15.06.2019

Для чего создается комиссия по трудовым спорам. Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии. Можно выделить некоторые из них


Возникающих между работником и работодателем, в организации или у работодателя-ИП могут создаваться комиссии по трудовым спорам. При наличии такой комиссии работник может первоначально обращаться к ней за разрешением спора, кроме случаев, когда обязателен исключительно судебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора. Так, комиссией могут рассматриваться, к примеру, споры об оплате за сверхурочную работу, споры об обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, споры об обоснованности изменения работодателем условий трудового договора.

Подробнее о порядке разрешения трудовых споров мы рассказывали в нашем .

А как оформить приказ о создании комиссии по трудовым спорам на предприятии?

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено. На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии - это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя. Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников.

Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя.

После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ).

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается. Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие. Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии. Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника.

Большинство граждан неразрывно связывают свое общее благополучие с собственной трудовой деятельностью. Как правило, люди обдуманно и осознанно подходят к выбору профессии, тем самым реализуя свое стремление к благополучию, ведь основная масса граждан проводит на рабочих местах значительную часть времени ежедневно. И даже если человек на своем трудовом поприще занимается любимым делом, и работа приносит неподдельное удовольствие, далеко не редкость, когда на службе возникают конфликтные ситуации. Вся деятельность граждан, которую, так или иначе, можно отнести к категории «работа», регулируется нормами, прописанными в Трудовом кодексе РФ. Если данные законодательные нормы не соблюдаются в отношении отдельного взятого работника или группы сотрудников, гражданин вправе отстаивать свои права. Первичным органом, призванным защищать интересы работников, является комиссия по трудовым спорам.

Что такое комиссия по трудовым спорам

Создание комиссии по трудовым спорам регулируется статьей 384 ТК РФ . Согласно положениям данной статьи, подобная комиссия создается на предприятии или в организации как по инициативе работников (работника), так и по инициативе руководства учреждения. Кроме того, инициировать создание КТС могут бывшие служащие, а также органы профсоюзов. Комиссия должна состоять из лиц, представляющих интересы руководителя и интересы служащих, причем количество представителей обеих сторон должно быть одинаково. Создается комиссия по трудовым спорам на основании письменного предложения одной из сторон о создании подобной комиссии. В течение 10 дней с момента получения предложения, уведомленная сторона обязана выдвинуть своих представителей для возможности разрешения возникшего спора по существу.

Состав комиссии

Как было сказано выше, количество представителей обеих сторон должно быть одинаковым. Члены комиссии, представляющие интересы руководства, назначаются работодателем, а члены комиссии по трудовым спорам, призванные отстаивать права работников, выбираются посредством проведения общего собрания служащих в организации. Кроме этого, путем проведения общего собрания подобные комиссии могут быть созданы во всех структурных подразделениях отдельной организации. Компетенция комиссии по трудовым спорам, созданного в отдельном подразделении, ограничена разрешением трудовых споров исключительно в рамках обозначенного подразделения.

Комиссия по трудовым спорам в своем составе имеет председателя, зампредседателя, а также секретаря, которые избираются из общего числа членов комиссии. Вся организационная деятельность комиссии по трудовым спорам, включая техническое оснащение, обеспечивается руководством предприятия.

Какие вопросы решает комиссия

Комиссия по трудовым спорам правомочна разрешать ряд спорных вопросов, возникновение которых возможно в процессе деятельности организации. КТС рассматриваются исключительно претензии материального или нематериального характера, именуемые индивидуальными трудовыми спорами. Подобные разногласия практически неизбежно возникают между руководством и членами трудового коллектива и зачастую основываются на незнании законодательства. Именно в целях объективного рассмотрения спорной ситуации и разрешения конфликта формируются комиссии по трудовым спорам. В компетенции этих образований регулирование следующих вопросов:

  • касательно заработной платы и прочих видов выплат работникам;
  • вопросы, связанные с нарушением пунктов трудовых договоров;
  • споры, возникающие в связи с правомерностью применения дисциплинарных взысканий;
  • начисление командировочных (сверхурочных);
  • прочие вопросы, носящие личный характер, которые работники и руководство не смогли урегулировать между собой самостоятельно.
  • восстановлением в прежней должности;
  • восстановлением в должности в связи с увольнением;
  • компенсационными выплатами в связи с вынужденными прогулами или начислением разницы в заработной плате из-за понижения в должности.

