вооружённое в основном холодным оружием. Командный и рядовой состав «восьмизнамённых» и «зеленознамённых» войск находился на уровне XVII века.

В марте 1840 года Лондон направил в империю Цин эскадру и десантные войска. В Индии они пополнились новыми судами и сипайскими частями. В июне эскадра и экспедиционный корпус прибыли в устье реки Чжуцзян и блокировали его. В начале августа 1842 года англичане подошли к Нанкину, угрожая штурмом. Здесь, под стенами южной столицы, они фактически продиктовали запуганным чрезвычайным эмиссарам императора условия мира. 29 августа на борту английского военного корабля «Корнуэллс» был подписан т. н. «Нанкинский договор».
Согласно договору, порты Гуанчжоу, Сямэнь, Фучжоу, Нинбо и Шанхай объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Корпорация «Гунхан» упразднялась. ОстровГонконг переходил в «вечное владение» Великобритании. Пекин должен был уплатить Англии возмещение за опиум, долги купцов «Гунхана» и контрибуцию - всего 21 миллион долларов. Империя Цин лишалась таможенной автономии, а пошлины не должны были превышать 5 % стоимости товара. Договор стал первым неравноправным договором в новой истории империи Цин. Позже, в октябре 1843 года, Великобритания в Хумэне навязала Пекину «Дополнительное соглашение о торговле в пяти портах». Последнее устанавливало для английских подданных право экстерриториальности и вводило консульскую юрисдикцию, то есть подсудность английским консулам, а не цинскому суду. Англичане получали возможность создать в «открытых» портах свои сеттльменты. Великобритании предоставлялось также право «наибольшего благоприятствования», то есть все привилегии, которые в будущем могла получить другая держава в империи Цин, автоматически распространялись на Великобританию.

Вслед за Англией, в империю Цин устремились другие западные державы, поспешившие воспользоваться поражением Пекина. Китай был вынужден подписать в июле 1844 года в Ванся договор с США. Этим документом на американцев распространялись права, полученные англичанами по Нанкинскому договору и Хумэньскому соглашению. В октябре 1844 года был подписан франко-китайский договор. Сверх уже полученных Англией и США привилегий, он предусматривал право католической церкви вести в империи Цин миссионерскую пропаганду, ставшую одним из средств идеологической экспансии Запада. Опираясь на неравноправные договоры, иностранцы стали осваиваться в «открытых» портах. Их основными оплотами стали Гонконг и Шанхай, тогда как в Гуандуне сопротивление захватчикам не прекратилось.

Отношения между Соединенными Штатами и Китаем омрачаются двойственной позицией Америки. С одной стороны, курс в отношении этой страны может служить, пожалуй, наиболее ярким примером последовательности американской внешней политики, независимо от того, какая из партий находится у власти. Уже семеро американских президентов, начиная с Ричарда Никсона (Richard Nickson), неизменно подтверждают важность сотрудничества с Китаем и собственную приверженность политике "единого Китая" - даже несмотря на некоторые "зигзаги" в первое время после прихода к власти администраций Рейгана, Клинтона и Джорджа У. Буша.

Президент Буш, а также госсекретари США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и Колин Пауэлл (Colin Powell) характеризовали нынешние отношения с Китаем как самые лучшие с начала сближения с Пекином в 1971 г. Два президента - Буш и Ху Цзинтао - планируют обменяться визитами, а также провести несколько встреч в рамках международных форумов.

Однако на поверхность неожиданно вновь выплыл двойственный подход. Официальные лица, депутаты конгресса и средства массовой информации выступают с нападками на политику Китая в самых разных сферах - от валютного курса до наращивания Пекином своей военной мощи, причем во многих случаях это делается таким тоном, словно Китай находится на положении условно освобожденного преступника. Многие считают "взлет" Китая самой серьезной угрозой безопасности США.

Перед тем, как обосновать необходимость удержать наши отношения от превращения в обмен колкостями, оговорюсь, что консалтинговая фирма, которой я управляю, обслуживает клиентов, имеющих деловые интересы по всему миру, в том числе и в Китае. Кроме того, в начале мая я провел неделю в этой стране - по большей части в качестве гостя китайского правительства.

В течение нескольких ближайших десятилетий взлет Китая, как, собственно, и всей Азии, приведет к существенному переустройству системы международных отношений, причем центр притяжения в международных делах постепенно смещается с Атлантического региона, где он располагался последние три столетия, по направлению к региону Тихоокеанскому. Именно в Азии сегодня расположены самые динамично развивающиеся страны, в чьем распоряжении появляется все больше возможностей воплощать в жизнь собственные представления о национальных интересах.

