16.09.2019

Презентация на тему " устная и письменная речь"


Не так уж много людей могут чувствовать себя уверенно, выступая перед большой толпой людей, и особенно если все эти зрители незнакомые вам люди. Большинству выступающих становится неловко, когда, поднимая глаза, они видят сотни глаз, смотрящих на них. В самом начале их речи уже становится заметна дрожь в их голосе, что ясно говорит о том, что им становится не по себе перед всей этой публикой. Умение выступать перед большим количеством зрителей - очень редкий дар. Нервозность и волнение очень часто берут верх над хладнокровностью и спокойствием.

Если это очень похоже на вас, то не волнуйтесь, у многих из нас есть та же самая проблема. Мы начинаем нервничать, даже когда нам надо обратиться к группе наших собственных друзей, совсем не говоря уже о группе незнакомцев. Самое лучшее решение этой проблемы - это подготовка. Ваша подготовка в очень многом зависит от вашей веры в себя. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально улучшить ваши презентации:

1. Организация: хорошей идеей будет упорядочить вашу презентацию, разделив её не несколько частей:

А) Тщательно спланируйте весь процесс презентации и уделяйте особое внимание на самые важные детали, не забывая при этом указывать возможные решения проблем, указанных в презентации;
б) Изложите главную тему презентации чётко и ясно;
в) Приведите пару примеров, относящихся к главной теме презентации, доказывающих актуальность данной темы на сегодняшний день;
г) Изложите свою точку зрения со специфическим подходом к проблеме;
д) И в завершение презентации вы должны сделать точные и понятные выводы;
е) Обязательно не забудьте выделить дополнительное время для вопросов.

2. Использование визуальных оформлений презентации: расскажите и покажите. Постарайтесь найти самые яркие, красочные и запоминающиеся эффекты для того, чтобы донести свою точку зрения до зрителей. Для этого вы можете использовать:

Визуальное оформление всегда служит для дополнения той информации, которую вы намереваетесь передать устным путём. Соответствующие картины, рисунки и фотографии в конечном итоге обязательно смогут привлечь внимание ваших зрителей. Следующие советы окажутся полезными для вас при выборе способа визуального оформления вашей презентации.

Всегда старайтесь выбрать визуальные эффекты попроще и максимально соответствующие теме презентации.

Убедитесь в том, что всем и каждому вашему зрителю будет легко их понять. Никогда не вкладывайте всё, что вы должны будете сказать в визуальные эффекты для того, чтобы позже с них это считывать.

Попытайтесь заинтересовать своих слушателей, раздав им копии самых информативных и важных слайдов, с которых будет понятен общий смысл вашей презентации.

3. Говорите со слушателями так, чтобы они были заинтересованы в каждом вашем последующем слове. Попробуйте поставить себя на их место и решить для себя, что вам было бы интересно услышать на данной презентации. Постарайтесь избегать монотонности всеми путями. Старайтесь говорить всегда искрящимся голосом.
Даже если все презентации разные, и каждая из них имеет свои специфические свойства и особенности, присущие только ей, мы можем дать вам несколько общих советов, которые будут действительны для любого вида презентации и без сомнения внесут что-то особенное в ваше выступление.

Устная и письменная речь Стили речи Типы речи

Слайд 2

Агафонова Е.Е.

1.Устная и письменная речь.

2.Стили речи.

3.Типы речи.

Слайд 3

Агафонова Е.Е.

Устная и письменная речь

Слайд 5. «Для чего человеку нужна речь?»

Слайд 6. «Устная речь».

Слайд 7. «Характеристика устной речи».

Слайд 9.«Невербальные средства общения».

Слайд 10. «Пожалуйста,потише…».Задание классу.

Слайд 11. «Как вести себя во время разговора».

Слайд 12. «Письменная речь и её разновидности».

Слайд 13. «Письменная речь».

Слайд 4

Агафонова Е.Е.

Стили речи

Слайд 14. Выбор стиля речи.

Слайд 15. «Стили речи».(Стихотворение).

Слайд 16. Стили речи (опорный конспект).

Слайд 17. Разговорный стиль и его особенности.

Слайд 18. Художественный стиль.

Слайд 20. Художественный стиль и его особенности.

Слайд 21. Публицистический стиль.

Слайд 22. Публицистический стиль. Сфера употребления, цель, жанры.

Слайд 23. Особенности публицистического стиля.

Слайд 24. Официально – деловой стиль.

Слайд 25. Официально – деловой стиль и его особенности.

Слайд 26. Схема научного стиля речи.

Слайд 27. Стилистический эксперимент 1.

Слайд 28. Стилистический эксперимент 2.

Слайд 5

Агафонова Е.Е.

Типы речи

Слайд 28. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Слайд 29. Типы речи. Повествование.

Слайд 30. Повествование.

Слайд 31. Структура повествования.

Слайд 32. Описание и его структура.

Слайд 33. Объекты описания.

Слайд 34. Рассуждение и его структура.

Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.

Слайд 6

Агафонова Е.Е.

Для чего нужна человеку речь?

РЕЧЬ ПОМОГАЕТ

  • Общаться
  • Делиться мыслями,чувствами
  • Договориться о чём- нибудь
  • Согласовать свои действия.
  • Похвалить, развеселить, рассмешить
  • Предостеречь, посоветовать,
  • Остановить.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

  • ДИАЛОГ
  • ПОЛИЛОГ
  • МОНОЛОГ
  • Слайд 7

    УСТНАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

    2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки, которые заметят.

