15.09.2019

Ведущие мотивы учебной деятельности в подростковом возрасте. Особенности формирования мотивации учебной деятельности у старших подростков


Учебную мотивацию мы определили как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (Маркова А.К.). Учебная мотивация включает в себя систему мотивов, являющихся побудителями к учебной деятельности и включающая в себя:

Познавательный процесс

Интерес

Стремление

Мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Так, Маркова А.К. отмечает, что становление мотивации "есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними" [Формирование…, 1986. c. 14]. Она делит учебные мотивы на две группы:

1) Динамические, которые связаны с психофизическими особенностями ученика (устойчивость мотива, его сила, эмоциональная окраска и т.п.).

Учебная мотивация характеризуется целым рядом факторов:

1) Характером образовательной системы

2) Спецификой учебного предмета

3) Личностными особенностями учителя

4) Организацией учебного процесса

5) Личностными особенностями ученика (пол, возраст и т.п.).

6) На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

7) В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:

С ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;

С ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;

С ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.

8) Эти группы мотивов описаны в психологических исследованиях. В нашем исследовании мы будем рассматривать учебную мотивацию в подростковом возрасте. Четких границ физического возраста человека, относящегося к категории «подросток» нет, поскольку в разных исследованиях указываются различные цифры. Так, известный психолог Д. Б. Эльконин подразделял подростковый возраст на младший (12-14 лет) и старший школьный возрасты, который также в литературе упоминается как «ранняя юность» (15-17 лет). Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения считает, что подростками следует считать людей в возрасте от 12 до 19 лет. По мнению исследователей, особенности учебной мотивации детей подросткового возраста тесно связаны с их возрастными особенностями. Поэтому, для перехода к практической части работы, нам необходимо дать характеристику основных возрастных особенностей подросткового возраста. Д.Б. Эльконин выделял три следующие основные особенности данного возрастного периода:

1) Социальная ситуация развития. В подрастковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в этом общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм и т.п. Подросток гораздо более подвержен оценке сверстников, нежели родителей и учителей, он желает казаться взрослым, но по-прежнему остается в глазах родителей и учителей ребенком. При всем этом повышаются требования к подростку во время процесса получения образования.

2) Ведущая деятельность. В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития, подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности. Поврот на себя происходит также и в учебе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д.Б. Эльконин выделяет учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

3) Новообразования. Отечественная психология считает основным новообразованием подросткового возраста развитие самосознания (внутреннего ощущения себя индивидуальностью). Но далеко не все ученые разделяют эту позицию. По мнению Д.Б. Эльконина, центральным новообразованием следует считать, так называемое, чувство взрослости. В этом возрасте формируются и другие немаловажные качества личности, например, рефлексия.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняя друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность: одни из них ведущие, другие второстепенные.

Наиболее важными в подростковом возрасте являются мотивы обучения, связанные с возрастными особенностями. Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновением у школьника стойкого интереса к определенному предмету, что связано с его личными интересами. Однако, на фоне этого наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: они переходят от внутренних к внешним. Особенностью учебной мотивации у подростков также является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке. При этом у подростков становится все более выражена в оценке собственной личности самим собой и, что более важно, окружающими, что влияет на учебную мотивацию. Следствием этого, по мнению психологов, являются их обидчивость, ранимость, «вялая» мотивация, эмоциональная реакция на замечания со стороны учителей и т.д.

Так, Маркова А.К. выделила две группы особенностей подростка, способствующих становлению мотивации учебной деятельности и препятствующих этому: благоприятные и негативные. Благоприятными мотивами, по мнению этого исследователя, являются:

· Потребность во взрослости (нежелание подростка считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к другому человеку, миру и т.д.).

· Общая активность подростка (подросток желает включаться в различные виды деятельности на одинаковых правах со взрослыми и/или сверстниками).

