16.09.2019

Профессия buyer. О том, почему хороший вкус ничто без знания экономики. Требования к байеру


Байер - тот, с кем хочет дружить каждый вменяемый дизайнер. Они не только влияют на то, что носят люди, но и диктуют, какие вещи добавить в следующую коллекцию марки, основываясь на продажах. Байер - не всегда человек с каким-то безупречным вкусом (хотя без него - никуда), скорее, он отлично разбирается в цифрах и имеет коммерческое чутье. Стать закупщиком одежды может и продавец: достаточно показать магазину, что ты знаешь, что нужно покупателю. Look At Me поговорил о профессии с людьми, которые занимаются байингом и ритейлом в России, чтобы понять, где учиться, что читать и за кем следить, чтобы овладеть нужными навыками.

О том, почему хороший вкус ничто
без знания экономики

Бернардо Паоли

Преподаватель Британской
высшей школы дизайна

Программа Fashion Business специально создана для тех, кто хочет понять, как устроена индустрия моды и как правильно рассчитать все экономические показатели успешного ведения бизнеса в данной сфере. Большое внимание уделяется аналитике и изучению спроса на рынке, так как именно они и являются основополагающими факторами успешного бизнеса. Для работы байера это ключевые навыки.

Безусловно, байингу можно научиться. То, чему научиться нельзя, - любовь к моде и к красивым вещам, которые должны быть в крови. Умение проанализировать данные продаж предыдущих сезонов, знание текстиля и тенденций, умение прочувствовать необходимости и пожелания целевой аудитории бренда - все эти навыки легко приобрести. Важен и опыт: все свои знания нужно проверить опытным путём, многократно выезжая на закупки на Запад. Сначала будут ошибки, но их со временем станет меньше. Нельзя быть хорошим закупщиком без знаний экономики, но зато с хорошим вкусом. Закупки – это результат точных расчётов. Плохие закупки - плохой бизнес. Байеры "на ощущениях" способны погубить любой, даже самый успешный, бизнес. Самая важная рекомендация: не применять в закупках критерий: "это нравится мне, значит, это понравится и покупателям". Байер работает на основе точных данных.

Байер - очень ответственная работа, так как успех модного бизнеса зависит в первую очередь от ассортимента товара в бутике. Если покупатель зайдёт в ваш бутик и не найдёт того, что ожидал найти, – это в первую очередь ошибка байера. Байер всегда крайний. Именно поэтому в Москве такой скучный ассортимент в бутиках: байеры боятся ошибок и покупают каждый новый сезон одно и то же, в основном базовые вещи.

О том, как работают байеры
независимых проектов

Анонимный байер

«Кузнецкого моста 20»

В байинге нужно знать не только и не столько модные тенденции, сколько всё, что происходит в мире вокруг, в политике, искусстве и даже в животноводстве. Мы проводим постоянный ресерч в интернете, также книги, пресса, друзья, блоги. К тому же, у „Кузнецкого Моста 20“ уже наработан хороший имидж на мировом рынке - каждый день получаем десятки предложений от брендов, в том числе очень достойных.

Мы часто выбираем ключевые, сильные модели с показов. На покупку таких вещей могут поначалу не решиться клиенты, но на скидках за ними охотятся модники. Всегда верим на 100 % в вещи, которые закупаем и привозим. Если закупка окажется неудачной, следующая будет более удачной!

График сильно варьируется в зависимости от времени года. В периоды подготовки к закупке и непосредственно байинг-сессий график очень напряжённый, буквально 24/7. Примерно в середине сезона есть время немного передохнуть, помедитировать, искать новые интересные штуки. Но расслабляться не имею права - анализирую продажи, поддерживаю контакты с дизайнерами и поставщиками и мониторю таможенные дела.

В первую очередь чёткость, ответственность и логическое мышление. Также отличный вкус и способность понять потребности аудитории. Ещё интуиция - отличное качество для байера. В байинг не нужно идти людям, которые не дружат с таблицами, математикой и статистикой, а просто любят моду.

