16.09.2019

Подготовка к конкурсу, как новая ступень в творческой жизни ребенка. Как подготовиться к участию в конкурсе


Сейчас существует огромное количество конкурсов, фестивалей, олимпиад для учащихся музыкальных школ. Давайте разберемся, нужны ли вообще конкурсы, и если нужны, то для чего, и как подготовить ученика к участию в конкурсе.

Конкурсы и аттестация

Если ознакомиться с аттестационными требованиями для преподавателей музыкальных школ, то мы узнаем, что педагоги должны готовить учеников к участию в конкурсах. И чем выше категория, тем выше и требования к уровню конкурсов и результатам участия. Это должны быть уже не региональные и областные конкурсы, а республиканские и международные. Поэтому тема подготовки учеников к конкурсам – важна для преподавателей. Но подготовить учащегося к участию в конкурсе только для галочки, то есть для отчетности при аттестации – это не тот путь, которым нужно следовать в преподавательской практике. Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Это показатель уровня профессионализма. Победа в конкурсах учащихся особенно важна для молодых преподавателей. Понять, что остальные участники – такие же дети, как и твой ученик, и преподаватели – такие же, как и ты, и что ты тоже можешь подготовить конкурсанта — стимул для активной преподавательской деятельности.

У меня есть очень перспективная ученица, но такая закомплексованная! Достаток семьи желает быть лучшим, и поэтому лишних денег нет. А конкурсы – это всегда траты. Во-первых, плата за участие в конкурсе. Есть, конечно, бесплатные конкурсы или конкурсы с минимальным взносом. В основном, это местные, региональные конкурсы, олимпиады в музыкальном училище, где заинтересованы, чтобы к ним поступали хорошо подготовленные абитуриенты. Во-вторых, это оплата за дорогу, проживание, написание фонограмм, концертные костюмы.
Так вот. На все мои уверения, что ребенок готов к Республиканскому конкурсу, ответ мамы один – нет денег, а вдруг она ничего не займет, подведет преподавателя, и вообще опозорится.
В общем, тяжёлый случай.

Но если решение принято (хотя бы преподавателем), то найдется и способ решения проблемы. В итоге девочка приняла участие в конкурсе. И не только приняла, а заняла третье место. Но видели бы вы ребенка и саму маму на конкурсе! Девочка спела так эмоционально и артистично, как не пела никогда до этого выступления. И ответ был – меня же никто здесь не знает, и если ошибусь – не страшно. Поэтому предугадать, как поведет себя конкурсант на сцене невозможно, выход один – участие в конкурсе.

Лучше, конечно, когда учащиеся начинают выступать с раннего возраста, у них, в основном, нет страха публичного выступления. А если и есть, то постепенно дети приобретут опыт и будут чувствовать себя на сцене уверенно. Что касается приведенного примера, мама ученицы увидела своего ребенка в другом свете. И после выступления со слезами на глазах поблагодарила за то, что я настояла на участии в конкурсе. Знаете, что она сказала? – Конкурсы – это свой мир, и этот мир так увлекает!

Поэтому преподаватель, который первый раз выставил ученика на конкурс, уже не остановится на достигнутом результате. Смысл этих мероприятий – открыть детям другой мир, помочь ученикам поверить в свои силы, дать возможность ощутить счастье публичных выступлений. И если некоторые педагоги сетуют на необходимость подготовки детей к конкурсам, то это единичные случаи. Конечно, невозможно за несколько месяцев подготовить ребенка к фестивалю, да еще и надеяться на победу. Это постоянная, кропотливая и целенаправленная работа, и начинается она с первых дней обучения в музыкальной школе.

Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.

Первое выступление

Большое значение в этом играет первое выступление ученика. Обычно первый академический концерт или прослушивание первоклассников проходит без выставления оценки, чтобы дети не волновались и не переживали по поводу оценивания их выступления. А также желательно присутствие родителей на этом мероприятии. Важно создать доброжелательную атмосферу, обязательно нужно поддержать каждого ученика, похвалить его и поздравить с первым выступлением.

