30.06.2019

Альберт Еганян - Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. Юриспруденция. Альберт Еганян: "Россиийское право дает себе шанс на конкуренцию"


О том, почему были нежизнеспособными нормы об ответственности офшоров, исключенные из проекта Гражданского кодекса, какую роль играет институт государственно-частного партнерства в развитии российской инфраструктуры и что делать, чтобы победить коррупцию, в интервью РАПСИ рассказал управляющий партнер крупной юридической фирмы VEGAS LEX Альберт Еганян.

Альберт Суренович, ваша фирма является обладателем всевозможных премий, возглавляет различные рейтинги. Что это дает компании и лично вам? Верите ли вы в эти рейтинги?

Аудиторию рейтингов можно условно разделить на три категории. Одни читатели обращают внимание на рейтинги, но не верят им, другие обращают внимание на рейтинги и даже руководствуются ими при выборе юридического консультанта, третьи вообще не считают необходимым отвлекаться на подобные вещи. Но последняя категория в меньшинстве. Поскольку VEGAS LEX имеет дело с разными аудиториями, нам, в соответствии с принятыми в нашей сфере законами жанра, приходится участвовать в большинстве рейтингов. Это мнение №1.

Мнение №2 состоит в том, что среди своего многообразия существует некоторое количество рейтингов, система оценки и критерии которых мы считаем наиболее объективными. Именно подаче сведений в эти рейтинги мы впредь будем уделять наибольшее внимание.

Мнение №3 заключается в следующем. Мы известны на рынке, с одной стороны, как классический игрок, участвующий в рейтингах, а с другой - как активно развивающаяся фирма с нестандартными подходами в своем позиционировании. Мы в равной степени уделяем внимание обоим направлениям. Например, в прошлом году мы организовали более 100 собственных мероприятий: круглых столов, семинаров, конференций, не считая того, что мы участвовали в качестве приглашенных спикеров или партнеров на внешних мероприятиях.

Вся деятельность VEGAS LEX: работа по проектам, маркетинг и позиционирование, а также рекомендации наших клиентов и партнеров позволяют нам из года в год удерживать лидерские позиции в международных и российских рейтингах.

- Как вы видите свою нишу на рынке? Кто ваши конкуренты?

Мы полагаем, что по ряду показателей, в том числе и по уровню проектов и их количеству, VEGAS LEX занимает верхний премиальный сегмент рынка.

Наша фирма регулярно проводит анализ рынка и активности конкурентов. Юридический консалтинг в нашей нише – это крайне высококонкурентная среда, и нам как крупному игроку приходится соревноваться со "сборной командой" десятка ведущих национальных и иностранных юридических фирм.

Удерживать заработанную позицию с каждым годом становится все сложнее, но интереснее: эволюционирует рынок, изменяя и поведение его игроков. На протяжении многих лет мы сохраняем лидирующие позиции отчасти благодаря нашему подходу по формированию и выведению на рынок передовых направлений, которые сложны вдвойне: с одной стороны, достаточно тяжелы в юридической части, с другой - достаточно сложны в подборе уникального инструментария маркетинга. В большинстве случаев эти направления быстро развиваются и занимают стратегическую высоту на рынке.

Наряду с передовыми направлениями нашей фирмы существуют множество практик, которые не столь активно позиционируются, но очень интенсивно работают. VEGAS LEX сопровождает очень крупные проекты, в которых, например, участвуют десять направлений, и лишь одно из них является стратегическим, эксклюзивно представленным в VEGAS LEX и еще в одной-двух фирмах.

Таким образом, традиционные направления востребованы не меньше, потому что они являются составными частями более комплексных услуг. Собственно говоря, подозревая, что в озвученном мною подходе мы не одни, наблюдая за рынком, мы пытаемся вовремя выявить тенденции рынка и правильно среагировать. В то же время это не означает, что у наших практик, которые принято считать обычными, нет изюминки.

- А какие направления вы сейчас развиваете, думая, что в будущем они будут перспективными?

Я не хотел бы разглашать все секреты, но поговорить о тех направлениях, которые уже начали прорываться на рынок, можно. Например, тема по страхованию экспортных кредитов. Или ставшая на рынке притчей во языцех тема государственно-частного партнерства (ГЧП), связанная с проектным финансированием с государственным плечом, будет востребована всегда. VEGAS LEX в значительной степени верит в инфраструктуру, и здесь значимое лидерство фирмы признается даже ближайшими конкурентами.

Думаю, уже ни для кого не секрет, что мы и дальше пойдем в антимонопольном направлении. Вне сомнения, фирма VEGAS LEX достигла стратегической высоты в том, что называется антимонопольным регулированием. Это тоже признается как российским, так и международным сообществом.

Расскажите, пожалуйста, подробней о таком направлении деятельности вашей фирмы, как ГЧП. Ваша компания участвовала в огромном количестве всевозможных проектов в этой области, что в них было сложного?

Поделюсь своим наблюдением в теме государственно-частного партнерства: кто-то говорит "ГЧП", а кто-то говорит "ЧГП", в чем же разница? Услышав по телефону "ЧГП", можно с высокой степенью вероятности сделать вывод, что звонящий представляет частный сектор. А когда говорят "ГЧП"- государственную сторону.

По теме ГЧП уже нет необходимости в маркетинговых инвестициях, потому что здесь всевозможные рейтинги и признания у нас есть. ГЧП – очень увлекательная тема, и те наши коллеги, которые занимаются этой темой, по-настоящему ею болеют. В этом смысле они относятся к категории не просто юристов, а юристов, которые являются идеологическими борцами за тему ГЧП, хотя каждый приходил в эту область из разных сфер.

- Почему Вы считаете правильным развитие практики ГЧП?

Потому что в нашей стране существует огромная потребность в любых видах инфраструктуры – железных дорогах, автодорогах, школах, больницах, детских садах, нормальных вокзалах – в развитие которой мы вносим посильный вклад.

Самое сложное в ГЧП – это три вещи. Первое: любой, кто начинает заниматься этой темой, должен для себя понимать, что это не единая отрасль права. Любой проект в этой сфере включает в себя все существующее в нашей стране законодательство, поэтому нужно быть не только хорошим юристом, но и хорошим менеджером.

