26.09.2019

Отличительные особенности запроса, достоинства и недостатки, котировок и запроса предложений. Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы


Помимо различных электронных аукционов и конкурсов Федеральным законом 44 предусмотрено еще несколько процедур, позволяющих заказчику осуществить закупку в довольно короткие сроки. Наибольшей популярностью среди них пользуется запрос котировок . Чуть менее популярен, но не менее удобен - запрос предложений. Многие заказчики и потенциальные участники плохо понимают - в чем отличие этих процедур. На самом деле, они есть, притом очень существенные.

Механизм определения победителя

Первое, и самое главное, отличие между запросами котировок и предложений - это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную, цену. А вот во втором - наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения. С точки зрения оценки заявок запрос предложений - самый субъективный способ из всех закупок, так как критерии определяются заказчиком на свое усмотрение, так же как и система их оценки.

Какие закупки можно осуществлять путем запросов котировок и предложений

Путем запроса котировок можно осуществлять любые закупки. Главное - уложиться в установленные законом денежные лимиты: сумма одного контракта не должна превышать 500 000 рублей, а общий годовой объем - 10% от общего объема закупок, предусмотренных планом-графиком размещения заказов.

А вот случаи, в которых допускается проводить запрос предложений , строго определены частью 8 статьи 83 Федерального закона №44. Это могут быть:

  • закупки спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для Олимпийской или Параолимпийской сборных (для участия в играх или тренировок);
  • закупки у иностранных организаций, предметом которых является лечение граждан нашей страны за рубежом;
  • закупки по контракту, который ранее был расторгнут по односторонней инициативе заказчика на основании части 9 статьи 95 Федерального закона №44;
  • закупки лекарственных препаратов, требующихся для лечения конкретного пациента в связи с индивидуальной непереносимостью других средств или жизненной необходимостью;
  • закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися а результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска всех заявок;
  • закупки изделий народных художественных промыслов;
  • закупки, предметом которых является оказание услуг по защите интересов РФ в судебных инстанциях различного уровня.

Состав документов

Заказчик, объявляющий запрос котировок, должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru извещение и приложить к нему проект контракта. В случае с запросом предложений помимо этих документов должна быть документация, требования к содержанию которой определяются частью 6 статьи 83 Федерального закона №44.

Внесение изменений в закупку или ее отмена

Еще одно отличие между запроса котировок и предложений в том, что в первом случае заказчик не может вносить изменений в извещение и документацию, а также отменять закупку. Во втором - может, но не позже чем за два рабочих дня до даты окончания приема заявок.

Сроки подачи и оценки заявок, окончательное предложение

В случае с запросом котировок срок подачи заявок должен быть не менее четырех (для закупок стоимостью менее 250 000 рублей) или семи (для закупок стоимостью более 250 000 рублей) дней. Извещение о проведении запроса предложений публикуется на Портале госзакупок не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения процедуры.

После того, как заявки вскрыты, участникам запроса котировок остается только ждать оглашения результатов. Протокол должен быть размещен в течение одного рабочего дня.

А вот для тех, кто подал заявки на участие в запросе предложений, процедура еще не окончена. Все допущенные участники должны в течение одного рабочего дня представить окончательные предложения и лишь на следующий день после их получения комиссия объявит победителя, составив протокол и разместив его на Портале госзакупок.

4.4285714285714 Рейтинг 4.43 (7 Голосов)

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ТОРГИ ОТ КОТИРОВКИ?

Наш ответ: К торгам относятся такие процедуры как аукцион и конкурс. Данные процедуры отличаются от запроса котировок своей большей прозрачностью, публичностью, более длительными сроками проведения процедур, методами определения победителя и тд. Подробнее см. главы 2, 3, 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КОНКУРС ОТ ЗАПРОСА КОТИРОВОК?

Наш ответ: Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Заявки участников будут оцениваться комиссией Заказчика исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, установленных в конкурсной документации по таким показателям, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики, квалификация участника конкурса, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, объем предоставления гарантий качества и т.д. Таким образом, цена предложенная участником конкурса не будет является единственным критерием определения победителя конкурса.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта и котировочная заявка, которого отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Также данные процедуры отличаются сроками проведения.

ПРОЦЕСС ТОРГОВ НА АУКЦИОНЕ ГОСЗАКУПОК?

Наш ответ: Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который понижается цена предмета торгов на аукционе. Победитель определяется путем пошагового понижения цены. Победителем аукциона является лицо, предложившее самую низкую цену.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК?

