30.01.2024

Дневник наблюдения научной работы школьника. Исследовательская работа "мой дневник". Дать определения основным понятиям


Вероника Милославская

Не хотите читать – покажем

В Москве поставили первый в России фолк-мюзикл и провели литературные чтения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Произведения Гоголя в современной интерпретации? А почему нет? Вдруг современные мультимедийные технологии, видео-инсталляции, спецэффекты и необычная подача (скажем, в жанре мюзикла или – вообще ультрамодно – перформанса) помогут современникам взглянуть на классика совершенно иными глазами.

О проблеме «привития» школьникам интереса к русской классике и фольклору написаны горы педагогической литературы. Не стану их преумножать, а предложу всего один простой, дешёвый, практический и главное эффективный способ – читать эти произведения своим детям вслух. С малолетства.

Тут главное регулярность. А ещё собственная искренняя любовь к чтению. И тогда – по моему глубокому убеждению – проблемы вообще не возникнет.

Но что делать, если она всё же возникла? Если время было упущено, годы прошли, дети выросли… Можно ли вернуть утраченное? Пробудить интерес к хорошей литературе, к народному творчеству в подростках, в молодых или даже в уже совсем взрослых людях?

Полноценный – вряд ли. Но пытаться всё же стоит. Например, путём необычной подачи классики, как то: фолк-мюзикл или чтение литературных произведений популярными актёрами, певцами, спортсменами, телеведущими, политиками – одним словом медийными лицами.

Именно эту идею воплотили недавно в жизнь артисты московского театра «Русская песня». Они, во-первых, поставили на своей сцене первый в России фолк-мюзикл по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А во-вторых, накануне его премьеры устроили литературные чтения отрывков из этой повести приглашёнными знаменитостями , сопровождаемые видео-инсталляциями, звуковыми и световыми спецэффектами – фактически мультимедийный литературно-музыкальный перформанс под названием «Вечер с Гоголем».

– Это чистой воды эксперимент, – поделилась художественный руководитель театра «Русская песня», народная артистка России Надежда Бабкина . – Мы пригласили в гости известных актёров, спортсменов, музыкантов, чтобы прочитать отрывки из произведения Николая Гоголя. Постарались сделать все с душой, вложить глубокий смысл, перенестись в ту самую Диканьку, где и происходили фантастические события, которые описал в своем произведении Николай Васильевич.

В литературных чтениях приняли участие не только те актёры, что заняты в мюзикле «Ночь перед Рождеством»: народный артист России Фёдор Добронравов , который станет Чубом (его сын Виктор Добронравов занят в мюзикле роли кузнеца Вакулы), Сергей Астахов , который репетирует роль Чёрта, Александр Варнаев , исполняющий партию Дьяка Осипа Никифоровича, художник-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич . Погрузиться в волшебную ночь перед Рождеством пришли и те знаменитости, которые просто любят произведения Гоголя: Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, Татьяна Веденеева и Анастасия Волочкова, Евгений Гор и Ирина Грибулина, Андрей Дементьев и Павел Деревянко, Антон Ескин и Владимир Минеев, Артём Михалков и Клара Новикова .

Представление началось уже в фойе – музыкальные коллективы театра исполняли народные песни и колядки, водили хороводы, вовлекая в них всех желающих. Кто не решался присоединиться к танцующим, пили чай из самовара с баранками и пирогами. Или принимали участие в кулинарном мастер-классе от шеф-повара театра «Русская песня» и лично от Надежды Бабкиной – под их руководством лепили традиционные украинские вареники по старинным рецептам.

Почему именно вареники? Так это же одна из самых «аппетитных» сцен самой повести и знаменитого фильма, снятого на её основе в 1961 году режиссёром Александром Роу, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Помните? «На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону и подскочил вверх...»

– Последний раз я ела пельмени в 9 лет, перед поступлением в хореографическое училище, – рассказала Анастасия Волочкова . – С тех пор я на диете. И даже в новогоднюю ночь не позволяю себе калорийной еды, налегаю на свой любимый шпинат, который посыпаю сыром.

Балерина не изменила себе и в этот день, ограничившись лишь лепкой вареников. Кстати, несмотря на то, что она очень старалась прикрыть плечи шалью, журналисты разглядели на её коже большие тёмные пятна и не преминули поинтересоваться их происхождением. Оказалось, это следы от банок – артистка проходила курс лечения.

– Меня готовить научила мама, – включилась в беседу Клара Новикова (на фото она – в центре, репетирует перед началом чтений). – И вареники я делаю прекрасные, разных видов, включая еврейские – с печенью.

– А я тесто для пельменей раскатываю впервые в жизни. Хотя готовлю неплохо. Даже борщ могу запросто сварить, – удивил окружающих Артём Михалков.

А вот Фёдору Добронравову готовить не нравится. Особой любви к вареникам он тоже не испытывает.

– Я – всеядный, – пояснил актёр. – А самая вкусная еда для меня? Да просто та, что приготовила моя жена.

Перформанс продолжился в зрительном зале. Точнее непосредственно на сцене, где в декорациях деревни Диканьки разместились и зрители, и артисты. Атмосфера была поистине новогодней, мистической: полная луна на звёздном небе, скрип снега под сапогами, отдалённый лай собак…

Вечер открыла Надежда Бабкина , которая играет в мюзикле сразу две роли – Солохи и Царицы.

– Гоголь – серьезная, масштабная личность. Личность на веки вечные. Сегодня же он особенно актуален! – подчеркнула певица. – Все персонажи, которые присутствуют у него в том или ином произведении, живут рядом с нами. Если честно, то мы с вами и есть эти персонажи.

Самый любимый герой Бабкиной – ведьма Солоха.

– Это забавная особа. Её называют ведьмой, но ведь ВЕДьма – от слова ВЕДать (знать, иметь сВЕДения, а также управлять, распоряжаться), – пояснила Надежда. – Она ВЕДунья, прекрасно ВЕДёт все дела, руководит, работает чужими руками, справляется с любой задачей.