Сложность номер два состоит в том, что любой проект в сфере ГЧП – это очень продолжительный проект, и специалистам банально может не хватить терпения.

Сложность номер три заключается в том, что юрист одновременно должен понимать, как работать с частным сектором и с государственными органами. При этом даже на федеральном уровне группы государственных органов зачастую работают, в том числе, и по неписаным сложившимся правилам. Ему следует понимать, необходимость взаимодействия с региональной администрацией. А в итоге проект должен соответствовать стандартам как российского, так и зарубежного финансового сообщества.

- Вы лично участвовали в крупных проектах, какой у вас самый любимый проект?

Мы представляли интересы клиентов более чем 15 региональных администраций, и, наверное, дюжины федеральных министерств и ведомств. Консультировали несколько десятков банков, строителей, проектировщиков, операторов, организаторов, участвовавших в инфраструктурных проектах. Поэтому, когда речь заходит о ГЧП и инфраструктуре, VEGAS LEX неминуемо попадает в short list из двух-трех компаний-экспертов в этом вопросе.

У VEGAS LEX есть большое количество инфраструктурных ГЧП-проектов, заслуживающих отдельного внимания. Но в настоящий момент работы по ним ведутся в строжайшем соответствии с условиями о неразглашении информации. Все проекты VEGAS LEX внушительного размера, начиная от дюжины аэропортовых и дорожных проектов, заканчивая разработкой большого количества нормативных актов в сфере ГЧП и инфраструктуры по заказу государства.

VEGAS LEX много работает в регионах, у компании есть региональные дирекции. Собираетесь ли вы расширять деятельность в этой сфере?

VEGAS LEX сопровождает проекты по всей географии страны. Офисы в Волгограде и Краснодаре - полноценные отделения VEGAS LEX, которые самостоятельно привлекают клиентов в соответствующих регионах и осуществляют юридическое сопровождение полученных проектов. У фирмы есть согласованная региональная стратегия на пять лет. И тому есть объективные рыночные предпосылки.

Ваша фирма представляет услуги по медиации. Что надо сделать, чтобы этот институт в России заработал, чтобы люди и фирмы охотно обращались к медиаторам за разрешением своих споров? Есть ли у института медиации будущее в России?

Да, VEGAS LEX оказывает услуги по медиации. Медиацией занимаются только партнеры фирмы и только по крупным спорам и сложным проектам.

В целом развитие медиации в нашей стране – вопрос емкий, потому что в попытках обсуждения медиации, ее преимуществ и всего остального многие забывают о том, что полноценное существование и совершенствование медиации возможно при развитом институте гражданского общества, то есть при зрелом подходе граждан к выработке взаимоприемлемого решения в конфликте.

Госдума рассматривает поправки в Гражданский кодекс РФ. Верите ли вы, что с их принятием бизнес вздохнет свободней?

VEGAS LEX - лицо заинтересованное, так как является одним из учредителей некоммерческого партнерства "Содействие развитию корпоративного законодательства" и соавтором ряда поправок. Кроме того, если ГК РФ развивается, то развивается российское право, а право, как известно, отражение экономики. На выходе это приводит к тому, что работы для приличных юридических фирм прибавляется, потому что инструментарий становится более конкурентоспособным и одновременно с этим становятся более востребованными емкие интеллектуальные услуги.

Соглашусь, наверное, с большей частью тех изменений, которые предложены группой по созданию международного финансового центра (МФЦ) и некоммерческим партнерством юрфирм по модернизации гражданского законодательства. Именно крупнейшие юридические фирмы, то есть главные провайдеры российского права, объединились с российскими клиентами и стали со-разработчиками нового проекта ГК РФ.

В процессе согласования возникли сложности его объединения с документом, подготовленным представителями классической правовой школы.

Говоря о новом ГК РФ, я вынужден упомянуть правовую систему России, исходящую из примата формы над содержанием и сводящую все проблемы бизнеса и граждан к анализу структуры регулирующих документов. Например, в англосаксонской системе права содержание на первом месте. Однако я категорический противник копирования английского права. Если ты Страдивари, то любой, кто будет у тебя учиться или пытаться тебе подражать, становится ухудшенной копией маэстро. Абсолютно уверен в том, что к вопросу конкурентоспособности российского права нужно подходить как к самостоятельной задаче, отражением которой послужит тема экспорта российского права в страны СНГ.

- Вы считаете, что с предложенными поправками российское право будет конкурентоспособным?

С этими поправками российское право дает себе шанс на то, чтобы начать конкурентную гонку. И, запустив этот процесс, мы имеем возможность создать действительно конкурентоспособное право и точно так же, как иностранцы, распространять его за пределами России. Это же на самом деле счетный инструментарий.

Сравните, английскую компанию, которая приходит в Россию и оперирует английским правом. Каковы ее издержки? И российскую компанию, которая приходит в Болгарию и начинает оперировать болгарским правом. Или та же самая российская компания приходит в Болгарию и продолжает оперировать российским правом. Для нее ничего не изменилось. Это вопрос издержек для российского бизнеса.

Глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов сожалеет что, не вошли в ГК РФ такие поправки, как нормы ответственности офшорных компаний. Что вы думаете по поводу этого?

Я также сожалею об этом. Но вопрос здесь в другом: была ли это работающая или неработающая норма? В поправках ответственность ложилась на представителя офшорной компании на месте. На практике это означает, что вырезали из цепочки представителя на месте, поставили туда управляющую компанию, никаких требований к ней нет, потом оффшорную компанию не обнаружили, так как ее десять раз перепродали, и в итоге банкрот – нулевая управляющая компания. Усложняет ли это процесс? Да, усложняет. Начнут ли юристы на этом больше зарабатывать? Да, но будут больше зарабатывать те юристы, которые занимаются всякой серой мелочью.

Если бы в этих поправках были инструменты, в рамках которых офшорная компания, делая заявление о том, что она принадлежит таким-то бенефициарам, имела определенные экономические механизмы ответственности – было бы понятно. А так, это была схоластическая норма – "погрозить пальцем". У нас есть правительственная комиссия по иностранным инвестициям, в рамках которой периодически обсуждаются вопросы оффшоров. Но и они не раскрывают всю цепочку. А что касается Федеральной антимонопольной службы, то если нужно, она раскрывает цепочку и без норм в Гражданском кодексе, потому что по закону ФАС России это делать разрешено.

