26.09.2019

Конспект наблюдения за неживой природой. Конспект. Занятие по наблюдению за живой природой в детском саду


Конспект занятия по экологии в старшей группе

на тему « Наблюдение за кроликом»

Программное содержание:

Закрепить и дополнить знания детей о внешнем виде и повадках кролика. Подвести детей к выводу о зависимости строения его ног и способа передвижения. Дать знания детей о пользе кроликов. Укреплять интерес к наблюдению за животным. Учить детей бережно обращаться с кроликом, заботиться о нём.

Активизация словаря:

пух, шерсть, грызет, прыгает, торчащие

(уши), длинноухий, косой, длинный, короткий , крольчата, ветеринар

Оборудование:

кролик в корзине, корм для кролика, салфетка для рук, карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель вносит в группу корзинку с зайцем, накрытым платком.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спрятался в корзинке?

Дети высказывают свое мнение

Воспитатель: Хорошо, вы узнаете кто это, если внимательно послушаете загадку

и угадаете её.

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Это заяц или кролик.

Воспитатель: Верно, к нам на занятие пришёл кролик. Кролик какое

животное, где он живёт?Дети: Кролик живет рядом с человеком, значит это

домашнее животное.

Воспитатель: Сейчас мы выпустим его. Посмотрите какой он.

Детям надо дать возможность рассмотреть кролика.

Воспитатель: Дети, вы рассмотрели его, а теперь ответьте мне на вопрос ы: «Какой он по величине? Большой или маленький?»Дети: Этот кролик большой.

Воспитатель: Да, это большой кролик. А теперь скажите какие у

него уши?Дети: У кролика длинные уши.

Воспитатель: Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши как его можно назвать? Какой он?

Дети: Длинноухий.

Воспитатель: Правильно. Что он делает ушами?

Дети: Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.

Воспитатель: Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас? Дети:Он смотрит на нас глазками.

Воспитатель: Какие у него глаза?

Дети: Глаза маленькие, черные.

Воспитатель: Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым.

Что еще вы заметили на мордочке у кролика?

Дети:На мордочке у кролика ещё есть носик, рот, усы.

Воспитатель: Верно. А какие у него усы?

Дети:Усы у него длинные.

Воспитатель: Сейчас посидим тихо и посмотрим, что кролик будет делать?

Дети:Кролик прыгает.

Воспитатель: Ребята, что помогает ему двигаться?

Дети:Ему помогают двигаться ноги.

Воспитатель: Верно, посмотрите на его ноги. Что вы можете

рассказать о них.

Дети: У кролика четыре ноги. Передние ноги короче задних.

Воспитатель: Правильно. Передние ноги короче задних.

Вспомните и назовите животных у которых тоже

передние лапы короче задних.

Дети:Это белка, кенгуру, лягушки.

Воспитатель: Животные, у которых передние ноги короче задних умеют прыгать.

Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?

Дети:Это у кролика хвостик и находится он сзади.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Хвост у кролика маленький.

Воспитатель: Правильно. Чем покрыто тело кролика?

Дети:Тело кролика покрыто шерстью.

Воспитатель: Какого цвета шерсть?

Дети:Кролик белого цвета.

Воспитатель: А сейчас хотите погладить кролика?

Дети:Да, хотим.

Воспитатель берёт зверька в руки, гладит его и предлагает каждому ребенку погладить, при этом показывает как правильно надо делать. Затем предлагает салфеточку, чтобы вытереть руки.

Воспитатель: Вот вы погладили кролика и скажите, какая у него шерсть?

Дети: Шерсть у кролика мягкая, гладкая, теплая.

Воспитатель: Верно, такую гладкую шёрстку называют пух. ,

Мы с вами немного засиделись и давайте немного разомнемся.

Физминутка .

Воспитатель: Сейчас тихо садитесь на стулья и продолжим наше занятие. Давайте вспомним чем питается кролик?

Дети: Кролик любит морковку, капусту.

Воспитатель: Верно, давайте предложим нашему кролику морковку. Что он делает с морковкой?

Дети:Кролик грызёт морковь.

