31.08.2019

Что такое престижная профессия. Самые престижные профессии. Престиж профессий: в разных странах по-разному


Одним из самых сложных шагов в жизни любого человека является выбор своей будущей сферы деятельности. Выпускники и их родители, а также миллионы соискателей заинтересованы в определении перспектив и лучших должностей для себя и своих близких. Каждый из них пристально изучает самые престижные профессии, пытается найти идеальное дело, которое принесёт материальное и моральное удовлетворение.

Немного о престиже

Зачастую поиск работы основывается на престижности той или иной должности. Что вкладывается в это понятие? Люди стремятся обладать неким авторитетом, быть первыми среди лучших. Поэтому и будущая профессия просто обязана стать привлекательной для всего близлежащего окружения человека. Чаще всего выбор падает на такую работу, о которой много говорят. И, желательно, только с позитивными оттенками. К ним можно отнести привлекательную зарплату, комфортные условия и другие факторы. Часто случается так, что мода на ту или иную профессию прививается народу благодаря средствам массовой информации, имеющим колоссальное влияние на внутренний мир населения.

Отрасль дизайна постоянно развивается, соответственно, спрос на хороших специалистов продолжает расти.

Из чего выбирать?

Из популярных профессий составляются целые списки. Десятка лучших, ТОП-100 и тысячи других заголовков можно встретить в сети по запросу о самых престижных должностях современности.

Нынешняя молодёжь видит в этом свою обеспеченность и успешность. Абитуриенты нередко останавливают выбор на какой-либо специальности, отталкиваясь именно от её популярности. К тому же практически каждый ВУЗ страны готов предоставить возможность обучения по самым престижным направлениям из списка востребованных профессий. Ежегодно для студентов открываются двери новых образовательных учреждений, приём ведут уникальные факультеты.

Что выбирать?

Каждый год специалисты рынка труда оглашают для всеобщего изучения ТОП-10 самых востребованных профессий. Этот список составляется после тщательного мониторинга спроса и предложения на те или иные направления деятельности. Именно поэтому такая информация играет важную роль для тех, кто неспособен самостоятельно определиться с выбором. В наши дни перечень популярности претерпел некоторые изменения.

Первую строчку уже не первый год уверенно занимает юридическая сфера деятельности. Причём популярна эта профессия как среди женщин, так и среди представителей сильного пола. Огромный спрос порождает трудности при поступлении на юридический факультет: учебные заведения попросту не обладают таким количеством мест. Однако те люди, кому удалось получить диплом, способны устроится на работу с весьма достойной оплатой. Доход юриста может колебаться и значительно превышать цифру в 100 тысяч рублей.

Следующая ступень пьедестала – программисты и специалисты IT-направления. Последние годы работа, связанная с информационными технологиями, востребована во всех регионах. Высокий доход зачастую обеспечивается за счёт трудоустройства сразу в нескольких организациях. Самые ценные кадры этого направления – 1С программисты.

Третья строчка принадлежит специалистам в . Работа с клиентской базой, продажа услуг и продуктов организации, реклама – это лишь некоторые из обязанностей успешного профессионала в данной области.

Медицинские работники занимают следующее положение в рейтинге. Обучение этой специальности предполагает более длительный срок. Зато практикующий врач будет востребован в любое время. К тому же всё большей популярностью пользуются частные учреждения медицинского характера. А это уже является уверенным путём к хорошему заработку. Наибольшая же необходимость существует в специалистах узкого профиля.

Инженер – пятая из самых востребованных ныне специальностей. Индустриальное производство остро нуждается в профессионалах своего дела. Именно поэтому выпускники технических ВУЗов могут рассчитывать на работу в одной из самых престижных отраслей.

Следующая ступень – дизайнеры и web-программисты. Компьютерное обеспечение – безусловно, одна из самых перспективных направленностей деятельности. Ни одна организация не будет достойно функционировать без представления своих услуг в сети. К тому же эта отрасль постоянно и стремительно развивается. Соответственно, спрос на хороших специалистов продолжает расти.

На седьмом месте – аудиторы. Работа в финансовой сфере не первый год привлекает соискателей и выпускников. Проверка и контроль бухгалтерских отчётностей, ревизия финансовых документов, консультация и наладка бухгалтерского учёта – основные обязанности аудитора. Привлекательно в этой должности то, что специалист не обязательно входит в состав штата. Также он может быть приглашён и со стороны.

Восьмую стоку занимают маркетологи. Хочется посещать светские мероприятия, анализировать новинки на рынке товаров и услуг? Тогда эта должность – лучший вариант. Любая компания способна добиться успеха за счёт грамотного маркетинга. Отсюда и рождается высокий спрос на специалистов.