· Желание индивида на основе мнения другого человека осознать и принять свои личностные особенности

· Стремление к самостоятельности

· Стремление к расширению кругозора

· Развитие специальных навыков и способностей

Негативная мотивация к обучению, по мнению Марковой А.К. вызваны следующими причинами:

· Незрелость оценок своей личности приводит к конфликтным ситуациям со взрослыми и/или сверстниками

· Стремление «быть взрослым» вызывает внешнее безразличие к мнению людей, хотя оно остается наиболее важным компонентом мотивационной сферы подростка

· Устойчивое мнение о том, что некоторые из предметов, изучаемых в школьном курсе, «не пригодятся в реальной жизни».

· Избирательный интерес к одним учебным дисциплинам оказывает влияние на недостаточную успеваемость по другой учебной дисциплине.

Что касается старшего школьного возраста, то здесь мотивы обучения немного отличаются. Здесь на первый план выходят такие особенности, которые связаны с социальным становлением личности в обществе. Мотивы учения старшеклассников тесно связаны с подготовкой к профессиональной деятельности. Так, Божович Л.И. считает, что у подростков мотивы обучения связаны с настоящей, а у старших школьников с будущей жизнью. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план.

Вывод по первой главе

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) Мотив - это система образований, имеющая свою собственную структуру.

2) Учебная мотивация - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

3) Учебная мотивация подростков характеризуется:

· Влиянием оценочных суждений окружающих на учебную мотивацию

· Влиянием личных интересов, стойкого отношения к определенному предмету на учебную мотивацию

· Влиянием моральных взглядов, суждений, оценок подростков на учебную мотивацию

· Влиянием стремления к самостоятельности на учебную мотивацию

· Влиянием стремления расширения кругозора на учебную мотивацию

· Влиянием развития специальных умений и навыков на учебную мотивацию

· Влиянием связи учебных дисциплин с реальными жизненными ситуациями на учебную мотивацию.

Таким образом, изучив теоретические аспекты мотивационной сферы личности и учебной мотивации подростков, мы перешли к практической части нашего исследования.

Вопросы учебной мотивации подростков

Цель: рассмотрение вопросов учебной мотивации подростков.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация подростка – это то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

Во-вторых, - организацией образовательного процесса;

В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

В-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Виды мотивов

Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Учебная мотивация подростков

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости. К этому возрасту относят школьников 11(12)-15(16) лет. За это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать :

· пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

· пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

· недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

· ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

· слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

· несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

· недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. · недостаточное развитие мотивационной сферы.

Формирование мотивации учения

Подростковый возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности . Но, перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения надо изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень мотивации, на который можно опереться.

В работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны.

Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности, а у другого - средние, но большие побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат деятельности средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ребенка.

При изучении ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно - познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:

  • Отношение к предмету. Содержанию, процессу, результату учебно- познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;
  • Характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса. Который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу,
  • Способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.

В своей педагогической практике использую следующие методики по изучению мотивации учебной деятельности:

Методика изучения мотивации обучения школьников М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой. Методика включает 4 вопроса, на каждый из которых предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество балов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

внешний мотив – 0 баллов;

игровой мотив – 1 балл;

получение отметки – 2 балла;

позиционный мотив – 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

учебный мотив – 5 баллов.

Баллы суммируются, затем по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения: от очень высокого (I) до низкого (V)

Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса

Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова

Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна

А теперь, используя автоматизированную систему анализа и оценки личностных результатов, будет легче все это прослеживать.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учебной деятельности:

· прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

· подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

· формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

· контроль используется как средство мотивации учащихся.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).
К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

· новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

· демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.

Подросток должен понимать, где ему могут пригодиться полученные в школе знания, понимать, какие его социальные потребности они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении тех или иных предметов. Взрослые должны поддерживать веру ребенка в то, что знания полезны, что они нужны ему для жизни, что умным и образованным быть лучше, а не порождать в душе ребенка сомнения в ценности образования.

Необходимо также развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения. Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе. Речь, манера общения с классом, такт- все это важно для общения с учащимися подросткового возраста.

Школьная мотивация будет высокой тогда, когда будут работать вместе педагоги, психологи, администрация, родители и, конечно же, ребенок.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 212 с.