О том, как из продавца-консультанта
вырасти в байера люксового аккаунта
и не умереть на Неделях моды

Сергей Ежов

Байер Aizel Moscow

Я часто вижу тренинги и курсы для байеров (некоторые даже посещал), но чаще всего это лекции ни о чём и с очень субъективной информацией, но при этом стоят довольно приличные деньги. Байером можно стать путём долгой и продуктивной работы в этой индустрии. Я начинал 10 лет назад, как и многие в профессии, с продавца-консультанта. В течение года я смог наработать неплохую клиентскую базу и попросил повышения до менеджера по работе с VIP-клиентами. Потом был довольно продолжительный период прямых продаж и высоких показателей. Я захотел и дальше развиваться в этой сфере и мне было интересно участвовать в отборах коллекций и в планировании ассортимента бутика (на тот момент я работал в крупном мультибрендовом магазине). И мне эту возможность дали. За восемь лет я поработал в нескольких проектах - от монобрендовых бутиков до departmens store.

Я не могу точно рассказать, как развивать коммерческое чутьё, - кажется, с таким же успехом можно учить развивать инфракрасное зрение. Уверен, что это приходит только с опытом. Любой новый бренд - это риск! И не только по эстетическим соображениям. Все именитые и исторически сложившиеся бренды уже имеют свою производственную базу, фабрики, чёткие системы логистики и доставки. А молодые и новые дизайнеры размещают свои заказы на чужих производствах и иногда даже не понимают, как они смогут чётко и вовремя произвести и доставить заказ.

Если открутить время на лет пять назад, то процесс поиска новых марок был намного сложнее. Тогда не было такого количества модных порталов, сайтов, блогов, журналов и т. п. И искать новые бренды можно было только на выставках или по рекомендациям знакомых байеров, ну и посещая огромное количество шоу-румов. Теперь же, когда fashion-индустрия становится всё более и более глобализированной, поиск становится более комфортным. В интернете ты можешь увидеть коллекцию дизайнера, который тебе понравился, или о нём говорят, как о начинающем и перспективном, и ты можешь назначить с дизайнером встречу, чтобы вживую посмотреть его одежду и идеи.

Люди, которые сформировали своё мнение на основе журнальных статей , думают, что байер - это такой небожитель

Количество мифов о байерах огромно! Люди, которые не работали в этой должности или сформировали своё мнение на основе журнальных статей, думают, что байер - это такой небожитель, который летает из Нью-Йорка в Милан, оттуда в Париж, ходит на показы, посещает различные вечеринки, а в перерывах находит время забежать в шоу-рум и отобрать коллекцию для бутика. Скажу честно, когда я только начинал заниматься закупками, то так себе это и представлял. Однажды я попытался соединить посещение показов с посещением шоу-румов и на пятый день понял, что не могу встать утром с кровати от усталости, поэтому о показах уже давно забыл! А рабочий день во время байинг-сессии начинается с 9–10 утра и заканчивается в 19–21 вечера. У нас бывали такие командировки, где ежедневно было по 10–12 встреч, это очень тяжело. К концу дня тебе уже сложно отличить одного дизайнера от другого и ты вообще не понимаешь, что происходит вокруг. Но потом берёшь себя в руки и включаешься, ведь от нашего выбора зависят продажи и работа бутика. Но и плюсов в этой профессии не меньше. Заграничные поездки четыре раза в год; знакомство с огромным количеством людей, которые, как и ты, работают в этой сфере или около неё; видеть и отбирать то, что будут носить через год; ну и в первую очередь - это колоссальный опыт!

Когда приезжаю с закупок на Неделях, начинаю согласовывать закупку с руководством. Ещё раз обдумываем или делаем изменения. А потом начинается самая рутинная работа - письма. Ежедневно через мою почту проходят около 100 писем с изменениями, подтверждениями и т. д. Связь с поставщиками и нашими партнёрами - одна из моих основных обязанностей. Помимо этого, также остаётся работа с клиентами в зале - это помогает чувствовать обратную связь от покупателей, их желаний и потребностей.

Что должно быть у байера? Чёткое ощущение того, что хочет твой клиент! Чувствовать тенденции и бестселлеры на сезон вперёд! Никогда не думать, что ты знаешь в этой профессии всё и обо всём! Осознавать свои ошибки и победы!

10 вещей, которые нужно знать
о модном бизнесе в России,
по мнению Дениса Ерхова, директора ITEMS

Для кого?