Довольно часто усиление политической роли Китая на международной арене сравнивают с аналогичным ростом влияния Германской империи в начале 20 века, подразумевая при этом, что между Китаем и США неизбежна стратегическая конфронтация и, в таком случае, самое лучшее, что могут сделать Соединенные Штаты - как следует к подобной конфронтации подготовиться. Это заключение столь же опасно, сколь и неверно. Система международных отношений, сложившаяся в Европе в 19 веке предусматривала, что в конечном итоге крупные державы отстаивали свои интересы силой. В каждой из этих стран считали, что война будет недолгой, и закончится улучшением ее собственного стратегического положения.

Только безответственный человек может заниматься подобными расчетами в условиях глобализации и ядерной эпохи. Война между крупными державами сегодня стала бы катастрофой для всех ее участников; победителей в ней быть не может, а по сравнению с масштабом послевоенного восстановления причины, вызвавшие подобный конфликт, покажутся просто ничтожными. Любой из лидеров, столь беззаботно ввергнувших свои страну в мировую войну 1914 г., содрогнулся бы в ужасе, если бы мог представить себе, каким будет мир в 1918 г. - после ее окончания.

Еще один особый фактор, способствовавший возникновению конфронтации на международной арене в начале 20 века, был связан с провокационным стилем германской дипломатии. В 1900 г. коалиция между Россией, Францией и Британией казалась абсолютно невозможной - столько противоречий существовало между ними. Тем не менее, через 14 лет такая коалиция стала реальностью - благодаря агрессивной дипломатии Германии: наращивая военно-морскую мощь, она бросила вызов Англии, а Россию и Францию всячески старалась унизить - первую в ходе боснийского кризиса в 1908 г., а вторую - во время марокканских кризисов 1905 и 1911 г.

Однако реализация имперских амбиций военными средствами - не в стиле Китая. Клаузевиц, ведущий военный теоретик Запада, в своих трудах сосредоточивает внимание на подготовке и проведении генерального сражения. Столь же видный китайский теоретик Сун Цзы, подчеркивает необходимость ослабить противника психологически. Китай достигает своих целей за счет терпения, тщательного изучения и учета малейших тонкостей вопроса - эта страна крайне редко идет на радикальное обострение конфликта.

Неправильно было бы и рассматривать Китай как нынешний аналог Советского Союза и применять к нему политику военного сдерживания, принятую в период "холодной войны". Советский Союз был наследником имперской традиции - именно эта политика за период между царствованием Петра Великого и окончанием второй мировой войны превратила небольшое Московское государство в российскую державу, простирающуюся до центра Европы. Китайское же государство, по сути, уже 2000 лет существует в своих сегодняшних границах. Российская империя управлялась силовыми методами, Китайская - за счет следования культурным традициям, подкрепленного значительной мощью государства, не выходившей на первый план. В конце второй мировой войны государства, граничившие с Россией, были крайне ослаблены, и она неразумно прибегла к политике оккупации и запугивания, в долгосрочном плане превышавшей ее возможности.

В Азии же сложилась совершенно иная стратегическая ситуация. При разработке политического курса в этом регионе Соединенным Штатам не следует сосредоточивать все внимание на военной программе Китая. Китай, несомненно, наращивает свои вооруженные силы, которым уделялось недостаточно внимания в ходе первого этапа экономических реформ. Но даже по максимальным оценкам, военный бюджет Китая составляет лишь 20% американского; он едва превышает военный бюджет Японии (если вообще превышает), и уж несомненно, намного уступает совокупным военным расходам соседних стран - Японии, Индии и России.

Не стоит забывать и о модернизации вооруженных сил Тайваня с американской помощью, на основе решений, принятых в 2001 г. Россия и Индия уже обладают ядерным оружием. При возникновении кризиса, угрожающего существованию Японии эта страна также в короткие сроки способна обзавестись подобным оружием - а если проблема с ядерной программой Северной Кореи не будет решена, то она может сделать это вполне официально. Когда Китай говорит о своем стремлении к международному сотрудничеству и отрицает какие-либо планы военной конфронтации, речь здесь идет не столько о его предпочтениях, сколько о признании стратегических реалий. Если в среднесрочной перспективе Китай и будет представлять какую-то опасность, то она, вероятнее всего, будет носить политический и экономический, а не военный характер.