5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

6. Е. Е. Сапогова «Психология развития человека», М.: 2001г.


Проблемы учебной мотивации подростков и пути решения.

Маркова Светлана Владимировна,

педагог-психолог

МАОУ города Иркутска гимназии №2.

Проблема учебной мотивации – одна из основных, с которой приходится работать школьному психологу. Случается, что по тем или иным причинам ребенок начинает учиться хуже, чем позволяют его способности, теряет интерес к учебе.

Почему это происходит, что с этим делать? Родители и учителя, перед которыми встают эти вопросы, часто ощущают себя бессильными. Где кроются истоки проблемы, чем можно помочь ребенку в подобной ситуации, какова роль психолога, учителя, родителей в решении этой непростой задачи, - об этом статья, которую я предлагаю вашему вниманию.

Учеба - основной вид деятельности ребенка школьного возраста. Успеваемость на сегодняшний день является главным критерием оценки деятельности учащегося. Когда речь идет о причинах снижения успеваемости, уместно рассмотреть два момента: первый связан со способностями, а второй – с мотивацией.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения.

Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию.

Определим мотивацию «как совокупность причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Мотивация, как таковая, имеет многоплановую структуру, включающую личностный смысл, виды мотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из этих составляющих имеет определенное значение в формировании учебной мотивации ребенка.

Смысл учения (внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу) складывается из следующих моментов: 1) осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; 2) понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку. Из исследований психологов известно, что при осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Таким образом, смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

Что касается видов мотивов, то существует несколько вариантов их классификации. Мотивы могут быть познавательные и социальные, внешние и внутренние, направленные на достижение успеха или на избегание неудач. Знание того, какие именно мотивы преобладают, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности конкретного ребенка, может стать хорошим инструментом в работе с его мотивацией.

Так, мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью. Это, прежде всего, интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя. Например, если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.

Также разделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.

Согласно еще одному варианту классификации мотивов учебной деятельности, у ребенка может присутствовать одна из двух тенденций мотивации: мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

У школьника, мотивированного на избегание неудачи, цель, как правило, заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие дети не уверены в себе, боятся критики, учебная деятельность часто вызывает у них отрицательные эмоции, лишь только они столкнутся с какими-то сложностями.

Важное значение имеет еще одна составляющая учебной мотивации - целеполагание. Целеполагание подразумевает умение ребенка ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Также самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения имеют эмоции, испытываемые ребенком в процессе учебной деятельности и связанные с самой школой, с отношениями в коллективе сверстников и с учителями, с другими аспектами школьной жизни. Все это составляет так называемый эмоциональный компонент мотивации.

Работая с проблемами учебной мотивации, важно понять, какова структура мотивации данного конкретного ребенка, какие именно мотивы преобладают, насколько развито целеполагание, какую роль играет для данного ребенка эмоциональный компонент. Разумеется, диагностика лишь структуры мотивации не ответит однозначно на вопрос: почему ребенок не справляется с программным материалом или стал хуже учиться, но позволит создать единое представление о проблеме, будучи составной частью комплексного психолого-педагогического обследования.

При переходе из начальной школы в среднее звено, как правило, наблюдается некоторое снижение качества успеваемости, следующий виток отмечается в 6-7 классах. Далее успешность обучения разных учеников может развиваться по разным сценариям. Если возникшие неудачи в учебной деятельности будут вовремя замечены, проанализированы, найдены причины и проведена соответствующая коррекция, ребенок сохранит свой внутренний статус «хорошего ученика», а заодно научится преодолевать трудности. Если же проблема останется нераспознанной, будет пущена на самотек, ученик, в конце концов, привыкнет к тому, что у него ничего не получается, а низкая мотивация может перерасти в негативное отношение ко всему, что связано со школой.

При определении причин снижения мотивации и успеваемости важно учитывать и возрастные особенности учащихся. Так,именно на среднюю школу приходится пик подросткового кризиса и становления личности ребенка. Особенности возраста обуславливают смену ведущего вида деятельности ребенка, теперь учеба становится на второй план.