При постановке мюзикла перед режиссёром Ниной Чусовой стояла непростая задача – совместить народную музыку (восточнославянский – русский и украинский – фольклор) с эстрадным исполнением и симфоническим звучанием, как того требует жанр. На равных соединить музыкальное, драматическое, вокальное и хореографическое искусства.

– У нас всё по-настоящему. Серьёзно, крупно, при привлечении больших творческих сил, – заверила Нина Чусова . – Это светлое произведение Гоголя, в котором тёмные силы проживают свой последний день, и рождается нечто новое, прекрасное, венчающееся любовью. Благодаря песне, музыке, некоему поэтическому шаманству происходит очищение.

Татьяна Веденеева , по всеобщему признанию, приготовила самые изящные вареники. А вот к Гоголю у неё отношение сложное.

– На самом деле, я его немного побаиваюсь – в его произведениях слишком много мистики, – призналась телеведущая. – Но в этом театре очень добрая атмосфера, так что сегодня мне не страшно!

Актёру Артёму Михалкову (на фото – справа) в Гоголе особенно нравится то, как писатель «строит фразы, в них есть загадка».

– Меня поразило слово «черевички», и я выбрал отрывок, где прочитал как раз про них, – поделился Артём. – Все герои его произведений жизненные, они определяют характеры людей. Рассказы, повести, поэмы Николая Васильевича – это наша жизнь. Здорово, что проводятся чтения его произведений.

Павел Деревянко (на фото – у микрофона), по его словам, чувствует с Гоголем какое-то особое родство.

– Для меня Николай Васильевич очень много значит, – признался актёр. – Такое ощущение, что между нами есть что-то общее. Николай Васильевич – из Малороссии, как и я. Моё становление как актёра происходило на произведениях «Шинель», «Вий». Обожаю Гоголя, чувствую его, и мне близко его мироощущение. А какой у Гоголя юмор! Часто повторяю его фразу: «Чему смеетесь! Над собой смеетесь!».

Недавно в Павла родилась вторая дочь Саша, к которой он и поспешил сразу после того, как отыграл свой отрывок. Может, лет через пять он прочтёт ей перед сном эту повесть целиком?

Еще одним ярким участником Гоголевских чтений стал боец смешанных единоборств, многократный чемпион мира по кикбоксингу Владимир Минеев . В этот вечер у спортсмена состоялся двойной дебют: первое выступление на театральной сцене и первый опыт… лепки вареников.

Феерические литературные чтения «Вечер с Гоголем» были задуманы как своеобразная презентация фолк-мюзикла «Ночь перед Рождеством». Каким станет сам мюзикл, мы сможем узнать только после премьеры, которая пройдёт 7-8 декабря. Есть все основания предполагать, что он будет не менее впечатляющим.











Фото: Вероника Милославская

Верхнесалдинский городской округ

МБУ «Информационный методический центр»

МБОУ школа-интернат среднего (полного)

общего образования №9

VI городская научно-практическая конференция младших школьников

«Мои первые шаги в науке»

Исследовательский проект

Тема: «Школьный дневник»

Куцебина Анастасия, Ведерникова Нина

Руководитель: Булгакова Елена Александровна,

учитель начальных классов

2016 год

Введение 3

    Теоретическая часть.

    1. История школьного дневника. 4- 6

      Функции школьного дневника. 7- 8

2.Практическая работа.

2.1 Смотр-конкурс «По одёжке встречают». 9

2.2 Анкетирование «Каков дневник, таков и ученик».

2.3 Поисковая работа «Эволюция дневника». 10

2.4 Электронный дневник. 11

2.5 Работа творческой группы. 12

3.Выводы.

4.Заключение. 13

5.Список литературы. 14

6. Приложение.

Введение.

Тема: «Школьный дневник»

Актуальность. Во все времена школьный дневник был одним из обязательных атрибутов школьника. Одни его скрывают от родителей во избежание порки за плохие оценки, некоторые скрывают его от учителей под предлогом «извините - опять забыл его дома» во избежание всё той же порки от родителей. Большинство же, не уповая ни на первое, ни на второе, пользуются им ежедневно. Именно поэтому школьный дневник заинтересовал нас. Однако проблема заключается в том, что современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.

Гипотеза. Предположим, что новая модель дневника поможет повысить его статус у одноклассников.

Цель проекта: восстановление значения школьного дневника как важного документа в работе школьника.

Объект исследования: обучающиеся 4 класса.

Предмет исследования: школьный дневник.

Задачи исследования:

1. Проследить эволюцию школьного дневника.

2. Оценить отношение к школьному дневнику ребят нашего класса.

3. Организовать поисковую и творческую работу в классе по теме проекта.

4.Создать творческую группу для изготовления макета «Дневник РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА»

Методы исследования :

Анкетирование, анализ, обобщение, поисковый, практический, сбор информации из книг.

Основная часть.

1.1 История школьного дневника.

Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.

Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный».

«Дневник»: 1) записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущихся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков, отметок об успеваемости и поведении »..

В царской России дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.

Обложка. В царской России у дневника была кожаной, цена - 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов.

Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.

1-2 страницы – гербы и флаги всех государств

3-4 страницы «Памятный листок», в нем были отражены: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель и т.п.

5 страница – график дежурства по классу и по молитве

6 -7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.

Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю, например сентябрь – зарень.

Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.

Также как в современном дневнике основные страницы занимали предметы с записанными домашними заданиями. Разница лишь в том, что учебный год заканчивался 20 апреля, а начинался 16 августа. Поэтому в школьный рюкзак для первоклассника складывались все необходимые принадлежности уже 15 августа.

Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.

Интересные страницы дореволюционного дневника:

медицинская страница – здесь были описаны банальные случаи оказания первой помощи при насморке и в то же время, например, отравление трихинным мясом;

аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом;

страница изоляции – в ней уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях;

страницы запретов - в них четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия и т.п.

список всех учебных заведений

Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нем, тем самым извещая учителя о владении данной информацией.

