13.09.2019

Энергетическое машиностроение продукция. Политехническая олимпиада по математике, физике, химии, информатике, русскому языку, обществознанию, географии и творческому конкурсу, проводимая на территории стран снг


Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно - технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства. Борисов, В., Балагурова, Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, 2001. - №12. - с. 30-35

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

Среди отраслей машиностроения, как уже отмечалось ранее, выделяют тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Рассмотрим продукцию, которую они выпускают.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи мталлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири («Сибтяжмаш» в Красноярске).

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры.

Энергетическое машиностроение также производит: реакторы для атомных электростанций, мощные дизели для судов, дизели для тепловозов и электростанций и т.д.

Российское энергетическое машиностроение является одной из наиболее благополучных отраслей отечественного машиностроения, что подтверждается отсутствием спада производства уже в 1996-1997 гг. на ведущих предприятиях - производителях энергетического оборудования, а также стабильной прибыльностью. Орлов, В.П. Сырьевая база машиностроения в условиях глобализации экономики. // Экономист, 2002. - №2.- с.28

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, а в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х гг. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции существующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергетическому машиностроению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования, а также разрыв традиционных связей с партнерами.

В последние годы наблюдается перелом ситуации в пользу отечественных предприятий. Активность западных производителей энергооборудования в России снижается в результате роста конкурентоспособности отечественных предприятий, и такие западные концерны, как Siemens, ABB, уже рассматривают российские компании в качестве партнеров и инвестируют в их развитие значительные средства.

Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение в середине 90-х гг. ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу «Энергомашкорпорация». (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке. В результате у предприятий, обедненных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие инвестиционных программ, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям - участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями.

Несмотря на определенные успехи, за последние 10 лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12% до 3-4%. Вернуться на ранее достигнутый уровень - вполне возможная задача.

Среди транспортного машиностроения можно выделить следующие подотрасли: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение отличается большой капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Сложная продукция требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Можно сделать вывод о том, что данная отрасль во многом зависит от трудовых и финансовых ресурсов. Лишь тяжелое машиностроение отличается меньшей трудоемкостью. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

Говоря о машиностроительной отрасли, в частности о тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, нельзя не сказать о ее значении для обеспечения безопасности и обороноспособности страны. И в первую очередь, это связано с тем, что эти отрасли создают конкурентоспособную военную продукцию, продукцию оборонного значения.

Томский политехнический университет приглашает школьников 11-х классов, учащихся последних курсов колледжей и техникумов, а также выпускников прошлых лет принять участие в Политехнической олимпиаде, которая будет проходить в населенных пунктах стран СНГ.

Участие в олимпиаде – реальная возможность оценить свой уровень знаний, получить высококвалифицированную консультацию по вопросам поступления от представителя ТПУ для более эффективной подготовки к вступительным испытаниям в лучший инженерный вуз России.

Просим будущих участников заполнить форму добровольной регистрации .

Места проведения Политехнической олимпиады школьников в 2019 году:

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ СРОКИ МЕСТО КОНТАКТЫ
Аксу 27-29 марта 2019 г.,
с 13-00
г. Аксу, гостиница Азия Пласт,ул. Набережная д. 51 8-923-487-22-23 (WhatsApp)
Алматы 1-3 апреля 2019 г., с14-00 Центр международного образования «ZStarKZ World education»
Адрес: г. Алматы, 8 микрорайон, ул. Шаляпина, 31а
4-6 апреля 2019 г., с14-00 Лицей №134, ул. Жарокова, 24 8 952 150 0306
26-30 марта 2019 г.,
с10-00
КазНУ пр. Аль-Фараби, 71 ( 8 952 897 8786,
8 747 958 4992
Астана 18-21 марта 2019 г.
с 15-00
Астана, ул.Сейфуллина, 31 8-952-889-2063 (WhatsApp)
Бишкек 26-28 апреля 2019 г. г. Бишкек, УВК школа-гимназия № 12, Чуй проспект, 56 8-923-504-1033
8-903-955-1236
Душанбе 17-20 апреля 2019 г. Центр международных образовательных программ, ул. М.Турсунзаде, 47 8-923-503-4589
Жезказган 1-2 апреля 2019 г.,
с 9-00
Организационное собрание -
31 марта в 12-00

КГУ СОШ № 4, ул.Алашахана,15 8-913-808-6878 (WhatsApp)
Караганда

22-27 марта 2019 г.,
с 10-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Карагандинский коммерческий колледж,
бульвар Мира, 50

8-964-932-2615,
8-701-183-2528

3-5 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Образовательнй центр "Знание без границ", ул.Гоголя 34а, Б.Ц. "Prime"

8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411

6-8 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")
Международная Бизнес-Академия КУБУП, ул.Тулепова,12, КУБУП 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Курчатов 03-05 марта 2019 г. Средняя школа № 3, ул. Олимпийская, 3 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Павлодар 25-28 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Павлодарский нефтегазовый колледж, ул. Лермонтова, 92/1