Психофизиологические особенности подростка свидетельствуют о том, что эмоционально-волевая сфера только находится на этапе своего формирования, настроение и интересы подростка нестабильны, чувства и желания противоречивы.

Таким образом, снижение учебной мотивации может являться следствием вступления ребенка на новый возрастной этап, поиска себя в мире взаимоотношений с окружающими.

В этот период для ребенка как никогда важна поддержка значимых взрослых (родителей, учителей), их понимание и принятие изменений, которые происходят в жизни подростка, их умение приспособиться к новой ситуации.

Необходимо понимание, в чем должны заключаться усилия психолога в решении данной проблемы, а в чем – учителей и родителей. Работа психолога с проблемой учебной мотивации выстраивается в трех направлениях: групповая и индивидуальная работа с учащимися; работа с учителями, работа с родителями.

Работа психолога с учебной мотивацией начинается с мониторинга, в результате которого выявляются учащиеся с низким уровнем мотивации, с негативным отношением к школе, учащихся с внешней мотивацией (в связи с амбивалентностью данного вида мотивации).

Второй этап – многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями таких детей). Обследование проводится по следующим направлениям:

1. Беседа, наблюдение;

2.Диагностика внимания, памяти, мышления;

3.Уровень школьной тревожности;

4. Выявление ведущих мотивов;

5. Диагностика самооценки, уровня притязаний;

6. Диагностика мотивации достижения успехов;

7. Социальная установка (отношение к школе);

8.Личностные качества;

9. Межличностные отношения.

В результате комплексной диагностики определяется проблема. Например, причиной снижения успеваемости и учебной мотивации может быть следующее:

    Несформированность учебных навыков в начальной школе;

    Несформированность когнитивной сферы (внимание, память и т.д.);

    Нарушения эмоционально-волевой сферы;

    Заболевания;

    Установки родителей по отношению к учебной деятельности: безразличие, либеральность (потакание), чрезмерная требовательность;

    Межличностные отношения;

    Тревожность, страхи, связанные с различными сторонами школьной жизни;

    Ребенок по каким-то причинам отстал в освоении учебного материала и не знает, как наверстать;

    Отсутствие осознанного отношения к учебе как к основному виду своей деятельности;

    Непрестижность учебы в классе;

    Неинтересно, скучно на тех или иных уроках;

    Отношения с учителем;

    Другие приоритеты (улица, асоциальная среда).

Если в каком-то отдельном классе наблюдается резкое снижение мотивации в целом, целесообразно провести в коллективе мониторинг межличностных отношений, мониторинг ведущих мотивов учебной деятельности и учебных предпочтений, диагностику ведущих модальностей, ведущих анализаторов, а также побеседовать с учителями-предметниками.

На основании полученных результатов планируется направление групповой коррекционно-развивающей работы:

    Оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик»;

    Развитие и поддержание положительного отношения к школе и учителям у подростков;

    Формирование потребностно-мотивационного компонента;

    Профилактика отклонений в поведении и прилежании;

    Установление норм конструктивного межличностного взаимодействия в классных коллективах.

Как уже было сказано выше, понятие мотивация нельзя рассматривать отдельно от психологических особенностей того или иного возрастного периода, нельзя обобщать проблемы учебной мотивации, так как в каждом возрасте причины понижения могут быть разными.

Поэтому и направления групповой работы на разных параллелях различны. Например, повышение уровня школьной мотивации оптимально в пятых классах - посредством снижения уровня тревожности, в шестых классах - посредством развития мотивов сотрудничества. В седьмых классах это будет формирование социального интеллекта, а в восьмых классах – повышение уровня самоуважения (уверенности).

Работа с учителями строится через проведение тематических семинаров, через индивидуальное консультирование. Ведется наблюдение проблемного класса, в том числе и в процессе учебной деятельности (посещение уроков).