Поэтому мне кажется, что в поправках в ГК РФ есть множество более важных вопросов.

- Что вы думаете о такой теме, которая сейчас обсуждается, как адвокатская монополия? Нужна ли она?

Попробую перефразировать Ваш вопрос в части постановки задач борьбы с коррупцией, создания качественной национальной системы правоприменения, конкурентоспособности права, повышения правовой культуры организаций и граждан… Тогда ответ на этот вопрос звучит так: необходимо обеспечить единство юридического цеха для исполнения этих задач. В какой форме оно будет обеспечено, не имеет никакого значения.

Вспомните историю США, например, по американским фильмам про Дикий Запад или историю Великобритании. Что было там с правосудием в те времена. Поэтому мы в этом случае не уникальны. Отстаем, к сожалению, лет на восемьдесят. Эти страны утвердили один из ключевых способов борьбы с коррупцией, состоящий в следующем: тропинка между конфликтом и местом разрешения спора только одна - профессиональное сообщество, как его не назовите. Не могу сказать, что я противник или союзник адвокатской монополии /демонополии. Я считаю, что должна быть цеховая солидарность и цеховая самоорганизация.

Вы были избраны в генсовет организации "Деловая Россия". Что лично вы или ваша компания хотите сделать или делаете в рамках этой организации?

- "Деловая Россия" в настоящий момент – одна из наиболее продвинутых организаций, которая в свете того, что сейчас происходит в стране, действительно может на что-то повлиять. С помощью "Деловой России", консолидировав мнение предпринимательского сообщества на тему инфраструктуры, инвестиций и ГЧП, можно показать успешный опыт реализации подобных проектов в нашей стране, что инвестиции в инфраструктуру и ГЧП – это не только удел крупных компаний и мегапроектов, но и возможности для среднего бизнеса.

Для того чтобы популяризировать и систематизировать этот опыт, необходимо снять некоторые существующие юридические ограничения. Наша задача как члена "Деловой России" – качественно обработать опыт, сформировать позицию общества и через "Деловую Россию" выстроить конструктивный диалог с государством.

- Ваша фирма организует форумы, круглые столы, а есть ли проекты культурные, образовательные?

В нашей фирме существует целый пласт культурных, образовательных и благотворительных проектов. О последних мы не говорим, дабы не смешивать благотворительность с маркетингом.

Что касается образовательных или культурных инициатив, то я бы хотел выделить созданную в 2010 году Академию VEGAS LEX, ставшую центром образования и повышения квалификации сотрудников фирмы, а также выдающихся студентов юридических факультетов. В рамках Академии фирма проводит лекции в ВУЗах и стажировки студентов два раза в год: зимой и летом, где будущие юристы могут убедиться в правильном выборе профессии и на практике применить свои знания. Также наша фирма уже второй год подряд поддерживает организацию российского этапа международного конкурса по публичному праву им. Филиппа Джессопа.

Среди обозначенной группы проектов есть те, которые ориентированы на профессиональное сообщество. Например, мы издаем профессиональную литературу. Наверное, это можно называть маркетингом, но мы, как люди весьма поднаторевшие в маркетинге профессиональных услуг, точно понимаем, что издание литературы – это не самый эффективный инструмент маркетинга. Но, несмотря на это, мы все равно это делаем.

- А теперь личные вопросы. Ваши хобби, увлечения?

Во-первых, я увлекаюсь работой. Во-вторых, я увлекаюсь путешествиями, в-третьих, увлекаюсь тем, что называется спортингом. Очень люблю читать, но читаю быстро и зачастую не успеваю от той или иной книги получить ожидаемое удовольствие.

Лучший отдых для меня – чтобы меня просто не беспокоили. При этом параллельно могу заниматься какими-то делами. На восстановление мне не нужно много времени, достаточно часа-двух, и я чувствую себя неплохо отдохнувшим.

- А что читаете, кроме всевозможных нормативных актов?

Люблю книги по философии, про поведенческую экономику и социальную психологию личности, документальные исследования.

- Есть у вас любимые фразы, к которым по жизни вы обращаетесь ?

Их несколько. Первая: важные дела срочными не бывают, раз у меня важно, то не срочно. Вторая: жизнь – не черновик, потому без клякс. Третья: каждый день – слепок всей жизни.

Первая Инфраструктурная Компания, Председатель Совета
Юридическая фирма Вегас-Лекс, Партнер, Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры.


к.ю.н., MCIArb Рекомендован Chambers Europe 2011
организации и сопровождения инфраструктурных и ГЧП проектов,
Рекомендован European Legal Experts 2011

Альберт Еганян представляет появившийся в нашей стране в середине 2000-х годов достаточно узкий круг специалистов по инвестициям в различного рода инфраструктуру и ГЧП. В этом амплуа он известен как Председатель Совета «InfraONE», первой в России инвестиционной компании, которая, являясь генеральным инвестиционным организатором (инфраструктурный девелопер), обеспечивает комплексную реализацию инфраструктурных проектов под ключ, включая финансирование во многих регионах России и некоторых странах СНГ.

Длительные годы Альберт Еганян является Управляющим Партнером Вегас-Лекс, одной из признанных ведущих юридических фирм России. В рамках Вегас-Лекс он руководит, в том числе и практикой по государственно-частному партнерству и инфраструктуре.

Основные профессиональные и деловые интересы Альберта сфокусированы на инвестиционной организации проектов в сфере инфраструктуры: на организационно-правовом сопровождении инфраструктурных и ГЧП-проектов, проектном финансировании, в том числе проектном финансировании с государственным плечом. Безусловно, подобная деятельность невозможна без активного участия в законотворческой деятельности и взаимодействия с широким кругом федеральных и региональных органов власти, компаниями-монополистами. Среди заказчиков проектов - министерства, ведомства, региональные власти, отечественные и иностранные финансовые институты, крупные российские компании, потребители инфраструктуры, транснациональные корпорации.

