13.09.2019

Внешнеэкономические связи польши кратко. Чем мы торгуем с Польшей и как на это повлияет наше членство в ВТО (окончание) - Польско-российское обозрение


Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.


После окончания Второй мировой войны и до начала 90х годов прошлого столетия экономика Польши была организована по типу советской. Исключением стало то, что в стране не была проведена всеобщая коллективизация.

В начале 90х годов XX века в стране наряду с политическими реформами начались реформы экономические. После принятия закона о приватизации большая часть предприятий перешла в частные руки.

Почти половина площади страны занята пахотными землями. Основными возделываемыми культурами являются картофель, кормовые и технические культуры. В стране также довольно хорошо развито скотоводство (в основном разводится крупнорогатый скот).

Важной отраслью хозяйства является морское рыболовство.

Основной источник энергии - уголь. Довольно крупные месторождения его расположены в Люблинском и Валбжихском бассейнах, а также в Силезии. На угле работают теплоэлектростанции, обеспечивающие страну львиной долей электроэнергии. Запасы нефти в стране незначительны, она в основном импортируется.

Промышленность Польши

Промышленность Польши диверсифицирована и в основном довольно равномерно распределена по всей её территории. Ведущими отраслями промышленности являются угледобывающая, текстильная, машиностроительная, приборостроительная и пищевая. Несмотря на общую равномерность распределения, существуют районы концентрации промышленного производства. В основном они обусловлены ресурсной базой. Так, в Верхней Силезии сосредоточено большое количество предприятий чёрной металлургии и угольной промышленности. Здесь же концентрируются предприятия цветной металлургии, металлоёмкие производства (такие, как машиностроительные заводы). Около 40% текстильной промышленности страны сосредоточено в районе Лодзи, а электротехническая промышленность географически привязана к столице страны, Варшаве. Щецин и Гданьск являются крупными центрами судостроения.

Примерно половина грузооборота приходится на долю грузовых автомобилей, ещё около 40% - на железные дороги. Остальной грузооборот обеспечивается речным и морским транспортом. Польша владеет довольно мощным торговым флотом. Основные внутренние водные пути - реки Одра и Висла. Бо льшую часть морских грузоперевозок (около 60%) обеспечивают порты Гданьска и Гдыни.

Основные статьи импорта польского государства: пшеница, хлопок, нефть, нефтепродукты, железная руда, сталь, металлообрабатывающие станки. Экспортирует Польша машины и оборудование, продукты питания, текстиль, стройматериалы.

До конца 80х годов прошлого столетия основными торговыми партнёрами Польши был СССР и страны советского блока. Так, на долю СССР приходилось до четверти импорта и экспорта. В веке нынешним основными торговыми партнёрами являются Германия, Италия, Россия, Франция, Великобритания и Чехия. До 70% экспорта Польши приходится на страны Евросоюза.

Основной источник доходов польского бюджета - налоги с дохода предприятий, а также с оборота и продаж.

Внешняя торговля

Состав экспорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, продукты питания и животные.
География экспорта (2010 г .): Германия 26.9%, Франция 7.1%, Великобритания 6.4%, Италия 6.3%, Чехия 6.2%
Объем экспорта (2010 г.) $162,3 млрд.
Состав импорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, продукция химической промышленности.
География импорта (2010 г .): Германия 29.1%, Россия 8.8%, Нидерланды 6%, Италия 5.8%,
Объем импорта (2010 г.) $173,7 млрд.
Внешний долг (2010 г.): $365,4 млрд.

Внешняя торговля Польши

В Польше есть огромный спрос на различные товары, что открывает перед крупными, средними, а даже небольшими иностранными фирмами превосходные перспективы широкомасштабного экспорта. С другой стороны на отечественном рынке неустанно растет число предприятий, создающих серьезную и постоянно усиливающуюся конкуренцию зарубежным экспортерам. За более чем десятилетие экономических перемен появилось немало современных и предприимчивых производителей, готовых к наступлению на иностранные рынки, способных предложить широкий выбор высококачественных товаров, причем зачастую по вполне конкурентным ценам.
Учитывая географическое положение Польши, заключенные страной внешнеторговые соглашения и готовность к экономическому взаимодействию – от иностранных партнеров также можно ожидать определенной эластичности в подходах. Так зарубежные предприятия нередко могут осознанно предпочесть быстрой прибыли прочный успех и вложить средства в более перспективные формы сотрудничества, вплоть до строительства производственных мощностей, благо возможностей тому есть множество.

