29.06.2019

Контрактная система а п егоршин. Управление персоналом. Егоршин А.П. Кафедра Социальной работы и социальной педагогики



Учёная степень: доктор экономических наук

Ученое звание: профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Александр Петрович Егоршин ректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, заведующий кафедрой «Менеджмент» НИМБ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Победитель Российского конкурса «Менеджер года - 2004» в номинации «Сфера образования»

Научно-исследовательская деятельность. А. П. Егоршин - научный руководитель 26 стратегических проектов социально-экономического развития, в том числе для 18 предприятий, 4 городов, 4 районов.

А. П. Егоршин - организатор 16 международных и всероссийских научно-практических конференций по вопросам стратегического планирования, управления персоналом, социального менеджмента, экономики труда. За эту работу он награжден дипломами Министерства образования и науки РФ и Правительства Нижегородской области.

А. П. Егоршин активно участвовал в международных конференциях: в 2002г. - во Всемирном Форуме по менеджмент-образованию (Таиланд); в 2004г. в составе делегации Отделения общественных наук РАН - в V китайско-российском научном симпозиуме «Правительства и предприятия в переходный период к рыночной экономике» (КНР).

А. П. Егоршин - председатель Регионального межвузовского совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 - «Экономика и управление народным хозяйством». Подготовил 12 докторов и кандидатов экономических наук.

Стажировался в ведущих школах бизнеса США, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Италии.

Учебно-методическая деятельность. За период 2000-2005гг. под руководством А. П. Егоршина в институте разработана и внедрена внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, одним из аспектов которой является инновационный подход к подготовке учебно-методических комплексов по всем 150 дисциплинам учебного процесса. А. П. Егоршин поставил 7 новых дисциплин по менеджменту и управлению персоналом, разработал УМК. Автор более 250 научных и научно-методических публикаций.

Общественная деятельность. А. П. Егоршин - председатель Совета негосударственных образовательных учреждений Н. Новгорода и Нижегородской области (с. 1998г.), член Ассоциации негосударственных вузов России (с 2000г.), член Совета ректоров вузов Нижегородской области (с 2002г.), член Российского Союза ректоров высших учебных заведений (с 2002г.).

Научные публикации:

Учебники и учебные пособия

1. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. - 720 с.

2. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Инфра-М, 2006. - 519 с.

3. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. - 400 с.

4. Егоршин А. П., Кучеренко В. И., Ванькина И. В. Маркетинг образования: Учебное пособие для вузов. - Н. Новгород: Логос, 2006. - 521 с.

5. Егоршин А. П., Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера. - М.: Логос, 2006. - 510 с.

6. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 445 с.

7. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 526 с.

Монографии

1. Егоршин А. П., Гумерова Г. И., Филимонова С. Г. Концепция управления инновационным развитием региона: Монография. - Н. Новгород: НИМБ, 2006. - 75 с.

2. Егоршин А. П., Хрисанов Ю. Н. Система оплаты труда персонала предприятия: Монография. - Н. Новгород: НИМБ, ОАО «ЗМЗ», 2005. - 125 с.

3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под редакцией Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - 2-е изд., доп. - М.: Экономика, 2005. - 603 с.

Егоршин Александр Петрович имеет награды:

Менеджеру и руководителю

Наш опыт обучения и консультирования более 21 тысячи руководителей и специалистов свидетельствует о дефиците профессиональных знаний и умений в области управления персоналом, прежде всего у молодых менеджеров в возрасте до 35 лет. Вопросы подбора и найма персонала, комплексной оценки кадров, развития человеческого потенциала и выявления талантливых менеджеров, адаптации менеджеров в организации планирования служебной карьеры и расстановки персонала до сих пор решаются весьма субъективно, зависят от воли руководителя организации и характеризуют больше искусство управления, чем продукт научной теории.
Как оценить менеджера и что он найдет в этой книге по данной проблеме?
Высший менеджмент организации, если он хочет реализовать стратегию развития персонала, должен постоянно решать следующие задачи:
1) выявлять талантливых молодых менеджеров среди выпускников вузов и молодых специалистов своей организации;
2) проводить оценку способных менеджеров, уровень их человеческого потенциала и соответствие вакантным должностям;
3) правильно расставлять их на ключевые и проблемные должности в инновационные, маркетинговые и финансовые подразделения;
4) проводить адаптацию менеджеров и специалистов на рабочих местах под руководством наставников и выяснять, как они проходят «огонь, воду и медные трубы».
Что полезного найдет руководитель в данной книге по оценке менеджеров?
Во-первых , практические рекомендации по выявлению, оценке и расстановке талантливых молодых менеджеров, развитию их лидерских качеств и способности работать в команде.
Во-вторых , опыт профессионального ученого и менеджера, создавшего пять успешно работающих организаций и консультирующего крупные российские предприятия, среди которых Горьковский автомобильный завод, Заволжский моторный завод, Борский стекольный завод и др.
В-третьих , критический анализ отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом в малом бизнесе, где всегда существует дефицит квалифицированных кадров и необходимо делать ставку на современных менеджеров универсального типа.
«Будь готов к триумфу и к поражению и к обоим этим обманщикам относись одинаково», – очень метко выразился о судьбе менеджера английский писатель Р. Киплинг.

Специалисту по персоналу

Управление персоналом является новой, но весьма сложной областью менеджмента, включающей более 50 общенаучных и специальных дисциплин, тесно связанных с экономикой труда, психологией, социологией, организацией, культурологией, юриспруденцией и др.
Менеджмент организаций требует от специалистов по персоналу решения ряда сложных задач, в частности:
как найти, оценить и расставить человеческие ресурсы в организации так, чтобы численность персонала была минимальной, а результаты деятельности – максимальными;
полностью или частично заменить управленческую команду после проведения постприватизации, реструктуризации и аутсорсинга;
организовать профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и молодых мастеров, которые в условиях перехода к рыночной экономике России стали весьма дефицитными.
Реже перед ними ставится задача планирования служебной карьеры и развития человеческих ресурсов менеджеров и специалистов.
Как это сделать и правильно оценить способности менеджеров? Можно использовать накопленный жизненный опыт и метод трех «П» (пол, потолок, палец). Выбрать из множества учебников и популярных книг по управлению персоналом работоспособные методики на свой вкус. Можно привлечь к оценке отечественных консультантов, владеющих «чудесными» зарубежными тренингами и методиками.
А что найдет специалист в этой книге?
Во-первых , научную теорию комплексной оценки менеджеров, совокупность методов оценки человеческого потенциала, разработанные в результате большого практического эксперимента (9000 человек) в период с 1999 по 2004 г.
Во-вторых , методические рекомендации, нормативные документы, управленческие тесты, деловые игры и ситуации, которые можно использовать в практической работе предприятий и организаций разных форм собственности для подбора, оценки, адаптации и расстановки способных менеджеров.
В-третьих , научные рекомендации по выявлению талантливых менеджеров из общей совокупности персонала, оценке уровня их управленческого потенциала и расстановке способных менеджеров внутри организации.
Весьма точно сказал Б. Грасиан: «Человек стоит столько, во сколько другие его ценят».

Выпускнику вуза – молодому специалисту

Известно, что основной проблемой после окончания вуза является поиск хорошо оплачиваемой, интересной работы в должности специалиста или младшего менеджера в стабильной и престижной организации. Реальность на рынке труда такова: хороших рабочих мест не так уж и много, конкурс на них приличный (от 3 до 10 человек), при этом требуются практический опыт работы и положительные рекомендации.
К сожалению, большинство выпускников вузов не владеют эффективными коммуникациями, не хотят работать по основной технической, управленческой или экономической специальности. Они не могут достойно продавать собственную рабочую силу, у них преобладают амбиции, пессимизм Арлекино, завышенные самооценки: «Знаний мало, а гонору много!»
Что полезного найдет в книге молодой специалист?
Во-первых , систематизированное изложение материала по поиску работы, подготовке кадровых документов, собеседованию с кадровой комиссией, заключению трудового договора.
Во-вторых , рекомендации по адаптации молодых специалистов в организации, продвижению на должности менеджеров и развитию человеческих ресурсов.
В-третьих , рекомендации по планированию жизненных целей и служебной карьеры, работе с «трудными» руководителями, а также тесты, ситуации и деловые игры по оценке управленческого потенциала.

