12.01.2024

Внешняя торговля и торговая политика кратко. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Регулирование внешней торговли


Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам. В их основе лежит интернациональная стоимость. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Страна, с издержками производства выше интернациональных, проигрывает во внешнеэкономических связях, и наоборот.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества. Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика ТНК, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке - не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

На мировом рынке принцип равной прибыли на равный капитал, выступающий одним из важнейших при формировании цен на национальных рынках, перестает действовать. Мировые цены и прибыль на мировом рынке складываются не путем усреднения национальных затрат труда, а на основе усреднения затрат труда производителей товаров- участников международной торговли.

Платежный баланс представляет собой итог всех внешнеэкономических операций страны и выражает соотношение нетто- изменений денежных требований и обязательств страны по отношению к остальному миру за определенный период времени.

Наиболее же распространенным подходом к определению платежного баланса является определение его как состояния суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год).

При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама, при пассивном - наоборот.

В доходную часть платежного баланса входят поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются и в расходную часть платежного баланса.

Важнейшая составная часть платежного баланса-торговый баланс. В нем

отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту.

Экспорт – вывоз товаров работ и услуг за пределы государства, импорт – ввоз.

Соотношение импорта и экспорта называется сальдо торгового баланса или «чистый экпорт».



Торговый баланс отражает движение товаров, услуг неторговых платежей и др.

Состояние платежного баланса оказывает существенное влияние на курс валюты. Как платежный баланс, так и валютный курс в концентрированном виде дают представление не только о внешнеэкономическом положении страны, но и о состоянии ее внутренней экономики.

Одним из важнейших понятий внешней торговли является конвертируемость валют. Конвертируемыми называются валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты.

Существующие виды конвертируемости подразделяются на две условные группы: полную и частичную конвертируемость. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз - вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Такая форма конвертируемости была характерна для периода золотого стандарта.

Частичная конвертируемость указывает на наличие определенных валютных ограничений, которые распространяются на субъекты, объекты и зоны обратимости.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей, иначе говоря, страна не должна иметь дефицита платежного баланса. Конвертируемость требует наибольшей открытости национальной экономики, беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в

значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны.

Существует два варианта внешнеторговой политики:

1 Фритредерство (свободная торговля) – когда государство отказывается от защиты отечественных товаропроизводителей.

2. Протекционизм – когда государство защищает отечественных товаропроизводителей от демпинга со стороны иностранных товаропроизводителей. Демпинг – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Государственный протекционизм - это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил - оборонительный или пассивный протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике - активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок - наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля - это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая - это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы - крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция - борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле. На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Внешняя торговля характеризуется рядом показателей, важнейшими из которых являются экспортная и импортная квота (показатели, характеризующие значимость экспорта и импорта для экономики страны), стоимостный объем экспорта и импорта, динамика и структура внешней торговли.

Динамика внешней торговли характеризует изменение темпов развития экспорта и импорта, структура - товарное наполнение внешнеторговых потоков, выраженное большими группами товаров.

Существует множество видов внешней торговли - встречная (бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг и др.), торговля через посредников^ (простых и поверенных комиссионеров, агентов), биржевая, аукционная, международные торги (тендеры).

Успешное развитие внешней торговли всех стран во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнеторговый оборот, является денежным выражением интернациональной стоимости товара. Особенности ценообразования на мировом рынке заключаются прежде всего в характерной для международной торговли множественности цен на аналогичные виды продукции. Цены на аналогичные товары зависят от места продажи, времени продажи, взаимоотношений между покупателем и продавцом, условий коммерческой сделки (контракта), характера рынка, источников ценовой информации, вида торговли.

Однако в основе процессов ценообразования лежит мировая цена. Мировые цены - это цены, по котором заключаются крупные экспортно-импортные сделки в главных центрах мировой торговли. В их основе лежат интернациональные издержки производства. Мировые цены формируются под определяющим влиянием условий производства в странах, которые являются основными поставщиками товаров на мировом рынке, а также под воздействием спроса и предложения на данный товар на мировом рынке.

Каждое государство проводит внешнеторговую политика политику, занимается регулированием внешней торговли. Основными формами, методами и инструментами при этом являются таможенно-тарифное регулирование, лицензирование, квотирование (установление определенных объемов), налоговые, валютно-финансовые, политические методы и др. Совокупность применяемых государством форм и методов определяет внешнеторговый режим. Внешнеторговый режим может быть режимом наибольшего благоприятствия (льготный для всех контрагентов), преференциальным (льготный для одной или группы стран) и национальным, при котором предоставляются льготы, которыми пользуются национальные фирмы.

В современном государственном регулировании внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм .

Либерализация означает движение в сторону все большей свободы торговли и отмены всевозможных ограничений. Протекционизм , напротив, предусматривает проведение политики защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов и нетарифных ограничений (квотирования импорта, лицензирования, антидемпинговых пошлин и пр.), которые представляют собой своеобразные барьеры на пути потоков товаров и услуг из страны или в страну. Важнейшим из них являются таможенные тарифы.

Таможенные тарифы - таможенные пошлины, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы, - выполняют функции защиты национальных производителей от внешней конкуренции, выступают источником поступлений в государственный бюджет, служат средством совершенствования условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Они подразделяются на импортные (взимаемые при ввозе товаров) и экспортные (при вывозе). Ставки таможенных пошлин могут устанавливаться в процентах к таможенной стоимости товаров, определяться в твердом размере за единицу облагаемых товаров (специфические ставки) и быть комбинированными (сочетают оба вида ставок).По мере снижения таможенных тарифов государства все более активно используют методы нетарифного регулирования, которых в настоящее время насчитывается более 50. Наибольшее распространение из них получили импортные квоты - количественные ограничения объема иностранной продукции того или иного вида, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми. Неправильное установление квот может привести также к возникновению монополий или растрате ресурсов в стране.Выигрыши и потери стран - участников международной торговли - это один из важнейших объектов экономического анализа мирохозяйственных связей.

34.Макроэкономические проблемы переходной экономики

Существуют две различные концепции реализации этого перехода.

«Градуализм » предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно - командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента. По этому пути реформ довольно успешно шли Венгрия, Китай.

Противоположная «градуализму» концепция «шоковой терапии » построена в основном на либеральном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок – самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивости финансовой системы, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень либеральной доктрины.

Основным инструментом антиинфляционной политики сторонники либерального подхода и, в том числе, - монетаристы считают либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Именно этот, чрезвычайно болезненный для экономики шаг и называют «шоковой терапией». Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии «градуализма».

Не существует единого пакета реформ, пригодного для всех переходных экономик, так как условия в них во многом различаются. Тем не менее, можно выделить общие элементы стратегии перехода к рыночной экономике.

1) Либерализация экономики

2) Макроэкономическая финансовая стабилизация

3) Институциональная трансформация

На рубеже 80-х – 90-х годов многие экономисты, занимавшиеся проблемой трансформации экономик командного типа и слаборазвитых экономик в направлении создания развитой экономики рыночного типа пришли к общему мнению о необходимости реализации целого ряда мер, которые позволили бы осуществить такую трансформацию. Этот комплекс мер получил название «вашингтонского консенсуса» и включал следующий список рекомендаций для стран, осуществлявших реформирование своих экономик:

1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);

2) приоритеты общественным расходам (субсидии производственным предприятиям должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);

3) налоговая реформа (база налогообложения "должна быть широкой", то есть все компании и предприниматели должны нести равномерную налоговую нагрузку, а предельные ставки налогов "должны быть умеренными");

4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; ставки должны быть положительными поскольку в этом случае сокращается бегство капитала из страны и увеличиваются накопления);

5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны поддерживать обменные курсы на таком уровне, который бы стимулировал экспорт);

6) либерализация торговли (внешнеторговые тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);

7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные инвестиции могут принести необходимый капитал и квалифицированное управление компаниями и потому должны поощряться);

8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или "имеют прямую личную долю в прибылях предприятия", или "подотчетны тем, кто ее имеет"; государственные предприятия следует приватизировать);

9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);

10) обеспечение прав частной собственности (права частной собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства).

Среди важнейших условий, дополнивших список «вашингтонского консенсуса» в последние годы часто называют следующие;

Надежно функционирующая правовая система, основанная на развитом законодательстве, обеспечивающем правовые аспекты функционирования рыночной экономики;

Хорошо подготовленные и высокооплачиваемые государственные чиновники (это условие, в частности, способствует снижению коррупции);

Хорошо образованная рабочая сила и, следовательно, достаточно развитая система образования;

Отсутствие огромного разрыва в доходах наиболее богатой и наиболее бедной частей общества (наличие очень значительного разрыва является угрозой для политической стабильности общества и препятствием для роста инвестиций);

Эффективная телекоммуникационная система, что необходимо для надежной работы финансового сектора и других секторов экономики.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

Углубление специализации и кооперации производства;

Рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

Распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

Рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G + Xn ,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту P М) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика это государственная политика, которая ока зывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые огра ничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологи ям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля товарами.

Для характеристики торговли между странами используются следующие термины:

Международная или мировая торговля - торговля между всеми странами мира. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Межгосударственная, взаимная, двухсторонняя торговля - торговля между двумя странами.