Правовая основа экспорта и импорта

Все экономические объекты в Польше, также с иностранным капиталом, обладают равным правом вести внешнеторговые операции. Как правило, не существует ограничений на коммерческие сделки в отношении любых товаров и услуг. Но нет правила без исключений. Такие случаи подробно оговариваются в Законе о хозяйственной деятельности от 19 ноября 1999 года. Например, необходимо получить лицензию на ввоз-вывоз товаров военно-полицейского назначения, как взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы, а также части и компоненты к ним. Особые законодательные акты регулируют импорт и экспорт в ряде других случаев, например, внешнеторговый оборот антиквариатом или опасными субстанциями.
Для облегчения польского экспорта была внедрена программа рефинансирования процентных ставок по экспортным кредитам «ДОКЕ» (DOKE), базирующаяся на одноименном законе от 8 июня 2001 года. Исполнительные процедуры регулируются подробно рядом распоряжений министра финансов. Программа разработана по образцу решений, содержащихся в согласованном руководстве по официально обеспеченным экспортным кредитам ОЭСР («консенсус ОЭСР»), являющемся частью законодательства Евросоюза. Программа «ДОКЕ» вводит механизм стабилизации кредитных ставок процента, позволяя польским экспортерам и коммерческим банкам, а также международным финансовым институтам предлагать средне- и долгосрочные экспортные кредиты (с периодом погашения как минимум два года), имеющие фиксированные процентные ставки. Таким образом, исключается риск убытков, понесенных в результате изменения рыночных процентных ставок.
Механизм опирается на периодических соглашениях между государственным Банком национального хозяйства «БГК» (Bank Gospodarstwa Krajowego, BGK), управляющим программой «ДОКЕ» по поручению государственной казны, и коммерческими банками, предоставляющими фиксированные процентные ставки по экспортным кредитам в рамках долгосрочных договоренностей. Если в период, оговоренный в соглашении, фиксированная процентная ставка по экспортным кредитам (ставка «CIRR») ниже стоимости финансирования (рыночная краткосрочная ставка процента для данной валюты плюс разброс – кредитный спрэд – от 80 до 170 пунктов), то «БГК» производит платеж коммерческим банкам. Если ситуация противоположна, то уже коммерческие банки обязаны перевести активное сальдо на счет «БГК».
Ставки «CIRR» по валютам отдельных стран-членов консенсуса ОЭСР ежемесячно оглашаются секретариатом ОЭСР.
Список товаров, ввоз которых подлежит лицензированию, время от времени пересматривается. Экспортеры должны сверяться с ним, дабы иметь уверенность в необходимости такой лицензии еще до поставок товара на территорию Польши. Обычно до выдачи министерской лицензии, дозволяющей ввоз, товар должен быть проверен и рекомендован к импорту в Польшу одним или рядом инспекционных агентств или технических обществ, в зависимости от характера товара. Этот процесс может оказаться сравнительно продолжительным как для иностранных экспортеров, так и для польских импортеров. Зачастую есть необходимость доставки опытных образцов товаров или оборудования для проверки, причем вне зависимости от получения предварительных сертификатов в стране экспортера или международных. Представление подробной документации на товар обязательно, и надлежит неукоснительно исполнять все требования соответствующих инспекционных агентств, дабы ускорить процедуры по сертификации.
После завершения инспекционных процедур, агентства высылают в адрес компетентного министерства свою положительную или отрицательную рекомендацию по импорту. Однажды полученное разрешение на ввоз какого-либо товара, освобождает его последующие поставки от дополнительных ограничений. Фирмы, имеющие несколько производственных линий (например, фармакологические, пищевые) должны заблаговременно приступить к сертификационной процедуре по всем предназначенным к импорту товарам и изделиям.
Лицензия необходима также на временный ввоз товаров, что в Польше подлежит таможенному надзору. Необходимо представить письменное заверение, что товары будут вывезены из Польши в указанные сроки. Коммерческие образцы нулевой или низкой стоимости могут, как правило, ввозиться беспошлинно, на основании письменного заявления в адрес польской таможни, подтверждающего стоимость образцов и то, что они останутся в распоряжении импортера.
Существует также система квот и временных эмбарго на импорт, устанавливаемых министром экономики. Квоты, эмбарго и прочие меры государственного регулирования меняются соответственно текущим потребностям польского рынка и международной ситуации. Частично они вытекают из международных соглашений, участником которых является Польша. Подобные меры могут применяться по отношению, как к группам товаров, так и к странам. В последние годы такие барьеры применялись редко, главным образом для защиты рынка сельхозпродукции, и, как правило, лишь по отношению к небольшому числу стран.
Категорически запрещен ввоз некоторых групп товаров, например, отходов и токсических веществ.
Над импортом и экспортом осуществляется таможенный надзор, проводимый на базе соглашения ЕАД (Единый Административный Документ – англ. Single Administrative Document, SAD) и сопроводительных документов: таможенной декларации и сертификата происхождения.

Таможенные пошлины

Польша, конечно же, не новичок во внешнеторговом взаимодействии. Будучи 25 лет членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Польша принимала участие в переговорах Уругвайского раунда, обсудив тарифные уступки со странами-членами ГАТТ и подписав заключительный протокол Уругвайского раунда. Польша также присоединилась к ВТО и согласовала свой порядок внешней торговли с нормами членства в этой организации.
Таможенная политика Польши в значительной степени определяется подписанными международными торговыми трактатами. Это Договор о сотрудничестве с ЕС, ЕАСТ, ЦЕССТ и некоторые двусторонние соглашения и обязательства в рамках ВТО. Таможенная пошлина начисляется на основе таможенной стоимости товара, определяемой по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате. При этом в цену сделки включаются дополнительные компоненты, если они уже не были включены ранее, как: транспортные и страховые расходы, комиссионные, расходы по упаковке и различные лицензионные тарифы, относящиеся к поставке товаров.
Таможенный кодекс от 9 января 1997 года, действующий с начала 1998 года, дает Совету министров полномочия по установлению таможенных сборов и тарифов для поощрения экономического развития в соответствии с политикой государства. Одиннадцатого декабря 2001 года Совет министров издал ныне действующее постановление по новым Таможенным тарифам.

