13.09.2019

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Особенности географии машиностроения. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения


Цель : создать условия для формирования представления о машиностроении мира как отрасли современной промышленности

Образовательная: определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.

Развивающая: расширять представление у учащихся о роли машиностроения в развитии экономики мира.

Воспитательная: развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.

Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.

Оборудование: учебник Максаковский В.П. стр.134–137, атлас стр.19, 16, 17, 18, 23, 41, 43. Схемы, таблицы. Карта машиностроение и металлообработка.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (1 минута).

2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.

Жизнь современного человека зависит от промышленности. Почему? Что такое промышленность в вашем понимании?

Промышленность – сектор народного хозяйства, связанный с производством промышленных товаров и оказанием производственных услуг. Существуют тысячи отраслей промышленности, но все виды промышленности основаны на труде людей.

Отрасль – совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.

Какие вы знаете отрасли промышленности, что сегодня играют важную роль в мировом хозяйстве?

Докажите, используя тексты: (работа в парах).

1 пара - черная и цветная металлургия

2 пара - топливная промышленность

3 пара - электроэнергетика

4 пара - химическая промышленность

5 пара - лесная промышленность

6 пара - пищевая и легкая промышленность

7 пара - машиностроение

Тексты раздаются парам.

Топливная промышленность – Экономику стран северного полушария- с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь). Задача ТЭК сегодня - увеличение добычи топлива, производство электроэнергии, экономия энергии, так как разведанные месторождения расположены в районах севера России; добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает, ТЭК отрицательно воз действуют на природу.

Металлургия – комплекс производит конструкционные материалы -металлы, которые используются для изготовления машин, станков, оборудования заводов, строительства железных дорог. Комплекс состоит из черной и цветной металлургии - 90% производимого черного металла – сталь. Еще при Демидовых на Урале было отстроено 82 завода, металл плавили на древесном угле.

Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности. Эти металлы используются в атомной (уран), космической промышленности, электротехнике. Россия богата рудами цветных металлов, но месторождения истощаются. Низкое качество чугуна и стали из-за старого оборудования. Металл России на 20–40% дороже мирового. Металлургия – экологически грязная отрасль.

Химическая промышленность – авангардная отрасль определяет развитие научно- технической революции через химизацию хозяйства. Химическая промышленность:

1.Создает новые материалы с заданными свойствами, что экономят сырье и труд людей.

2. Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья.

3. Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разной продукции.

Лесная промышленность - 3/4 промышленности составляют запасы лиственница, не гниет в воде и используется для сооружения свай, фундамента домов. Древесина пропитана смолой.

Ценится и древесина сосны, благодаря смоле сосны постройки долговечны. Из древесины делают шпалы, мебель, корабли.

Кедр имеет розово-желтую окраску и приятный вкус. Древесина кедра прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, в посуде долго не киснет молоко. Используется для изготовления музыкальных инструментов, так как усиливает звук.

Ель. Из нее изготавливают пианино, рояли, струнные инструменты. Ель - сырье для производства бумаги, искусственного шелка – вискозы.

Пищевая промышленность – одна из старейших отраслей. Встречается повсеместно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя. Используется много сырья или скоропортящиеся продукты. Для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. Рыбная, чайная, консервная, сахарная, крупы, маслодельная. На потребителя рассчитана продукция, что не выгодно перевозить далеко: хлеб, макароны, торты.

Сейчас я попрошу вас выслушать цитату:

Эта отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и сегодня подразделяется на разные отрасли, выпускающие производственное оборудование, приборостроение, производство вооружений и военной техники.

А как вы думайте, о чем сегодня будет наш главный разговор на уроке? Что нового мы должны узнать? (Машиностроение мира). Запись темы в тетрадь.

Сегодня на уроке мы должны: выяснить, что включает отрасль машиностроения. Мир переменчив, сдвигаются центры машиностроения нам необходимо выявить изменения, произошедшие в территориальной структуре машиностроения и конечно узнать мировых лидеров по выпуску и экспорту машиностроительной продукции.

Вы считаете, что к машиностроению относятся разные направления, давайте уточним какие отрасли, представлены в мире. Предлагаю открыть атласы на странице 19.

По цветовой гамме в легенде карты, чем обозначается: машиностроение (красный цвет); страны по уровню машиностроения (оттенки зеленого цвета).

По какому принципу можно распределять в группы, какие отрасли старые, а какие новые и новейшие? Самая распространенная ошибка, что люди представляют машины только как производство машин.

