14.06.2019

Финансово промышленная группа включает организации следующих видов. Финансово-промышленные группы. Видимая автономия и структура


Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех

Видимая автономия и структура

Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.

Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.


  • Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
  • Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний

Финансово-промышленные группы в России

В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет прежде всего о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, дающих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе предприятий наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функционирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятельности.

Разновидности финансово-промышленных групп и критерии их образования представлены на рис. 25.1. Характер деятельности ФПГ, степень их универсализации предопределяются экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой. Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.


Рис. 25.1.
Классификация финансово-промышленных групп

Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами: по инициативе участников, по решению государственных органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций, которые в результате этого становятся участниками финансово-промышленной группы. Подобное приобретение пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглощений одних компаний другими.

Тенденции формирования финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических альянсов); интеграция промышленного и финансового капитала; диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение зарубежных инвестиций и т. д.). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распространение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).

Международная финансово-промышленная группа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем при прочих равных условиях, большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюдалось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с максимальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы инфляции, налоговые льготы и т. д.).

ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной - объединение многопрофильных производств (рис. 25.2) , так и вертикальной интеграции -


Рис. 25.2.
Ассоциативная форма объединений организаций

(горизонтальный тип интеграции)

по технологическим цепочкам (рис. 25.3) . Создание ФП Г подразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой - банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной - производственные предприятия; коммерческой - внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.


Рис. 25.3.
Вертикально интегрированная финансово-промышленная группа с одним ведущим звеном

В развитых странах банки являются центрами финансово-промышленных структур (рис. 25.4) . Работая на определенный круг предприятий, банк хоро-


Рис. 25.4.
Условное организационное строение «банковских» ФПГ

шо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь результаты того или иного производственного процесса затрагивают его собственные экономические интересы. С другой стороны, нормативно-правовая система предполагает ответственность банка перед обществом: при ухудшении финансового положения предприятия - участника ФПГ банк принимает активное участие в санации, т. е. проведении структурных изменений и определенных денежных вливаний, требующих от банка устойчивого финансового положения. Финансовая устойчивость может быть различной и складывается под воздействием комбинации многих факторов, но только она создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его «компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях картельного типа банк предназначается сугубо для внутренних расчетов.

Создание и функционирование ФПГ дает возможность решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения кредитов, размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в целях производства конкурентоспособной продукции. Современной финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами, так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования какой-либо операции - из центра (головной компании) или на уровне филиалов - предопределяется общей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может осуществляться посредством увеличения прямых заграничных инвестиций. Это может быть финансирование строительства новых производственных мощностей за границей или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.

Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

Происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;

Диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;

Создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;

Появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;

Возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;

Происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;

Увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.

Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.

Принятие экономически целесообразных инвестиционных решений имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав которых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия решений.

Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:

♦ формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под долевые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;

♦ создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;

♦ широкое использование механизма создания совместных и дочерних предприятий с целью органического соединения финансовых ресурсов членов ФПГ.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

Активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и развивая тесные кооперационные связи;

Расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и совместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранного капитала;

Расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;

♦ разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

♦ расширить участие государства в инвестировании проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюджетных ассигнований, а через межбанковский кредит;

♦ активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов.

Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:

♦ стремление осуществить реальные инвестиции в производство в результате объединения с финансово-кредитными учреждениями;

государственные гарантии под внешние инвестиции;

♦ возможность получить государственную поддержку, предусмотренную законодательством;

Действующие ФПГ отличаются широкой диверсификацией: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются: производство легковых автомобилей; самолетостроение; выпуск чугуна и металлопродукции; производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия); выпуск металлопроката, трубное производство; выпуск химической продукции и др.

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями:

1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ;

2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры.

Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные холдинг-структуры; холдинги в интегрированных компаниях; холдинги в конгломератах; банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по крайней мере по отношению к западным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать определенные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления.

В целом ряде случаев финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных органов и являются отражением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из развитых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики:

Создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

♦ обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности;

♦ разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона (рис. 25.5) . Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

♦ освобождение полностью или частично от налогов на имущество;

♦ льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;

♦ передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

♦ предоставление инвестиционного налогового кредита.

Основными источниками финансирования деятельности финансово-промышленной группы выступают инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий.

Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленные группы, включающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на


Рис. 25.5.
Условное организационное строение «региональных» ФПГ

внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом уровне организации производственного потенциала обеспечиваются рациональные партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Закон о финансово-промышленных группах.

Финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Из легального определения финансово-промышленной группы следует, что она не является одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Невозможность придания ФПГ статуса юридического лица обусловлена стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую ведение предпринимательской деятельности. Несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, можно отметить отдельные элементы правосубъектности ФПГ в отношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством.

Во-первых, участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.

Во-вторых, в ст. 20 НК РФ содержится понятие «взаимозависимые лица», которыми, в том числе, могут быть организации, если одна из них участвует в уставном капитале другой и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Выделение категории взаимозависимых лиц оказалось необходимым для возможности осуществления налоговыми органами контроля за ценообразованием в операциях, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Применение «трансфертного ценообразования» между участниками предпринимательских объединений дает возможность занижать налогооблагаемую базу, что, конечно, не отвечает интересам государства. Следовательно, налоговые органы контролируют взаимозависимых лиц как единого субъекта.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве ФПГ признается единым хозяйствующим субъектом.

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают «вертикальные», «горизонтальные» финансово-промышленные группы и конгломераты. По статистике в России большинство зарегистрированных ФПГ отличаются вертикальным типом объединения (группы «Аэрофин», «Оборонительный стиль»). Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, ориентированных на выпуск однородной продукции (группы «Росстрой», «БелРусАвто»). Конгломераты считаются наиболее устойчивой формой объединения, которое имеет предприятия в разных, не связанных между собой, отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от экономического положения в отдельной отрасли (группа «Объединенная промышленно-строительная компания»).

По отраслевой принадлежности принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

ФПГ второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют «мягкими нехолдинговыми корпорациями», или «договорными холдингами». Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам ФПГ. По своей юридической природе договор о создании ФПГ является разновидностью договора простого товарищества (ст. 1041-1054 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений на участие в составе финансово-промышленной группы.

Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут входить в состав ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. Финансово-промышленная группа предполагает объединение материальных и нематериальных активов, но унитарное предприятие, не обладая правом собственности на закрепленное за ним имущество, не может самостоятельно распоряжаться своими активами, ему требуется согласование своих сделок с собственником имущества. Однако несмотря на данные ограничения, в России более 10% от общего числа участников всех зарегистрированных ФПГ являются предприятиями государственного сектора экономики.

Дочерние общества могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. Решения, действия, сделки дочерних хозяйственных обществ могут быть достаточно жестко предопределены основными (материнскими) компаниями. Поэтому не исключена ситуация, при которой дочернее общество будет вынуждено выбирать между обязательными для него, но противоречащими друг другу, решениями руководящих органов ФПГ и основной (материнской) компании. Таким образом, данное ограничение обусловлено стремлением обеспечить должную управляемость при исполнении решений в системе ФПГ ее участниками.

Законодательство запрещает юридическому лицу участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данное ограничение предотвращает монополизацию рынка, поскольку группы с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции. Однако очевидно, что участники ФПГ вправе входить в состав других видов объединений, например банковских групп.

Общественные и религиозные объединения не могут быть участниками финансово-промышленных групп, поскольку цели деятельности этих организаций (с учетом ограничений на занятие предпринимательством) не предполагают возможности их участия в производственно-финансовых комплексах.

Независимо от того, по какому типу организована финансово-промышленная группа (холдинг или договорное объединение), в ее составе выделяют обязательных и инициативных (необязательных) участников. Обязательными участниками в составе финансово-промышленной группы являются предприятия, действующие в сфере производства, а также банки и кредитные организации. Предприятиям производственного профиля отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции либо оказанию услуг, на банки или кредитные организации возлагается роль инвестиционных структур.

В качестве необязательных участников в ФПГ могут входить инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также любые другие организации.

Первым этапом создания финансово-промышленной группы является разработка ее локальных актов. Во всех видах ФПГ к обязательным локальным документам относится организационный проект группы, т.е. пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. В организационный проект, как правило, входят пояснительная записка и технико-экономическое обоснование будущей деятельности ФПГ.

