26.08.2019

Uber в ритейле: как это работает. Короче, уберизация — это всерьез и надолго? По разные стороны экранов


«Подрывные» бизнес-модели стартапов, ориентированные на цифровой бизнес, угрожают заслуженным брендам. Чтобы понять, что угроза нешуточная, достаточно присмотреться к самому дорогому стартапу в истории человечества.

Сегодня каждый топ-менеджер знает громкие истории цифрового бизнес-успеха. О том, что капитализация AirBnB, не имеющей ни одной кровати, превысила капитализацию гостиничной сети Hyatt. О том, как Instagram был продан за $1 млрд без работающего продукта и всего с 16 сотрудниками, в то время как огромный Kodak, на фабриках которого трудились десятки тысяч человек, стал банкротом, хотя имел патенты на цифровую фотографию.

Эти истории вдохновляют, но не дают исчерпывающего ответа, почему эти бизнес-модели работают. Кажется, что их успех обусловлен некими эксклюзивными обстоятельствами, тем более что общего шаблона для успешной оцифровки бизнеса, конечно, нет. Тем не менее общие схемы и движущие силы в основании успешных цифровых бизнес-моделей имеются. В этом смысле системо- и трендообразующей компанией можно считать Uber. Ее бизнес-модель несет такую разрушительную силу, что продвижение компании на рынке сопровождается многочисленными судебными исками со стороны работающих по старинке конкурентов.

Как изменить клиентский опыт

Один из основателей Uber Трэвис Каланик рассказывает теперь, что идея бизнеса родилась у него в Париже в 2008 году, когда он не смог заказать такси.

Если проследить цепочку создания ценности при традиционном такси-сервисе, можно увидеть, что в каждом ее звене клиент сталкивается, с довольно большой вероятностью, с негативным опытом.

Когда звонишь в диспетчерскую, линия часто бывает занята. Или у тебя вообще нет под рукой нужного телефона. А если ты в чужом городе и тебя спрашивают, куда подать машину, бывает, что просто не можешь вразумительно объяснить. Затем приходится ждать, когда приедет машина, не имея никаких подсказок. Таксист не местный, плохо знает язык и город. В салоне машины у него грязно. Момент расплаты превращается в лотерею: сколько здесь принято платить, какие давать чаевые? Попытки расплатиться кредиткой таковыми и остаются. И, наконец, водитель не приучен выписывать квитанцию в обмен на деньги.

Видимо, Каланик испытал нечто подобное с парижскими таксистами, поскольку уже в 2009 году выпустил мобильное приложение Uber, которое предполагает совсем другую, в значительной степени цифровую цепочку создания ценности при перемещении клиента из точки A в точку B.

Теперь, чтобы вызвать такси, не нужно никуда звонить. Открываешь на телефоне приложение, выбираешь точки старта и финиша. Приложение предлагает варианты водителей с машинами, входящими в систему и находящимися поблизости, и цену за поездку. Ты связываешься с водителем и следишь по карте за тем, как он подъезжает. Все эти шаги отображаются на экране смартфона. Приехав на место, не нужно говорить о деньгах. А водителю, если он хочет и впредь получать клиентов через систему, приходится быть вежливым и содержать машину в чистоте. В общем, все должны быть довольны.

О том, что все участники процесса действительно довольны, говорит тот факт, что сервис Uber доступен уже в пятистах с лишним городах мира. Хотя его экспансия и сопровождается протестами и конфликтами во многих странах. Таким образом, тщательный анализ и пересмотр клиентского опыта приводит к хорошим бизнес-результатам. Более того, для цифровой трансформации бизнеса рекомендуется анализировать сразу все имеющие отношение к делу цепочки создания ценности: самой компании, клиентов и партнеров. Полезный цифровой потенциал для бизнеса проистекает от их разумной интеграции.

Поначалу в Uber пускали только водителей на представительских машинах, потом — ради международной экспансии — рамку расширили на автомобили экономкласса. Система работает не столько с такси-службами, сколько с частниками, которым по пути. Последнее обстоятельство — важный элемент бизнес-модели Uber, который служит основой так называемой экономики совместного потребления (c2c-коммерции).

Бизнес-модель Uber

Uber создает ценностное предложение и для клиентов, и для водителей — он сводит тех, кому надо добраться из точки A в точку B и желательно подешевле, с теми, кому по пути и кто не прочь подзаработать, подвозя попутчика (не говоря уже о таксистах). Понятно, что ключевым ресурсом оказывается техническая платформа с приложениями и алгоритмами, а затраты на ее разработку — одна из основных расходных статей (к таковым относятся также судебные издержки и присуждаемые компании штрафы).


Возможные источники доходов Uber включают не только плату за сервис (Uber обычно берет себе 20% платы за проезд, остальное — водителю). Созданный Uber интернет-хаб представляет собой платформу, которая привлекает клиентов и накапливает данные о них. Этот ценный актив служит источником дополнительных сервисов, в том числе предоставляемых партнерами этой платформы.

Uber как провайдер транспортной мобильности рассматривается даже в качестве одной из возможных новых автомобильных платформ. Сейчас такими компаниями-платформами выступают известные автопроизводители, а дополнительными поставщиками — производители запчастей и компонент информационно-развлекательной системы автомобиля. Но, как это уже случалось в прошлом, платформой может стать автомобильная ОС, и покупатель будет выбирать ее, а не «железо» (марку автомобиля). Или служба, работающая по модели Uber: сама Uber открывает новые сервисы по перевозке пассажиров на лодках и вертолетах, а израильская Gett рассматривает себя в качестве провайдера транспортировки не только пассажиров, но и грузов.

Экономика совместного потребления

С помощью своего цифрового портала Uber, Gett и им подобные поставляют на массовый рынок не используемые ранее ресурсы — сводят тех, кому надо ехать по маршруту, с теми, кто уже едет на своей машине по этому маршруту. Аналогичным образом уже упоминавшаяся компания AirBnB сводит тех, кому нужно переночевать, с теми, у кого как раз есть свободная комната или квартира. По такой же схеме работают fintech-компании, которые, минуя банки, соединяют частников, готовых дать свои деньги в долг, с надежными заемщиками (надежность «оцифровывается» с помощью собственных скоринговых систем). Даже стартапы получили возможность поднимать необходимые им для развития деньги не через традиционные венчурные фонды, а напрямую у будущих покупателей их продукции (краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.). По этому поводу один крупный венчурный капиталист из Кремниевой долины сказал, что индустрия венчурного капитала, по сути, умерла. Чего не скажешь о самих стартапах.