Первые советские школьные дневники.

В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал, что «школа должна дать ребенку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями».

Подводя итоги преобразований школы, можно сказать, что, несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.

Описание одного из первых советских дневников.

Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей.

В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).

Дневник изготовлен Трестом школьных письменных принадлежностей в городе Смоленске типографией имени Смирнова. Заказ № 916. В данном дневнике учебная неделя рассчитана на шесть дней, но шестой день не заполнялся, так как учебные занятия заканчивалась в пятницу. Дни недели обозначались цифрами. Например, пятница обозначена цифрой «5» .

В этом школьном документе прописаны следующие указания к ведению дневника:

1.Ученик заполняет лицевую и оборотную сторону обложки и 1-ю страницу (расписание уроков на первое полугодие).

2.На страницах 2-79 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые они заданы.

3.Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью.

4.Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике и в конце недели отмечать пропуски уроков.

5.В конце каждой недели родители подписывают дневник.

6.Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко, опрятно .

(Такой памятки к ведению в современных дневниках нет).

1.2.Функции школьного дневника.

Дневник школьника – это: журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;

показатель успеваемости ученика; средство для обращения школы к родителям.

В последнее время учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:

1. Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!", "Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!", "Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!").

2. Замечания.

3. Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность...", "Спасибо за...", "Выражаю признательность...").

4. Приглашения ("Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________, которое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель _____________________").

5. Объявления.

7. Информирование родителей об успехах их детей.

8. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.

9. Поздравления с праздниками.

10. Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.

11. Обращения к родителям.

Если необходимо записать замечание или обращение к родителям, то делать это следует корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы! (Приложение2)

Важно помнить, что однотипные записи и частые замечания в дневнике, особенно если это касается поведения или невыученных уроков, вызывают привыкание и не оказывают никакого воздействия на недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить родителей в школу, может быть, даже специальным уведомлением.

Практическая работа

2.1 «Смотр-конкурс дневников»

На первом этапе своих исследований мы провели смотр дневников обучающихся нашего класса.

Выяснили: 25% одноклассников ведут записи в дневнике небрежно, много исправлений, у 50% - нет расписания, росписи родителей. Есть дети, которые расписались вместо родителей. Есть дневники, которым срочно требуется ремонт.

Вывод: есть одноклассники, которые не соблюдают правила заполнения школьного дневника как документа.

Рисунок 1

2.2 Анкетирование.

«Каков дневник, таков и ученик»

Для того, чтобы определить причины безответственного отношения к заполнению дневника, мы составили анкету для обучающихся нашего класса и для родителей.

Рисунок 2

Результаты анкетирования показали, что 20% одноклассников могут обойтись без дневника. Так же мы нашли не соответствие в ответах родителей: по итогам проверки дневников только у 50% были поставлены росписи родителей, а в анкетах 85% родителей утверждают, что проверяют дневники ежедневно.

Рисунок 3

Почти все и родители, и дети положительно относятся к электронным дневникам, но и бумажные дневники прошлых лет не выбрасывают. Практически все родители считают, что именно бумажный дневник может дать характеристику

школьнику. Хочется сказать и о замечаниях от педагогов. Есть неаккуратные записи, в основном негативные.(Приложение 2)

Учителя используют школьный дневник в качестве наказания, и очень редко для поощрения.

Для того, чтобы поднять статус дневника, мы определили план действий: организовать в своём классе поисковую работу по теме «Эволюция дневника», подготовить и провести игру «Дебаты» , создать творческую группу для изготовления макета «Дневник РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА» , провести конкурс мини проектов «Дневник будущего» и акцию «Этика письменной речи педагогов», подготовить классный час «Его величество- дневник».

2.3.Поисковая работа «Эволюция дневника».

Организовали поисковую работу «Эволюция дневника». Об истории появления первого дневника нам рассказали работники городской библиотеки.

А какие дневники были в СССР, узнали от Ольги Васильевны Логиновой. В таком дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы! Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться.(Приложение2)

2.4 Электронный дневник.

В качестве эксперимента почти во всех школах нашей страны введен электронный дневник. Для того, чтобы узнать, что лучше: электронный дневник или бумажный, провели игру «Дебаты», где выяснили положительные и отрицательные стороны электронного и бумажного дневника. (Приложение2)

Рисунок 4 Рисунок 5

По положительным показателям лидировал электронный дневник,

но только 38% обучающихся класса являются активными пользователями

сайта «Дневник ру».

2.5 Работа творческой группы.

На конкурсе «Ярмарка идей» одноклассники представили свои мини проекты

«Дневник будущего». Самыми интересными стали модели Грибова Даниила и Либидинской Лианы.

Психолог Ирина Владимировна дала рекомендации по оформлению и содержанию будущей модели дневника.

Для акции «Этика письменной речи педагога» Настя Куцебина под руководством своей мамы оформила буклет.(Приложение2)

Наш учитель провела мастер – класс по созданию электронной модели дневника.

На классном часе «Его величество – дневник», мы организовали практическое занятие «Наведём порядок в дневнике!» и представили одноклассникам макет нового дневника.

Работая над проектом мы увидели, что дневники отражают историю нашей страны.

В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые. Но отношение к основному документу школьника было положительное и ответственное.

Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации. Психологи считают, что яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника,

Вот уже четыре года наш класс пользуется дневниками по программе 2100.