Новые Таможенные тарифы предусматривают следующие виды ставок:

Автономный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран, не членов ВТО, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования и к которым не относится режим преференций. Также применяется, если обычный тариф для данного товара выше, чем автономный, или же не определен. В отсутствие преференциального таможенного режима, автономный тариф также применяется к товарам, происходящим из стран, включенных в перечень развивающихся, а также из наименее развитых стран, которые не входят в перечень стран ВТО и на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования;
Обычный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран и регионов – членов ВТО, а также к странам, которым Польша предоставила режим наибольшего благоприятствования в рамках двусторонних торговых соглашений или в одностороннем порядке, если он не выше, чем автономный;
Преференциальный таможенный режим. Применяется в соответствии с польской системой таможенных преференций, предусматривающих два вида таможенных тарифов для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;
Льготный тариф. Применяется к товарам, происходящим из стран ЕС, ЕАСТ, Болгарии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении, Турции и Хорватии.
Однократный платеж в размере 3,5 % от общей таможенной стоимости, применяемый к партиям товаров, присланных из-за рубежа физическим лицом и предназначенных для физического лица, а также для товаров, импортируемых в качестве личного багажа туриста, если их вид и количество не предполагают коммерческого назначения. При этом общая стоимость не может быть ниже 45 евро (для партий товаров) или 175 евро (для личного багажа) и выше 350 евро, каковые нормы детально изложены в статьях 190 параграф 10 и 190 параграф 14 Таможенного кодекса.
Во всех случаях должны предоставляться сертификаты происхождения в соответствии со стандартами ВТО. Если невозможно установить страну или регион происхождения, то применяется более высокий из двух тарифов: автономный или обычный, увеличенный на 100 %.

В последние несколько лет Польша постоянно сверяла свою таможенную политику и тарифы со стандартами Европейского союза. В 2001 году было произведено новое понижение ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные и промышленные товары, что привело к спаду среднедействующей таможенной ставки до почти 2,25 % в 2002 году.
Польские таможенные законы предусматривают особые антидемпинговые пошлины на товары, ввозимые в Польшу по демпинговым ценам. Антидемпинговое расследование, по завершении которого может налагаться антидемпинговая пошлина, осуществляются министром экономики после получения от польского хозяйствующего субъекта документированного запроса. Министр может также начать формальное расследование после получения достаточных доказательств о демпинге. При проведении антидемпингового расследования министр экономики взаимодействует с Управлением защиты конкуренции и потребителя.
Следует отметить, что с 30 апреля 2002 года Центральное таможенное управление было распущено и его компетенции с 1 мая 2002 года перешли на 17 региональных таможенных комитетов и министерство финансов, хотя сами процедуры таможенной очистки остались неизменными.

Беспошлинный ввоз

Некоторые товары дозволяются к ввозу без уплаты таможенной пошлины. В их число входят модели и образцы, не имеющие коммерческой стоимости, ввозимые в Польшу в целях рекламы на ограниченный срок или для участия в выставках. Подробный перечень товаров, дозволенных к беспошлинному ввозу, приведен в статье 1904-19048 ныне действующего Таможенного кодекса от 9 января 1997.
Статья 19011 приводит дозволенные к беспошлинному ввозу основные средства, принадлежащие предпринимателям, переносящим свои операции в Польши из-за рубежа. Как правило, основные средства предпринимателей, прекращающих свои зарубежные операции и приступающие к подобным видам деловой активности в Польше, дозволяются с соблюдением ряда условий к беспошлинному ввозу.
Основные средства, являющиеся нефинансовым долевым участием (апортом) иностранного партнера в акционерном обществе, также не облагаются пошлиной при условии, что право собственности на эти товары не будет передаваться в продолжение 3 лет от даты таможенной очистки. Подробная законодательная база содержится в уже упомянутой статье 19011 Таможенного кодекса, хотя сам по себе беспошлинный ввоз дозволяется на основании постановления Совета министров.
Предприятия с иностранным участием, зарегистрированные на территории Республики Польша, обладают этим правом. Определение понятия «основные средства» в приложении к области беспошлинного ввоза содержится в статье 1902 Таможенного кодекса. Там формулируется, что основными средствами являются комплектные товары, ввезенные из-за рубежа, или партии товаров (обладающие атрибутами комплектности), пригодные к использованию с ресурсом прочности минимум три года, помещенные на одной товарно-транспортной накладной.
Помимо упорядочения обычного импорта и экспорта, Таможенный кодекс предусматривает особые процедуры, дающие основания для освобождения от пошлин, их возмещения и приостановления по отношению к товарам, которые ввозятся или возвращаются в Польшу в особых целях. Эти процедуры включают временную таможенную очистку, очистку товаров в транзите, очистку товаров, переработанных за рубежом, а также очистку товаров, предназначенных для: таможенного депозита и переработки под таможенным надзором. Применение этих процедур предусматривает, например, возврат всех таможенных платежей, наложенных на сырье, полуфабрикаты и сборные элементы, используемые при выпуске экспортных товаров, в соответствии с установленным порядком.