Исключение составляет тайваньский вопрос: именно его зачастую называют в качестве "катализатора" потенциального конфликта. Такое действительно может произойти, если обе стороны отбросят в сторону сдержанность, характеризующую взаимоотношения США и Китая по этому вопросу уже не один десяток лет. Однако такое развитие событий далеко не неизбежно. Почти все страны - и все крупные державы - признают позицию Китая, заключающуюся в том, что Тайвань - неотъемлемая часть страны. Так же поступили и уже семь президентов Соединенных Штатов, причем представлявших обе партии, и никто не был в этом вопросе столь однозначен, как нынешний президент Джордж Буш.

Обеим сторонам удается искусными маневрами успешно преодолевать последствия разногласий по Тайваню. В 1972 г. Пекин согласился на визит президента Никсона даже несмотря на то, что Соединенные Штаты в то время признавали Тайбэй в качестве столицы всего Китая. Не помешала эта ситуация и визиту следующего президента - Джеральда Форда (Gerald Ford) - в 1975 г. И это при том, что официальные дипломатические отношения между двумя странами были установлены только в 1979 г. Несмотря на значительные американские поставки оружия Тайваню, отношения между США и КНР неуклонно улучшались, поскольку они основываются на трех "опорах": признании со стороны США принципа "единого Китая" и их отрицательного отношения к провозглашению независимости Тайванем; понимании Пекином того факта, что с точки зрения Соединенных Штатов тайваньский вопрос должен решаться только мирными средствами и готовности Вашингтона отстаивать этот принцип; а также сдержанности с обеих сторон, позволяющей избежать эскалации напряженности в Тайваньском проливе.

Сегодня задача состоит в том, чтобы обеспечить переговорный процесс по тайваньскому вопросу. Недавние визиты в Пекин глав двух из трех крупнейших партий Тайваня, возможно, являются прелюдией к такому процессу. Целесообразными представляются и переговоры о сокращении военных группировок в Тайваньском проливе.

С точки зрения общего баланса сил, многочисленное и весьма образованное население Китая, его огромные рынки, а также растущая роль в мировой экономике и глобальной финансовой системе обещают миру со стороны набирающего международное влияние Китая как новые возможности, так и новые риски. Однако любому, кто не стремится изначально уничтожить Китай как единый функционирующий организм, видно, что подобные возможности заложены в тех самых глобальных экономических и финансовых процессах, которые Америке до настоящего времени удавалось столь успешно развивать.

Истинные намерения Китая станут ясны тогда, когда он встанет перед выбором между сотрудничеством в общих интересах и попыткой использовать свое возросшее влияние для выдавливания Америки из Азии. Как бы ни парадоксально это звучало, самая лучшая стратегия противостояния чужой гегемонии состоит сейчас в том, чтобы поддерживать тесные связи со всеми крупными странами Азии, включая и Китай. В этом смысле азиатский подъем станет для Америки проверкой на конкурентоспособность в зарождающемся сегодня новом мире - особенно в странах Азии. Традиционная цель США - недопущение чьей-либо гегемонии в азиатском регионе (в Шанхайском коммюнике 1972 г. она была провозглашена как совместная цель Америки и Китая) - сохраняет актуальность. Однако осуществлять ее придется прежде всего политическими и экономическими средствами - пусть и подкрепленными военной мощью США.

В случае конфронтации между США и Китаем подавляющее большинство азиатских стран постарается не становиться на ту или иную сторону. Однако, в то же время, у них в принципе больше оснований для того, чтобы добиваться построения многосторонней системы международного устройства в регионе совместно с Америкой, а не развивать исключительно азиатский национализм. В этих странах никто не хочет видеть себя продуктом, сделанным по американскому образцу. Индия, например, считает, что с Америкой ее объединяют серьезные общие интересы в противостоянии радикальному исламу, некоторых аспектах борьбы с распространением ядерного оружия и обеспечении устойчивости Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Ей незачем придавать этим общим задачам идеологизированный характер или антикитайскую направленность. Она не видит никакой непоследовательности в одновременном улучшении отношений с Соединенными Штатами и объявлении о заключении стратегического партнерства с Китаем. Что же касается Америки, то ее заявления в духе идеологического "крестового похода" и приверженность политике сдерживания по образцу Холодной войны могут лишь способствовать подобным жестам со стороны Дели и Пекина. Кроме того, они способны вызвать взрыв возмущения среди мусульманского населения Индии.