Выражение признательности

Большая благодарность рецензентам книги – доктору экономических наук, профессору А.М. Озиной и доктору экономических наук, профессору С.Д. Резнику – за ценные замечания по структуре и содержанию книги.
Активное участие в проведении школ молодого менеджера и школ кадрового резерва и экспериментальной обработке методики принимали научные сотрудники Нижегородского института менеджмента и бизнеса (НИМБ): кандидат физико-математических наук А.В. Елесин, Д.С. Кашканов, А.А. Коваленко, Т.Д. Морозовская, кандидат политических наук Л.Н. Акимов, кандидат экономических наук И.В. Гуськова, Ю.В. Сергеева, кандидат философских наук Ю.А. Закунов, кандидат культурологии Е.Ю. Горбунова.
В подготовке рукописи учебника к изданию оказали содействие А.Б. Сироткин, Е.В. Ненашева, Е.Е. Комарова, Р.А. Миронов, Н.А. Макшеева.

Работа над текстом книги распределилась следующим образом:
доктор экономических наук, профессор А.П. Егоршин: введение, главы 1, 2, 3, 6, 7, заключение, научная редакция;
кандидат экономических наук С.Г. Филимонова: главы 4, 5, глоссарий, литература.
Спасибо за постоянную поддержку близким людям, друзьям и коллегам.

Глава 1. Менеджер в системе работы с персоналом

1.1. Сущность и классификация персонала

Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.

Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином «персонал» (personnel) как наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Базовой является классификация по категориям работников, предложенная в 1980-х гг. Госкомтруда СССР. Она предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация персонала

Рабочие , или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность на материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:
1. Основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в производственных (сборочных) цехах предприятия на выпуске готовой продукции.
2. Вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые во вспомогательных, заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т. п.).
Служащие , или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.
Принципиальное отличие руководителей (менеджеров) от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления организацией (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера).
Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда:
1. Функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.).
2. Специалисты – инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и др.).
3. Служащие – технические специалисты (операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.

1.2. Концепции управления персоналом. Взаимосвязь подсистем персонала

На все, что сделано человеком, всегда найдется человек, чтобы сделанное оценить.