Альберт Еганян имеет значительный опыт реализации проектов в социально-общественной, транспортно-логистической, промышленной, коммунальной и энергетической, а также в инфраструктуре к частным объектам.

Структурируя проекты, команда Вегас-Лекс в некоторых из них выступает в качестве консультанта, а в других InfraONE - в качестве инвестиционного инфраструктурного девелопера, реализующего проект «под ключ», включая финансирование из отечественных и иностранных источников.

За последние годы было реализовано свыше 70 проектов в сфере инфраструктуры и ГЧП.

Свои профессиональные амбиции в данной области Альберт также реализовывает, находясь на должности члена Совета Директоров ряда средних и крупных инфраструктурных компаний воздушного транспорта, таких как Аэропорты ОАО «Архангельск», ОАО «Кольцово», ОАО «Мурманск», ряда морских портов, железнодорожных компаний (например, ОАО «Высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Москва») и ряда иных.

Альберт включен в «Список 100 лучших представителей бизнеса и власти» Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ». Он является единственным российским консультантом, рекомендованным авторитетным международным справочником Chambers Europe для сопровождения инфраструктурных проектов и проектов государственно-частного партнёрства в России. Такие ведущие международные издания как, Chambers Global, Legal 500 EMEA, Best Lawyers и Middle East & Africa 2011, рекомендуют Альберта также как специалиста в областях законотворческой деятельности, слияний и поглощений. Под его управлением Компания получила более сотни различных признаваемых в стране и за рубежом номинаций и наград, являясь одним из лидеров на отечественном юридическом рынке, особенно в сферах требующих глубокой правовой экспертизы (антимонопольное регулирование, ГЧП, инфраструктура, энергетика, трансферт технологии,) и др.

Альберт является автором многочисленных статей и исследований, регулярно публикуется в таких изданиях, как «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК daily», «Закон», «Итоги», «Корпоративный Юрист». За 2009-2011 год с его участием прошло более 60 выступлений на различных международных и российских площадках.
Увлечения - путешествия, спортинг, охота.

Публикации, 13:40 09.07.2012

© юрфирма VEGAS LEX

Альберт Еганян: "Россиийское право дает себе шанс на конкуренцию"

Контекст

О том, почему были нежизнеспособными нормы об ответственности офшоров, исключенные из проекта Гражданского кодекса, какую роль играет институт государственно-частного партнерства в развитии российской инфраструктуры и что делать, чтобы победить коррупцию, в интервью РАПСИ рассказал управляющий партнер крупной юридической фирмы VEGAS LEX Альберт Еганян.

Альберт Суренович, ваша фирма является обладателем всевозможных премий, возглавляет различные рейтинги. Что это дает компании и лично вам? Верите ли вы в эти рейтинги?

Аудиторию рейтингов можно условно разделить на три категории. Одни читатели обращают внимание на рейтинги, но не верят им, другие обращают внимание на рейтинги и даже руководствуются ими при выборе юридического консультанта, третьи вообще не считают необходимым отвлекаться на подобные вещи. Но последняя категория в меньшинстве. Поскольку VEGAS LEX имеет дело с разными аудиториями, нам, в соответствии с принятыми в нашей сфере законами жанра, приходится участвовать в большинстве рейтингов. Это мнение №1.

Мнение №2 состоит в том, что среди своего многообразия существует некоторое количество рейтингов, система оценки и критерии которых мы считаем наиболее объективными. Именно подаче сведений в эти рейтинги мы впредь будем уделять наибольшее внимание.

Мнение №3 заключается в следующем. Мы известны на рынке, с одной стороны, как классический игрок, участвующий в рейтингах, а с другой - как активно развивающаяся фирма с нестандартными подходами в своем позиционировании. Мы в равной степени уделяем внимание обоим направлениям. Например, в прошлом году мы организовали более 100 собственных мероприятий: круглых столов, семинаров, конференций, не считая того, что мы участвовали в качестве приглашенных спикеров или партнеров на внешних мероприятиях.

Вся деятельность VEGAS LEX: работа по проектам, маркетинг и позиционирование, а также рекомендации наших клиентов и партнеров позволяют нам из года в год удерживать лидерские позиции в международных и российских рейтингах.

- Как вы видите свою нишу на рынке? Кто ваши конкуренты?

Мы полагаем, что по ряду показателей, в том числе и по уровню проектов и их количеству, VEGAS LEX занимает верхний премиальный сегмент рынка.

Наша фирма регулярно проводит анализ рынка и активности конкурентов. Юридический консалтинг в нашей нише - это крайне высококонкурентная среда, и нам как крупному игроку приходится соревноваться со "сборной командой" десятка ведущих национальных и иностранных юридических фирм.

Удерживать заработанную позицию с каждым годом становится все сложнее, но интереснее: эволюционирует рынок, изменяя и поведение его игроков. На протяжении многих лет мы сохраняем лидирующие позиции отчасти благодаря нашему подходу по формированию и выведению на рынок передовых направлений, которые сложны вдвойне: с одной стороны, достаточно тяжелы в юридической части, с другой - достаточно сложны в подборе уникального инструментария маркетинга. В большинстве случаев эти направления быстро развиваются и занимают стратегическую высоту на рынке.

Наряду с передовыми направлениями нашей фирмы существуют множество практик, которые не столь активно позиционируются, но очень интенсивно работают. VEGAS LEX сопровождает очень крупные проекты, в которых, например, участвуют десять направлений, и лишь одно из них является стратегическим, эксклюзивно представленным в VEGAS LEX и еще в одной-двух фирмах.

Таким образом, традиционные направления востребованы не меньше, потому что они являются составными частями более комплексных услуг. Собственно говоря, подозревая, что в озвученном мною подходе мы не одни, наблюдая за рынком, мы пытаемся вовремя выявить тенденции рынка и правильно среагировать. В то же время это не означает, что у наших практик, которые принято считать обычными, нет изюминки.

- А какие направления вы сейчас развиваете, думая, что в будущем они будут перспективными?

Я не хотел бы разглашать все секреты, но поговорить о тех направлениях, которые уже начали прорываться на рынок, можно. Например, тема по страхованию экспортных кредитов. Или ставшая на рынке притчей во языцех тема государственно-частного партнерства (ГЧП), связанная с проектным финансированием с государственным плечом, будет востребована всегда. VEGAS LEX в значительной степени верит в инфраструктуру, и здесь значимое лидерство фирмы признается даже ближайшими конкурентами.

