Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников» Подготовил: ст. воспитатель Недохлебова О.А.
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
ФГОС Образовательная область «Познавательное развитие» Формы развития познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование; Исследование; Коллекционирование; Проектирование.
ФГОС ДОО Интегративное качество «Любознательный, активный» Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!!!
Основные характеристики детского экспериментирования: Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « ехреriтепtum », что переводится как «проба, опыт». Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников. Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направлено на получение: Новые сведения, новые знания (познавательная форма); На получение продуктов творчества (продуктивная форма).
Структура детского экспериментирования ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие мыслительных операций; 3. освоение методов познания; 4. развитие причинно-следственных связей и отношений. СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах. МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес. СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия. ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций. РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: Особенностями изучаемого явления, Наличием свободного времени, Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.). “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). “Человек” (функционирование организма и др.). “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
Последовательность детского экспериментирования
« Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е.Тимирязев Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад был подготовлен на основе работы по данной теме в течении двух лет, в нем говорится о том что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социаль...
Уважаемые коллеги
Вашему вниманию предлагается доклад-презентация на тему «Детское экспериментирование в детском саду»
Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.
Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» . Эта идея приобретает особое значение в наши дни.
Поэтому детское экспериментирование в мини - лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Данной проблемой занимались многие ученые.
Ребенок по своей природе – исследователь мира
[Н. Н. Поддьяков] .
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» . К.Е. Тимирязев
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.
Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, разнообразные сосуды
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл) , мерные ложки, резиновые груши
- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, насос, фен, весы, трубочки, веера, мыльные пузыри.
Это обязательно заинтересует детей
В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой: «Свойства воздуха» , «Свойства воды» , Свойства песка», «Сухой из воды» , «Подводная лодка» , «Реактивный шарик» . Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если надуть шарик…, или как стакан поднять со дна…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения.
Очень интересно проходил опыт с воздухом «Подводная лодка» , мы предложили детям вопрос: «Почему подводные лодки не тонут?» . Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. Тогда мы предложили детям порассуждать на тему: как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой. Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву, затем мы рассмотрели устройство подводной лодки и рыб, определили место хранения запасов воздуха. Так мы в этом эксперименте смогли активизировать интерес и показать детям свойства воздуха. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему.
Для тех детей, которые болели или по какой то причине непосещали детский сад предлагалось родителям дома проделать необходимые опыты.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
- Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет) .
- С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет) .
- Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
- Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
- При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
Дети проявили интерес, любознательность, желание заниматься экспериментирование, это подтверждает утверждение Н.Н. Поддьякова о том что «Ребенок по своей природе – исследователь мира» .
На основании проводимой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой дети могут проявить свои знания.
Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.
Основная цель моей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад №50» Шишкина Т.Е. ВКК стаж работы - 15 лет
Пути эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка: Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что ребенок является активным участником, а не пассивным наблюдателем. Предметно-игровая среда в детском саду должна служить зоной опережающего развития детей. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации воспитательно-образовательного процесса и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником, а не пассивным слушателем. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.
Основная цель нашей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие: развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы; создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; стимулирование желания детей экспериментировать; формирование коммуникативных навыков.
Детская лаборатория
1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, "бросового"); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Распределение объектов в нашей лаборатории
ОПЫТ С ВОДОЙ Вторая младшая группа
Посадка лука Средняя группа
результат
Наблюдение на прогулке
Наблюдение на прогулке Тонет – не тонет Кто это?
Вы слыхали о воде… Мастер-класс Воспитатель года старшая группа
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время. Использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать. Разработка методов стимулирования и поощрения детей - активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским проектам.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями: Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться. Избегайте прямых инструкций ребенку. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте учиться управлять процессом мышления. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.
Работа с родителями Анкетирование Наша газета
Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования Цель: выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду?
Работа с родителями мастер-класс
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский. Спасибо за внимание.
Презентацию на тему Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайдов.
Слайды презентации
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Составила воспитатель ГБДОУ детский сад №20 Красногвардейского района спб Антонова вероника Валериевна
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н.Н.Подьяков, 1995
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Способствует формированию интегративных качеств: Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности
виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)
Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)
направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Классификация детского экспериментирования
По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Особенности организации детского экспериментирования в ДОу
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) в подготовительной группе
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: - место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Оборудование для экспериментов
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ; природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя» Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Пособия и приборы для определения: веса: разнообразные весы, набор гирь протяженности: метр, линейки, условные мерки объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д. времени: песочные часы, секундомер количества: разнообразные счеты направления: компас. Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?». Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Экспериментальные игры. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий.
Варианты фиксации результатов
для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
Реальные события: яркие природные явления и общественные события. События,специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »). Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.). Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
Анкетирование родителей Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др. Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Открытые мероприятия для родителей. Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое). Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Көкшетау қаласы әкімдігінің жанындағы
«Ю.А.Гагарин атындағы № 33 бала бақшасы» МКҚК
ГККП «Детский сад № 33 им. Ю.А.Гагарина»
при акимате г.Кокшетау
«Хочу всё знать!»
Занимательные опыты и эксперименты для детей
Тәрбиеші : Евсеева Е. И.
Погребицкая Н. А
В данный сборник вошли разработки технологических карт экспериментальной работы, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Представленный материал может быть использован для
организации занимательных опытов для детей, а также вариативной части в детских дошкольных организациях.
Окажет методическую помощь воспитателям, родителям.
Экспериментальная деятельность
педагоги
Родители
Дети
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Цель:
Развитие познавательной активности
детей в процессе
экспериментирования
Задачи:
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое).
«Опытно-экспериментальная деятельность
старших дошкольников»
«»
Правила техники безопасности
при проведении опытов.
.
Аккуратно пользоваться с емкостью для воды .
Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе
Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
Не пробовать на вкус вещества
При разбавлении кислот (уксуса) подходить к столу нельзя.
Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
Опыт
«Вулкан»
Опыты с раствором уксуса
»
Опыт
«Статистическое электричество»
Опыт
Волшебные бумажки
Работа с родителями
Анкетирование
Памятки
Консультации
Презентации
Консультации для родителей.
- Научите ребенка любить живую природу”
- Страничка юного исследователя.
- Домашняя лаборатория.
- Организация детского экспериментирования в
домашних условиях.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное .
Назарларыңызға рахмет !