Использование компьютерных платформ для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет устранить традиционных посредников, даже получило отдельное название в честь Uber — уберизация. В этой модели меньше издержки, поэтому ниже конечные цены, а сама она стала возможной, потому что люди быстро меняют свои привычки и делают то, чего не делали раньше, — сдают на короткое время свои дома или комнаты в них незнакомцам, дают и принимают деньги от людей, с которыми никогда не встречались. Они это делают, потому что оценку репутации и благонадежности незнакомцев тоже берут на себя технологии — различные рейтинговые и скоринговые системы. Получается, что технологиям доверяют больше.

С одной стороны, государственные регуляторы обеспокоены уберизацией, поскольку пока не знают, как регулировать экономику совместного потребления и облагать ее налогами. С другой — это тот случай, когда новые технологии, которые часто ругают за то, что они сокращают рабочие места, способствуют самозанятости людей и порождают новые профессии.

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.

Компания Uber не просто положила начало новой экономической модели, но и дала ей собственной название. Мобильные устройства и интернет, и большие данные позволили совершить очередную технологическую революцию и соединить напрямую покупателей и продавцов там, где им это нужно.

Идея Uber - соединить с водителем всех, кто в нем нуждается, сейчас выглядит банально. Но они добились такого успеха благодаря инновации. То, что начиналось как приложение, которое соединяло водителей и пассажиров, быстро превратилось в сервис, где почти каждый сам может стать водителем такси, и каждый может заказать машину откуда угодно и когда угодно.

Сам Uber сейчас возглавляет список «единорогов» – стартапов, оценивающихся более чем в 1 миллиард долларов. Стоимость компании превышает 60 миллиардов долларов, но это лишь верхушка айсберга под названием «уберизация». Она коснулась, кажется, уже всего, от автомобилей до уборки, от готовки до кредитов и медицинского обслуживания. По мнению экономистов, все, что может быть лишено посредников и переведено в состояние сервиса или приложения, рано или поздно будет приведено в это состояние.

Uber изнутри

Казалось бы, Uber – это простое приложение для заказа машины. Однако, конечно, это далеко не так. Простое приложение вряд ли оценивают в 50 миллиардов долларов. Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.

В начале в компании было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1,200. Как они не превратились в большую бюрократическую машину?

CTO компании Туан Фам объясняет, что все организуются в небольшие команды, работающие над определенными задачами – это подобно стартапам внутри одного большого стартапа. Сейчас внутри компании работает 50-60 таких целевых команд, состоящих из программистов, инженеров по работе с данными, продукт-менеджеров, дизайнеров и т.п. У них свои роадмепы, планы и отчетность, но поддерживают их инфраструктурные службы – хранения данных, вычислений, обеспечения надежности. Это позволяет в целом компании очень быстро развиваться на основе единой архитектуры и сервисов.

Большой рост

Тот же Туан объясняет, что одно из главных правил, которым научил его Uber – страсть к риску и небоязнь провала. При таком росте невозможно делать все идеально, всегда есть ошибки и падения, большие и малые решения, которые принимает компания, не всегда срабатывают. Но непринятие никаких решений – это еще большая ошибка. Таким образом, всегда нужно иметь определенную толику бесстрашия с одной стороны, и понимание проблем и их приоритетов с другой. Надо положиться на свой опыт и знание, чтобы принимать лучшие решения из всех, что возможны. Совершенно точно некоторые из них не сработают, и это будет очень больно. Но надо продолжать двигаться вперед, учиться и делать все снова и снова.

“Чем быстрее вы падаете, тем больше вы учитесь, тем лучше вы становитесь”, – говорит Фам. “Это самая трудная работа, за которую мне приходилось браться, но в то же время и самая забавная работа в моей жизни, - рассказывает Туан Фам. - Каждый день я занимаюсь новыми вещами и чувствую, что совершенствуюсь”.

И большие данные

Тревис Каланик, основатель и руководитель Uber тоже может многое рассказать о данных. “Вся бизнес-модель Uber зависит от данных”, – говорит он. Большое количество данных требует все больше и больше специализированных навыков.

“Вы видите, что становится все больше науки, ученых, экспертов по машинному обучению. Эта работа становится главной, по крайней мере в технологических компаниях. Все, начиная от цены, маркетинга, обслуживания потребителей, становится вопросом машинного обучения. Мы думали, что совершим революцию, наняв нейрофизиолога в нашу логистическую команду, но в Долине этим уже никого не удивишь”.

И данных будет еще больше. Такие компании как Uber сами переписывают правила дистрибуции приложений. Вместо того, чтобы бы одной из миллиона других иконок, они выбирают через интеграции с регулярно используемыми сервисами. Это положило начало массовой миграции из магазина приложений, которая может разрушить старую и неидеальную модель. Uber изменяет не только экономику извоза, но экономику приложений.

Будущее уберизации

Сам Uber сейчас перевозит несколько миллионов людей каждый день, но смотрит уже далеко вперед. Компания мечтает о сотне или даже полумиллиарде поездок каждые сутки. Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber – это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром. Ее миссия – надежные перевозки, всего для всех.

Вы сможете создать свой продукт и стать новым Uber. 20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводит конференцию и хакатон , посвященный технологиям и продуктам, меняющим привычные бизнес-модели и избавляющим их от лишних посредников.

Основными темами конференции являются финтех, блокчейн, чатботы и автоматизация бизнеса, которые раскроют эксперты компаний VISA, Группы QIWI, YouDo, Uber, VoxImpant, AmoCRM и другие. Приходите и сделайте новую экономику реальностью.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но все чаще он не только помогает преодолевать трудности реальной жизни, но и изменяет саму реальность под себя. Казалось бы, такие полезные сервисы, как Uber, “Яндекс.Такси”, BlaBlaCar или Profi.ru, должны приветствоваться всеми. Но на деле они множат армию наемных работников, чей достаток, социальные гарантии и трудовые права почти или вообще никак не регламентированы. “Солидарность” выяснила плюсы и минусы uber-экономики.

