27.01.2019

Некоторые требования к помещениям кабинета информатики. Требования к кабинету информатики и вычислительной техники. Занятия в КИ должны способствовать


Паспорт кабинета ИНФОРМАТИКИ

Настоящий документ разработан в кабинете информатики городского института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования города Алматы в рамках реализации Государственной Программы информатизации системы среднего образования РК.

В документе описываются назначение кабинеты информатики, особенности организации учебной деятельности в нем, требования к его оборудованию, варианты планировки кабинета информатики, отвечающие психолого-педагогическим, санитарно-гигиеническим, техническим и эргономическим требованиям.

Лаборатории бакалавриата открыты и доступны для использования 24 часа в сутки, 7 дней в неделю во время осенних и зимних условий. Однако главные двери для различных зданий не контролируются Департаментом вычислительной науки. Поэтому, когда студенты могут свободно пользоваться лабораториями в любое время в осенние и зимние сроки, наружные двери в здания блокируются ночью и в праздничные дни. В этих условиях учащимся необходимо приложить свои усилия. Персонал лаборатории не несет ответственность за то, чтобы помочь учащимся получить доступ к зданиям, когда они заблокированы.

При разработке настоящего положения использованы:


  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03"

  • ГОСТ 28139-89 «Оборудование школьное. Требования безопасности».

  • ГОСТ-50377-92, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 25861-83 «Обеспечение механической и электрической безопасности».

  • ГОСТ 21552-84, ГОСТ 27016-86, ГОСТ 27201-87 «Санитарные нормы и правила»

ВВЕДЕНИЕ
В целях выполнения Государственной Программы информатизации системы среднего образования, формирования системно-информационной картины мира у учащихся, оптимальных взаимоотношений человека и информационной среды, навыков использования информационных технологий, повышается роль изучения предмета информатики в образовательных учреждениях.

Иногда лаборатории, которые обычно разблокированы, блокируются. Кроме того, если запланировано техническое обслуживание, будет отправлено уведомление по электронной почте до закрытия. Если лаборатория заблокирована без объяснений, пожалуйста, и мы постараемся решить проблему так быстро, как можем. Этот период времени зарезервирован для функций системного администрирования, которые включают в себя обновление операционной системы на каждой рабочей станции и сервере. Это требует перезагрузки в некоторых случаях.

Требования к освещению

Студенты могут использовать лабораторные машины в течение этого периода, но им следует помнить, что машина, над которой они работают, может быть перезагружена в течение этого периода. Следующие часы здания не гарантируются. Для получения наиболее точной информации проверьте часы на дверях зданий.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать знания.

В Вычислительном научном центре и зале Атабаски есть множество конференц-залов, конференц-залов и конференц-залов, которые могут быть зарезервированы преподавателями, персоналом и студентами. Доступ к номерам ограничен по ролям. Если вы являетесь студентом, вы обнаружите, что у вас есть доступ только к комнаты отдыха. Если вы являетесь преподавателем или персоналом, вы можете найти залы заседаний или лаборатории, доступные для вас.

Правила использования компьютерных комнат Университета Толимы. Регулярные студенты или курсы повышения квалификации и должностные лица Университета Толимы, которые могут использовать вычислительные ресурсы и другие, установленные в них. Официальные лица и студенты, обучающиеся по программе бакалавриата или последипломного образования в академический период, а также те, кто имеет академическую преемственность или курсы повышения квалификации, имеют доступ к компьютерным залам Университета Толимы.

Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ПК, во-первых, обеспечивающих знакомство учащихся с современными программными средствами, системами искусственного интеллекта, средствами технологии мультимедиа, требующими работы с большими объемами информации, в том числе и аудиовизуальной, как постоянно хранимой, так и сменной, во-вторых, обеспечивающих работу со специальным периферийным оборудованием.

Использование комнат зарезервировано для разработки проектов, которые идут в университет, для отдельных работ чиновников или студентов, которые имеют отношение к характеру его связи с Университетом и к занятиям на разных авторизованных курсах соответствующими факультетами.

Чтобы иметь доступ к комнатам, как в классах, так и в личных практиках, пользователи без исключения должны представить текущую лицензию Университета Толимы. Оговорка о том, чтобы использовать компьютерные комнаты для выполнения дополнительных занятий, должна быть сделана за один день вперед.

Кабинет информатики создается как психологически, гигиенически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся и приобретению ими прочных знаний, умений и навыков.

В связи с вышесказанным, особое значение приобретает роль кабинета, в котором должны проводиться занятия по курсу информатики.
I. НАЗНАЧЕНИЕ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
Кабинет информатики организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессионально-технической школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по курсу «ИНФОРМАТИКА» как базовому, так и профильным. Кроме того, кабинет информатики может быть использован в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производственного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

Любой учащийся, чиновник или учитель, который использует комнаты, должен в любое время оправдать свое право доступа к ним, а также работу, которую они выполняют. Доступ к номерам осуществляется до конфронтации резерва на использование оборудования и установленного графика для него.

Если после 10 минут назначенного времени пользователь не появился, резервирование будет потеряно. Когда пользователю нужно распечатать задание, необходимо попросить помощника установить принтер, и как только принтер закончит печать, помощник выполнит задание соответствующему пользователю.

Кабинет информатики создается как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда. Кабинет организован так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук, при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Максимальное ежедневное время использования оборудования и услуг в номерах составляет два часа как для Интернета, так и для внеклассной работы. Немедленно сообщите об этом работнику или лицу, ответственному за помещения, об аномалиях, которые появляются на оборудовании.