Воспитатель: Верно. У него острые зубки и свою еду он грызёт.

Его можно назвать грызуном. Кого из других

животных можно также назвать?

Дети:Зайца, белку, хомяка можно назвать грызунами.

Воспитатель: Правильно. Кролик ест не только морковь, капусту,

но ему ещё нужно давать веточки деревьев, зерно,

летом траву, зимой – сено. И конечно же обязательно

давать воду.

Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для

чего их разводят?

Дети:Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки,

Воспитатель: Правильно. А ещё кролики дают нам пух, его вычёсывают специальными деревянными расчёсками, из пуха делают пряжу, а из пряжи можно связать варежки, шарфики и другие вещи. Ребята, а вы знаете как называются детёныши у кроликов?

Дети:Детёныши кроликов называются – крольчата.

Воспитатель: Верно. У крольчихи на свет может появиться 5-6, а иногда и больше детенышей. Они бывают очень маленькие, слепые, беспомощные. А вот уже на 7-8 день они открывают глаза. Питаются малыши маминым молоком, через месяц они подрастут и смогут есть всё, чем питаются кролики. Скажите что нужно делать, чтобы кролики не болели?

Дети.Хорошо кормить, чистить клетки.

Воспитатель: Правильно, нужно хорошо кормить, содержать в

чистоте клетки в которых они живут, если заболел

то отвести к доктору. А как называют доктора,

который лечит животных?

Дети: Такого доктора зовут – ветеринар.

Воспитатель: Всё правильно сказали. Скажите кролик это

какое животное?

Дети:Кролик – домашнее животное.

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами поиграем игру «Домашние и дикие животные» Я пройду и раздам вам карточки на которых изображены животные. Вы назовёте кто у вас и по сигналу вам нужно будет быстро встать там, где он живёт: в лесу или возле домика. А чтобы кролик не испугался и нам не мешал нам играть посадим его опять в корзинку.

Игра «Дикие и домашние животные»

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики.

Скажите о ком мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Дети высказываются.

Воспитатель: На этом наше занятие кончается, с кроликом мы не прощаемся, он будет у нас в группе.

Наш гость пушистый зверёк. ХОМЯК
(Наблюдение за хомяком с элементами труда)
З а д а ч а: 1. Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; 2.Способствовать освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком: сколько корма давать хомяку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку»;3.Способствовать расширению представлений о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку), его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей); 4.Способствовать установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за хомячком в экологической комнате или в группе.
– Чтение художественной и популярной литературы о хомяках.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Воспитатель в группу приносит хомячка, предлагает понаблюдать за ним и узнать, что ему нужно для хорошего самочувствия. Дети наблюдают за хомячком и обсуждают, как он себя ведет, что делает.
– Как вы думаете, что ему нужно, чтобы он чувствовал себя хорошо?
– Зачем нужно ухаживать за хомячком?

2. П о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь «Что любит хомячок?».
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть различную пищу. В процессе беседы и наблюдения за хомячком выясняют, что любит есть хомячок, сколько корма ему нужно, как часто его следует кормить.
– Обратите внимание, как он ест, куда спрятал часть пищи.
– Хомячок – запасливый зверек, он прячет пищу в защечные мешочки, а затем относит в «кладовочку». Не нужно разорять запасы хомячка.
3. Т р у д о в а я д е я т е л ь н о с т ь д е т е й.
Дети определяют путем обследования места обитания хомячка, нужно ли убирать клетку, как правильно выполнять уборку, чистку клетки. Дети помогают воспитателю убрать клетку.
4. И г р а «Что любит хомячок?».
Дети сидят по кругу и передают друг другу мяч. Получивший мяч, должен назвать любимое лакомство или повадку хомячка
5.Творческая деятельность.(И.З.О.)А, теперь давайте нарисуем хомяка, чтобы у нашего питомца появились друзья!
Дети садятся рисовать за столом красками, на листе бумаги готовые шаблоны рисунка. Необходимо дорисовать ушки, лапки и раскрасить рисунок.
РЕЗУЛЬТАТ: Способствовали расширению знаний детей о живой природе.Обратили особое внимание детей на способы ухода за животными и бережного отношения к ним.

