25.06.2019

Занятие по познавательной деятельности. Познавательное развитие по фгос в доу. развитие познавательной деятельности. Что такое фгос


Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы по теме:"Зачем человеку глаза?"

Разработала воспитатель: Воробьева И,В №32 «Колосок» с. Круглолесское Ставропольского края Александровского района.

Тема: «Зачем человеку глаза»

Цель Помочь детям понять зачем человеку нужны глаза?
Задачи :
1 Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека
2 Познакомить со строением глаза уточнить представления детей о том, что человек должен беречь своё зрение,что все части глаз выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию
3 Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказывать им помощь.
Интеграция образовательных областей: безопасность,социализация, здоровье, физическая культура.
Материал: Плакат с изображением глаза, ленточка, картинки с изображением детей в различных ситуациях.В гости к детям пришла кукла Даша в медицинском халате.
Кукла Даша: Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку:
(загадывает детям загадку)

Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно А друг на друга не глядят
(глаза)
Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята поговорим о глазах Глаза –это один из важнейших органов чувств человека. Ребята а как вы думаете почему? (выслушивает ответы детей)
Да, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
С помощью глаз человек видит предметы,цвет,размер,форму перемещение предметов Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении,ориентироваться в пространстве и во времени.
А вы хотите узнать тайну наших глаз? (ответы детей)
Воспитатель(обращается к кукле Даше):Дашенька а что ты нам принесла?

Кукла Даша: (Даше достаёт плакат) Ребята, что это такое?
(ответы детей)

Кукла Даша: Правильно это глаз! А как вы думаете как он устроен?
Посмотрите друг другу в глаза, что вы видите?
(дети смотрят и обсуждают)

Воспитатель: Что вы видите? Маленький цветной кружок, черную точку посередине. Этот кружок называется – радужная оболочка, у одних он коричневый, у других –зелёный, у кого-то голубой. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрит, что нам хочется увидеть.
А сейчас мы с вами поиграем, проверим ваши глазки. Игра называется «Пчёлка.»
Игра «Пчёлка»
Условие не поворачивайте голову следите за пчелкой глазами.
(игра по схеме Базарного)
Воспитатель: Молодцы как хорошо вы поиграли с пчёлкой, А как вы думаете зачем нам нужны брови?(слушает ответы детей)
Воспитатель: Правильно и для красоты и для удобства Потечёт пот со лба, его остановит густая изгородь бровей (показывает на плакате). Но если вдруг несколько пылинок попадет на роговицу,их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко (показать на плакате) Если же в опасной близости появится какой – нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!
Воспитатель: неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами. Что случилось с вашими глазами?
Дети рассказывают о реакции своих глаз.
Воспитатель: Но несмотря на то что наши глаза могут себя защищать сами с ними случаются разные беды, поэтому нам нужно о них заботиться. А какие беды могут случится с глазами мы сейчас попробуем угадать. И в этом нам поможет Дашенька она вам будет показывать картинки детей в различных ситуациях а вы попробуете угадать правильно ли поступает ребенок в данной ситуации.

Кукла Даша Показывает картинки с изображением ребенка в разных ситуациях:
1 Ребенок трет глаза грязными руками(глаза воспалены)
2 Ребенок читает лежа в постели
3 ребенок смотрит телевизор,сидя близко к экрану
Воспитатель: правильно ли поступает ребенок? (слушает ответы детей) А как нужно поступать правильно? (слушает ответы детей)

Физкультминутка:
Самолет.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет(смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»)
Правое крыло отвел, посмотрел
Левое крыло отвел,посмотрел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом)
Поднимаясь ввысь лечу,
Возвращаться не хочу (встают на носочки и выполняют летательные движения)

Воспитатель: А знаете ли вы ребята что на свете есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми, очень трудно живется слепому человеку Он не получает через глаза информацию так необходимую каждому человеку. Мы должны сострадать и помогать таким людям нужно помогать им переходить дорогу, подняться по ступенькам, помочь сделать покупки в магазине, помогать им по дому. Люди даже обучают специально собак – поводырей которые помогают слепым людям безопасно передвигаться. А теперь кукла Даша еще раз повторит главные правила по охране зрения.

Кукла Даше:
- Нельзя тереть глаза грязными руками
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
- Нужно есть продукты с витаминами
- Нужно тренировать глаза,делать упражнения для глаз
- Нужно гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Спасибо Дашенька тебе за то что ты помогла детям понять, что зрение нужно беречь и охранять.

Программное содержание : развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: воздушный шар, тарелки с водой и стакан, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри, картина об экологии, листы бумаги, краски.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух) . Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий) . Так значит, получается, что воздух легкий.