Детей и родителей следует нацеливать на то, чтобы ребята как можно чаще выступали, для этого даже можно подойти к классному руководителю общеобразовательной школы и сказать о своем желании выступать. Но одного желания мало, обязательно нужен соответствующий репертуар. Подумайте, какие даты обычно отмечаются в школе, какие произведения можно исполнить. То есть, кроме учебного материала, решающего определенные технические и исполнительские задачи, должен быть и концертный репертуар. Концертные выступления научат детей управлять своими эмоциями, ребята приобретут сценический опыт, и умение доносить до публики свои мысли и чувства.

Но не забываем и о конкурсах. Следует продумать, кого из учеников, и на какие конкурсы можно направить. Желательно преподавателю иметь папку с условиями конкурсов, чтобы можно было планировать конкурсную работу.
Чтобы ученик стал хорошим исполнителем, нужно воспитывать в нем умение слушать музыку, высказывать свои мысли о музыкальном произведении, желание расширить кругозор и заниматься другими видами искусства – живописью, литературой, быть наблюдательным и стараться передавать свое настроение в музыкальных звуках.

Работа над произведением

Выступлению на сцене должна предшествовать большая работа над произведением. Самое главное для отсутствия страха и неуверенности на сцене – это знание произведения на 200%, чтобы не думать о тексте, а слушать себя и свое исполнение. Но очень важно, чтобы выступление было осмысленное, и эмоции не захлестывали. Разум должен руководить выступающим на сцене. И именно артист должен контролировать свое воодушевление. Следует также помнить, что есть мышечная память, которая выручит при необходимости на выступлении, а еще слуховая, зрительная память. Научитесь и научите учеников начинать произведение с разных точек, а не только с самого начала.

Очень полезно исполнение готового произведения записать на аудио или видео, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны игры ученика. Планируя дальнейшую работу, изучите условия конкурсов, это необходимо, чтобы правильно подобрать репертуар, который будет соответствовать всем конкретным требованиям. Но не забывайте, репертуар должен соответствовать возрастным, техническим и музыкальным возможностям ученика, чтобы исполнение было правдивым. А также нужно помнить, что произведение должно нравиться ребенку.

Больше шансов на успех дают конкурсы, где исполнить нужно два разнохарактерных произведения, так как есть возможность проявить индивидуальность исполнителя. Никогда нельзя выставлять на конкурс «сырое», только что выученное произведение. Программу нужно обыграть, то есть до конкурса должно оставаться определенное количество времени, за которое ученик выступит с произведениями в нескольких концертах. Но есть другая сторона медали – программу можно «заиграть». Поэтому на преподавателе лежит ответственность – рассчитать время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей форме, и был готов к выступлению и морально, и физически.

Кстати, относитесь философски к участию в конкурсе . И если вы не победили, то ничего страшного не произошло.
И мой дружеский совет: если вы готовы растерзать победителей, которые обошли вас, то вам не место на конкурсах. Научитесь для начала радоваться чужим победам, радоваться возможности выступать.

Поймите, если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт. Члены комиссии — простые люди, пусть и профессионалы, и выбрать самых достойных из большого количества участников бывает очень сложно. Этот процесс субъективный, часто на уровне нравится-не нравится. Не победили в одном конкурсе, победите в другом, благо конкурсов предостаточно. Только подготовка к конкурсу не должна быть разовой акцией, это деятельность на постоянной основе. Усердно работайте, и следующее участие будет результативным.

Желаю Вам участия в конкурсах, и, конечно же, побед!
Ирина Анищенко

Соберите пазлы в целостную картинку и узнайте интересные сведения о музыкальном инструменте.

Если Вам интересно узнать об этом инструменте больше, нажмите на любую кнопку социальных сетей, и материал станет доступен.

В 1711 году итальянским мастером Бартоломео Кристофори был изобретен музыкальный инструмент, звукоизвлечение на котором происходило с помощью молоточков из дерева.