Конспект НОД в средней группе по теме «Наблюдение за котенком»


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Наблюдение за котенком». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к животным и бережное отношение к ним и развитию наблюдательности у дошкольников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему «Наблюдение за котенком»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Продолжать формирование представлений о домашних животных.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать представления о домашних животных. Продолжать знакомить с дикими животными.
Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность.
Речевые : Развивать связную речь, обогатить словарь детей: кошка, лев, тигр, рысь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к животным и бережное отношение к ним.
Демонстрационный материал:
Кошка, молоко, иллюстрации диких животных.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Две лисички», анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята послушайте загадку:
Мохнатенькая, усатенькая
Ест и пьет, песенки поет.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел котенок - Мурзик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, а что есть у котенка?
Дети: Туловище, голова, лапки, хвост.
Воспитатель: Как вы думаете, он большой и маленький?
Дети: (маленький).
Воспитатель: Что есть у него: голова, туловище, лапки, хвост. Посмотрите на него какой формы у него голова?
Дети: Круглой формы.
Воспитатель: Что есть на голове?
Дети: Уши, глаза, рот.
Воспитатель: Какой формы уши, на что они похожи?
Дети: Они похожи на треугольник.
Воспитатель: Да, уши у него треугольной формы. А глаза, какой формы? Дети: Глаза круглые.
Воспитатель: Глаза на что похожи
Дети: На бусинки.
Воспитатель: А, что вы можете сказать про его рот?
Дети: У кошки есть зубы, язык.
Воспитатель: Правильно. А туловище, какой формы?
Дети : Овальной формы.
Воспитатель: Да овальной. Чем покрыт котенок: перьями, пухом, шерстью? Дети: Шерстью.
Воспитатель: Давайте погладим его, осторожно, ладонью. Шерсть на ощупь, какая? (Мягкая и пушистая).
Воспитатель: Шерсть, какого цвета.
Дети: Серого.
Воспитатель: Посмотрите на его лапки. А на лапках есть подушки. Они мягкие. Потрогайте пальчиками. А еще у котенка есть когти. Смотрите, какие они острые.
Воспитатель: Как вы думаете для чего они ему нужны?
Дети: Защищаться, лазать по деревьям.
Воспитатель: Посмотрите на его хвостик, у него какой хвостик длинный или короткий?
Дети: Длинный.
Воспитатель: А как узнать, что кошка злится, или когда она защищается от врагов
Дети: Она фыркает.
Физкультминутка: Две лисички, две сестрички
Утром рано поднимались
За зарядку принимались
Раз садились, два вставали
Наклонились, выпрямились.
Воспитатель: Ребята, что котята любят, есть и пить?
Дети: Молоко, рыбу, мясо.
Воспитатель: Правильно, давайте мы его напоим молоком. Вы смотрите тихо, чтобы он не испугался.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Лакает.
Воспитатель: А сейчас посмотрите и послушайте. Какие бывают кошки? Дети: Черные, белые, рыжие.
Воспитатель: Правильно, но еще бывают дикие кошки. Например: лев. Тигр, рысь.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, похожи они на домашних кошек?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Одинаковые лапы, хвосты длинные.
Воспитатель: Они очень похожи. Послушайте о диких кошках. Рысь – хищник, довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом. Похожа на других диких кошек, у рыси есть острые когти, длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами развиты перепонки, позволяющие передвигаться по рыхлому снегу, не проваливаться в нем. По бокам головы у рыси развиты баки, а на концах ушей – кисточки. Питается рысь зайцами.
Воспитатель: Ребята, а кто нам может рассказать о своей кошке? …
Воспитатель: Котенок наш сегодня выспался, он поел. Давайте поиграем с ним. Как можно поиграть с котенком?
Воспитатель: Кто к нам в гости пришел.
Дети : Котенок.
Воспитатель: О чем мы говорили?
Дети: Что у кота есть голова, ноги, туловище, глаза, рот, зубы.
Воспитатель: Что, нового узнали вы?
Дети: Что у кошки есть подушки на лапах.
Воспитатель: Какие бывают кошки еще?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Тигр, лев, рысь.
Воспитатель: Молодцы ребята вы котенку очень понравились. Он говорит вам спасибо и до свидания.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за муравьем»

Тема: «Наблюдение за муравьями»

Цель:

Образовательные: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.

