11.07.2019

Что такое межотраслевые комплексы. Межотраслевые комплексы рф. Комбинирование - это


Межотраслевые комплексы их сущность, структура и значение. Процесс формирования межотраслевых комплексов – это объективное явление в развитии производительных сил Украины. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается усилием интеграционных тенденций между предприятиями и отраслями. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с тесными экономическими, коммерческими и производственными связями. Эти производства и отрасли оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми в своем развитии.

Межотраслевой комплекс – это совокупность видов деятельности и отраслей, осуществляемых на определенной территории и объединенные в определенную группу и характеризующиеся тесными экономическими и другими связями.

Наиболее важными и определяющими связями есть производственные, которые возникают при доставке сырья, готовой продукции, а также при кооперировании предприятия и отраслей производства. На основе производственных связей в народном хозяйстве Украины и на уровне районов и регионов функционируют такие межотраслевые комплексы: 1)Топливно-энергетический; 2)Металлургический; 3)Машиностроительный; 4)Агропромышленный; 5)Химический; 6)Лесопромышленный; 7)Транспортный; 8)Строительный.

Комплекс по производству не продовольственных товаров народного потребления и др. В последнее время этот перечень дополнился такими отраслями как: 9)Военно-промышленный; 10)Море хозяйственный; 11)Социальный; 12)Рекреационный; 13)Информационный.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность интегрированных отраслей народного хозяйства, объединенных общей цельюОбеспечение страны продовольствием и промышленности сельскохозяйственным сырьем. В состав АПК входят отрасли: растениеводство и животноводство по производству с.-х. продукции. По ее переработке, реализации по производству средств производства сельского хозяйства, а также звенья производственного обслуживания АПК.

Межотраслевые комплексы явл. реально существующими явлениями, но большая часть этих межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур и органов. Их деятельность координируется, анализируется, разрабатывает прогнозы развития, на основе матричной структуры управления, т. е. временными целевыми управленческими группами. Межотраслевые комплексы есть одновременно составной частью АПК и машиностроительного комплекса. Например: Причерноморский хозяйственный комплекс – рекреационный комплекс.

Чем больше перекрытия межотраслевых комплексов регионов, тем больше взаимосвязанным и комплексным есть его хозяйство.

Система признаков, на основе которых выделяются различные межотраслевые комплексы: 1.наличие тесных производственных и коммерческих связей. 2.решения актуальных экономических проблем 3.объединение звеньев комплекса в единую производственно-технологическую систему. 4.выполнение определенной функции в экономической системе. 5.общее, но не всегда управление межотраслевым комплексом. 6.территориально географические признаки. В зависимости от комбинации производственных и территориальных географических признаков, все межотраслевые комплексы можно сгруппировать в такие группы: 1)Промышленные; 2)Агропромышленные; 3)Лесопроизводственные. 4)Аквотореальные комплексы охватывают заготовку и переработку рыбных ресурсов, водорослей, добычу и переработку морских солей, опреснение воды (морской), а также цикл производств по добычи транспортировки и переработки, нефтегазового сырья на шельфе морей.

По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов:

1-тип. Входят отрасли, предприятия которых связаны последовательной или параллельной переработкой определенного сырья включая добычу в АП и выращивание.

2-тип. Принадлежат однородные отрасли, связи, между предприятиями которых возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции и услуг (Например, топливо энергетический и транспортный комплекс).

3-тип. Комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, предприятия которых решают определенные народно-хозяйственные или региональные проблемы (Например, продовольственные, рекреационные и др.).

4-тип. Прогнозные межотраслевые комплексы, создаваемые для достижения определенной цели.

В зависимости от пространственных масштабов межотраслевые комплексы делят на 3 вида: 1. Межгосударственные; 2. Макроэкономические или народно-хозяйственные; 3. Территориальные межотраслевые комплексы.

Межгосударственные комплексы создаются на основе интеграции как минимум 2-ух хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран (Например, на пространстве СНГ формируются военно-промышленный, ракетно-космический, авиационный комплексы).

Макроэкономические или народно-хозяйственные межотраслевые комплексы формируются и функционируют как межотраслевые образования в масштабе всего народного хозяйства.

Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы соответствующих народнохозяйственных комплексов и подсистемы интегральных и территориально хозяйственных комплексов (Например, АПК-Крыма, одновременно составная часть АПК-Украины и подсистема территориально хозяйственного комплекса Крыма).