На инструменте можно было издавать как тихие (piano), так и громкие звуки (forte), чего нельзя было сделать на предшественниках нового инструмента — клавесине и клавикорде.
Поэтому инструмент и назвали сначала пианофорте, а затем – фортепиано. Так инструмент называется и в наши дни.
Фортепиано объединяет в себе рояль и пианино.
То есть, и рояль, и пианино – это разновидности фортепиано.
Рояль — французское слово, и в переводе «royal» означает «королевский». Корпус инструмента по форме напоминает крыло.
Пианино — итальянское слово, «pianino» в переводе — «маленькое пиано»

Фортепиано

На роялях, в основном, играют на концертных выступлениях, когда нужна мощь и полнота звучания. А пианино используется в небольших помещениях, в учебных классах, и когда не нужна большая сила звучания. И на фортепиано, и на рояле играют одинаково и одни и те же произведения. Запись в нотах гласит: фортепианные пьесы.
Струны рояля располагаются в горизонтальной плоскости, а струны пианино – в вертикальной.
Поверхность клавиш фортепиано оклеивается пластинками слоновой кости или пластмассы. Клавиши-полутоны окрашены в черный цвет и сделаны из грушевой древесины. По длине корпуса рояли бывают: большие концертные, салонные, большие кабинетные, малые, миниатюрные. Диапазон звучания рояля — 7 и 7 ¼ октавы (85 и 88 клавиш)
У рояля две крышки: первая закрывает игровую часть клавиатуры и называется «клапан», а вторая крышка закрывает молоточковый механизм. У фортепиано есть пюпитр – подставка для нот.
Когда мы нажимаем клавишу на фортепиано, происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, и появляется звук.

Фортепиано имеет педали. С помощью левой педали молоточки сдвигаются в сторону, и удар приходится не по всем струнам. За счет этого звук получается тише. Когда молоточек ударяет, от струны отходит глушитель — войлочная подушечка. Если отпустить клавишу, то звучание прекращается из-за того, что глушитель возвращается на струну, и заглушает звук.
С помощью правой педали глушители отводятся от струн. И звук, даже при отпускании клавиши продолжает звучать, потому что глушители не могут вернуться на свое место, этому препятствует педаль.
С помощью педалей музыкальное произведение обогащается различными эффектами.
Для фортепиано написано множество произведений. Композиторов привлекает то, что у инструмента безграничные возможности и огромный диапазон. Звучание фортепиано по мощи и выразительности сродни звучанию оркестра.
Фортепианную музыку писали Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Лист, Шопен, Шуман, Григ, Мусоргский, Чайковский, Балакирев, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович.


Продумайте стратегию

Пройти отбор в любом конкурсе, получить работу, добиться результата в любом деле, быть счастливым в жизни - это всегда стратегия. Ясная голова, чёткое представление о том, что важно, а что нет, готовность принимать решения, желания и мечты, которые оформлены как план действий, - всё это важно. Вы должны точно знать, чего хотите: если вы не знаете, куда идёте, то результат может вас не обрадовать.

Вопрос «Что вы будете делать после окончания школы?» был самым сложным на встречах с кандидатами. Мало кто имел план действий, очень многие совсем об этом не думали. Это стало для нас открытием. Некоторые прямо говорили, что не собираются становиться продуктовыми дизайнерами, что в школу они идут за умениями, которые нужные им для другой работы. Одного из таких кандидатов мы в итоге взяли: чтобы выполнить тестовое задание, он освоил вёрстку за один день. Его обучаемость и нацеленность на результат - то, что для нас ценно в первую очередь. Мы точно знаем: это не кувшин без дна. Всё, что мы вложим в участника, он куда-то аккуратно отнесёт - неважно, в «Яндекс» или нет.

Когда ко мне приходят люди посоветоваться о своём развитии или своих трудностях, я советую им упражнение «Я - компания». Суть в том, чтобы представить себя компанией - с ресурсами, логистикой, маркетингом, продажами и так далее - и понять, чего тебе не хватает, в чём проблема. Когда представляешь себя заводом, это даёт ясность и дисциплинирует. Отдельное интересное наблюдение - это вид бизнеса, которым вы себя представите. Найдите хорошего собеседника на эту тему, порассуждайте вместе.


Не игнорируйте вопросы

Странно о таком говорить в советах, но всё же. Если анкета заполнена не полностью, то прежде всего это расценивается как неуважение. Всё не зря: если этот вопрос в анкете стоит, значит, организаторам нужен ваш ответ. Каждое поле анкеты нужно заполнить.