В теории менеджмента используется достаточное число терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, социальное развитие, человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению. Мы предлагаем рассмотреть некоторые современные концепции стратегии управления персоналом.
Известный российский ученый в области менеджмента профессор Л.И. Евенко считает, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве.
1. Использование трудовых ресурсов (labour resources use) получило распространение в экономической науке в XIX в. и до 1960-х гг. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. Под рабочей силой понималась лишь способность к труду – предмет купли-продажи труда на рынке. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР – в эксплуатации труда государством, завуалированной передовой ролью в обществе пролетариата.
2. Управление персоналом (personnel management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 1920-х гг., была теория бюрократических организаций и административного управления, когда человек рассматривался в организации через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). В настоящее время эта концепция является доминирующей и терминологически закреплена в государственных стандартах образования России.
3. Управление человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В мировой практике эта концепция используется фрагментарно с 1930-х гг., и в конце XX в. внимание к ней возросло. В годы перестройки в бывшем СССР она получила распространение как «активизация человеческого фактора».
4. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек − главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как ресурс. Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита и американские ученые Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Г. Минцберг. С конца XX в. она реализуется в концепции социального менеджмента передовыми японскими, американскими и европейскими корпорациями.
Профессор Л.И. Евенко предложил оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве на основе перечисленных выше четырех концепций, где проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как субъект» управления. Вместе с тем современные взгляды на управление персоналом тесно связываются с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений.
Английский профессор С. Лиз отмечает семь стратегических направлений в работе с персоналом.
1. Снижение удельного веса заработной платы в себестоимости продукции и оплаты труда работников. Из-за высокой оплаты труда в высокоразвитых странах Европы и Америки продукция многих западных фирм стала неконкурентоспособной по сравнению с продукцией Юго-Восточной Азии. Для выхода из этой ситуации предлагается разделить весь персонал на две группы: высококвалифицированные постоянные работники с социальными гарантиями и высокой оплатой труда («ядро»); малоквалифицированные сезонные работников без социальных гарантий и с низкой оплатой труда («периферия»). Однако эта модель подходит не для всех предприятий.
2. Работники − это ресурс, который необходимо максимизировать. Признано, что единственным источником долгосрочного преимущества на рынке является знание способностей своих работников и максимизация их изобретательности, мотивации и человеческих отношений, а не «копирование» опыта лучших компаний. Передовыми предприятиями в этой области являются «IBM» и «HewlettPackard».
3. Неразрывная связь стратегии предприятия и стратегии управления персоналом. Компания в зависимости от своего типа может применять централизованную стратегию из единого центра (каскадная модель Чандлера) и децентрализованную стратегию, когда самостоятельные подразделения крупной компании проводят гибкий маркетинг на рынке (модели Портера и Фомбрука).
4. Развитие организационной культуры: общие цели, коллективные ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль сотрудников с помощью социальных средств. Ставится задача достичь «экстраординарных результатов через деятельность ординарных людей». Высокая внутренняя организационная культура для некоторых компаний – ключ к успеху.
5. «Японизация» методов управления персоналом, широко распространившаяся после успеха крупнейших японских компаний («Sony», «Mitsubishi», «Toyota», «Nissan» и др.). Достигается за счет минимизации числа уровней управления, высокой организационной культуры, гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности рабочих фирме и др.
6. Управление персоналом – стратегическая функция. Это направление предполагает разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя из философии фирмы, вознаграждение с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание гармонии на рабочем месте, поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании.
7. Использование моделей управленческого выбора в работе с персоналом с учетом четырех главных аспектов: влияние работника и способы воздействия на него; процедура движения работника на фирме; системы вознаграждения; организация рабочего места. Модель успешно позволяет решить проблему выбора политики для максимизации вклада человека в успех фирмы.
Предложенные направления в работе с персоналом заслуживают внимания, так как концентрируют опыт работы успешных компаний и современные концепции менеджмента. Однако условия функционирования российских и западных предприятий различны в части финансового состояния, оплаты труда персонала и внутрифирменной морали.
Во многих публикациях по управлению персоналом отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) − важный элемент процесса производства и управления;
человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями − главный субъект управления.
Некоторые исследователи рассматривают персонал с позиции теории систем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:
экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или как организация людей (коллектив);
социальные, в которых преобладают вопросы отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как социальная система, состоящая из неповторимых личностей.
Учитывая, что все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон на одно и то же явление, мы постарались классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация концепций управления персоналом

По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системе, а по оси абсцисс – по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства. Управление персоналом – это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.
Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.
Система работы с персоналом организации состоит из семи взаимосвязанных подсистем (рис. 1.3): концепции управления персоналом; кадровая политика; подбор персонала; оценка персонала; расстановка персонала; адаптация персонала; обучение персонала.