«С самого начала байер должен включить воображение. Выбор каждой марки, вещи, цвета и материала должен быть обращён к покупателю. Ты всегда должен представлять, кто будет носить и как он будет пользоваться этой вещью от начала до конца. Удобно ли это в этом будет ехать в метро или на машине, не будет ли жарко на работе, пустят ли тебя вообще в этом в офис, легко ли будет это почистить после вечеринки. Многие компании тратят миллионы, для того чтобы понять, кто их целевой покупатель. Чем больше знаешь, тем лучше. Не стоит ориентироваться на себя, по крайней мере, только на себя».

«Продаются истории, а не тряпки. Концепция - едва ли не единственное, что сейчас отличает одну вещь от другой. Существует миллион брендов, но далеко не все обладают своим УТП. Это может быть история о принадлежности к той или иной культуре, о каком-то особенном производстве и изготовлении. Каждый магазин несёт определённый меседж, и чем чётче он его формулирует, тем больше вероятность привлечь покупателя».

Размеры

«У всех брендов есть свои целевые рынки. Многие азиатские бренды несовместимы с жизнью за пределами Азии. Зачастую их L-размеры едва налезают на русские S, а то и XS. Австралийцы и северные бренды зачастую рассчитаны на более высоких и крупных людей, что тоже вызывает некоторые проблемы. Кстати, повальное увлечение спортом и правильным образом жизни тоже сильно влияет на покупаемые размеры, можно сказать, народ худеет. Небольшие размеры приобретают всё большую популярность. Одежду всегда нужно мерить на заказе и учитывать все физические особенности потенциальных покупателей».

Цены

«В России, в отличие от Европы, на одни и те же марки и даже на одни и те же вещи цены почти везде разные! Важен постоянный мониторинг цен. Если вы где-то можете найти цены ниже, это не совсем значит, что они честнее, возможно, кто-то просто занимается демпингом, продавая бренды по заниженной стоимости, но это редкость».

У всего есть
своя цена

«Часто бывает, что знакомишься с брендом: и концепция ничего, и вещи ноские, и вот уже кажется, готов писать заказ. Берёшь лайншит, и всё желание пропадает. Белая базовая футболка не может стоить в закупке 90 евро. Футболки в целом не должны стоить в ритейле больше 100 евро! Так что не перегните палку - ваш покупатель вряд ли захочет купить простой хлопковый свитшот за 20 000 рублей».

Кто стоит за брендом

«Математика математикой, но действительно важно, кто стоит за брендом. Отношение в коллективе - действительно важно. Ценнее всех бренды, в которых выдержан баланс между коммерцией и концепцией. Одно не может существовать без другого. Бренды, как правило, выставляют свои условия по оплатам, по срокам поставок, по местам их продаж, но нельзя забывать, что в основе всего стоят не вещи, а человеческий фактор, а значит, нужно уметь договариваться».

Откуда берётся

«Ярлык „made in …“ всегда будет иметь весомую роль. Несмотря на то что где угодно можно произвести вещь отличного качества, огромный диапазон производственных мощностей в Китае зачастую портит имидж этому региону. Часто вещи, произведённые там, лучше европейских производств, в силу развитых технологий. Но неазиатское происхождение всегда будет оставаться одним из финальных плюсов при выборе той или иной вещи перед кассой. Тем не менее, весь мир сделан в Китае».

Тотал-лук

«Как правило, для того чтобы передать дух марки, одной футболки или одних красивых принтованых брюк недостаточно. Отношение к бренду выстраивается от общей картины! Покупатели любят миксовать разные марки, но каждый подсознательно опирается на эстетику, которую несет марка. Конечно, не стоит относить все бренды сюда. Часто у марок получается делать только что-то одно, например, свитшоты, но им больше и не нужно».

Российский путь и заимствования

«Никогда не слушай то, что советуют другие страны. Когда начинаешь работать с маркой, презентация коллекции всегда начинается и ин, и аут. Вероятность того, что европейские или азиатские бестселлеры совпадут с нашими, - минимальны, если, конечно, речь не идёт о тигровых свитшотах Kenzo. Речь не идёт о том, кто что считает красивым. На первый план выходят банальные климатические условия, ну и ментальные особенности. В Дании кожанки и лёгкие плащи-халаты WOOD WOOD улетают нарасхват, мы, конечно, их тоже продаём, но их можно носить от силы три недели в году, а то и меньше. Там же, кстати, чем веселее рубашка, тем больше вероятность, что её купят. У нас рубашка должна оставаться рубашкой, белой или серой, главное - комфортной и простой, а то мало ли что».