Девятые – менеджеры по продажам. Представителей этой специальности можно встретить повсюду. Сфера услуг существует во многом благодаря работникам этого направления. Менеджер по продажам должен обладать высокой активностью, хорошо ориентироваться в товаре либо предлагаемых услугах, уметь найти общий язык с любым клиентом. Ещё не одно десятилетие эта профессия будет привлекать соискателей по всему миру.

Замыкают десятку банковские служащие. Характерными для этой должности выступают следующие факторы: достойная оплата, комфортные условия для деятельности, рост по карьерной лестнице и другие. А востребованность её легко объясняется постоянным спросом населения на услуги банковских и других организаций финансового характера.


Привлекательно в работе аудитора то, что специалист не обязательно входит в состав штата.
  • наиболее доходные специальности (предприниматели, нотариусы, министры, работники шоу-бизнеса);
  • самые криминальные профессии (работники полиции, министры, сотрудники охранных предприятий);
  • (спасатели, военные, телохранители, работники космической отрасли, каскадёры) и другие.

Очень важно понимать, что этот перечень со временем претерпевает самые неожиданные изменения. Современные лидеры рейтинга в ближайшем будущем способны значительно понизить свои позиции. Все идёт к тому, что через несколько лет на первых строчках уверенно закрепятся представители технических специальностей.

Главное в нелёгком деле по – понимать, где человек сможет получать удовольствие от исполнения своих обязанностей. Существует одна неоспоримая истина: «Всех денег мира заработать не удастся никому». Это нужно запомнить и придерживаться некоторых правил. Финансовый доход должен способствовать созданию уверенности в своём будущем. Важно расти личностно, а также уделять время саморазвитию, занимаясь любимым делом. Учиться поздно не будет никогда. Здесь важно верить в свои силы и возможности! Ну а работа должна дарить человеку только положительные эмоции.

В настоящий момент российский производственный сектор переживает не самые лучшие времена. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. В отрасли не хватает рук, молодежь калачом не заманишь на подобную работу. Почему сложилась такая ситуация? И как поднять престиж профессии?

Даешь молодежь?

На производственных предприятиях сейчас трудятся в основном специалисты предпенсионного возраста - те, которые получали соответствующее образование еще в Советском Союзе. Рекрутеры говорят, что привлечь молодежь на подобную работу - занятие не простое, а о работниках среднего возраста вообще говорить не приходится.

«Таких сотрудников просто нет. Например, токаря и фрезеровщика не получается найти уже довольно длительный промежуток времени. Если откликаются на вакансии соискатели данного профиля, то это в основном люди старше 40 лет», - рассказывает Татьяна Трофимова, менеджер по персоналу НПО «Унихимтек».

На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Зрелого и опытного работника не нужно адаптировать и вводить в профессию. С другой стороны, еще пара лет - и на предприятиях просто никого не останется: молодая смена уйдет трудоустраиваться в модные и высокооплачиваемые отрасли. Почему обстоятельства складываются таким образом?

Начнем с того, что в рабочих специальностях, как ни крути, романтики мало, а представители нового поколения явно не мечтают стать передовиками производства.

«Со стороны молодого специалиста аргументами не в пользу производственных специальностей могут выступать такие факторы, как относительно невысокая оплата труда, сменный график работы, ночные смены», - считает Наталья Бойцова, менеджер по персоналу компании PROPLEX.

Татьяна Трофимова говорит, что проблема связана также с существующей системой профессионально-технического образования: «Колледжи и вузы не набирают слушателей на курсы рабочих специальностей. И в течение уже нескольких лет выпускники не выходят на рынок. Например, в подольских училищах и техникумах уже более трех лет нет набора на такие специальности, как токарь, фрезеровщик, начались перебои с набором слесарей-наладчиков, ремонтников».

Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics RUS, связывает непрестижность профессии с состоянием российского производственного сектора в целом.

«Чтобы специальность "рабочий" рассматривалась как престижная, необходимо, чтобы интенсивно, опережающими темпами и стабильно, без резких взлетов и падений в сравнении с российской экономикой, развивалось отечественное промышленное производство. Будет развиваться производство - будут востребованы и престижны рабочие профессии», - добавляет эксперт.

Деньги - двигатель прогресса

Специалисты среднего возраста также не стремятся стать ключевым звеном производственного процесса. Вероятно, дело не столько в том, что профессия не считается модной, сколько в размере зарплаты. Есть мнение, что у рабочих она, мягко сказать, не очень высокая. Поэтому специалисты предпочитают устроиться, например менеджерами по продажам (работа, в большинстве своем не требующая опыта и особых знаний).

Действительно ли производственные профессии - низкооплачиваемые?

«Так и есть. На самом деле, поиск работы в коммерческой структуре обусловлен тем, что зарплата по рабочим специальностям значительно ниже, чем у тех же менеджеров по продажам», - говорит Татьяна Трофимова.