При договорном типе объединения в финансово-промышленную группу к локальным документам относятся также договор о создании ФПГ и устав центральной компании. Договор о создании ФПГ является разновидностью договора о совместной деятельности (простого товарищества). Наряду с существенными условиями, обязательными для договора простого товарищества, в нем должны содержаться сведения о наименовании ФПГ, порядке и условиях учреждения центральной компании, порядок образования, объем полномочий совета управляющих ФПГ, порядок внесения изменений в состав участников, объем, порядок и условия объединения активов, цель объединения участников, срок действия договора. Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками, исходя из целей и задач конкретной ФПГ, с учетом отраслевой, региональной и прочей специфики.

Регистрирует финансово-промышленную группу центральная компания, которая, будучи отдельным юридическим лицом, создается и регистрируется раньше, чем сама группа. Регистрацию группы проводит Министерство экономического развития и торговли РФ в отдельном государственном реестре.

Для регистрации центральная компания финансово-промышленной группы подает заявку на регистрацию, договор о создании ФПГ (договор не требуется, если группа образуется как совокупность основного и дочернего обществ), нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров каждого из участников, включая центральную компанию, организационный проект, нотариально заверенные и легализованные документы иностранных участников группы. Помимо этого, необходимо представить заключение Федеральной антимонопольной службы, подтверждающее, что создание финансово-промышленной группы не приведет к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках.

После экспертизы представленных документов проводится государственная регистрация финансово-промышленной группы.

В экономически развитых странах именно крупные нацио­нальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-про­мышленные группы (ФПГ) занимают господствующие позиции в экономике, и поистине наукоемкие отрасли производства представ­лены в основном крупнейшими корпорациями.

ФПГ создаются как инновационная саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. Основой практического использования единичного продукта новшества для ФПГ является инновационный проект.

Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «о финансово-промышленных группах» определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономи­ческой интеграции для реализации инвестиционных и иных проек­тов и программ, направленных на повышение конкурентоспособ­ности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эф­фективности производства, создание новых рабочих мест.

В соответствии с Указом Президента РФ № 2096 ФПГ могут со­здаваться тремя основными способами:

1) добровольно, путем образования акционерного общества от­крытого типа, передачи пакетов акций в траст одному из участни­ков группы или приобретения одним из участников группы пакетов акций других участников; в этом случае группа формируется пре­имущественно из предприятий и финансовых институтов, находя­щихся в частной собственности;

2) по решению Правительства РФ в том случае, если участниками группы являются государственные предприятия, а также учреждения и организации, финансируемые за счет федерального бюджета;

3) на основе межправительственных соглашений.

Проекты создания ФПГ по решению Правительства РФ подле­жат обязательной экспертизе, осуществляемой Министерством эко­номики, Министерством финансов и Антимонопольным комите­том. Заявки о создании ФПГ подаются в Госкомпром, который осу­ществляет их регистрацию в реестре ФПГ РФ.

Наиболее серьезные ограничения предусмотрены для ФШ, формируемых на добровольной основе. Часть этих ограничений но­сит абсолютный (жесткий) характер, часть - требует согласования с государственными органами (мягкие ограничения). К наиболее жестким требованиям относятся запреты на перекрестное владей акциями участников группы, на добровольное объединение кап тала, если доля государственной собственности в нем превышает 25%, на участие в ФПГ финансовых холдингов, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов (каждый институт не может в более чем 10% акций любого предприятия в группе и вклады-акции предприятий группы более 10% своих активов), а также некоторых других типов объединений.

В соответствии с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при образовании государственных предприятий в акционерные общества» финансовой признается та компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы, что близко к тому, что понимается под холдинговой компанией на Западе.

Мягкие ограничения установлены на:

вхождение в ФПГ предприятий с численностью занятых более 25 тысяч человек, а также занимающих доминирующее положение на республиканском или местном рынке, создание группы из более чем 20 участников и с суммарной численностью занятых более 100 тысяч человек, на приобретение одной ФПГ акций предприя­тий, входящих в другие ФПГ (эти шаги должны быть согласованы с Госкомпромом, Госкомимуществом и Антимонопольным комите­том, а также с органами власти тех регионов, где расположены пред­приятия - участники ФПГ);

вхождение в группу предприятий со значительной долей обо­ронных заказов в общем объеме производства (это разрешается с согласия Минобороны и Минэкономики);

участие в группе госпредприятий, а также учреждений и орга­низаций, финансируемых из федерального бюджета (требуется со­гласие правительства или уполномоченного органа).