8-999-495-3065 (WhatsApp)
Петропавловск 6-7 апреля 2019 г., с 9-00

Школа при Церкви Частная средняя школа в честь Сергея Радонежского,
ул.Ауэзова, 198

+77073404134
(доступен с 5 по 7 апреля)
Риддер 22-24 марта 2019 г., с 9-00 КГУ "Школа-лицей №1", ул.Кирова, 90 8-777-906 4541,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Рудный 21-26 апреля 2019 г. уточняется
Семей 21-25 марта 2019 г., с 10-00 8-903-914-2354 (WhatsApp)
24-25 марта 2109 г., с 10-00
(Олимпиада студентов "Прорыв")
КГУ СШ №9, ул. Дастенова, 49а 8-903-914-2354 (WhatsApp)
Степногорск 7 микр., здание бывшего детского сада (маг. Тонапо)
(вход со стороны магазина), офис 202
8-952-889-2063 (WhatsApp)
Талдыкорган 23-25 марта 2019 г., с 9-00 ТОО «Политех», ул. Джунгарская, 1

8 952 897 8786,
8 747 958 4992

Тараз март-апрель 2019 г. место уточняется
Ташкент 14-18 апреля 2019 г. г. Ташкент, ул. Университетская, д.2
Усть-Каменогорск 25-27 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв" )

ННУ УМЦ «Перспектива», ул. Серикбаева, 37, офис 105 8-771-512-6791,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
28-30 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

ФБПО "Светоч", ул.Головкова д.30 8-705-448-2223
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Худжанд 15-16 апреля 2019 г. Школа № 15, ул. Бободжона Гафурова 8-923-503-4589
Шымкент 24-26 марта 2019 г., с 9-00 КИШ (Казахская интеллектуальная школа) «Байкерек»,
ул. Т. Рыскулова, д. 141
8-701-830-0170
8-852-161-9997
27-29 марта 2019 г., с 9-00 Образовательный центр ТОО «Контакт»
на базе средней школы № 1, ул. Рыскубекова, д. 1
8-701-830-0170
8-852-161-9997
Экибастуз 23-24 марта 2019 г. Центральная городская библиотека, ул. М. Жусуп, 51

Уважаемые участники Политехнической олимпиады, следите за обновлениями на этой странице, список мест проведения олимпиады будет уточняться и дополняться!

Энергети́ческое машинострое́ние - отрасль тяжелого машиностроения , производящая первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки энергоносителей (водяного пара, газа), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. К основным видам изделий энергетического машиностроения относятся паровые, гидравлические, газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов.

Энергетическое машиностроение играет ведущую роль в создании технической основы энергетики . С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 века. Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х годов в Великобритании, гидротурбины - с 1830-х годов во Франции, двигатели внутреннего сгорания - с 1880-х годов во Франции и Германии, паровые турбины - с конца 19 - начала 20 веков в Великобритании. С начала 19 века в России начали выпускаться паровые машины и котлы, в конце 19 - начале 20 веков было освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 году изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

Становление отечественной отрасли энергетического машиностроения связано с осуществлением плана ГОЭЛРО . В годы индустриализации были построены и реконструированы многие машиностроительные заводы, производящие энергооборудование. В советское время действовали крупные специализированные предприятия турбостроения: Ленинградский металлический завод, Невский завод, Свердловский турбомоторный завод, Харьковский турбинный завод, Калужский турбинный завод. Энергооборудование для атомных электростанций выпускали Ижорский завод, Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения, Подольский машиностроительный завод; котельное оборудование - завод «Красный котельщик» (Таганрог), Барнаульский и Бийские котельные заводы, Белгородский завод энергетического машиностроения; дизели - завод «Двигатель революции» (Горький), «Русский дизель» (Ленинград).

Энергетическое машиностроение — отрасль народного хозяйства по производству промышленного оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии. Чаще всего это аппараты, являющиеся рабочим телом тепловых двигателей.

Основная продукция

На предприятиях энергетического машиностроения может выпускаться, к примеру, такое важное для экономики страны оборудование, как:

  • турбины, работающие на разных видах топлива;
  • установки атомных и геотермальных станций;
  • двигатели внутреннего сгорания специального назначения;
  • тягодутьевые машины и т. д.

Основные потребители

Продукция предприятий энергетического машиностроения в настоящее время довольно востребована. Основными потребителями заводов этой отрасли являются компании нефтяной, металлургической промышленности и электроэнергетики (ТЭС, АЭС, ГРЭС, ГЭС). Предприятия всех этих сфер играют огромную роль в экономике государства. Оборудование же, используемое на таких заводах, зачастую является устаревшим. Предприятия энергетического машиностроения поставляют компаниям подобных специализаций новые современные или же модернизированные агрегаты.