Думаю, уже ни для кого не секрет, что мы и дальше пойдем в антимонопольном направлении. Вне сомнения, фирма VEGAS LEX достигла стратегической высоты в том, что называется антимонопольным регулированием. Это тоже признается как российским, так и международным сообществом.

Расскажите, пожалуйста, подробней о таком направлении деятельности вашей фирмы, как ГЧП. Ваша компания участвовала в огромном количестве всевозможных проектов в этой области, что в них было сложного?

Поделюсь своим наблюдением в теме государственно-частного партнерства: кто-то говорит "ГЧП", а кто-то говорит "ЧГП", в чем же разница? Услышав по телефону "ЧГП", можно с высокой степенью вероятности сделать вывод, что звонящий представляет частный сектор. А когда говорят "ГЧП"- государственную сторону.

По теме ГЧП уже нет необходимости в маркетинговых инвестициях, потому что здесь всевозможные рейтинги и признания у нас есть. ГЧП - очень увлекательная тема, и те наши коллеги, которые занимаются этой темой, по-настоящему ею болеют. В этом смысле они относятся к категории не просто юристов, а юристов, которые являются идеологическими борцами за тему ГЧП, хотя каждый приходил в эту область из разных сфер.

-Почему Вы считаете правильным развитие практики ГЧП?

Потому что в нашей стране существует огромная потребность в любых видах инфраструктуры - железных дорогах, автодорогах, школах, больницах, детских садах, нормальных вокзалах - в развитие которой мы вносим посильный вклад.

Самое сложное в ГЧП - это три вещи. Первое: любой, кто начинает заниматься этой темой, должен для себя понимать, что это не единая отрасль права. Любой проект в этой сфере включает в себя все существующее в нашей стране законодательство, поэтому нужно быть не только хорошим юристом, но и хорошим менеджером.

Сложность номер два состоит в том, что любой проект в сфере ГЧП - это очень продолжительный проект, и специалистам банально может не хватить терпения.

Сложность номер три заключается в том, что юрист одновременно должен понимать, как работать с частным сектором и с государственными органами. При этом даже на федеральном уровне группы государственных органов зачастую работают, в том числе, и по неписаным сложившимся правилам. Ему следует понимать, необходимость взаимодействия с региональной администрацией. А в итоге проект должен соответствовать стандартам как российского, так и зарубежного финансового сообщества.

- Вы лично участвовали в крупных проектах, какой у вас самый любимый проект?

Мы представляли интересы клиентов более чем 15 региональных администраций, и, наверное, дюжины федеральных министерств и ведомств. Консультировали несколько десятков банков, строителей, проектировщиков, операторов, организаторов, участвовавших в инфраструктурных проектах. Поэтому, когда речь заходит о ГЧП и инфраструктуре, VEGAS LEX неминуемо попадает в short list из двух-трех компаний-экспертов в этом вопросе.

У VEGAS LEX есть большое количество инфраструктурных ГЧП-проектов, заслуживающих отдельного внимания. Но в настоящий момент работы по ним ведутся в строжайшем соответствии с условиями о неразглашении информации. Все проекты VEGAS LEX внушительного размера, начиная от дюжины аэропортовых и дорожных проектов, заканчивая разработкой большого количества нормативных актов в сфере ГЧП и инфраструктуры по заказу государства.

VEGAS LEX много работает в регионах, у компании есть региональные дирекции. Собираетесь ли вы расширять деятельность в этой сфере?

VEGAS LEX сопровождает проекты по всей географии страны. Офисы в Волгограде и Краснодаре - полноценные отделения VEGAS LEX, которые самостоятельно привлекают клиентов в соответствующих регионах и осуществляют юридическое сопровождение полученных проектов. У фирмы есть согласованная региональная стратегия на пять лет. И тому есть объективные рыночные предпосылки.

Ваша фирма представляет услуги по медиации. Что надо сделать, чтобы этот институт в России заработал, чтобы люди и фирмы охотно обращались к медиаторам за разрешением своих споров? Есть ли у института медиации будущее в России?

Да, VEGAS LEX оказывает услуги по медиации. Медиацией занимаются только партнеры фирмы и только по крупным спорам и сложным проектам.

В целом развитие медиации в нашей стране - вопрос емкий, потому что в попытках обсуждения медиации, ее преимуществ и всего остального многие забывают о том, что полноценное существование и совершенствование медиации возможно при развитом институте гражданского общества, то есть при зрелом подходе граждан к выработке взаимоприемлемого решения в конфликте.

- Госдума рассматривает . Верите ли вы, что с их принятием бизнес вздохнет свободней?

VEGAS LEX - лицо заинтересованное, так как является одним из учредителей некоммерческого партнерства "Содействие развитию корпоративного законодательства" и соавтором ряда поправок. Кроме того, если ГК РФ развивается, то развивается российское право, а право, как известно, отражение экономики. На выходе это приводит к тому, что работы для приличных юридических фирм прибавляется, потому что инструментарий становится более конкурентоспособным и одновременно с этим становятся более востребованными емкие интеллектуальные услуги.

Соглашусь, наверное, с большей частью тех изменений, которые предложены группой по созданию международного финансового центра (МФЦ) и некоммерческим партнерством юрфирм по модернизации гражданского законодательства. Именно крупнейшие юридические фирмы, то есть главные провайдеры российского права, объединились с российскими клиентами и стали со-разработчиками нового проекта ГК РФ.

В процессе согласования возникли сложности его объединения с документом, подготовленным представителями классической правовой школы.

Говоря о новом ГК РФ, я вынужден упомянуть правовую систему России, исходящую из примата формы над содержанием и сводящую все проблемы бизнеса и граждан к анализу структуры регулирующих документов. Например, в англосаксонской системе права содержание на первом месте. Однако я категорический противник копирования английского права. Если ты Страдивари, то любой, кто будет у тебя учиться или пытаться тебе подражать, становится ухудшенной копией маэстро. Абсолютно уверен в том, что к вопросу конкурентоспособности российского права нужно подходить как к самостоятельной задаче, отражением которой послужит тема экспорта российского права в страны СНГ.