Территориальные межотраслевые комплексы в свою очередь делятся на локальные и региональные.

Региональные – это межотраслевые комплексы, функционирующие в пределах АР Крым, отдельных областей, группе областей в экономических районах и регионах.

Локальные территориальные межотраслевые комплексы функционируют в пределах внутриобластных, республиканских, административных районах, в экономических узлах и центрах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Межотраслевые комплексы

1. Хозяйственное значение

2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов

Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

3. Основные проблемы

Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.

Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.

Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

нарушение технологических связей;

простои многих предприятий;

низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо

2. Необходимость структурной перестройки:

основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;

необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);

наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.

    практическая работа , добавлен 10.05.2008

    Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2015

    Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.

    реферат , добавлен 18.04.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.

    шпаргалка , добавлен 22.04.2010

    Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.

    презентация , добавлен 24.03.2012

    Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2013

    Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.

Важнейшие межотраслевые комплексы России*

Межотраслевые комплексы Народно-хозяйственная функция (значение в экономике страны)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения
Металлургический и химико-лесной комплексы Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения
Военно-промышленный комплекс (ВПК) Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны
Агропромышленный комплекс Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Машиностроительный комплекс Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения
Инвестиционно-строительный комплекс Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения
Инфраструктурный комплекс Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения

Перевод экономики на интенсивный путь развития требует межотраслевого подхода к решению любого вопроса на всех уровнях управления. Выработанный Коммунистической партией подход к совершенствованию управления народным хозяйством предусматривает меры по улучшению организационной структуры управления, в том числе преодоление ведомственной разобщенности, совершенствование отрасле вого и территориального управления и организационных форм реализации целевых программ.

К числу проблем повышения качества межотраслевого управления относятся проблемы формирования и развития территориально-производственных комплексов, создания объединений межотраслевого типа, совершенствования управления межотраслевыми территориальными комплексами.

Поиск рациональных форм производственно-хозяйственных комплексов связан с организационным фактором. Организация управления выступает как упорядочивающая основа всех сторон хозяйствования и недооценка ее роли может привести к затруднениям в функционировании хозяйственного механизма комплекса. Это подтверждается и практикой, когда новые формы и методы планирования и стимулирования используются в условиях неэффективных структур.

Одним из важнейших направлений улучшения управления формированием и развитием межотраслевых территориальных комплексов является системное рассмотрение организации управления взаимосвязанными элементами комплексов с целью определения новых форм и методов управления ими, обеспечивающих оптимальное взаимодействие отраслевых и территориальных органов управления.



№ п/п Проблема (на примере лесного комплекса) Рейтинг
1. Неэффективная система подготовки квалифицированных кадров и механизм развития науки и инновационного процесса в Лесном комплексе 9,93
2. Качество государственного управления государственным ресурсом – Лесом 9,71
3. Не определены стимулы, механизмы, принципы эффективного управления инфраструктурой леса 8,94
4. Недостаточно эффективная государственная политика в области сохранения и восстановления лесных ресурсов и создания лесных плантаций 8,67
5. Неэффективный механизм стимулирования долгосрочного инвестирования в Лесной комплекс 8,27
6. Несистемная государственная политика по размещению производительных сил Лесного комплекса, в том числе по освоению труднодоступных запасов леса 6,93
7. Не соответствует современным требованиям Система сбора и доступа к информации о запасах, инфраструктуре леса, лесопользовании и Лесном комплексе в целом 6,88
8. Отсутствует системный подход в области организации и проведения работ по стандартизации, сертификации, разработке технических и технологических регламентов в Лесном комплексе, в том числе по сертификации лесоуправления 5,63
9. Отсутствует государственное стимулирование переработки и утилизации древесных отходов, рециркуляции продуктов Лесного комплекса 5,2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.

Структура ТЭК:

1. Топливная промышленность:

Нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспотирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.

Уголь добывается шахтным способом и в карьерах – открытая добыча (40% общей добычи). Наиболее производительный и дешевый способ добычи угля – открытый (в карьерах), но, в то же время, он существенно нарушает природные комплексы.

2. Электроэнергетика:

· тепловые электростанции

· атомные электростанции (АЭС)

· гидроэлектростанции (ГЭС)

· прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции)

· электрические и тепловые сети

· самостоятельные котельные

Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС – 14%.

Металлургический комплекс представляет собой взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:

Добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов др.);

Металлургический предел – основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.;

Производство сплавов;

Утилизация отходов основного производства и получение из них вторичных видов продукции.