    3.Говорящий видит реакцию собеседника

    Слайд 8

    ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ТЕМП (скорость)

    2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

    • Быстро
    • Очень быстро
    • Нормально
    • Скороговоркой
    • Замедленно
    • Очень медленно
  • Слайд 9

    Агафонова Е.Е.

    ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ

    Алло.Слушаю вас.

    Павлик дома?

    Нет, он ещё не приходил из школы.

    Возможны варианты:спокойный - резкий

    сердитый - робкий

    уверенный - испуганный.

    Слайд 10

    Невербальные (несловесные)средства общения оченьчасто используются в разговоре,

    дополняя и разъясняя сказанное

    Агафонова Е.Е.

    Жест – движение, что-то выражающее или сопровождающее речь.

    Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

    Реакциясобеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

    Невербальные средства

    Жест Мимика

    Реакция собеседника

    Слайд 11

    Пожалуйста, потише…

    В музее, кинотеатре и трамвае

    О том, о сём друг другу говорим,

    Но часто одного не замечаем,

    Что,как в лесу дремучем, мы кричим.

    О том, что мы вчера ходили в гости,

    Что папа подарил велосипед,

    У дедушки к дождю разнылись кости,

    А, между прочим, дождика всё нет.

    Пожалуйста, потише!

    Пожалуйста, потише!

    Тсс! Тсс! Ччч!

    В какое бы общественное место

    Судьба сегодня вас не привела,-

    Учтите, никому не интересно

    Всё знать про ваши личные дела.

    Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

    Слайд 12

    Агафонова Е.Е.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

    1. Говорите спокойно

    2. Не размахивайте руками.

    3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.

    4. Умейте слушать другого.

    5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

    6. Не разговаривайте слишком долго.

    7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

    Слайд 13

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности

    Агафонова Е.Е.

    Письмо Личный дневник

    Изложение Сочинение

    Слайд 14

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

    2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки.

    3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

    Слайд 15

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация

    • Где говорим?
    • С кем?
    • С какой целью?

    В официальной обстановке

    В неофициальной обстановке

    С одним человеком

    • Общение
    • Сообщение
    • Воздействие
    • С большой аудиторией

    Выбор стиля речи

    Слайд 16

    Агафонова Е.Е.

    Стили речи

    Артисты говорят в гримёрной,

    Твой друг беседует с тобой-

    Стиль это просто

    А не какой – нибудь иной.

    Рассказ читаешь или стих,

    Роман, поэму, пьесу –

    Знай в них стиль,

    Стиль очень интересный.

    Ещё есть стиль

    Статей в журнале политическом,

    Газетных очерков, заметок –

    Запомни также стиль и этот.

    А биографию открой –

    А правила когда мы учим,

    Употребляем стиль

    Разговорный

    Художественный

    Публицистический

    Официально - деловой

    Слайд 17

    Стили речи(где? с кем? зачем?)

    Агафонова Е.Е.

    Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог)

    сообщение (термины)

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты)

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств)

    Слайд 18

    Разговорный стиль

    Агафонова Е.Е.

    Особенности разговорного стиля

    Цель - общение

    Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,

    сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

    Стилевые черты

    Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.

    Мы не знаем, какие слова подберём.

    Мы должны видеть и слышать участника разговора.

    Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных

    слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких

    предложений, богатство интонаций.

    Слайд 19

    Агафонова Е.Е.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    Сфера употребления – язык художественной литературы.

    Цель использования–создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие.

    Языковые средства:

    1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.

    2.Стилистические фигуры (фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация,

    инверсия,параллелизм,риторический вопрос,обращение,умолчание,эллипсис, эпифора.

    Художественныйстильотличается образностью, широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

    Слайд 20

    Агафонова Е.Е.

    Художественный стиль речи

    1.Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

    2.Основная функция – эстетическая.

    3.К средствам художественной выразительности

    относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ

    4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких»,

    присутствие разговорной лексики,иногда – просторечий, диалектизмов,профессионализмов.

    5.Тип речи–рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.

    Слайд 21

    Публицистический стиль

    Агафонова Е.Е.

    Публицистика- особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются

    актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

    Слайд 22

    Агафонова Е.Е.

    Сфераупотребления–стиль радио,телевидения,газетных,журнальныхстатей.

    Цель–передачаинформациисодновременнымвоздействиемначитателя,слушателя.

    Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья,

    рецензия, зарисовка, очерк,фельетон.

    ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.

    Слайд 23

    Особенности публицистического стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ЛОГИЧНОСТЬ.

    2.ОБРАЗНОСТЬ.

    3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

    4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.

    5.ПРИЗЫВНОСТЬ.

    6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:

    Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

    Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, используются ЭПИТЕТЫ,

    СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

    Слайд 24

    Агафонова Е.Е.

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

    Сфераупотребления - используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности).

    Цель –сообщение, информирование.

    Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…)

    Особенности языка:

    1.Официально – деловая лексика

    2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи

    3.Точность,не допускающая иного толкования.

    Слайд 25

    Агафонова Е.Е.

    Официально – деловой стиль речи.

    Сфераупотребления – правовые,служебные,производственные отношения.

    Цель использования – сообщение, информирование.

    Основные черты:

    1.Точность, недопускающая иного толкования.

    2.Неличный характер.

    3.Стандартизованность,стереотипность построения текста.

    4.Долженствующе предписывающий характер.

    Языковые особенности.

    1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии.

    2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.

    3.Типы речи–почти отсутствуют повествование и описание.