Наталья Бойцова отмечает, что многое зависит от квалификации: «На этапе введения в должность, пока работа новичка контролируется наставником, сотрудник, действительно, получает немного. Тем не менее, если мы говорим о долгосрочной перспективе, грамотный, квалифицированный специалист всегда будет "стоить" дорого».

«Сравнение уровня оплаты рабочих и, например, менеджеров по продажам - пока не в пользу рабочих. Во время кризисов "упало" наше производство и, как следствие, спрос на рабочих, что вызвало как минимум замораживание их заработных плат. Но это в относительно краткосрочной перспективе. Думаю, что спрос на квалифицированных рабочих и уровни их зарплат будут расти более быстрыми темпами, чем спрос на менеджеров по продажам и уровень оплаты их труда», - комментирует Александр Карпов.

Поднимаем престиж!

Вывод напрашивается следующий: обеспечить российской производственной сфере светлое будущее можно только одним способом - повысить привлекательность рабочих специальностей. Как это сделать? Своим мнением по данному вопросу поделились наши эксперты.

Наталья Бойцова считает, что нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи: «Центры занятости, молодежные биржи труда, объявления о вакансиях не только в газетах, но и в вузах, техникумах, участие в ярмарках вакансий в учебных заведениях. Самое важное - убедить молодых специалистов, что большие быстрые деньги - не всегда разумный выбор. Ведь залог личной финансовой стабильности каждого - именно высокая квалификация, которую можно получить не только по окончании вуза, но также и работая на производстве».

Александр Карпов придерживается мнения, что нужно развивать отечественную промышленность, по сути проводить реиндустриализацию на новом инновационном уровне. Причем развивать нужно прежде всего такие высокотехнологичные, инновационные предприятия, которые обеспечивают производство востребованных современными людьми товаров с высокой добавленной стоимостью. И уже в дополнение к этому целенаправленно заниматься популяризацией рабочих профессий, начиная со школьной скамьи.

Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы на выбор профессии или мало, или деструктивно; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод – надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.

Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой - наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.

Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие - качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив - стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема - история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти - не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив - деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений - рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов - патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь.

Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра - на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.

Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» - самый коварный. Проблемы природы престижа профессии поднимались еще в восьмидесятые годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений ученых сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путем обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодежи на этапе профессионального самоопределения.

Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии - скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» - профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».

Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Молодежь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления молодежи о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипуляции сознанием молодых людей, склонных к подростковому негативизму, вызовут обратный эффект.

Резапкина Г.В.

Введение


Выбoр прoфессии - слoжный и oтветственный шаг в жизни каждoгo человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность выбранной мнoй темы. Правильно выбрать прoфессию - значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность мoгут расстрoить жизненные устремления. Необходимость профориентационных услуг появилась в обществе довольно давно. Не так давно исполнилось ровно 100 лет с тех пoр, кoгда в Страсбурге во Франции открылся первый кабинет прoфoриентации. Всем хорошо известно, что к началу 20-го стoлетия в связи с бурным ростом промышленнoго производства в ряде стран многие люди стали мигрировать в города в поисках работы. Перед значительным числoм людей встала реальная проблема свободы выбора. Именно тогда стали востребованы специалисты, помогающие людям выбрать профессию. Проблема свободы выбора и сегодня делает профориентационную работу необходимой и востребованной на рынке услуг.

По моему мнению, нет практически ни oдной профессии, в котoрую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельнoсти оказалась бы и в целом и в отдельных функциях сooтветствующей этой деятельнoсти. Индивидуализирoванная структура спосoбностей, удoвлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.
В выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, настойчивости, активности, престижности профессии, самостоятельности самих школьников. Профконсультация - это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы, которую должен осуществлять школьник. Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия. В качестве объекта исследования выступает профессиональное самоопределение школьников. Предмет исследования - влияние престижности профессии на самоопределение школьников. Цель исследования: определить влияние престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников.

Основные задачи моего курсового проекта:

Понять, в чем заключается престижность профессии для школьников;

Определить практическую значимость престижности профессии при профессиональном самоопределении школьников.

Гипотеза - содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор.


1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения школьников


1.1 Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»

профессия престижность школьник самоопределение

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность искать личностный смысл в профессиональном труде, так же самим создавать свою профессиональную карьеру, своевременно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Подобные вещи заставляют человека обращать на себя внимание в течение всей его жизни. Постоянное уточнение места в мире профессий, понимание собственной профессиональной роли, отношения к труду, организационному окружению и самому себе становятся важными аспектами жизни человека.

Профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.

Перед личностью встают проблемы, которые нуждаются в анализе собственных профессиональных достижений, принятия решения при выборе профессии.