Обувь

«В отличие от Европы, у нас существует культ каблуков. Это придаёт девушкам женственности, нежности и ощущение празднества. Это ментальность, это красиво. Неважно, высокий он или низкий. Каблуки будут перевешивать здесь всегда. Существует мнение, что одежные бренды делают обувь намного хуже, чем узкоспецифицированные обувные бренды – с этим нельзя не согласиться. Слишком уж это сложный процесс, делать качественную и носкую обувь».

— Существует ли в данный момент в России сформировавшаяся модная индустрия?

— Индустрии как таковой не было ни в восьмидесятых, ни в девяностых, ни в двухтысячных.

Я вернулась в Россию в 1989 году. В начале девяностых моды не существовало, хотя мы уже начали что-то делать. С 1998 по 2008 произошел качественный скачок, когда мы вышли на мировой уровень, когда казалось, что мода поднялась, и всё движется в правильном направлении… Думаю, еще десять лет - достаточный срок для формирования системы. Для моды нужны инвесторы, в нее нужно вкладываться. Новое поколение только сейчас выходит на другой профессиональный уровень. Конечно, пока нет системы, нет цепочки: талантливые модельеры могут показать эскизы, но на этом всё. Важно понимать, что только у единиц налажено производство, при этом ни вы, ни я не знаем, где именно. Тот же Денис Симачёв продается в Столешниковом переулке, но его вещи шьют в Италии, насколько мне известно.

Наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь

Алла Вербер вице-президент компании Mercury, фэшн-директор ЦУМа

— Насколько в принципе выгодно инвестировать в моду, как в долгоиграющий бизнес?

— Ну, конечно, выгодно. Мы же (компания Mercury - прим.авт.) инвестировали! Когда мы пришли на рынок, моды не было никакой, людям было негде купить сахар и соль, не то что одеваться в дорогие модные марки. Вначале основная идея была в том, чтобы создать в России элитарную моду. Поэтому мы пошли в luxury бизнес, где существует лимитированное количество брендов для определенных людей, которые хотят иметь только лучшее, что есть в мире. Мы создавали и развивали этот рынок с нуля.

Когда я только пришла в этот бизнес, чем была мода? Один модельер Зайцев, один Дом Моды на Кузнецком… Было два универсальных магазина - ЦУМ и ГУМ, в которых купить что-то за прилавком было невозможно, только из-под прилавка и по знакомству. Страшные бабки, к которым страшно обратиться. Когда мы начинали бизнес в девяностых, существовали только отдельно стоящие бутики. Первым открывшимся бутиком был Versace, остальные появлялись со скрипом: люди не доверяли, они не знали, где это сшито. Никакой ценовой политики не было. Развелось много подделок: люди совершенно не разбирались и не могли отличить настоящий Gucci от ненастоящего. Эти подделки продавались на рынках за большие деньги, покупателей уверяли «да что вы! Это шьется на той же фабрике, что и Chanel!».

ЦУМ мы взяли старым универмагом, c хорошим именем и родословной. Но он был типичным советским магазином с абсолютно советским же подходом. В течение пяти лет мы создали первый люксовый department store страны, который сейчас известен во всем мире. Когда говорят Harrods, Bergdorf Goodman, Saks Fifth Avenue, то говорят и ЦУМ.

Рубашка Diesel, пуловер Diesel, брюки Tru Trussardi, ботинки Pal Zileri Lab

— Отечественный потребитель завоеван зарубежными марками. А готовы ли мы сейчас доверять отечественным брендам?

— Основная проблема в том, что наши бренды пока получаются дороже, чем западные. Люди готовы покупать всё, что красиво, хорошего качества и по нормальной цене. Если это сделано в России, то и цены соответственно должны быть ниже. Понятно, что если на этикетке написано made in Italy, то цена увеличивается: работа в Италии, поставка, таможня и прочее. Но когда те же цены стоят на этикетке made in Russia… это вызывает как минимум вопрос «Почему?». Потому что маленькие объёмы. Потому что трудно найти производственную базу. Потому что почти все покупают западные материалы, так как русских фабрик нет. Производство в России намного дороже, чем в других странах. Вот вам ответ, почему так дорого.