В основном дети заполняют самостоятельно такие страницы как «Сведения о себе, о классе, о школе», «Недельные развороты». А страницы «План моих дел», «Цели учебы в этом году» только 19 % класса. (Приложение 2)

Наша модель школьного дневника больше подходит для детей начальных классов. Мы патриоты своей страны, поэтому на обложке поместили символы нашего государства. Добавили «Правила ведения дневника», а страничку для учителя разместили в конце дневника. Там учитель может написать благодарности и свои пожелания. (Приложение2)

Студентки КРАСИКОВА ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Направление подготовки: «Социальная работа» Курс _2_

Профиль подготовки: «Социальная работа в системе социальных служб»

Страницы

Вводная часть

Индивидуальный план работы студента на период практики

Дневник прохождения практики

Отчет о практике

Задание 1. Эссе

Задание 2. Методологический аппарат исследования

Задание 3. Библиография

Задание 4. Анализ научной статьи

Задание 5. Методика наблюдения

Задание 6. Опросный лист

Задание 7. Реферат

Задание 8. Глоссарий

Задание 9. Эмпирическое исследование

Задание 10. Аналитический отчет

Характеристика-отзыв с базы практики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики от университета

________________________ А.Ю. Гольцов

Руководитель практики от организации

________________________ Д.Красикова

Индивидуальный план работы студента 2 курса заочного отделения направления подготовки «Социальная работа»

Красиковой Дарьи Васильевной на период учебной практики: 10.03.2014 – 23.03.2014

Организация: Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО»

день недели

понедельник

Ознакомление с задачами и организацией производственной практики, с правилами внутреннего трудового распорядка. Знакомство с коллегами по работе, формирование взаимоотношений с ними и руководителем практики. Определение направлений и места прохождения производственной практики

В ходе участия в общей планерке организации я познакомилась с руководством организации и другими сотрудниками, которые работают по проектам и т.д. руководителем практики был проведен инструктаж по правилам внутреннего распорядка, ТБ, ознакомлена с инструкциями организации

Знакомство с типом организации. Изучение нормативно-правовой документации организации

Вместе с другими студентами, которые проходят практику, ознакомилась с основными документами организации (Устав, положения), в ходе презентации ролика организации ознакомилась с основными направлениями БелАЮ

Участие в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ «ЮНЕСКО: Образование. Наука. Культура»

Участвовала в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ

Изучение опыта реабилитационной деятельности по программе «Исцеляющая магия». Беседа с руководителем программы о специфике «Исцеляющей магии», контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между волонтером и клиентом

Изучала опытареабилитационной деятельности

Работа над научно-исследовательской работой

Работаа над научно-исследовательской работой

понедельник

Изучение специфики и деятельности проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

Изучала специфики и деятельности проектов

Участие в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

Участвовала в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

Изучение специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

Изучала специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска».

Изучение специфики проекта «Возраст в действии». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте участников проекта, специфике услуг, условиях их предоставления

Изучала специфики проекта «Возраст в действии».

Работа над научно-исследовательской работой.

Анализ и обработка изученного материала, подготовка отчета, оформление дневниковых записей.

Работала над научно-исследовательской работой

(или «Как работать над исследованием»)

Уважаемые старшеклассники.

Этот дневник поможет вам работать над своим исследованием. Ваше исследование, конечно, будет отличаться от исследования ученого. Но вы, как и настоящие ученые, пройдете путём открытия новых для себя знаний.

Всё о чём в дальнейшем пойдёт речь вам необходимо записывать любым удобным способом – на бумаге или компьютере, телефоне или планшете. Главное, чтобы материал работы над исследованием всегда был под рукой. Ведь светлые мысли могут посетить вас в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. Ваша задача вовремя ухватить и записать их для дальнейшего размышления и изучения. (Ведь именно так поступают все настоящие исследователи.)

Первое над чем надо подумать, приступая к работе над исследованием – ТЕМА.

I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбирая тему исследования, вы должны исходить из своих интересов: что интересно вам узнать, как тема исследования будет связана с вашей дальнейшей учёбой и т.п.

II. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.

Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы проводите это исследование.

Запиши цель своего исследования:

Например :

Цель исследования: Хочу понять, почему бабочки такие красивые?

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи указывают основные шаги.

Перечисли задачи своего исследования: _________________________________________________________________________

Например:

Задачи моего исследования:

1. Выяснить, все ли бабочки красивые.

2. Чем питаются бабочки.

3. Где обитают бабочки.

4. Какие существуют мифы и легенды о бабочках.

III. ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ

Гипотеза – это предположение, догадка, рассуждение, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения чего-либо. Обычно гипотезы начинаются словами:

- предположим…

- возможно…

- допустим…

- что, если…

Запиши гипотезы своего исследования. __________________________________________________________________________________

Например:

- возможно, бабочки такие красивые, потому что питаются нектаром цветов

- предположим , что красота бабочек связана со средой их обитания

- что, если внешний вид бабочек – это способ выживания.

- допустим , что красивы только дневные бабочки.

IV.СОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Эту часть работы целесообразно сделать совместно с педагогом, курирующим твою работу.

В каждой исследовательской работе есть введение, 2-3 главы, заключение и список литературы.

Следует проговорить с педагогом, сколько глав будет в твоем исследовании. Чему они будут посвящены.

Когда все уточнения в план будут внесены, определись с приблизительными сроками работы над каждым этапом исследования.

В этом тебе поможет следующая таблица (ты вправе вносить в неё свои пункты:

Этап работы над исследованием К кому обратиться за помощью Примерный срок реализации
I.Уточнить тему исследования. Руководитель проекта
II.Определить цели и задачи. Руководитель проекта Педагог-наставник
III. Выдвинуть гипотезу исследования.
IV.Составить план исследования. Педагог-наставник Руководитель проекта
V.Сбор информации:
1) научная информация
2) художественная
литература
3) интернет ресурсы
4) кино- и телефильмы
5) мнения специалиста Специалист, в изучаемой области
VI.Написать текст исследования Педагог-наставник
VII.Подготовить презентацию
VIII.Подготовиться к защите
IX. Рефлексия Педагог-наставник Руководитель проекта

V. СБОР ИНФОРМАЦИИ

1. Познакомиться с научной литературой.

Составь список книг из твоей личной или школьной библиотеки, которые, на твой взгляд, помогут в работе над исследованием. Покажи список педагогу, курирующему твою работу, и дополни его книгами, предложенными им.

Собирая научные сведения, всегда записывай автора, название и выпускные данные изучаемой книги (издательство и год выпуска).