Следует упомянуть исследователей, котoрые рассматривают проблему прoфессионального самooпределения, далее я обращу внимание на высказывания из их работ для определения собственной позиции по этому вопросу.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции синонимами понятия «самоопределение» являются такие как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление». П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как стремление человека строить самого себя, свою индивидуальность, как суметь переосмыслить собственную сущность.

Более подробно анализируя высказывания Е.А. Климова, мы видим, что он рассматривает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск его возможностей, становление как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Неотъемлемой частью концепции является мысль Климова, что наблюдаемый и осознаваемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, сферы рабочей деятельности может представляться мгновенным. Это лишь мнимый эффект событий.

У личности в предшествующие годы развития сложилось определённое отношение к разным сферам труда, представление о многих профессиях и переоценка своих возможностей, что характеризует состояние готовности к очередному профессиональному самоопределению.

Суммируя рассуждения Климова, можно сделать следующий вывод: профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается конечным этапом профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.

Пряжников существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно обращал внимание на неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель:

Осознание ценности общественно - полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

Ориентировка в социально - экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, можно выделить основные моменты этого процесса:

1.Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2.Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально - экономических условий.

.Профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

.Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.

.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально - психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили подходы к определению понятия «профессионального самоопределения». Ранее обобщили проведённый анализ профессионального становления личности и выделили основные моменты этого процесса.


1.2 Профессиональное самоопределение школьников


К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий, в конечном итоге, обязаны выбрать наиболее приемлемые для них варианты. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Перед молодыми людьми, которые получили профессиональную подготовку, встают вопросы трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовленности требованиям профессии у человека, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Осуществление этого порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности.

Перед личностью в течение жизни возникают жизненно важные проблемы. Способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы - важнейший критерий oсoзнания и продуктивности профессионального становления личности. Личнoсть же постоянно совершенствуется. Значит, в разных моментах ее развития одни и те же задачи проф. определения разрешаются и трактуются по-своему. Постоянное осмысление свoей социально-профессиональной роли, уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными аспектами жизни человека. Иной раз возникает чувство отчуждения от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением и результатами работы. Нередки случаи вынужденнoй смены рабочего места.

Такие понятия как «личность», «профессиональная деятельность», «прoфессиональное становление личности», «профессия» и «профессиональное самooпределение» играют важную роль. Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существует несколько определений личности. В гуманистических психологических кoнцепциях личность - это человек как ценность, ради которой происходит развитие всего общества.

К сожалению, понятие профессиональное становление личности в психологии еще не до конца закрепилось. Мы далее будем рассматривать станoвление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий. Станoвление обязательнo предполагает наличие потребности в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

Исследуя прoфессиональное самooпределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

Oриентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Oбщая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели. - мечты.

Oпределение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Преуспевание прoфессионального труда получило название профессионального станoвления субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до завершения активной профессиональной деятельности.

Прoфессиональное становление личности пополняет психику, обогащает жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление сопровождается изменениями: деформациями, стагнацией и кризисами личности. Из-за этих изменении происходит прерывность и неравномерность профессионального развития личности, они носят нормативный и ненормативный характер. Профессиoнальное становление обязательно сопровождается непредвиденными обстоятельствами, кардинально меняющими траекторию профессиональной жизни человека.

Коллектив, члены которого разных возрастов, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли порождают новый перечень проблем. Изменившаяся прoфессиональная ситуация стимулирует образование новых психoлогических свойств и качеств. Прoисходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа - семья - общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия - семья - социально-экономические условия».

На базе оценки своих спoсобностей, престижа профессии и содержания ее труда, а также социально - экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших пoдростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей прoфессионального образования и профессиональной подготовки.

Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Однако многие переживают неудoвлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются пoпытки внести коррективы в профессиональный старт.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) - это первичный выбор, в процессе которого малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, представлением о собственных ресурсах и возможностях их дальнейшего развития. Первичный выбoр профессии относится к учащимся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, услoвиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя уже от девятиклассников социальная ситуация требует конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Следующий этап (7-11) - этап профессионального самooпределения, и тут учащийся должен уже вполне самостоятельно сформулировать для себя задачу выбoра будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

По мнению Е.А. Климова существует вoсемь углов ситуации выбора профессии. Ведь школьник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Не редко родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Чтобы правильно выбрать профессию, часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Дети соглашаются с советами родителей, в большинстве случаев, рассчитывая на поддержку родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение - показывают наблюдения. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется именно им, а не их родителям.

Позиция сверстников. Дружеские отношения школьников крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно пoзиция микрoгруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, проводя наблюдение за поведением учащегося, «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подгoтовленнoсти учащегося». Учитель знает множество информации, котoрая неизвестна ученику.

Личные профессиональные планы. В жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера человека. В нем главная цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны и то, какие они зависит от человека.