В зависимости от сочетания этих технологических процессов выделяются следующие типы производств в металлургическом комплексе:

1) производство полного цикла, которые представлены, как правило, комбинатами, в которых одновременно действует все названные стадии технологического процесса;

2) производство неполного цикла – это предприятия, в котором осуществляется не все стадии технологического процесса, например, в черной металлургии производится только сталь или прокат, но отсутствует выпуск чугуна, или производиться только прокат. К неполному циклу относится также электротермия ферросплавов, электрометаллургия и др.

Одной из особенностей размещения металлургических предприятий является неравномерность, вследствие чего металлургические комплексы распределяются « сгустками».

Уральская металлургическая база является самой крупной в России.

Центральная металлургическая база – район интенсивного развития дешевой добычей железных руд. Развитие черной металлургии базируется на использовании крупнейших месторождений железных руд КМА, а также металлургического лома и на привозных углях – донецком, печорском и кузнецком.

Центральная металлургическая база включает крупные предприятия полного металлургического цикла: Новолипецкий металлургический комбинат и Новотульский завод, металлургический завод «Свободный сокол» (Липецк), «Электросталь» под Москвой.

Сибирская база - самая молодая из баз страны, на­ходится в процессе формирования. Перспективы ее раз­вития связаны со строительством металлургических за­водов в Восточной Сибири (Тайшет) и на Дальнем Вос­токе.

Новая металлургическая база начала формировать­ся и в Северном районе, а именно в г. Череповце, где находится один из крупнейших металлургических ком­бинатов в стране. Череповецкий металлургический ком­бинат использует железную руду Кольского полуост­рова (Ковдорский и Оленегорский ГОК) и Карелии (Костомукшский ГОК), коксующийся уголь Печорско­го бассейна. В Санкт - Петербурге имеется передельный завод.

Черная металлургия - одна из важнейших отрас­лей хозяйственного комплекса России, служит фунда­ментом для развития многих отраслей промышленнос­ти и в первую очередь машиностроения.

По добыче железной руды лидирует Центрально-Чер­ноземный район (сосредоточивает более 30% общего объема ее добычи в стране), где находится КМ А с ее месторождениями и горно-обогатительными комбината­ми мирового значения. Далее следует Урал, Северный район, Восточная и Западная Сибирь. В производстве кокса первый - Западно-Сибирский район (Кузнецкий бассейн), затем - европейский Север (Печорский бас­сейн) и Дальний Восток (Южно-Якутский бассейн).

Машиностроение - главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург - еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств - автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили - Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Химический комплекс относится к числу базовых отраслей тяжелой промышленности России и включает химическую и нефтехимическую промышленность , подразделяющиеся на многие отрасли и производства, а также микробиологическую промышленность. Он обеспечивает производство кислот, щелочей, минеральных удобрений, разнообразных полимерных материалов, красителей, бытовой химии, лаков и красок, резино-асбестовой, фотохимической и химико-фармацевтической продукции.

Промышленность химических волокон и нитей характеризуется высокими нормами расхода сырья, воды, топлива и энергии и ориентируется на районы текстильной промышленности - Центральный (Тверь, Шуя, Клин, Серпухов), Поволжский (Балаково, Саратов, Энгельс). На востоке крупные предприятия действуют в Красноярске, Барнауле, Кемерово.

Промышленность синтетического каучука занимает особое место, так как первые в мире предприятия на базе пищевого сырья были построены еще в начале 1930-х г. ХХ в. в Центральной России. Переход на углеводородное сырье обусловил строительство новых заводов в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири.

Современная азотная промышленность основывается на синтезе и последующей переработке аммиака, в себестоимости которого почти 50% затрат приходится на природный газ (как сырье и топливо). При этом определяющим в размещении является либо наличие в районе газовых ресурсов (Невинномысск на Северном Кавказе), либо потребителей готовой продукции - сельского хозяйства - и предприятия размещаются вдоль трасс магистральных газопроводов (Новомосковск в Центральном, Новгород в Северо-Западном, Дзержинск в Волго-Вятском районах). При использовании в качестве сырья коксового газа, который образуется при коксовании угля, предприятия по производству азотных удобрений сооружаются либо в угольных бассейнах (Кемерово, Ангарск), либо вблизи металлургических комбинатов полного цикла (Магнитогорск, Нижний Тагил, Липецк, Череповец). Помимо высокой материалоемкости отрасль отличается значительной электроемкостью (почти 3 тыс. кВт/ч на 1 т синтетического каучука) и характеризуется известной территориальной рассредоточенностью. Почти 2/3 производства синтетического каучука приходится на европейскую часть, где ведущим районом остается Поволжье (Казань, Тольятти, Нижнекамск). Значительны объемы производства в Центральном (Москва, Ярославль), Центрально-Черноземном (Воронеж) и Уральском (Уфа, Стерлитамак, Пермь) районах. На востоке крупными производителями синтетического каучука остаются Омск (Западная Сибирь) и Красноярск (Восточная Сибирь).