Работа с родителями включает индивидуальное консультирование и групповую профилактическую работу: тематические мини-лекции и семинары на родительских собраниях (влияние типов семейного воспитания на учебную мотивацию, влияние родительских установок, влияние стиля общения и культуры отношений в семье на мотивацию), тренинг родительской грамотности. Эффективны «домашние задания» для родителей с последующим разбором (например, обратить внимание на количество замечаний, которые делаются ребенку в течение одного дня, на интонации при общении с ребенком).

Таким образом, проблема учебной мотивации должна решаться комплексно, после тщательного изучения причин, при совместных целенаправленных усилиях всех участников образовательного процесса.

Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них - познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие, так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат. Они порождаются всей системой существующих отношений между обучающимся и окружающим миром, связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, в желании занять определенное место в системе социальных отношений. Такие мотивы побуждают учебную деятельность посредством сознательно поставленных целей.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Подростковый возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.

Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать "борьба за оценку", даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников.

То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач. Результатом, по мнению Е.П. Ильина, является то, что "у таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления".

В подростковом возрасте происходят изменения в интересах старших школьников. Значительно расширяются и углубляются, прежде всего, интересы социально-политического плана. Ученик начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы старшего школьника обусловлены его планами на будущую деятельность.

Старшеклассники, конечно, различаются по своим познавательным интересам, которые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и, прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека так же наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а так же с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.

В старшем школьном возрасте возникает потребность возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя смыканию учебной деятельности с элементами исследовательской. Ориентировочные и исполнительные учебные действия могут выполняться не только на репродуктивном, но и на продуктивном уровне. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе -- приемов самообразования.

Ряд укрупненных учебных действий, действий контроля и оценки может продвинуться на уровень «автоматического» выполнения, перейти в привычки, являющиеся основой культуры умственного труда, залогом дальнейшего непрерывного самообразования.

Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения является предпосылкой творческого отношения к труду.

В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.

Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического творческого мышления (участие в школьных научных общества применение исследовательских методов анализа на уроке). Мотив самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.

В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотив гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными; счет расширения деловых контактов школьника со сверстниками учителем. При благоприятных обстоятельствах воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями.

Происходит рождение новых мотивов профессионального жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценить реалистичность целей, складывается стремление активному апробированию разных целей в ходе активных действию, что прямо связано с процессами жизненного самоопределения.

Таким образом, в старшем школьном возрасте духовные потребности детей закрепляются, и если личность ребенок развивается нормально, то эти потребности выходят на первый план. Вместе с тем у школьника как личности складывается определенная, достаточно устойчивая, иерархия потребностей, в которой одни из них почти всегда доминируют над другими и требуют первоочередного удовлетворения. Как только у человека появились устоявшаяся структура и соподчинение мотивов и потребностей, мы можем констатировать, что он как индивидуальность или личность окончательно сформировался.

Таким образом, особенностями формирования мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте являются:

  • - влияние интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности на развитие личности старшеклассника;
  • - проблемы протекания пубертатного периода;
  • - изменение социальной ситуации развития;
  • - адаптация личности во взрослом обществе;
  • - включение в профессиональное самоопределение;
  • - эмоциональная неустойчивость личности учащегося в ситуации неуспеха;
  • - неуверенность поведения в ситуации самостоятельного выбора.

Главным возрастным мотивом старших подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

И.Г. Просвирова

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Томский государственный педагогический университет

Каждому педагогу известна та роль, которую играет мотивация, интерес к предмету в успешности учащихся. Однако далеко не всегда удается создать на уроках, в частности на уроках математики, такую ситуацию, при которой разные учащиеся чувствовали бы себя комфортно.

Возникает вопрос, каким условиям должно удовлетворять содержание математического образования, чтобы оно способствовало мотивации учебной деятельности учащихся. Анализ этой проблемы и стал целью нашего исследования.

Изучение современной образовательной ситуации показывает, что происходит постепенное отчуждение детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, которые возникают в их учебной деятельности. Это связано в том числе со снижением у школьников мотивации учебной деятельности, отсутствием желания проявлять самостоятельность в решении учебных задач.