А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок) . А вы его увидели? (нет) . А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).

— Значит, воздух еще и прозрачный?

— А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?

Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?

Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.

Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

— Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух, который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).

Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

— Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.

А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды) . А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

Молодцы! Все поймали много пузырей.

Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.

Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?

Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.

Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).

Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней лесной, полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса». Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.

Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…) . Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.

А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним.

Дидактическая игра «Как вести себя в природе?»

Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!

воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.

Алина Комиссарова
Конспект занятия по познавательной деятельности с детьми старшей группы «Мы настоящие исследователи»

Тема : Мы - настоящие учёные- исследователи .

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать и закреплять умение детей быстро находить геометрические фигуры определённого цвета и формы, ориентироваться на листе бумаги.

Задачи :

Воспитательные :

Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь,

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие :

Развивать у детей мыслительные операции : умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Образовательные :

Дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса ; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

Обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование :

Ноутбук;

Экран и проектор для презентации;

Машина мыльных пузырей;

Магнитная доска;

Музыкальное сопровождение;

«профессорские» шапочки;

Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей) ;

Стаканчики с водой (по количеству детей) ;

Коктельные трубочки (по количеству детей) ;

Кораблики с бумажными парусами;

Сосуд – «море» для корабликов;

Вееры (по количеству детей) ;

Воздушный шарик.

Логика построения организованной деятельности детей

1. Организационный момент

(Воспитатель настраивает детей на начало НОД , используя психогимнастику )

Воспитатель : Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель : Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Постановка цели, игровая ситуация.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей старшей группы «Цветик- семицветик» . Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?

Дети : да.

(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемушкина)

Почемучкин : Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемушкин.

(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики» .)

Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть , ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?

Воспитатель : Ребята поможем профессору Почемушкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в лабораторию к профессору Почемушкину и, как настоящим ученым , провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны?

Дети : Да

Воспитатель : Чтобы стать настоящими , учёными - исследователями , предлагаю провести небольшую тренировку умников и умниц :

Правую руку вверх

Правую руку вниз

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вперёд,

Правую ногу назад,

Правой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левой ногой потрясём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад,

Покрутись, повертись,

В умников и умниц превратись.

Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться в лабораторию профессора Почемушкина. Подойдите к столу и оденьте профессорские шапочки. Но только лаборатория закрыта на два замка и чтобы их открыть мы должны выполнить два задания.

Посмотрите вот цветочная поляна, а на доске схема- ключ, чтобы сложить дорожки- тропинки через эту поляну. Посмотрите внимательно и начинайте работать. Цветные картонки у вас лежат на этой же поляне.

Воспитатель : Молодцы, первый замок открылся. Чтобы открыть второй замок мы должны прочитать письмо от Профессора Почемушкина.: «Напишите математический диктант : Поставьте, пожалуйста красный прямоугольник в левый верхний угол, синий треугольник в правый верхний угол. Красный треугольник в нижний правый угол, жёлтый круг в левый нижний угол. Синий квадрат поставьте, пожалуйста, в центр листа. В середине под синим квадратом поставьте зелёный треугольник. В середине над синим квадратом поставьте жёлтый квадрат.» Диктант закончен, можно проверять. (дети последовательно называют места расположения фигур, выложенных на листе) Проверьте самостоятельно ваши диктанты с помощью схемы.

Воспитатель :У всех правильно, значит дверь в лабораторию открыта. Ребята проходите и занимайте столики.

Воспитатель : послушайте загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

Дети : Воздух!

Воспитатель : Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети : Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод 1 : Воздух существует!

Воспитатель : Ребята, а вы видели, этот воздух?

Дети : Нет.

Воспитатель : Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети : Невидимый.

Воспитатель : а какого он цвета?

Дети : бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

Дети : ничем, он без запаха.

Вывод 2

Воспитатель : Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воздух невидимый, чтобы его увидеть , его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети : Соломинки.

Воспитатель : Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют) .

Воспитатель : Ой, что это?

Дети : пузырьки.

Воспитатель : а что они делают?

Дети : Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель : почему?

Дети : мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Вывод 3 : вот мы и доказали : оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети : мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Поиграем с носиком» )

Воспитатель : Мы настолько привыкли дышать , что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать . Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Вывод 5

Воспитатель : Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками : «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!» .

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод : Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Физкультминутка :

Ветер веет над полями

И качается трава

Облако плывёт над нами

Словно белая гора

Ветер пыль над полем носит

Наклоняются колосья

Вправо- влево, взад- вперйд

А потом наоборот (поворот на месте)

Воспитатель : В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети : Пускать их по воде.

Воспитатель : А как же они будут плыть?

Дети : Можно на них подуть.

