23.09.2019

1 научные подходы к понятиям дислексия дисграфия. Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой - Дисграфия и дислексия: что это такое и как помочь ребенку


Дислексия (легастения), а также алексия, аграфия, дисграфия относятся к видам патологии в способности к обучению. Легастения - это затруднения в процессе мышления, сосредоточения, выстраивания логических связей, в силу которого ребенку с нормальными интеллектом, мотивацией, социально-культурными условиями трудно читать и запоминать полученную информацию. Алексия - потеря способности к чтению и к пониманию прочитанного, нарушение узнавания текста. Аграфия - утрата способности писать при сохранности двигательных функций руки, а дисграфия - затруднения при письме, проявляющиеся у ребенка пропуском или перестановкой букв, заменой одних букв (или слогов) другими.

По данным исследований, наиболее частыми патологиями поведения и способностей, обуславливающими расстройства письма и чтения у детей, являются дисграфия и дислексия. Интеллект у таких детей чаще всего не нарушен.

Причины возникновения

Причины дислексии изучаются уже многие десятилетия, однако однозначно их еще никто не перечислил и не выяснил. Поражения головного мозга, оказывающие влияние на речевые центры, были обнаружены лишь у немногих детей с нарушениями чтения и письма. Многие указывают на наследственный фактор (наследственную слабость психических функций, необходимых при письме и (или) чтении), поэтому существует и такой диагноз, как «врожденная алексия». Дислексия может быть первичной, т.е. когда говорят о дислексии наследственного происхождения. Благодаря новейшим генетическим исследованиям ее связывают с изменениями генов. А вторичное расстройство чтения возможно при умственной отсталости, а также различных других болезнях. Предполагается, что дислексия не является частым заболеванием. Также как тучность или высокое кровяное давление - это патология, распространившаяся в популяции.

Признаки дисграфии

  • пропуск букв;
  • при письме перестановка букв с похожим звучанием или артикуляцией;
  • пропуск слогов; замена букв;
  • соединение слов в одно целое;
  • графические ошибки (замена похожих букв, их неправильное написание);
  • грамматические ошибки.

Признаки дислексии

  • затрудненное запоминание букв;
  • замена букв по акустическому и графическому подобию;
  • побуквенное чтение, неспособность соединения букв в слоги;
  • замена окончаний;
  • нелогичное сочетание слов.

Нередко такие дети, выполняя математические задания, путают знаки сложения, вычитания, умножения, деления, пишут не те знаки. Сегодня некоторые специалисты полагают, что характерных для дисграфии или дислексии ошибок вообще не существует.

Лечение

Усиленная «зубрежка», сочетаемая с длительным и терпеливым обучением письму в школе и дома часто приносит лишь незначительные результаты. Однако и методы лечения, применяемые психологами, не являются столь эффективными, как это ожидалось.

Если у учеников наблюдаются расстройства письма и чтения, они могут посещать логопедические занятия. Занятия длятся 20-25 минут. Устранение определенных расстройств чтения и письма возможно, так как слух у ребенка развивается. Ведь нарушенные речевые функции восстанавливаются даже при удалении речевой зоны в коре головного мозга. Но если эти расстройства остаются незамеченными в I классе и не подвергаются коррекции, позднее ребенок испытывает трудности в учебе.

Главное, чтобы родители были терпеливыми, правильно реагировали на трудности, возникающие у ребенка и не упрекали его в лени. Заметив нарушения, следует обратиться к логопеду. Иногда ребенок нуждается в помощи ортодонта, психолога или невролога.

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.


Что такое дисграфия и дислексия?

Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.

Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.

(от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.

При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.

Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.

Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.


Причины дисграфии, дислексии

Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:

Формы дисграфии и дислексии

Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:

  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).

Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию . Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.

Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.

Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:

  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить - хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Дисграфия - это достаточно своеобразное нарушение письма. Оно встречается как у взрослых, так и у детей. Не все родители знают виды дисграфии и чем характеризуется данное заболевание. Именно поэтому, столкнувшись со специфическим нарушением письма, они принимают это за обычные ошибки и ругают ребенка за незнание правил написания тех или иных слов. Рекомендовано заранее ознакомиться с особенностями дисграфии, которые представлены в нашей статье. Это позволит как можно раньше диагностировать нарушение и избавиться от него.

Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания

Дисграфия - нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое заболевание возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний.

Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными заболеваниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.

Точную причину возникновения заболевания определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях.

Известны следующие комплексные причины возникновения заболевания:

  1. Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  2. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок.
  3. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит.

Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Заболевание может также быть врожденным. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

Разные виды ошибок дисграфии могут наблюдаться и у взрослых. Нарушение может возникнуть после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов и некоторых хирургических операций.

Дислексия. Общая информация

В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное заболевание характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение.

Специалисты рекомендуют родителям проверить ребенка на наличие дислексии до поступления в школу. К признакам данного заболевания можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв. Обязательное посещение логопеда рекомендуется всем детям до 6 лет.

Дислексия, так же, как и дисграфия возникает из-за неравномерного развития полушарий головного мозга. По отдельности данные нарушения не формируются. Существуют следующие виды дислексии:

  • фонематическая;
  • семантическая;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • мнестическая.

Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту.

Группа детей, склонных к дисграфии

Перечисленные в нашей статье виды дисграфии с примерами позволят родителям как можно раньше обнаружить нарушение у своего ребенка. Немаловажно знать, какие дети наиболее подвержены риску возникновения заболевания.

Известно, что дисграфия нередко возникает у тех детей, которые пишут левой рукой. Однако не стоит переучивать левшу. Дети, у которых левая рука ведущая, но пишут они правой из-за желания родителей, тоже нередко сталкиваются с дисграфией. Они входят в группу риска.

С проблемами могут также столкнуться дети из двуязычных семей. Как правило, им тяжело адаптироваться и досконально изучить хотя бы один из языков. Вероятность возникновения заболевания увеличивается, если у ребенка присутствуют иные проблемы с речью.

Велика вероятность того, что у ребенка с нарушениями фонетического восприятия возникнет дисграфия. Именно поэтому такие дети находятся в группе риска. Как правило, они путают буквы. Например, пишут "ком" вместо "дом". Они могут также неправильно произносить слова и записывать их с ошибками.

Симптомы дисграфии

Виды дисграфии у младших школьников с примерами известны не всем родителям. Об этом заболевании редко говорят детские врачи. Именно поэтому неопытные родители чаще всего не знают о существовании такого нарушения. Не секрет, что ранняя диагностика любого заболевания позволяет справиться с ним как можно раньше.

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смещением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова.

Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой.

Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова.

К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи.

К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв.

Диагностика различных видов дисграфии. Признаки заболевания, по которым можно самостоятельно его диагностировать

Определение вида дисграфии - это достаточно трудный процесс. Как правило, распознать заболевание может только специалист. Чем раньше оно будет диагностировано, тем легче будет от него избавиться.

Предрасположенность к дисграфии устанавливают у дошкольников 3-5 лет. Чаще всего это происходит на медицинском осмотре, который необходим для поступления в общеобразовательное учреждение. Диагностировать уже имеющееся, скрытое или явное заболевание можно в абсолютно любом возрасте.

Диагностика дисграфии необходима для подбора лечения и коррекции. К специалисту необходимо обращаться в том случае, если ребенок знает все правила орфографии, но тем не менее делает ошибки. Диагностику потребуется также провести, если школьник при написании пропускает буквы или заменяет их на другие.

Для диагностики также специалисты используют речевые карты. Благодаря им можно провести всестороннее обследование и определить присутствующие у пациента виды дисграфии по Лалаевой. В речевой карте потребуется указать все данные о ребенке и его развитии.

Существуют признаки дисграфии, по которым родители могут диагностировать нарушение у ребенка самостоятельно. Важно знать их. Благодаря этому можно начать коррекцию заболевания как можно раньше.

Как мы говорили ранее, при дисграфии у ребенка наблюдается большое количество ошибок. Такие дети не различают следующие буквы:

  • "Ь" и "Р";
  • "З" и "Э".

У них наблюдается неразборчивый почерк. Под диктовку такие дети пишут достаточно медленно. Часто родители не догадываются о том, что у ребенка присутствует нарушение. Они ругают его за невнимательность и безграмотность. Они считают, что проблемы связаны с нежеланием учиться. Преподаватели ставят таким ученикам плохие оценки, а сверстники насмехаются. Именно поэтому родители обязаны заранее ознакомиться с симптомами данного нарушения, чтобы знать, как поступать в случае его наличия.

Ребенку тяжело справиться с заболеванием. Он становится тревожным. Такие дети начинают замыкаться в себе и прогуливают уроки. Чтение и письмо не приносят им удовольствия.

Разновидности дисграфии

Различают несколько видов дисграфии. Существует пять основных типов:

  • акустический;
  • аграмматический;
  • артикуляторно-акустический;
  • оптический;
  • моторный.