Внешнеторговые показатели

Либерализация и быстрый подъем экономики страны привели к нарастанию внутреннего спроса на товары и услуги. В этой связи Польша столкнулась со сложной задачей, как обеспечить бoльшую долю участия своих товаров и услуг на зарубежных рынках. Представленные ниже данные по структуре польской внешней торговли, наглядно иллюстрируют положительную динамику последних восьми лет. За этот период экспорт возрос более чем вдвое, что является несомненным успехом. Однако продолжает сохраняться его диспропорция по отношению к импорту, который возрос почти в два с половиной раза, что привело к известному внешнеторговому дефициту.
Экспорт оставался в последние годы важной движущей силой, ускоряющей темп экономического развития. В 2001 году экспорт возрос на 13,8 % и превысил 36 млрд. долл. США, импорт возрос только на 2,7 %, составив 50,3 млрд. долл. США по данным Главного статистического управления (GUS). Одним из наиболее существенных факторов внешней торговли минувшего года стал более динамичный рост экспорта, чем импорта. Благодаря этому внешнеторговый дефицит третий год подряд снижался и составляет 14,2 млрд. долл. США (для сравнения: 17,3 млрд. долл. США в 2000 году).
Официальные данные далее не учитывают приграничной торговли с соседними странами, особенно Германией. Оценивается, что ее оборот достигает нескольких миллиардов долларов США в год. С учетом этой «невидимой» торговли внешнеторговый дефицит уже не столь велик. Итак, согласно Национальному банку Польши, обладающему собственными расчетами по актуальным платежам, пассивное внешнеторговое сальдо составило в 2001 году 11,7 млрд. долл. США, как видно из платежного баланса.
Промышленно развитые страны доминируют в польском экспорте и в импорте, а их доля – это соответственно 75,1 % и 70,0 %. Главным внешнеторговым партнером Польши является Германия, на которую приходится почти четверть всего польского импорта и более трети всего экспорта. Всего на страны ЕС приходится 69,2 % польского экспорта и 61,4 % импорта.
Долевое участие стран Центральной и Восточной Европы составляет 18,3 % в экспорте и 18,1 % в импорте. Долевое участие развивающихся стран – соответственно 6,6 % и 11,9 %. Россия остается основным торговым партнером на востоке, хотя ее доля в польской внешней торговле, некогда приближавшаяся к 40 %, в 2001 году составила лишь 2,9 % от суммы польского экспорта и около 8,8 % от импорта. В последние годы внешняя торговля с промышленно развитыми странами сократилась, в то время как со странами Центральной и Восточной Европы, а также развивающимися странами – возросла.
Транспортно-машиностроительное оборудование было основной позицией как в экспорте (36,2 %), так и в импорте (36,4 %). На следующих позициях экспорта находились промышленные товары (23,9 %), смешанные промышленные товары (17,6 %), а также пищевые товары (7,4 %). В импорте доля промышленных товаров составила 20,6 %, химических продуктов – 14,6 %, топливно-смазочных продуктов – 10,1 %.
Даже если суммарное внешнеторговое сальдо остается в минусе, внешнеторговый дефицит с 1999 года постепенно сокращается. По некоторым товарным позициям отмечены плюсы.
В 2001 году наиболее важными примерами в этом смысле стали:
дизельное топливо, с экспортом порядка 1,3 млрд. долл. США, активное сальдо 1,15 млрд. долл. США,
стулья и кресла, экспорт которых достиг 1,3 млрд. долл. США, импорт – 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо составило 1,1 млрд. долл. США, и
прочая мебель и составляющие, экспорт которой превысил к 1,1 млрд. долл. США, а импорт составил 0,2 млрд. долл. США, активное сальдо почти 0,9 млрд. долл. США.
Еще одним важным примером продуктов технологического экспорта являются легковые и иные пассажирские автомобили, телевизоры, автоприцепы и т.д.
Говоря об импорте, стоит отметить, что внешнеторговый дефицит дает в основном ввоз необходимого для экономики сырья, а также инвестиционных товаров и продуктов, предназначенных для кооперации и снабжения. Все эти позиции необходимы для реструктуризации и развития промышленности. В 2001 году импорт сырья и компонентов составил свыше 60,8 % от всего импорта, вместе с тем импорт средств производства приблизился к 18,2 %.
Соответственно, список ведущих импортных товаров возглавляют нефтепродукты, далее идут природный газ, компоненты и детали автомобилей, компьютеры, моторы и интегральные схемы.
Частный сектор играет важную и все возрастающую роль во внешней торговле. В 2001 году на его долю пришлось 86,4 % экспорта (по сравнению с 42 % в 1993 году) и 90,7 % импорта (соответственно 60 % в 1993 году).
Впечатляющее наступление внешней торговли за последнюю декаду было, несомненно, облегчено политико-экономической интеграцией Польши с миром, а в особенности с Евросоюзом.
Тем не менее, как положительное развитие последних лет, так и картина в целом, должны оцениваться в более широком международном контексте. Текущее положение в польском экспорте в основном совпадает с достижениями ряда меньших стран региона. Удельный вес экспорта в польском ВВП равен 20,5 %, в то время, как в Чешской Республике и Словакии он в два-три раза выше. В 2001 году стоимость экспорта на голову населения достигла 934 долл. США, то есть примерно половину от уровня Чехии, Словакии или Венгрии, не говоря уже о большинстве стран-членов ОЭСР, где этот показатель был выше более чем десятикратно.
Баланс платежей по текущим счетам нескольких последних лет оставался пассивным, что видно из следующей таблицы.
Подобная ситуация, однако, уравновешивалась сильной позицией по основным и финансовым счетам. Как следствие того, постоянно росли валютные резервы. В 1993 году официальные резервные фонды страны составили 4,3 млрд. долл. США. С тех пор они последовательно росли, чтобы в девяностые годы стабилизироваться на уровне 27-29 млрд. долл. США. К концу 2001 года официальные резервные фонды составили 26,6 млрд. долл. США, что соответствует более 6-ти месяцам польского импорта.
Этот рост был получен в основном за счет приграничной торговли, прямых иностранных инвестиций, а также валютных резервов и краткосрочных фондовых операций.

