22.09.2019

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования


Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.


Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

  1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
  4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • Виды денежных фондов, формирующих состав государственных и муниципальных финансов в рыночной экономике и методы воздействия на хозяйственный процесс.
  • Финансы предпр-й явл-ся звеном финанс-й системы РФ. Финансы предпр-й обеспеч-т не только матер-е произв-во и соц-ю сферу самого предпр-я, но и использ-ся для образ-я денежных фондов в др-х сферах: пенс-м обеспеч-и, соц-м и мед-м страх-и, служат источником доходов бюджета.

    Финансы предпр-й – экономич-е отнош-я, связанные с формир-м, распред-м и использ-м денежных доходов и накоплений субъектов хоз-вования на производств-ное и соц-е развитие. К ден-м доходам и накопл-м относ-ся : выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доход предпр-я, составной частью кот-го явл-ся прибыль предпр-я.

    Специфика орг-ции финансов и имущ-ва ун-х предпр-й обусловлена тем, что их учредит-м явл-ся фед-е органы гос власти (органы мсу):

    - порядок и источники формир-я уставного фонда опред-ся фед-ми органами гос власти и орг-ми мсу;

    - имущ-во находится в собств-ти гос-ва (мун-х орг-в), явл-ся неделимым , не м.б. распределено по вкладам м-у акционерами и работниками предпр-я и принадлежит предпр-ю на праве хоз ведения или операт управл-я;

    Продукция и доходы от использ-я имущ-ва, а ткже имущ-во, приобрет-е за счет полученной прибыли, явл-ся собств-стью гос-ва (муниципалитетов) и поступают в хоз ведение предприятия;
    - предпр-е имеет право продавать принадл-щее ему недвиж-е имущ-во, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в кач-ве вклада в уставный (складочный) капитал хоз общ-в или товариществ или иным способом им распоряж-ся только с соглас фед (территор-го), (муницип-го) органа по управл-ю гос-м имущ-вом;
    - пр-е отвечает по своим обязат-вам всем принадлежащим ему имущ-вом, не несет ответств-сти по обязат-вам собственника этого имущ-ва; источниками формир-я имущ-ва (наряду с общ источн-ми) явл-ся: имущ-во, переданное предприятию по реш-ю фед-х (местных) органов исп-й власти по управл-ю гос-м (мун-м) имущ-вом; целевое бюджетное финансир-е; дотации из бюджета;
    - пр-е самостоят-но реализ-т производимую ими продукцию и использ-т чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правит-ва РФ, обязаны использ-ть бюджетные средства по целевому назнач-ю;
    - предпр-е имеют право образовывать за счет чистой прибыли: соц-й фонд для реш-я вопросов укрепл-я здоровья работников; жилищный фонд, средства кот-го использ-ся на приобретение и строит-во (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд матер-го поощрения работников предпр-я;
    - Права предпр-я по сравнению с акц-ми общ-вами, товарищ-ми с огранич ответств-ю и др-е ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), устан-я цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собств-х и заемных средств и их использ-и, в распред-и и использ-и прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.



    54. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

    Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами. Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.



    Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.

    § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

    Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

    Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:

    а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;

    б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

    в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;

    г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

    д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

    предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

    а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

    б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;

    в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

    г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »

    д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

    е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата. Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

    В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1. Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

    Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

    Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

    Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов)..

    В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.

    Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

    Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т. д.

    Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

    Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

    Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях -

    органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

    55. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений: понятие, содержание, принципы.

    Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    динственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

    Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

    1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

    2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

    Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

    Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

    Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

    9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

    10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

    10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

    11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

    Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

    Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

    Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия - не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

    Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

    Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.



    Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

    Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

    По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

    Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

    Внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;

    Развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;

    Строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;

    Проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

    Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

    Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

    Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

    Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций - грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

    Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации - одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

    Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

    Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

    Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

    Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В уставе унитарного предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

    В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

    При создании унитарного предприятия ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

    В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

    Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

    Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

    В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

    Правила устанавливают особенности создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

    Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.

    Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме. Смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности.

    Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

    а) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

    б) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

    в) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

    г) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

    Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

    Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

    Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

    Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

    Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложе- ний о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

    Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

    Не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

    Не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

    Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.