- Вы считаете, что с предложенными поправками российское право будет конкурентоспособным?

С этими поправками российское право дает себе шанс на то, чтобы начать конкурентную гонку. И, запустив этот процесс, мы имеем возможность создать действительно конкурентоспособное право и точно так же, как иностранцы, распространять его за пределами России. Это же на самом деле счетный инструментарий.

Сравните, английскую компанию, которая приходит в Россию и оперирует английским правом. Каковы ее издержки? И российскую компанию, которая приходит в Болгарию и начинает оперировать болгарским правом. Или та же самая российская компания приходит в Болгарию и продолжает оперировать российским правом. Для нее ничего не изменилось. Это вопрос издержек для российского бизнеса.

Глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов сожалеет что, не вошли в ГК РФ такие поправки, как нормы ответственности офшорных компаний. Что вы думаете по поводу этого?

Я также сожалею об этом. Но вопрос здесь в другом: была ли это работающая или неработающая норма? В поправках ответственность ложилась на представителя офшорной компании на месте. На практике это означает, что вырезали из цепочки представителя на месте, поставили туда управляющую компанию, никаких требований к ней нет, потом оффшорную компанию не обнаружили, так как ее десять раз перепродали, и в итоге банкрот - нулевая управляющая компания. Усложняет ли это процесс? Да, усложняет. Начнут ли юристы на этом больше зарабатывать? Да, но будут больше зарабатывать те юристы, которые занимаются всякой серой мелочью.

Если бы в этих поправках были инструменты, в рамках которых офшорная компания, делая заявление о том, что она принадлежит таким-то бенефициарам, имела определенные экономические механизмы ответственности - было бы понятно. А так, это была схоластическая норма - "погрозить пальцем". У нас есть правительственная комиссия по иностранным инвестициям, в рамках которой периодически обсуждаются вопросы оффшоров. Но и они не раскрывают всю цепочку. А что касается Федеральной антимонопольной службы, то если нужно, она раскрывает цепочку и без норм в Гражданском кодексе, потому что по закону ФАС России это делать разрешено.

Поэтому мне кажется, что в поправках в ГК РФ есть множество более важных вопросов.

- Что вы думаете о такой теме, которая сейчас обсуждается, как адвокатская монополия? Нужна ли она?

Попробую перефразировать Ваш вопрос в части постановки задач борьбы с коррупцией, создания качественной национальной системы правоприменения, конкурентоспособности права, повышения правовой культуры организаций и граждан… Тогда ответ на этот вопрос звучит так: необходимо обеспечить единство юридического цеха для исполнения этих задач. В какой форме оно будет обеспечено, не имеет никакого значения.

Вспомните историю США, например, по американским фильмам про Дикий Запад или историю Великобритании. Что было там с правосудием в те времена. Поэтому мы в этом случае не уникальны. Отстаем, к сожалению, лет на восемьдесят. Эти страны утвердили один из ключевых способов борьбы с коррупцией, состоящий в следующем: тропинка между конфликтом и местом разрешения спора только одна - профессиональное сообщество, как его не назовите. Не могу сказать, что я противник или союзник адвокатской монополии /демонополии. Я считаю, что должна быть цеховая солидарность и цеховая самоорганизация.

Вы были избраны в генсовет организации "Деловая Россия". Что лично вы или ваша компания хотите сделать или делаете в рамках этой организации?

- "Деловая Россия" в настоящий момент - одна из наиболее продвинутых организаций, которая в свете того, что сейчас происходит в стране, действительно может на что-то повлиять. С помощью "Деловой России", консолидировав мнение предпринимательского сообщества на тему инфраструктуры, инвестиций и ГЧП, можно показать успешный опыт реализации подобных проектов в нашей стране, что инвестиции в инфраструктуру и ГЧП - это не только удел крупных компаний и мегапроектов, но и возможности для среднего бизнеса.

Для того чтобы популяризировать и систематизировать этот опыт, необходимо снять некоторые существующие юридические ограничения. Наша задача как члена "Деловой России" - качественно обработать опыт, сформировать позицию общества и через "Деловую Россию" выстроить конструктивный диалог с государством.

- Ваша фирма организует форумы, круглые столы, а есть ли проекты культурные, образовательные?

В нашей фирме существует целый пласт культурных, образовательных и благотворительных проектов. О последних мы не говорим, дабы не смешивать благотворительность с маркетингом.

Что касается образовательных или культурных инициатив, то я бы хотел выделить созданную в 2010 году Академию VEGAS LEX, ставшую центром образования и повышения квалификации сотрудников фирмы, а также выдающихся студентов юридических факультетов. В рамках Академии фирма проводит лекции в ВУЗах и стажировки студентов два раза в год: зимой и летом, где будущие юристы могут убедиться в правильном выборе профессии и на практике применить свои знания. Также наша фирма уже второй год подряд поддерживает организацию российского этапа международного конкурса по публичному праву им. Филиппа Джессопа.

Альберт Еганян

Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование

Редактор Олег Пономарёв

Руководитель проекта О. Равданис

Корректор М. Смирнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн обложки С. Хозин

© А. Еганян, 2015

© ООО «Альпина Паблишер», 2015

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Стандартный проект инвестиций в инфраструктуру

Люди не прочли, что я написал, но уже спорят со мной.

Ричард Докинз в комментариях к книге «Эгоистичный ген»

Многие годы в нашей стране в совершенно разных контекстах говорят о развитии инфраструктуры. Но правда состоит в том, что массовых прорывов в этом направлении не произошло. Отдельные, хотя их уже и не единицы, эффективные проекты только подтверждают правило, вызывая устойчивое желание проанализировать подробнее причины их успешности. Как бы там ни было, мы по-прежнему кратно отстаем от большинства стран с сопоставимыми размерами экономики не только в части текущего состояния инфраструктуры, но главное – в темпах ее создания.

Школы, больницы, спорткомплексы, дороги, вокзалы и многое иное постепенно появляются в достойном граждан страны качестве. Для того чтобы существенно ускорить создание и увеличить объем новой инфраструктуры, необходимо делиться знаниями и информацией. Что я по мере возможностей делаю.