    4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные

    средства языка.

    Слайд 26

    Схема научного стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация:

    ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

    Стилевыечерты: логичностьизложения, отвлечённостьиобобщённость,

    точность, доказательность, неэмоциональность и объективность

    Слайд 27

    Агафонова Е.Е.

    Стилистический эксперимент

    1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось?

    2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?

    У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он(смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем).

    Но пришла осень.(Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс,

    уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.

    А.Смирнов.

    Слайд 28

    Стилистический эксперимент

    Агафонова Е.Е.

    Задание:1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:

    глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор?

    2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?

    3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок?

    Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

    Спросили глаза:

    Что вы бегаете? Чего ищете?

    Забегали глазёнки, засуетились, говорят:

    Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же –

    cамизнаете.

    И были гляделки: тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза:

    Что вы смотрите? Что видите?

    Скосились гляделки, закричали:

    Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

    Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

    Ф. Сологуб.

    Слайд 29

    Типы речи

    Агафонова Е.Е.

    • Повествование
    • Описание
    • Рассуждение

    Что произошло?

    Несколько рисунков (фотографий)

    Один рисунок (фотография)

    прилагательные

    Нет рисунков,

    фотографий.

    Слайд 30

    Типы речи. Повествование.

    Агафонова Е.Е.

    Повествование– это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.

    Композиционные особенности:

    1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной,когда мы сначала узнаём о развязке, а потом уже - о самом дейcтвии).

    2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.

    3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события,помогают развёртыванию повествования.

    Слайд 31

    Агафонова Е.Е.

    ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ, сообщение о каком-то событии в его

    временной последовательности.

    Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета

    Выразительная и изобразительная сила повествования заключается

    прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

    Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ, особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования).

    К тексту – повествованию можно поставить вопрос

    ЧТО ПРОИЗОШЛО?

    Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

    Слайд 32

    Повествование и егоструктура

    Агафонова Е.Е.

    • вступление
    • Завязка
    • Развязка
    • КУЛЬМИНАЦИЯ
    • Заключение
  • Слайд 33

    Описание и его структура

    Агафонова Е.Е.

    Описание – словесное изображение какого - либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

    Цель описания – сделать так, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

    Композиция описания:

    1.Общее представление о предмете.

    2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)

    Языковые особенности:

    1. Широкое использование слов, обозначающих качества, свойства предметов.

    2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,

    а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени.

    3. Важную роль играют определения, назывные и неполные предложения.

    Слайд 34

    Агафонова Е.Е.

    Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

    Слайд 35

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его структура

    Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение, подтверждение

    какой – либо мысли.

    Рассуждение– очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

    Композиция

    1. Тезис (высказывается какая – то мысль)

    2. Аргументы(доказательства или опровержение этой мысли).

    Убедительные, сопровождаемые примерами

    3. Вывод (заключение)

    Слайд 36

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его характерные особенности

    Важно, чтобы

    а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным

    б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса

    в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь

    г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис, а не что – то другое (факт – самое бесспорное доказательство).

    д) для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых, во – вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом

    Жанровые формы рассуждения

    Письмо Статья Рецензия Доклад Полемический диалог

    Слайд 37

    Агафонова Е.Е.

    Использованные ресурсы

    1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998.

    2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.