Окончательное решение по перечисленным пунктам может быть принято строго в рамках судебного разбирательства, однако, в порядке досудебного урегулирования та из сторон, чьи интересы нарушены, вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам для предварительного вердикта по существу возникшей проблемы. По некоторым вопросам, требующим обязательного досудебного рассмотрения, первичное обращение в КТС является обязательным.

Деятельность КТС

Всю работу подобных комиссий можно условно разделить на несколько этапов. Данные этапы подразделяются на:

  1. Обращение в КТС на фоне возникшего инцидента.
  2. Рассмотрение инцидента в порядке заседания.
  3. Сбор дополнительных доказательств при необходимости.
  4. Голосование членов комиссии трудового спора.
  5. Вынесение вердикта с его последующим исполнением.

Если в учреждении ранее не был создан подобная комиссия, работающие в организации граждане при возникновении спорных ситуаций, вправе обратиться с заявлением на имя руководителя, в котором будет выражено желание рассмотреть сложившуюся ситуацию в рамках заседания КТС. При наличии недопонимания с подчиненными и сам руководитель организации может стать инициатором создания комиссии для рассмотрения проблемы и принятия объективного решения.

Обращение в КТС

Первый этап - это обращение в КТС посредством заявления на имя председателя комиссии, которое пишется в свободной форме по общим правилам написания заявлений. В заявлении следует четко изложить возникшую проблему и свои требования по существу проблемы. В качестве дополнительной документации к заявлению прикладываются при наличии доказательства, если таковые имеются у заявителя. При отсутствии комиссии по трудовым спорам, таковой создается в десятидневный срок с момента получения письменного предложения о его создании. За обозначенные 10 дней стороны конфликта выбирают своих представителей в равном количестве. После того как делегатами сформирован необходимый кворум, сторонам конфликта на руки передаются протокола будущего заседания.

Заседание КТС

На заседании КТС обязаны присутствовать конфликтующие стороны. Допускается проведение заседание без основных фигурантов спора, когда не явившаяся на рассмотрение сторона уведомила об этом заблаговременно в письменном виде. Обычно просьба о рассмотрении спора заочно отмечается в первоначальном заявлении. Если кто-либо из фигурантов спора не явился, не предупредив заблаговременно, заседание переносится. В подобных обстоятельствах комиссия вправе не рассматривать конфликт вовсе, однако, это не мешает обратиться заинтересованным лицам с повторным заявлением о рассмотрении спора.

При проведении заседания члены комиссии обязаны руководствоваться основоположениями Конституции РФ о принципах всеобщего равенства перед законом. Принятие решений должно опираться на нормы действующего законодательства, рассмотрение споров обязано быть всесторонним, объективным и непредвзятым.

Важно! Комиссия по трудовым спорам не правомочен изменять судебные решения, вступившие в законную силу.

Дополнительные доказательства

Если для принятия решения имеющихся данных недостаточно, КТС вправе затребовать у руководства дополнительную документацию, которая поможет разъяснить ситуации. Такими документами могут быть:

  • бухгалтерская документация;
  • докладные записки;
  • акты о нарушении трудовой дисциплины;
  • объяснительные записки;
  • приказы и т. д.

Документы, представленные в качестве доказательств, могут потребоваться и в суде, если в досудебном порядке сторонам не удастся найти компромисс.