Я не хочу особо говорить в этой книге о тех проектах развития инфраструктуры, которые сейчас принято называть мегапроектами. Все их знают или хотя бы о них слышали. Именно эти проекты в своем большинстве приходят на ум, когда речь заходит об инфраструктуре. Но с ними-то как раз все понятно. Значительное внимание различных федеральных властей (не уверен, что это так уж хорошо), участие крупных корпораций-интересантов (не думаю, что это всегда позитивно), большие объемы финансирования из федерального бюджета и от госбанков (не всегда на рыночных условиях) в конце концов сделают свое дело. В общем, страна как-нибудь сконцентрирует усилия и как-то их реализует.

А вот что происходит в проектах, которые не относятся к классу сверхкрупных? Собственно, никакими значимыми успехами похвалиться в этом направлении мы не можем. Конечно, если исходить из простого убеждения, что для того, чтобы чем-то похвастаться, необходимо сначала на самом деле что-то сделать. Ничего особенного в масштабах страны здесь не происходит. Правда, если смотреть на официальные доклады и отчеты, то складывается впечатление, что мы живем совсем не в той стране, которую каждый день видим.

Конечно же, я заинтересован в том, чтобы книга была изучена полностью. Ее основное предназначение – дать читателям комплексную системную картину того, как устроен рынок инфраструктуры, как стартуют конкретные проекты, как избежать ошибок на каждой стадии и как в конечном итоге довести задуманное до конца.

Книга разделена на две смысловые части. Первая сочетает описание проблем макро– и микроуровня с демонстрацией возможностей по созданию инфраструктуры. Она дает, с одной стороны, общее, а с другой – достаточно детальное представление о том, что конкретно стоит делать в том случае, если регион, муниципалитет, бизнес столкнулись с тем или иным инфраструктурным ограничением; как именно поступать, чтобы не похоронить проект не только в самом начале, но и на любой последующей стадии.

Все основные проблемы я постарался рассмотреть с разных сторон, чтобы были наглядны основные ограничения и возможности, существующие и у госорганов, и у частников, и у остальных участников инфраструктурных инвестпроектов. На мой взгляд, эта часть книги имеет определяющее значение, поскольку понимание общей картины мира (в данном случае «инфраструктурного») гораздо важнее, чем знание отдельных, пусть и весомых деталей. Хотя именно от них зависит успешность реализации каждого отдельно взятого проекта.

Если вы уже продвинулись в том или ином проекте и «поймали» часть описываемых в книге рисков, то используйте ее как справочник. Обращайтесь выборочно к тем или иным главам; особенно может быть полезна вторая ее часть. В ней рассматриваются отдельные детали мозаики инфраструктурных инструментов – залоги, страхование, элементы контрактов и иные важные «мелочи», которые оказывают существеннейшее влияние на успешность проекта.

Главный парадокс, который описывается и анализируется в данной книге, состоит в том, что на рынке сложилась патовая ситуация, и любой, кто имеет отношение к подобного рода проектам, об этом прекрасно знает. С одной стороны, существует потребность, которая только на региональном уровне оценивается в несколько сотен миллиардов долларов. И это только для выхода на «гигиенический» уровень, чтобы можно было более уверенно сравнивать нас с Португалией (была у нас такая политическая мантра в начале 2000-х гг.). Любой регион и муниципалитет выставляет список из многих десятков первоочередных самых необходимых проектов.

С другой стороны, есть значительное количество строителей, проектировщиков, поставщиков, которые с удовольствием спроектируют, построят и произведут оборудование. Может быть, проблема в том, что на рынке нет денег? Но это тоже неверно. И в предыдущие времена, и в нынешние есть крупные, средние и мелкие компании, интересующиеся возможностями инвестиций именно в инфраструктурные проекты. Это не только отечественные структуры, но и иностранные: инфраструктурные фонды и банки из Европы, стран АТР тоже весьма активно интересуются этим бизнесом в нашей стране. Причем у наших соседей, в том числе ближайших (а у них состояние экономики не чета российской), они уже осуществляют инвестиции. У нас же – нет. Наша традиционная отговорка про уровень политических рисков во многих случаях представляется не столь удручающей, как принято утверждать. И об этом тоже идет речь на страницах книги.

Фактически имеем вроде бы всё: заинтересованные региональные власти, подрядчиков и иных исполнителей, финансовые организации. Потребность – очевидна, исполнители – присутствуют, деньги – тоже не столь ограничены, как принято полагать. Но инфраструктура все равно почему-то не слишком быстро развивается. В этом мы и будем разбираться далее.

Еще один парадокс состоит в том, что есть определенное количество примеров успешной реализации инфраструктурных проектов, которые позволяют говорить, что особых ограничений для того, чтобы быстро и качественно инкубировать инфраструктуру, нет, что бы кто ни говорил. Все ограничения носят субъективный характер. Или, если выражаться простым языком, все зависит от личных качеств и навыков тех людей, которые занимаются реализацией и организацией таких проектов с каждой стороны этого процесса – и с государственной, и с частной.

Это вопрос не только политической заинтересованности губернатора или мэра, его умения услышать и воспринять новую реальность, но и вопрос существования команды, которая способна практически реализовать проект, в котором заинтересован регион.

Не менее важно и то, как ведет себя частная сторона проекта – строители, проектировщики, поставщики, банки и иные финансовые спонсоры: умеют ли они работать в условиях ограничений, накладываемых как самим жанром инфраструктурных проектов, так и текущим состоянием экономики, или нет. Большинство из них пока что показывает себя не лучшим образом. Впрочем, так же, как и многие представители власти. Зачастую чрезвычайно интересные инфраструктурные возможности разбиваются как раз об эти банальности.

В книге акцент в первую очередь делается именно на той инфраструктуре, которая непосредственно касается каждого из нас. Откуда и куда долететь (аэропорты), на чем доехать на работу (трамваи, поезда), куда отдать детей (школы, детские сады), куда отвезти родителей на лечение (больницы), как быстрее доехать за город (новые дороги и мосты). Все это определяет бытие, которое, в свою очередь, определяет сознание каждого из нас.