Родовым понятием, определяющим мотивацию, является мотив.

«Мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность» .

Мотивы деятельности, по словам А.Н. Леонтьева, «это многогранное понятие, включающее в себя: потребности, установки, интерес, привычки, побуждения, желания, склонности, влечения» .

Психологию мотивации можно в первом приближении определить, используя известную формулу С.Л. Рубинштейна . Это область общей психологии, изучающая детерминацию конкретных поведенческих актов и их последовательностей, опосредованную психическими процессами. Из этого определения вытекает, во-первых, что психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Во-вторых, то, что психология регуляции деятельности пересекается с психологией мотивации своей частью -психологией мотивационной регуляции, т.е. обеспечения направленности деятельности в соответствии с ее мотивом. На первый план выступают про-

блемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции в широком смысле слова, возможностей, автономии и самодетерминации.

Концепция А.Н. Леонтьева определяет мотив как предмет удовлетворения потребностей, а также связанная с этим идея о том, что мотив нет необходимости формировать, поскольку его следует просто актуализировать.

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.С. Илюшин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и другие, говоря о мотивации познавательной деятельности, подчеркивают, что ее необходимо рассматривать как разноуровневую систему мотивов, которые определяют движение ученика по направлению к поставленной цели обучения и влияют на активность (пассивность) его поведения на уроке. Одни мотивы являются смыслообразующими, придают деятельности учения личностный смысл, другие же, действуя параллельно, служат дополнительными побуждениями, мотивами-стимулами.

Проблема формирования мотивов учебной деятельности является одной из важнейших проблем педагогики и частных методик.

Учение является основным видом деятельности школьников, поэтому многими психологами исследовались мотивы учебной деятельности как значимые в этот период психического развития. Все мотивы учения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.) подразделяются на две большие категории. Одни из них непосредственно связаны с содержанием учебной деятельности и процессом познания (познавательные мотивы); другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой (социальные). Кроме того, выделяют собственные, внутренние мотивы учебной деятельности учеников и внешние мотивы, мотивы-стимулы. Первые связаны с процессом познания и социального взаимодействия, а также с некоторыми личностными образованиями, такими как самоуважение и самооценка. Вторые - с внешним стимулированием, использованием системы поощрений, наказаний и т.д. .

Интересно, что многие психологи склоняются к мнению, что внешняя мотивация уменьшает внутреннюю. Регулярное, длительное подкрепление (в виде оценок, замечаний, системы наказаний и т.д.) воспринимается как внешний контроль и дает возможность ученикам снять с себя ответственность за происходящее, что негативно сказывается на внутренней мотивации.

У учащихся 5-6-х классов (младшего подросткового возраста), как отмечают психологи Н.В. Клюева, В.Н. Петрова, В.А. Петровский, М.А. Холодная и др. , на первый план выходит потребность в общении со сверстниками, стремление соответствовать требованиям учителей. По словам психологов, налицо феномен «раздвоения потребностно-мотивационной сферы», согласно которому у учащихся 5-6-х классов, с одной стороны, растет возрастная потребность в общении со сверстниками, появляются новые «вызовы» самооценке, с другой - растет объем учебной нагрузки, повышаются требования к учебной деятельности, усложняется ее характер. Вследствие чего ребенок не в состоянии использовать свой имеющийся интеллектуальный потенциал. В результате этого ослабевает мотивация и успешность учебной деятельности.

Нами было проведено исследование, позволяющее выявить, какие из представленных в таблице мотивов учения наиболее характерны для младшего подросткового возраста. Оказалось, что приоритетными мотивами для учащихся являются интерес к новому знанию (стремление к новизне), стремление к самореализации (стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятель-

Л.Н. Стефанова, Н.С. Подходова выделяют познавательные и социальные мотивы, как внешние, так и внутренние (табл. 1) .

Особое место в нашем исследовании занимает проблема мотивации учебной деятельности школьников младшего подросткового возраста, так как именно этот возраст характеризуется некоторым снижением уровня учебной мотивации.