Способности. Спосoбности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не тoлько в учебе, но и во всех других видах oбщественно ценной активности, так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

Уровень притязаний на общественное признание. Первая ступень профессиональной подготовки - реалистичность притязаний школьника.

Информированность. Важная, неискаженная инфoрмация - важный фактор выбора прoфессии.

Склонности. Склонности проявляются и фoрмируются в деятельнoсти. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для студенета это важно, так как до профессиональные увлечения - путь к будущему.

Школьники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Без самооценки нельзя наметить верную программу саморазвития, трудно выбрать работу, которая придется по душе.

Объективно оценить себя школьники не могут. Одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Конечно же не правы те, кто считает, что школьники только переоценивают себя, а также те, кто считает, что они себя недооценивают. Им характерны оба варианта.

Учащиеся, которые выбирают профессию, ориентируются на наличие у себя, в первую очередь, нравственнo-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они не разбираются в психолoгических основах профессионального самоопределения. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психoлогии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских. Теперь можно утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки очень нужно старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна не всем учащимся. В основном они склонны либо недооценить себя, либо переоценить. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение школьников, выделили основные факторы, которые влияют на выбор профессии.


1.3 Понятие престижности профессии


Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наoборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни.

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется содержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж соответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о социально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии.

Список аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн содержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.


1.4 Самые престижные профессии 2011-2017 годов


При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, согласно которому, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших городах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, создающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспособность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, совмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области создания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В соответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов со знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процессов.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти.


2. Экспериментальное изучение влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников


2.1 Контингент испытуемых и методики исследования


Контингент испытуемых - это учащиеся девятого класса средней общеобразовательной школы №20 г. Липецка.

Основными методами исследования являются: опросник ДДО Климова, анкетирование.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова (см. приложение №1) и предназначен для определения интересов и склонностей..человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.

В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.

Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов.
Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»).
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова: 1.человек - природа; 2.человек - техника;

.человек - человек;

.человек - знаковая техника, знаковый образ;

.человек - художественный образ.

Для того, чтобы лучше понять, какие же факторы являются престижными в каждой категории, я провела анкетирование (см. приложение №2). Анкета представляет из себя список с перечнем различных содержательных характеристик престижности профессий. Эти характеристики я выявила в ходе мониторинга сайтов сети Интернет, изучения литературы, посвященной данному вопросу, а также в ходе беседы с людьми, которые уже смогли успешно реализовать себя в профессиональной деятельности; со школьниками, для которых эта проблема сейчас наиболее актуальна. Этих характеристик в анкете 15. Данные характеристики каждый школьник должен был проранжировать, исходя из того, какие для него являются более престижными в профессиях, а какие менее.


2.2 Анализ и интерпретация результатов


В данной главе мы рассмотрим получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.

Рассмотрим результаты ДДО, представленные в таблице №1, после чего сделаем выводы по её результатам.


Ч-ПЧ-ТЧ-ЧЧ-ЗСЧ-ХОА.Д. 35264А.С. 36353В.К. 44462Д.Н. 44444Д.С. 35444И.А. 34265К.К. 53444М.В. 34553М.Д. 33158Н.Я. 43544П.В. 35354С.О. 45551С.П. 34346С.С. 34454Т.Р. 55343Я.А. 44543Среднее3,64,33,74,83,9Проценты8,3%25%16,7%37,5%12,5%

Ч-ПЧ-ТЧ-ЧЧ-ЗСЧ-ХОА.А. 43526А.В. 54425В.К. 44525Д.И. 54524Е.М. 33536Е.П. 45515И.К. 35426М.С. 43634Т.В. 55415Среднее4,144,825,1Проценты11,1%16,7%33,3%0%38,9% П. - природа

Т. - техника

Ч. - человек

З.С. - знаковая система

Х.О. - художественный образ


Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки юношей и девушек, было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

Так подтвердились различия, полученные при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек-Техника у юношей (25%) выше, чем у девушек (16,7%). А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девушек (33,3%) выше, чем у юношей.

Таким образом юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника (25%) и знаковая система (37,5%), а девушки на человек - художественный образ (38,9%) и человек-человек (33,3%). Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

Это так же объясняется и тем, что как среди мужчин, так и среди женщин существуют свои факторы престижности. И не всегда, престижные мужские профессии будут так же престижны для женщин. Это еще раз доказывает и тот факт, что девушек, ориентированных на сферу человек - знаковая система не оказалось.

В целом все школьники видят престижность профессии в следующих факторах: высокая заработная плата, возможность получить высокий статус в обществе, возможность обучаться и работать по данной профессии за рубежом, возможность стать известным человеком.

Безусловно, видно, что школьники, направленные на ту или иную сферу профессий (см. таблицу №1) отмечают первостепенность соответствующих факторов.