Покажите себя

Любая анкета - ваш молчаливый продавец. Только от вас зависит, останется ли этот продавец немым или заговорит. Мы не зря оставили место для прикрепления файла, хотя воспользовались им очень немногие. Суть эссе очень важна, но оформление важно вдвойне. Если у вас не болят глаза от плохой вёрстки и поехавших шрифтов, не больно от слетевшей кодировки, это сигнал поработать над чувством прекрасного, эстетикой. Эстетика - это то, что очень сложно приобретается. Представьте, что вашу работу сделал современный да Винчи. Получается? Если совсем нет - возьмите и переделайте.


Обращайте внимание на детали

Ваша заявка на конкурс или отклик на вакансию должны быть идеальными. Это тот самый случай, когда перфекционизм нужно включить на максимум. Ошибки и неровности всё равно вылезут помимо вашей воли, но добровольно оставлять их нельзя. Всё должно быть так, чтобы вы были довольны.


Задайте себе вопрос: почему именно я?

В заявке на поступление не было стандартного вопроса «Расскажите нам о себе».

Наш вопрос звучал так: «Поделитесь своей профессиональной мечтой. Какому проекту вам было бы не жалко отдать часть своей жизни? С какими людьми вы бы хотели поработать?» Вопрос и даёт пространство для вариантов ответа, и помогает раскрыться, рассказать о себе. Его, как и многое в школе, придумал Данила Ковчий, арт-директор Поиска.

Открытый вопрос предполагает открытый ответ. Лучший формат для этого - эссе.

Фотографии: Станислав Сабиров

Соперничество и азарт подобных конкурсов приводит к тому, что девушки вкладывают всех себя, тратя тонны усилий, уйму времени и средств. Здесь можно увидеть и самые шикарные наряды, и необыкновенные таланты, и море улыбок, и тяжелейший труд. Самое интересное, что такие конкурсы также становятся прекрасной возможностью проявить находчивость. Женщины, которые побеждали (а иногда и не раз) в соревнованиях с другими красавицами, поделятся с вами своими секретами. Существует множество очень оригинальных, но действенных способов достичь своей цели в данной сфере.

Салон красоты

Если вы принимаете участие в обычном конкурсе или фотоконкурсе, например, как , вам пригодится следующий совет. Готовьтесь к соревнованию заранее - посетите салон красоты недели за две до назначенного дня. Если же времени мало, и вы решили подать заявку перед самым днем «Х», побывать в салоне красоты тоже стоит, но рекомендуется отказаться от таких процедур, которые могут привести к покраснению кожи, появлению опухлостей и т.п. Специалисты вам посоветуют, что именно выбрать. В некоторых салонах даже существуют специальные комплексы процедур, предназначение которых - подготовка к важным событиям: свадьбам, фотосессиям, конкурсам красоты и др.

Клейкая лента

Ее используют в разных целях. Во-первых, чтобы немного приподнять грудь, когда надевают вечерний наряд или купальник. Во-вторых, с помощью скотча можно несколько уменьшить объем талии, если обмотать ее им.

Двухсторонний скотч

Выручает на показах, когда нужно удержать в нужных местах на теле платье, бретельки и всякие мелочи.

Лак для волос

Лак для волос часто могут использовать не только по прямому назначению. При подготовке к конкурсу красоты некоторые конкурсантки наносят его на лицо, чтобы не дать макияжу поплыть. Он неплохо также помогает фиксировать антиперспирант, дабы последний не пачкал одежду.

Вазелин

Задавали ли вы себе вопрос, как участницы так долго могут улыбаться? Именно вазелин помогает им в этом. Нанеся небольшое его количество на зубы, вы поможете своим губам хорошо скользить и не прилипать к зубам. Кроме того, нанесенный на зубы вазелин, придает им блеск. Он также не дает помаде их пачкать.

Пышные волосы

Специалисты советуют не мыть волосы в сам день проведения конкурса и не мыть их каждый день, чтобы не удалить естественный их блеск и чтобы они лучше укладывались. Для создания эффекта пышных волос используйте различные хитрости вроде накладных прядок и т.п.