Голосование

Голосование проводится после того, как члены КТС в полной мере ознакомились с позицией сторон и изучили сопутствующие материалы по делу. Само голосование проходит в тайном режиме, то есть никто из членов КТС не оглашает свою позицию, а вердикт выносится на основании большинства голосов, полученных в письменном виде. Принять участие в голосовании должны не менее половины делегатов от одной и другой стороны спора.

Решение

Путем простого подсчета большинства голосов формируется окончательное решение членов КТС, в котором указывается суть спора, рассмотренные доводы и доказательства, правовое обоснование и итоговая часть с принятым решением. В течение трех рабочих дней фигурантам конфликта передаются экземпляры принятого решения. С момента получения на руки вердикта комиссии трудового спора сторонам предоставляется десятидневный срок на обжалование вынесенного решения в судебных инстанциях. Если по истечении декады никто из сторон не обратится в суд для обжалования вердикта КТС, по окончании отведенного на обжалование срока, ответственным лицам надлежит исполнить вынесенное КТС решение в течение трех дней. При этом если сроки на обжалование и на исполнение истекли, а работодателем не выполняются предписанные указания, работник вправе обратится в Службу Судебных Приставов, которые должны обязать руководителя организации исполнить решение КТС на основании вынесенного вердикта. При привлечении сотрудников ФССП руководству предстоит понести дополнительные убытки, связанные с оплатой исполнительного сбора.

Сроки обращения в комиссию трудовых споров

Законом отведен трехмесячный срок на обращение в КТС с момента, когда было осуществлено нарушение прав отдельного гражданина либо с момента, когда лицу стало известно о нарушении его интересов в рамках трудовой деятельности. Если срок был пропущен в силу уважительных причин, период, в который можно обратиться в комиссию, будет восстановлен.

Преимущества рассмотрения споров в КТС

Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту. Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать их всеми доступными способами. К ним можно отнести:

  1. Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
  2. Обращение в комиссию по трудовым спорам.
  3. Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
  4. Обращение в прокуратуру.
  5. Обращение с иском в судебные органы.

Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства. Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом. Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом. К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:

  • бесплатность и доступность;
  • объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
  • значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
  • эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.

Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек, крайне желательно создать комиссию на постоянной основе. Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет непредвзято рассмотрен членами КТС.

Отсутствие финансовых затрат

Обращение в суд чревато существенными финансовыми тратами, несмотря на то, что работник освобожден от обязанности уплаты госпошлины при рассмотрении исков по трудовым спорам. Но так как далеко не все граждане обладают необходимыми юридическими познаниями, для полноценного представления собственных интересов придется потратиться на квалифицированного специалиста. Обращение в комиссию не сопровождается никакими затратами для заявителя, любой работник сможет самостоятельно отстаивать собственные интересы, начиная с этапа обращения в КТС, заканчивая самим процессом рассмотрения спора членами КТС.

Объективная оценка произошедшего

Любой инцидент рассматривается исключительно с точки зрения законодательных норм, без предвзятости и давления. Зачастую таким методом возможно разрешить споры, не вынося их за пределы организации, что удобно всем сторонам спорного вопроса. Вердикт КТС по юридической силе можно сопоставить с судебным решением - если вердикт не был обжалован в установленный срок, он является обязательным для исполнения наравне с судебным решением.

Быстрота рассмотрения

Обращение в иные инстанции, включая судебные органы, может растянуться на длительное время, тогда как разрешение ситуации в КТС осуществляется в сжатые сроки. Законом предусмотрены определенные сроки, в течение которых полученное заявление должно быть рассмотрено и комиссией должно быть вынесено решение. Кроме того, доказательную базу предоставить в КТС значительно проще, чем в иные инстанции, ведь все необходимые документы по необходимости должен предоставить руководитель организации, тогда как предоставление доказательств для иных инстанций заявитель должен будет взять на себя.

Альтернативные варианты решения трудовых споров

Кроме возможности рассмотрения трудовых споров, локально в КТС самой организации, граждане могут обращаться по данным вопросам в другие инстанции.