Проблемы

Как и большинство заводов других отраслей народного хозяйства, предприятия такой сферы, как энергетическое машиностроение, в наши дни испытывают множество трудностей. В общем и целом такие комбинаты являются рентабельными. Однако их руководители и персонал вынуждены все же решать просто огромное количество проблем. К таковым можно отнести, к примеру:

  1. Износ оборудования. В большинстве случаев на заводах отрасли установлены станки, выпускавшиеся еще в середине прошлого века в СССР. Конечно, такое оборудование совершенно не соответствует современным требованиям производства. Частично проблему помогает решить модернизация станков. Однако на производительности труда износ оборудования до сих пор сказывается довольно серьезно.
  2. Нестабильность технологических связей. После развала СССР многие нарабатывавшиеся ранее годами схемы сотрудничества предприятий были разрушены. Сейчас они в большинстве случаев восстановлены. Однако данная проблема до сих пор продолжает сказываться на производстве довольно серьезно.

Перспективы

Несмотря на имеющиеся трудности, энергетическое машиностроение продолжает оставаться одной из самых перспективных отраслей хозяйства страны. Предпосылки к изменению состояния производств в сторону улучшения в последние годы в этой сфере наметились очень даже серьезные. Возможным это стало прежде всего благодаря тому, что в конце прошлого века большинство предприятий отрасли было объединено в промышленную группу «Энергомашкорпорация».

Компании, входящие и поныне в состав этой единой технологической цепочки, имеют возможность получать от потребителей, как отечественных, так и зарубежных, комплексные заказы. Также ЭМК финансирует многие инвестиционные программы, участие в которых позволяет предприятиям энергетического машиностроения модернизировать производство, расширяя тем самым в том числе и экспортный потенциал.

Основные отрасли

Все заводы энергетического машиностроения классифицируются на:

  • производящие машины;
  • выпускающие теплообменную аппаратуру.

Первая группа предприятий при этом может заниматься сборкой лопаточных двигателей (в основном турбин) или поршневых агрегатов (ДВС, локомобили).

В стране в настоящее время функционируют, таким образом, заводы, производящие:

  • электротехническое оборудование;
  • турбины;
  • котельное оборудование;
  • трубопроводы и арматуру;
  • насосное оборудование;
  • специальное оборудование.

Относятся к сфере энергетического машиностроения и компании, специализирующиеся на проектировании электроэнергетических комплексов.

Энергетическое машиностроение: центры

Предприятий этой перспективной сферы в стране на данный момент существует множество. Некоторые заводы были построены еще во времена СССР, другие начали свою работу совсем недавно. К примеру, относятся к этой отрасли:

  • Чеховский завод (ЧЗЭМ);
  • Пензенское предприятие (ПЗЭМ);
  • Саратовский завод («Сарэнергомаш»);
  • Барнаульский.

Завод энергетического машиностроения (Чеховский)

Это предприятие поставляет на отечественный и зарубежный рынок в основном трубопроводную арматуру. К примеру, на заводе изготавливаются задвижки, клапаны, охладительные установки, затворы, фасонные заготовки и пр. Также компания занимается оказанием услуг по эксплуатации, испытаниям и ремонту своей продукции.

Находится Чеховский завод энергетического машиностроения примерно в 70 км от Москвы. Специализируется на выпуске арматуры предприятие со времен Великой Отечественной войны.

Пензенский завод

ПЗЭМ — это динамично развивающееся предприятие, производственные мощности которого составляют 18 тыс. м 2 . Основной специализацией компании является выпуск резервуарного, теплообменного и сепараторного оборудования. Производит этот завод и трубопроводную арматуру.

Основными потребителями компании являются предприятия нефтегазовой, химической, энергетической, металлургической, пищевой промышленности. Поставляет Пензенский завод энергетического машиностроения свою продукцию в самые разные регионы России, даже в наиболее отдаленные.

Саратовское предприятие

«Сарэнергомаш», как и ЧЗЭМ, является частью корпорации ЭМК. Производит это предприятие в основном котельно-вспомогательное и теплоэнергетическое оборудование. Клиентами завода являются компании металлургической отрасли, коммунального хозяйства, ТЭС и АЭС, объекты сферы нефте- и газодобычи и многие другие.

Основано это предприятие было очень давно — в 1871 году. Теплоэнергетическое оборудование же оно начало производить в 1950 г. Сегодня завод поставляет свою продукцию не только на отечественный рынок. Партнерами компании являются предприятия из 29 стран мира.

Барнаульский завод

Расположен БЗЭМ в Алтайском крае. Это предприятие на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков тягодутьевых машин. К примеру, компания поставляет на отечественный рынок дымососы и вентиляторы. Также Барнаульский завод энергетического машиностроения выпускает редукционно-охладительные установки и энергетическую арматуру.