Наш ответ: Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

ГОСЗАКУПКИ В ЧЕМ СУТЬ?

Наш ответ: Государственные и муниципальные закупки регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ЗАКУПКИ?

Наш ответ: Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

ГДЕ ПУБЛИКУЮТСЯ ЗАКРЫТЫЕ АУКЦИОНЫ?

Наш ответ: Приглашение к участию в закрытом аукционе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики/исполнители/подрядчики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого аукциона тоже не публикуется.

Электронный аукцион-что это?
Что представляет собой процедура открытого аукциона в электронной форме?

Наш ответ: В соответствии с главой 3.1. 94ФЗ: «…под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети «Интернет» в порядке, установленном настоящей главой». На текущий момент открытый аукцион в электронной форме (далее – ОАЭФ) доступен для проведения только федеральным заказчикам. С 1 января 2011 года он также станет доступен для остальных заказчиков системы государственных закупок, заменив собой форму «открытый аукцион». Особенности ОАЭФ состоят в том, что он:
- проводится дистанционно, без присутствия Участников, на сайте электронной площадки в сети «Интернет», которую Заказчик выбрал для проведения ОАЭФ;
- требует предварительной аккредитации на электронной площадке;
- требует обязательного внесения денежного обеспечения поданной заявки на участие в ОАЭФ;
- имеет разбивку по срокам, выделенным на подачу заявок на участие в ОАЭФ: для государственной закупки, чья первоначальная максимальная цена не превышает 3 млн рублей, количество дней от даты опубликования извещения до окончания приема заявок не должно быть менее 7 дней; для государственной закупки, чья первоначальная максимальная цена превышает 3 млн рублей, количество дней от даты опубликования извещения до окончания приема заявок не должно быть менее 20 дней;

Длительность и стоимость аккредитации
Сколько времени и средств отнимает аккредитация на электронной площадке?

Наш ответ: В зависимости от условий конкретной площадки аккредитация не может превышать 3-5 рабочих дней в зависимости от регламента конкретной электронной площадки. Аккредитация является бесплатной.

Отличие
Отличие открытого конкурса от открытого аукциона

Наш ответ: Различия между аукционом и конкурсом состоят в принципе определения победителя. Аукционом признается такая форма проведения торгов, при которой заказчик торгов заинтересован в получении минимальной цены, а победитель определяется путем пошагового понижения цены. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который понижается цена предмета торгов на аукционе. Победителем аукциона является лицо, предложившее самую низкую цену.
Конкурсом признается такая форма проведения торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта. Конкурс представляется оптимальной формой торгов, когда при заключении договора наибольшее значение имеют не стоимость товаров, работ, услуг, а условия и качество исполнения контракта.

конкурсы
где можно увидеть информацию о проводимых конкурсах в 2012г. , чтобы принять в них участие. О себе: ИП по продаже кафельной плитки и др материалов.

Наш ответ: Информацию о проводимых конкурсах в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" можно увидеть на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ .

проведение закрытого аукциона
Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие сроки установлены для проведения закрытого аукциона, если закрытый аукцион согласовывается в Рособоронзаказе. Если возможно, поэтапно. Заранее спасибо.

Наш ответ: Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие сроки установлены для проведения закрытого аукциона, если закрытый аукцион согласовывается в Рособоронзаказе. Если возможно, поэтапно. Заранее спасибо.
Добрый день! Проведение аукциона регулируется главой 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон), особенности проведения закрытого аукциона указаны в ст. 39 Закона.
Закрытый аукцион проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого аукциона.
Заказчик не позднее, чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня подписания протокола аукциона.
Александра
Оля

срок рассмотрения вторых частей
при рассмотрении вторых частей в случае части 2 статьи 41.5, как учитывать выходные, например аукцион 22.09.2011, когда должен быть протокол подведения итогов, будет ли нарушением протокол от 26.09.2011?

Наш ответ: Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме при начальной (максимальной) цене контракта не превышающей три миллиона рублей не может превышать четыре дня со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме. Конкретно в Вашей ситуации, при проведении аукциона 22.09.11 (четверг), начало течения срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе начинается с 23.09.11 (пятница). Предельный срок окончания рассмотрения вторых частей заявок выпадает на 26.09.11. Протокол рассмотрения вторых частей заявок размещается заказчиком в течение дня, следующего за днем подписания протокола, т.е. 27.09.11. Так же, обращаем Ваше внимание, что правила исчисления сроков указанны в ст.191-193 ГК РФ.