И это не соответствует ожиданиям покупателя, который видит на российской вещи какую-то заоблачную цену. Все должно быть в соответствии: цена, качество и фасон. У нас сегодня нет предприятий и фабрик, которых до революции по всей России были тысячи. Мостекстильпром и многие другие шили нормальную одежду для россиян, которые могли купить ее в нормальном универмаге по нормальной цене. Сегодня частные магазины стараются не покупать вещи российского производства, потому что непонятно, кому можно продать такое и по такой цене. Поэтому не существует старого, проверенного временем, налаженного производства с именем. Разве что «Большевичка». Но ведь наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь. По этой же цене вы можете найти вещи в Zara, в H&M… Нет такого места, куда нашему потребителю можно прийти за отечественной одеждой. Многие красивые вещи от российских дизайнеров стоят дороже, чем я купила бы себе Lanvin или Gucci. Я должна заплатить неимоверные деньги за то, что сшито в нашей же стране. Проще пойти и купить за те же деньги красивое платье от Dolce&Gabbana.

Но сейчас в Москве регулярно проходит две полноценные Недели Российской Моды — это уже признак. Дизайнеры по всему миру начали меня спрашивать, стоит ли им приехать в Москву. Стали популярны Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Вика Газинская, Александр Терехов… Вдруг появились имена, о которых говорят на Западе, я слышу о них с приставкой «российская мода», и мне интересно… Я, как fashion-директор огромного department store, подумала, что несмотря ни на что надо развивать русские марки, надо поддерживать наших модельеров, и почему бы не в таком красивом магазине, как наш?

Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности!

— Какие и где нужно «подкрутить винтики», чтобы эта производственная машина завертелась? В какой мере это зависит от самих дизайнеров?

— Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности! Я помню огромную советскую фабрику Мостекстильпром, которая простаивала, на ней работали 2 тысячи человек, и в девяностых годах она потихоньку разваливалась. Нужно десять лет, чтобы сменилось управляющее поколение.

В России же никогда не было такого понятия, как стилист. Считалось, что если ты хочешь заниматься модой, то должна идти либо в парикмахеры, либо в художники, либо в торговый институт, после которого ты просто продаешь вещи. Даже слова «модельер» не существовало. В советские времена было вообще принято шить самим или — если позволял достаток, то у портнихи, к которой еще не так просто было попасть. Кругом стояли магазины «Всё для шитья», где продавались нитки, иголки, ткани. Сейчас таких магазинов не найдешь.

— Насколько русское восприятие моды отличалось и отличается до сих пор от западного?

— Разница есть, и она, кстати, далеко не всегда в пользу Запада. Там мода существует уже несколько поколений, а у нас дай бог одно. Там никогда не было дефицита. В результате сейчас у нас люди выглядят более модно и опрятно, чем, например, в Америке, где присутствует небрежность, а сами покупатели давно не получают удовольствия от хождения по магазинам и все больше делают заказы через интернет. Для нас очень важно, как вещь будет сидеть. В Америке об этом думают лишь люди с высоким уровнем достатка. В остальном это майки, кеды, кроссовки, спортивные штаны… Летом в Лос-Анджелесе почти каждый обут в шлёпанцы.

— Как вы стали байером?

— Я начинала в 18 лет с того, что одевала магазинные манекены в Риме. Потом уже в Канаде получила профессиональное образование в fashion college, где нас учили всему, что связно с модой: помимо продаж, менеджмента и рекламы, нас учили шить, разбираться в материалах. Но я всегда хотела быть именно байером, а для этого нужны экономические навыки, необходимо уметь работать с бюджетами… В итоге я профессионально занимаюсь модой уже более 30 лет.

— А что еще нужно знать настоящему байеру?