Подготовлено по материалам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Кафедра: Бухгалтерский учет, анализ и аудит


Контрольная работа

Тема: Внешнеэкономическая деятельность Польши


Владивосток 2014

польша торговля экспорт импорт

1. Общая информация о Польше

2. Общая характеристика экспорта импорта по стране за период

с 2010-2013гг.

Основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия)

Заключительная аналитическая записка

4.1 Краткая характеристика делового климата страны

2 Результаты анализа экспорта страны

Список литературы


.Общая информация о Польше


Польша - государство в Восточной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Центральной Европы. С севера омывается Балтийским морем.

Общая площадь Польши - 312 658 кв. км. (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе). Общая протяженность границ - 3528 км, из них 3047 км сухопутных. Границы с сопредельными территориями: Россия (Калининградская область) - 210 км, Литва - 91 км, Белоруссия - 605 км, Украина - 428 км, Словакия - 420 км, Чехия - 615 км, Германия - 456 км. Береговая линия - 440 км. Территориальные воды - 12 морских миль.

Столица - Варшава (1,7 млн. жителей), другие крупнейшие города: Лодзь (838 тыс.), Краков (744 тыс.), Вроцлав (640 тыс.чел), Познань (581 тыс.чел), Гданьск (463 тыс.чел). Основная религия - католицизм. Официальный язык - польский, денежная единица - польский злотый.

Государственная атрибутика: флаг - бело-красный, герб - белый орел на красном фоне, гимн - мазурка Домбровского "JeszczePolskaniezgin??a"

Территория - 322,6 тыс. кв. км., население - 38,2 млн. чел., в этническом отношении почти однородное, более 97% - поляки.

В административном отношении Польша разделена на 16 воеводств, воеводства в свою очередь делятся на 373 повята, а повята на 2478 гмина.

Государственное устройство: Польша - парламентско-президентская республика. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную - президент Республики Польша и Совет министров, судебную - суды и трибуналы. Глава государства и верховный представитель Республики Польша - президент, который избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет на всеобщих прямых выборах.

2.Общая характеристика экспорта импорта по стране за период с 2010 по 2013 года


Польша является одним из самых больших рынков в Центрально-Восточной Европе. Среди стран данного региона он выделяется своей величиной, емкостью и разнообразием.

В ходе кризиса польская экономика была единственной в ЕС, где наблюдался с 2010г. хотя и небольшой, но рост ВВП, который составил 1,7%. В 2011г. он уже достиг 3,8%, а в 2012г. даже 4,2%, в 2013г. - 4%. В настоящее время, быстрому экономическому росту и развитию экономики способствует внутреннее потребление, которое растет третий год подряд. Польша по сравнению с другими странами Центрально-Восточной Европы - это большой потребительский рынок, насчитывающий 38 млн. чел. Если в Венгрии и Чехии экспорт составляет 80% ВВП, то в Польше только 40%. Это означает, что Польша в значительно меньшей степени зависит от снижения темпов роста экспорта. В 2010г. потребление увеличилось на 2,0%, в 2011г. на 3,3%, в 2012г. на 3,2%, в 2013г. на 3,1%.


Таблица 2.1. Показатели экспорта импорта за период с 2010 по 2013гг.

ПОЛЬША2010201120122013ВВП, темп роста, % к пред. году1,73,84,24Экспорт, млрд. долл. США159,8190,2184,6187,3Импорт, млрд. долл. США178,1212,3198,4189,5Сальдо, млрд. долл. США-18,3-22,1-13,8-2,2Экспорт, темп роста, % к предыд.г.- 119,097,1101,5Экспорт, темп прироста, % к предыд.г.- 19-2,91,5Импорт, темп роста, % к предыд.г.-119,293,595,5Импорт, темп прироста, % к предыд.г.- 19,2-6,5-4,5

График 2.1. Показатели экспорта импорта за период с 2010 по 2013гг.


Важным фактором роста экономики в 2011-2013гг. являлся экспорт. В 2010г. он снизился с 170,0 млрд.долл.США (2009г.) до 159,8 млрд.долл.США, в 2011г. вырос до 190,2 млрд,долл.США, а с 2012г. незначительно снизился до 184,6 млрд,долл.США, с 2013г. повысился до 187,3 млрд.долл.США. Плавающий обменный курс злотого играет важную роль в регулировании внешнеторговых операций. Росту экспорта также способствует ослабление курса злотого в отношении евро в связи с паникой на европейских финансовых рынках летом 2012г.

Проанализировав данные таблицы, в которой рассмотрены основные показатели динамики по экспорту и импорту Польши, можно сказать, что темп прироста экспорта в 2011г. был ниже темпа прироста импорта, однако с 2012 по 2013гг. уже превысил его, при этом наиболее высокий темп прироста импорта (19,2%) и наиболее высокий темп прироста экспорта (19%) наблюдаются в 2011г.