Российская специфика?
В чем заключается Российская специфика?

Наш ответ: Не понятна суть данного вопроса. В связи с тем, что в вашем вопросе не содержится указания на законодательство или на форму закупки, невозможно в полном объеме ответить на ваш вопрос. Вместе с тем обращаем ваше внимание, законом № 94-ФЗ для всех участников процедур определено полное равенство и устанавливаются единые требования. Исключением из указанных правил являются только прямо установленные в Законе преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства и предоставление преференции товарам российского или белорусского происхождения.

технические задания
Чем отличаются техническое задание электронного аукциона, от технического задания открытого конкурса?

Наш ответ: Документация об аукционе и Конкурсная документация должны содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
За более подробной информацией можно обратиться к специалистам ООО «Центр тендерной документации».

Может ли иностранное юр.лицо участвовать в конкурсе в электронной форме
Добрый день.
Хотела уточнить следующий вопрос. Может ли иностранная компания, не имеющая ни филиала ни представительства на территории России участвовать в открытом конкурсе в электронной форме.

Заранее спасибо.
С уважением,
Алена Владимировна

Наш ответ: Добрый день! В соответствии с ч. 1. ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Однако в том случае, если для принятия участия в процедуре необходимо пройди аккредитацию на электронной торговой площадке, то без зарегистрированного представительства на территории РФ сделать это будет невозможно.

Переход торгово через ноль
Добрый день. Прочитал статью Беленковой Т.В. "Отдельные проблемы процесса внедрения открытого аукциона в электронной форме в практику размещения государственного заказа.
"
Цитата оттуда: При этом, в соответствии с пп.1 п.18 ст.41.10 Закона: «…открытый аукцион в электронной форме в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей», цена же государственного контракта предположительно должна вновь быть установлена на уровне первоначальной максимальной цены контракта.
Дело в том что мы выиграли право заключить контракт, но нас понуждают заключить его по нулевой цене, хотя когда мы выигрывали - мы так и понимали что контракт будет заключен по максималке. Существуют ли реально практика заключения контрактов по максимальной цене? Убедить в нашей правоте заказчика пока не удается...

Наш ответ: В соответствии с пп.1 ч.18 ст.41.10 Закона 94-ФЗ в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт путем повышения цены контракта до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей. При проведении открытого аукциона в электронной форме участник, сделавший последнее предложение о цене, признается победителем аукциона и с ним заключается контракт по предложенной цене.
Вместе с тем обращаем ваше внимание, что в соответствии с пп.1 ч.9 ст.41.10 Закона 94-ФЗ участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником открытого аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю, таким образом, при заключении контракта цена не может быть «нулевой».

О тендере
Как осуществить?

Наш ответ: Вам нужно подготовить соответствующую документацию и разместить её на тендерном сайте.
Более подробно можно узнать, позвонив нам.

Специфика государственных закупок
В чем заключается специфика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее – государственных закупок)?

Наш ответ: Специфика этой области заключается в том, что она строго регламентируется специальной нормой, - Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее 94ФЗ).

Суть процедуры закупки
В чем состоит процедура проведения государственных закупок?

Наш ответ: В соответствии с 94ФЗ существует несколько способов проведения процедуры государственных закупок. Основное деление происходит по принципу: с проведением процедуры торгов и без проведения процедуры торгов. При проведении процедуры торгов государственные закупки могут быть осуществлены с помощью:
- конкурса (открытого конкурса, закрытого конкурса);
- аукциона (открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, закрытого аукциона).
Без процедуры торгов государственные закупки могут быть осуществлены с помощью:
- публичной закупки (до 100 000 рублей);
- запроса котировок;
- размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
По итогам данных процедур между государственным заказчиком (далее – Заказчиком) и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (далее – Исполнителем) заключается государственный контракт.


Вопросы 1 - 20 из 26
Начало | Пред. | 1 |

В наши дни, когда рынки различных стран могут беспрепятственно взаимодействовать и сотрудничать между собой, можно выделить 3 основных вида закупок – государственные, закупки на основе конкурсов и аукционов и менее распространённые – запросы котировок и предложений. Сейчас мы и выясним основные принципы запросов котировок и предложений, их сходства и различия.

Составляющая запроса котировок

Если вы запланировали договор, общая стоимость которого не превышает полумиллиона рублей, тогда вы смело можете создавать запрос котировок. Однако, при запросе котировок есть нюансы, которые просто необходимо учесть:

  • Заказ должен быть изложен в единой информационной системе.
  • Максимальный срок решения всех вопросов составляет 7 дней.
  • Компания, предложившая самую низкую стоимость контракта, и будет являться победителем.
  • Максимальный процент годовых закупок, осуществлённых через запрос котировок не должен превышать 10% от имеющихся средств предназначенных на закупки.