Темные тона косметики

Участницы конкурсов красоты для девушек часто используют косметические средства темных оттенков, чтобы визуально откорректировать фигуру. Они наносят их на определенные области в районе бедер, живота, на руки, ноги.

Спикер: Светлана Суханова, генеральный директор Творческого объединения «Арт-Премиум», родилась в г. Санкт-Петербург. Окончила Музыкальное училище им. И.-Л. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Светлана является лауреатом международных конкурсов «Надежды. Таланты. Мастера», Болгария; «Фольклор без границ», Болгария; «Gitta di Pezaro», Италия. В 2009 году учредила собственную компаниютворческое объединение (ТО) «Art-Premium» в г.Санкт-Петербурге. За это время привлекла звездный пул, тысячи талантливых детей, добилась государственной поддержки. Среди постоянных членов жюри, с которым ТО тесно работает, — деятели искусств и культуры, известные музыканты, балетмейстеры, хореографы, вокалисты, инструменталисты: Оскар Кучера, Бедрос Киркоров, Фарух Рузиматов, Родион Газманов, Ольга Сафронова, Альберт Галичанин и многие другие. В 2014 году Светлана открывает представительства в Москве, Новосибирске.

Для чего необходимы конкурсы и фестивали. Какую перспективу за собой несет участие в подобных мероприятиях для творческой жизни воспитанника профильного учебного заведения?

В нашей стране рынок предложений от организаторов мероприятий формата творческого конкурса и фестиваля переполнен. Если ранее, в 90-х годах, данная отрасль курировалась комитетами по культуре, то сейчас существует множество независимых организаций, предлагающих услуги уже не только в городах России, но и проекты международного уровня.

Каждый педагог уверенно скажет, что для развития свих учеников, будь то хореограф, музыкант, вокалист или же коллектив, работающий в жанре театр, необходимо максимальное участие в сценической деятельности, которая требует безупречной подготовки разученного материала.

Сцена позволяет учащимся погружаться в атмосферу творчества, развивает артистизм, соприкасает с благодарной публикой, вводит в новый мир красок и ощущений. Ради воплощения указанных целей в жизни ребенка родители отдают его в творческое учебное заведение. И только сценическая деятельность позволяет раскрыть талант ученика в любом возрасте.

При грамотном выборе конкурса, у каждого участника появляется уникальная возможность самореализации творческого потенциала: предоставление материала «на суд» профессионалам всегда подразумевает за собой профессиональный рост. Не всегда, обучаясь в региональном школьном классе, можно заметить неточности восприятия педагогических методик и не всегда, учитывая кадровые ограничения, можно с точностью до мелочей проанализировать ошибки образовательного процесса. К сожалению, это так.

Презентуя конкурсную программу экспертным членам жюри, учащиеся и их педагоги, могут получить грамотные советы по дальнейшей схеме обучения, рекомендации для улучшения профессиональных навыков и по получению дальнейшего образования в лучших профильных учебных заведениях страны.

Что следует учитывать при выборе конкурса?

При выборе конкурса следует уделять внимание тем критериям, которые в положительной мере отразятся на дальнейшем росте ребенка. В первую очередь состав жюри. Здесь нужно обратить внимание, что самая сильная и интересная команда экспертов – это педагоги престижных среднеспециальных и высших учебных заведений и практики, чья творческая жизнь наполнена гастрольно-концертной деятельностью, именно они смогут объяснить конкурсанту важность обучения наряду с основным образовательным процессом в таких дисциплинах, как сценическое поведение, сценический образ, подготовка к выступлению. Еще один важный фактор при выборе конкурса — сценическая площадка, которая в полной мере должна быть технически оснащена и подготовлена для выступления ребенка. Все преподаватели понимают, как трудно петь в неотстроенный микрофон, как трудно танцевать на деревянном полу со стыками сцены Дома культуры, или же играть на не ровно настроенном рояле. Все параметры могут отследить только организаторы, имеющие четкое понимание «райдера» артиста. Организаторы должны быть профессионалами, желательно с высшим профильным образованием.

Меня всегда удивляет, как работают над организацией конкурсов фирмы, не имеющие отношения к творчеству. К примеру, туристические компании. Нам часто поступают вопросы от участников, к примеру, с просьбой посоветовать, какие части концерта Бетховена сыграть молодому музыканту для бОльшего эффекта на сцене. В этом вопросе поможет лишь человек, знающий все тонкости крупной формы музыкального произведения. Подобному не научишься самостоятельно, не имея в прошлом собственного опыта сценической жизни и диплома об окончании профильного вуза

Важно учитывать наличие образовательных программ в конкурсе: мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации. Более 3 лет мы ведем плотный образовательный процесс как для конкурсантов, так и для их педагогов на базе наших проектов. Обучиться, разобрать ошибки, которые не дают развиваться быстрыми темпами – главная задача таких курсов. Бесценными для педагогов являются сертификаты от жюри и международного образца, свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, поскольку при их аттестации данные документы — важный показатель их профессиональной деятельности.

Подготовка к конкурсу. Что важно знать?

В моей памяти четко отражена вся система подготовки к конкурсу или любому другому значимому выступлению. В детстве и юности эти моменты у меня заняли одно из важнейших мест при расстановке приоритетов в проведении своих будней и выходных. Важнейший и сложный этап.

Меня часто спрашивают, с какого возраста необходимо готовить ученика к конкурсу. Нет четких показателей! С того момента, как он будет сам морально готов. Моральная готовность может быть определена только сильнейшим желанием творить и добиваться результатов, показывая свои творения другим людям. «Не танцуя в пол», как говорят хореографы.

Мой первый конкурс я преодолела в 11 лет. Поздно? Учитывая, что начало образовательного процесса в моей жизни положено в 10 лет, то не поздно. Но при этом, я попала уже не в младшую группу, а в среднюю, где тебя оценивают с конкурсантами, за спиной которых не один год труда.

Также среди участников наших проектов были и дети 5 лет. И занимали такие малыши гран-при! Такое в деятельности нашей компании случалось дважды. Колоссальный успех для ребенка, и талант здесь играл, конечно же, первую роль. Но работа педагога не отставала в своей трудоемкости и профессионализме.

Важно учитывать, как дается ребенку материал, важно подходить дотошно к каждой детали его воспроизведения. Не последним в подготовке к конкурсу считается артистизм – природный или приобретенный.

Сцена маленькому артисту позволяет раскрыться, а боязнь сцены, это лишь симптом тех, кто мало проводит на ней часов.

Post Views: 0

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов»

(мастер – класс)

Русского языка и литературы

МКОУ СОШ№85» г. Тайшета

Иркутской области

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

В ХХI веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлечённые поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. А ведь русская литература дала миру, своим читателям великое богатство «волшебных звуков, чувств и дум» поэзии. Она всегда пробуждала «души прекрасные порывы», учила видеть красоту и бороться за неё. Невыносимо видеть, что это богатство проходит мимо тех, кому оно так необходимо.

Конечно, каждый педагог стремится развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Для этого учащиеся должны осознать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.

В основе подготовки к конкурсу чтецов лежит процесс интеграции таких базовых направлений, как литература, музыка и сценическое искусство.

Система моей работы предусматривает следующие этапы:

Iэтап. Подготовительный (называю его ещё и мотивационный ). Работа с обучающимся. Этот этап начальный, непосредственно связанный с психологией.

Особое внимание уделяю ребёнку, его индивидуальным особенностям: развитию памяти, процессу мышления; темпераменту тоже отведена важная роль. Определённое время на уроках наблюдаю, насколько эмоционален ребёнок, имеет желание к самовыражению посредством поэзии. Также провожу беседы, направленные на выявление положительного отношения к музыке и сценическому искусству.

Книга

IIэтап. Литературное наследие. Работа с книгой. Преследую цель : дать возможность свободного выбора ребёнку (сам выбирает автора, тему, стихотворение). Если же возникают трудности, то предлагаю свои варианты. Важно донести до учащегося значимость объёма стихотворения (маленькое по объёму стихотворение может содержать более глубокий смысл, нежели большое), сосредоточить взгляд на малоизвестных фактах биографии автора, его роли в литературе.

IIIэтап. Работа с авторским стилем, музыкой. По окончании второго этапа незамедлительно приступаю к третьему, связанному с авторским стилем. Ставлю акцент на особенностях языка автора, структуры стихотворения, умелом использовании им изобразительно – выразительных средств, делающих произведение более образным и необыкновенным. Кроме этого сопоставляю стиль одного автора со стилем другого, если необходимо, ищу преимущества одного перед другим. На этом этапе подбираем соответствующую стихотворению музыку. Выбор зависит от настроения, которым оно проникнуто.

Культура и техника речи.

IVэтап. Работа со словом. Следует отметить, что здесь всё внимание обращено к культуре и технике речи. Главное место отведено упражнениям, направленным на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умению владеть артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Упражнения помогают детям сформировать правильное произношение, научиться точно и выразительно передавать мысли автора, развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Речевые упражнения очень важны в системе работы.

Начинаю с тренировки дыхания.

  1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.
  2. «Самолётик». Развести руки в стороны ладонями вверх, поднять голову вверх, глубоко вдохнуть. После чего сделать поворот влево и сказать: «Ж – ж – ж.» Встать прямо и опустить руки – это отдых перед следующим упражнением.
  3. «Ветер». Вдохнуть воздух, затаить дыхание, положив руку на левую грудь. В таком положении находиться 30 секунд, затем изо всех сил выдохнуть. Делать можно 2-3раза.

Затем перехожу к работе над дикцией, диапозоном звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это тренируется на скороговорках :

  1. Коси, коса, пока роса.

Коса долой, и мы домой.

2. Король- орёл, Орёл – король.

3. На горе, на горке горько ревёт Егорка.

4. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

5. От топота копыт пыль по полю летит.

6. Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

7. Вы малину мыли ли?

Мыли да не мылили!

8. Грабли сделал крабу краб:

«Грабь граблями гравий, краб»

или на стихотворениях .

1. А.С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий…»

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

  1. А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

3. И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

4. А. Блок «Благословляю всё, что было…»

Благословляю всё, что было,

Я лучшей доли не искал

О, Сердце, сколько ты любило!

О, Разум, сколько ты пылал!

Сценическое искусство

Vэтап. Сценическое искусство . Данный этап тесно связан с предыдущим. Эти этапы работы самые продолжительные и важные, они предполагают огромный труд ребёнка. Его задача непростая: надо привнести опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, зарядить ими слушателей.

Упражнения по актёрскому мастерству должны оттачивать и внимание, и воображение, и органичность поведения, и выразительность.

  1. «Хомячок» (участвуют два ребёнка) Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. А потом ребята, встав парами, мимикой хвастаются друг перед другом, у кого жвачка вкуснее.
  2. «Рожицы » Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять обе брови. Опустить. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево.

Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Вытянуть лицо.

Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю

Губу и опустить её. Проделать то же с языком, двигая им

Во рту вправо, влево, вверх, вниз.

Работе над созданием сценического образа предшествует прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями известных поэтов и актёров, обсуждение увиденного и услышанного.

Особо отмечаю, что ребёнок должен уметь держаться на сцене, стремиться показывать свой талант, быть раскрепощённым. Перед выходом на сцену надо знать, что «Я могу!» Самое главное, уверить аудиторию в том, что умеешь жить в образе. В этом, без сомнения, помогут мимика, жестикуляция и такие художественные детали, как Именно на этом этапе раскрывается способность ребёнка привлечь внимание аудитории посредством своего таланта.

VIэтап. Формы контроля. Подразумеваю итог работы ребёнка: участие в урочной и внеурочной деятельности, в выходе на уровень района.

Школа (уровень)

Район (уровень)

VIIэтап. Рефлексия. Уместно говорить о результатах выступления: первое впечатление учащегося - что получилось, что не вышло. По истечении нескольких дней совместно объективно оцениваем возможности. Главное -настроить ребёнка на систему работы, которая принесёт высокие результаты.

«Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством». Каждый ребёнок по – своему талантлив, нужно только суметь раскрыть его способности. Это нелёгкая задача, но выполнимая. Стоит увлечь учащегося в мир необыкновенный, и любые высоты покорятся ему. Конечно же, результат зависит от совместной деятельности учителя и ученика.