Воспитатель : Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Воспитатель : Смотрите : воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Вывод 6 : ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей) .

Вывод 7 : Воздух очень лёгкий.

Воспитатель : Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемушкину все рассказать.

(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Вывод 1 : Воздух существует!

Вывод 2 : Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3 : Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 4 : Человек не может жить без воздуха.

Вывод 5 : Воздух- легче воды

Вывод 6 : Ветер – это движение воздуха.

Вывод 7 : Воздух очень лёгкий.

АУТОТРЕНИНГ

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

Воспитатель : Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.

(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)

Воспитатель : Хотите, мы этот шарик подарим профессору на память о нас., отправим по почте. ?

Дети : да, конечно.

Воспитатель : Давайте скажем нашей аудитории спасибо за то, что внимательно слушали нас и до свидания. А вы ребята мне поможете найти ближайшую почту.

Занятие по коррекции познавательной деятельности.
Необитаемый остров.
Тема урока: Развитие мышления.
Цели урока: Коррегирование теоретических и практических видов мышления, воображения, памяти с использованием технических средств (интерактивной доски), обучающего набора дары Фрёбеля.
Задачи:
Формирование наглядно действенного мышления.
Формирование наглядно образного мышления.
Формирование словесно логического мышления.
Формирование абстрактно логического мышления.
Оборудование: геометрические фигуры, палочки из «даров Фрёбеля», листы бумаги с надписью ОСТРОВ, бананы из цветной бумаги поощрение за правильный ответ), запись музыки « шум моря» и песня Ю.Лозы «На маленьком плоту», цветная бумага, шерстяные нитки, ватман А4, клей.
Форма работы: групповая.
Время проведения: 45 минут
Ход занятия.
Психологический настрой.
Ведущий: «Ребята, сегодня мы очутились на необитаемом острове. Вокруг нас только синее море. Закройте глаза и представьте шум моря, его красоту, нас греет солнце! Психолог включает спокойную расслабляющую музыку «звуки моря»
“Сядьте в удобном положении. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. На счёт три,(1,2,3) открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.
Ребята! Но этот остров – волшебный. Для того чтобы на нём выжить и выбраться с него нам надо будет выполнить разные задания. А за правильный ответ в решении заданий вы получите банан (заранее приготовлены бананы из цветной бумаги).
Психолог: Давайте мы с Вами прослушаем фрагмент песни об этом острове. Как вы думаете, что такое необитаемый остров? Почему он так называется? Дети дают ответ: "Потому, что там ни кто не живёт, он необитаем…..
-Ребята, как вы думаете, что нам нужно в первую очередь? Дети решают, что необходимо им в первую очередь на острове. Приходят к выводу – вода.
Психолог: «Если вы хотите, чтобы у вас была питьевая вода, решите задание:
1. Предлагаются дары Фрёбеля. На листочках надо выложить слово ОСТРОВ.
Когда дети выполняют, то на острове появляется банка с водой. Психолог: « А, что же нам нужно будет для отдыха? Дети решают, что им нужно еще. С помощью психолога приходят к выводу – нужны гамаки.
Психолог: «Чтобы у вас были гамаки, вот вам еще одна задача.
Вставь фигуру в её домик. На интерактивной доске задание: правильно вставь фигуру в её домик.
После того как дети выполнили задание, на экране интерактивной доски появляется слайд с изображением гамака.
Психолог: Ребята! Вы молодцы, всё правильно выполняете
«Ребята, чем вы будете питаться на острове? (Дети дают разные варианты ответа.) Давайте решим еще одну задачу. Дети соглашаются.
Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»
Цель: развитие мышление
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее. Величина:
дом, карандаш, ложка
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
В поощрение детям за ответы психолог раздаёт вырезанные из цветной бумаги банан.
В начале урока я сказала, что наш остров волшебный. Остров предлагает вам решить ещё два задания.
«Подбери слова». Соедини стрелочками слова подходящие по смыслу
Мяч, тополь, шкаф, тарелка, пальто, муравей, щука, роза
Мебель, цветок, насекомое, дерево, посуда, игрушка, рыба
Психолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми заданиями, которые загадал волшебный остров.
Неожиданно раздаётся звук плескания волн. (Создание ситуации неожиданности)
Психолог: Ребята посмотрите! Что-то лежит на берегу. (На интерактивной доске слайд со стеклянной бутылкой на берегу)
Дети: Это бутылка
Психолог: Давайте откроем бутылку и узнаем что в ней. (Открывают заранее приготовленную бутылку с посланием, это задание для ребят)
Это послание, в котором для вас приготовлено задание от человека, который попал тоже, как и вы на необитаемый остров и он Вас просит о помощи, чтобы его решить. А решив, его мы поможем человеку-незнакомцу попасть домой.
Помогите соединить кусочки листа, и мы сможем прочитать стихотворение, но его ещё нужно затем воспроизвести по картинкам.
На Интерактивной доске слайд с картинками.
Мнемотехника (развитие памяти, мышления, ассоциативной памяти)