Для изучения экспорта Польши и проведения статистического анализа рассмотрим географическую и товарную структуру экспорта в сравнении за 2010г. и 2012г.

Географическая структура экспорта представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку.

Товарная структура импорта и экспорта за 2010 г.


Таблица 2.2. Товарная структура экспорта импорта в 2010г.

Таблица 2.3. Географическое и товарное распределение экспорта импорта в 2012г.


Главными торговыми партнерами Польши являются страны ЕС, на которых приходится более 78,6% польского экспорта и 58,8% импорта.

Основные покупатели продукции Польши в 2012г.: Германия (24,9%), Великобритания (6,8%), Чехия (6,2%), Франция (5,8%), Россия (5,5%). В 2012г. импортные товары в Польшу поступали преимущественно их следующих стран: Германия (20,9%), Россия (14,6%), Китай (9%), Италия (5%), Франция (3,9%). Польша в течение последних десяти лет стала важным торговым партнером для стран ЕС.

В 2012 г. был отмечен рост товарооборота со странами СНГ и с Россией. Данный факт свидетельствует о том, что Россия является основным по значимости торговым партнером после рынка ЕС.

В 2012г. одним из факторов экономического роста стало увеличение производства промышленных отраслей экономики, которое стимулировало увеличение экспорта данной группы товаров.

В ближайшие годы существенными факторами роста польского внешнеторгового оборота, в том числе экспорта изделий высокотехнологичных и средне-высокотехнологичных отраслей, должно стать формирование информационного общества и развитие экономики, опирающейся на знания. Существенную роль в этих процессах играют крупные фирмы с участием иностранного капитала.

.Основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия).


В таблице 3.1 сгруппированы основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия).


Таблица 3.1. Основные экономические показатели Польши, Украины, Белоруссии и России за 2012г.

ПоказательЕд. изм.ПольшаУкраинаБеларусьРоссияВаловой внутренний продукт%2,44,52,14,0Объем экспортамлрд.долл.184,6284,0178,2444,6Объем импортамлрд.долл.198,4305,2183,5321,2

Из таблицы видно, что среди представленных стран Польша идет на 3 месте по объему валового внутреннего продукта, уступая Украине и России.

Экономика Польши в 2012г. росла не хуже чем в прошлом, а злотый продолжает укрепляться.

Наилучшие показатели по объему экспорта в 2012г. показала Россия (444,6 млрд. долл.), что почти в 2,4 раз больше объема экспорта Польши (184,6 млрд. долл.). Затем идет Украина (объем экспорта Украины в 2012г. составил 284,0 млрд. долл.). А на Белоруссию приходиться наименьший объем экспорта - 178,2 млрд. долл.США.

В этом же году наибольший объем импорта поступил в Россию - 321,2 млрд. долл., за ней идет Украина - 305,2 млрд. долл., Польша - 198,4 млрд. долл., и Белоруссия - 183,5 млрд. долл. Сравнивая объем экспорта и импорта Польши видно, что объем экспорта ниже объема импорта, следовательно, баланс товарооборота имеет отрицательный знак. Такую же ситуацию мы наблюдаем по Украине и Белоруссии. Рассматривая эти показатели в России, то наблюдается совершенно противоположная ситуация: объем импорта ниже объема экспорта, следовательно, баланс товарооборота положительный.

.Заключительная аналитическая записка


4.1Краткая характеристика делового климата страны


Выстраивая в соответствии с общеевропейскими стандартами хозяйственное законодательство и институты регулирования бизнес-среды, Польша достигла заметных результатов в укреплении государственной администрации, системы управления государственными финансами и в других областях. Об эффективности институционального строительства, а также о качестве сформировавшейся в стране деловой среды дают представление интегрированные показатели, рассчитываемые международными научными центрами и финансовыми организациями.

Наиболее слабыми сторонами польской экономики считаются неблагоприятные условия начала предпринимательской деятельности, сложная система налогообложения, плохо развитая инфраструктура, недостаточная инновационность экономики. В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2012-2013гг., составляемом Международным экономическим форумом (Global Competitiveness Index, WEF), Польша осталась, как и в предыдущем рейтинге на 41 месте, немного ниже Чехии и Панамы, но выше Италии и Турции.

Последние исследования отдельных элементов бизнес-среды в Польше свидетельствуют о значительном прогрессе по многим направлениям, однако сохраняется ее отставание не только от развитых государств, но и от большинства стран ЦВЕ. Так, среди 185 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing business 2013» [см. www.doingbusiness.org/], Польша по совокупному индексу условий ведения бизнеса занимает 55-е место. Значительно хуже, однако, ее позиции в таких сферах, как регистрация предприятий - 124-е место (по длительности и стоимости процедуры), получение разрешений на строительство - 161-е место (по количеству процедур и срокам), присоединение к электрическим сетям - 137-е место (по срокам и стоимости), налоговые платежи - 114-е место (по времени, которое занимает эта процедура). Лучше положение Польши в таких сферах, как доступность кредита, где страна занимает 4-е место в мировом рейтинге, защита инвестиций - 49-е место, международная торговля - 50-е место.