В 2009 году двое друзей из Сан-Франциско решили облегчить себе и таким же, как они, путь от дома до работы и обратно. Им надоело ждать такси по вызову или ловить попутку у обочины. Они написали программу, которая в интернете запускает мини-аукцион для тех, кто дешевле, быстрее и, конечно, надежнее довез бы пассажиров до пункта назначения. Спрос не просто родил предложение - элемент аукциона породил жесткую конкурентную борьбу. И вот сегодня сервис по онлайн-вызову такси, получивший название Uber, действует в США, Европе и практически во всех городах-миллионниках России. Uber - не самое первое онлайн-приложение для оказания услуг, но уж точно одно из главных, чье название стало нарицательным.

Вслед за Uber в различных странах стали создаваться аналогичные приложения: в Европе - это GetTaxi, в Индии - Ola, DidiKuaidi в Китае. Российским пользователям сети больше известно “Яндекс.Такси”. Но современные технологии не ограничились одним лишь онлайн-вызовом такси.

Спектр услуг весьма разнообразен и покрывает большинство главных человеческих потребностей. Все, что необходимо, - это компьютер или гаджет и, конечно, деньги. Однако за простотой такой конструкции кроются масштабные структурные изменения социально-экономической жизни людей по всей планете.

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЭКРАНОВ

Отличительной чертой приложения в стиле Uber является то, что программа выступает посредником между покупателем товара или услуги и их продавцом. Приложение подбирает наилучшие предложения согласно запросу пользователя программы, что позволяет экономить не только время, но и деньги. Притом - обеих сторон. А благодаря службе отзывов в таких приложениях за качество человек может быть спокоен. Это объясняет, почему подобные программы так распространены по всему миру.

“Постоянно пользуюсь услугами интернет-такси. Можно выбрать класс автомобиля, указать, чтобы машина была для некурящего человека, еще перед заказом можно узнать ориентировочное время поездки и сумму. Это гораздо удобнее, чем звонить куда-то, ждать водителя, который неизвестно где едет, и надеяться, что машина будет не прокурена, что в ней будет безопасно и что не обманут с ценой поездки” , - написала в группе соцсети одного из интернет-такси Марина Быкова.

Но если с пользователями услуги все понятно, ведь в первую очередь данное приложение рассчитано на них, то вот с наемными работниками интернет-компаний дело обстоит иначе. Их отзывы разные, но негативных больше.

“Минимальная плата за проведенный заказ составляет 500 рублей. Но если вся сумма заказа составляет 1000 рублей, то мастер просто вынужден поднимать цену, чтобы не отдавать 50% заработка. Но клиент-то уже рассчитывает на озвученную ему на сайте сумму, потому может отказаться. А если отказывается, то сайт не даст мастеру новое задание, пока не закроет предыдущее. Причина отказа сервис не интересует. Мастеру легче из собственного кармана отдать 500 рублей, чтобы работать дальше. Во всех остальных случаях комиссия составляет 20%. Есть еще процент для диспетчеров: от 5 до 15%. Это добровольный взнос, но легко проследить, что лучшие заказы получают только те мастера, что платят. Ты приходишь зарабатывать, а в итоге ощущаешь себя дойной коровой” , - рассказал наемный строитель из Москвы Юрий П. о сервисе Profi.ru.

“Я из Санкт-Петербурга, в том районе, где живу, курьеров, кроме меня, нет. Но постоянно заказ уходит другому человеку из города или пригородов рядом, так как у меня еще нет рейтинга. А рейтинг я взять не могу, пока не начну выполнять заказы. Вот такая тут замкнутая система” , - негодует Дмитрий К., работающий с сервисом “Достависта”

Впрочем, будем объективны: есть множество положительных отзывов, причем о тех же самых компаниях, и в этих отзывах работники довольны если уж не всем, то многим. Как есть и крайне негативные отзывы пользователей услуг приложений. Вот два примера отзывов о BlaBlaCar:

“Я-то сам с области, а как пошел второе высшее получать, так чуть ли не каждый день начал в центр ездить. Денег на бензин уходило жуткое количество. Потом уже мне дочь сказала про такое приложение. Стал набирать попутчиков. В итоге не только траты на бензин покрывал, но еще чуть-чуть себе оставалось. Так и езжу с тех пор с кем-то. И выгодно, и весело, знакомлюсь с новыми людьми, с парой человек уже не один раз вместе ехали” , - сообщил водитель Дмитрий Кучин.

“Крайне негативное отношение. Прозвонил несколько объявлений и был в ярости: все назвали цену гораздо выше, чем указывали. Многие признались, что коммерческие рейсы совершают, так ищут клиентов. После “комфортабельного микроавтобуса “Соболь” по цене, которая в 2,5 раза превышает цену проезда в автобусе, я вообще удалил приложение” , - написал Михаил Михонов из Москвы на одном из автомобильных форумов о BlaBlaCar.

А вот эксперты по интернет-услугам просят людей быть несколько сдержаннее и подходить к использованию услуги или возможности с полной ответственностью за свой выбор. Для покупателей в подобных приложениях предусмотрены и разные подсказки, и служба сервисного контроля, куда можно обратиться, как если бы это была обычная компания, а не программа для современных гаджетов.

Но особенную бдительность стоит проявить тем, кто устраивается наемным работником в интернет-компанию. Ведь в большинстве случаев из-за интернет-специфики деятельность подобных фирм слабо регулируется законом. А значит, наемные водители, строители, репетиторы, курьеры и арендодатели являются потенциальными жертвами обмана со стороны работодателя.

АРМИЯ ВРЕМЕНЩИКОВ

Распространение интернет-услуг и посреднических приложений породило целую армию временных работников: фрилансеров, подрядчиков, парт-таймеров, поденных работников, микробизнесменов, соло-предпринимателей - и как только человеческая фантазия не назвала наемный временный труд!