Рис. 1.3. Система работы с персоналом

Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются: Всеобщая декларация прав человека; Конституция (Основной Закон) страны; Гражданский кодекс страны; Трудовой кодекс страны; Программа ведущей политической партии; Господствующая в обществе мораль; Законы о предприятиях и предпринимательстве.
Концепции управления персоналом зависят от вида общественно-экономической формации и уровня развития рыночной экономики. В этой подсистеме рассматривается рынок трудовых ресурсов, дается классификация персонала по категориям рабочих и служащих, определяется основная концепция управления персоналом и рассматриваются взаимосвязи подсистем управления с нормативными документами.
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Государственная кадровая политика формируется парламентом, правящей партией и правительством и в значительной степени определяется типом власти в обществе. Тип власти оказывает существенное влияние на стратегию и стиль руководства, а также на требования к персоналу. Очевидно, что наиболее полно использовать творческий потенциал человека можно только в демократическом обществе. Переход к рыночной экономике сопровождается процессом демократизации управления и находит отражение в философии организации. Кадровая политика формируется советом директоров, правлением и руководителем организации.
Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. Подбор персонала должен включать процедуры расчета потребности в персонале по категориям работников, нормативное описание профессиональных требований к рабочим и служащим, способы профессионального отбора кадров, а также общие принципы формирования резерва кадров на вакантные должности. Таким образом, главной задачей подбора кадров является определение совокупности людей, способных в ближайшей перспективе занять новые рабочие места (должности), изменить род занятий, исходя из внутренней мотивации, материальных или моральных стимулов. Подбор персонала в значительной степени определяется требованиями к кадрам, сформированными в подсистеме кадровой политики, и моделями рабочих мест.
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности. При замещении вакантной должности важно установить потенциал работника, то есть профессиональные знания и умения, жизненный и производственный опыт, социально-психологический тип личности, уровень общей культуры, состояние здоровья и работоспособности и ряд других характеристик. Оценка потенциала позволяет судить о перспективе применения способностей конкретного человека на определенной должности. Анализ соответствия работника занимаемой должности (аттестация) необходим по истечении определенного времени и возможен путем совместной оценки творческого потенциала и индивидуального вклада с учетом результатов труда.
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании организации. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение и выбытие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего места; определение условий и оплаты труда.
Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов – к рабочему месту и трудовому коллективу. Адаптация работников включает также ключевые элементы как критерии адаптации, организацию испытательного срока, адаптацию молодых специалистов, методы наставничества и консультирования, развитие человеческих ресурсов. Адаптация завершается вступлением сотрудников в должность на постоянную работу.
Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления. Различают четыре вида обучения: подготовка рабочих и служащих в профессиональных училищах, техникумах и вузах, предусматривающая получение базовой специальности; повышение квалификации в учебных заведениях (центрах, школах, институтах), то есть получение новых знаний по базовой специальности работника; переподготовка персонала для приобретения новой специальности; послевузовское профессиональное образование (магистратура, аспирантура, докторантура). Взаимодействие указанных видов обучения позволяет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника, своевременно регулировать соответствие между числом работников и профессионально-квалификационной структурой персонала.

Егоршин Александр Петрович — доктор экономических наук, профессор.

Ректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, заведующий кафедрой «Менеджмент» НИМБ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Победитель Российского конкурса «Менеджер года — 2004» в номинации «Сфера образования»

Научный руководитель 26 стратегических проектов социально-экономического развития, в том числе для 18 предприятий, 4 городов, 4 районов.

Организатор 16 международных и всероссийских научно-практических конференций по вопросам стратегического планирования, управления персоналом, социального менеджмента, экономики труда. За эту работу он награжден дипломами Министерства образования и науки РФ и Правительства Нижегородской области.

Председатель Регионального межвузовского совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 — «Экономика и управление народным хозяйством». Подготовил 12 докторов и кандидатов экономических наук.

Стажировался в ведущих школах бизнеса США, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Италии.

За период 2000—2005 гг. под руководством А.П. Егоршина в институте разработана и внедрена внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, одним из аспектов которой является инновационный подход к подготовке учебно-методических комплексов по всем 150 дисциплинам учебного процесса. Поставил 7 новых дисциплин по менеджменту и управлению персоналом, разработал УМК. Автор более 250 научных и научно-методических публикаций.

Председатель Совета негосударственных образовательных учреждений Н. Новгорода и Нижегородской области (с. 1998), член Ассоциации негосударственных вузов России (с 2000г.), член Совета ректоров вузов Нижегородской области (с 2002), член Российского Союза ректоров высших учебных заведений (с 2002).

Книги (5)

Менеджмент, маркетинг и экономика образования

Учебное пособие посвящено изучению проблем образования как одной из ведущих отраслей народного хозяйства России. Рассмотрена система российского профессионального образования и перспективы ее реформирования в XXI веке, вопросы повышения качества обучения.

Изложена теория и практика менеджмента образования (система, стратегия, персонал, методы, эффективность) и даны рекомендации по построению системы управления образовательным учреждением.

Предложены научные основы разработки маркетинга образовательного учреждения (исследование рынка образования, маркетинговые среда и коммуникации, поведение потребителей, управление маркетингом).