ности), желание иметь устойчивые представления о новом понятии (в противном случае возникает страх перед материалом, растет тревожность). В подростковом возрасте мотивация достижения достаточно скрыта. Необходимо или специально активизировать именно этот мотив, или создавать условия для перевода внешних мотивов учения во внутренние, познавательные мотивы. Поэтому на первый план в мотивированной учебной деятельности школьников выступают потребность в понимании (быть компетентным) и осознание значимости получаемого знания для обогащения его личного опыта.

Поэтому материалы, содержащиеся в таблице, можно дополнить одними из наиболее важных мотивов - мотивами достижения успеха и желания иметь устойчивые представления об изучаемом материале.

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволили выявить и сформулировать требования, предъявляемые к организации учебной деятельности школьников младшего подросткового возраста, формирующие их мотивацию.

К ним относятся:

а) актуализация познавательной потребности учащихся в новом понятии;

б) создание условий для самореализации подростка;

Таблица 1

Познавательные мотивы Социальные мотивы

Общественное поощрение творческой активности Признание авторства изобретений Учиться, чтобы получать вознаграждение (поездки, подарки и т.п.) Учиться, чтобы не наказывали Мотивация престижа - быть лучшим Мотивация благополучия - стремление получить одобрение родителей, товарищей Позиционная мотивация - стремление занять определенное место в отношениях с окружающими

Внутренние

Ориентация на овладение новыми знаниями Творческий познавательный интерес Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей Учиться, чтобы удовлетворить любопытство Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным

в) формирование целостных устойчивых представлений о новом понятии и его интегративных связей с другими математическими понятиями;

г) опора на эмоционально-оценочный опыт ребенка.

Насколько эти требования реализуются в организации и содержании математического образования, мы проследили на примере темы «Проценты». Эта тема занимает особое место в курсе математики 5-6-го класса. На примере ее изучения учащиеся могут познакомиться с различными аспектами введения нового понятия, установить связи между ранее изученными рациональными числами и новым понятием, увидеть аналогии в операциях с рациональными числами и в процентных исчислениях, т.е. учащиеся могут быть активными в приобретении нового знания, могут сами обнаружить связи между старыми и новыми знаниями, сконструировать когнитивные схемы изучаемого материала. Кроме того, именно в процессе изучения темы «Проценты» возможно ощутить полноту и разнообразие сфер применения знаний о процентах в окружающем нас мире, что, в свою очередь, создает условия для самореализации личности ученика, осознания значимости изучаемого материала. Другими словами, эта тема школьного курса может выступать не только как способ систематизации знаний о рациональных числах, но и как неиссякаемый потенциал практических ее приложений. Именно это обстоятельство подчеркивал в своих работах известный математик Б.В. Гнеденко, который отмечал, что «в эпоху математизации знаний мы не можем ограничиваться передачей нашим учащимся только формальных знаний, а должны приучить их видеть за формальными результатами нематематические следствия, имеющие важное практическое значение» .

Однако, как показывает многолетний опыт работы в школе, около 70 % выпускников основной и средней школы не берутся решать задачи, в которых речь идет о процентах. На собеседовании по математике в вуз, на экономическую специальность, из 83 медалистов только 36 справились с задачей на последовательное повышение (понижение) цены товара, а 38 человек даже не приступали к решению.

Таким образом, наблюдается противоречие: с одной стороны, учебный материал темы «Проценты» должен способствовать мотивации учебной деятельности школьников, их успешности в теме; приведенные же выше результаты говорят о том, что школьники испытывают затруднения в освоении данной темы, переживают чувство страха, неуверенности. Возникает гипотеза, что не всякий учебный материал этой темы способствует мотивации учебной деятельности школьников, их успешности.

Нами был проанализирован опыт изложения этой темы в учебно-методической литературе разных лет (Е.С. Березанская , И.К. Андронов, В.Г. Чи-чигин, И.Н. Шевченко, А.П. Киселёв, С.М. Никольский, Л.М. Фридман, И.В. Баранова, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Н.Я. Виленкин, В. А. Гусев, Э.Г. Гельфман и др. ) с точки зрения учета требований, предъявляемых к мотивированной учебной деятельности.