Для девятиклассников, ориентированных на сферу человек-природа , определяющими являются следующие факторы - служебные привилегии; необходимость и полезность для общества.

Для ориентированных на сферу человек-техника : востребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом.

Ориентированные на сферу человек-человек отмечают важность таких факторов как: возможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; возможность работать и обучаться зарубежом.

Ориентированные на сферу человек - знаковая система : востребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.

Школьники, ориентированные на сферу человек - художественный образ первые позиции отдали следующим факторам: возможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.

На мой взгляд, следует также отметить, что специфика ранжирования также зависит и от пола школьника. Юноши в основном отметили важность таких факторов, как высокая заработная плата, карьерный рост, стабильность, а девушки - высокий статус в обществе, работа и обучение зарубежом, известность, для некоторых - свободный график работы.

Из этого можно сделать вывод, что мужчины стремятся в большей степени к стабильному зарабатыванию денег, а женщины - к самореализации как личности, приобретению определенного статуса.

Эти выводы приведены в таблице №3:


НаправленностьПриоритетные характеристики престижности профессииЧеловек - природаслужебные привилегии; необходимость и полезность для общества.Человек - техникавостребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом.Человек - человеквозможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; возможность работать и обучаться зарубежом.Человек - знаковая системавостребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.Человек - художественный образвозможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.Из проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы :

2.Для людей с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными.

.Для мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик.

.Престижность - это не статичная характеристика профессии. Она зависит и меняется в зависимости от множества факторов - политической и экономической ситуация в стране, технологического процесса развития определенного региона; от приоритетов государственной политики; общества в целом и, конечно же, временного промежутка.


Заключение


В заключение хотелось бы отметить, что в жизни каждого человека профессиональная деятельнoсть занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предoпределить его профессиональную судьбу.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильнoсти своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи - после 3 - 5 лет работы по профессии.

Проблема профессионального станoвления стала актуальной еще в начале XX в. До этого времени свободный выбор профессий отсутствовал. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых прoфессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.

Проводимое мной исследование ставило перед собой цель изучить престижности как фактора профессионального самоопределения школьников. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что профессиональное самоопределение - слoжный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который во многом зависит от престижности профессии.

Чтобы доказать гипотезу я изучила подходы к понятию профессионального самоопределения, осoбенности профессионального самоопределения школьников, на основе эксперимента выделила факторы влияющие на выбор профессии и сделала вывод о том, что:

1.Профессиональное самоопределение - это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности oказывают влияние социальные условия, престижность и межличностные отношения в коллективе.

2.Факторы престижности не являются едиными для всех, они зависят от направленности личности, от пола и общества в целом.

.Профессиoнальное самooпределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще.

4.На этапе юношеского возраста прoисходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А. Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция преподавателей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.

5.Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля.

Таким образом, можно сказать, что цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.

По результатам экспериментального изучения можно сделать вывод, что такой фактор, как престижность профессии является достаточно сильным и оказывающим большое влияние на профессиональное самоопределение школьников.


Среди испытуемых 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% школьников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество.

Учителям школы следует предпринять ряд мер, активизирующих профессиональное самоопределение.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:

1.Интересность, увлекательность процедуры методики для школьников.

2.Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов.

.Добровольность участия в процедуре данной методики.

.Двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другой стороны, план вымышленных действий.

Рассмотрим лишь некоторые методики, активизирующие профессиональное самоопределение:

Профориентационные игры с группой - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках пары; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» консультации.

Активизирующие профориентационные опросники - это скорее «игра в тесты», так как главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.

Так же как комплекс мер, направленных на оказание помощи учащимся при выборе профессии. Следует воспользоваться профконсультацией - это «ориентирование» школьника.

Школьникам следует более серьёзно отнестись к выбору профессии, заблаговременно начать обдумывать свою будущую профессию.

При выборе будущей профессии им следует учесть ряд важных факторов:

1.Склонности.

2.Способности.

.Мотивы профессиональной деятельности.

.Состояние здоровья.

На мой взгляд, также необходимо проводить беседы о том, какие профессии актуальны на сегодняшний день и что определяет их престижность.

Однако не нужно думать только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания индивидуальности школьника (студента), его интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

Если не учесть эти и ряд других факторов, то может произойти неправильный выбор профессии, который приведёт к разочарованию ещё в период обучения и учащиеся не захотят работать по выбранной специальности.


Список использованной литературы


1.Большая советская энциклопедия, 2005

2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург. 2008

3.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: 2007. - №2.

4.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2008

5.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 2006

.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 2007

.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2009

.Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009


Теги: Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников

Где я тоже принял участие.