Рассмотрены вопросы экономики образования (основы экономики, ценообразование, финансирование, оплата труда, налогообложение, бухгалтерский учет).

Мотивация трудовой деятельности

Рассмотрена трудовая мотивация как важнейший элемент управления персоналом, теории поведенческой и содержательной мотивации, концепция потребностей и развития человеческих ресурсов, структура, функции и механизм трудовой мотивации.

Изложена теория оплаты труда персонала; рассмотрены тарифная система, сдельная и повременная системы оплаты труда; гос. регулирование и практика оплаты труда в России, а также зарубежный опыт оплаты труда персонала.

Организация труда персонала

В учебнике рассмотрена трудовая деятельность персонала, элементы и задачи научной организации труда, целевое планирование, техника личной работы персонала и организация трудового процесса.

Дана классификация рабочего времени и методы нормирования труда, условия труда и отдыха в соответствии с ТК РФ, методы и формы регулирования социально-трудовых отношений, методы нормирования труда и способы оптимизации равномерной загрузки персонала.

Рассмотрены вопросы автоматизации управления персоналом в современных условиях, основы теории эффективности труда и планирования рабочего времени руководителя.

Управление персоналом

Книга посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях.

Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала. Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

Предназначается для студентов и слушателей всех форм обучения, аспирантов и преподавателей, для руководителей и специалистов предприятий, занимающихся вопросами управления персоналом.

Этика деловых отношений

Учебное пособие содержит теоретические и методические основы этики деловых отношений, учебные модули активного обучения (тесты, ситуации, задания) и рекомендации по самостоятельной работе студентов.

В разделе 1 «Основы этики деловых отношений» раскрыты сущность и происхождение этики, особенности управленческой этики и служебных взаимоотношений, соотношение этики разных деловых культур мирового бизнеса.

В разделе 2 «Методы и средства делового общения» рассмотрены вопросы методики и техники общения, речевого этикета, проведения деловых совещаний, этики дистанционного общения и досуга делового человека.

В разделе 3 «Коммуникации, переговоры и этикет» приведены основы организации эффективных коммуникаций, методика проведения переговоров, правила дипломатического и светского этикета, рекомендации по имиджу и деловым презентациям.

Книга посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала.
Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива.
Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятия и кадровой политики. Известный девиз "Кадры решают все!" в условиях демократизации общества приобретает второе дыхание.

В последние годы появились интересные книги по управлению персоналом, однако многие руководители осознали, что американский, японский, немецкий опыт менеджмента в чистом виде не годится для русского человека и современного состояния российской экономики. Ощущается дефицит отечественных книг по современному управлению персоналом, построенных на теории менеджмента и российском опыте работы с кадрами.