Еще в 2011 году Польша вошла в 20-процентную группу стран с самым высоким качеством государственного регулирования деловой среды в интересах развития частного сектора («Worldwide Governance Indicators»). По сравнению с серединой 1990-х годов в стране улучшились исполнение законов, договорная дисциплина, реализация прав собственности, деятельность правоохранительных органов и судов, снизился уровень преступности. Однако совокупный индекс качества исполнения законов в Польше, как и в большинстве других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), ниже, чем в 30-процентной группе стран мира.

На начальном этапе трансформации основным препятствием для развития - и объективно, и в восприятии предпринимателей - был дефицит национального капитала. В настоящее время на первый план выдвигаются административные барьеры, в первую очередь бюрократизация управленческого аппарата и формализация отношений «предприниматель - чиновник». Негативно сказываются также неразвитость судопроизводства (медленное решение хозяйственных споров в суде) и частые изменения норм хозяйственного законодательства. Кроме того, ощутимым препятствием для роста предпринимательства является недостаточное развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной.


4.2Результаты анализа экспорта страны


Несмотря на первую волну глобального кризиса, экономика Польши остается относительно стабильной и пока развивается успешно. Это следствие удачного перехода к рынку, вступления в ЕС, существенного притока в страну прямых иностранных инвестиций в 2010-х гг., разумной экономической политики правительства Д. Туска.

Говоря о польской экономике с полной уверенностью можно сказать, что с каждым годом она становится все более конкурентоспособной и имеет все большее значение в глобальном представлении.

Присоединение Польши к ЕС в 2004 г. стало большим импульсом к ускоренному экономическому развитию страны. Приведение польского законодательства в соответствии с нормами законодательства ЕС, реформа системы государственной администрации, а также денежные средства, полученные из структурных фондов ЕС, способствовали ускорению темпов экономического роста. Польша в полной мере использует свои преимущества от участия в ЕС, проводя гармонизацию своей экономики в рамках данной интеграционной группировки.

Новые внешнеэкономические приоритеты диктовали необходимость развития торговли с западными странами. Для этого была сформирована система государственной поддержки экспорта, который быстро превратился в ведущий фактор экономического роста. Инструментами этой поддержки стали кредитование экспорта и экспортных производств, система поручительств, гарантий и страхования экспортных контрактов, а также субсидирование процентной ставки экспортных кредитов. Господдержка охватывает прямые инвестиции за рубежом и частичную компенсацию издержек по поискам зарубежных рынков сбыта.

Участие страны в международных торговых организациях (ГАТТ-ВТО) стало импульсом развития как внешнеэкономических связей, так и экс- портных производств. В результате по значению индекса глобализации, отражающего степень открытости экономики и участия в процессах мировой интеграции, Польша в 2011 году заняла 27-е место среди 60 крупнейших экономик мира.

С 2011 года рост ВВП в среднем составил 4% ежегодно. Польша оказалась устойчивой к внешним беспокойствам, вызванным мировым кризисом. Этого удалось достигнуть благодаря большому внутреннему спросу, широкой ассортиментной структуре польского экспорта, а также безопасным условиям для ведения хозяйственной деятельности. Наиболее высокой динамикой роста отличается экспорт в Германию, Францию, Великобританию, Италию, Чехию и Россию.

Динамичному развитию польской экономики содействуют средства из бюджета Европейского союза, предусмотренная сумма которых на 2007-2015гг. составляет 67 млрд. евро. Эти средства направлены на повышение конкурентоспособности польской экономики - за счет средств фондов ЕС будут финансироваться новые дороги, аэропорты, железная дорога. Для польских компаний существует много возможностей привлечения капитала. Польская банковская система в условиях кризиса оказалась одной из самых стабильных в Европе.

В связи с тем, что деконъюнктура в зоне евро, куда идет 56% польского экспорта, неизбежна, часть польской элиты считает, что необходимо в 2014-2015 гг. наращивать экспорт Польши на Восток - в Россию, Украину и Беларусь. Особенно быстрыми темпами растут поставки на российский рынок машин и оборудования, а также продовольствия.

Ускорению динамики роста внешнеторгового оборота Польши в существенной степени способствовали действующие на ее территории общества с участием иностранного капитала.

Польша остается одним из главных получателей прямых иностранных инвестиций в Центральной и Восточной Европе и лидером по совокупному объему привлеченных средств. Благодаря вступлению в Европейский союз, Польша стала более привлекательным местом для размещения инвестиций. Факторами, привлекающими иностранные инвестиции, являются, прежде всего, большой и емкий внутренний рынок, благополучные перспективы экономического развития, конкурентные условия хозяйственной деятельности - относительно дешевая рабочая сила и многочисленные высококвалифицированные кадры, а также географическое положение страны, выгодное с точки зрения логистики и развития сотрудничества с восточными рынками - Россией, Украиной и другими странами СНГ.

Перспектива экспорта Польши в начале 2014 г. оказалась хорошей. Все же экспортеры Польши встретят серьезные потенциальные проблемы. В экономике ее и особенно еврозоны, в основном, наблюдается вялый возврат к росту. Существуют опасения, что она будет снова ослаблена до красной черты, если финансовые проблемы за пределами ее выйдут из-под контроля. Это может серьезно снизить спрос и нанести ущерб экспорту Польши. Однако то, что Польша не опирается в значительной степени на экспорт, означает, что она лучше защищена от глубокого и резкого спада, чем большинство ориентированных на экспорт стран. Это было решающим фактором, позволившим Польше избежать экономического спада в 2009 г., и поэтому может считаться одной из сильных сторон страны.