Если возникнет желание использовать тот или иной отрывок из изучаемого произведения, обязательно запиши номера страниц, на которых располагается понравившийся тебе отрывок. Это необходимо для грамотного составления сносок и списка используемой литературы.

2 . Познакомиться с художественной литературой, если того требует тема твоего исследования.

3. Воспользоваться интернет ресурсами по изучаемой теме.

4 . Познакомиться с кино- и телефильмами.

5. Обратиться к специалистам.

Обратившись к специалистам, если есть такая возможность, запиши их рассуждения и обязательно сделай ссылку на их компетентное мнение в тексте своего исследования.

VI. НАПИСАТЬ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ

После того, как все необходимые сведения собраны, сделаны все необходимые выписки из книг, записаны мнения специалистов, надо написать текст своего исследования.

Обратите внимание на то, что текст может неоднократно меняться. Отнесись внимательно к замечаниям, курирующего педагога, и старайся четко выполнять его рекомендации.

Проверьте, чтобы текст вашего исследования соответствовал всем требованиям, предъявляемым к подобной работе.

Остановись на следующих ключевых моментах:

Обоснование темы.

Цели и задачи исследования.

Гипотезы.

План исследования.

Результаты исследования.

Выводы, сделанные по результатам исследования.

Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении.

На этом пункте надо остановиться подробнее, поскольку для настоящего исследователя завершение одной работы – это начало новой работы, нового исследования. Поэтому обязательно отметьте, что и в каких направлениях надо исследовать в дальнейшем.

VII. ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Подготовить презентацию – это не только собрать картинки, которые проиллюстрируют ваше исследование. Это ещё и подготовить текст выступления. Помните, что для выступления надо взять только самое важное. Главная ошибка всех начинающих исследователей – «объять необъятное». Не надо пытаться рассказать обо всем, что вам удалось сделать. Ведь на презентацию отводится всего 7 минут.

VIII. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Самый идеальный вариант – выучить «назубок» текст своего выступления. Очень портит впечатление безотрывное смотрение выступающего в текст сообщения. Таким образом, вы даете повод усомниться в самостоятельности вашей работы. Подсказкой для вас будут слайды презентации. Не волнуйтесь, и смело рассказывайте о той огромной работе, которую вы проделывали на протяжении нескольких месяцев.

В конце защиты всегда следуют вопросы. Конечно, невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы, но предположить многие из них можно. Как правило, вопросы «из зала» касаются ключевых понятий и выводов, сделанных вами в ходе исследования.

Обязательно благодарите того, кто задал вам вопрос. Этого требует элементарная этика публичных выступлений. Ведь человек проявил интерес к вашему выступлению, что само по себе заслуживает благодарности с вашей стороны.


Введение………………………………………………………………………

Глава I Школьный дневник

1.1.Функции школьного дневника………………………………………….

1.2. История школьного дневника………………………………………….

Глава II Экспериментальная работа

2.1. Сравнительный анализ дневников 1960-х и 2000-х годов………....

2.2.. Дневник - лицо ученика…………………………………………………..

2.3. Электронный дневник: за и против....................................................

2.4. Разработка макета дневника школьника 2 – 4 классов

Заключение………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Школьный дневник - основной документ школьника на время обучения. Он выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.

Выбор дневника всегда волнует не только детей, но и взрослых. Школьный дневник должен быть носителем информации.

Цель работы: создание макета дневника школьника 2-4 классов

Задачи:

Изучить историю, виды школьных дневников;

Создать дневник школьника со 2 по 4 классы;

Включить в дневник полезные факты для учеников начальных классов

о нашем городе и крае.

Гипотеза: история школьного дневника отражает историю нашей страны - если в дневник школьника включить исторический и краеведческий материал, то изучение своей малой родины будет проходить ежедневно, что будет способствовать воспитанию любви к Родине.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • сравнение, поисковый и исторический анализ, синтез, аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • анкетирование учащихся и родителей;
  • фотофиксация (фотографирование дневников одноклассников)
  • практический (создание макета дневника).

Объект исследования: учащиеся начальных классов, старших классов и родители

Предмет исследования: школьный дневник как один из носителей информации.

Новизна заключается в создании макета дневника для учащихся 2-4 классов.

Практическая значимость заключена в том, что результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, а также родителями при выборе дневника для своих детей.

База исследования: МАОУ Гимназия №1 г. Бугуруслан

ГЛАВА I ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК

1. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА.

Дневник школьника – это:

  • журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
  • показатель успеваемости ученика;
  • средство для обращения школы к родителям.

По данному вопросу мною было проведено анкетирование родителей учащихся старших классов и учащихся начальной школы. Приложение 7,8,9

На вопрос « Какую из функций дневника вы считаете наиболее важной?» получены ответы:

родители: показатель успеваемости ученика – 18 чел., средство для обращения школы к родителям – 3 чел, журнал регистрации оценок – 1чел.

старшеклассники: показатель успеваемости ученика – 5 чел., средство для обращения школы к родителям – 1 чел, журнал регистрации оценок – 4чел.

Вопрос: Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:

Родители

Старшеклассники

Младшие школьники

а) расписание и домашние задания ребенка;

б) успехи ребенка;

в) проблемы, которые необходимо оперативно решать;

Вопрос: Школьный дневник необходим прежде всего

Родители

Старшеклассники

Младшие школьники

а) самому ребёнку;

б) учителю;

в) родителям.

1.2. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА

Откуда к нам пришло слово «дневник»? Существуют разные толкования.

Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный». Как говорят лингвисты, это «калька с французского». Кстати, у нас, теперь, живут два слова: и само французское, и его калька, русская копия, но они не равнозначны. Порою их значения расходятся очень далеко («вести дневник» и «издавать журнал»), а порою очень близки («классный журнал» и «школьный дневник»)

«Дневник»: 1) записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущихся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков, отметок об успеваемости и поведении »..

Каждый ученик «ведет» свой школьный дневник: записывает в него расписание уроков и задания к этим урокам. Учитель выставляет отметки и расписывается в том, что он их поставил. Затем родители расписываются в том, что они эти отметки видели. Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.

Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами.

В царской России дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.

Обложка. В царской России у дневника была кожаной, цена - 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов.

Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.

1-2 страницы – гербы и флаги всех государств

3-4 страницы «Памятный листок», в нем были отражены: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель и т.п.

5 страница – график дежурства по классу и по молитве

6 -7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.

Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю, например сентябрь – зарень.

Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.

Также как в современном дневнике основные страницы занимали предметы с записанными домашними заданиями. Разница лишь в том, что учебный год заканчивался 20 апреля, а начинался 16 августа. Поэтому в школьный рюкзак для первоклассника складывались все необходимые принадлежности уже 15 августа.

Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.

Интересные страницы дореволюционного дневника:

медицинская страница – здесь были описаны банальные случаи оказания первой помощи при насморке и в то же время, например, отравление трихинным мясом;

аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом;

страница изоляции – в ней уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях;

страницы запретов - в них четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия и т.п.

список всех учебных заведений

Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нем, тем самым извещая учителя о владении данной информацией.

Первые советские школьные дневники.

В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа.

Настаивая на общем образовании всех детей до 17 лет, А. В. Луначарский писал, что «школа должна дать ребенку и подростку широкое образование, которое откроет перед ним все дороги к последующему образованию и к практической деятельности в соответствии с их желаниями и способностями».

Подводя итоги преобразований школы, можно сказать, что, несмотря на трудности в стране, система народного образования и работа учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов заметно изменилась. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.

Описание одного из первых советских дневников. Приложение 1

Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей.

В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе).

Дневник изготовлен Трестом школьных письменных принадлежностей в городе Смоленске типографией имени Смирнова. Заказ № 916. В данном дневнике учебная неделя рассчитана на шесть дней, но шестой день не заполнялся, так как учебные занятия заканчивалась в пятницу. Дни недели обозначались цифрами. Например, пятница обозначена цифрой «5» .

В этом школьном документе прописаны следующие указания к ведению дневника:

1.Ученик заполняет лицевую и оборотную сторону обложки и 1-ю страницу (расписание уроков на первое полугодие).

2.На страницах 2-79 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые они заданы.

3.Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью.

4.Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике и в конце недели отмечать пропуски уроков.

5.В конце каждой недели родители подписывают дневник.

6.Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко, опрятно .

(Такой памятки к ведению в современных дневниках нет).

В дневнике 1937-1938 учебного года осталось немного страниц. Используя его, очень тяжело сравнить этот дневник с дневниками 1960-х и 2000-х годов. Поэтому сравнительный анализ нами проведен между двумя поколениями дневников.

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДНЕВНИКОВ 1960 – х и 2000 –х ГОДОВ (в том числе и современных дневников для младшей и старшей школы).

Для сравнения я использовала дневники 1966/67 учебного года. Все эти дневники школьников из разных школ города. А также современные дневники 2013/14 учебного года (это дневники мои и моих одноклассников и школьников города).

Внешний вид дневников .

Дневник 60-х годов был с обложкой белого или серого цвета. На дневнике могло указываться, для учащихся каких классов он предназначен. Несмотря на это, не было четкого разделения дневников «по возрасту».

С обратной стороны на дневнике был указан сорт бумаги, из которой был изготовлен дневник. Чаще всего дневники изготовляли из бумаги первого или второго сорта. Цена дневника определялась сортом бумаги, и, в зависимости от него, она составляла 13 (2 сорт) или 14 (1 сорт) копеек. А так же указывалось место, где был выпущен дневник и бригада, выпустившая его. Например: «Изготовлено бригадой коммунистического труда тов. Назаровой».

Современный дневник для младших классов представляет собой книжку в твердой, глянцевой обложке с яркой, пестрой окраской и разнообразными детскими рисунками. На дневниках изображаются машины, звери, герои любимых мультфильмов, актеры, музыканты… Таким образом, ученик может выбрать дневник на свой вкус.

На обложке лишь указывается, кому принадлежит дневник (более точно ученик записывает информацию о себе на первой странице дневника). Таким образом, на дневнике оставляют несколько строчек для записи своей фамилии и имени. На последней странице ставится штрих код, чтобы дневник удобнее было продавать, и может ставиться информация о месте и дате изготовления дневника. Дневник даже может иметь срок годности!

Современный дневник для старшей школы сейчас представляет собой либо брошюру, либо книжку в глянцевой обложке. На обложке красуется надпись «дневник» или «дневник для старшей школы». В отличие от дневника учащегося начальной школы, такой дневник не имеет пестрой картинки на обложке и может содержать на ней всего лишь трехцветный узор.

На обложке также может иметься несколько строчек для краткого написания сведений о владельце дневника. С обратной стороны также, как и на дневнике для начальной школы, имеется штрих код и сведения об изготовителе дневника.

Первые страницы дневника.

В новых дневниках появляется страница, которая отсутствовала раньше. Это страница - «личные данные ученика». Она специально была создана, так как на обложке современных дневников не находится места для этих сведений, ведь обложка, зачастую, вся разукрашена картинками и узорами.

Сейчас на первых страницах дневников пишутся фамилии учителей, ведущих разные школьные предметы, расписание звонков и уроков на четверть или полугодие. Посмотрев на дневники 60-х, мы это все также увидим.

Сравните: в 60-е годы писалось - «фамилия, имя, отчество преподавателей», а в 2000-м году - «мои учителя». Разница есть. В первом случае это звучит более официально, а во втором – более мягко.

Кроме того, раньше расписание занятий менялось каждые полгода, а теперь каждую четверть.

Еще одно немало важное отличие «нового от старого» - наличие в современных дневниках расписания внешкольных занятий и факультативов. Ну, если факультативы раньше и были при школе, то расписание внешкольных занятий – это «новинка».

Только в старом дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться. Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы! Приложение 3

В современных дневниках часто указывается перечень прав учащегося. Школьники читают его и предъявляют больше требований к учителям. Права-то там имеются, а вот обязанностей там нет!