Помимо всего прочего, клиенты предприятия могут заказать такие услуги, как:

  • изготовление валов, муфт;
  • фрезеровка деталей;
  • изготовление штампов и т. д.

Научно-исследовательские и конструкторские организации

Помимо собственно заводов, к отрасли энергетического машиностроения относятся и всевозможные НИИ и конструкторские бюро. Наиболее крупными организациями этого типа являются:

  1. Всероссийский теплотехнический институт. Эта организация была учреждена в России в 1921 году. Создание ее было одним из этапов реализации программы ГОЭЛРО.
  2. Московский энергетический институт. Этот университет на данный момент является одним из самых крупных в мире. Входит в состав МЭИ 9 институтов, 176 лабораторий, 70 кафедр, опытный завод, библиотека и т. д.

Сильные стороны

Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.

Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.

Слабая сторона заводов

Общей бедой предприятий такой сферы, как энергетическое машиностроение, помимо износа ресурсов, до сих пор остается также низкий уровень заработной платы. По этому показателю отечественные заводы отрасли, к сожалению, уступают не только зарубежным, но и успешным российским компаниям других направленностей.

Основной опасностью такого положения дел является то, что на заводы энергетического машиностроения практически не идут молодые специалисты. А это, в свою очередь, может привести к утрате традиций передачи опыта и сильному снижению в плане рентабельности и конкурентоспособности предприятий.

    Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х годов. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование, благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric, Westinghouse Electric, практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции действующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергомашино-строению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин этого можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования и повышения качества продукции, а также разрыв традиционных связей с партнерами.
    В последние годы наблюдается перелом создавшейся ситуации в пользу отечественных предприятий: иностранные концерны все чаще признают российские компании достойными конкурентами и вступают с ними в партнерские отношения. При этом им приходится инвестировать в российское энергетическое машиностроение. Так, в рамках инвестиционной программы Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) получил от фирмы Siemens, участвовавшей в его приватизации, 20 млн долл., а - 12 млн долл. Более того, в последнее время связка ЛМЗ - Siemens уже пытается работать не только на российском рынке, но и в Китае, странах Восточной Европы и в Финляндии.
    Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

    Энергетическое машиностроение России в целом насчитывает более 50 предприятий (из них около 30 - участники ЭМК). Однако, на наш взгляд, реальный интерес для оценки картины в отрасли представляют в основном стабильно функционирующие крупные компании (рис. 1). К ним в первую очередь относятся предприятия - лидеры ЭМК, расположенные в Санкт-Петербурге:

  • АО (ЗТЛ).
        Вторую группу образуют менее известные участники ЭМК (их около 27):
  • АО, Белгород;
  • АО, г. Подольск Московской обл.;
  • АО, г. Чехов Московской обл.;
  • АО, Екатеринбург;
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Барнаул, и др.
        Третью группу составляют предприятия, не входящие в ЭМК, но стабильно работающие и представляющие интерес:
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Новосибирск;
  • АО, г. Калуга;
  • АО, Санкт-Петербург;
  • АО, Санкт-Петербург, и др.
        В структуре энергетического машиностроения можно выделить следующие виды производственной деятельности:
  • производство турбинного оборудования (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод);
  • выпуск электрических машин и электротехнического оборудования (, Уралэлектротяжмаш, Элсиб);
  • производство котельного оборудования (Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Сибэнергомаш);
  • производство трубопроводов, арматуры, труб и их элементов для энергетики и других отраслей промышленности (Чеховэнергомаш, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, Завод турбинных лопаток, Невский завод);
  • производство уникального насосного оборудования, тягодутьевых машин (ЛМЗ, Невский завод, Сибэнергомаш, Уралгидромаш);
  • металлургическое производство (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Пролетарский завод и др.);
  • выпуск специального оборудования для АЭС (ЭМК-Атоммаш, Петрозаводскмаш, Подольский машиностроительный завод);
  • комплексное проектирование электроэнергетических объектов (ЭМК в целом).

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

        На состояние производственной сферы большинства российских предприятий энергетического машиностроения негативное влияние оказывают следующие факторы:

  • высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов;
  • отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы;
  • нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.
        В последние годы наметились серьезные предпосылки к коренному изменению состояния отраслевого производства в сторону улучшения. Определяющим фактором здесь стало объединение в середине 90-х годов ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу. Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности ее участников значительно возрастает.
        В результате у компаний, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, имеющими высокий международный кредитный рейтинг.
        Динамика объемов выпуска продукции ведущих предприятий энергетического машиностроения характеризуется прежде всего прекращением спада производства, что на фоне общего кризиса промышленности положительно характеризует состояние отрасли. Общей тенденцией 1997 г. стало стабильное увеличение объемов производства. В частности, производственная программа предприятий ЭМК в целом выросла на 21%. При этом потенциал реального роста в будущем далеко не исчерпан. Среди лидеров по темпам прироста объемов товарного выпуска в 1997 г. следует выделить АО, увеличившее производство до 612 млрд неденоминир. руб. (53,4%), а также АО, объем его выпуска возрос на 30,2% - с 430,2 млрд руб. в 1996 г. до 560,3 млрд в 1997 г.
        Перспективы развития производства российского энергомашиностроения, на наш взгляд, - в специализации производственной базы каждого отдельного предприятия на определенной группе продукции. Подобная политика активно разрабатывается и начинает применяться Энергомашкорпорацией для своих компаний.
        В настоящее время производственные программы большинства отечественных производителей энергетического оборудования относительно высоко диверсифицированы (рис. 2). Такие крупнейшие предприятия, как ЛМЗ, Уралэлектротяжмаш, выпускают оборудование практически для всех типов энергопроизводств.
        Планы 1998 г. предусматривают реорганизацию производственных сфер деятельности основных компаний - участников ЭМК с целью их узкой специализации. Это позволит отечественным предприятиям конкурировать не между собой, а, ориентируясь на комплексные заказы, оказать достойную конкуренцию мировым лидерам машиностроения - Siemens, ABB, Inexa, General Electric и др. Вместе с тем подобная специализация делает необходимым жесткий контроль за целостностью и согласованностью единой технологической цепочки, что довольно трудноосуществимо в современных экономических условиях.
        Ликвидация дублирующих производств путем обмена производственными участками также позволит предприятиям энергомашиностроения в 1998 г. существенно снизить постоянные расходы и увеличить объем продукции на 1 кв. м производственных площадей. В частности, АО станет производственным подразделением ЭМК по выпуску турбо- и гидрогенераторов, передав остальные виды производств на Подольский машиностроительный завод, Петрозаводскмаш, и Завод турбинных лопаток. В то же время производство генераторов будет прекращено на Уралэлектротяжмаше. Литейное производство ЭМК планируется сконцентрировать на Петрозаводскмаше.

    СБЫТ И КОНКУРЕНЦИЯ

        Спрос на продукцию отрасли формируется отечественными и зарубежными предприятиями как электроэнергетики, так и нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической и других отраслей.
        Оценивая величину внутреннего спроса, прежде всего необходимо отметить значительный износ основных фондов российского энергетического комплекса, а следовательно, огромные потребности в реконструкции оборудования большей части ТЭК, высокий уровень отечественного спроса на продукцию энергомашиностроения.
        На территории России расположено более 300 тепловых, 40 гидравлических и 9 атомных электростанций, ежегодная выработка проектного ресурса которых значительно опережает темпы ввода новых мощностей. Монополия на их производство и обслуживание принадлежит Энергомашкорпорации. Об устойчивости положения ЭМК на внутреннем рынке свидетельствует структура оборудования, установленного на электростанциях России (рис. 3).
        Главным партнером российских энергомашиностроителей выступает РАО. В РАО разработана перспективная программа строительства новых энергомощностей на ближайшее десятилетие, предусматривающая строительство до 2005 г. около 44 электростанций и сооружение примерно 10 тыс. км новых линий электропередач. Однако в результате неплатежей и прекращения бюджетного финансирования ежегодный ввод в эксплуатацию новых и замещающих энергомощностей сократился за последние несколько лет в 2-3 раза, что отрицательно сказывается на величине внутреннего спроса.
        Принимая во внимание низкую платежеспособность российских заказчиков, все более важным стратегическим направлением в развитии сбытовой деятельности энергомашиностроительных компаний становится увеличение объемов экспорта в страны дальнего зарубежья. Среди предприятий отрасли наибольшую долю экспорта в структуре реализации имеют ЛМЗ, Завод турбинных лопаток и - она превышает 40% товарного выпуска. Политика сбыта АО в меньшей степени ориентирована на экспорт: на долю зарубежных заказчиков приходится около 36% от общей суммы заказов (табл. 1). В целом по ЭМК доля экспортируемой продукции составляет около 29% от совокупного выпуска при географии экспорта в более чем 68 стран мира.

    Объем продаж, млрд руб.

    Объем экспорта в 1997 г.

    Объем про-даж/численность персонала, млн руб.

    1997 г. 1998 г. % млрд руб. 1997 г. 1998 г.
    723,31 821,28 47 580 94,55 149,32

    "Электросила"

    640 831,17 36 230,4 123,08 184,7

    Завод турбин-ных лопаток

    183 524 45 82,35 129 374
    641 1500 19,6 126 93,95 375

    Уралэлектро-тяжмаш

    327 360 7,8 25 71,57 120

    ЭМК-Атоммаш

    184,7 500 19,9 36,9 29,62 100

    Белэнергомаш

    727 1100 11 80 88,43 157,14

    Чеховэнерго-маш

    255 500 7 18 86,56 250

    "Красный котельщик"

    546 н. д. 43 235,04 42,05 н. д.