Внешняя торговля - торговля одной страны с остальным миром.Внешняя торговля представляет собой два основных потока – экспорт и импорт.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз из страны.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз в страну.

Для характеристики внешней торговли существуют следующие показатели.

Внешнеторговый оборот - характеризует участие отдельной страны в международной торговле и подсчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Внешнеторговое сальдо - характеризует сбалансированность внешней торговли отдельной страны и подсчитывается как разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Превышение объема экспорта товаров над объемом импорта обеспечивает стране активное торговое сальдо (положительное сальдо торгового баланса ТБ). Если объем импорта больше, чем объем экспорта, имеет место пассивный торговый баланс (отрицательное сальдо ТБ).

Условия торговли (terms of trade,terms of sale) - показатель, характеризующий условия, которые складываются для внешней торговли страны или группы стран на мировом рынке, и представляющий собой соотношение индексов экспортных и импортных цен:

I УТ = I X / I M × 100%.

Определяет покупательную способность экспорта страны или группы стран, т.е. количество товаров, которое может быть импортировано на полученную ими экспортную выручку. Рост индекса условий торговли свидетельствует об улучшении ситуации для страны на мировом рынке, и, наоборот, его уменьшение свидетельствует об ее ухудшении.

Количественным показателем международной или мировой торговли является объем мировой (международной) торговли - характеризует совокупный объем международной торговли всех стран мира. Подсчитывается как объем мирового экспорта (поскольку экспорт одной страны является импортом другой, то суммирование мирового объема экспорта и импорта привело бы к повторному счету).

Внешнеторговая политика– составная часть внешнеэкономической политики, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Автаркия– экономическое обособление страны от других стран, создание замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства.


В чистом виде автаркия проявлялась в условиях натурального хозяйства.

Во второй половине XX в. начала усиливаться либерализация экономики, независимость от влияния государства, т.е. тенденция к отмене ограничений в торговле и в движении факторов производства, к переходу от автаркии и протекционизма к фритредерству. В настоящее время выделяют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).

Протекционизм (прикрытие, покровительство)– политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.

Протекционизм был первой политикой, которую начали проводить государства, формировавшиеся на заре капитализма. Протекционизм был призван способствовать развитию еще только зарождающейся и находящейся на стадии мануфактуры промышленности. Начиная со второй половины XIX в., Великобритания и Франция переходят к политике фритредерства, в то время как Германия и США, где только еще начинался процесс формирования промышленного капитализма, придерживались политики протекционизма. Эта политика усиливалась во всех промышленно развитых странах в эпоху формирования монополий, в периоды Первой и Второй мировых войн, глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг.

В послевоенные годы в промышленно развитых странах происходит переход к либерализации внешней торговли.

Либерализация– форма внешнеторговой (внешнеэкономической) политики, предполагающая снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Противоположность протекционизму – фритредерство.

Фритредерство (free trade ) обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров.

Открытость экономики ведет к усилению конкуренции в стране и к повышению эффективности экономики (как правило, в долгосрочной перспективе).

В отличие от развитых стран, многие развивающиеся страны проводят политику протекционизма, защищая вновь формирующуюся национальную промышленность.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Таможенный тариф – собрание (свод) ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина – государственные денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, провозимых через таможенную границу страны.

Нетарифные ограничения - «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли», например, эмбарго, субсидии, лицензии.

Международные экономические отношения – хозяйственные связи между экономическими агентами разных стран.Международные экономические отношенияимеют преждевсего форму мировой торговли товарами и услугами, международного движения капитала, международной миграции рабочей силы. Возможны и другие классификации форм международных экономических отношений в связи с их разнообразием и взаимопереплетением.

Международная торговля это обмен товаров и услуг между государственно-национальными хозяйствами. Она существует в двух формах: свобода торговли и протекционизм.

Протекционизм форма мировой торговой политики, появившаяся в эпоху меркантилизма в Европе, и представляющая, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и ограничивать импорт оттуда. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые из-за рубежа товары, а также через нетарифные ограничения (нетарифные барьеры): контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование и т.д.

Свобода торговли – принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу предпринимателей, фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли. Фритридерство (либерализм международных экономических отношений) – форма мировой торговой политики, утверждающая, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран вместе – допустить полную свободу торговли.

Регулирование мирохозяйственных связей осуществляется посредством внешнеэкономической политики, проводимой правительствами стран, и международной экономической политики, осуществляемой международными организациями.