Вместе с тем остается дефицит профессиональных знаний и умений в области управления персоналом у значительного числа директоров предприятий, руководителей подразделений, менеджеров и специалистов кадровых служб, особенно в малом и среднем бизнесе. Для тех, кто пришел в бизнес в начале XXI века и стремится овладеть современной технологией в работе с персоналом, нужны практические знания, схемы решения конкретных ситуаций, нормативные документы для российского предприятия и рекомендации по применению зарубежного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Персонал как система 7
1.1.1. Рынок трудовых ресурсов 8
1.1.2. Классификация персонала по категориям 15
1.1.3. Анализ концепций управления персоналом 16
1.1.4. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом 20
1.1.5. Особенности управления персоналом в США и Японии 24
1.2. Кадровая политика 29
1.2.1. Типы власти в обществе 30
1.2.2. Стиль руководства 33
1.2.3. Концептуальные кадровые документы 37
1.2.4. Качества российского работника 41
1.2.5. Современная кадровая политика 42
1.3. Подбор персонала 47
1.3.1. Расчет потребности в персонале 48
1.3.2. Модели рабочих мест 53
1.3.3. Профессиональный отбор персонала 60
1.3.4. Собеседование 70
1.3.5. Формирование резерва кадров 81
1.3.6. Конкретная ситуация "Доверяй, но проверяй" 89
1.3.7. Деловая игра "Подбор персонала" 92
1.4. Оценка персонала 97
1.4.1. Методы оценки персонала 98
1.4.2. Оценка потенциала работника 101
1.4.3. Оценка индивидуального вклада 115
1.4.4. Аттестация кадров 117
1.4.5. Деловая игра "Аттестация" 121
1.5. Расстановка персонала 131
1.5.1. Принципы и методы расстановки персонала 132
1.5.2. Типовые модели карьеры 133
1.5.3. Планирование карьеры 137
1.5.4. Условия и оплата труда 140
1.5.5. Движение персонала 143
1.5.6. Конкретная ситуация "Конфликт" 152
1.6. Адаптация персонала 155
1.6.1. Критерии адаптации персонала 156
1.6.2. Испытательный срок 157
1.6.3. Адаптация молодых специалистов 160
1.6.4. Наставничество и консультирование 163
1.6.5. Развитие человеческих ресурсов 166
1.6.6. Деловая игра "Вступление в должность начальника цеха" 168
1.7. Обучение персонала 171
1.7.1. Система российского образования 172
1.7.2. Профессиональная подготовка 181
1.7.3. Повышение квалификации 184
1.7.4. Переподготовка кадров 188
1.7.5. Программа "Магистр управления" 193
1.7.6. Как выбрать образовательное учреждение? 202
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 205
2.1. Философия организации 207
2.1.1. Основные элементы философии 208
2.1.2. Зарубежный опыт 210
2.1.3. Российский опыт 220
2.1.4. Примерная философия 222
2.2. Структура персонала 231
2.2.1. Организационная структура 232
2.2.2. Функциональная структура 246
2.2.3. Ролевая структура 259
2.2.4. Социальная структура 261
2.2.5. Штатная структура 267
2.2.6. Деловая игра "Структура" 271
2.3. Регламентация управления 277
2.3.1. Правила внутреннего трудового распорядка 280
2.3.2. Положения о подразделениях 287
2.3.3. Должностные инструкции 296
2.3.4. Трудовые договоры с персоналом 309
2.4. Научная организация труда 317
2.4.1. Организация рабочего места 318
2.4.2. Целевое планирование 327
2.4.3. Техника личной работы 338
2.4.4. Нормирование труда 358
2.5. Основы лидерства 377
2.5.1. Сущность и отношения лидерства 378
2.5.2. Теория лидерских качеств 384
2.5.3. Поведенческое лидерство 389
2.5.4. Ситуационное лидерство 394
2.5.5. Работа с "трудным" руководителем 404
2.6. Формирование коллектива 415
2.6.1. Коллектив как социальная группа 416
2.6.2. Характеристика социальных групп 421
2.6.3. Программа создания коллектива 432
2.6.4. Построение эффективной команды 438
2.6.5. Деловая игра "Выборы руководителя" 445
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ, ОПЛАТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 453
3.1. Мотивация и потребности 455
3.1.1. Анализ теорий мотивации 456
3.1.2. Материальные и духовные потребности 474
3.1.3. Развитие личности человека 483
3.1.4. Качество трудовой жизни 494
3.2. Оплата труда 503
3.2.1. Теория оплаты труда 504
3.2.2. Системы оплаты труда 515
3.2.3. Опыт оплаты труда 527
3.2.4. Положение об оплате труда персонала 539
3.3. Методы управления 549
3.3.1. Административные методы 550
3.3.2. Экономические методы 568
3.3.3. Социологические методы 579
3.3.4. Психологические методы 587
3.4. Коммуникации и этикет 607
3.4.1. Эффективные коммуникации 608
3.4.2. Техника ведения переговоров 622
3.4.3. Дипломатический этикет 630
3.4.4. Светский этикет 642
3.5. Эффективность работы персонала 651
3.5.1. Методики и критерии эффективности 652
3.5.2. Балльная оценка эффективности работы организаций (БОЭРО) 660
3.5.3. Комплексная оценка управленческого труда (КОУТ) 670
3.5.4. Оценка по коэффициенту трудового вклада (КТВ) 675
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 684
ГЛОССАРИЙ 687
ЛИТЕРАТУРА 699

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление персоналом, Егоршин А.П., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.