    Калужский тур-бинный завод

    220,06 н. д. н. д. н. д. 35,78 н. д.

        Наиболее перспективны азиатские рынки сбыта, особенно Китай, традиционно размещающий заказы на производство энергооборудования на российских предприятиях. В декабре 1997 г. между правительствами РФ и Китая было подписано соглашение о строительстве атомной электростанции в провинции Дзянсу, оценочная стоимость проекта составляет 3 млрд долл. Российские энергомашиностроительные предприятия - участники ЭМК - планируют освоить заказов более чем на половину этой суммы.
        Анализ динамики объемов реализации продукции отрасли в 1997 г. позволяет говорить об общей тенденции к их росту. Абсолютным лидером по темпам прироста объема продаж является АО, увеличившее реализацию на 87,4% в основном за счет резкого расширения экспорта. На втором месте - АО, у него гораздо более низкое значение прироста - 14,2%. У лидера 1996 г. - АО - реализация в 1997 г. возросла лишь на 6,3% (в 1996 г. - на 124,2%). Совокупный портфель заказов ЭМК увеличился на 23,1% - с 16 трлн до 19,7 трлн руб. Важную роль здесь сыграл рост заказов, поступающих на.
        Проблема конкуренции в отрасли касается прежде всего соперничества с иностранными производителями энергомашиностроительного оборудования, так как отечественные предприятия производят в основном смежную продукцию и участвуют в крупных производственных проектах не как конкуренты, а в качестве партнеров.
        Отрицательным фактором, существенно снижающим шансы российских производителей на победу в международных тендерах, выступают сравнительно высокие расценки, устанавливаемые из-за невозможности получить выгодное финансирование со стороны коммерческих банков, в то время как основные конкуренты - мощные европейские промышленные корпорации - имеют высокий международный кредитный рейтинг.
        В результате в последние годы крупнейшие мировые энергетические компании (ABB, Siemens, General Electric), предлагая более низкие цены, стали активно осваивать новые рынки, вытесняя с них российских производителей. В первую очередь это страны Азии (Иран, Ирак, Индия и Китай), на которых предприятия России традиционно занимали ведущие позиции и фактически являлись монополистами. Причина, заставившая западные фирмы искать новые рынки сбыта, - мировой спад в потреблении новых энергетических мощностей, наступивший вследствие внедрения энергосберегающих технологий.
        В подобных условиях для поддержания внутреннего спроса именно на отечественное энергооборудование необходима мощная государственная поддержка, обязывающая российские предприятия электроэнергетики при техническом перевооружении делать выбор в пользу отечественной продукции. Эта поддержка предусматривается промышленной политикой правительства РФ, направленной на развитие отраслей второй группы, включающей энергетическое машиностроение.
        Перспективы увеличения объемов продаж российских предприятий энергомашиностроения обусловлены существенным износом основных фондов российской энергетики, а также ростом энергопотребления в будущем, сопровождающим ожидаемый подъем промышленного производства (рис. 4). При этом можно прогнозировать рост использования гидроресурсов для производства электроэнергии, что создаст благоприятные условия для увеличения производства и сбыта соответствующего типа энергооборудования. В настоящее время гидравлические турбины и оборудование к ним выпускаются только на ЛМЗ, Уралэлектротяжмаше и Уралгидромаше.

    РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

        Модернизация оборудования и освоение новых технологий, ввиду необходимости вести конкурентную борьбу с ведущими мировыми производителями, играют ключевую роль в развитии предприятий энергомашиностроительного комплекса.
        Среди основных направлений развития, характерных для всей отрасли, можно выделить:

  • обновление ассортимента выпускаемой продукции;
  • техническое перевооружение путем запуска инвестиционных программ;
  • освоение принципиально новых видов продукции как результат сотрудничества с предприятиями других отраслей;
  • введение современных систем контроля за качеством продукции. Система ISO 9000, отвечающая самым жестким международным стандартам качества, действует на, Заводе турбинных лопаток и ряде других предприятий;
  • рост удельного веса сервисного обслуживания уже поставленного энергооборудования.
        Наиболее значимым из названных направлений в настоящее время является осуществление инвестиционных проектов, направленных на обновление основных фондов и освоение новейших технологий. В начале 1998 г. Энергомашкорпорация объявила о новой программе развития до 2001 г., предусматривающей привлечение инвестиций на свои предприятия в размере 2 млрд долл. Ее главная цель - путем модернизации технологического оборудования добиться повышения конкурентоспособности продукции.
        В качестве источников финансирования предполагается использовать:
  • Прямые кредиты отечественных и зарубежных банков. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве ЭМК с ОАО. Осенью 1997 г. Завод турбинных лопаток получил от Инкомбанка кредит в размере 8 млрд руб. на пополнение оборотных средств сроком на три месяца. Ведутся переговоры об участии в инвестиционной программе с ОАО. В 1998 г. под гарантии Инкомбанка ЭМК планирует получить 210-220 млн долл., в 1999 г. - 500-700 млн долл.
  • Закупку оборудования в лизинг. Первым из предприятий ЭМК, где был применен данный способ, стал Завод турбинных лопаток - поставку оборудования осуществила швейцарская фирма Starr AG.
  • Часть прибыли Энергомашкорпорации.
        Кроме того, привлечению инвестиций будет способствовать перевод предприятий, входящих в ЭМК, на единую акцию при сохранении их юридической самостоятельности. Ожидаемая сумма дополнительной эмиссии - 850 млрд неденоминир. руб. по номинальной стоимости.
        В 1998 г. предприятиями ЭМК планируется привлечь около 220 млн долл. инвестиций. Большую их часть предполагается направить в Северо-Западный регион на модернизацию технологической базы компаний - лидеров ЭМК: ЛМЗ, Завода турбинных лопаток.
        Долгосрочной стратегией ведущих энергомашиностроительных предприятий предусматривается активное расширение сферы деятельности, в частности, освоение принципиально новых видов продукции в результате сотрудничества с предприятиями других отраслей. Здесь можно отметить производство АО совместно с авиационными предприятиями Пермской области газоперекачивающих агрегатов нового поколения (по заказу РАО) и энергетических газотурбинных установок для электростанций (по заказу РАО). Кроме того, созданы инжиниринговые центры, специализирующиеся на подготовке технической документации по строительству электростанций с последующим их комплексным сервисным обслуживанием. Сегодня в условиях, когда действующие энергетические мощности перекрывают потребности основных потребителей, сервисное обслуживание становится определяющим в портфеле заказов предприятия. Среди ближайших проектов строительства, готовящихся ЭМК, - строительство электростанции в Архангельске и Щекинской парогазовой ТЭЦ.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

        Оценка финансового состояния предприятий российского энергомашиностроения (табл. 2) позволяет указать на ряд общих особенностей:

    Объем выручки от реализации, млрд руб.

    Прирост выручки от реали-зации, %

    Балансовая прибыль, млрд руб.

    Прирост балан-совой прибыли,%

    Чистая при-быль, млрд руб.

    Прирост чистой прибыли, %

    1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. -
    680,6 723,3 6,28 79,64 185,5 132,99 79,4 185,5 133,77

    "Электро-сила"

    372,5 640 71,82 101 66,53 -34,11 20,4 49,75 143,86

    Завод турбинных лопаток

    176,1 183 3,94 19,94 н. д. н. д. 19,19 н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    467,5 546 16,92 74,5 84 12,75 56,8 н. д. н. д.
    136,8 158 15,46 31,69 27,33 -13,75 25,8 18,95 -26,49

    Калужский турбинный завод

    162,4 220,1 35,55 30,12 21,88 -27,36 22,2 14,11 -36,51
  • ведущие предприятия отрасли по годовым итогам являются стабильно прибыльными. Промежуточные убытки в большинстве случаев запланированы ввиду реализации наиболее рентабельных видов продукции во второй половине года;
  • тенденция к увеличению дебиторской задолженности вытекает из низкой платежеспособности заказчиков, характерной для всей отечественной промышленности. Необходимо учитывать, что полный цикл выполнения обязательств по контрактам составляет 1,5-5 лет. В ряде случаев предприятия, производящие стратегически важную для страны продукцию, вынуждены предоставлять заказчикам отсрочки в платежах, что увеличивает цикл исполнения контрактов до 10 лет;
  • рост долгов перед кредиторами, а также перед бюджетом обусловлен прежде всего крайне низкой долей денежных платежей в структуре расчетов. При этом проведение оплаты путем взаимозачетов имело в 1997 г. тенденцию к увеличению в среднем до 70-80%. Основная масса средств поступает от экспорта в страны дальнего зарубежья.
  • общей тенденцией является также сокращение численности персонала по всем крупнейшим предприятиям отрасли (в среднем на 30%), позволяющее снижать расходы и несколько повышать уровень заработной платы.
        Анализируя финансовые результаты отрасли в 1997 г., прежде всего необходимо отметить рост объемов средств, поступающих от реализации продукции. По темпам прироста объемов выручки лидером было АО. Предприятию удалось увеличить объем реализации более чем на 71,82% при запланированном уровне прироста в 74,5%. Значительного роста размеров выручки добилось также АО (35,55%).
        Все крупнейшие предприятия отечественного энергомашиностроения являются стабильно прибыльными.
        В 1996 г. лидерство по величине балансовой прибыли принадлежало АО. В 1997 г. как в абсолютном выражении, так и по темпам прироста первое место, бесспорно, заняло АО, балансовая прибыль которого увеличилась более чем на 132,99%, при том, что финансовые результаты ряда крупнейших предприятий проявили тенденцию к снижению.