Часть из них являются сотрудниками компании Profi.ru. Все эти люди при регистрации на сервисе в качестве соискателей работы вряд ли читали договор оферты, а ведь начинается он со слов “договор считается заключенным в Гонконге”. Конечно же, далее есть отдельная и большая глава о том, что компания ни за что ни перед кем не может отвечать, и уж тем более что-то гарантировать. Временный труд под “честное слово” работодателя - новая реальность современного рынка труда.

За комментарием мы обратились к заместителю председателя профсоюза работников АПК Галине Юровой.

Договор должен быть составлен лично, он должен содержать реквизиты фирмы, зарегистрированной в России, и личные данные работника, условия занятости и оплаты, а его копия должна быть выдана на руки работнику. Если договор считается заключенным в Гонконге, а работник трудится в России, это противоречит российскому законодательству. Этим вопросом должны заняться юристы, - пояснила Галина Михайловна. - Другой вопрос, кто платит налоги и отчисления во внебюджетные фонды за работника. Если эти вопросы не урегулированы - налицо теневая занятость.

В то же время Юрова отмечает, что, несомненно, подобные сервисы выгодны для людей. Как для покупателей услуг, так и для продавцов, которые благодаря приложению имеют возможность рекламировать свои услуги. За кадром остается лишь важный вопрос охраны труда и личной безопасности. Например, если условный сантехник Иван Иванович, выполнив работу на дому, был избит клиентом, остался без денег - вот куда он должен обратиться? У него на руках нет договора. Случись такая ситуация с сантехником из ЖЭКа, за него вступится управляющая домом организация. А в данном случае за защитой работнику обращаться не к кому. Как и клиенту, если работы выполнены некачественно и не в срок.

Другой момент - когда сантехник Иван Иванович не просто подрабатывает в свободное время, а эта работа является у него основной, так как он не имеет возможности устроиться по специальности нигде, кроме как через этот сервис. Тогда эта проблема уже должна приобретать общественный резонанс. Потому как работа с такими сервисами - это негарантированный, незащищенный и нелегальный труд.

Если мы видим, что люди работают через этот сервис как на основном месте работы, значит, в обществе что-то неправильно устроено. Следовательно, необходимо принимать меры. Потому что стандарты Международной организации труда и те принципы, которые мы отстаиваем, говорят, что стандартная занятость должна быть долгосрочной, постоянной, устойчивой и безопасной для человека, - добавляет Галина Юрова.

Вопросы так и будут оставаться нерешенными, пока не начнет накапливаться статистика, уверена зампред профсоюза работников АПК. Да, члены профсоюзов фиксируют, что по ряду российских предприятий расширяются аутсорсинговые услуги, например в вопросе подбора персонала. Но это не дает полного понимания рисков для работников.

Рынок труда меняется, и по таким изменениям нам не хватает не только данных от профсоюзов, но и экспертиз от самого профессионального сообщества. Например, недавно профессиональное сообщество таксистов в России выступило единым фронтом, доказывая, что Uber или “Яндекс.Такси” демпингуют, подрывают не только рынок перевозок, но и снижают уровень доходов участников рынка. А в вопросе о сотрудниках Profi.ru - их сектор не консолидирован и хаотичен. Достаточной статистики и экспертизы по этому рынку пока нет. Конечно, профсоюзы должны более внимательно присмотреться к новым явлениям на рынке труда, к новым формам занятости, которые все время видоизменяются, и своевременно реагировать на случаи обмана и несправедливого отношения к работникам данного сервиса, - подытожила зампред профсоюза. - Но и сами работники должны пройти трудный путь профессиональной самоидентификации и иметь смелость организовываться в профсоюзы для решения неурегулированных проблем.

ПРОФСОЮЗНЫЙ ОПЫТ

В оценке опасности нерегулируемой деятельности интернет-компаний с отечественными специалистами согласны и иностранные профсоюзные организации. Тем более что они напрямую испытали на себе всю разрушительную для отрасли силу, например, Uber.

Французские таксисты, недовольные нечестной конкуренцией, еще в прошлом году вышли на улицы с требованием запретить деятельность американского сервиса по онлайн-вызову такси на территории Франции. Конечно, сразу таксистов никто не послушал, отчего конфликт разгорелся с удвоенной силой. С одной стороны, во время митингов перекрывались улицы, вспыхивали беспорядки, горели автомобильные покрышки. С другой - разъяренные своей беспомощностью таксисты срывали гнев на конкурентах из Uber. Водители традиционных таксомоторных предприятий намеренно начинали конфликты с “коллегами” из Uber. В лучшем случае такие инциденты заканчивались повреждением машины “интернет-таксиста”, в худшем - uber-таксист оказывался в больнице. Ситуация угрожала ростом насилия и отказом всей отрасли общественных автомобильных перевозок работать, если бы в дело не вмешался национальный профсоюз таксистов Франции.

Таксисты во Франции должны заплатить 235 евро за получение лицензии на таксомоторную деятельность, и согласно лицензии водитель обязан соблюдать ряд строгих правил. Но из-за системы VTC (когда водитель арендует авто и может быть таксистом без лицензии) и приложения Uber водители арендуют машины из-за рубежа, а потом ни перед кем не отвечают. Мы столкнулись с прямой конкуренцией со стороны интернет-сервисов, деятельность которых практически никак не регулируется. Мы - как два боксера на ринге, но у одного руки связаны за спиной, - объяснил телеканалу France 24 представитель национального профсоюза таксистов Франции Карим Лалвани.

Используя свои рычаги давления на власть, в том числе забастовки и СМИ, профсоюз сумел отстоять права рядовых водителей. Власти настолько всерьез взялись за разрешение назревшей проблемы, что вслед за запретом деятельности Uber во Франции над интернет-компанией начался еще и суд. Суд республики постановил, что за неконкурентную борьбу Uber обязан выплатить почти 1,2 млн евро. Причем даже не в казну государства, а самому профсоюзу таксистов.

Само собой, после такого успеха профсоюзы других стран почувствовали себя увереннее и начали аналогичную борьбу с Uber. Однако добиться кому-либо из них такого же ошеломительного эффекта не удалось. Максимум, что получалось сделать, - запретить деятельность Uber в каком-либо конкретном городе.