Выделяются два способа организации ФПГ: добровольный и ди­рективный, хотя в Федеральном законе РФ «О финансово-промыш­ленных группах» такое деление отсутствует. Закон исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. Холдинг как форма организации ФПГ предполагает наличие ма­теринской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых; такая ФПГ создается путем поглощения или создания новых дочерних предприятий. К ФПГ, имеющим форму холдинга, можно отнести объединение МЕНАТЕП, РАО «ЕЭС России» «Газпром», «Интеррос-Микродин».

Система участия как форма организации ФПГ предполагает возникновение капитала компаний - членов группы(перекрёстное владение акциями). Вышеупомянутый Закон трактует эту форму ФПГ как полное или частичное объединение капиталов в добровольном порядке (путем заключения договора о создании ФПГ) или насильственно. При этом должна быть создана центральная компания, которая в соответствии с заключаемым между ее участниками договором распоряжается собственностью и доходами осуществляет любые юридические действия. На системе участия основаны реальные ФПГ.

Большое значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной соб­ственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусмат­ривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из го­сударственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета. В от­дельных случаях предусматривается создание ФПГ на базе Указов Президента РФ. Так, Указом Президента от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансо­во-промышленной группы "Интеррос"» одобрено создание ФПГ «Интеррос», включающей как государственные, так и негосудар­ственные предприятия и организации. Указом Президента от 2 но­ября 1994 г. № 2057 «О создании финансово-промышленной груп­пы с участием акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"» одоб­рено создание финансово-промышленной группы с участием ука­занных акционерных обществ.

В отличие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ за­кон не устанавливает. Все участники могут быть как коммерчески­ми, так и некоммерческими организациями, в том числе иностран­ными, кроме общественных и религиозных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, негосудар­ственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Су­щественным является лишь необходимое наличие среди участников ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.

Основными структурообразующими группу элементами являются:

необходимость объединения активов для осуществления дея­тельности ФПГ;

возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, возможность ведения свободного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

солидарная ответственность участников ФПГ по обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате вступления в группу.

Группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным произвол­ом крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в м Что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, я также активное продвижение на мировой рынок.

При создании ФПГ возрастает возможность не только взаимной помощи входящих в нее предприятий друг другу, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего развития. В современных экономических услови­ях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоян­но устаревающие производственные фонды. Объединяясь же в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Су­щественно расширяются также возможности производства, реали­зации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.

Важными целями создания ФПГ являются:

управление и контроль над финансовыми потоками;

получение мощных источников расширенного воспроизводства;

повышение эффективности собственного производства;

ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;

подключение к товарообороту с внешним рынком не только от­дельно взятых предприятий, но и целых технологических связок.

Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потен­циалом развития. С макроэкономической точки зрения создание, организация и функционирование ФПГ дают возможность для ре­шения ряда задач:

концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на­правлениях развития экономики и получения относительно деше­вых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых органи­зациях группы;

обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;

повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производителя;

осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;

формирование долгосрочных хозяйственных связей;

улучшение инвестиционного климата и стабилизации производства;

снижение рисков;

долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией сохранения и целевого использования.

Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991-1994 гг. и создавались различными пу­тями:

организация на базе бывших государственных структур с последу­ющим развитием и диверсификацией производства (РАО «Газпром»)-

формирование крупным предприятием собственных банков НИИ, торговых представительств (ВАЗ);

целенаправленная скупка коммерческим банком контроль­ных пакетов акций, интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, «Роспром»).

Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения ком­мерческих банков крупными предприятиями различных форм соб­ственности. При этом учредители преследовали ряд целей:

инвестирование средств с высокой отдачей;

уменьшение риска потери собственных оборотных средств, раз­мещенных в подконтрольном банке, их эффективное использова­ние, защита от зависания денег за счет создания прозрачной струк­туры денежных потоков;

получение возможности финансирования деятельности учреди­телей за счет доступа через банк к финансовым рынкам.

В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они принимали максимальные меры для снижения высоко­го уровня рисков. В результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела контрольные или «блокирую­щие» пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обраба­тывающей промышленности.

Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли о ротные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция приятии в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступали в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.), являлась ценообразующей. Особенностью российских ФПГ является смешанный характер их создания, сочетающий черты партнерства и иерархии. Для ФПГ, основанных на партнерстве, характерно создание центральной компании в форме некоммерческой ассоциации, которая не занимается финансово-экономической деятельностью. Объединение активов предприятий происходит в рамках их совместной деятельности, без передачи в собственность центральной компании. Чаще всего это до­говоры о совместной деятельности, когда каждый участник передает свое имущество или его часть в общую долевую собственность, а пос­ле прекращения договора получает обратно. Поэтому такое объеди­нение, как правило, носит временный характер, используется для ре­ализации конкретной программы. Для ФПГ, основанной по иерар­хии, главным способом объединения активов является консолидация в центральной компании пакетов акций предприятий-участников. В результате строится система «основное общество - дочернее пред­приятие». В России большая- часть ФПГ создана именно по такому принципу и фактически представляет собой концерн. Однако кон­церн отличается от ФПГ. В концерне руководство принуждает под­разделения идти на структурные преобразования, а в ФПГ задачи ре­шаются через систему побудительных мотивационных механизмов.

Классификация ФПГ приведена в табл. 4.3.

Структура ФПГ в значительной степени определяется характе­ром интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вер­тикальному или смешанному принципу. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддер­жки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок. ФПГ, формируемые таким образом, играют значительную роль в реализации инновационного потенциала от­раслей. Примером могут служить ФПГ, создающиеся в химической и лесной промышленности. Второй - также горизонтальный - тип
грации распространяется на его однотипные в основном самостоятельно, как правило, на базе конвейерного производства, например предприятия автомобильной и авиационной промышленности. Создание ФПГ с участием таких предприятий представляет им возможность укрепить свои позиции на внешнем рынке, однако подобное объединение может привести к усилению монополизма на внутреннем рынке, поэтому такие ФПГ целесообразны в случае, если они включают всех основных производителей данных изделий или когда ставится задача обеспечения инновационного цикла продукции.

Классификация ФПГ
По происхождению капитала: 1. Бывшие отраслевые министерства Ии крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки 2. Промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, поэтому создающие холдинговые компании с присутствием кредитно – финансового института 3. крупные банки, не ограничиваясь кредитно – финансовыми операциями, сами выступают инициатором ФПГ, объединяя бывшие государственный структуры и частные компании По интеграции капитала: 1.Горизонтально интегрированные группы 2.Вертикально интегрированные группы 3.Диверсифицированные ФПГ
По территориальному признаку: 1.Региональные группы 2.общенациональные группы 3.Транснациональные группы (международные) По признаку легитимности: 1.Формальные (официально зарегистрированные) 2. Неформальные (не имеющие официального статуса)

Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий - производителей комплектующих и запасных частей, проводить технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделии.

Следующий тип объединений - сочетание горизонтальной вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решаются за дачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия.

Первоначально ФПГ в экономически развитых странах (правило, из предприятий, технологически связанных друг с другом т е. ФПГ на основе горизонтальной и вертикальной интеграции.Однако с течением времени типичной стала интеграция на основе диверсификации, когда предприятия различных отраслей объединяются в ФПГ на основе слияния или поглощения одной компании другой. Например, в группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, Италии - 90. Не стала исключением и Россия. Примером может служить ФПГ «Интеррос-Микродин», участниками которой являются АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АООТ «Иргиз», АООТ «Новокузнецкий алюминиевый завод», АООТ «ИНРОС Капитал», АОЗТ «Разнотрейд», АООТ «Росхлебпродукт», АОЗТ «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», АОЗТ «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компа­ния», КБ ОНЭКСИМ, АО «Химволокно», АО «Азот», ВО «Тяж-промэкспорт», ВЭО «Союзпромэкспорт» и др. Однако, как показы­вает мировой опыт, наиболее функциональны ФПГ на основе диверсификационной интеграции не в стратегических сырьевых, а именно в наукоемких отраслях, так как основная цель данных ФПГ - развитие инновационного потенциала, выпуск высокока­чественной продукции и прорыв с ней на мировой рынок.

Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным на­правлениям:

1) объединение с целью производства преимущественно одного определенного вида продукции;

2) формирование ФПГ по типу отрасли.

При формировании ФПГ по первому типу недостатком является возможная уязвимость группы как таковой в результате неблагопри­ятного изменения рыночной конъюнктуры, конкуренция на рынке может вытеснить с него ФПГ, в особенности это касается ее централь­ной компании. При этом другие участники, имеющие и использую­щие возможности сохранять самостоятельность вне деятельности ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры. Однако самостоятельность любого участника существенно ограничивается принципом солидарной ответственности по обязательствам центральной компании. При формировании ФПГ по второму типу возникает проблема принятия решения ее управляющим центром т.е. проблема синхронизации взаимодействия всех участников. Кроме того, реализация этого принципа позволяет придать большую устойчивость на рынке. Формирование конкретной ФПГ может сочетать оба направления.