    3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г

    Посмотреть все слайды

    Представление результатов исследования: технологии и идеология Лекция-проповедь, но предполагающая проблематизацию:) Темы курса «Основы академической работы»: Работа с информацией Введение Конспектирование Поиск в Интернете Аргументация Итоговый коллоквиум Введение Тема – визитная карточка исследователя в научном сообществе Работа с источником Работа с научной литературой (ср. конспектирование и поиск в Интернете) Составление и правка своего текста Представление результатов исследовательского проекта Итоговый контроль: презентация диссертационного проекта Конвенции академического сообщества См. также сайты http://kursakadrab.narod.ru/ (курс «Основы академической работы», ГУ-ВШЭ и http://aperlov.narod.ru/ar.htm (курсы «Работа с информацией», «Стратегии исследовательской работы», ВШЕК РГГУ) План презентации I. Устное выступление: идеология и технология (Что я говорю студентам) II. Зачем я говорю студентам Это: дефициты, компетенции, задания III. Что за этим стоит: Антропология гуманитарияисследователя как «ответственного субъекта, участника социального контракта». I. Устное выступление О чем должно быть устное (научное) выступление. Первый абзац. Первая страница – блок введения. Чего еще могут ждать от устного выступления. Советы, каким должно быть устное (научное) выступление. Научное и квалификационное, европейское и американское. 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов. 3. «Быть хозяином» своего выступления. 4. Время и регламент. Ограничения сказанного. «Фабула» выступления Первый абзац: Повторение темы – в одном предложении, со своими акцентами. Первое предложение – уточнение темы (если тезисы рассылались заранее или аудитория знакома с ранее утвержденной формулировкой темы – приходится пользоваться подзаголовком). Постановка проблемы = актуальность. Зачем Вы занимаетесь, что получат слушатели. В двух предложениях. (ср. КБУ: Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …). Другие необходимые части начальной части выступления: Формулировка цели – одно предложение. Задачи – Этапы выполнения или элементы речи. Принято формулировать в инфинитивах. Описать структуру доклада. Увеличивает внимание. Хотя гуманитарии часто заявляют, что когда докладчик выходит на метауровень, они пытаются отдохнуть. По-моему, надо их воспитывать. На счет возражений о том, что систематические указания на то, в каком месте рассуждений находишься, примитивизируют доклад: 1. Понятность и глупость разные вещи. 2. Понятность лишней не бывает. 3. Как правило (по крайней мере, у меня): - Отсутствие таких связок идет от лени и неумения организовать свое время. Все это понимают (так что хотя бы не позорьтесь псевдооправданиями на счет примитивизации). Необязательные, но часто встречающиеся элементы (устного) выступления Формулировка рабочей гипотезы (у КБУ – идеитрамплина). Соответственно – и с выводами по итогам ее проведения, с осознанием границ своего достижения. И с пояснением дальнейших перспектив исследования. Имеющийся задел (в особенности, в письменных, заявочных формах) – что Вы уже сделали, к какому развитию должно повлечь решение Вашей задачи. Обзор источников. Обзор литературы. Что сделано до меня. От типологии использованной литературы – к аналитике. Методология. Если знаете, в какой работаете – отлично. Если нет – обрисуйте, как именно Вы будете работать. Словарь рабочих (т.е. собственных, не предмета) терминов. Возможный ход – в качестве одной из задач упомянуть выработку метода для работы с данным типом источников. Уместно – если тип источников действительно новый. Структура письменного исследования. Т.е. объекта Вашего доклада. И еще обязательно Должны быть выводы. Доклад (допустим, итоговая презентация «обоснование темы») – не обязательно окончательное представление проблемы. Если Вы рассказываете о состоянии своего диплома на настоящий момент, то выводы – не ответ на вопрос, а его формулировка. Как и у КБУ, вышеприведенные советы по отношению к тексту всего выступления в целом, могут быть спроецированы на его отдельные, крупные и/или недостаточно структурированные части. Состав выступления (предзащита диплома) Блок официальной информации о дипломе (формулировка темы, подзаголовок, руководитель, оппоненты). Проблема (обоснование постановки, цель, задачи, вопросы). Источники (жанры и способы работы). Исследовательская литература и электронные ресурсы (корпус, основные направления исследования Вашей темы, доступность, освоенность). Промежуточные рабочие материалы (словники, Интернет-запросы). План работы. Итоги (предварительные содержательные выводы, проблемы, перспективы, состояние проделанной работы). Технология устного (научного) выступления Два ключевых противопоставления: Научное (доклад на конференции среди равных) и квалификационное (защита диплома или степени, заявка на грант). В первом случае слушатели пришли потому, что им интересно. Во втором – проверяют Вас на соответствие (хотя бы самим себе), следовательно – допустимо меньше вольностей. Информировать vs. завлекать (европейское vs. американское, представление об аудитории как о мотивированной и ответственной vs. установка на создание своей аудитории). 1. Рефлексия и мониторинг собственного опыта Вы должны знать, что делаете и что собираетесь делать, четко определять цель или иерархию целей. Просто отстоять мероприятие. Донести до аудитории содержание – следовательно, нужно раздавать handout. Вступить в коммуникацию или понравиться определенным людям. Проговорить свои мысли, отработать содержание с конкретными людьми – значит, заранее поставьте перед ними вопросы. Смотрите на свой предшествующий опыт. Что и почему не получилось и получилось. Все остальные вопросы Вы решаете как технические, в зависимости от своих целей. 2. Читать и/или говорить; использование PowerPoint, визуального и раздаточного материалов Читать – в принципе, можно. Особенно если нервничаете. В этом случае старайтесь, чтобы в тексте предложения были короткими (ср. «статистика удобочитаемости» MS Word. Неплохо проставить интонационную разметку, маркеры интерактивности (вопросы, свои вопросы аудитории, паузы для раздачи и т.п.). Ни в коем случае – не тараторить! Очень просто освоить промежуточную форму: визуальный контакт с аудиторией во время чтения. В любом случае, лучше нормально читать, чем плохо (непредсказуемо или решительно не в регламент) говорить. Информация, которая не воспринимается со слуха – цитаты, даты, имена. Предложения со сложным синтаксисом и сложные логические структуры (например, доклада в целом). Практически стандарт – использование Power Point. Альтернатива (или дополнение) – раздаточный материал (handouts). Чтобы не зачитывались вместо Вашего выступления – раздавать в конце (или порциями, структурируя таким образом выступление). 