Список литературы


1.Сельцовский В.Л., Экономико-статистические методы анализа внешней торговли, М.: Финансы и статистика, 2004г.

.Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. - М.: Финансы и статистика, 1999.

.Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Электронные ресурсы: ; www.doingbusiness.org/ ; ; ;;

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Когда мы говорим о принятии на Украине решений по внешним энергетическим вопросам, здесь работают не экономические, а политические мотивации – считает доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Российский уголь идет в Польшу из-за блокады Донбасса

Дело в том, что появилась свежая информация о торгово-экономическом обороте между Россией и Польшей, который в 2017 году увеличился на четверть и достиг 11 млрд долларов, и это несмотря на все антироссийские заявления польского кабинета.

Примечательно, что это получилось из-за того, что в текущем году выросла цена на базовую строку российского экспорта, т.е. на природный газ, но также и по причине того, что Варшава увеличила в России закупку другой продукции.

В частности, здесь идет о каменном угле, который польские компании стали в большем объеме закупать в России.

Это объясняется тем, что Польша в прошлом году начала масштабные поставки угля на Украину, которая после блокады Донбасса вынуждена искать замену этих объемов на внешнем рынке. Как известно, все попытки заместить донбасский уголь с помощью «дальнего зарубежья» вылились в ряд популистских мероприятий, но не привели к какому-либо решению данной проблемы.

В результате, украинцам пришлось начать закупки каменного угля в Польше и в России, и это в тех условиях, когда Киев еще в 2015 году по политическим причинам принял решение не закупать газ у «Газпрома» и начал политику так называемого реверса.

Польша продолжает зарабатывать на политике Украины

Другой вопрос, что если у России угля в достатке – не говоря уже о том, что никто не мешает украинским потребителям через российские компании закупать этот энергоресурс у поставщиков из Донбасса, то у Польши все обстоит не так радужно. Просто после вступления в Евросоюз добыча угля в этой стране, вследствие требований Брюсселя, была серьезно сокращена.

По этой причине, в Польше возникла сходная с реверсом практика, когда польские компании по завышенной цене продают уголь Украине, а получающиеся дыры в своем энергобалансе Варшава компенсирует с помощью российского угля.

Все это свидетельствует о том, что в Польше быстро осознали, что политизированность украинского правительства по вопросу отношений с Россией – это просто кладезь «легких денег», причем проведению данной политики балансирования между Киевом и Москвой не мешает даже абсолютно мракобесная стилистика Варшавы по вопросу российско-польских отношений.

При этом, эта ситуация крайне негативно отражается на национальной экономике Украины, которая не растет, не получает иностранной помощи, а Киев в ближайшие два года, к тому же, должен будет выплатить значительные объемы внешнего долга. Также нельзя забывать , по которому Киев обязан заплатить Москве 2 млрд долларов.

Крах национальной экономики не волнует украинские власти

В силу этого, нужно сделать вывод, что продолжение политики реверса и блокады Донбасса будет не просто выходить Украине «в копеечку», а может привести к полномасштабному краху украинской национальной экономики.

Доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что нет оснований ожидать оздоровления экономической политики Украины до президентских выборов.

«Нужно учитывать тот факт, что на Украине приближаются президентские выборы, от которых в этой стране зависит внутренний расклад сил. Таким образом, до этого события политика Киева по импорту энергоресурсов останется неизменной. Это не экономический вопрос, а абсолютно политический и зависит от целого ряда факторов», - констатирует Грибов.

По словам Павла Геннадьевича, с чисто экономической точки зрения та линия, которую проводит Украина, является иррациональной, и это понятно всем, но все же в силу популизма Киеву также нужно спекулировать и вопросом Донбасса.

Украинский реверс прекратится в 2020 году

«Соответственно, разговор о целесообразности сознательно завышенных цен на энергоносители даже не стоит в Киеве на повестке дня – просто таковы в этой стране правила игры, из которых исходит и правительство Украины», - заключает Грибов.

Как замечает эксперт, здесь нет экономического аспекта, поэтому пока политика будет господствовать в этом вопросе, ничего на Украине не изменится, и Киев продолжит закупать уголь и газ втридорога с помощью окольных путей.

«Самое трагическое в этой ситуации, наверное, то, что проблемы экономики здесь даже не рассматривают в угоду того политического фактора, который сегодня правит бал в украинской политике», - резюмирует Грибов.

Здесь также необходимо понимать, что после реализации «Северного потока-2» сам принцип реверса потеряет смысл, поскольку в таком случае основные объемы украинского транзита уйдут на новый северный маршрут и у ближайших к Украине стран, т.е. в первую очередь Венгрии и Словакии, просто не будет возможности закупать этот газ в Германии. Ведь на практике реверс – это российский газ, который покупается на немецкой бирже из тех объемов, которые в эту страну поставляет «Газпром».

Таким образом, после того, как российский газ уйдет «на север», Украине в рамках реверса придется не изымать газ из своей же трубы, а действительно физически закупать его в Германии. Поэтому в таком случае он будет дороже цены «Газпрома» не на 15-20 долларов, как сегодня, а намного больше, но это случится только после реализации «Северного потока-2», т.е. в 2020 году.

«На Украине в настоящее время живут одним днем, поэтому проблемы, которые станут перед страной в 2020 году, никого в политическом руководстве этой страны не интересуют», - констатирует Грибов.