Я в море заплыл
и лежу на спине
Какая – то птица
парит в вышине
Какая-то рыба
на дне в глубине
Глядит как над ней
я парю в высоте

Психолог: Молодцы, все справились и с этим! Вы помогли нашему незнакомцу. Но вы наверно устали. Давайте с вами выполним необычную гимнастику.
Психолог проговаривает текст психогимнастики.
Давайте сейчас превратимся в морские волны!
Давайте попробуем подвигаться, будто мы волны!
Попробуем улыбнуться волнам, как будто они блестят на солнце!
Протяните свои руки верх к солнцу!
Нарисуем солнце! Круг! Лучики ласкового и тёплого солнца!
А теперь давайте нарисуем волны!
Предлагаю Вам, погладить своего соседа волной по спине! (Изображают волну и проводят бегло руками по спине соседа)
Психолог: Ребята, придумайте несколько вариантов для чего нужно дерево человеку.
Варианты ответов детей: для тепла, строительства и.т. д
Ребята, для того чтобы построить плот что нам потребуется
Дети: дерево
Психолог: А чтобы добыть нам дерево у нас осталось последнее задание от острова и когда мы его выполним, то мы сможем построить плот и уплыть на нём домой.
Задание « Научись рассуждать»
Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь? …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу - четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Лошадь Корова
Жеребёнок пастбище, рога, молоко, телёнок

Собака Щука
Шерсть река, рыба, удочка, чешуя

Итоговое задание: Построение плота. Коллективная работа (под музыку Ю.Лозы «На маленьком плоту»)
Вот мы с вами вернулись домой, я хочу вам всем вручить памятки, в ней говорится о том, что нужно сделать, если вы оказались в трудной ситуации.
Подведение итогов.

Конспект занятия по познавательной деятельности в группе предшкольной подготовки.

Тема: Транспорт.

Цель: уточнить представления детей о труде людей на транспорте, показать его общественную значимость, дать представление о пассажирском и грузовом транспорте; развивать чувство языка, познакомить с однородными словами.

Образовательные:

1. Развитие навыков познавательной деятельности.

2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.

3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.

Развивающие:

1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.

3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.

Материал для занятия:

Карточки с видами транспорта.

Набор игрушечных машин.

Наглядное пособие «правила и безопасность дорожного движения».

Атрибуты для игры «Красный, жёлтый, зелёный».

Ход занятия:

Часть 1 (вводная).

В. Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Читаю загадки.

1 загадка. 2 загадка.

Четыре колеса, Вот стальная птица,

Резиновые шины, В небеса стремится,

Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.

Как это называется? (машина) Что за птица? (самолет)

3 загадка.

По волнам плывет отважно

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Что такое? (пароход)

В. Ребята, вы справились с заданием.

В. Как одним словом назвать все эти средства передвижения?

Д. Транспорт.

Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. На улицах городов и сёл можно наблюдать самые различные транспортные средства.

Что такое транспорт?

Какие машины вы видели и можете назвать? (автофургон, грузовик с цистерной и др.)

А давайте подумаем, какие из этих машин относятся к грузовому транспорту?

А какие к пассажирскому? (автобусы, трамваи, такси)

А кто такие пассажиры?

А как называют людей, которые водят легковые и грузовые автомашины, автобусы, трамваи, троллейбусы? (шофёр, водитель)

Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу. Так появился первый транспорт. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Посмотрите, как выглядела карета (Показ кареты). Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили.

Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.

Кто знает стихотворения о транспорте? (Рассказывают стихи).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Часть 2 (Основная).

1. В: Я поставлю картинки, обозначающие каждый из этих видов транспорта.

Небо я поставлю для какого вида транспорта?

Дорогу…. ?

В: Для чего используется весь транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров).

В: Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).

Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Строительные материалы, овощи, зерно).

Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский).

2. Ребята, послушайте и скажите, что общего в этих словах: груз – грузчик – грузовой – грузовик. Они похожи? Они однокоренные.

Давайте подберём родственные слова к словам такси, пассажир, автобус.

Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.

Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».

Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.

3.Физкультминутка "Светофор"

На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, почти все справились.

В. Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

4: Игра «Чего не стало? »

А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).

Открой глаза и скажи, чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).

В: Молодцы, все были очень внимательны.

5: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Молодцы. Все правильно ответили.

Часть 3. Итог. О чём мы с вами сегодня говорили?

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, водный, воздушный).

На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный).

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.

Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли.