09.07.2019

Установка баланса белого по листу. Что такое баланс белого? Собственный баланс белого: выбор нейтрального эталона


15.05.2016 4064 Справочная информация 0

Вы, наверное, уже неоднократно слышали, что правильная композиция и корректная экспозиция — основные составляющие успешной фотографии. Но в настройках фотокамеры вы обнаруживаете "баланс белого" (ББ, как его часто называют), который начинающие фотолюбители игнорируют и устанавливают в автоматический режим. Автоматика же камеры может допустить ошибку при установке ББ, и портит хороший снимок. Так что же это, загадочный "баланс белого", с чем его едят? Сложно ли понять это? К счастью, нет, и об этом мы сейчас и поговорим.

Баланс белого — это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке. Человек видит белый цвет благодаря тому, что мозг корректирует отраженный свет с различными спектрами и при различной температуры. То же самое делает и автоматика фотоаппарат - изменяет цветовую температуру, измеряемую в Кельвинах. Однако человеческий мозг намного точнее автоматического режима ББ любой самой "навороченной" фотокамеры.

Зачем нужен этот параметр и почему он называется именно баланс белого? Вот смотрите. Попробуем с вами провести грандиозный научный опыт. У нас есть окно, день. В комнате - электрическое освещение. Возьмите два одинаковых белых листа бумаги. Поместите один из них в свет, падающий из окна. Другой положите так, чтобы он был освещён электрической лампой. На фотографии ниже один лист находится ближе к камере и освещён уличным светом. (Улица за спиной фотографа). Другой лист, в руках у девушки, освещён электрическим светом. Посмотрите по очереди на каждый лист - они разного цвета!

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный ББ вы сможете добиться "правильных цветов" вашего снимка. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже - с оттенком голубого. К тому же, фотограф лишается возможности получить в изображении ту атмосферу, без которой нельзя создать художественный снимок. Вместе с эмоциональным воздействием может исчезнуть и ощущение места и времени события. Однако не всегда фотохудожник стремится к реалистичности. Иногда можно создавать различные эффекты, отличающиеся от реалистичных, используя ББ в качестве средства художественной выразительности. Например, попробуйте при дневном освещении сделать кадр с установкой ББ "вольфарм".

Итак, чтобы внести в изображение эмоциональную составляющую, необходимо взять под контроль параметры ББ. В своем фотоаппарате вы найдете предустановленные значения цветовой температуры в зависимости от условий: "День", "Облачно", "Вспышка", "Тень", помогут в значительной мере избежать грубых ошибок в цветопередаче. Для более тонкой настройки "продвинутые" камеры дают возможность выставлять непосредственно цветовую температуру от 1000 К (искусственное освещение) до 11000 К (солнечный день) и выше. Таким образом, фотограф имеет возможность выставить точное значение цветовой температуры и добиться реалистичной цветопередачи.

Фотографируя в RAW, есть возможность установить цветовую температуру на компьютере во время работы в графическом редакторе без потери общего качества. Однако, необходимо помнить, что постобработка существует для того, чтобы сделать хороший кадр еще лучше, а не спасать "убитые" и "безжизненные" изображения. Тем более, что, работая за монитором, вам придется отталкиваться от ошибочных установок автоматики, а не от сцены, видимой в реальных условиях освещения.

Из вышеуказанных ручных настроек я бы советовал только три (остальные у меня не востребованы) и режим авто.

Автоматический баланс (AUTO WB). Практически 90% фотографий, которые я делаю - я делаю именно с автоматическим ББ. С обычным дневным освещением, камера никогда не ошибается, проблемы могут возникнуть только тогда, когда у вас разнотипное освещение. К примеру, вы сидите в помещении с искусственным освещением, а из окна попадает дневной свет. Так же, у камеры возникнут проблемы когда есть где-то люминесцентное освещение или свет лампы накаливания. Во всех остальных случаях смело фотографируйте с настройкой авто.

ББ "лампа накаливания". Обычная, всеми любимая лампочка с вольфрамовой спиралью, к которой так мы все привыкли, может запросто испортить нам кадр своим желтоватым оттенком. Поэтому, лучше потратить время и настроить баланс белого, чем потом трудиться и вытягивать фотографию в редакторе.

ББ "люминесцентная лампа" (лампа дневного света). Аналогично лампе накаливания, люминесцентная лампа испортит нам кадр, если мы оставим баланс белого в автоматическом режиме, поэтому я советую не полениться и поменять настройки ББ.

ББ "день" (прямое солнце) . Эта настойка бесполезна, т.к. камера отлично определяет баланс белого в автоматическом режиме.

ББ "вспышка" . Вовсе забудьте об этой настройке, потому что при включенной вспышке авто баланс белого сам переключается в этот режим.

ББ "облачно" . При этой настройке, все цвета уходят в теплый тон, я иногда использую этот баланс белого, но очень редко.

ББ "тень" . А вот с этим режимом я дружу, мне нравится тот оттенок, который я в итоге получаю, когда объект находится в тени.

Если вы никак не можете самостоятельно определить баланс белого, измерьте ББ по белому листу (или не обязательно по листу, просто по белому участку) с помощью функции "Предустановленный баланс белого", а камера самостоятельно определит баланс белого. Только с этой функцией хорошо на дорогих зеркалках, а вот на мыльницах и любительских камерах это работает не всегда.

Резюме

Вам решать, настраивать баланс белого в редакторе или делать это на месте, установив его в камере. Но это делать однозначно нужно, особенно, когда у вас люминесцентное освещение или обычная лампа накаливания. Во всех остальных случаях вы смело можете фотографировать с автоматическими настройками баланса белого.

И еще один совет. Экспериментируйте. Фотографируйте, используя разные пресеты ББ. Со временем вы "набьёте руку" и "наметаете глаз". А не будет получаться или у вас нет возможности переснять кадр, а баланс белого оставляет желать лучшего - можно просто перевести фотографию в монохром.

Всего вам фотографического!

Дата публикации: 20.11.2014

Многие начинающие фотографы жалуются, что цвета на их фотографиях получаются не такими, как в жизни. В жизни предмет одного цвета, а на фото он становится желтоватым, голубоватым или даже зеленоватым. Как добиться точной цветопередачи на фото? В этом уроке мы разберем настройки, отвечающие за цвета на наших фотографиях.

Почему на фото получаются неправильные цвета? Важно понять, что освещение, при котором мы фотографируем, бывает разным по цвету: домашние лампы накаливания светят желтоватым светом, а флуоресцентные лампы - голубоватым или зеленоватым. На улице в сумерках освещение тоже немного голубое, а на закате и на рассвете оно вполне может стать желтым и даже красным. Оттенки света называют цветовой температурой. У каждого источника света - своя цветовая температура. Цветовая температура измеряется в Кельвинах (К). Чем ниже цветовая температура, тем “краснее” наш свет. И наоборот: чем выше цветовая температура, тем свет “голубее”.

Иногда фотоаппарат не понимает, источник с какой цветовой температурой освещает наш кадр. В таком случае, он может ошибиться и сделать кадр слишком желтым или слишком синим.

Слева на голову падает голубоватый свет от флуоресцентной лампы, а справа - от лампы накаливания. Как видите, у этих источников света разная цветовая температура.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Камера не наделена интеллектом, и она не знает, какой именно сюжет и при каком освещении мы снимаем. Но мы можем подсказать фотоаппарату, какой свет сейчас в кадре. За это отвечает настройка баланс белого .

Баланс белого - настройка, отвечающая за то, какой цвет в кадре считать нейтральным. Нейтральный цвет в представлении фотоаппарата - это цвет, не обладающий никакими оттенками: белый, серый. Беря такой цвет за точку отсчета, аппарат сможет и остальные цвета представить на снимке правильно.

Настройка баланса белого в фотокамере сводится к определению цветовой температуры источника света, при котором мы снимаем. Для удобства пользователя во всех камерах создан набор предустановок, соответствующих тем или иным условиям съемки. Таких предустановок хватает для большинства съемочных ситуаций. Среди них есть настройки: “Дневной свет”, “Тень”, “Облачно”, “Лампы накаливания”, “Флуоресцентные лампы”, “Вспышка”. Собственно, по их названиям становится ясно, когда их применять. Конкретное значение цветовой температуры для этих предустановок немного варьируется в зависимости от модели фотоаппарата, но в целом ведут они себя на всех камерах примерно одинаково.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Таким образом при желании мы можем настроить баланс белого очень точно.

Автоматический баланс белого (“AWB”). Когда его использовать?

При установке автоматического баланса белого камера самостоятельно определяет цветовую температуру в некотором диапазоне значений, установленном производителем. Обычно речь идет о диапазоне 2000-7000 К. Большинство современных фотокамер прекрасно работает с автоматическим балансом белого. Ошибается автоматика обычно в сложных условиях, например, при ночной съемке или при съемке в помещении со смешанным светом. Автоматический баланс белого особенно уместно использовать при съемке на улице, при ярком дневном освещении. Там он даст оптимальные результаты. Также настройку “AWB” полезно использовать при динамичной съемке, когда мы быстро перемещаемся из одного места в другое, постоянно меняем условия съемки и освещения. В этом случае лучше довериться автоматике, чтобы из-за смены настроек не упустить нужный кадр .

Ручная установка цветовой температуры

В некоторых фотоаппаратах имеется возможность вручную выставить цветовую температуру . Это полезно тогда, когда мы снимаем при каком-то нестандартном освещении, но при этом точно знаем его цветовую температуру. К примеру, иногда цветовую температуру пишут на энергосберегающих лампах. Ее обязательно указывают в характеристиках фотовспышек и другого осветительного оборудования.

Ниже представлена таблица с некоторыми источниками света и их ориентировочной цветовой температурой.

    1500-2000 К - пламя свечи;

    2200-2800 К - лампа накаливания;

    3000-3200 К - закат, галогеновые лампы;

    3500 К - утреннее и вечернее освещение в ясный день;

    3800-4500 К - лампы дневного света;

    4500-5500 К - дневное солнечное освещение;

    5400 - 5600 К - фотовспышка;

    6000 К - летняя облачная погода;

    6500-7500 К - пасмурно;

    9000-12000 К - дымка, глубокая тень.

Настройка баланса белого по эталону

Помимо этого, мы можем просто указать камере, какой цвет у нас является нейтральным: что на снимке принять за серый и белый цвета. Для этого достаточно найти в кадре однородный серый или белый объект и сфотографировать его так, чтобы он заполнял собой всю площадь кадра. При этом даже не обязательно фокусироваться на нем, можно снять и в расфокусе. Как правило, в качестве такого объекта используют лист белой бумаги или специальную “серую карту”. Достаточно просто поместить эталонный объект в снимаемый сюжет, а после установки баланса белого - убрать. После этого используем сфотографированный кадр для настройки баланса белого. Это, пожалуй, самый точный способ настройки баланса белого.

Однако, у такого способа настройки баланса белого есть и подводные камни.

    Важно, чтобы наш серый объект находился не где-то, а именно в тех же самых условиях освещения, в которых мы собираемся снимать. Иначе настройка будет не точной. Ручную настройку баланса белого производят непосредственно перед съемкой. И если мы собрались сменить место съемки или просто поменялось освещение (например, вышло солнце из-за облаков), придется всё настраивать заново.

    При использовании листа белой бумаги для ручной настройки баланса белого мы вряд ли добьемся точных результатов. Бумага не идеально бела, она имеет оттенки. Бывает бумага желтоватая, бывает слегка голубоватая: всё это скажется на настройке баланса белого. Эффективнее пользоваться серой картой - картонной карточкой-эталоном идеально серого цвета. Серая карта продается в фотомагазинах.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 185.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 122.0 мм экв.

Баланс белого и творчество

Не стоит забывать, что фотография - это творческое занятие. Не всегда абсолютно точная настройка баланса белого идет кадру на пользу. Порой выразительнее будет смотреться изображение с чуть-чуть нарушенным балансом белого. Зимние и туманные кадры порой хорошо смотрятся, будучи немного голубоватыми. А снимки, сделанные на закате или рассвете, лучше сделать чуть теплее, желтее. Тут всё зависит от вас и вашего творческого подхода. Экспериментируйте с балансом белого! Делайте кадры с разными настройками баланса белого! Однако, и злоупотреблять с творческой настройкой баланса белого не стоит: абсолютно синие или желтые кадры вряд ли будут интересны.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/80 с, 82.0 мм экв.

Как работают с балансом белого продвинутые фотографы?

Дело в том, что продвинутые фотографы порой вообще не уделяют внимания балансу белого при съемке. Как же так, как же они получают снимки с корректной цветопередачей? Продвинутые фотографы отнюдь не забывают о балансе белого, а просто занимаются его настройкой не до съемки, а после. Дело в том, что они снимают в формате RAWкамерах Nikon он называется NEF). Этот формат позволяет установить необходимый баланс белого уже на компьютере на этапе конвертации RAW-файла без всяких потерь в качестве. А вот если мы попробуем поменять цвета файлу JPEG при обработке, результат может оказаться плачевным.

Посмотрите на пример. Попробуем исправить баланс белого в таком кадре:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Можно видеть, что при изменении баланса белого в JPEG потерялись все детали в светлых участках снимка (обратите внимание на белый велосипед). Теперь там просто белые пятна, лишенные деталей, полутонов. Тогда как изменение баланса белого в RAW прошло без каких-либо потерь.

Смешанное освещение

Часто бывает так, что наш объект съемки освещается разными источниками света с различной цветовой температурой. Как правило, в таком случае стоит настроить баланс белого по преобладающему источнику света. Однако, зачастую использование смешанного освещения порождает множество проблем. Например, нежелательные цветные блики. Простой пример - съемка портрета при использовании света от окна с одной стороны и ламп накаливания с другой. Такие условия часто создаются дома или в каких-нибудь кафе. В таком случае результат может быть таким:

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Согласитесь, голубовато-сиреневатый блик на лице девушки выглядит не очень хорошо. Всему виной - лишнее освещение от окна. Как быть? Как получить нормальные цвета на снимке? Ответ на словах простой, но порой сложный в реализации: устраните свет от лишнего источника или просто не снимайте в таких условиях. В нашем случае, достаточно было закрыть окно шторой.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 125, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Как настроить баланс белого при съемке в ночном городе?

Съемка в ночном городе - довольно сложная задача для автоматики аппарата. И при ночной съемке лучше уделить побольше внимания настройке баланса белого. Еще пару лет назад на эту тему я бы написал очень просто: для съемки в ночном городе установите баланс белого по лампам накаливания, так как именно они освещают наш сюжет. Однако сейчас появилось очень много энергосберегающих фонарей, светящих зеленоватым или голубоватым светом. Поэтому, чтобы корректно настроить баланс белого при ночной съемке, обратите внимание, какие лампы установлены в фонарях в вашем сюжете. И уже под ним подбирайте установку баланса белого методом проб и ошибок.

Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Наилучшим образом настроить баланс белого позволяет серая карта. Что это такое и как настраивать баланс белого вы узнаете из статьи. Настраивать баланс белого совсем не сложно. Гораздо сложнее осознать зачем это делается и по каким причинам баланс белого может быть неправильным.

На правой картинке снимок сделан с автоматическими настройками баланса белого. Камера не смогла справиться с флуоресцентным освещением. Специальный режим «Флуоресцентная лампа» на левом снимке демонстрирует более качественный результат. Цвета стали естественней. Кроме того, стоит обратить внимание на белую ткань. На правом снимке она не белого цвета. Это неправильно.

Условия освещения влияют на цвет объекта. То, как видит камера нельзя сравнивать с человеческим зрением. Мозг человека адаптирует то, что мы видим и белый всегда кажется белым, хоть таковым он и не является. Можно сказать, что наш мозг способен идеально настраивать баланс белого в автоматическом режиме. С камерой всё иначе. Её мозг не настолько хорош, поэтому нам приходится помогать ей.

Автоматика камеры считывает температуру цвета объектов в кадре и подбирает подходящую настройку баланса белого из запрограммированных. Это работает в нормальных условиях съемки с равномерным освещением.

Если камера не может справиться с автонастройкой баланса белого или вы хотите быть уверены в качестве полученного снимка, то стоит настроить баланс белого вручную. Среди предустановленных режимов обычно бывают: «Лампа накаливания», «Вспышка», «Флуоресцентная лампа», «Тень», «Облачно», «Солнечно», «Ручная настройка» и PRE.

В каких случаях использовать предустановленные режимы?

Для домашнего освещения чаще всего подходит режим «Лампа накаливания», хотя в домах всё чаще начинают применяться светодиодные и газоразрядные лампы, поэтому стоит думать, прежде чем выбирать этот режим. «Флуоресцентная лампа» избавляет снимок от зеленоватого оттенка, даваемого такими лампами. Режим «Облачно» делает снимок немного теплее. В режиме «Вспышка» на фотографию добавляется агрессивный теплый оттенок. Он смягчает жесткие тени от вспышки. В тени объекты получают синеватый оттенок. Режим «Тень» добавляет розовый тон для компенсации синего. В режиме «Солнечно» температура цвета на снимке изменяется до 5000 градусов по Кельвину.

В режиме «Ручная настройка» камера анализирует температуру в реальном времени. В режиме Live View можно видеть результат в реальном времени и настроить любую температуру.

Режим PRE - это режим настройки по серой карте. Нужно расположить карточку перед объективом и нажать кнопку спуска затвора. Фотоаппарат захватит отраженный от карты цвет и добавит его в блокируемые цвета. Этот режим настройки баланса белого отлично подходит для условий смешанного освещения.

Если вы неправильно настроите баланс белого при съемке в формате RAW, то исправить ситуацию можно в графическом редакторе, но если вы снимаете в Jpeg, то корректировка не даст хороший результат. Всегда проверяйте снимки на дисплее камеры и в случае необходимости вносите корректировку. Подумайте также о том, что лучше сразу настроить баланс белого и сделать несколько сотен хороших снимков, чем потом исправлять баланс на сотне фотографий в графическом редакторе. Это будет хлопотно даже с учетом возможности пакетной обработки.

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500-2000 К - свет пламени свечи;
  • 2200 К - лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К - лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К - лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К - солнце у горизонта;
  • 4000 К - люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К - утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К - солнце в полдень;
  • 5500 К - облака в полдень;
  • 5500-5600 К - фотовспышка;
  • 6500 К - стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500-7500 К - облачность;
  • 7500 К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К - сумерки;
  • 9500 К - синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К - ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К - синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов...

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:


При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах:)

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Недостатки

  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы...


Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW ?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ "лампа накаливания" при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея:)

Фото белого листа - причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

Имеется в наличии: приличный фотоаппарат (от простой цифровой «мыльницы» до неплохой «зеркалки»); фотограф, ну скажем, имеющий некоторый опыт в своем деле (муж, жена, брат, сват, и т.д.); чудесный антураж (семейный праздник с кучей друзей и близких, пикник во дворе дома, выезд на природу, в лес, на море). Знакомая картина? В результате проделанной кропотливой работы масса сделанных снимков. Но!

А что именно? Резкость - в норме, композиция - тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-первых. Вероятно, съемка производилась на «автомате».

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Что? Эти слова для вас «темный лес» и вы ничего не поняли? Давайте будем разбираться и выяснять, что же делать, и как устранять такие неприятности.

Баланс белого - эталон цвета

Да, это так. Чтобы все цвета выглядели так, как мы их видим, фотокамеру нужно обязательно настраивать. Для этого был выбран белый цвет (есть и другие варианты, которые будут рассмотрены ниже). Почему? Потому что найти лист бумаги не составит большого труда. А если серьезно, белый не образует цветовой гаммы. Любое отклонение в спектре уже не будет белым цветом. И это легко увидеть, нежели разглядывать черные пятна, которые могут быть с зеленым или синим отливом. К выбору эталона нужно подходить тщательно и скрупулёзно. Если будет выбран лист с пятнами или разметкой (вырванная страничка из тетради), то… Лучше снимать на «автомате». Очень хорошим образцом будет лист офисной бумаги. Практически идеальный вариант.

Хорошо, бумага, отвечающая требованиям, найдена. Приступаем. Открываем меню, выбираем пункт «Баланс белого». В разных фотоаппаратах, чтобы дойти до этого раздела, нужно будет пройти еще пару-тройку промежуточных подпунктов. Местоположение нужного определяется с помощью метода «научного тыка». Еще помогает чтение инструкции, если конечно вы не сделали этого ранее. В этом разделе можно обнаружить, по меньшей мере, пять или шесть опций установки баланса белого. Дневной свет, лампа накаливания, облачная погода, лампа дневного света и … собственно пунктик, из-за которого проделывалась масса нужных, но возможно незнакомых операций. Баланс белого. Значок этой функции одинаков на всех камерах, его не спутать ни с чем другим. В нижней части два треугольника, образующие вазу (по крайней мере, похоже), и сверху прямоугольник. Издали напоминает цветок в горшке (вот такая фантазия, интересно, какие ассоциации будут у вас). Так вот, с помощью функциональных клавиш (как правило, на ней написано ОК) выбираем эту функцию и вспоминаем, куда спрятали лист бумаги. Сейчас он понадобится. Наводим экран (видоискатель) на лист, делаем снимок. Электронные «мозги» вашей камеры запоминают увиденный цвет и все последующие кадры будут сниматься с учетом этих параметров. Важно помнить одну немаловажную деталь! При смене освещения, декораций, перемещения в другое место эту процедуру следуют проводить заново. Иначе возможны цветовые казусы.

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки - облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.