Страницы дневника.

Количество страниц в новых дневниках больше, чем в старых. Если в старых было всего 80 страниц, то в новых, чаще всего, страниц уже 96. Общее количество страниц увеличилось за счет размещения в дневнике различной справочной информации.

Также изменилось количество страниц, отведенных на учебные недели. В дневниках 60-х годов было 74 страницы для записи домашних заданий и выставления оценок, причём чаще всего все страницы были пронумерованы (!). В современных дневниках таких страниц уже около 80 и без номеров. Я думаю, что появились запасные страницы для любителей вырывать листы с плохими оценками.

Качество бумаги тоже различное. Старые дневники изготовлены из бумаги бело-серого цвета, плотной, шершавой. На такой бумаге хорошо было писать чернильной ручкой (чернила не растекались).

У новых дневников страницы тоже светлые. Это связано со зрительным восприятием этих страниц. Светлый оттенок позволяет снизить усталость глаз, накапливающуюся за день, и ученик меньше утомляется. На страницах появляются разнообразные бледные узоры, радующие глаз. Бумага глянцевая, предназначенная для письма шариковыми ручками. Но, как правило, листы дневника тонкие. И, по моему мнению, раньше было лучше, потому что бумага была толще, меньше мялась.

Откроем страничку дневника где-нибудь посередине. Можно открыть такую страницу любого дневника, так как структура их почти не изменилась. Первое, что бросается в глаза, это максимальное количество уроков в день. Раньше больше шести уроков в день не проводилось – теперь их может быть восемь. Наверху каждой страницы ставится самим учеником месяц, к которому относится текущая неделя. Также на них имеются графы «список предметов», «что задано», «оценка успеваемости», «подпись учителя».

Различия в страницах между поколениями дневников лишь в написании этих граф. Например, «что задано» в «старом» дневнике и «домашнее задание» в «новом».

Внизу страницы дневника 60-х указывается, сколько уроков пропустил ученик, «из них по болезни» и количество опозданий на урок. Правда, эти графы никогда не заполнялись! В новых дневниках вместо этих «ненужных» записей имеют место быть замечания, примечания, заметки и т. п.

В дневниках любых годов на страницах красуются замечания учителей, которые во все времена одинаковы.

В конце каждой недели, как тогда, так и сейчас, учитель и родители должны ставить свои подписи. Правда, с этим иногда возникают проблемы у учеников с плохими отметками – они попросту не показывают дневник ни учителю, ни родителям.

На последних страницах…

Последние страницы дневников двух поколений довольно сильно отличаются.

Рассмотрим дневник 60-х. В конце дневника есть страницы «замечание классного руководителя», «общественно - полезный труд», «практика», «учет сдачи норм БГТО» и, конечно, сведения об успеваемости и …поведении ученика!

Некоторые графы будут непонятны современному школьнику, например, «БГТО» или «Будь Готов к Труду и Обороне. Приложение 4

Чем-то они похожи на нормативы по физкультуре и нормативы выполнения юношеского разряда по туризму. Школьник должен был уметь метать гранату массой 500 грамм на 25 метров, лазать по канату без помощи рук на 2 метра, прыгать в высоту на 1м 15см, участвовать в одно-, двухдневных походах с ночевкой и без.

Кроме этого, ученик в свободное от учебы время должен был заниматься общественно-полезным трудом. А что же сейчас?

Сейчас таких «полезных» граф вы не увидите в дневнике. Они утрачены навсегда. Так как дневник отражает историю государства, то теперь, по всей видимости, ученик не должен выполнять нормы БГТО, которые «перекочевали» в обычные физнормативы, да и практика теперь – вещь вовсе не обязательная. Зато вместо этого имеется много справочной информации по школьным предметам, благодарности ученику, итоги четвертей, задание на каникулы, внеклассное чтение. Все-таки от ученика требуется некий умственный труд во время каникул.

На последней странице современных дневников, как для учащихся младших классов, так и для старшеклассников, может писаться памятка правил дорожного движения, необходимая школьнику. Таким образом, государство как-то заботится и о безопасности школьников на дорогах.

Страница « сведения об успеваемости ученика » с течением времени претерпела некоторые изменения. Раньше эта страница называлась « сведения об успеваемости и поведении ученика», теперь же просто «сведения об успеваемости » или « итоги успеваемости». Графа « поведение » теперь есть далеко не в каждом дневнике, только у младших школьников, да и то не всегда.

Названия предметов стали «понаучнее» («пение» поменялось на «музыку»). Некоторые предметы исчезли («арифметика», «родная литература»). Появились и новые предметы («экология», «основы информатики и вычислительной техники»). Но, чаще всего, названия предметов не указываются, и ученик сам заполняет пустые графы. Не изменились графы «подписи классного руководителя и родителей», а так же «оценки успеваемости» за каждую четверть.

2.2. ДНЕВНИК – ЛИЦО УЧЕНИКА

Обложка. За исключением белых экземпляров, она уже не несёт на себе точных данных: фамилии и имени ученика, номера школы и класса. Она превратилась в яркий рисунок, занимающий всё пространство. Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно, можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Приложение 5

Во вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца И самое интересно, что сюжет, изображённый на обложке, может рассказать о характере ученика и его увлечениях. Обложки учеников класса и старшеклассников. Изучая дневники одноклассников, я заметила, что любимые предметы в дневнике вписываются аккуратно и полностью и остальные – кое-как.

Старшеклассники предпочитают дневники, на обложке которых государственная символика, в которых содержится справочная информация по предметам и как можно меньше страниц с дополнительной информацией требующей заполнения.

Из Интернет-опроса две трети взрослых образ недели представляют в виде разворота школьного дневника, где пять учебных дней, суббота и потерянное при перевороте страничке воскресенье.

Для того чтобы узнать, как относятся к дневнику люди разных возрастов, я разработала анкету и провела опрос среди учащихся моего класса, среди учащихся 11 класса и родителей моих одноклассников. Пример анкеты я привожу в приложении.