Изучение опыта создания и функционирования ФПГ показывает, что для развития инновационных процессов внутри объединений должны создаваться специальные инновационные структуры форме научно-исследовательских, технологических центров которые занимаются вопросами поддержания и развития научно-технического потенциала предприятий и организаций, входящих в ФПГ Они способствуют высокой эффективности внутрифирменных научных разработок в условиях рыночной конкуренции и имеют определенные преимущества перед разработками самостоятельных исследовательских организаций, так как инновационные подразделения непосредственно вовлечены в производство и реализацию инноваций для своей организации, потребности которой они хоро­шо знают.

Создание ФПГ связано с необходимостью структурной пере­стройки экономики и поддержки тех областей национальной эко­номики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта организационная структура объединяет промышленные предприя­тия, банки, торговые организации. Характерная особенность фи­нансово-промышленных групп состоит в том, что они функциони­руют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.

Рассмотрим принципы формирования финансово-промышлен­ных групп. Пусть имеется некая технология производства продук­ции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной про­дукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного ре­зультат нужно внедрить технологию в производство.

Возникает задача формирования группы предприятий, связан­ных в единый технологический цикл (технологическая цепочка - ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания финансово-про­мышленной группы.

Создание технологической цепочки включает этапы:

определение цели (стратегии);

изучение технологии;

подбор предприятий-изготовителей (контрагентов);

проектирование;

выбор источника финансирования;

контроль результатов.

Прежде всего определяют цель функционирования технологической цепочки. Для отбора контрагентов необходимо получи проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ. Эта информация должна содержать: данные о руководстве контрагента; номенклатуру выпускаемой продукции; финансовую отчетность за предшествующие четыре квартала; структуру активов и структуру пассивов; данные о состоянии оборудования; показатели длительности технологического цикла выпуска продукции у контрагента, которая может быть использована самках ТЦ; структуру цены на продукцию, которая может быть использована в рамках ТЦ; сведения о наличии связей с другими предприятиями.

В реальной жизни ФПГ в чистом виде встречаются довольно редко. На практике проявляется интеграция плановой экономики с ее пристрастием к директивно-командным методам и сопутствую­щему пассивному подчинению. Инерционность усиливается сохра­нением у государства контрольных пакетов акций предприятий, входящих в ФПГ, элементами бюджетного финансирования, рас­пределением привилегий. Это накладывает отпечаток на всю систе­му управления ФПГ и особенно их трудовыми ресурсами, инвести­циями. Без учета инерционности управления трудно объяснить, на­пример, сохранение высокого уровня занятости при катастрофичес­ком падении производства, работу над новыми государственными заказами при хронической неоплате выполненных и т.д.

С расширением области контроля над экономикой со стороны новых коммерческих образований господствующей тенденцией ста­новится замещение государственного монополизма полицентриз­мом, основанным на взаимодействии коммерческих, общественно-политических и государственных структур. Проблема взаимодей­ствия центра и управляемой периферии не исчезает, но получает новые условия движения.

Крупная ФПГ представляет собой значительный сегмент соци­альной сферы. Большинство ФПГ состоит из десятков крупных предприятий, на которых заняты тысячи рабочих и служащих, раз­бросанных по многим регионам.

Для российских ФПГ характерны два типа объединений - конгломератный и основанный на кооперации производства.

Конгломератному типу присуще объединение акционерных обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в общем капитале и зависимости каждого роста. Доминирующую роль в этих группах играют банки. Объединения может служить группа банка МЕНАТЕП.

Для второго типа характерна производственная кооперация как основа объединения и подчинение ей всех остальных элементов группы (банков, страховых компаний и т.д.). К этому типу относится большинство групп в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

У обоих типов объединения в системах управления и решаем задачах имеются как общие черты, так и различия.

Новым для российских систем управления является дифференциация участников ФПГ (физических и юридических лиц) не толь ко по линии иерархии положения каждого участника в кооперации труда, но и по линии его права собственности на материальные ус­ловия и результаты производства. За короткий отрезок времени контрольные пакеты акций новых акционерных обществ оказались в руках немногочисленных физических и юридических лиц. Так в АО «Уралмаш» 27% акций находится в руках одной компании «Био­процесс», в АО «ЗИЛ» 265 акций принадлежит АО «Микродин» и т.д. Большинство работающих на предприятиях ФПГ либо вооб­ще не имеют, либо имеют по несколько акций, не делающих их эф­фективными собственниками. Практически во всех зарегистриро­ванных группах контрольные пакеты голосующих акций остаются в руках государства.