УБЕРИЗАЦИЯ

Распространение интернет-приложений для оказания услуг - Uber, BlaBlaCar, YouDo и похожих на них - породило совершенно новый термин: uber-экономика. Подобные сервисы выступают посредниками между продавцом и покупателем. Как и любой посредник в бизнесе, за свои услуги интернет-компания получает процент. Логично предположить, что в таком случае она должна платить налоги. На деле же еще ни одно государство в мире не имеет достаточно совершенной системы регулирования экономических вопросов в интернете. Все имеющиеся на сегодня отчисления от доходов интернет-компаний в казну государства - это отдельный метод регулирования или вовсе результат некой договоренности между властью и компанией: вы нам платите - мы вас не трогаем.

Но из-за отсутствия системного подхода невозможно достоверно отследить ни доходы компании, ни отчисления, которые она делает в пользу страны. Таким образом, сверхприбыли, которые получают подобные компании, не просто проходят мимо социальных нужд государства, а вовсе не могут быть учтены.

Есть еще и другой аспект - “схлопывание” рынка ряда отраслей. Выступая посредником между продавцом услуги и покупателем, электронная программа подменяет собой ряд профессий. Так, Uber заменяет таксопарки с собственными телефонными центрами, с автомеханиками и прочим персоналом. Водитель-таксист превращается в самостоятельную единицу. А сервис BlaBlaCar напрямую конкурирует с официальными перевозчиками и деятельностью автовокзалов. Что уж говорить про сервисные центры, частные школы, рекламные или концертные агентства, если пользователь программы сам может выбрать себе понравившуюся услугу и исполнителя, как это предлагают Profi.ru или YouDo. А что с людьми вышеперечисленных профессий? Их, конечно, ждет увольнение, поскольку работодатель при таком штате окажется просто неконкурентоспособным.

Ни одна отрасль мелкого и среднего бизнеса не защищена от подобного влияния интернет-услуг. За счет получаемых сверхприбылей интернет-компании могут существенно занижать цены, демпинговать. Более того, даже присуждаемые штрафы и сборы, как в случае с Францией, - лишь малая часть тех средств, что получают интернет-компании в качестве инвестиций или чистой прибыли. То есть под угрозой находится весомый сектор экономики государства.

УГРОЗА ОТРАСЛИ

Во всех странах первый удар интернет-услуг пришелся на отрасль перевозок - на такси. Как говорилось выше, отстраненность властей от проблемы привела к митингам и всплеску насилия. Чтобы не доводить ситуацию до такого, российские власти решили принять превентивные меры. Так, Департамент транспорта города Москвы с зимы прошлого года добивается от Uber подписания соглашения. В документе всего два пункта: использование труда только сертифицированных московскими властями таксистов и передача данных о местоположении автомобилей, работающих с Uber. Компания обещала подписать соглашение, но уже несколько раз переносила сроки. Если так пойдет и дальше, глава транспортного департамента столицы Максим Ликсутов обещал обратиться за помощью в правоохранительные органы: “Если Uber не подпишет соглашение, обратимся с требованием запретить его работу в Москве”, - цитирует “Газета.ру” слова вице-мэра Москвы.

Впрочем, ни стороны конфликта, ни эксперты не сомневаются, что соглашение будет подписано. Но если с Uber идет диалог, то прочие сервисы в основном продолжают работу на основе саморегулирования. Следующие отрасли, в которых могут возникнуть сложности, связаны со строительством, клининговыми услугами (уборка), курьерской службой и образовательными услугами. YouDo.com и Profi.ru копят большое количество частных специалистов (хотя среди них могут оказаться люди, далекие от профессии). При этом речь идет не только о сокращении рынка и ликвидации конкурентов, а о тысячах, если не десятках тысяч наемных работников, чьи права регулируется лишь формулой “хочешь денег - работай, не нравятся условия - не работай”. Временные наемные рабочие и служащие добровольно отказались от социальных гарантий и защиты в погоне за большим заработком или свободным графиком, де-факто став современными крепостными.

За несколько лет своего существования интернет-приложения низвергли мировую экономику до состояния неофеодализма. Такой термин использует в своей аналитической статье о сервисе Uber технологический обозреватель The Wall Street Journal Кристофер Мимс. Посредник, владелец сервиса фактически стал держателем рынка услуг и отдает команды, где и как нужно поработать, отмечает уже в своем исследовании Ребекка Смит, замдиректора NELP (консалтинговая организация, занимающаяся изучением проблем на рынке труда).

Опасность uber-экономики для существующей социальной и экономической модели становится очевиднее с каждым днем, с каждым новым городом, к которому подключили тот или иной сервис, с каждым новым пользователем приложения. Сами интернет-компании не собираются меняться и гарантировать своим служащим какие-либо социальные гарантии. А правительства имеют крайне ограниченный набор инструментов для воздействия. Менять правила во время игры, конечно, можно, но, по оценкам экспертов, сбалансированное законодательство, которое бы регулировало работу через интернет, будут создавать еще довольно долго. В шахматах такое положение называется цугцванг. То есть ситуация, когда необходимо сделать ход, но любой ход непременно ухудшит позицию.

Благодаря Владимиру Румянцеву я стал много думать на тему «уберизации» экономики. Тема очень обширная, стратегическая, и относится этот процесс к числу тех, что радикально меняют само лицо экономики, поведение субъектов и макро-параметры. Вот это и хотелось бы максимально сжато обобщить.

Итак, под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Для глубокого понимания «как это бывает и куда ведет» я настоятельно рекомендую к просмотру видео лекции Владимира Румянцева . Оно длинное, но стоит того. Здесь же хочу сформулировать ключевые тезисы, важнейшие для понимания. Итак…

Кто такой «убер»?

«Убер» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, используя информационные и телекоммуникационные технологии, построенный на единых правилах, а так же на принципах добровольности участия и взаимной выгоды. В общем случае он обеспечивает максимально эффективную стыковку «потребность-возможность», получая за свои услуги вознаграждение, существенно меньшее, чем транзакционные издержки агентов на эту же стыковку другими способами. При этом сам «убер» является так же независимым агентом, «жадность» которого сдерживается, во-первых, требованием очевидной полезности участникам рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В чем смысл «убера»?