Лесопромышленные базы в основном сосредоточены в Сибири и на Далнем востоке. Мелкое и среднее производство изделий из древесины присутвует в центральных районных.

Сельскохозяйственные базы страны сосредоточены в южных районах.

Определение межотраслевых комплексов

Межотраслевой народно-хозяйственный комплекс -- это совокупность отраслей, которые прямо или косвенно участвуют в производстве конечной продукции. Характер участия отраслей в производстве конечной продукции определяет особенности взаимосвязей между ними, их интеграцию и, следовательно, особенности прогнозирования межотраслевых интеграционных процессов. Различают несколько видов межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.

Виды межотраслевых комплексов

  • 1) Особенность первого вида комплексов в том, что в его составе находится основная, ведущая отрасль, которая производит конечную продукцию комплекса, а другие отрасли производят средства производства для этой ведущей или оказывают ей различного рода производственные услуги. Такая интеграционная основа характерна для агропромышленных, инвестиционных комплексов. В каждом из них в зависимости от выполняемых функций выделяются три группы отраслей: первая, основная, -- сельское хозяйство и капитальное строительство; вторая и третья -- обслуживающие отрасли первой (в агропромышленном комплексе -- это отрасли, производящие сельскохозяйственную технику, удобрения, и отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, хранение сельскохозяйственной продукции, в инвестиционном комплексе -- отрасли, производящие строительные материалы, строительную технику, и отрасли, производящие оборудование, подлежащее монтажу, установке на строящихся объектах).
  • 2) Второй вид межотраслевых комплексов можно назвать технологическим, так как в его интеграционной основе лежит технологическая зависимость одной отрасли от другой.

В технологических комплексах функционирование каждой отрасли -- отдельная стадия общего технологического процесса изготовления конечной продукции всего комплекса, а конечная продукция одной отрасли является полуфабрикатом для изготовления конечной продукции другой отрасли. Иными словами, все отрасли можно расположить в определенном порядке, соответствующем последовательности стадий общего технологического процесса. Такой характер интеграционной основы отчетливо проявляется в горно-металлургическом, топливно-энергетическом, химико-лесном комплексах.

  • 3) Интеграционная основа третьего вида комплекса -- транспортного -- иная, преимущественно косвенная. Она проявляется в том, что все транспортные отрасли, образующие этот комплекс (железнодорожный, автомобильный, водный, морской и речной, трубопроводный, авиационный, гужевой), производят однородный вид услуг -- осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, но используют для этого различные транспортные средства. Однородность выполняемых транспортными отраслями функций определяет целесообразность объединения их в одном комплексе, поскольку многие вопросы управления, рационального транспортного обслуживания можно решить лишь в масштабе совокупности всех транспортных отраслей, а не каждой в отдельности. Такими вопросами могут быть: необходимость рационального распределения грузовых, пассажирских перевозок между различными видами транспорта, достижения максимального соответствия производственных мощностей (пропускных и провозных способностей) различных видов транспорта в условиях смешанных перевозок.
  • 4) Следующий вид межотраслевых комплексов представлен машиностроением. Он отличается от предыдущих тем, что, во-первых, это самый крупный и сложный по составу комплекс. Если предыдущие комплексы состоят из нескольких отраслей, то в составе машиностроительного насчитывается несколько десятков отраслей.

Во-вторых, существенная особенность комплекса состоит в том, что косвенный характер взаимосвязей между его отраслями проявляется в большей степени, чем в транспортном комплексе. Каждая машиностроительная отрасль производит независимо от другой различные, как правило, не взаимозаменяемые виды продукции. Косвенная связь между ними проявляется следующим образом:

  • а) использованием одинакового исходного сырья -- металла;
  • б) в сходстве технологий изготовления продукции в различных машиностроительных отраслях. Степень сходства может быть очень высокой, например, в производстве комбайнов, тракторов и автомобилей, и относительно невысокой, например, в отраслях приборостроения и тяжелого машиностроения;
  • в) в сходстве орудий труда, например, во многих отраслях машиностроения используются станки токарные, фрезерные, карусельные, шлифовальные, станки с числовым программным управлением;
  • г) в сходстве схем организаций производства машиностроительной продукции различных видов (крупносерийное, серийное, мелкосерийное);
  • д) все машиностроительные отрасли производят разнообразные виды орудий труда.