Однако есть и другие разновидности данного нарушения. Чаще всего специалисты определяют виды дисграфии у младших школьников по Лалаевой.

Р.И. Лалаева выделяет пять типов данного нарушения. Они были систематизированы и изучены кафедрой логопедии РГПУ Герцена, на которой работала Раиса Ивановна. Доктор педагогических наук выделяет следующие разновидности дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • нарушение фонемного распознавания;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • нарушение языкового анализа.

Данный перечень используется специалистами наиболее часто.

Многие ученые самостоятельно изучали и разрабатывали виды дисграфии. Однако они не пользуются успехом.

Описание видов дисграфии

Виды дисграфии по Лалаевой используются специалистами наиболее часто. В нашей статье описаны все типы, разработанные кафедрой логопедии РГПУ.

Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи.

При артикуляторно-акустической дисграфии не всегда присутствуют ошибки на письме. В некоторых случаях отсутствие букв и их замена наблюдаются только в разговорной речи.

Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки "П", "Т", "Ш" на "Б", "Д", "Ж". Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо "Ж", "Ш" ребенок пишет "З", "С".

Виды дисграфии с примерами, которые описаны в нашей статье, позволяют родителям и логопедам подбирать наиболее подходящую коррекцию нарушения. Причина возникновения заболевания на почве нарушений языкового анализа и синтеза - затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов.

Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам ("лес" - "лис"). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.

Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме ("писмо", "лубит"). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.

Еще один тип дисграфии - аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов ("захлестнула" - "нахлестнула").

Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.

Существует также дисграфия смешанного вида. Что это такое вы, можете выяснить в нашей статье. Дисграфия смешанного типа диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов заболевания. Избавиться от такого нарушения достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись.

Лечение дисграфии у специалиста

В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда.

Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга. Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда.

Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Различные виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) вы можете найти в нашей статье. Их потребуется регулярно выполнять с ребенком дома.

Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его.

Для того чтобы начать корректировать ребенка, логопеду необходимо диагностировать заболевание и определить его вид. Для этого, как мы говорили ранее, специалистом используется речевая карта. Он должен восполнить пробелы в навыках ребенка.

После прохождения курса корректировки пациенту необходимо пройти реабилитационное лечение. Врачом назначается физиотерапия, массаж, а также гидротерапия.

Почти всегда у детей с дисграфией наблюдается хорошая визуальная память. Поэтому упражнение с исправлением ошибок является неэффективным. Навыки ребенка не будут улучшаться. Он всего лишь будет исправлять ошибки в тексте автоматически.

Лечение дисграфии должно проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо.

Логопед и родители ни в коем случае не должны показывать чрезмерную озабоченность заболеванием. Необходимо не забывать хвалить ребенка за каждый даже незначительный успех.

Упражнения для корректировки дисграфии и дислексии

Виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) и их выполнение - это важный этап в процессе избавления от нарушения. Рекомендовано прорабатывать их с ребенком ежедневно. Благодаря этому можно избавиться от дисграфии и дислексии за максимально короткий срок.

Существует множество методов и упражнений, которые позволяют избавиться от нарушений в письменной и разговорной речи. Нередко специалисты рекомендуют ребенку подчеркивать проблемные буквы.

Для устранения дисграфии рекомендовано проводить работу со специальными изображениями. Ребенку предоставляют картинку, на которой присутствует предмет и структура слова. Сначала школьнику необходимо назвать предмет, а затем по очереди перечислить все звуки.

Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные буквы в словах. Затем ребенку потребуется прочесть слово вслух. Специалисты также рекомендуют как можно чаще писать диктанты. Благодаря этому можно существенно улучшить навыки письменной речи.

Многим преподавателям не известны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях, как правило, не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики.

Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов - ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву.

Подводим итоги

Дисграфия - это заболевание, которое характеризуется специфическими нарушениями в письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные заболевания достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться. Благодаря нашей статье вы выяснили, сколько видов дисграфии выделяется в современной логопедии и чем они характеризуются. Это позволит любому желающему отличить нарушение письменной и разговорной речи от безграмотности.

Психоневрологи определяют эти два явления следующим образом: Дислексией – называют стойкое нарушение чтения, а дисграфией – стойкое нарушение письма. Они чаще наблюдаются в детском возрасте нередко возникают сразу вместе у одного и того же ребёнка. Причём каких-то признаков умственной недоразвитости у него не выявляется.

Давайте коротко рассмотрим оба эти явления, узнаем, что такое дисграфия и дислексия, выясним, как помочь детям от них избавиться.