3. «Быть хозяином» своего выступления. Не отвечать сразу (тем более по ходу доклада), а записывать и собирать вопросы. По содержанию: берегу время и группирую ответы. Отдаю приоритет самым интересным и важным для меня вопросам (и людям). Уклоняюсь от ненужных вопросов. Довольно сложный вопрос: с каким количеством оппонентов коммуницировать. С одной стороны, от неудобной или заставляющей принять слишком резкую позицию реплики можно уйти, столкнув ее с репликой кого-нибудь еще из участников. С другой стороны, позволив ти спорить друг с другом, Вы рискуете, что слушатели переключатся с Вашей позиции на их спор. Называть число и характер своих реплик. Помимо подсказки слушателям, смысл еще и в том, что прежде чем сказать: «У меня 11 реплик», Вы их подсчитаете (и решите, сколько из них на самом деле нужно). А также определите их правильный (= выигрышный для изложения и поясняющий проблему) порядок, а не тот, в котором они пришли в голову. Короче, начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. Высший пилотаж: реплика не для высказывания своей позиции, а для помощи докладчику или оптимизации дискуссии. Право (изредка) говорить: «не знаю», «я отвечу на это позже». Обратная связь Придумывайте (заранее, из числа конкретных людей, представляйте себе его реакцию) подразумеваемого слушателя. И/или – назначайте его из аудитории и за ним следите. Если человек отвлекается или перестал слушать, значит, надо принимать меры. Прием, имеющий отношение и к теме «время». Промежуточные пункты (успеваю или нет, где я должен быть спустя 7 минут, где – за 3 минуты до конца). Скругления – переходы к следующей части сообщения или к выводам (следовательно - выводы должны быть по возможности автономны) Какими сюжетами можно пожертвовать. В других жанрах (например, лекция) – обратная связь и планирование времени под отступления. Но главное – не дать застать себя врасплох, чтобы не было паники или конфликта с аудиторией. По мере возрастания занятости и самоуверенности и снижения требований к себе, становится лень 4. Время и регламент Американский формат: 8-10 минут устного выступления; российский – 15. Полезно ударное начало, разве что не слишком сложное, чтобы могли начать следить за Вашей аргументацией. Знать соотношение между письменным текстом и хронометражем своего повествования. И ориентироваться на меньшее время, на 2/3 предлагаемого. По крайней мере, до тех пор, пока экспериментально не будет доказано, что Ваш метроном работает иначе. Репетировать, особенно, пока не считаете себя мастером. Ограничения того, что было сказано Если говорить ближе к шаблонам классической риторики (в частности, выделение inventio, compositio, performatio – придумывание, расположение, исполнение), то я скорее говорил об исполнении, и чуть меньше – о расположении. Не было темы выбора модели: аргументация, метафора.. Я гораздо лучше знаком с теми жанрами, которые практикую я сам – лекция, реплика, значительно меньше - доклад. И это оказывает влияние на содержание моих советов. Все равно все очень индивидуально, и критерии успеха тоже индивидуальны. Все равно получится, как получится. Лучше делать лучше чем хуже, и не проигрывать на самой простой стадии – презентации своей работы. Возможные пособия по подготовке устного выступления: Основы научной речи. М., СПб., 2004. С. 184 – 221. (главы 5 и 6 – обучение устному профессиональному общению, культура диалога) Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2002. С. 7 – 65. Далецкий Ч. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2003. А также: Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М., 2005. Басовская Е.Н. Я иду на занятия. Стилистика и литературное редактирование. Рабочая тетрадь. М., 2004. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 2003, 2009 (репринты издания: М., 1923). Несколько советов о программе MS Word (у меня – MS Office 2003 под Windows XP) Сохранения в разных форматах Режим исправлений Хитрости верстки Стили. Оглавления. Статистика удобочитаемости Предуведомление: кто все это знает – разумеется, пролистывайте! II. Почему говорится именно это? Дефициты Компетенции Задания Представление результатов исследования: технологии и идеология. Дефициты Понимание исследовательской работы как собственной деятельности: от выбора (интересной только себе) темы и до права не адаптировать (сложное, неструктурированное, длинное и т.п.) высказывание к чужим потребностям и способностям. в центре – стремление по максимуму избежать «отчетности» и контроля над собственной исследовательской / трансформаторской кухней (как правило, при сохранении желания социального одобрения и признания) Понимание исследовательской работы как «желания понравиться», сказать то, за что похвалят С этим приходится бороться не в «Представлении результатов исследования», а в работе с источником, на методологии Задание Презентация дипломного / диссертационного проекта Описание своей темы как отвечающей на личные запросы, на историографическую ситуацию, на вопросы сообщества Подгонка под формат и по возможности – под реальные запросы слушателей Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Частные Обратная связь при подготовке и исследовательского проекта в целом и презентации в частности Слушатели пришли квалифицировать Вас или узнавать новое, Вам надо информировать их, убедить или развлечь. Что они должны получить в результате знакомства с Вашим проектом? (что-то надо пообещать в самом начале) Фигуры «лояльного», «обобщенного» и «критического» слушателя. Композиция выступления или текста – концентрическая – анонс в первом предложении заголовке, саммари на первой странице. Ключевая компетенция – контроль над ходом презентации. Зрительный контакт, предусмотренные отступления или возможности перейти сразу к выводам, накопление и администрирование (в т.ч. неудобных) вопросов и т.п. Представление результатов исследования: технологии и идеология. Компетенции. Универсальные Рефлексия и мониторинг. Трезвое понимание того, каковы были цели участия в состоявшемся мероприятии, что получилось и что – нет. Видеть не то, что Вы хотели сделать, а то что получилось Что не = упиваться тем, что что-то не получилось Предварительное взвешивание высказывания: начиная говорить, надо знать, чем это должно кончиться. «У меня 11 реплик». Системный / проектный взгляд на сделанное (или только разрабатываемое) исследование В частности: умение различать тему и проблему; разные задачи, подчиненные общей цели; место в истории исследования проблемы и т.п. Ключевая социальная компетенция: Признавать право на, искать, предлагать и корректировать баланс между своими и чужими интересами и ожиданиями. Адаптация под уровень восприятия слушателей и тип их интереса В определении темы – воображение себе исследовательского сообщества, его (относительно) реальных интересов и т.п. Сохранение своего интереса к теме, уважения к удачным для себя методам работы и т.д. Социальный контракт – ценность (и что важнее – само значение!) высказывания (гуманитария) устанавливается в коммуникативном акте III. Исследователь – участник «социального контракта» Термин «социальный контракт» взят из Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004. Соглашение, в которое автор любой научной работы безмолвно вступает со своими будущими читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою». Контракт означает, что надо делать не только то, что делается само собой, что «легко и приятно». Смысл - именно в преодолении себя, в том, что одна сторона контракта знает, что у другой тоже есть интересы. Обязательства автора: 1. Целостно исследует сюжет – не только то, что ему доступно, нравится и удобно для концепции. 2. (в той мере, в какой автор не справляется с 1). Исследование помещается в функциональный для читателя контекст. Ограничения, самоидентификация при помощи определенного методологического направления, школы. 3. Обязательство участия в командной работе. Пример: предлагая свой текст для квалификации, автор исходит из того, что достойные тексты читают. Но достойным будет только тот текст, который является результатом знакомства с другими достойными текстами. Квалификация и полезность удостоверяются не случайной, хоть бы и правильной, догадкой, а тем, что автор соблюдал правила научного сообщества по отношению к другим текстам и поэтому может надеяться на то же по отношению к себе. Поэтому же все так настаивают на формулировке проблемной темы, на проговаривании компонентов Введения (вплоть до предмета и объекта) и т.п. Цель грамотного «Введения» (каталожной карточки, рецензии на свою или чужую работу): экономия труда Вашего читателя. Две задачи: 1. Вам надо объяснить, что читатель Вашего текста найдет, а что он может даже и не искать. Поясняете, на что читателю следует обратить внимание, где искать произведенное Вами перемещение. А А’ 2. Вам в рамках общего разделения труда доверили некий сектор. Детализируйте алгоритм Вашей работы: что Вы считали непонятным и двусмысленным, на чем делали акцент, а что оставляли без внимания. Цель – чтобы читатель мог решить, нужно ли перепроверять за Вами работу с источниками и можно ли доверять Вашему обобщению. Что автор получает по социальному контракту? Только то, что его прочтут, и еще немножечко репутации. Репутации вне сообщества Его продолжают держать в корпорации и выделяют ему содержание, которое общество распределяет все равно корпоративно, если не через институции и государство, так через экспертов, которые присуждают гранты. Репутации внутри сообщества. Очень зависимо от статуса: к студенту отнесутся со снисхождением, но блестящую мысль сочтут плагиатом. У профессора больше кредит доверия, его будут читать дольше, но потом за глаза станут критиковать намного сильнее. Что еще получает исследователь по социальному контракту? Помимо мнения о нем коллег, он получает еще и собственное мнение о самом себе. Одна из ключевых характеристик – ради этого или стоит оставаться в профессии гуманитария, или стоит уходить. (поскольку (очень большими) деньгами гуманитарии не оперируют, они могут торговать только своим счастьем и ЧСД. Если гуманитарий еще и не счастлив, то совсем непонятно, зачем он в это пошел. Теория экзистенциальных эстафет: гуманитарий решает свои проблемы (самореализации, прежде всего) тем, что учит других людей решать свои экзистенциальные проблемы тем же способом, каким их решает он сам. Т.е. учить дальше. Однако – эта пирамида работает -) Даже идентичность исследователя является вопросом научного сообщества То, что Вы должны уметь предъявить по первому требованию (КБУ: поездка в лифте – «Я изучаю … , потому что хочу узнать … для того чтобы …»). Тема исследований возникает и определяется в ответ на (представляемые себе) ожидания сообщества: что ему интересно, какие у него дефициты, что оно в состоянии понять и оценить. Описание себя (как профессионала) возможно только в соотнесении с описаниями других, со словарем и грамматикой этих описаний и т.д. III. Какая антропология гуманитарияисследователя за этим стоит? «Ответственный субъект, участник социального контракта» 2) устанавливает свои, 3) ориентированные на других, 1) правила Субъективно у такого выбора есть очень серьезные издержки Проблематизируется лояльность По отношению к начальству – довольно быстро натыкается на «правила». По отношению к коллегам – не работает контракт «я не трогаю тебя за то, что ты не трогаешь меня». В практике гуманитариев на признании взаимного эскапизма, права заниматься «интересненьким» за очень маленькие деньги строится довольно много. Признается собственная ответственность По отношению к студентам – преподаватель не волен менять установленные правила игры. По отношению к коллегам – приходится интересоваться (за пределами собственной темы) их работой. Следовательно, это весьма трудоемко. Оправдано только по отношению к основной деятельности. Т.е. быть ответственным означает, прежде чем быть снисходительным, быть критическим – к другим и к себе. И это проявлять. Очень серьезный вопрос – насколько позволительно и эффективно не только руководствоваться этим как нормой, но и транслировать это (студентам, которые): не обязательно будут работать профессиональными интеллектуалами; не обязательно будут нуждаться в компетенции именно критического мышления. Но иначе не получается найти смысл, ни в правилах, которым подчиняешься и обучаешь подчиняться других, ни в самой деятельности, если представить себе возможность произвольного манипулирования с правилами. Сноска: сюжет о симуляции неизбежно возникает «Осознание» «По одну сторону прилавка»: 1. Осознавать свои цели. Хочешь стать благородной девицей (независимо от пола) с мало кому нужным дипломом? ОК, но тогда понимай, что благородной девицей делает не бумажка о кандидатской степени, а лекции и объем знаний. 2. Осознавать, в какого типа социальную игру ты играешь. Можно решить симулировать, но надо понимать трудность задачи. Абстрактным проверяющим ничего не надо (и настолько ли ничего, им же тоже надо симулировать свою работу того, что они что-то проверяют), или они настолько глупые, что вы их так легко проведете? Проблема ассиметрии - предъявления к другим требований, которым сами удовлетворять не собираетесь. Кто сильный, тот и прав? Оказывается, что это вопрос Вашего выбора, и, в общем, часто именно того выбора, который и побудил уйти от этой системы в гуманитарное знание или в науку вообще. «По другую сторону прилавка»: Стратегически выбрав симуляцию (пренебрежение другими) как основную стратегии жизни в научном сообществе, лишаешься критериев для (корректировки) оценки собственной работы и успеха. Ограничения Естественно, трансляция и освоение этой позиции не достигается ни за лекцию, ни за курс. Просто показать модель. Отдаю себе отчет в том, что все вышесказанное было не про науку, не про отношение к реальности и истине. Довольно разные основания: 1. 2. 3. Гуманитарное знание – не наука. Вполне уважаемая практика, но, с моей точки зрения, другая (www.aperlov.narod.ru/gumzna.htm). Принципиальна для этого вида практики именно специфика (интер)субъективности, отношения с людьми, а не с истиной - реальностью. Наука – тоже в первую очередь коммуникативная практика, и только во вторую – корреспондентная. Как устроено (мое как сотрудника, преподавателя или исследователя) время? За что мне платят – за две статьи в год, за аудиторное преподавание и дипломное руководство, или за хорошее самочувствие при общении с людьми? ИМХО, целесообразно говорить, что исследовательская деятельность осуществляется в четырех горизонтах: 1. 2. 3. 4. «Истина». Изучить / описать то, что на самом деле «Самореализация», «творчество». «Экономия сил». «Конвенция / сообщество» Я совсем не собираюсь расставлять приоритеты между этими горизонтами для всех случае и для всех коллег. Я лишь хочу предположить, что эта расстановка приоритетов должна осуществляться сознательно. И показать тот аппарат, при помощи которого я об этом думаю – чтобы свои размышления скорректировать, сопоставить с чужим опытом, подтолкнуть к составлению собственных моделей Примеры вопросов для обсуждения Удачно ли опознаны / названы выше характеристики антропологии исследователягуманитария, в каких проекциях они получают практическое значение? До какой меры при преподавании определенных технических или содержательных навыков надо видеть антропологическую модель и прочую философию? Что в этой позиции от социального вызова, который бросает современная ситуация университетской модели: то, что исследовательскими имеет право остаться очень маленькое число ВУЗов, а остальные должны обучать 12-15 классы школы? … Иметь наготове слайд с тем, что моя лекция дает слушателям Технические советы, что включать в свое выступление и как его организовывать Проблематизацию лекции про устное выступление как преподавательское высказывание, пример технологии продумывания лекции Проблематизацию мотиваций (гуманитарного) преподавания / исследования и аппарата проговаривания и обдумывания этих мотиваций

    Весь проект маркетингового исследования предоставляется руководству фирмы-клиента. Эта презентация поможет ему понять и принять письменный отчет, На презентации руководство фирмы может задать любые возникшие у него вопросы. Поскольку у многих руководителей первое и последнее впечатление о проекте складывается на основе презентации, ее важность нельзя переоценить.

    Залог эффективной презентации -- тщательная подготовка. Текст выступления или его подробный конспект должен соответствовать логике письменного отчета. Презентацию надо готовить с учетом аудитории. Нужно определить заинтересованных лиц, участников и просто слушателей проекта, а также попытаться выяснить, в какой степени их могут затронуть результаты выполненного проекта. Перед выступлением следует несколько раз прорепетировать.

    Таблицы и графики необходимо показывать разными способами. Доски для написания мелом или фломастером позволяют проводить необходимые вычисления. Они особенно полезны при ответах на специальные вопросы. Магнитные и картонные доски позволяют быстро представить заблаговременно подготовленный материал. Перевернутые на обратную сторону листы с диаграммами, установленные на подставке, используются как чистые листы для написания необходимой информации. С помошью проекционной аппаратуры можно представить простые графики, а также сложные схемы, последовательно выводя их на экран. Существует несколько компьютерных программ для получения привлекательных слайдов. Цветные плакаты, слайды, видеомагнитофоны и проекционные аппараты особенно эффективны при представлении результатов работы фокус-групп и других аспектов полевых работ. Можно также использовать подсоединенные к персональным компьютерам компьютерные проекционные аппараты, которые проектируют изображение монитора на экран.

    Во время презентации важно поддерживать тесное общение с аудиторией. Необходимо обеспечить присутствующим возможность задавать вопросы как во время, так и после презентации. Презентация должна быть интересной и убедительной с использованием подходящих историй, случаев, примеров из жизни и цитат.

    Стараться избегать слов как: "э-э", "вызнаете", "ладно". Принцип "говорите им" (“tell them” principle) эффективен для проведения презентации. Он гласит: говорите (рассказывайте) слушателям то, что вы намерены сказать им; говорите для них и говорите им то, что вы уже говорили.

    Другое полезное правило заключается в следовании принципу KISS them, который гласит: "Держись просто и открыто".

    При чтении доклада следует применять жестикуляцию. Наглядные жесты уточняют или усиливают устную передачу информации. Выразительные (эмфатические) жесты используют, чтобы подчеркнуть сказанное. Суггестивные жесты -- символы идей и эмоций. Побудительные жесты вызывают у аудитории желательный для докладчика отклик. Докладчику рекомендуется менять громкость голоса, тембр и артикуляцию. Презентацию нужно закончить сильной концовкой. Чтобы подчеркнуть важность презентации, ее необходимо устраивать в организации клиента при руководителях самого высокого уровня.