Целесообразность объединения машиностроительных отраслей в единый комплекс определяется тем, что многие вопросы их развития могут быть решены оптимально лишь на уровне всей совокупности отраслей или отдельных их групп, например, вопросы использования результатов НТП (экономия металла и другого сырья, организация производства и применение высоких технологий).

Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ -- процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования). Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.

Среди общих проблем в первую очередь необходимо выделить: стабилизацию производства и обеспечение его роста; активизацию процессов обновления основных производственных фондов; улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности отраслей -- производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, рентабельности, себестоимости и усиление инвестиционной активности.

Другие проблемы отражают специфику каждого комплекса: экономическую, организационную, структурную и технологическую. Так, для отраслей машиностроительного комплекса очень актуальны проблемы повышения коэффициента сменности оборудования, обновления активных производственных фондов, станочного парка, улучшения качественных характеристик продукции до уровня, позволяющего конкурировать на мировых рынках. Для агропромышленного комплекса актуальны проблемы повышения эффективности сельхозпроизводства -- повышения урожайности, продуктивности, производительности труда, снижения себестоимости сельхозпродукции, увеличения объемов ее производств, совершенствования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, производящими сельхозтехнику, удобрения, горюче-смазочные материалы и другую продукцию для сельского хозяйства, устранения межотраслевых диспропорций.

межотраслевой комплекс экономика интеграция

Общая характеристика хозяйства России

Тесты

Г.Т. НИЗАМУТДИНОВА,
учитель географии сш № 3
г. Кодинск, Красноярский край

1. В каком государстве вы живете?

а) Содружество Независимых Государств
б) Российская Федерация - Россия
в) Содружество Суверенных Государств

2. Какая из перечисленных групп населения может быть отнесена к понятию трудовых ресурсов России?

а) население от 14 до 59 лет
б) от 16 до 59 лет - мужчины, от 16 до 54 лет - женщины
в) подростки от 14 до 16 лет, трудоспособное население и пенсионеры

3. Наибольшая плотность населения из перечисленных регионов:

а) в Поволжье
б) на Европейском Севере
в) в Восточной Сибири

4. Межотраслевым комплексом называется:

а) сочетание взаимосвязанных отраслей
б) группа отраслей, потребляющих однородное сырье
в) отрасли, продукция которых взаимозаменяема

5. Кооперирование производства - это:

а) организованная взаимосвязь специализированных предприятий
б) создание кооперативов в различных отраслях хозяйства
в) совместное использование одного месторождения минерального сырья разными предприятиями

6. Комбинирование - это:

а) соединение в одном предприятии разных производств
б) обмен различными предприятиями своей продукцией
в) расположение нескольких предприятий на небольшой площади

7. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс:

а) электроэнергетика и металлургия
б) топливная и химическая
в) электроэнергетика, машиностроение и химическая

8. Машиностроение России развито:

а) во всех экономических районах
б) только в районах Европейской зоны
в) только в районах Азиатской зоны

9. Доминирующим фактором в размещении отраслей точного машиностроения является:

а) трудовой
б) транспортный
в) сырьевой

10. Размещение топливно-энергетического комплекса России характеризуется следующими чертами:

а) потребители энергии и основные топливные базы расположены на западе
б) потребители энергии - на западе, топливные базы - на востоке
в) потребители энергии и топливные базы - на востоке

11. Топливно-энергетический баланс - это:

а) сумма показателей добычи всех видов топлива
б) расход всех видов топлива
в) соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии

12. Определяющий фактор при размещении ГЭС:

а) потребитель
б) природные условия
в) наличие топлива

13. Крупный центр добычи газа:

а) Экибастуз
б) Уренгой
в) Черемхово

14. Основная часть нефти России добывается:

а) в Центральной России
б) в Западной Сибири
в) на Европейском Юге

15. Тип электростанций, на который приходится наибольшая доля выработки электроэнергии в России:

а) АЭС
б) ГЭС
в) ТЭС

16. Главная экономико-географическая проблема черной металлургии России состоит:

а) в истощении месторождений железной руды и угля
б) в том, что основные запасы железных руд сосредоточены на западе страны, а угля - на востоке
в) в отсутствии потребителя

17. Ведущий металлургический район России:

а) Дальний Восток
б) Северный Кавказ
в) Урал

18. Назовите тип производства, характерный для центра цветной металлургии России - Красноярска:

а) производство глинозема
б) выплавка алюминия
в) полный цикл производства алюминия

19. Ведущий фактор размещения медной промышленности:

а) топливный
б) сырьевой
в) трудовой

20. Крупный центр черной металлургии:

а) Иркутск
б) Москва
в) Череповец

21. Предприятия химической промышленности размещаются:

а) в местах потребления продукции
б) в местах размещения сырья
в) в районах потребления продукции, в местах размещения сырья, в районах, хорошо обеспеченных водой, и вблизи крупных энергетических центров

22. Крупнейший лесопромышленный центр расположен в городе:

а) Братск
б) Норильск
в) Волгоград

23. Какая из перечисленных причин служит определяющей в зональной специализации сельскохозяйственного производства:

а) количество и плотность населения
б) уровень развития промышленного производства
в) природные условия и агроклиматические ресурсы

24. В России преобладают посевы пшеницы:

а) яровой
б) озимой
в) дающей два урожая в год

25. Основной район выращивания озимой пшеницы в России:

а) Западная Сибирь
б) Европейский Юг
в) Восточная Сибирь

26. Свиноводство в наибольшей степени развито:

а) в районах, обладающих обширными пастбищами
б) вблизи крупных городов
в) в предгорных районах

27. Вид транспорта, играющий ведущую роль в грузопотоках на территории России:

а) речной
б) железнодорожный
в) авиационный

28. Большой каботаж - это:

а) перевозка грузов речным транспортом
б) перевозка грузов железнодорожным транспортом на большие расстояния
в) перевозка грузов между портами своей страны, расположенными на разных морях

29. Порт, обслуживающий моря Тихого океана:

а) Мурманск
б) Находка
в) Тикси

30. На каком море расположен порт Мурманск:

а) Белом
б) Баренцевом
в) Северном

31. Миграция населения - это:

а) преобладание рождаемости над смертностью
б) передвижение населения по территории из одного места в другое
в) рост доли городского населения за счет сельского

32. Основная часть трудовых ресурсов России сконцентрирована:

а) в Восточной Сибири
б) в Центральной России
в) на Урале

33. Себестоимость продукции - это:

а) затраты на производство и реализацию единицы продукции
б) цена, по которой продается эта продукция
в) стоимость сырья, необходимого для производства единицы продукции

34. Крупные заводы по производству сельскохозяйственных машин сосредоточены в городах:

а) Норильск, Барнаул, Красноярск
б) Иркутск, Якутск, Тольятти
в) Ростов-на-Дону, Челябинск, Волгоград

35. В состав топливно-энергетического комплекса входят:

а) топливная промышленность
б) топливная промышленность и электроэнергетика
в) топливная промышленность, электроэнергетика и транспорт

36. Крупный центр добычи угля:

а) Уренгой
б) Нижневартовск
в) Прокопьевск

37. Основными факторами размещения нефтеперерабатывающей промышленности являются:

а) наличие трудовых ресурсов
б) близость к сырью
в) близость к потребителю

38. Технико-экономическая особенность цветной металлургии состоит в:

а) трудоемкости
б) материалоемкости
в) энергоемкости

39. Назовите форму производственной организации, широко используемой в черной металлургии:

а) специализация
б) кооперирование
в) комбинирование

40. Крупнейшие месторождения железных руд находятся:

а) в бассейне Печоры
б) в Забайкалье
в) на Среднерусской возвышенности

41. Крупный центр металлургии никеля:

а) Череповец
б) Красноярск
в) Норильск

42. Техническая сельскохозяйственная культура:

а) рис
б) кукуруза
в) сахарная свекла

43. Произведение количества перевезенных грузов на расстояние:

а) каботаж
б) грузооборот
в) грузонапряженность

44. Основной судоходный речной бассейн России:

а) Ленский
б) Ангаро-Енисейский
в) Волго-Камский

45. Укажите вариант, где правильно перечислены морские порты России:

а) Находка-Архангельск-Мурманск
б) Дудинка-Южно-Сахалинск-Комсомольск-на-Амуре
в) Новороссийск-Санкт-Петербург-Волгоград