Дислексия

В буквальном переводе с греческого, это слово означает «сложность со словами».
При её наличии бывает трудно понять. При разговоре он искажает звучания слов, «проглатывает» слоги и даже целые слова. Также часто меняет местами буквы, пропускает, заменяет звуки, или прибавляет ненужные. Он может не распознавать похожие по написанию буквы, нарушать построение предложений, не соблюдать связи между словами.

Таким образом, данное явление выражается в нарушении процесса чтения, когда ребенок постоянно повторяет свои ошибки.

Принято различать фонематическую, семантическую, аграмматическую, оптическую, амнестическую дислекию.

Чаще всего это явление связывают с фактором несформированной психики, а именно тех функций, которые ответственны за процесс чтения. Все дело в том, что напечатанный текст – это двумерное изображение, а люди с дислексией воспринимают любые образы только в трехмерном изображении. Поэтому им трудно воспринимать обычный текст, и они путаются во время чтения.

Учеными было установлено, что мальчики страдают от этого нарушения примерно в 3-4 раза чаще девочек.

Дисграфия

Это такое состояние, когда ребёнок не может изложить свои мысли на бумаге, так как ему трудно дается письмо. Ребёнок не может окончательно его изучить. Это происходит вследствие нарушения тех психологических функций, которые отвечают за обеспечение процесса письма.

Данная дисфункция у разных детей проявляется по-разному. Например, кто-то может постоянно повторять одни и те же ошибки, а другой – просто допускает огромное количество орфографических ошибок.

Данное состояние может быть вызвано двумя причинами. Например, дисграфия может появиться по биологическим причинам, когда дисфункция произошла по причине патологий при беременности матери или наличии у неё инфекции. А также она может развиться вследствие деструктивных перемен в нервной системе ребёнка.

Нужно заметить, что если у ребёнка имеется биологический дефект головного мозга, то данное явление будет наблюдаться в сопровождении других патологий, например: афазии, ЗПР, алалии, умственной отсталости.

Кроме того описываемое нарушение может быть вызвано социально-психическими причинами. К ним, в главную очередь относят недостаток речевых контактов с ребенком, его замкнутость, одиночество, запущенность, неправильное воспитание.

Дисграфию обычно не рассматривают как собственно, независимое, самостоятельное заболевание. Чаще всего её рассматривают в качестве симптома некоторых неврологических дисфункций. Например, как признак патологий аналитико-синтетического функционирования анализаторов отвечающих за движение, слух, речь, зрение.

С другой стороны, многие эксперты объясняют данное явление как проявление языкового нарушения которое можно устранить при помощи психолого-педагогических способов.

Как помочь детям, страдающим от этих нарушений?

Главное, не нужно отчаиваться. Такие дети вполне могут овладеть навыками чтения и письма. Только для этого нужно настойчиво и много заниматься. Для полного успеха кому-то могут понадобиться месяца, а другим – годы. Но результат обязательно будет, главное регулярно, усиленно тренировать речевой слух и буквенное зрение.

Родители вряд ли смогут помочь самостоятельно. Тут, скорее всего, понадобится помощь опытного специалиста-логопеда.

Как правило, занятия проводятся по разработанной системе. В них часто используется разрезная или магнитная азбука, чтобы складывать слоги и слова. С помощью азбуки, а также разнообразных речевых занятий, игр, ребёнок учится выделять грамматические элементы слов. Это помогает ему усваивать произнесение определенных звуков. Ребёнок учится распознавать, какой именно букве при написании этот звук соответствует.

Логопед часто противопоставляет твёрдое произношение мягкому, глухое – звонкому. Тренировка осуществляется с помощью повторения слов. На занятиях дети пишут диктанты, учатся подбирать слова по заданным звукам, анализируют с помощью специалиста звуко-буквенный состав слов.

На подобных уроках обычно используется наглядный материал, который помогает детям запомнить облик букв, их очертания. Например, буква «О» похожа на круг, «Ж» напоминает жука, а «С» – полумесяц.

Причём скорость чтения и письма наращивается очень постепенно, ведь в процессе занятий ребенок должен полностью усвоить, буквально «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Следующим этапом занятий является техника чтения.

Помимо занятий с логопедом, возможно, понадобится помощь психоневролога. Он может порекомендовать к применению необходимые ребёнку стимулирующие средства, препараты, улучшающие память и повышающие обменные процессы мозга.

Самое главное, мамы и папы должны понимать, что дислексия и дисграфия успешно корректируются. Но для этого требуется тесное сотрудничество лечащего врача-логопеда и самих родителей.