Суд

Любая из сторон трудовых отношений вправе обратиться с иском в суд. Сделать это можно и после вынесения вердикта КТС, если принятое решение не устраивает одну из сторон. Судом может быть отказано в рассмотрении дела по трудовым спорам в следующих случаях:

  • когда заявителем была проигнорирована необходимость попытки досудебного урегулирования путем обращения в КТС;
  • если по делу имеется вступившее в силу решенья;
  • когда нарушена подсудность.

Обратиться с иском в суд могут не только руководители предприятий, служащие, но и бывшие сотрудники, профсоюзные организации. Кроме этого, с иском в судебный орган вправе обратится прокурор. При этом сторонами спора будут являться работник и сама организация, руководитель которой выступает в качестве представителя интересов компании. И прокурор, и представители профсоюзных органов являются лишь участниками процесса даже в том случае, когда иск подается непосредственно ими.

Государственная инспекция по труду

Для разрешения спорных моментов, связанных с трудовой деятельностью, граждане также могут обратиться в Государственную инспекцию по труду, в компетенции которой находится рассмотрение трудовых споров. Жалобу в инспекцию можно отнести лично или отправить заказным письмом. Жалобу можно подготовить и в электронном варианте непосредственно на региональном сайте инспекции в специально предусмотренной форме. По принятой жалобе в течение месяца будет принято решение, которое впоследствии будет направлено заявителю и второй стороне конфликта. Решение инспекции может быть обжаловано в суде.

Прокуратура

При грубых нарушениях трудового законодательства граждане могут обратиться в прокуратуру. Обращение осуществляется в письменной форме. На рассмотрение дела уходит месяц, после чего жалоба может быть рассмотрена в прокуратуре либо перенаправлена в Государственную трудовую инспекцию. Так же как и в остальных случаях, решение органов прокуратуры может быть оспорено в суде, если кто-то из сторон неудовлетворен результатом рассмотрения.

Была ли Вам данная статья полезной?

Создание на предприятии коллегиального органа досудебного урегулирования трудовых споров осуществляется в рамках шестидесятой главы ТК России. Процедура образования комиссии подчинена ряду строгих правил, нарушение которых может вызвать негативные правовые последствия для работодателя. Именно поэтому к процессу рекомендуется привлекать проверенных профессионалов с большим опытом работы.

Квалифицированные адвокаты и юристы центра «ССГ Групп» неоднократно оформляли образование КТС, а также проводили урегулирование индивидуальных споров с сотрудниками. Успешная практика позволяет отыскивать не только эффективные, но и экономичные решения, соблюдая все предписания действующих нормативно-правовых актов.

Порядок создания КТС

Комиссия по трудовым спорам создается в организации на основании решения руководителя. Согласовать такой акт потребуется и с учредителями компании. Заручиться одобрением собственников необходимо во избежание претензий относительно стоимости содержания административного аппарата. Согласно статье 384 ТК РФ инициаторами процедуры вправе стать и представители рабочего коллектива. В этом случае отказаться от формирования КТС у организации не получится.

Создание коллегиального органа осуществляется в следующем порядке:

  • издание распоряжения;
  • определение состава (на первых этапах юридическую защиту предпринимателя могут взять на себя сотрудники центра «ССГ Групп);
  • согласование объема расходов на деятельность комиссии;
  • разработка регламента КТС;
  • решение вопросов технического обеспечения (выделение помещения, предоставление техники, мебели, канцелярских товаров и пр.).

В комплекс услуг входит постановка делопроизводства комиссии, оформление отношений с членами и председателем, обеспечение архивного хранения документов. Специалисты центра гарантируют клиенту полную конфиденциальность, а также своевременность завершения всех формальностей. Помогают юристы сокращать расходы. Экономия средств достигается за счет разработки оптимального графика работы комиссии.