Обобщение положительного опыта обучения теме «Проценты» позволило определить типы заданий, создать комплекс таких заданий, которые создают условия для мотивации учебной деятельности школьников.

К ним относятся задания:

Обеспечивающие комфортный режим умственного труда, учитывающие имеющийся опыт ребенка, его склонности, способы кодирования информации, сферу жизненных интересов ученика и др., что, в свою очередь, предусматривает предоставление свободы выбора; интеллектуального поведения и способов его оценки;

Приглашающие ученика к диалогу, развивающие коммуникативные умения, в результате чего реализуется возрастная потребность ученика в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми;

Знакомящие с историей возникновения понятия, при выполнении которых учащиеся воспроизводят исторический путь развития понятия и делают открытия;

Направленные на формирование устойчивых представлений, основанных на аналогии, сравнении, сопоставлении, что приводит к перестройке и обогащению известной когнитивной схемы, а это позволяет более полно увидеть взаимосвязи изучаемого понятия с другими понятиями и установить связи между различными его интерпретациями;

Побуждающие школьников ставить цели, планировать предстоящую учебную деятельность;

Дающие возможность учащимся высказать свою догадку, проявить интуицию, оценить эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

Дающие возможность учащимся ощущать себя компетентным, реализовать свои интеллектуальные возможности;

Стимулирующие к применению нового знания в практических, жизненных ситуациях, при выполнении которых учащиеся могут оценить практическую значимость изучаемого материала, вступать в проектную деятельность.

Разработанная нами методика изучения темы «Проценты» прошла экспериментальную проверку

в МОУ СОШ № 4 г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа и в средних школах № 2, 12, 49, гимназии № 2 г. Томска.

Учащимся экспериментальных и контрольных классов были предложены диагностические материалы, позволяющие проверить как их компетентность в данном учебном материале, так и уровень эмоциональной включенности детей при изучении выбранной темы, что и проявилось в результатах диагностической контрольной работы (табл. 2).

Выявление уровня учебно-познавательных интересов проводилось по методикам А.К. Дусавиц-кого (методика «альтернативных сочинений»), анкетирование (методика отслеживания развития учебно-познавательных интересов А.К. Марковой) в течение трех лет в экспериментальных классах.

Приведем результаты эксперимента на одном таком классе (табл. 3).

Таким образом, при конструировании содержания математического образования по определенной теме

Таблица 2

Результаты диагностической контрольной работы, %

Классы № задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Контрольный 76 52 20 48 64 32 8 0 0 20 8 0 0 0 0 0

Экспериментальный 90 71 67 62 76 47 19 10 14 52 33 14 24 14 28 10

Таблица 3

Выбор мотивации учащихся 5-7-х классов, %_________________________

Мотивация 5-й 6-й 7-й

Год обучения

2003/04 2004/05 2005/06

Мотивация процессом 71 73 76

Широкие социальные мотивы 78 82 90

Престижная мотивация 43 33 30

Узкие социальные мотивы 33 24 31

Мотивы благополучия 48 37 25

Мотивы избегания неудач 61 58 38

необходимо учитывать требования, отражающие материала дает возможность актуализировать позна-

современные подходы к мотивации учебной деятель- вательный интерес разных учащихся, привлечь их к

ности школьников. Такой подход к подбору учебного организации собственной траектории обучения.

Литература

1. Психолого-педагогические условия развития понятийного мышления. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Гельфман, С.Н. Цымбал. Томск, 2003.

2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

4. Гребенюк О.С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1975.

5. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: Пос. для вузов / Под науч. ред. Л.Н. Стефановой, Н.С. Подходовой. М., 2005.

6. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Методические основы конструирования учебных текстов по математике для учащихся основной школы. Томск, 2004.

7. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М., 1971.

8. Березанская Е.С. Методика арифметики. М., 1955.