    РЫНОК АКЦИЙ

        Рынок акций энергомашиностроительных предприятий России находится в стадии первоначального развития. Бумаги абсолютного большинства эмитентов, за исключением ЛМЗ и, являются низколиквидными.
        Интересно отметить сходство динамики котировок акций крупнейших предприятий отрасли (, ЛМЗ, Завода турбинных лопаток). Это вызвано тем, что данные предприятия связаны кооперацией в области производства энергетического оборудования и входят в ФПГ. Соответственно рынки их акций подвержены влиянию одних и тех же фундаментальных факторов развития.
        В 1997 г. среди предприятий Санкт-Петербурга акции ЛМЗ и были одними из лидеров по росту курсовой стоимости. В середине августа котировки достигли своего пикового значения - свыше 20 долл. (в начале года находились на уровне менее 1 долл.). Бурный рост рынка акций энергомашиностроительных компаний наблюдался в середине августа: менее чем за две недели бумаги подорожали в несколько раз при ежедневных высоких объемах торгов.
        На рост котировок акций энергомашиностроения повлияли в основном общий подъем рынка во второй половине июля 1997 г. и высокая вероятность победы российского консорциума, включающего, ЛМЗ, ЗТЛ и других отечественных производителей энергооборудования, в китайском тендере, общая сумма заказов которого оценивалась в 740 млн долл. Повышенная чувствительность рынка акций эмитентов отрасли к подобного рода известиям свидетельствует о его достаточно высокой прозрачности.
        Поражение российской стороны в тендере привело к снижению курсовой стоимости акций, однако оно не было столь стремительным, как подъем. Новый курс оказался существенно выше предшествующего росту, в результате чего инвесторы практически не понесли убытков.
        Общая кризисная ситуация на российском фондовом рынке в конце 1997 г. оказала незначительное по сравнению с blue chips влияние на рынок акций энергомашиностроительных компаний. Однако вся последующая динамика котировок характеризовалась понижательным трендом при одновременном снижении ликвидности бумаг.
        Среди определяющих факторов воздействия на протяжении всего периода падения курсовой стоимости можно выделить только общее состояние рынка. Вместе с тем отсутствие специфического интереса инвесторов к бумагам предприятия неудивительно в условиях финансового кризиса, учитывая принадлежность акций к категории.
        Оценивая инвестиционную привлекательность российского энергомашиностроения, следует отметить сильную недооцененность отечественных предприятий по сравнению с западными компаниями (табл. 3). Наиболее значительна она по показателю P/E, что свидетельствует о наличии у российских производителей энергооборудования существенного потенциала роста рыночной стоимости.

    Предприятие

    Торговая площадка

    МСАР, млн долл.

    ЛМЗ РТС-2 67,2 0,5 2,1 2,1 2,7

    "Электросила"

    РТС-1 50,6 0,5 5,8 4,3 1

    Завод турбинных лопаток

    Внебиржевая 28,6 0,9 н. д. н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    РТС-2 35,2 0,4 н. д. 2,4 н. д.
    РТС-2 19 0,7 5,7 4 2,4

    Калужский турбинный завод

    Внебиржевая 15,7 0,4 6,3 4,1 5,2

    Чеховэнергомаш

    " 11,2 0,2 н. д. н. д. н. д.

    В среднем по российcким компаниям

    - - 0,5 5 3,4 2,8
    - 33,9 0,6 23,2 2,5 н. д.

    General Electric

    - 240,3 2,8 29,4 7,1 н. д.

    Westinghouse Electric Corp.

    - 21,3 2,1 - 3 н. д.
    - 24,7 0,7 61,3 1,9 н. д.

    В среднем по западным компаниям

    - - 1,6 38 3,6 -

    Среднее по Западу/среднее по России

    - - 3,1 7,6 1,1 н. д.

        К наиболее высоко оцененным рынком энергомашиностроительным предприятиям в первую очередь относятся, Элсиб, ЛМЗ, Калужский турбинный завод.
        Перспективы развития рынка акций крупнейших эмитентов российского энергетического машиностроения главным образом связаны с их развитием в рамках Энергомашкорпорации, предоставляющей своим участникам необходимые для успешной деятельности условия. В первую очередь это касается программ по модернизации технологического оборудования, финансируемых ЭМК. Для закрепления технологических связей и привлечения инвестиций Энергомашкорпорация планирует в ближайшие годы добиться по меньшей мере 75%-го участия в уставном капитале своих компаний.
        Принимая во внимание планы ЭМК по масштабному развитию отрасли, а также сильную недооцененность отечественных эмитентов - производителей энергооборудования по сравнению с западными компаниями, можно делать выводы о высокой привлекательности энергетического машиностроения России как объекта для долгосрочного инвестирования.