Китай добивается углубления сотрудничества с США, преследуя свои же собственные интересы, чему есть множество причин. Среди них и сокращение разрыва между развитыми и еще развивающимися районами Китая, настоятельная необходимость приспосабливать политическую систему ко все ускоряющемуся ходу экономической и научно-технической революции, и потенциально катастрофический удар, который "холодная война" с Америкой может нанести по непрекращающемуся пока повышению уровня жизни, от которого зависит легитимность власти. Однако из этого ни в коем случае не следует, что ущерб, который понесет Китай в случае начала "холодной войны", что-либо даст Америке. Такая политика не найдет особой поддержки в Азии. Азиатские страны не перестанут торговать с Китаем. Что бы ни случилось, Китай никуда не исчезнет. Заинтересованность Америки в поддержании сотрудничества с Китаем связана с тем, что это будет способствовать стабильности на международной арене.

Политика превентивных действий не имеет смысла, когда имеешь дело со страной такого масштаба, как Китай. Мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы будущие поколения китайцев рассматривали США как своего постоянного и заклятого врага. Аналогичным образом и Китаю совершенно незачем, чтобы в Америке его считали государством, сосредоточенным исключительно на собственных узких внутриполитических или региональных интересах.

Своего рода "лакмусовой бумажкой" в этом отношении является вопрос о ядерном оружии Северной Кореи. Зачастую его преподносят как пример неспособности Китая полностью реализовать собственные возможности. Но каждый, кто знаком с политикой, которую Китай проводил в последние десять лет, понимает, что в Пекине значительно усилилась заинтересованность в ликвидации ядерного арсенала Северной Кореи. Терпение, которое он проявляет в этом вопросе, раздражает некоторых американских политиков, но отчасти в этом проявляется реальный факт - для Китая северокорейская проблема выглядит куда многограннее, чем для Соединенных Штатов. Америка сосредоточивает внимание на северокорейском ядерном оружии; Китай волнует перспектива хаоса в соседней стране. Эти разные заботы, однако, нельзя считать несовместимыми; однако, они, возможно, потребуют расширения рамок дискуссий, чтобы те охватывали не только Северную Корею, но и всю Северо-восточную Азию.

Важно учитывать и психологию обеих сторон. Китаю следует осторожно подходить к политическим шагам, могущим быть направленными на выдавливание Америки из Азии, а также к таким важным для США вопросам, как соблюдение прав человека. С другой стороны, это должно оказывать влияние на гибкость и широту позиции Америки в отношении Китая. Америке необходимо понять, что любой угрожающий тон в отношениях с Китаем будет ассоциироваться в Пекине с пренебрежением со стороны империалистических держав прошлого. Вряд ли таким тоном следует говорить со страной, сохранявшей самостоятельное управление в течение четырех тысяч лет.

В начале нового века отношения между Китаем и Соединенными Штатами смогут во многом определить, будут ли наши дети жить под еще большей угрозой, чем в 20-м веке, или же мы оставим им в наследство новый мировой порядок, в котором учитывается стремление всех людей к миру и прогрессу.

("The Guardian", Великобритания)

("La Vanguardia", Испания)

("The International Herald Tribune", США)

("The Washington Post", США)

("Christian Science Monitor", США)

("The Wall Street Journal", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Наблюдая за политикой США в Европе и Азии, можно предположить, что Арабская весна, война в Ираке, майданы в Тегеране и Киеве, а так же санкции против России являются элементами глобального плана по изоляции Китая.

Американцы пытаются построить вокруг Китая «великую стену хаоса», отрезав его от мира и похоронив его планы построить Новый Шёлковый путь.

Проект Нового Шёлкового пути является главным элементом экономической и геополитической стратегии Китая. Обычно, когда говорят о нём, имеют в виду создание транспортных коридоров, которые свяжут Китай и Европу. Однако это не просто набор железнодорожных и морских путей, но ещё и способ экономической интеграции, своего рода «глобализация по-китайски».

Вот как описывают Новый Шёлковый путь китайские государственные СМИ:

Это геополитический экономический мега-проект, во главе которого стоит не только Китай. Здесь речь не идет о создании какого-то союза или гегемонии, о вмешательстве во внутреннюю политику стран, провозглашается взаимодействие на базе экономического сотрудничества и консультаций. Нет какого-то графика, есть только постепенное движение вперед, всему свое время. Нет закрытости и консерватизма, есть взаимное уважение и толерантность. Без сомнения, строительство Экономического пояса Шелкового пути соответствует стремлению евроазиатских стран к экономическому развитию, расширению потребностей и интересов в экономическом взаимодействии.