— Ко мне иногда приходят девочки и говорят: «Я хочу быть байером». Им кажется, для этой профессии достаточно того, что тебе нравятся красивые вещи, можно прийти в шоу-рум, отобрать то, что понравилось… Да, так можно делать, если у вас свой маленький бутик. Но даже тогда вы должны просчитать результат, знать размерную сетку, и уметь очень хорошо считать: как делать наценку, когда начинать распродажу, какой процент нужно заработать до ее старта и т.д. Всего и не перечислишь. Иначе вы просто обанкротитесь. И это только вершина айсберга. Потому что дальше начинается контроль проплат и поставок, вывешивание на этаж… Очень многие потратили деньги и прогорели, потому что не были готовы к такому количеству мелочей. Большинство устает уже на втором сезоне и только и думает, как избавиться от такого утомительного бизнеса. Байер - это тяжелый каждодневный труд, который требует регулярного ежедневного надзора.

Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет

— Из чего складывается профессия байера?

— Первое и главное — байер должен обладать вкусом. Люди иногда совершенно теряются при виде такого количества разных вещей и не знают, что им выбрать. Если вы приехали на закупку, например, мужских костюмов, то тут легче, потому что есть статистика. Второе — цифрами, математикой. Вы должны уметь хорошо считать, чтобы всегда оставаться в рамках своего бюджета и всегда держать в уме свой процент. Рядом с любым, самым творческим и выдающимся дизайнером всегда стоит product-менеджер, который говорит: «Ты, конечно, молодец, что это все придумал, но нам же нужно еще деньги делать!». Так же и байер: помимо того, что тебе нравится, тебе надо еще правильно распределить бюджет. Дальше товар приходит на этаж, его надо развесить и продать, а значит, надо понимать, как работает удачный мерчендайзинг.

Часто получается, что человек хорошо делает что-то одно, например, развешивает вещи, а делать закупки у него не получается. Я не знаю у нас ни одного человека, который бы закончил профильный вуз или колледж и с самого начала разбирался и в экономике, и в моде. В том же текстильном университете им. Косыгина есть два отдельных факультета - экономики и искусства, но не заканчивать же их друг за другом? Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет.

Ко мне приходят девочки и с юридическим, и с педагогическим, и даже с философским образованием. И я принимаю их в так называемую «школу Аллы Вербер»: сначала беру в ассистенты байера и смотрю на их потенциал, потому что сразу или почти сразу становится видно, на что человек способен. Допустим, приходит ко мне девушка с прекрасным потенциалом и говорит: «Я хочу стать байером». Отлично, говорю я ей, в марте у нас закупка, значит, до марта вы встаете на этаж и понемногу разбираетесь в том, как, что и где работает в этом магазине.

Любой человек перед тем, как стать байером, должен минимум три месяца поработать с товаром напрямую, постоять и попродавать. И я очень ценю тех людей, которые сразу на это соглашаются. Начинается цепочка: продавец - мерчендайзер - ассистент байера, а потом уже до байера недалеко. Он должен знать, как работают складские помещения, какой процент коллекции вы должны продать до распродажи (это 70% - прим. Алла Вербер), как работает масса мелких систем, из взаимодействия которых складывается жизнь магазина. Потому что если у вас нет профильного образования, вам придется получать его на практике, и только потом занимать должность.

У меня люди вырастают в байеры из мерчендайзеров, из ассистентов, из финансистов, из офисных работников…

Профессиональные покупатели приобретают товары и инвентарь для магазинов или предприятий. Как правило, они работают для небольших компаний, сосредоточившись на конкретной линии, например одежда или аксессуары для женщин. Байер - профессия, которая призвана улучшить деятельность компании для получения большей прибыли.

Покупатель - это профессия

Байер (от английского buy - покупать) должен постоянно оценивать поставщиков и заключать с ними контракты. Нужно также налаживать связи и периодически узнавать о новых тенденциях в заданной отрасли, посещая выставки и конференции. Это означает, что обязательными будут поездки как внутри страны, так и за ее пределами. Байер - профессия для тех, кто не любит сидеть на одном месте. Многие из этих работников также могут быть задействованы сверхурочно.

Кто такой байер?