Особенности организации работы КТС

Созданная в организации комиссия действует строго в рамках утвержденных регламентов. В компетенцию этого органа входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров до передачи их в суд. Представители КТС обязаны правильно применять действующие нормы, обеспечивать объективность и полноту оценки представленных доказательств.

Абонентское юридическое обслуживание компаний могут входить услуги по урегулированию. Сотрудники центра «ССГ Групп» включаются в состав комиссии и защищают интересы организации. При этом специалисты внимательно следят за соблюдением сроков подачи обращений (до 3 месяцев), их рассмотрения (до 10 суток).

Обязанностью юристов является и оформление решений КТС. Специалисты несут ответственность за соблюдение установленной формы, наличие реквизитов, достоверности актов и полноту отражения сведений.

В соответствии с той законодательной базой, на которой держатся взаимоотношения работника и работодателя на территории нашей страны, комиссия по так называемым трудовым спорам по полному праву является местом, куда обращаются с проблемами , так называемая социальная защита граждан от недобросовестных работодателей. То есть комиссией.

Если говорить о сроках, на который создается этот, безусловно, важный и нужный орган, то он, как таковой, не оговорен в законе. Также, информации о сроке нет и в важнейшем нормативно-правовом акте в плане трудовых отношений – в Трудовом кодексе нашей страны.

Таким образом, созданная однажды комиссия по трудовым спорам собирается как для рассмотрения разового, то есть случая, который является единственным, так и для множественных нарушений работодателей в отношении работников.

Если вы спросите о том, на основании чего функционирует данная комиссия , то ответ будет состоять из нескольких частей. Во-первых, это, конечно, Конституция Российской Федерации, ведь каждый гражданин имеет право на труд. Во-вторых, это, конечно же, трудовой кодекс. В-третьих, это особое Положение, на основании которого комиссия осуществляет свою деятельность.

Кто может просить о создании комиссии? Ошибочно полагать, что это право принадлежит только работникам. Очень часто работодатели становятся жертвами недобросовестных работников и хотят справедливости. Поэтому инициаторами создания КТС может быть и та и другая сторона.

Как правило, для того, чтобы комиссия была собрана, необходимо совершить какое либо действие, подталкивающее ее к этому. Так, работодателем или работником должно быть оформлено обращение, обязательно в письменном виде и желательно, по установленному образцу.

Где получить разъяснения о том, как составить данное обращение. Для начала, можете поинтересоваться на своем рабочем месте и если не получите достаточных разъяснений – можете прибегать в помощи Трудового кодекса, а именно, к статье 384.

Подводные камни

Во-первых , это нежелание работников создавать комиссию. Объясняться это может по-разному. Работники не видят смысл в создании комиссии, ведь решение очевидно или же не усматривают изначально в деяниях того или иного лица неправомерный подтекст.

Во-вторых , это нежелание портить отношение с кем-либо по службе.

Нужно сказать, что в случае, если работники отказываются собираться в группу и формировать комиссию — в этом нет ничего ужасного. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и тем более — оштрафован.

Если сам работодатель не собирается создавать комиссию на предприятии или отказывается наделить ее полномочиями, то за это полагается административная ответственность. Именно поэтому согласие работодателя на создание комиссии по трудовым спорам просто обязательно.

Каждый из работников, которые войдут в состав комиссии, должны быть оповещены об этом не только устно, но и письменно. Так, каждому из указанных лиц высылаются специально предусмотренные письменные приглашения.

Как образуется?

Комиссия образуется в несколько этапов. Для начала должно появиться условие или основание возникновения подобной комиссии. Это может быть правонарушение одного из работников или работодателя и так далее.

Следующим этапом является формирование комиссии.

Формируется комиссия по трудовым спорам из работников, преимущественно занимающимися общественной деятельностью. Кандидатам рассылаются специальные предложения, на которые работники могут ответить как положительно, так и отказом. Далее, работники обязательно должны еще раз подтвердить свое согласие. А вот следующим, самым важным этапом является составление приказа.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам это, в первую очередь, официальный документ. Именно на основании него формируется комиссия по трудовым спорам, которая может рассматривать в своих рамках далеко не одно дело. О там как правильно составить подобный приказ должен знать каждый работодатель. Все , должны быть составлены верно, и приказ — не единственный.