    Фирма Elric & Lavidge выполнила исследовательский проект, чтобы определить относительную эффективность рекламы фирмы-клиента на телевидении, в печати и радио. Кроме того, оценивалась эффективность 10 телевизионных рекламных роликов, рекламных объявлений по радио и в печати. Учитывая структуру проекта, при сообщении полученных результатов особенно важна устная презентация доклада. В дополнение к проекционному аппарату и диапроектору использовали видеомагнитофон (для показа телевизионных рекламных роликов), магнитофон (для представления рекламных объявлений по радио) и доску (для показа печатных рекламных объявлений). Презентацию устроили на одном из ежемесячных совещаний корпорации для ее высших должностных лиц, в число которых входили президент корпорации, все вице-президенты и все заместители вице-президентов.

    После презентации топ-менеджерам фирмы-заказчику дается время для детального ознакомления с отчетом. При чтении отчета предлагается следовать некоторым общим правилам.

    Задание: в течение предыдущей части семинара студенты должны готовить домашнее задание - выступление для презентаций по теме исследования

    Образовательные технологии

    Курс представляет собой серию семинарских занятий, выстроенных логичным образом от определения темы исследования до написания выводов работы. Занятия подразумевают обсуждение как методологических текстов, так и критический анализ исследовательских работ. Обязательной частью курса является выполнение и обсуждение письменных контрольных работ. Курс также включает две серии презентаций, где студенты выступят со своими исследованиями.

    Методические указания студентам по освоению дисциплины

    Студенты должны готовиться к каждому занятию в соответствии с данной программой. Это подразумевает необходимость внимательного аналитического чтения обязательной литературы. Во время чтения материалов методического характера студенту следует конспектировать работы, выделяя главные тезисы и сюжеты, относящиеся к теме семинара и полезные для работы студента с его/ее точки зрения, ставить вопросы к исследованию. Студенту следует пользоваться выработанной ранее или выработать систему сокращений для конспектирования, в случае удобства, составлять схемы и таблицы. Перед прочтением исследовательской литературы к семинарам студентам следует внимательно читать задания или обращать внимание на тему семинара и учитывать их во время прочтения. Во время чтения важно помечать непонятные в тексте сюжеты, выделять ключевые слова.

    Эффективными для подготовки студентов к семинарским занятиям и для выполнения задания являются консультации с преподавателем. Такие консультации могут быть проведены до и после семинаров, а также в часы консультации преподавателя или по договоренности. Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями, выполнять их тщательно для полноценного достижения целей курса.

    Специфика данного курса подразумевает необходимость соотносить прочитанный самостоятельно и проработанный на семинаре материал с собственным исследованием. Например, во время подготовки к семинару по теме «Исследовательский вопрос» не только выделить вопрос в тексте другого автора, понять его логику и структуру, но и задуматься о том, можно ли применить похожие инструменты постановки вопроса в собственном исследовании и почему.



    Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    Тематика заданий текущего контроля

    Вопросы/задания для контрольных работ:

    1. Контрольная работа № 1:

    Определите в письменной форме тему своего исследования, его проблему, объект и контекст. Обозначьте причины выбора.

    2. Контрольная работа № 2:

    Определите в письменной форме исследовательский вопрос вашей работы. Почему вы сформулировали его таким образом? Для чего?

    3. Контрольная работа № 3:

    Напишите аналитический обзор двух – четырех ключевых работ по теме вашего исследования. Почему вы выбрали эти работы? О чем пишут авторы? В чем преимущества и недостатки работ? Какие источники они используют? Какие методы они применяют? Какие тезисы предлагают авторы? Какие вопросы остаются нераскрытыми в теме? Как ваше исследование может заполнить эти/этот пробел?

    4. Контрольная работа № 4:

    Опишите методы вашего исследования. Почему вы выбрали их? Как они позволят ответить на ваш вопрос? Какие источники они позволяют проанализировать?

    5. Контрольная работа № 5:

    Проведите в письменной форме краткий анализ ваших источников? К каким видам они относятся? Где они хранятся? Насколько они доступны? Как вы будете работать с ними? В чем преимущество/ограниченность их использования?

    6. Контрольная работа № 6:

    Укажите в краткой письменной форме главный вывод вашей работы (тезис).

    Домашнее задание:

    Подготовьте презентацию из четырех слайдов для устного выступления:

    1. слайд 1 (название курсовой работы; ФИО автора и научного руководителя, иллюстрация, характеризующая ваше исследование)

    2. слайд 2 (цели, задачи исследования, исследовательский вопрос)

    3. слайд 3 (план курсовой работы)

    4. слайд 4 (список источников и литературы, оформленный в соответствие с ГОСТ)

    Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

    1. В чем особенности исследовательской работы?

    2. Какой должны быть структура и стиль исследовательской работы?

    3. Что такое предмет и объект исследования?

    4. Что такое исторический источник? Виды источников?

    5. Как работать с источниками? Где искать источники?

    6. В чем заключается новизна исторических источников?

    7. Что такое исследовательский вопрос? Является ли ваш вопрос исследовательским и почему?

    8. Как поставить цель и задачи исследования?

    9. Что такое метод? Какие методы исторического исследования вы знаете?

    10. Что такое междисциплинарное исследование? Является ли ваше исследование междисциплинарным и почему?

    11. Что такое аналитический обзор литературы?

    13. Кому должно быть адресовано исследование? Почему?

    14. Что такое тезис в исследовании?