Вместе с дифференциацией собственности неизбежно происхо­дит дифференциация интересов и возможностей их реализации. Перед системой управления стоит задача консолидации социальных групп с далеко не совпадающими интересами. Без нее группа не может эффективно функционировать, но консолидация не означа­ет снятия противоречий. Решение этой проблемы многовариантно.

Большинство предприятий до вхождения в ФПГ являлись АО, принадлежавшими отдельным группам собственников. Ограничен­ное включение этих предприятий во внутригрупповую систему уп­равления становится возможным на базе централизованного конт­роля над ними как объектами собственности. Управление реальны­ми собственниками оказывается частью системы управления ФШ-

К настоящему времени сформировались три основные схемы управления реальными ФПГ.

К первому типу можно отнести ФПГ, где центральным управля­ющим звеном является холдинговая компания (рис. 4.9).

Концентрируя у себя контрольные пакеты акций, холдинговая компании превращается в управляющий центр всей группы. Таким образованием является, например, компания «Роспром», созданная банк МЕНАТЕП.

Ко второму типу относятся группы, где центром собственности является кредитно-финансовое учреждение, обычно коммерческий банк (рис. 4.10).

Как держатель контрольных пакетов акций банк ничем не отличается от обычной холдинговой компании. Как пра­вило, в структуре банка имеется управление холдинга, которое не­посредственно выполняет функции центра управления собственно­стью. На этой основе строятся все остальные формы управления в группе. В качестве примера может служить холдинг банка «Россий­ский кредит».

К третьему типу принадлежат группы, где участники объели ли свои капиталы и создали акционерную компанию (рис 4.11). Подобная компания практически не отличается от обыкновенной корпоративной структуры, где кроме функциональных производственных

подразделений имеются банковские учреждения, научно-исследовательские центры и т.д. К числу таких объединений можно отнести гигантскую компанию «Российская металлургия». Управле­ние собственностью осуществляется через сложное взаимодействие собрания акционеров, правления, аппарата, ревизионной комиссии и т.д. (рис. 4.12).

В некоторых ФПГ («Сокол», «Антей», интегрированные нефтя­ные компании и др.) создаются советы директоров - представите­лей АО, входящих в группы, которые решают вопросы распределе­ния прибылей, формирования резервов и т.д. Во многих ФПГ конг­ломератного типа функции совета выполняют головное правление банка и холдинговое подразделение.

Государство участвует в управлении ФПГ через работу предста­вителей заинтересованных ведомств в собраниях акционеров и советах директоров. Например, в советах директоров нефтяных интегрированных компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества, Антимонопольного комитета, Минэнерго РФ.

Взаимодействие центров и периферии владения и распоряжения собственностью становится первейшим из стрежневых моментов системы управления ФПГ. Именно оно лежит в основе управление функциональными подразделениями, задает целевую функцию

группового стратегического и оперативного планирования, распре­деления ресурсов и т.д.

Технические навыки и знания специалистов, занятых в системе управления технологическими процессами и производственной ко­операцией, являются первичными по сравнению с их положением в системе собственности. Но корпоративные собственники и управ­ляющие оценивают специалиста также исходя из критерия подчи­нения технико-экономической системе управления цели увеличе­ния капитала и личной лояльности.

Отказ от формирования системы управления на основе личных соображений или предпочтений оказывается сложнейшей задачей, эффективно решаемой только под давлением острой конкурентной борьбы. Идеального решения проблемы пока не найдено. Проявление «фаворитизма» и групповщины наблюдается и на Западе, и на Востоке, нередко способствует гибели корпораций. Важно учитывать, что именно создает для этого питательную среду, каковы силы, противодействующие их развитию, какие формы помогают в их преодолении. В частности, следовало бы обратить внимание на широкое распространение специализированных компаний по набору персонала, независимых экспертных групп по оценке работы управленческих звеньев и т.д.

В российских ФПГ формирование аппарата управления технологическими процессами и производственной кооперацией происходит в условиях низкого уровня конкурентной борьбы, незавершенного процесса приватизации, всеохватывающей криминализации общества. Это неизбежно будет снижать эффективность функционирования ФПГ.

Залогом стабилизации современной отечественной экономики усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако финансовые ресурсы огра­ничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключа­ется в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располага­ют ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффектив­ного функционирования многоотраслевых структур с системой уп­равления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленно­сти сегодня являются финансово-промышленные группы.

ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулиро­ванию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-пер­вых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности благодаря слиянию про­изводства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизвод­ственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построен­ной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.

В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного вое производства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяет прежде всего финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на исходящие изменения внутри группы и во внешней среде.

Вопрос №26

Введение

Процессы коммуникации, в которых участвуют работники ап­парата управления, являются жизненно важными связующими зве­ньями между руководителем и его подчиненными, между руководи­телями одного уровня, между организацией и внешней средой. В по­вседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководите­лей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, по­ставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатывае­мой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и при­нимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения по­ставленных целей.

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодей­ствие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи све­дений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители раз­вивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необ­ходимую информацию на всех уровнях управления.

Целью моего реферата является, изучение того, как организационные коммуникации действуют на практике.

Задачами являются изучение того, как связаны коммуникации с деятельностью служащих в организации, какую роль они играют в организации, как ими можно управлять.

В моем реферате я буду изучать организационные коммуникации на примере организации, которая называется ОАО «Петролеспорт».

Главной трудностью при написании моего реферата является изучение практической части материала, т.к. я имею не достаточно информации о собственном предприятии.

Значение коммуникаций

Коммуникации важны для руководителей по следующим причи­нам:

1) руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучше­нии данного вида деятельности;

2) коммуникации необходимы для эффективности управления;

3) коммуникации необходимы для утверждения авторитета и вы­ражения воли руководителя;

4) хорошо налаженные коммуникации, содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах дея­тельности.

Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмо­циональное выражение и передача информации. С помощью ком­муникативности осуществляется контроль поведения членов груп­пы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работни­ка, например, просят привести свои действия в соответствие со стра­тегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работ­ников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.

Для большинства людей их работа является первичным источни­ком социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осу­ществляется в группе, является механизмом, с помощью которого чле­ны группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работ­ников и позволяет реализовывать социальные потребности. Сущест­венное значение имеет и функция коммуникативности, которая свя­зана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предо­ставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации

  • Анализ лекарственных средств группы бензолсульфониламидов
  • Анализ лекарственных средств группы бензолсульфониламидов. В контрольно-аналитической лаборатории проводилось установление содержания сульфадиметоксина в таблетках методом нитритометрии
  • Анализ лекарственных средств из группы солей алифатических карбоновых кислот и оксикислот, кислоты аскорбиновой, алифатических аминокислот и их производных

  • ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ)

    совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

    Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей,длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных

    крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

    5 декабря 1993г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях,предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные. ФПГ могли создаваться: в добровольном порядке;

    путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; по решению Совета Министров -Правительства РФ;

    на основе межправительственных соглашений.

    Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс.-казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т.д.

    Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем: учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ; передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

    Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

    Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "ФПГ" допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

    Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

    ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

    В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений); Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты,негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

    Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

    заявку на создание ФПГ; договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

    организационный проект: нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников; заключение МАП. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

    Договор о создании ФПГ должен определять: наименование ФПГ; порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников ФПГ; объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

    Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

    Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

    Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

    Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке,установленном законодательством об акционерных обществах.

    Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров,услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. ее участники несут солидарную ответственность.

    ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на: а) зачет задолженности участника ФПГ. акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

    в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ: г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций; д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

    ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра. ФПГ ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ; установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ; истечения срока действия договора о создании ФПГ. если он не продлен участниками ФПГ: принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

    Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ. Белов В. А.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА" в других словарях:

      Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях технологической или… … Финансовый словарь

      Финансово-промышленная группа - (англ. financial and industrial group) в РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о… … Энциклопедия права

      См. Группа финансово промышленная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      См. ГРУППА ФИНАНСОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

      Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях… … Официальная терминология

      Юридический словарь - в соответствии со ст. 2 Закона от 4 июня 1999 г. О финансово промышленных группах финансово промышленной группой считается объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании… … Юридический словарь современного гражданского права

      финансово-промышленная группа - (ФПГ) по законодательству РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ (ФЗ О… … Большой юридический словарь

      Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях … Административное право. Словарь-справочник аудиокнига