Правильно приготовленный «убер» в первую очередь снижает транзакционные издержки своих клиентов через:

  1. Непрерывную оптимизацию экономических связей и цепочек добавленной стоимости в реальном времени.
  2. Исключение непроизводительных, «арбитражных» звеньев, не создающих реальной ценности для рынка.
  3. «Концентрацию целевой функции», т.е. распространения единого подхода на всех участников «убер-сервиса».
  4. Автоматизацию всего перечисленного выше, исключения человека из процесса.

Что делает «убер»?

Ключевое, что делает хороший, годный «убер» — он забирает на себя часть бизнес-функций своих клиентов, форматирует их единообразным, для всех своих клиентов одинаковым способом и определяет «правила игры», балансирующие интересы независимых агентов рынка.

Например, тот «убер», который Uber, или, более понятный пример — Яндекс.Такси забирает на себя бизнес-функции:

  1. Поиск клиента, предоставление ему информации
  2. Определение стоимости и достижение договоренности о сделке
  3. Управление исполнением сделки и коммуникациями в ходе исполнения
  4. Контроль качества исполнения
  5. Расчеты между сторонами

Замечу, что это терминальный случай «уберизации рынка», когда «убер» забирает на себя фактически все ключевые и общие для этого рынка бизнес-процессы, причем увязывает их воедино. «Просто добавь машин». Но и рынок здесь структурно прост, оперирует небольшим количеством параметров услуги и вообще — довольно примитивен. В более сложных случаях «убер» скорее забирает на себя одну конкретную бизнес-функцию без особого разделения на отдельные рынки, но ее забирает от начала и до конца.

Keynote: не просто «предоставляет информацию участникам», а именно единообразно форматирует и эффективно исполняет определенную часть бизнес-функций! При этом выполняя эту функцию полностью, т.е. если продажа — то от представления товара клиенту через сделку до получения от клиента отзыва о качестве.

Чем выгоден «убер» рынку?

Снижением транзакционных издержек. Взятые на себя процессы он выполняет существенно более эффективно, чем сам агент, в каждом экземпляре процесса обеспечивая результат если не оптимальный, то заведомо лучший по соотношению результат/усилия, с дополнительным уменьшением рисков.

На примерах: клиенту удобнее и быстрее вызвать такси через сервис, чем обзвонить 10 диспетчерских и сравнить цены. При этом он может быть уверен, что стоимость получится не выше средней по рынку, качество будет приемлемым, а если что не так — исполнитель понесет ответственность. Аналогично, владельцу машин выгоднее получать поток заказов и платить комиссию по факту получения оплаты, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать.

Keynote: «убер» должен выполнять целевую бизнес-функцию более эффективно, чем сам ее владелец или другой «убер»

Где есть место для «убера»?

Там, где взаимодействует большое количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Очевидно что это, конечно, «купить-продать», ибо суть экономических отношений субъектов сводится именно к этому. А вот выделить предметную область «купить-продать» и отформатировать ее единообразно — вот в этом и состоит искусство «уберостроения».

Кроме того, необходимо, чтобы любой отдельно взятый товар или услуга обязательно производился и потреблялся сравнительно большим числом агентов либо мог быть легко замещен.

Keynote: Наиболее быстро «уберизируеются» широкие рынки с устоявшейся понятийной системой, легко каталогизируемым (в идеале — и тарифицируемым) набором товаров/услуг, обладающих конечным набором параметров, но при этом со значительным количеством агентов. Плохо «уберизируются» рынки с «размытыми» определениями товаров и услуг и особенно рынки с сильной зависимость стоимости от некаталогизируемых параметров товара/услуги.

Где нет места для «убера»?

  1. Число действующих агентов невелико, и исчисляется не тысячами, а сотнями или, еще хуже, единицами. Там просто все всех знают.
  2. Свойства товара/услуги/предмета взаимодействия не могут быть четко описаны и формализованы или товары уникальны. Рынок искусства, например. Или стволы для танков.
  3. Там, где сделки имеют уникальный, штучный характер с крайне высокой сложностью предмета сделки.

keynote: «убер» — для массовых рынков с тысячами и миллионами участников, уникальные товары, узкие ниши и специфичные рынки — не для него. Хотя компании, работающие на этих рынках тоже извлекут из «убера» пользу в какой-то другой части своей деятельности.

Что нужно «уберу» для успеха в трансформации рынка?

Полагаю, что нужно следующее:

  1. Возможность определить разумные «правила исполнения бизнес-функции», которые устроят большинство участников рынка, а идеально — и тарифы;
  2. Возможность в достаточной степени структурировать предмет взаимодействия агентов;
  3. Достаточное количество активных агентов, обеспечивающих высокую ликвидность для каждого агента в отдельности.

Keynote: «полезность убера» нелинейно растет от числа участников при условии баланса участников по ролям. Условием успеха является вменяемость общих правил «убера».

Как влияет «уберизация» на размер бизнеса?

Способствует его дроблению и углублению разделения труда. «Вертикальная интеграция» имеет основной целью как раз снижение транзакционных издержек и рисков, связанных с обеспечением технологических цепочек. Неразвитые рынки, высокая вероятность не получить нужные части, товары или услуги — являются основным драйвером. Правильно приготовленный «убер» обеспечивает меньшие транзакционные издержки и меньшие риски в цепочках снабжения, чем «натуральное хозяйство», и на порядок большую масштабируемость поставок.

На примере: если у тебя в любой момент времени «на кончиках пальцев» десятки производителей гаек с их складскими запасами, выровненной рынком «справедливой» ценой, и весьма низкой вероятностью не выполнить заключенную сделку, то свой собственный гайконарезной завод становится бессмысленным. Либо ты его включаешь в «убер» и он работает как независимое звено на рынке со всеми потребителями гаек, либо ты неэффективен, и твоя итоговая продукция — не оптимальна по себестоимости. И кстати, гайконарезной станок то стоит, то в три смены молотит.

К тому же «уберу» не принципиально — работать с тысячей агентов, проводящих по сто сделок в день или со ста тысячами агентов, проводящих по одной сделке. Это технология, она очень дешево масштабируется.