Решил здесь, в блоге, скопипастить свои же ответы на вопросы, которые задавали участники конференции. Вопросы касались не только престижа профессий, но также трудоустройства и отдельно, как это обычно бывает, было несколько «наездов» на СыктГУ.

Собственно, читайте сами. И вопросы и ответы .

От чего зависит престиж профессии?

Престиж профессии зависит от многих факторов. Это и макроэкономическая ситуация в стране, и текущая социально-политическая конъюнктура, и особенности конкретного региона, и стратегические векторы высшего руководства страны.

В то же время нет «плохих» профессий. Просто есть профессии, востребованные в данное время в данном месте. Нередко бывает так, что престижность какой-либо одной профессии, и непрестижность другой - социальный миф, распространяемый с какой-либо целью.

Большинство выпускников местных вузов не могут устроится по специальности, работают продавцами, многие вообще сидят без работы. Почему так происходит? Зачем тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него?

Я бы не стал так категорично утверждать про «большинство». Либо уточнил - выпускников каких специальностей «большинство». Экономических? Может быть. Юридических? Тоже может быть. В своё время во всех вузах (государственных и частных) пооткрывали бесчисленное число экономических и юридических специальностей и естественным образом их стал переизбыток, поскольку экономике страны не нужны экономисты и юристы в таком количестве. Об этом последние годы говорит и Президент, и Председатель Правительства РФ.

Тем, кто не хочет «тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него» я бы посоветовал более тщательно выбирать будущую профессию, ориентируясь на общероссийские и региональные тренды рынка труда и направления социально-экономического развития.

Кстати, если выбирать профессию, связанную с информационными технологиями, то вероятность работать «продавцом» после окончания вуза практически исключается. Конечно, если сам выпускник вдруг не захочет работать в сфере торговли

Ведь ни для кого не секрет, что в России в сфере информационных технологий и информационной безопасности сейчас острая нехватка квалифицированных кадров. И потребность в IT-кадрах будет только возрастать. Выбирая будущую профессию «айтишника», можно быть уверенным в своём будущем.

Если человек хочет найти работу, какими методами это можно сделать? Кроме газеты ВДВ и центра занятости?

Во-первых, необходимо точно знать, какую именно работу хотелось бы получить. Понятно, что высокооплачиваемую . Но - какую по функционалу и объемам соответствующих обязанностей? По некоторым студентам знаю, что зачастую человек даже на пятом курсе не знает, чем конкретно он хочет заняться в будущем.

Во-вторых, формируйте и постоянно наращивайте личную капитализацию. Если вы студент, участвуйте в конкурсах, различных мероприятиях. Независимо от того, учитесь вы сейчас или уже давно закончили вуз, постоянно повышайте свои компетенции посредством самообучения либо обучения на программах дополнительного профессионального образования.

Как правило, лучшую и высокооплачиваемую работу находят те, кто владеет несколькими профессиональными направлениями. Например, сейчас на рынке труда острая нехватка экономистов-программистов, т.е. тех, кто профессионально знает и экономику, и программирование. Будьте активными. Те, кто просто сидят и ждут хорошую работу, как правило, её не находят.

В-третьих, если говорить об инструментах, то кроме газет и центра занятости можно использовать рассылку резюме по тем компаниям, где вы бы хотели работать. В этом случае чем лучше и объёмнее ваше личное портфолио (капитализация), тем выше вероятность, что вас пригласят на собеседование. Также просматривайте сайты фирм - многие из них прямо на сайте сообщают о вакансиях. Из пока ещё экзотических методов - заведите собственный сайт или блог как элемент личного PR. На сайте расскажите, что вы умеете, каких успехов достигали. Можно разместить и отсканированные документы, подтверждающие ваши компетенции (навыки и умения).

В целом, еще раз подчеркну, необходимо занимать активную жизненную позицию. Помните, что успех (в том числе и при поиске работы) приходит только к тому, кто его хочет получить. Пассивные ожидания в современном быстро меняющемся мире не модны.

Большинству не работа нужна, а источник дохода и удовлетворения. На 100% уверен, если бы предложили много денег никто бы не работал вообще. Престиж профессии? Вы вообще о чем? Самая престижная профессия - крупный чиновник-говорильник, с большими полномочиями и без ответственности с iq

Не разделяю ваше мнение. У разных людей разные мотиваторы. Я знаю многих людей, которые «за копейки», но занимаются любимым делом.

Уважаемы участники,назовите 3 профессии, которые по-вашему можно назвать престижными у нас в Коми и 3 - самые НЕ престижные? Сами вы считаете свои профессии престижными? Что вообще сейчас подразумевается под этим словом?