Развивающие: Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой- либо проблемной ситуации.

Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.

Предварительная работа:

- Чтение: Л. Толстой «О муравьях», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»;

- Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

- Наблюдение за насекомыми на прогулке;

- Загадки и стихи о насекомых.

Оборудование:

- 2 палочки для эстафеты;

- картинки муравья и муравейника

- лупа сахар

Наблюдение

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Нет, не слон, не бегемот. Отгадайте, кто же это:

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Вос-ль: А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Исследовательская деятельность

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

(Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Вос-ль: А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе? Ответ детей.

Ритуал «входа» в образ. Коллективное упражнение «Ладошки» Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в образ.

А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Что же изменилось для нас вокруг? (Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т. д.) .

Вос-ль. : Нас так много, где же мы все живём?

Дети: В муравейнике?

Вос-ль. : Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку) .

Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире. Давайте вспомним, что есть в нашем доме. (показываем на картинке)

"Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

"Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Камеры с яйцами, личинками и куколками.

"Коровник", где содержим тлей.

"Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

Вос-ль. : Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 10 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей.

Эстафета «принеси палочку»

А теперь разделимся на 2 команды. Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

Психогимнастика с фиксацией внимания на дыхание

Игра «С муравьем»

Цель: на напряжение и расслабление мышц ног.

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2-3раза.

Проблемные ситуации

«По муравьиной тропе»

Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями.

Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника?

О чем бы пошептал на ушко таким туристам?

А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

Ритуал «выхода» из образа. Коллективное упражнение «Ладошки»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

А теперь открываем глаза. Вот ты и побывал муравьишкой. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Итог. Оценка работы детей (Рефлексия) .

Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, ловкими, старательными. А что понравилось вам?

Сегодня мы встречались с мравьями. Они, хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать шестиногих друзей.

Цель: познакомить детей с особенностями строения рыб;

дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения;

развивать наблюдательность при рассматривании рыбки; воспитывать бережное отношение к живым объектам.

Ход занятия

Педагог давайте с Вами вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» о чем эта сказка? Правильно о золотой рыбке. Сегодня я Вам покажу золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. И она будет жить у нас, мы должны научиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было у нас хорошо.

Педагог показывает детям золотую рыбку, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть.

Педагог рассказывает детям, что родина золотой рыбки - далёкий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариумах.

Педагог дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело рыбки.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб?

- Дети (Чешуей.)

А какая у рыбки форма тела?

После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, педагог

говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и

сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо

плавать. А еще у рыбок есть хвост и плавники.

Педагог давайте посмотрим, как рыбка плавает.

Что помогает рыбке при плавании?

- Дети (Хвост, плавники.)

Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону.

Педагог показывает движение рыбки рукой и предлагает детям тоже руками повторить.

На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему

Дети (У рыбки есть два глаза - с левой и с правой стороны.)

Педагог рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм. Золотые рыбки очень любят вот таких червячков.

Педагог показывает мотыля, бросает в воду.

Дети наблюдают, как рыбка хватает корм.

За день одна золотая рыбка съедает 4-5 личинок.

Педагог, а давайте позовем нашу рыбку и легонько постучим по тазу.

Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

Педагог рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

Педагог , а посмотрите, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды.

В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.

Педагог вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум. Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм.

Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка.

Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

Ребята, насыпьте в кормушку корм и легонько постучите по аквариуму. Если рыбки слышат наш стук, и в одно и то же время давать им корм, можно выработать у них привычку. На стук они будут подплывать к кормушке.

Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.

Педагог включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде.

Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения?

Дети (Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом.)

Педагог, а давайте вспомним правила ухода за обитателями аквариума, и вместе рассмотрим предметы ухода за аквариумом и его обита­телями.

В дальнейшем дети ухаживают за аквариумом, закрепляют на практике полученные знания.

Спасибо за внимание.