Keynote: С точки зрения бизнес-функции «убер» обеспечивает эффективность взаимодействия независимых субъектов, существенно превышающую эффективность взаимодействия вертикально-интегрированных структур, меньшие транзакционные издержки и риски, в силу чего усиливает специализацию субъектов, углубляет разделение труда и выделение рынков. Количество агентов не играет роли, «убер» легко масштабируется. Стратегически, «уберизация» ведет к разрушению вертикально-интегрированных структур.

Как влияет «уберизация» на цену и конкуренцию?

Выравнивает цену по балансу спроса и предложения с учетом таких факторов, как репутация и история агентов, «подпор» себестоимостью и предельной ценой, которую готов платить покупатель, и т.д. Таким образом, успешный «убер» формирует справедливую рыночную цену.

Создавая эту цену, он существенно увеличивает роль внутренней эффективности в достижении успеха в «жестко уберизированном» секторе, т.е. необходимо оптимально выполнить основную функцию — решить что произвести и произвести товар/услугу.

С другой стороны, конкуренция частично уходит в плоскость создания новых продуктов, репутацию производителя. Безупречная репутация позволяет продавать чуть дороже, новый продукт — позволяет ненадолго сместить баланс рынка в свою пользу.

Keynote: «правильный убер» выравнивает цену, снижая «случайные», нерыночные, манипуляционные и коррупционные доходы производителей, выравнивая таким образом возможности. Точка, определяющая эффективность агента «убер-экономики» смещается от эффективных продаж к эффективному производству товаров/услуг. Распределение объемов рынка в большей степени зависит от репутации и эффективности производства. Неэффективные — умирают. Эффективные и порядочные — развиваются.

Как «убер» способствует созданию новых бизнесов?

Он одновременно стимулирует небольшой и сфокусированный бизнес и снижает стоимость «входного билета», поскольку совершенно бесплатно предоставляет готовые ключевые бизнес-функции — продажи и снабжение. Ты хочешь производить гайки? Текущий уровень цен — вот он, себестоимость считай сам, комиссия «убера» известна. Объемы рынка в сравнении с твоими планами — огромны. Выгодно? Регистрируйся и начинай продавать. Сразу, сегодня.

Keynote: «Убер» облегчает создание новых бизнесов путем предоставления им «за так» очень эффективных ключевых бизнес-функций с одной стороны и «дробления» бизнеса с другой.

Какие перспективы влечет за собой «уберизация»?

«Убер» накапливает в себе колоссальные объемы данных о целевом для себя рынке, при этом накопление носит не административно-принудительный характер госстатистики, а характер объективный и естественный. Так, Uber или Яндекс.Такси «знает» о рынке такси на порядок больше любых экспертов, организаций или отраслевых ассоциаций, если только правильно распорядится накопленными данными. Вот она, BigData!

Правильное распоряжение этими данными, превращение их именно в информацию дает результат беспрецедентной ценности, как минимум:

  1. Динамика рынков в зависимости от. В разрезе дня-месяца-погоды-количества облаков на небе, положения звезд, да чего угодно. Это дает возможность «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес.
  2. Рыночные дисбалансы и ниши. То, о чем отдельный производитель может только догадываться, а аналитические организации — предполагать, «убер» просто знает .
  3. В секторе B2C «убер» может формировать инструменты анализа рынка, потребительского поведения и предпочтений такой эффективности, что ни одно маркетинговое агентство даже рядом не стояло.

Keynote: на определенной фазе зрелости «убер» начинает работать на развитие рынка в целом за счет превращения накопленных данных в знания. Полученные знания позволяют «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес, а инвесторам — снижают риски инвестиций в предприятия сектора.

«Убер» плюс ИТ-системы бизнеса = ?

Как я уже писал, хороший «убер» структурирует рынок, обеспечивает «честную цену» и задает единые «правила игры». А кроме того — высокую ликвидность. Т.е. выполняемая им функция сама по себе уже имеет крайне высокую степень автоматизации и внутреннюю логику. Следующий шаг — интеграция управляющих и отчетных ИТ-систем предприятия на основе открытых API и правил бизнес-логики позволяет выстраивать полностью автоматические процессы производственного планирования от фактических продаж в режиме pull. Мanufacturing on demand и прочий леан с канбаном здесь появляются как бы из ниоткуда, благодаря свойствам самого «убера».

Это значит, что продажи через «убер» могут автоматически формировать производственный план в системе планирования, которая формирует потребность в материалах и комплектующих, которые опять же через «убер», возможно — другой, автоматом уходят в «закупку», и появляются в нужном количестве, в нужное время и по оптимальной цене. И на следующем «плече» этот процесс повторится для следующего агента, и так циклично до тех пор, пока не «соберется» вся производственная цепочка. Без участия человека, с автоматической оптимизацией на каждом шаге, которой можно доверять . А все связанные с этим транзакции сами лягут в учетную систему.

Keynote: тотальная «уберизация» экономики — означает кратный рост эффективности производственных цепочек, их непрерывную оптимизация и исключение из них человека как фактора. А так же переход от частных решений «где купить» и «почем продать» к общим решениям типа «ценовая политика» и «стратегия расширения бизнеса». Число участников цепочки перестает иметь значение. Фокус внимания смещается с эффективности взаимодействия на эффективность производства.

Ограничивается ли «уберизация» одним конкретным сектором?

Нет, не ограничивается. Во-первых, «уберизация» как концепция работает в почти любом секторе экономики, за редким исключением. Во-вторых, успешная «уберизация» одного сектора перемещает «узкое звено», мешающее развитию рынка в другой сектор и индуцирует там тот же процесс «уберизации».

Так, например, развитие в Китае розничных «мега-уберов» — taobao.com и aliexpress.com обозначило проблему: логистика розничных заказов, которые миллионы независимых продавцов отправляют миллиардам покупателей. Ответом стала «уберизация» логистики — Cainiao.com, который на единых принципах агрегирует более 3 тыс. организаций, занимающихся транспортом и доставкой, от самых крупных мировых сетей до небольших частных компаний. В итоге это дало систему, в которой скоординированным образом участвует более 1,7 млн. сотрудников, более 400 тыс. машин. В «день холостяка» 11.11.2015 сервис обработал ориентировочно 500 млн (!!!) заказов на доставку.