Так, приказ создается на специальном бланке , а в его отсутствие – на листе А4. Далее, в бланке должно быть обязательно указаны следующие данные: дата создания приказа, город и, безусловно, название организации.

Затем обязательно слово приказываю, после которого работодатель утверждает создание комиссии по трудовым спорам. Затем назначает представителями работников определенных лиц, информацию о которых также перечисляет в документе.

Следом назначается председатель комиссии, его секретарь. Также в приказе должно быть прописано время заседаний, а также, что это никак не скажется на их заработной плате. Подписан приказ должен быть руководителем организации или ее генеральным директором с указанием инициалов.

Только после этого приказ считается вступившим в силу. О приказе должны быть оповещены все работники, а также должны быть с ним ознакомлены. Именно поэтому копия приказа передается либо из отдела в отдел, либо вешается на специальном стенде в общественной части организации.

Подробнее о составе

Как мы уже знаем, комиссии по трудовым спорам образуются только по инициативе работников. Из числа работников, состоящих в комиссии, избирается председатель, его заместитель и собственно, секретарь. Этим людям предоставляется право контролировать и регулировать работу комиссии по трудовым спорам. В некоторых ситуациях может происходить .

Как правило, в ее состав входит не менее пятнадцати человек. На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место.

Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число голосов, могут замещать эти места.

Председатель, его заместитель и секретарь являются членами руководства сформированной комиссии по трудовым спорам.

Председатель

Председатель – это практически самый важный член комиссии по трудовым спорам. Избирается большинством голосов.

Суть его деятельности или работы состоит в том, что председатель не только контролирует работу всей комиссии, за ним также остается право последнего слова.

Таким образом, решение в каком либо споре не может быть вынесено без одобрения председателя . Как правило, председателем является незаинтересованное в исходе дела лицо. На решении о споре председатель ставит свою подпись.

Заместитель

Заместитель председателя также, безусловно, важная личность. В отсутствии председателя именно на его плечи ложится ответственность за принятие , каких либо решений. В отсутствие председателя заместитель контролирует работу комиссии, является последней инстанцией в принятии решения.

В случае присутствия председателя заместителя по большей части является его советником, и консультирует по каким-либо вопросам.

Секретарь

Несмотря на достаточно простую должность, на секретаря комиссии ложатся достаточно серьезные обязанности, которые он обязан выполнять. Именно поэтому на должность секретаря выбирают ответственного и проверенного человека.

Секретарь не только должен печатать всю документацию, но и фиксировать ход процесса по разрешению какого-либо спора. Именно поэтому секретари являются важной фигурой в разрешении трудовых споров.

Представители работодателя

Представители работодателя в комиссии – люди, безусловно, важные. Кем они назначаются?

Все просто, представители в комиссию по трудовым спорам со стороны работодателя назначаться руководителем самой организации.

Представители выбирают посредством проведения конференции с элементом голосования.

Чем занимаются эти люди? В случает трудового спора с работодателем они отстаивают его интересы, аргументируя то или иное действие. Нередко, представители отказываются от своих должностей и за это не несут никакой ответственности и штрафных санкций. Узнайте в , каковы этапы коллективных трудовых споров.

Заключение

И восстанавливает справедливость. Но кроме того, она выполняет еще одну, маленькую, но одновременно очень важную функцию. Она сближает людей, показывает им то, что все проблемы решаемы и сплошает коллектив.

Именно потому в случае возникновения спора не старайтесь его уладить в одностороннем порядке. Иногда достаточно банальной процедуры создания комиссии по трудовым спорам и работники точно смогут увидеть ваше непредвзятое отношение и мудрость руководителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.