Это специалист, который отвечает за закупку товара определенного вида для организации, например магазина брендовой одежды, аксессуаров, детских игрушек и так далее. Как известно, потребительский спрос не является постоянным, поэтому важно регулярно проводить его анализ и ориентироваться на потребности целевой аудитории. Давным-давно что-то подобное делали купцы-коробейники, которые путешествовали по миру в поиске редких товаров. Байер - профессия, которую можно также сравнить с товароведом, отвечающим за поставки и реализацию товаров.

Карьера байера: требования

Нужно высшее образование. В обязанности входит распределением, бизнес-администрирование.

Ключевыми навыками являются умение вести переговоры, принимать правильные решения, умение общаться, деловая хватка.

Принимайте участие в стажировке. Она может обеспечить полезный опыт в определенной области. Стажеры часто работают под руководством опытных покупателей и узнают о спросе и предложении, стратегических переговорах и управлении запасами.

Можно начать с временной работы (по контракту), чтобы получить необходимый опыт и стать со временем профессиональным покупателем. Должностные обязанности часто включают в себя поиск новых поставщиков, приобретение продукции по договорным ценам, анализ тенденций развития бизнеса и разработку бизнес-планов. Такая работа предоставляет возможности для развития необходимых навыков и ведения переговоров.

Выберите специализацию покупки. Работодатели часто ищут кандидатов, которые имеют многолетний опыт работы в конкретных областях, например пищевые продукты, автомобили, детские игрушки или мужская одежда. Выбор специализации на раннем этапе может в будущем способствовать получению должности более высокого уровня.

Байер - это профессия, где уже через 2-4 года можно стать достаточно опытным, чтобы достичь более престижных профессиональных позиций с дополнительными обязанностями.

Получите сертификат. Это демонстрирует возможности профессионального покупателя и может помочь выделиться на рынке труда. Некоторые работодатели даже требуют сертификацию, большим преимуществом которой является повышение зарплаты.

Основные обязанности

В список основных обязанностей профессионального покупателя входят:

  • анализ данных по продажам прошлого сезона;
  • прогнозирование пожеланий покупателей;
  • оценка качества товара;
  • поиск и закупка необходимого ассортимента;
  • налаживание связей с поставщиками;
  • повышение квалификации путем посещения различных мероприятий, показов и презентаций.

Требования к личности байера

Вот список качеств:

  • активность;
  • инициативность;
  • чувство стиля;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • любовь к красоте;
  • общительность;
  • хорошо развитая интуиция;
  • креативное мышление;
  • владение тайм-менеджментом;
  • устойчивость к стрессам;
  • способность к работе в группе единомышленников;
  • целеустремленность;
  • здравый смысл;
  • способности менеджера;
  • высокий уровень знаний в конкретной области;
  • знание иностранных языков;
  • владение компьютером и другими новейшими информационными технологиями.

Какие плюсы имеет байер?

Профессия (фото того, как могут выглядеть такие специалисты, вы видели выше) в мире моды выглядит очень привлекательно. Многие хотят работать в этой индустрии, в особенности те, кто без ума от показов, подиума, новых коллекций именитых дизайнеров. В чем преимущества профессии байера? Во-первых, в этом сегменте рынка практически полностью отсутствует конкуренция, поэтому у молодых специалистов имеются приличные перспективы для развития и реализации своего потенциала.

Во-вторых, плюсом можно назвать большую зарплату, так как продвинутых специалистов не так много, а вот спрос на их услуги достаточно высокий. В современный век потребительства владельцы магазинов готовы расставаться с приличными суммами гонораров за удачно подобранный ассортимент. В-третьих, у байера всегда есть возможность самому стильно и недорого одеваться, например во время зарубежных поездок.

Сложная и ответственная работа

Несмотря на свои видимые преимущества, лоск, глянец и множество красивых вещей, работа профессионального покупателя имеет свои темные стороны, такие как сверхурочная работа, постоянные разъезды (для кого-то это может стать настоящей проблемой), определенные финансовые риски, особенно при вложениях из своего кармана.

Профессия, связанная с модой

Кем можно работать в fashion-индустрии? Дизайнером, модельером, моделью, стилистом. А еще? Байер - профессия, которая уже давно является востребованной в европейских странах, но пока еще новой и малоизвестной для России и стран СНГ. А ведь именно от представителей этой специальности во многом зависят тенденции моды и получение прибыли многими производителями одежды. Какие особенности имеет профессия байер? Где учиться, чтобы стать профессиональным покупателем?