Кроме того, взаимодействие «уберизированных секторов» еще более снижает транзакционные издержки за счет интеграции «уберов» этих секторов, включения поддерживаемых одним «убером» процессов в процессы другого через взаимодействие информационных систем, API и т.д.

keynote: прогресс «уберизации» одного сектора тянет за собой потребность в «уберизации» другого. Взаимодействие двух «уберов» легко автоматизируется и влечет значительный кумулятивный эффект, усиливающий обоих. Хороший «убер» всегда готов встретить брата по разуму из примыкающего сегмента, а то и создать его.

Масштабируется ли «убер» и куда?

Не просто масштабируется, а отлично масштабируется. Поскольку хороший убер строится исходя из принципа «20% усилий обеспечивают 80% результата», затрагивает самые распространенные процессы и в целом больше апеллирует к человеческим свойствам и объективным законам экономики, то он легко перешагивает границы с минимальными издержками, распространяет свое влияние на смежные рынки или использует на других вроде бы рынках те же подходы. Через Gett.com можно заказать не только такси, но и суши. Алиэкспресс начал работать в России и целится в Индию, Пакистан, США и далее — везде.

Серьезных ограничений для правильного «убера» всего два: предел рынка и другой «убер».

keynote: успешный «убер» неизбежно упрется в «потолок рынка» и обречен на расширение, географическое, в другие ниши, в смежные сервисы.

Многие проекты, претендующие на роль «убера» на самом деле таковыми не являются в первую очередь потому, что вместо качественного выполнения бизнес-функции они предлагают пусть даже качественное, но выполнение малой части этой бизнес-функции, потому описанные выше эффекты трансформации рынка не достигаются или очень ограничены. Так, например, не являются «уберами»:

  • Тематические доски объявлений. Они дают незначительную оптимизацию взаимодействия как очень малую часть бизнес-функций продажи-закупки.
  • Маркетплейсы типа Яндекс.Маркет. Это по сути агрегатор витрин интернет-магазинов, та же самая «доска объявлений», чуть более структурированная.
  • B2B порталы широкого профиля. Если разобраться, большинство из них ничем не отличается от «досок объявлений».
  • Торговые площадки в том виде, в каком мы их видим в России. Проблема с ними в том, что они ориентированы на результат в виде заключения контракта в соответствии с формальной процедурой, а не на оптимизацию бизнес-функций участников.

keynote: не все то «убер», где есть покупатель и продавец в одном месте. «Убер» то, что обеспечивает эффективное взаимодействие бизнесов/клиентов, а не их сотрудников и ведет транзакции от начала и до конца с минимальным вмешательством человека.

Может ли государство создать «убер»?

Маловероятно. Оно может помочь, как в Китае, смотрите лекцию на видео. Или как минимум — не мешать. Успешный «убер» зарабатывает на успешных транзакциях своих клиентов и в силу этого максимально ориентирован на рост числа и объема этих транзакций. Государство (любое!!!) не любит и не умеет такие вещи делать, зато имеет склонность к регулированию и принуждению, ибо по самой сути своей оно и есть элемент принуждения. Кроме того, государство не приемлет конкуренции с собой, хороший «убер» же должен расти под давлением конкурентов.

Максимум, что может разумно сделать государство — это стимулировать и поддерживать такого рода проекты, использовать по максимуму накопленные ими знания для управления отраслями и не мешать.

Keynote: государство как «уберизатор» в лучшем случае — неэффективно, в худшем — вредно ввиду принципиально разной мотивации и как сущности, и конкретных исполнителей.

Можно ли сесть и придумать «убер» для конкретного сегмента?

Можно. И даже нужно. Результат не гарантирован, но вероятность положительного результата существенно выше, чем вероятность набрести на «убер-идею» случайно.

Что для этого нужно сделать? Видится следующее:

  1. Определить рынок, область, сегмент. Ибо нельзя думать обо всем сразу.
  2. Определить набор «встречных функций». Чаще всего — купить-продать, но тут надо четко сформулировать — а кто кому что продает? Фактически, это и есть более четкое определение рынка, сегмента или области. Реже — «какую информацию концентрируем, откуда ее берем и кому она нужна».
  3. Выделить ключевые роли относительно этих функций и понять их интересы. Чего они хотят в этой функции, что является критерием оптимального ее выполнения? Как «убер» может добавить ценности и более полно соответствовать интересам ролей.
  4. По мере проработки п. 2 и 3 области могут «плыть». Может оказаться целесообразным включить еще какую-то смежную область в рассмотрение, а может — напротив, уменьшить зону. Это нормально.
  5. Понять принципы «стыковки» функций. Критерии «оптимальной сделки».
  6. Сформулировать «убер-услугу» по отношению к ролям, ибо для разных ролей она — разная. И ту ценность, которую она несет. Этот пункт — уже успех.
  7. Посмотреть в рынок, прикинуть как ваш «убер» может его преобразовать, какова модель монетизации, на сколько велика необходимая «критическая масса» убер-клиентов. Проще говоря — где деньги и есть ли они тут вообще?
  8. Взять денег, людей, потратить пару лет жизни и, если все сделаете правильно, будет вам собственный «убер»!

Естественно, прохождение по этому пути требует определенного склада мышления и аналитических способностей, так что если что — . Услуга платная.

И в заключение

«Уберизация» — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который должен в корне изменить систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива.

Концепция повышения эффективности за счет автоматизации внутренних процессов свое уже отыграла, там больше нет существенных резервов для роста. Концепция peer-to-peer взаимодействия информационных систем предприятий без участия человека — не взлетела вовсе, ибо в отрыве от всего рынка таковое взаимодействие особой ценности не несет.

Глядя на то, что происходит в Китае (еще раз отсылаю к видео лекции!), нельзя не заметить, что «уберизация» не просто «взлетела». Она несется на всех парах, катком раскатывая тех, кто еще не понял в чем тут суть. Будь в системе или умри! При этом эта система совершенно добровольная, абсолютно рыночная и беспрецедентно открытая.