Какой можно сделать вывод , исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод: Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Самостоятельное применение знаний:

Задание по группам:

Работая с картами атласа, определить лидеров в разных отраслях машиностроения. Ответ оформите в виде таблицы. Колонку особые примечания , заполнить, опираясь на текст учебника и собственные знания. После задания сделайте вывод, анализ зафиксируйте в виде схемы.

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Особые примечания

Станкостроение ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны.
Военно-промышленная электротехника США, ФРГ, Великобритания Научный трудовой Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.
Судостроение Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, Потребительский Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором.

Важное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах.

Бывшие производители судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)

Авиастроение США, ФРГ, Франция, Россия Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся

Представьте себе, что вы собственник любого предприятия отрасли. Что вы будете учитывать, чтобы построить завод и не прогореть?

Откройте атлас стр.41, 42 и стр.156 учебника, рассмотрите рисунок 38. Глубоководный путь по реке Святого Лаврентия.

Где располагаются центры машиностроения (район Великих озер) г. Детройт. Почему именно здесь? Какие факторы сыграли роль? (Водная артерия; транспортная артерия; наличие железной руды; наличие каменного угля)

Если есть металл, значит можно делать машины. А если не с/х район можно делать тракторы?

Сегодня трудовой фактор влияет на размещение заводов Мерседес-Бенц все грязные отрасли вынесены за пределы развитых государств концерну выгодно не возить машины по миру, а строить филиалы по разным материкам, так как – дешевая рабочая сила, выгоднее размещать в теплых странах, так как в холодных надо платить и за тепло, поэтому в последнее время произошли изменения в территориальной структуре машиностроения. Подтвердим этот факт текстом учебника стр. 135, 3 абзац 1 столбика:

Существенные изменения происходят и в территориальной структуре мирового машиностроения. До недавнего времени более 9/10 продукции этой отрасли давали страны Севера. США, ФРГ и Япония. Затем стала возрастать доля Юга - новые индустриальные страны: Китай, Индия, Бразилия, Мексика Аргентина. Ныне она достигла уже 1/4.

Сегодня в мире существуют 4 главных региона машиностроения.

Значение машиностроительного комплекса:

  1. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.
  2. Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.
  3. Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
  4. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

Следующий урок мы будем отрабатывать прием характеристики отрасли машиностроения по типовому плану, поэтому:

Домашнее задание:

Творческие карточки разного уровня:

  1. Подготовить сообщение по любой компании отрасли машиностроения.
  2. Составить кроссворд по теме.

Итог урока: рефлексия

Предлагается письменно ответить на вопросы.

Над какой темой мы работали?

Какие новые знания открыли?

Что нового узнали?

Где могут пригодиться новые знания?

Какие задания наиболее интересные?

Что показалось легким и простым, а что вызвало у вас затруднение?

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Но сегодня к ним начинают приближаться страны Латинской Америки, которые установили собственный рекорд – 2,5 млн автомобилей в год.Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах. Самый старый из них – западноевропейский. Позже образовался второй – США, к которому перешла роль лидера. Третий регион – Япония, которая в последнее десятилетие стала второй страной мира по производству продукции машиностроения, а по некоторым показателям обогнала США и другие передовые государства мира. Еще одним регионом развитого машиностроения являются страны Восточной Европы. По многим показателям ведущие позиции начинает занимать Китай.Основные изменения в отраслевой структуре машиностроения связаны с возникновением новейших высоких технологий. Это прежде всего электронная промышленность, робототехника, авиаракетное машиностроение. Традиционные базовые отрасли машиностроения все больше перемещаются в развивающиеся страны.Изменяется география машиностроения и в пределах одной страны. Наблюдается ускоренное развитие отдельных районов, где сосредоточены высокотехнологические предприятия. К таким районам относится, например, Калифорния, а также Токийский и Осакский, Лондонский и Парижский районы.Вместе с тем старые промышленные районы в некоторых странах переживают упадок, их развитие затормозилось. Например, районы Саара и Лотарингии в ФРГ, Аппалачский в США.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Подпись______

РЕФЕРАТ

ПО ГЕОГРАФИИ

НА ТЕМУ:

«МИРОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ»

Ученика 10 «Е» класса

Оценка________ Новоселова

Число_________ Дмитрия

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения……..2 стр.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей…….…3 стр.

Краткая характеристика отдельных отраслей…………………….…………….4 стр.

Главные регионы машиностроения……………………………………………..5 стр.

1) Северная Америка

2) Зарубежная Европа

3) Восточная и Юго-восточная Азия

4) СНГ

Литература……………………………………………………………….……12 стр.

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения.

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок до самолётов». Страны Западной и Восточной Европы, а также, некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей.