Опрос показал, что отношение к дневнику меняется со временем.

Раньше дневник ценили и берегли как документ. Отношение к нему было более бережное и аккуратное. Многие, если им это удавалось, сохраняли дневники. Сейчас же у многих учащихся отношение к столь ценному школьному документу изменилось. По их словам: «Зачем их нужно хранить?». Но далеко не все так думают. Все-таки, хранение своих дневников и отношение к ним у каждого свое.

В анкете я попросила рассказать какой-нибудь интересный случай о своем дневнике . Запоминаются плохие отметки и, как в основном, их хотели стереть, или вырвать страницу, или боялись показать родителям. Некоторые даже сжигали свои дневники! Некоторые умудрялись иметь два дневника для хороших и плохих отметок отдельно.

Ученики старших классов заметили такую характерную особенность, дневника теряться вместе с плохими отметками.

Некоторые учащиеся в те времена, когда дневники были серыми и невзрачными, пытались их сделать более красочными. Для этого они использовали в качестве обложки страницы из разных красочных журналов и газет. На обложку прикрепляли наклейки, разнообразные рисунки и переводные картинки. Внутри дневников рисовали различные картинки, посвященные государственным праздникам. Хотя, «цветочки» могли появиться и просто в любой день недели!

2.3. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

После изучения истории школьного дневника меня заинтересовал вопрос, каким дневник станет через несколько лет. Для этого я воспользовалась информацией из Интернета. Вот что мне удалось выяснить.

В качестве эксперимента почти во всех школах, гимназиях, колледжах города Москвы и других городов нашей страны введен электронный дневник.

Электронный дневник - это современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Он дает возможность родителям наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок, позволяет оперативно получить самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни.

Просматривая разные сайты, удалось отметить общее мнение о следующих достоинствах и недостатках электронного дневника.

Достоинства электронного дневника:

1.Оперативность получения информации об успеваемости ребенка для родителей. Причем каждый родитель видит оценки только своего ребенка! 2. Информация об успеваемости других детей ему недоступна.

3. Полнота информации, предоставляемая учителем для директора и родителей.

4. Удобство доступа в любое время для всех пользователей дневника

Обманывать ребенку становится незачем, всю информацию родитель увидит в дневнике по доступному только ему паролю.

Что дает электронный дневник

Родителям

1.Родители узнают об оценках в день их выставления.

2. Немедленно информируются о прогулах своих детей.

3. Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашнее задание, замечания, индивидуальные комментарии учителей.

4. Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.

5. Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.

6. При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту.

7. Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.

8. Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания.

Школьникам

1. Всегда видеть актуальное расписание занятий.

2. Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем.

3. Следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом.

4. Возрастает мотивация к учебе.

5. Заставляет более ответственно подходить к учебе.

Недостатки электронного дневника:

2. Сложность в обеспечении технической базы, отсутствие достаточного количества компьютеров.

3. Доступ к Интернету есть далеко не у всех родителей.

4. Вероятность хакерских атак со стороны учащихся.

Но со временем эти недостатки должны устраниться. Если у Вас дома нет компьютера или нет доступа к сети Интернет, это можно сделать на работе. Найти несколько минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. Даже если Вы уедете отдыхать или отправитесь в командировку, Вы всегда будете в курсе всех школьных дел Вашего ребенка .

По данному вопросу было проведено анкетирование. Приложение 7,8,9

Как вы относитесь к введению электронного дневника в школе?

Родители - положительно: 11 чел, отрицательно-13 чел

Вы бы хотели иметь электронный дневник? (да и почему?, нет и почему?) Ученики старших классов: да – 6 чел, нет – 17 чел, ученики младших классов: да-13 чел, нет – 6 чел. Таким образом, родители ЗА введение электронного дневника, младшие школьники тоже, а вот старшеклассники против введения электронного дневника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь я хочу подвести итоги своей работы:

1. Изначально я поставила перед собой задачу - найти дневники разных поколений. Я нашла дневники 60-х годов прошлого века и новые школьные дневники 21 века. Мне удалось даже найти дневник 30-х годов (в Интернете).

2. Собрав дневники разных поколений, я провела тщательный анализ этих дневников и узнала много нового и необычного для себя.

3. В результате практической работы я создала макет дневника школьника города Бугуруслана в который включила исторический и краеведческий материал.

Выводы:

Дневники отражают время. Развитие дневника отражает историю нашей страны.

В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые. Но отношение к основному документу школьника было положительное и ответственное.

Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации.

В наше время все компьютеризируется, меняются и дневники. В скором будущем, по моему мнению, дневник из 48-листной тетради превратится в пластиковую карточку, подобную современным проездным.

В результате проделанной работы я не только изучила историю дневника школьника, но и создала макет дневника школьника города Бугуруслана, при создании данного макета я познакомилась с историей города, животным и растительным миром нашей области.

Я считаю, что использование такого дневника поможет школьникам улучшить свои знания по истории родного края.

Литература

  1. Альтов В.Г. «Бугуруслан», Челябинск, 1990г
  2. Газета «Аргументы и факты» №29, за 2013 г.
  3. Дневник Бориса Свешникова за 1937/38 учебный год.
  4. Закиров М.Г., Судьба города. Бугуруслан, 2012г
  5. Кабанова Вера, Кинельская чаша - Оренбург: 1999 г.
  6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., М.Ф.Шабаева. История педагогики, Москва "Просвещение", 2011 г.
  7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка. Москва, «Азбуковник», 2011 г.
  9. Школьные дневники 1960-х годов.
  10. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2012 г.
  11. Школьные дневники 2014-х года.
  12. yandex.ru. Интернет-новости от 25 мая 2013 г..
  13. Исторический сайт http://rustam.h12.ru/html/buguruslan/Buguruslan.html
  14. Портал правительства Оренбургской области http://www.orenburg-gov.ru
  15. Сайт города Бугуруслан http://buguruslan.wikicitieslib.ru/
  16. Сайт МАОУ Гимназия №1 города Бугуруслана