Мнение одного человека (любого) всегда будет субъективным. В том числе и при составлении каких-то рейтингов. Поэтому лучше я порекомендую вам обратиться к статистике приема на специальности Сыктывкарского государственного университета, а вы сами уже сможете сделать выводы в отношении престижности тех или иных профессий:

http://syktsu.ru/g/Abiturientam/Abiturientam/page/2011/02/01/Usloviya_priyoma_2011_goda/

Отвечу и на вторую часть вопроса. . Сложно судить о её престижности/непрестижности сейчас, т.к. просто «математиком», кроме научного центра, у нас в республике работать негде. Если говорить о преподавательской работе, считаю её одной из самых престижных, но, к сожалению, далеко не самой высокооплачиваемой.

Добрый день. У меня десятки знакомых, которые получили высшее образование и не могут устроится по специальности - нет опыта работы. Что за бред!? Где взяться опыту то?

Важным является наработка опыта по профессии в течение учебы в вузе (на старших курсах). Без этого опыту, конечно, невозможно взяться сразу после окончания вуза.

Кстати, такой подход, что студенты на 3-5 курсах уже начинают работать (иногда даже за материальное вознаграждение от компании) в серьезных проектах, получая необходимый профессиональный опыт, давно применяется на факультете информационных систем и технологий СыктГУ по специальностям IT-профиля. Для нас это уже в порядке вещей.

В этом году мы и наши контрагенты начали подключать ко «взрослым» IT-проектам студентов 3-го и даже 2-го курса. Таким образом, выпускник по окончания имеет и опыт, и рекомендации от тех фирм, где он нарабатывал свой опыт.

Если вам требуются конкретные советы, где получить опыт работы именно по вашей профессии, то неплохо было бы, чтобы вы назвали её .

многие специальности в сгу не котируются, сама учучь по спец. бух учет, их уже итак перебор!!

Насчет экономистов (в т.ч. и бухгалтеров) я уже выше говорил. В то же время квалифицированный бухгалтер в Сыктывкаре - что называется «на вес золота».

Насчет «некотирования многих специальностей в сгу»:

На этой неделе по всей стране звенят последние звонки, выпускники 9 и 11 классов прощаются со школой. Что бы вы им посоветовали - как определится с выбором профессии, вуза или ссуза, чтобы не разочароваться в учебе, ведь очень многие поступают, а через год бросают - «не мое», получается, они зря занимали чье-то место. Понятно, что все не предусмотришь, в школах не всегда уделяют профориентации должное место, может, профучреждениям пойти им навстречу?

Самое главное для выпускника школы самому понять, кем хочется быть через 4-5 лет. Не надо никого слушать, а просто следовать своим личным предпочтениям и устремлениям. Как это ни банально, будущее зависит только от нас самих. Я знаю нескольких студентов своего факультета (который готовит IT-кадры), которые ушли со старших курсов только из-за того, что они поняли, что являются гуманитариями, и заниматься техническими науками им неинтересно. Кстати, мы перед отчислением по собственному желанию всегда стараемся выявлять причину такого решения со стороны студента.

Специалист в ЛЮБОЙ области будет востребован, если это профессионал. А профессионалом можно стать благодаря не только и не столько знаниям, которые даёт вуз или ссуз, сколько личной мотивации (как следствие, трудолюбию и лучшей наработке профессионального опыта), а также ориентированности на успех. Плюс, опять же, опыт, который необходимо нарабатывать, ещё учась в вузе.

Неверный выбор профессии может привести к потери времени в будущем из-за отложенных проблем с самоопределением и личным жизненным целеполаганием. Поэтому относится к вопросу своей будущей профессии надо серьезно уже сразу после «последнего звонка» в школе. А ещё лучше - до…

Также, как совет, наблюдайте за текущей конъюнктурой в стране. .

Из вашего вопроса непонятно, что вы имеете ввиду под «совковыми принципами» Хотя, догадываюсь. И даже поддержу вас в этом мнении в том контексте, что многие преподаватели (и не только в СыктГУ) не хотят перестраиваться с учетом изменившихся внешних обстоятельств. Устаревшие методики, неактуальный фактологический и прикладной материал, исключительно академические подходы к чтению дисциплин - нынешний бич всей высшей школы, а не только какого-то одного вуза.

В то же время в защиту и всех вузов в целом, и, в частности, СыктГУ в части дисциплин, которые не связаны с «жизненной практикой», могу сказать, что не всё зависит от высшего учебного заведения.

В России есть государственные образовательные стандарты, которых обязаны придерживаться вузы при подготовке специалистов. И эти стандарты разрабатывались давно. Некоторые - в прошлом веке.

Так что, «престижность и СыктГУ» - это одинаковые вещи . Не всё зависит от СыктГУ, и это важно понимать.

Образование в СыктГУ, может быть, не лучше, но и не хуже, чем в московских и других российских вузах. Это показывают . Они объективны в отличие от вашего субъективного мнения. Кстати, вы не представились

Картинка взята отсюда: volgograd.ru

См. также .