К великому сожалению, в отечественных высших учебных заведениях пока еще не разработаны стандартизированные программы по подготовке байеров. В связи с этим осваивать азы профессии придется самостоятельно либо за рубежом (Британская высшая школа дизайна, Школа моды и дизайна Istituto Marangoni, Лондонский колледж моды), где можно получить образование по профилю.

С чего же может начать российский байер? Профессия, обучение которой в настоящее время является проблематичным, имеет много общего с работой продавца-консультанта в модном бутике. Что касается образования, то можно рассматривать специальности, связанные с основами маркетинга, экономики и управления.

Байеры не только в моде

Каждый год появляются все новые и новые профессии, рынок труда начинает постепенно приспосабливаться под нужды времени. В мире практически все продается и покупается, больше всего заработать удается тем, кто умеет это делать лучше всех.

А вы знаете, кто такой медиа-байер? Профессия, связанная с рекламой и медиапланированием, также пользуется популярностью в современных молодых и стремительно развивающихся компаниях. Главной задачей является закупка рекламных площадок и эфирного времени на радио и телевидении. Ведь чтобы что-то продать, нужно это сначала правильно прорекламировать.

Сегодня профессия байер является одной из самых востребованных. Представители этой профессии занимаются пополнением коллекций бутиков и магазинов модной одежды. Байеры считаются уважаемыми специалистами в сфере моды.

Мода - это бизнес. Поэтому мало сделать и показать на подиуме красивую вещь. Ее еще нужно продать . Именно такой деятельностью занимаются байеры, которые руководствуются потребностями клиентов при подборе коллекций для продажи. Представители этой профессии должны понимать, будет ли продаваться та или иная модель одежды, ведь непроданная коллекция приведет к убыткам магазина.

Работа байера очень тяжелая и подразумевает риск приобрести не то, что нужно. Профессионализм представителей этой профессии во многом зависит от интуиции и знаний вкусов потенциальных покупателей.

Байер - это не только товаровед, занимающийся подбором ассортимента товаров для магазина, это еще и стилист, который должен оценивать одежду как произведение искусства . Представители этой профессии могут заниматься подбором одежды не только для элиты, но и для более широких кругов покупателей.

В штате крупных магазинов может быть не один, а несколько байеров. Например, первый может заниматься закупкой мужской одежды, второй - женской, третий - спортивной, а четвертый - эксклюзивной .

При поступлении в магазин новой одежды или обуви байер обязан проконсультировать продавцов: объяснить, как компоновать вещи и как грамотно предлагать товар клиенту .

Профессия байер имеет ряд положительных моментов, среди которых стоит отметить возможность путешествовать и общаться с известными творческими людьми : модельерами, художниками и дизайнерами.

К минусам можно отнести риск и ненормированный рабочий день . Кроме того, у байеров практически нет времени отдыхать: как только заканчивается один сезон, сразу же начинается следующий.

Для того чтобы стать байером, необходим определенный опыт работы в бутиках или крупных магазинах одежды. Кроме того, нужно следить за всем, что происходит в индустрии моды, посещать показы, принимать участие в шоу-румах, работать с дизайнерами . Профессия байер требует от человека наличия хорошего вкуса. Также не будет лишним владение иностранными языками, так как такая деятельность подразумевает частые поездки.

Выучиться на байера в современных высших учебных заведениях нельзя. Прекрасно подойдет образование, которое развивает чувство композиции, пропорции, гармонии и дает представление о дизайне , например, художественное. Кроме того, важную роль играют знания в области экономики и маркетинга. К личным качествам, которые необходимы представителям этой профессии, стоит отнести инициативность, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность и пунктуальность.

Что же касается заработной платы, то, как правило, байерами являются владельцы бутиков и магазинов , поэтому заработок представителей этой профессии напрямую зависит от умения продавать одежду. Если байер сумеет успешно привезти и продать ту или иную коллекцию, он сможет получить достаточно большую прибыль.

Как вы смогли убедиться, профессия байер очень тяжелая и требует от человека наличия определенных навыков . Многие крупные компании ищут опытных специалистов, которые хорошо разбираются в одежде, обуви, а также в предпочтениях покупателей.