Нормирование уровней освещенности

Сообщите мастеру о неправильном использовании другими пользователями оборудования. Предоставляйте гибкие диски, бумагу, ленту для принтера и другие предметы потребления, которые требуются для вашей работы в комнатах. Имейте флоппи-диски для записи файлов, которые вы делаете. Если файлы хранятся на жестком диске, их содержимое может быть изменено или отменено без какой-либо ответственности Университета.

Занятия в КИ должны способствовать:


  • формированию активной жизненной позиции учащихся средствами учебной дисциплины;

  • формированию знаний, умений и навыков по предмету;

  • комплексному использованию оборудования, учебных материалов;

  • эффективному проведению занятий, индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;

  • формированию знаний об устройстве и функционировании современной компьютерной техники, умений и навыков решения задач с помощью ПК, по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;

  • ознакомлению учащихся с применением компьютерной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

  • совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В кабинете информатики проводятся:

  • занятия по предмету с использованием современных технических и наглядных средств обучения, учебных пособий;

  • внеклассные и факультативные занятия по предмету;

  • экспериментальные уроки и практические занятия.
Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15, в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на ПК рекомендуется организовывать индивидуальную, коллективную и групповую работы. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организованна работа одного-двух учащихся.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
1. В состав кабинета информатики, предназначенного для преподавания курса информатики и других отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ.

Материально-техническая база

Следуйте инструкциям помощника и соблюдайте их решения в соответствии с положениями настоящих правил. Спросите помощника о вакцине на дискете, которая будет использоваться в комнатах до их присоединения. Пользователь расконфигурирует команду, неправильное использование или явного пренебрежение, или кто консультационное на интернете-страницах порнографии, наготу, насилие или сатанизм, или играть в игры, которые не академические, он будет делать словесный и частный выговор.

Требования к помещениям кабинета ИВТ

Если он однажды вернется к неудачам, указанным в номере 1, он будет предупрежден в письменной форме и приостановлен на разработку отдельных работ в течение пятнадцати дней. Если вы повторите несколько раз в случаях, оговоренных в цифрах 1, будет написано предупреждение с копией в академическое резюме, и служба будет приостановлена ​​на текущий учебный период.


  • Стол двухместный или одноместный с ПЭВМ.

  • Стол преподавателя с ПЭВМ.

  • Стол – подставка под принтер.

  • Телевизор.

  • Графопроектор мультимедийный или с транспарантными лентами.

  • Мультимедийное оборудование.

  • Шкаф пристенный.

  • Доска меловая или маркерная.

  • Средства пожаротушения.

  • Сигнализация.

  • Электрический щит.

  • Шторы или жалюзи.

  • Аптечка.

  • Рукомойник.
Методическая зона:

  • Комплекты учебно-наглядных пособий.

  • Справочно-информационная и дидактическая литература.

  • Руководства для проведения теоретических и практических занятий, как базовому так и профильному курсам.

  • Держатели для демонстрации таблиц и стенды для экспонирования работ учащихся.

  • Таблицы.

  • Карточки с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы учащихся.

  • Видеотека.

  • Электронные учебники.

  • Программные средства учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» как базового, так и профильного обучения.

  • Журналы вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности.

  • Журнал использования КУВТ на каждом рабочем месте.

  • Инвентарная книга для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования.

  • Годовые планы дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы.

  • Диски, компакт-диски (с программным обеспечением в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями).

  • Таблицы - в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программ и классам.

  • Аудиовизуальные пособия.

  • Журнал отказа машин и их ремонта.
2. Лаборатория, предназначенная для проведения экспериментально -исследовательских работ с использованием СНИТ.

3. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование телекоммуникационной сети (синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи) регионального и глобального масштабов.

Устная или физическая агрессия, совершенная учащимися в отношении помощников или лиц, отвечающих за компьютерные комнаты, будет санкционирована в соответствии с положениями пунктов 2 и 2 статьи 29 Статута студента. Санкции для студентов будут применяться советами факультетов или Ученым советом, как это предусмотрено в статье 28 Статута студента.

Для того, чтобы пользователь представил себя / себя / себя решение, принятое по вине, помощник сохранит студенческую карточку, передав ее ответственному за компьютерные комнаты, чтобы принять меры по делу. Административными помощниками являются те ученики, которые соответствуют требованиям, установленным в Статуте студента в статье 27, и которые были связаны в качестве помощников с помощью Ректора.

4. Систематизация дидактических материалов по информатике, создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, облегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.


  1. Требования к помещениям кабинетов информатики

Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры – ГОСТ 12.2006-83.

Будьте ответственны за правильное функционирование комнат и соблюдение правил. Разрешить доступ к пользователю после проверки идентификации заявителей на услугу. Доставлять и получать компьютер пользователю в идеальном состоянии как аппаратного, так и программного обеспечения.

Своевременно предоставлять компьютерные комнаты для развития классов. Помогать учащимся и преподавателям в разработке практики для устранения неудобств, которые возникают. Предоставьте инструменты, уполномоченные должностным лицом, отвечающим за компьютерные комнаты, за нормальное развитие практики и классов.

Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса. Система электропитания КУВТ должна:


  • обеспечивать гальваническую развязку от потенциала «земли» с сопротивлением не менее 1 МОм;

  • быть оборудована устройством защитного отключения, обеспечивающим отключение питания от рабочих мест при возникновении утечки на «землю» свыше 10 мА;

  • обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.
Конструкция соединителей и разъемов должна исключать возможность ошибочного подсоединения к линиям с неверным напряжением, кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на учебное и бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Занятия в КИ должны способствовать

Предоставить учителю до начала занятий формат использования оборудования для его своевременного выполнения. Получать и проверять оборудование в конце каждой практики, гарантируя, что они сохраняют то же состояние, в котором они были доставлены. Быстрое консультирование администрации компьютерных комнат о возможных повреждениях в поставляемом оборудовании или материалах с указанием имени ответственного лица. В противном случае мастер будет нести ответственность за ущерб, причиненный пользователям.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их – соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой Оптимальная температура в кабинете – 19-21 С 0 ; допускается температура 18-22 С 0 . Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм не должно превышать 10 ВТ/м 2 . Уровень шума не должен превышать 50 децибел.

Перспективный план развития и

Проверьте личность студентов и сотрудников, запрашивающих бронирование номера. Убедитесь, что программное обеспечение, установленное на компьютерах в компьютерных комнатах, не отличается от того, что разрешено администрацией того же самого. Зачисляйтесь в любую программу бакалавриата или аспирантуру, предлагаемую Университетом Толимы.

Имейте среднее академическое значение, равное или превышающее три нуля. Не имея в течение какого-либо академического периода низкой академической успеваемости. Присутствовали не менее 20% субъектов соответствующей учебной программы программы, в которой он / она зарегистрирован.

Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПК

При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Край стула должен заходить на 3-5 см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

Представить экзамен по базовым знаниям в области информатики при обращении с программным обеспечением. Студенты, которые отвечают требованиям и которые хотят выполнять обязанности помощника по административным вопросам компьютерных комнат, должны подать на конкурс, созываемый Координатором интернет-проектов, до начала каждого учебного периода.

Критерии отбора следующих кандидатов и их оценка. Изучение академического резюме 17%. Результат социально-экономического исследования 50%. Оценка теста знаний 33%. Академическое резюме будет оцениваться академическим секретарем академической вице-канцелярии, координатором интернет-проекта и должностным лицом, отвечающим за компьютерные комнаты.

Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПК должно быть в пределах 0,6–0,7 м , допустимое – не менее 0,5 м.
Требования к освещению

Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного потока справа, сзади и спереди работающего. Солнечные лучи и блески не должны попадать в поле зрения учащихся.

Социально-экономическое исследование будет проводиться Университетом благосостояния. Результаты каждой из оценок будут записаны в надлежащим образом подписанные протоколы, копия которых будет направлена ​​в адрес Ученого вице-канцлера с соответствующими подтверждающими документами.

Результаты оценок будут проанализированы ученым секретарем академической проректораты, должностным лицом, которое подготовит список кандидатов, имеющих право на участие, которые будут отправлены в Ректорию для назначения. Информация для студентов. Если вы зарегистрированы на одной из степеней магистра в отделе информации Университета Падуи, регистрация возможна, если выполняются следующие требования.

Помещения кабинета информатики должны иметь естественное или искусственное освещение с ориентацией окон – на север или северо-восток. Светильники не должны отражаться на экране ПК.

Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экранов мониторов краской темных тонов. Поверхности рабочих столов должны быть цвета натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета, поверхность столов должна быть матовой. На окна монтируются жалюзи, по цвету гармонирующие с окраской стен.

Запросы на профилактическую оценку, обмен и передачу

Чтобы удовлетворить минимальные требования к доступу к степени магистра, было решено предоставить студентам программы профессионального обучения список курсов, соответствующих этим требованиям. Информация о процедурах и сроках для тех, кто хочет изменить курс, который хочет изменить порядок, который поступает из другого университета, можно найти в Секретариате и Налоках веб-сайта Афинского университета.

Вопрос заключается в том, чтобы заранее знать, какие экзамены или учебные мероприятия будут проверены. Заявка на предварительную оценку делается для следующих случаев. Изменение курса или перевод заказа с другого университетского сайта на трехлетний курс бакалавриата или магистерский курс в Падуанском университете. Вопрос для оценки кредитов.

Виды освещения, допускаемые в кабинете информатики:


  • Общее люминесцентное освещение и зашторенные окна – когда мониторы располагаются по периметру помещения и при центральной расстановке в 2 ряда;

  • Совмещенное освещение (естественное + искусственное) только при 1-3 рядном расположении рабочих мест, когда экран и поверхность рабочего стола находятся перпендикулярно светонесущим лучам;

  • Естественное освещение – при расположении рабочих мест в один ряд по длине на расстоянии 0,8 – 1 м от стены с оконными проемами, когда экран находится перпендикулярно этой стене.
Нормирование уровней освещенности:

Требования к режимам учебных занятий с использованием ПК

Длительность работы за видеотерминалами определяется характеристиками видеотерминала, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, организацией рабочего места, событием правильной посадки и не должна превышать (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана не менее 0,4мм ):


  • для учащихся 5 классов - 15 мин ;

  • для учащихся 6-7 классов - 20 мин ;

  • для учащихся 8-9 классов - 25 мин ;

  • 30 мин , на втором – 20 мин .
Длительность работы (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана до 0,5мм ) уменьшается на 30%:

  • для учащихся 5 классов - 10 мин ;

  • для учащихся 6-7 классов - 15 мин ;

  • для учащихся 8-9 классов - 18 мин ;

  • для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них – 20 мин , на втором – 15 мин .
Число занятий с использованием ПК должно быть не более двух в день для учащихся 10-11 классов и не более одного – для учащихся 5-9 классов.

Во время производственной практики ежедневная длительность работы за ПК - 3 часа – для видеотерминалов со светящейся точкой не менее 0,4мм, 2 часа - для видеотерминалов со светящейся точкой до 0,5мм.

Факультативная и кружковая работа с использованием ПК для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

При работе за ПК учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 мин. Для снятия утомления у учащихся 10-11 классов между уроками информатики необходимо проводить физкультурную паузу. Комплекс упражнений для глаз и физкультуры рекомендуется менять не реже 1 раза в месяц.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ


  1. Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

  2. Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.

  3. Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

  4. Кабинет должны проветривать каждую перемену.

  5. В кабинете необходимо дважды в день проводить влажную уборку.
iV. ТРЕБОВАНИЯ К размещению рабочих мест и оборудованию
Кабинет информатики должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенные уровни шума (машинные зал, гимнастический зал, мастерские).

При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся. Площадь кабинета информатики на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) должна приниматься из расчета не менее 4,5 м 2 на одно рабочее место.

При кабинетах информатики, в которых наличие ПК не менее 10, должна быть лаборантская площадью не менее 18 м 2 , высота помещения - не менее 4 м .

В лаборантской должны быть:


  • рабочий стол;

  • шкаф и стеллаж для хранения инструментов, оборудования и комплектующих изделий.
К столам с ПЭВМ подводится электропитание и кабель локальной сети с обеспечением электробезопасности.

Рабочее место учителя

Стол преподавателя с ПЭВМ и подставка для принтера устанавливаются на подиуме. Длина одноместного рабочего стола ученика должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, наклоненной (угол наклона 12 – 15).

Стол используется для ведения записей, тетрадей, классного журнала и т.п. В процессе занятий подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель.

Рабочие места учащихся должны состоять из одноместного или двухместного стола, оснащенные стульями с меняющимися по высоте сиденьем и осуществляющие повороты в пределах 180.

Размер крышки стола должен быть 130х70 см, чтобы разместить ПК, иметь место для работы с книгой. Ширина – должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, наклонной (угол наклона 12 – 15 0). Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося.

Таблица соответствия мебели росту учащегося

Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами.

Расстановка рабочих мест с ПЭВМ и ВДТ может быть трех вариантов:


  • периметру

  • в один - три ряда

  • центральная
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная. При периметральной расстановке рабочих мест устанавливается следующее расстояние:

А) по ширине кабинета:


  • расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м.;

  • расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ - не менее 0,1 м, в ряде случаев зависимость от используемых видеотерминалов столы могут быть установлены непосредственно у стены;
Б) по длине кабинета:

  • столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва;

  • одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.
При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановки их у стены, противоположной оконным проемам. При 1-3 – рядной расстановке одноместных столов с ПК необходимо соблюдать следующие расстояния:

  • по длине кабинета: расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0-1,1 м; между последним столом и стеной – не менее 0,8м; при расположении в кабинете информатики двери у последних столов – расстояние между ними и торцовой стеной – не менее 1,2 м.

  • по ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПК – 0,8 - 1,1 м; между рядами рабочих столов – 0,8 – 1,0 м; между третьим (от оконных проемов) рядом и стеной – 0,8 – 0,9 м.
Расстановка рабочих мест в кабинете информатики должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту.

Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным телевизором. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола слева от классной доски. Под доской устанавливаются ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ – хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Организационную работу кабинета информатики должен возглавлять заведующий кабинетом из числа преподавателей информатики, который отвечает за оборудование кабинета, организовывает работу учителей и учащихся по применению компьютерной техники в процессе изучения курса информатики и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответственен за:


  • сохранность оборудования;

  • ведение журнала инвентаризационной записи;

  • содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки и ремонта;

  • исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях;

  • своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

  • соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности;

  • регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.
При знакомстве учащихся с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния слуха и зрения, ознакомить с правилами техники безопасности и работы. Учащиеся несут ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указываются дата инструктажа и зачета, фамилия и инициалы преподавателя, проводившего инструктаж и принявшего зачет, фамилии и инициалы учащихся сдавших зачет, и содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя.

Помощь в работе заведующего кабинетом информатики должен оказывать лаборант . Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом информатики и отчитывается перед ним за сохранность, правильное использование и хранение учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему кабинета, правила ухода за ним, условия сохранности средств компьютерной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил техники безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств оказания перовой помощи. Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий, под руководством заведующего кабинетом проводит мелкий ремонт вышедшей из строя техники.
VI. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
Реализация возможностей современных ПК в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами.

Новым направлением учебной деятельности является использование периферийных устройств и оргтехники (принтеров – матричных, струйных, лазерных; сканеров, мультимедийных проекторов).

Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПК, использование устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, позволяет визуализировать на экране ПК различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров.

Цели использования дополнительного оборудования: изучение возможностей и овладение разнообразными методами использования СНИТ в области обработки информации в реальном времени, осуществление автоматизации процессов обработки информации, в том числе в результате учебного эксперимента.

В состав системы средств обучения по курсу информатики входят:


  • программно-методическое обеспечение процесса преподавания;

  • объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;

  • учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК;

  • учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;

  • методика применения системы средств обучения.
Такая система средств обучения совместно с учебно-методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) составит учебно-методический комплекс (УМК) для изучения курса информатики с использованием СНИТ.

Варьируя состав и комплектность УМК, его необходимо использовать в процессе преподавания не только информатики, но и других предметов и интегрированных курсов.


фамилия, имя, отчество учителей, работающих в кабинете, категория, стаж работы

Сколько комнат занято под кабинет, лабораторию с общей площадью кв. м


  1. С какими учреждениями и организациями установлены связи для проведения профилактического техобслуживания компьютерной техники

2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

И БЕЗОПАСНОСТИ


  1. УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ И МЕБЕЛИ ДЛЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

Наименование

(указать характеристики и параметры)


Рекомендуемое количество

Фактическое

количество

Примечание


По инвентариз.

ведомости


Из них исправных

ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

Системный блок

Клавиатура

Манипулятор мышь


ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ

Системный блок

Клавиатура

Манипулятор мышь

Устройство внешней памяти

Устройство отображения информации (монитор)

Средства мультимедиа (проектор)

Устройство печати (принтер)

Сканер

Демонстрационный цветной видеомонитор (размер экрана по диагонали)

Наборы кабелей и адаптеров локальной сети кабинета

Базовое программное обеспечение (операционная система локальной сети)

Магнитные носители
ПРИБОРЫ

Комплекты электрооборудования кабинета информатики

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Экран

ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ

ТРАНСПАРАНТЫ

ПРОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Коробки для магнитных носителей

Сейф для хранения магнитных носителей

Папки, файлы

Комплект специализированной мебели (двухместные ученические столы для КИ – стол и 2 стула)

Стол специализированный для учителя с приставками для графопроектора и принтера

Доска раздвижная (маркерная)

Стулья для учителя

Шкафы для учебных пособий

Тематическая картотека на имеющиеся учебно-наглядные пособия и дидактические материалы

Журнал вводного и периодического инструктажа учащихся по технике безопасности

Журнал использования КУВТ на каждом рабочем месте

Журнал отказа машин и их ремонта

Инвентарная книга для учета имеющегося в кабинете оборудования

Аптечка первой медицинской помощи

  1. ГРАФИК ЗАНЯТОСТИ КАБИНЕТА

6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ И

ДООБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ




Задачи

Сроки

Отметка о выполнении

«Согласовано» «Утверждаю»

_____________________________ _________________________

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА ДЛЯ КАБИНЕТА ОСНОВ

ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТОВ ИНФОРМАТИКИ, РАЗМЕЩЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ И ОБОРУДОВАНИЮ

Кабинет информатики должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенные уровни шума (компьютерный зал, гимнастический зал, мастерские).

При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся.

Площадь кабинета информатики должна приниматься из расчета не менее 6м 2 на одно рабочее место.

При кабинетах информатики, в которых наличие ПК не менее 10, должна быть лаборантская площадью не менее 18 м 2 , высота помещения не менее 4 м.
Рабочие места учащихся должны состоять из одноместного стола и одного или двух стульев. Размер крышки стола должен быть 1300x700 мм, чтобы разместить ПК, учебник и иметь место для работы с книгой. На столе учащегося устанавливается ПК со всеми периферийными устройствами. Ширина - должна обеспечивать место перед клавиатурой 30см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, наклонной (угол наклона 12 - 15°). Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося. К столам проводится электропитание и кабель локальной сети. Общая электрическая схема питания для кабинета информатики включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ. Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами.

Соответствия высоты мебели по росту учащегося


Рост уч ащихся (см)

Высота над полом (см), не менее

Стол

простр. для ног

Стул

145-160

650

530

380

161-175

700

590

420

175 и выше

760

650

460

Рабочее место учителя оборудуется столом и двумя тумбами – для принтера и мульти проектора. Размеры стола учителя - 1300x700 мм. В тумбах должны быть предусмотрены 1-2 ящика размером не менее 350x500x100 мм для принадлежностей: магнитных носителей, транспарантов из расчета на текущий день занятий. Стол используется для установки ПК и ведения записей. Он может иметь нишу для тетрадей, классного журнала и т.п. В процессе занятий подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель.

Расстановка рабочих мест в кабинете информатики должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Расстановка рабочих мест с ПК может быть трех вариантов: периметральная; рядами (1-3-рядная); центральная.

Оптимальным вариантом с точки зрения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещенности при работе является периметральная расстановка рабочих мест с ПК.

При периметральной расстановке рабочих мест устанавливаются следующие расстояния:

По ширине кабинет информатики : расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8м; Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПК (персональный компьютер) должно быть не менее 10см, а в ряде случаев, в зависимости от
используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;
По длине кабинета информатики : столы двухместные с ПК должны быть расставлены без разрыва. Одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся,
При периметральной расстановке столов с ПК кабинет информатики должен быть дополнительно оборудован ученическими столами и стульями для теоретических занятий, опроса учащихся, выполнения письменных контрольных работ, составления программ и решения задач в тетрадях, из расчета количества занимающихся. Соединять двухместные ученические столы не разрешается (расстояние между рядами не менее 0,5м)

При 1-3 - рядной расстановке одноместных столов с ПК необходимо соблюдать следующие расстояния:

По длине кабинета : расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0-1,1м; между последним столом и стеной - не менее 0,8м; при расположении в кабинете информатики двери у последних столов - расстояние между ними и торцовой стеной - не менее 1,2м.

По ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столовс ПК - 0,8 - 1,0м; между рядами рабочих столов 0,8 -1,0м; между третьим (от оконных проемов) рядом и стеной - 0,8 - 0,9м.

Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным телевизором. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2м от пола на кронштейне слева от классной доски. Под доской устанавливаются ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ - хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской.

Демонстрационные пособия хранятся следующим образом:

диски с программным обеспечением - в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы;

ящички размещаются в шкафу и отмечаются надписями;

таблицы - в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов;

аудиовизуальные пособия хранятся на полках в шкафах;

справочная, учебно-методическая, научно-популярная литература хранится на полках шкафа и поставляется школьной библиотекой.

В кабинете информатики создается электронная картотека имеющегося оборудования, (с указанием мест хранения) и методическая картотека, облегчающие учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются стенды с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ПК и их функциями, видами алгоритмов и т.д. Пособия, необходимые для изучения отдельных разделов и тем, рекомендуется размещать на стене, противоположной классной доске.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Организационную работу кабинета информатики должен возглавлять заведующий кабинетом из числа преподавателей информатики, который отвечает за оборудование кабинета, организовывает работу учителей и учащихся по применению компьютерной техники в процессе изучения курса информатики и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответственен за:


  • сохранность оборудования;

  • ведение журнала инвентаризационной записи;

  • содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказа машин и организацию их наладки и ремонта;

  • неисправность противопожарных средств первой помощи при несчастных случаях;

  • своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

  • соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности; регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.
При знакомстве учащихся с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния слуха и зрения, ознакомить с правилами техники безопасности и работы. Учащиеся несут ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указываются дата инструктажа и зачета, фамилия и инициалы преподавателя, проводившего инструктаж и принявшего зачет, фамилии и инициалы учащихся сдавших зачет, и содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя.

Помощь в работе заведующего кабинетом информатики должен оказывать лаборант .

Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом информатики и отчитывается перед ним за сохранность, правильное использование и хранение учебного оборудования.

Лаборант обязан знать всю систему кабинета, правила ухода за ним, условия сохранности средств компьютерной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил техники безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств оказания перовой помощи.

Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий, под руководством заведующего кабинетом проводит мелкий ремонт вышедшей из строя техники.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ИНФОР МА ТИКИ
КУВТ должен обеспечивать безопасную работу неподготовленных пользователей, в том числе несовершеннолетних, не требуя проведения инструктажа и специальных подготовок по технике безопасности при любых, в т ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпусов устройств. В кабинете информатики допускается использование видеотерминалов трех групп:

А - цветные, только для демонстративных целей;

Б - цветные мониторы для персональной работы пользователей в учебном процессе;

В - монохромные для КУВТ.

Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры - ГОСТ 12.2006-83.

КУВТ должен соответствовать ГОСТ 28139-89 (Оборудования школьные. Требования безопасности). Другие общие требования по обеспечению механической и электрической безопасности - по ГОСТ 50377-92, ГОСТ 12.2.007-75. Защита от поражения электрическим, током должна быть обеспечена не хуже, чем для II класса по ГОСТ 25861-83.

Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса.

Система электропитания КУВТ должна:


  • обеспечивать гальваническую развязку от потенциала «земли» с сопротивлением не менее 1 МОм;

  • быть оборудована устройством защитного отключения, обеспечивающим отключение питания от рабочих мест при возникновении утечки на «землю» свыше 10 мА;

  • обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.
Конструкция соединителей и разъемов должна исключать возможность ошибочного подсоединения к линиям с неверным напряжением, кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на учебное и бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их - соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой (ГОСТ 12.2.003-74, 12.3002-75, 12.1006-84, 12.1.001-83, 12.1.045-85), а также нормы, указанные в ГОСТ 21552-84, ГОСТ 27016-86, ГОСТ 27201-87, «Санитарные нормы и правила».

Оптимальная температура в кабинете при неподвижном воздухе - 19-21°С; допускается температура 18-22°С. Соответственно, относительная влажность воздуха должна составлять 62-55% и 39-31%. Скорость движения воздуха 0,1 м/с.

Экспозиционная мощность дозы рентгеновского облучения в точке пространства на расстоянии 5 см от поверхности экрана не должна превышать 7,74* 10 13 а/кч (0,0003 мкр/с, что равно 10,8 мкр/ч)

Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315мм не должно превышать 10 ВТ/м 2 . Уровень шума не должен превышать 50 децибел.

Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПК

При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Край стула должен заходить на 3-5см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°.

Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПК должно быть в пределах 0,6-0,7м, допустимое - не менее 0,5м.

Требования к освещению

Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного потока права, сзади и спереди работающего. Солнечные лучи и блески не должны попадать в поле зрения учащихся.

Помещения кабинета информатики должны иметь естественное или искусственное освещение с ориентацией окон - на север или северо-восток. КЕО (коэффициент естественного освещения) должен быть не менее 1,2% в районах с устойчивым снежным покровом и не менее 1,5% на остальной территории, соотнесение яркостей 3:1. Окрашивание стен до потолка или на высоту панелей допускается красками следующих тонов: светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым, светло-желтым, светло-бежевым цветами или цветом слоновой кости. Оконные переплеты, подоконники следует окрашивать белой краской.

Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экранов мониторов краской темных тонов.

Поверхности рабочих столов должны быть цвет натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета, поверхность столов должна быть матовой.

На окна монтируются занавесы (жалюзи), по цвету гармонирующие с краской стен. Занавесы не должны пропускать естественного света и должны полностью закрывать оконные проемы. Занавесы должны быть выполнены из плотной тяжелой ткани. Запрещается применять для окон черные занавески!

Светильники не должны отражаться на экране ПК. Люминесцентные светильники должны включаться рядами, тип ламп ЛБ и ЛХБ с мощностью 36 или 40Вт. Не разрешается применение люминесцентных ламп типа ЛД и ЛДЦ! Рекомендуется использовать светильники серые ЛП013, ЛЕЮ31, ЛПО 33 001 и 006, ЛСО02, ЛСО04 с металлической экранизирующей ремонтной и непрозрачными боковинами.

Виды освещения, допускаемые в кабинете информатики:

Общее люминесцентное освещение и зашторенные окна - когда мониторы располагаются по периметру помещения и при центральной расстановке в 2 ряда;

Совмещенное освещение (естественное + искусственное) только при 1-3 рядном расположении рабочих мест, когда экран и поверхность рабочего стола находятся перпендикулярно светонесущим лучам;

Естественное освещение - при расположении рабочих мест в один ряд по длине на расстоянии 0,8 - 1м от стены с оконными проемами, когда экран находится перпендикулярно этой стене.

Нормирование уровней освещенности


Характер работы

Рабочая поверхность

Плоскость

Освещенность ЛК, не менее

Работа на ПК (учебные занятия, практика)

Экран

В

200-300

Клавиатура

Г

400-500

Стол

Г

400-700

Классная доска

В

400-500

Требования к режимам учебных занятий с использованием ПК
Длительность работы за видеотерминалами определяется характеристиками видеотерминала, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, организацией рабочего места, событием правильной посадки и не должна превышать (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана не менее 0,4мм):

для учащихся 1-5 классов -15 мин;

для учащихся 6-7 классов - 20 мин;

для учащихся 8-9 классов - 25 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них -30 мин, на втором - 20 мин.

Длительность работы (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана до 0,5мм) уменьшается на 30%:

для учащихся 1-5 классов -10 мин;

для учащихся 6-7 классов -15 мин;

для учащихся 8-9 классов - 18 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них -20 мин, на втором -15 мин.

Число занятий с использованием ПК должно быть не более двух в день для учащихся 10-11 классов и не более одного - для учащихся 1-9 классов. Перемена между уроками, на которых используется ПК, должна быть не менее 10 мин. При проведении профильных курсов для 10-11 классов ежедневная длительность работы за ПК - 2-3 часа.

Факультативная и кружковая работа с использованием ПК для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

При работе за ПК учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 мин. Для снятия утомления у учащихся 10-11 классов между уроками информатики необходимо проводить физкультурную паузу. Комплекс упражнений для глаз и физкультуры рекомендуется менять не реже 1 раза в месяц.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ
Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.

Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

Кабинет должны проветривать каждую перемену.

Учитель должен организовать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Вариант 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1- 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо- вверх- налево- вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем: налево- вверх- направо- вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Вариант 2

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6.

Посмотреть на кончи к носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

Не поворачивая головы (голова прямо) делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо – вниз -влево и в обратную сторону: вверх- влево -вниз- вправо.

Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх; на счет 1-6 - прямо; затем аналогичным образом вниз- прямо- вправо- прямо- влево- прямо.

Проделать движения по диагонали в одну и в другую стороны с перепадом глаз прямо на счет 1-6.

Вариант 3

Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6.

Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6 раз.
КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза 1

Упражнения повторяются по 4-6 раз, темп средний.

Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.

Исходное положение (и.п,) - основная стойка (о.с.) - 1 - руки вперед ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху. 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и.п.

И.п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 - наклон назад, руки за спину. 3-4-и.п.

И.п. - ноги шире плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища направо. 1 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 -выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону.

И.п. - ноги врозь, руки за пояс. 1-4 - круговые движения туловищем вправо. 5-8 - круговые движения туловищем влево.

И.п. - о.с. 1 - мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 - и.п. 5-8 - то же левой ногой.

И.п. - ноги врозь. Руки на пояс. 1 - голову наклонить вперед. 4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону.
Физкультурная пауза 2

Ходьба на месте - 20-30 с. Темп средний

И.п. о.с, руки за голову. 1-2 - встать на носки, прогнуться, отвести локти назад 3-4 опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед.

И.п. - о.с. 1 - шаг вправо, руки в стороны, 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 - руки дугами в стороны и вниз. Свободным махом скрестить перед грудью.

Государственное учреждение -Гимназия №5 г. Рудного Костанайской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель профсоюзного комитета Директор гимназии

«_____» ________________ 2009 г «_____» ___________ 2009 г

_____________________________ _________________________

_____________________________ _________________________
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

В кабинете информатики устанавливается дорогостоящая, сложная, требующая бережного отношения аппаратура - компьютеры класса PENTIUМ. Обращаться с техникой нужно бережно; входить в кабинет спокойно не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, на которых стоят компьютеры, занимать отведенное каждому у место, не меняя его на каждом уроке. На рабочем столе размещены составные части ЭВМ - системный блок, клавиатура, монитор (дисплей). Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монтером может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

1. СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

работать во влажной, одежде и с влажными руками.

При появлении запаха дыма, гари, немедленно прекратить работу, отключить аппаратуру и сообщить преподавателю. В случае необходимости нужно оказать помощь в тушении огня.

2. ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ Ы НЕОБХОДИМО:

убедиться в отсутствии и видимых причин и повреждения рабочего места;

сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

разместить на столе тетрадь, учебное пособие, журнал регистрации времени работы так, чтобы они не мешали работе на ПК;

внимательно слушать объяснение учителя, стараться понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращаться к преподавателю;

записать в журнал регистрации время начала работы на ПК;

начинать работу только по указанию преподавателя.

3. Во время работы ПК лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

4. НАДО РАБОТАТЬ , находясь на расстоянии 60-70см, но не менее 50см, от экрана монитора, соблюдая правильную осанку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения - следует работать в очках. Работа на ПК требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.

НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ при плохом освещении и, при плохом самочувствии.

5. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО:

строго выполнять все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

следить за исправностью аппаратуры. Немедленно прекратить работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры и сообщить об этом учителю;

плавно нажимать на клавиши клавиатуры, не допуская резких ударов;

не пользоваться клавиатурой, если компьютер не включен;

работать на клавиатуре чистыми руками;

не пытаться самостоятельно устранять неисправность в работе аппаратуры;

не вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

6. ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО:

отключить ПК;

записать в журнале регистрации время окончания работы;

протереть аппаратуру мягкой, чистой тканью.

Знание и грамотное выполнение этих правил позволит избежать несчастных случаев, успешно овладеть знаниями, умениями и навыками, сберечь государственное имущество - компьютерную технику и оборудования.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ - ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭЛЕКТРОТОКА
Поражение электротоком может варьировать от незначительных болевых ощущений при отсутствии органических и функциональных изменений до ожогов III - IV степеней (обугливание) и шока.

При поражении электротоком следует быстро отключить ток, освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности по нераспространению тока на лиц, участвующих в оказании помощи (освобождать пострадавшего в резиновых перчатках или обернуть руки сухой тканью, встать на сухую доску или коврик).

При поражении электротоком следует обратить внимание на дыхание и сердечнососудистую систему. В случае остановки дыхания и сердечной деятельности немедленно начать непрямой массаж сердца (надавливание ладонями быстрыми толчками в области середины грудной кости, ближе слева, в ритме 40-60 толчков в минуту) и искусственное дыхание рот в рот (предварительно закрыть рот пострадавшему и, вдохнув полной грудью, выдохнуть через марлю или носовой платок, в рот пострадавшему) или рот в нос (предварительно закрыть пострадавшему и аналогичным образом осуществлять выдох в нос через марлю или носовой платок). Искусственное дыхание проводят с частотой 16-18 раз в минуту. Одновременно вызывают специализированную бригаду скорой помощи.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводят до полного восстановления или до оказания специализированной помощи.

При ослаблении сердечной деятельности и дыхания необходимо обеспечить подачу свежего воздуха, дать понюхать на ватке нашатырный спирт, влить в рот чайную ложку (или 25 капель) кордиамина, провести похлопывание по щекам.

При повреждении кожи наложить стерильную повязку и направить пострадавшего к врачу. Поврежденную поверхность кожи вокруг ожога следует обработать зеленкой или розовым раствором марганцовки.

В кабинете информатики должна быть аптечка первой доврачебной помощи, состав которой представлен в приложении.

п/п


Наименование

медицинских средств и медикаментов


Назначение

Кол-во

1.
Индивидуальные

перевязочные

антисептические пакеты


Для наложения повязок

3 шт
2.

Бинты

Для наложения повязок

3 шт

3.

Вата в пакетах

Для наложения повязок

3 шт

4.
Жгут для остановки кровотечения

Для остановки кровотечения

1 шт
5.

Настойка йода

Для смазывания окружности раны, свежих ссадин, царапин на коже и т.д.

1 флакон

6.

Нашатырный спирт
Применять при обмороке, накапав на ватку и поднося к носу пострадавшего

1 флакон

7.

Раствор 2-4% борной кислоты

Для промывания глаз, для примочек на глаза при ожогах

1 флакон

8.

1% спиртовой раствор бриллиантовой зелени

Для смазывания ран, царапин, ссадин на коже

1 флакон

9.

Кордиамин

Для стимулирования центральной нервной системы, сердечной и дыхательной деятельности

(25 капель - 1 чайная ложка - на прием)


1 флакон

10.

Резиновые перчатки

1 пара

11.

Марганцево-кислый калий (марганцовка)

Для смазывания повреждений поверхности кожи

1 упаковка

12.

Липкий пластырь

1 упаковка

Государственное учреждение -Гимназия №5 г. Рудного Костанайской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель профсоюзного комитета Директор гимназии

«_____» ________________ 2009 г «_____» ___________ 2009 г

_____________________________ _________________________

_____________________________ _________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ЗА ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ
При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Работающий должен сидеть прямо, опираясь в области нижних углов лопаток на спинку стула, не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперед (до 5-7°). Предплечья должны опираться на поверхность стола, снимая тем самым статическое напряжение мышц плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°.

Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана, оптимальной ее отклонение в вертикальной плоскости должно находиться в пределах +5°, допустимое - +10°. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости от центральной оси экрана должен быть в пределах +15°, допустимый - +30°. При рассмотрении информации, находящееся в крайних положениях экрана ПК, угол рассмотрения, ограниченный линией взора и поверхностью экрана, должен быть не менее 45°. Особенно важно соблюдать этот угол при работе вдвоем на ПК. Чем больше угол рассматривания, тем легче воспринимать информацию с экрана видеомонитора и меньше будут уставать глаза.

Учащиеся, которым показана работа в очках на близком расстоянии, должны работать на ПК в очках.

УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ И ИНСТРУКТИРОВАНИЯ - УЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвоения правильных и безопасных методов и приемов работы учитель обязан проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.

Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем перед практической работой на ПК.

На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом информатики в виде лекции, беседы программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, прав по технике безопасности для КИ, утвержденной руководителем учреждения образования по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, структурным подразделением которого является КИ.

Инструктаж перед работой на ПК (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся. с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными и утвержденными согласно требованиям стандартов ССБТ администрацией совместно с профсоюзным комитетом данного учреждения образования.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен содержать четкие и конкретные указания по безопасности труда и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

По окончании первичного инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж.

В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний безопасном способе выполнения работы.

Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в классном журнале, а при проведении внеклассных занятий - в специальном журнале.