Альберт Еганян

Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование

Редактор Олег Пономарёв

Руководитель проекта О. Равданис

Корректор М. Смирнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн обложки С. Хозин

© А. Еганян, 2015

© ООО «Альпина Паблишер», 2015

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Стандартный проект инвестиций в инфраструктуру

Люди не прочли, что я написал, но уже спорят со мной.

Ричард Докинз в комментариях к книге «Эгоистичный ген»

Многие годы в нашей стране в совершенно разных контекстах говорят о развитии инфраструктуры. Но правда состоит в том, что массовых прорывов в этом направлении не произошло. Отдельные, хотя их уже и не единицы, эффективные проекты только подтверждают правило, вызывая устойчивое желание проанализировать подробнее причины их успешности. Как бы там ни было, мы по-прежнему кратно отстаем от большинства стран с сопоставимыми размерами экономики не только в части текущего состояния инфраструктуры, но главное – в темпах ее создания.

Школы, больницы, спорткомплексы, дороги, вокзалы и многое иное постепенно появляются в достойном граждан страны качестве. Для того чтобы существенно ускорить создание и увеличить объем новой инфраструктуры, необходимо делиться знаниями и информацией. Что я по мере возможностей делаю.

Я не хочу особо говорить в этой книге о тех проектах развития инфраструктуры, которые сейчас принято называть мегапроектами. Все их знают или хотя бы о них слышали. Именно эти проекты в своем большинстве приходят на ум, когда речь заходит об инфраструктуре. Но с ними-то как раз все понятно. Значительное внимание различных федеральных властей (не уверен, что это так уж хорошо), участие крупных корпораций-интересантов (не думаю, что это всегда позитивно), большие объемы финансирования из федерального бюджета и от госбанков (не всегда на рыночных условиях) в конце концов сделают свое дело. В общем, страна как-нибудь сконцентрирует усилия и как-то их реализует.

А вот что происходит в проектах, которые не относятся к классу сверхкрупных? Собственно, никакими значимыми успехами похвалиться в этом направлении мы не можем. Конечно, если исходить из простого убеждения, что для того, чтобы чем-то похвастаться, необходимо сначала на самом деле что-то сделать. Ничего особенного в масштабах страны здесь не происходит. Правда, если смотреть на официальные доклады и отчеты, то складывается впечатление, что мы живем совсем не в той стране, которую каждый день видим.

Конечно же, я заинтересован в том, чтобы книга была изучена полностью. Ее основное предназначение – дать читателям комплексную системную картину того, как устроен рынок инфраструктуры, как стартуют конкретные проекты, как избежать ошибок на каждой стадии и как в конечном итоге довести задуманное до конца.

Книга разделена на две смысловые части. Первая сочетает описание проблем макро- и микроуровня с демонстрацией возможностей по созданию инфраструктуры. Она дает, с одной стороны, общее, а с другой – достаточно детальное представление о том, что конкретно стоит делать в том случае, если регион, муниципалитет, бизнес столкнулись с тем или иным инфраструктурным ограничением; как именно поступать, чтобы не похоронить проект не только в самом начале, но и на любой последующей стадии.

Все основные проблемы я постарался рассмотреть с разных сторон, чтобы были наглядны основные ограничения и возможности, существующие и у госорганов, и у частников, и у остальных участников инфраструктурных инвестпроектов. На мой взгляд, эта часть книги имеет определяющее значение, поскольку понимание общей картины мира (в данном случае «инфраструктурного») гораздо важнее, чем знание отдельных, пусть и весомых деталей. Хотя именно от них зависит успешность реализации каждого отдельно взятого проекта.

Если вы уже продвинулись в том или ином проекте и «поймали» часть описываемых в книге рисков, то используйте ее как справочник. Обращайтесь выборочно к тем или иным главам; особенно может быть полезна вторая ее часть. В ней рассматриваются отдельные детали мозаики инфраструктурных инструментов – залоги, страхование, элементы контрактов и иные важные «мелочи», которые оказывают существеннейшее влияние на успешность проекта.

Главный парадокс, который описывается и анализируется в данной книге, состоит в том, что на рынке сложилась патовая ситуация, и любой, кто имеет отношение к подобного рода проектам, об этом прекрасно знает. С одной стороны, существует потребность, которая только на региональном уровне оценивается в несколько сотен миллиардов долларов. И это только для выхода на «гигиенический» уровень, чтобы можно было более уверенно сравнивать нас с Португалией (была у нас такая политическая мантра в начале 2000-х гг.). Любой регион и муниципалитет выставляет список из многих десятков первоочередных самых необходимых проектов.

С другой стороны, есть значительное количество строителей, проектировщиков, поставщиков, которые с удовольствием спроектируют, построят и произведут оборудование. Может быть, проблема в том, что на рынке нет денег? Но это тоже неверно. И в предыдущие времена, и в нынешние есть крупные, средние и мелкие компании, интересующиеся возможностями инвестиций именно в инфраструктурные проекты. Это не только отечественные структуры, но и иностранные: инфраструктурные фонды и банки из Европы, стран АТР тоже весьма активно интересуются этим бизнесом в нашей стране. Причем у наших соседей, в том числе ближайших (а у них состояние экономики не чета российской), они уже осуществляют инвестиции. У нас же – нет. Наша традиционная отговорка про уровень политических рисков во многих случаях представляется не столь удручающей, как принято утверждать. И об этом тоже идет речь на страницах книги.

Фактически имеем вроде бы всё: заинтересованные региональные власти, подрядчиков и иных исполнителей, финансовые организации. Потребность – очевидна, исполнители – присутствуют, деньги – тоже не столь ограничены, как принято полагать. Но инфраструктура все равно почему-то не слишком быстро развивается. В этом мы и будем разбираться далее.

Еще один парадокс состоит в том, что есть определенное количество примеров успешной реализации инфраструктурных проектов, которые позволяют говорить, что особых ограничений для того, чтобы быстро и качественно инкубировать инфраструктуру, нет, что бы кто ни говорил. Все ограничения носят субъективный характер. Или, если выражаться простым языком, все зависит от личных качеств и навыков тех людей, которые занимаются реализацией и организацией таких проектов с каждой стороны этого процесса – и с государственной, и с частной.