Методы мировой торговой политики – таможенное обложение, нетарифные барьеры, средства государственного стимулирования (государственного субсидирования) экспорта товаров на мировой рынок. Таможенные тарифы – налоги на ввоз или вывоз товаров. Нетарифные барьеры совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности. Контингентирование – установление определенной квоты на экспорт и импорт товаров или товарных групп, в пределах которых внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование – необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности. Демпинг – ценовая дискриминация на мировом рынке, продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, приемлемого для этих стран. Экспортные субсидии – прямые дотации экспортёрам товаров. Эмбарго – запрещение государственной властью экспорта (ввоза) в какую-либо страну или импорта (вывоза) из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.

Валютный курс

Валюта – это любая национальная денежная единица. Различают свободно конвертируемую валюту, частично конвертируемую валюту и неконвертируемую валюту. Свободно конвертируемая валюта – валюта, при совершении сделок с которой отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по любым видам операций. Частично конвертируемая валюта – валюта тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок. Неконвертируемая (замкнутая) валюта – национальная денежная единица страны, законодательство которой предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

В современное время в процессе интеграции на различных этапах формировалась коллективная валюта. Коллективная валюта – валюта, обращающаяся в рамках отдельных интеграционных группировок или в отдельных международных сделках: СДР, ЭКЮ, ЕВРО.

Валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Валютный курс – это соотношение двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны. Различают номинальный и реальный валютный курс. Номинальный валютный курс бывает обменным и девизным. Когда мы определяем число рублей, необходимое для приобретения единицы иностранной валюты, мы имеем дело с обменным валютным курсом. В случае же определения числа единиц иностранной валюты, необходимого для приобретения одного рубля, используется девизный курс. Реальный валютный курс показывает относительный уровень цен. Рост реального валютного курса означает, что цены на иностранные товары в рублях превышают цены на аналогичные товары отечественного производства. Снижение же реального валютного курса означает удорожание реального обменного курса и приводит к потере конкурентоспособности отечественных товаров.

3. Платёжный баланс

Платежный баланс занимает ведущее место в балансах международных расчетов. В отличие от расчетного баланса платежный баланс включает только фактически произведенные поступления и платежи, кредиты и инвестиции.

Важнейшая роль в платежном балансе отводится счету текущих операций. Текущие операции платежного баланса включают четыре статьи: операции с товарами, услугами, доходы от инвестиций и оплату труда, текущие трансферты . В России ключевая роль в счете текущих операций и в платежном балансе в целом принадлежит операциям с товарами.

Экспортно-импортные операции с товарами составляют значительную долю платежного баланса страны. Россия экспортирует, прежде всего, сырье, а импортирует – готовые изделия.

Следующей статьей текущего баланса являются услуги. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт), поездки (деловые, личные), прочие услуги. К сожалению, Россия пока не смогла создать необходимые условия для развития туризма.

Доходы от инвестиций представляют собой доходы, полученные резидентами от своих зарубежных активов (дивиденды, проценты, рента и др.). Доходы по оплате труда связаны с доходами, которые резиденты получают за рубежом (заработная плата, премии и т.д.).

Доходы по оплате труда принимаются в расчет только в случае, когда резидент находится в иностранном государстве менее одного года. Соответственно, расходы по инвестициям и оплате труда возникают, когда нерезиденты получают доходы от инвестиций, оплату труда в России.

Текущие трансферты связаны с безвозмездным перечислением денег из страны в страну: на государственном уровне (гуманитарная помощь, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий странам); на частном уровне (денежные переводы, подарки, помощь частных негосударственных иностранных фондов).

Следующим важным счетом является счет операций с капиталами и финансовыми инструментами . Счет операций с капиталом в отличие от текущих операций включает капитальные трансферты. Капитальные трансферты так же, как и текущие трансферты, целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: на государственном уровне (одно государство частично или полностью списывает долги другого государства, безвозмездно передает оборудование и т.д.); на частном уровне (одна фирма частично или полностью списывает долг иностранной фирмы, мигранты осуществляют перевоз имущества и т.д.).

Прямые инвестиции связаны с долгосрочным инвестированием средств в предприятие с целью участия в управлении, совершенствования его работы и получения дохода на вложенный капитал. Портфельные инвестиции связаны с инве­стициями в ценные бумаги. К другим инвестициям относят все инвестиции, которые не вошли в состав прямых и портфельных инвестиций (различного рода кредиты).

Важной составляющей частью платежного баланса являются также такие статьи как резервные активы и чистые ошибки и пропуски. Резервные активы – это золотовалютные резервы Банка. Чистые ошибки и пропуски. В эту статью попадает часть валютных средств, которые были нелегально вывезены из страны в течение года. Поэтому увеличение статьи «ошибки и пропуски» является негативным фак­тором.