Давайте посмотрим на самую свежую карту этого мега-проекта, которая появилась в South China Morning Post:

Бело-серая линия, которая проходит через Сычуань, Астану, Москву и идет до Дуйсбурга в Германии — трансазиатский железнодорожный коридор, который должен обеспечить быстрый товарообмен в треугольнике Китай — Россия — ЕС.

Красная линия, которая проходит через Ирак, Иран, Индию, Малайзию и идёт до китайских портов — морской сегмент, который должен обеспечить китайские потребности в нефти.

Конфигурация маршрутов может меняться, но общий план уже понятен. Очевидно, что для США крайне невыгодно укрепление интеграции Европы и Азии, а сам Новый Шёлковый путь абсолютно несовместим с американской стратегией сдерживания Китая. Если посмотреть на карту через призму американских интересов, то самым логичным способом противодействия укреплению позиций Китая является изолирование его от Европы, от России и от доступа к энергоресурсам.

Посмотрим на морской сегмент (красную линию) Нового Шёлкового пути:

1. Как только китайские нефтяные компании начали выигрывать тендеры на добычу нефти в Ираке, а иракское правительство начало активно сближаться с Китаем, в стране разразилась настоящая гражданская война. Теперь китайские планы по увеличению импорта нефти из Ирака придется отложить надолго.

2. США душат Иран санкциями, причем дело не только в ядерной программе этой страны, но и в желании Тегерана торговать своей нефтью и газом без использования доллара. Сейчас Вашингтон пытается достичь с Тегераном какого-то компромисса в рамках международного переговорного процесса, но шансы на это не очень велики. Иранские лидеры помнят, как американцы поддержали «цветную революцию» во время последних выборов в Иране, и навряд ли захотят повторить судьбу Януковича.

В остальных находящихся на морском сегменте Нового Шелкового пути странах пока тихо. Только вот малайзийские самолеты часто исчезают или падают.

Трансазиатский железнодорожный сегмент тоже не обошелся без внимания американцев. В Китае он проходит через Синьцзян-Уйгурский автономный район — это такая 22 миллионная китайская Чечня, Ингушетия и Дагестан в одном флаконе. Там регулярно происходят теракты с человеческими жертвами, а иногда начинаются настоящие бунты. В этом регионе действуют группы уйгурских исламских террористов, которые борются за создание независимого государства.

Легко догадаться, что их борьба находит понимание и негласную поддержку в США, которые делают вид, будто очень озабоченны соблюдением прав человека в этом регионе. Сепаратистские группы открыто спонсируются такими известными американскими организациями как Национальный фонд демократии (NED) и Международный республиканский институт (IRI). Совсем неудивительно, что американские организации, которые являются главными спонсорами антироссийских структур и политиков, занимаются аналогичными действиями и в Китае.

Главным элементом Нового Шёлкового пути является Россия. Без неё практически невозможно организовать эффективную наземную доставку грузов между Китаем и Европой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: с 2008 года работает совместное предприятие Deutsche Bahn и РЖД — Trans Eurasia Logistics. В 2011 году удалось запустить первые ежедневные товарные поезда из Германии в Китай. Для того, чтобы эта часть Нового Шёлкового пути заработала в полную силу, теперь нужно сделать серьезные инвестиции в развитие российских железных дорог. Американские эксперты уже давно следят за этой ситуацией. Еще в 2008 году эксперт Сергей Благов из Jamestown Foundation (американской организации, созданной в своё время для поддержки советских диссидентов) писал о том, что Россия хочет стать транзитной сверхдержавой.

Если посмотреть на текущую политическую ситуацию с точки зрения американского противодействия Новому Шёлковому пути, можно увидеть важную цель, которую преследует Вашингтон в своих попытках окончательно рассорить Москву и Брюссель. Если между Россией и ЕС встанет новый железный занавес, и если уровень санкций дойдет до полного разрыва экономических отношений, то не только Россия, но и Китай окажутся отрезанными от Европы. Единственной ниточкой, которая будет связывать Китай и ЕС, останется морской путь через Суэцкий Канал, а этот путь легко перекрыть или сделать крайне ненадежным при помощи потрясений в Египте или (в крайнем случае) при помощи американского флота.

Несмотря на все усилия Госдепа, европейские санкции по отношению к России пока смотрятся попытками усидеть на двух стульях: не порвать отношения с Россией, но и не нарваться на проблемы с США. Если стратегия изоляции России и Китая не увенчается успехом, то уже в обозримом будущем мы станем свидетелями запуска беспрецедентной экономической интеграции Европы и Азии, а Соединённые Штаты — центр мировой талассократии — будут вытеснены на обочину глобального экономического развития.