По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:

1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);

2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);

3) приборостроение;

4) производство технического оборудования и т.п.

В зависимости от технологии производства выделяются:

Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);

Металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.).

Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

Фактор трудоемкости;

Фактор наукоемкости;

Сырьевой фактор;

Потребительский фактор;

Транспортный фактор;

Фактор территориальной концентрации.

В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше).

Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.

Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.

Краткая характеристика отдельных отраслей.

В едущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около двух третьей его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортной отраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущим странам по их производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корея.

В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Законодателями мод в мировом автомобилестроении выступают Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия), и др.

Размещение крупных автозаводов обычно «кустовое» – в центре находится головной завод, вокруг него более специализированные предприятия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.

Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США, Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение, переключившись главным образом на судоремонт.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют также другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), производство технологического оборудования для промышленных предприятий, станкостроение и т. д.

Главные регионы машиностроения

В целом мире сложились четыре крупных региона машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.

Первый регион машиностроения –Северная Америка , где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.

Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.

Второй регион – зарубежная Европа .

Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.

Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.

В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».

По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.

К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.

Франция . Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны . Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.

Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.

Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п.

Третий регион– Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидирует Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой электронике, и Китай.

Япония (столица – г. Токио) – островное государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из «экономических столпов» современного мира.

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.

Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.

Китай – великое древнее государство. Современный Китай – Китайская Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.

Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала.

Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.

Группа новых индустриальных стран Азии, состоит из двух «эшелонов». К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и Индонезия.

В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.

«Экономическое чудо» этих стран объясняется как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферы приложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП и исключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках стран Запада.

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью.

Четвертый регион – Содружество Независимых Государств ( СНГ) . Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации.

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.

Главные отрасли машиностроения Украины : тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Э нергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

А виационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.

Т ранспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.

С ельскохозяйственное машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.

Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

ЛИТЕРАТУРА

География 10 и 11 классы. Е. Ю. Мишняева («Аст-пресс школа» 2002г.)

География 10 класс. В. П. Максаковский («Просвещение» 2000г.)

Экономическая география 10 класс. Ю. Н. Гладкий («Просвещение» 2002г.)

Энциклопедия для детей, том 13. М. Е. Аксенова («Аванта +» 1999г.)

«Урок Мировое хозяйство» - Объясните по картам направления основных грузопотоков железной руды. Экспорт – 2 млн. авт. 2. 0,05авт/чел х 205млн.ч.= 12,5 млн.авт. Вопрос 1: Как промышленность влияет на окружающую среду в настоящее время? Взаимопроверка: 0 ош. – «5», 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3», 5 и более – «2». 1 этап. Самоанализ учащихся. 4. Обобщение, подведение итогов урока. 5. Домашнее задание.

«Ресурсы стран мира» - Два противоположных процесса. Крупнейшие страны мира по запасам пресной воды (тыс. км3). Луга и пастбища (10 %). Энергетические. Рекреационные. Гидроэнергопотенциал регионов мира (%). NaCl. Вода. Сокращение площади лесов.

«География Глобальные проблемы» - Изучение курса «Глобальная география». Тема: «Введение» урок №1. План лекции Что изучает глобальная география. Знать: овладение системой знаний о глобальных проблемах современности: естественно – научных и общественных. Глобалистика Глобальная геогафия наука учебная дисциплина (исследует) (обучает).

«Структура мирового хозяйства» - Транснациональные корпорации (ТНК). ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интерна- циональные по капиталу. 2. Этапы формирования. Пассажирский транспорт. Например. Международная экономическая интеграция. План-схема изученной темы. 3. Современные центры мирового хозяйства. Возникла новая, высшая ступень МГРТ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (МЭИ).

«География промышленности» - Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Техника 3)роботостроение 4)индустрия информатики 5)атомное пр-во 6)космическое пр-во 7)химия орг.Синтеза. 1)автомобилестроение 2)выплавка al 3)пр-во пластмасс и химического волокна. Новые. Отрасли промышленности. 1)каменноугольная 2)железорудная 3)металлургическая 4)производство подвижного состава ж/д 5)судостроительная 6)текстильная.

«Региональное деление мира» - Северная. 4. Африка. Юго-Западная. Страны, не пересекаемые экватором: Африканские страны: Группа, в которой страны, в правильном порядке расположены с севера на юг: Оман Бангладеш Нигер Тунис Белиз Мозамбик Парагвай Бруней. Субрегион Северная Африка Западная Африка Восточная Африка Южная Африка. 4. Африка 4.1. Северная Африка.

Всего в теме 16 презентаций