Человеку, который занимается рыночными отношениями, сразу станет понятно, что недельный срок для уточнения всех пунктов контракта – это весьма мало, так как, к примеру, в тендерных закупках на решение всех вопросов даётся 20 дней.

Естественно, для осуществления запроса котировок заказчик в обязательном порядке должен выполнить определённые условия:

  • Указать информацию подтверждающую личность и способы контактирования.
  • Изложить основную суть контракта.
  • Указать код закупки.
  • Уточнить, каким именно образом будет выбран победитель.
  • Время вскрытия конверта должно указываться максимально точно.
  • В случае необходимости уточнить возможные ограничения во избежание форс мажорных ситуаций.

Немало важным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок – такая закупка попросту считается недействительной. И само собой разумеется, что заказчик категорически не имеет права вскрывать конверт до указанного дня и времени.

Для вскрытия конверта назначается специальная комиссия, в обязанности которой входит тщательная проверка всех требований установленных заказчиком. Вся доступная и необходимая информация при этом будет находиться в единой информационной системе. И самое главное – победу получает тот заявитель, стоимость контракта у которого является самой минимальной.

Составляющая запроса предложений

Запрос предложений актуален только в «экстренных» случаях либо же чрезвычайно срочных государственных закупках. При необходимости срочного дорогостоящего и заграничного лечения, необходимость выезда национальной сборной на значимые для страны соревнования, закупка военной техники и инвентаря – это именно те случаи.

Суть данного запроса заключается в том, что тендер и вся информация о нём должна быть указана в пятидневный срок до его начала. Следует отметить, что информация требуемая заказчиком имеет довольно много пунктов, которые помогут сформировать тщательный, более конкретный моральный и финансовый портрет будущего исполнителя. Вот основные необходимые пункты:

  1. Финансовая информация . Проверяется платёжеспособность компании, тем самым исключая риск банкротства исполнителя.
  2. Техническая возможность, возможность транспортировки.
  3. Контактная информация клиентов , с которыми исполнителю приходилось (приходится) заключать контракты и договора. Это нужно для получения более точной характеристики.

Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.

Выводы и сравнительная характеристика

Рассмотрев оба варианта запросов можно смело выделить несколько отличительных пунктов:

  • Способ отбора и определение победителя (в случае запроса котировок отбор идёт отталкиваясь от цены, а в запросе предложений – при оптимальном выполнении требуемых условий).
  • Подача необходимой информации от претендента (при запросе предложений требуется гораздо больше данных в более сжатые сроки).
  • Возможностью проведения запроса (проведение запроса котировок возможно при соблюдении определённых условий, а запрос предложений возможен только при соответствии с законодательством страны).
  • Финансовыми условиями (при запросе котировок изначальная цена договора должна быть не более полумиллиона рублей).
    Как мы можем видеть, различия весьма существенны, а какому из вариантов отдаст предпочтение заказчик – решать только ему.

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Сегодня в сфере экономических отношений существуют как основные способы государственных закупок, так и менее распространенные. Подавляющее большинство сделок заключается через проведение конкурсов и аукционов. Однако иногда заказчик пользуется своими возможностями и применяет другие механизмы - так называемые запросы котировок и предложений.

В отличие от тендера, на проведение которого отводится до 20 дней, при запросе котировок все вопросы нужно решить максимум за неделю. В данном случае заказчик публикует свое предложение в единой информационной системе, а победителем признается компания, которая предложила наиболее низкую цену исполнения контракта. Правда, здесь есть свои ограничения: такая форма проведения закупок возможна только в тех случаях, когда стартовая цена договора не превышает полумиллиона рублей.

Есть и еще один важный момент. Общий годовой объем закупок, который осуществляется через запрос котировок, не должен превышать 10 % от всех средств, направленных на закупки. Есть лимит и по общей денежной сумме. Она не должна быть выше 100 миллионов рублей в год.

При проведении запроса котировок заказчику необходимо указать свою контактную информацию, кратко изложить условия контракта, указать код закупки, способ определения победителя, а также возможные ограничения. Кроме того, должно быть указано место и время, когда будут вскрываться конверты претендентов. Именно в таком формате и подаются заявки участников, при этом заказчик не имеет права вскрывать концерты до обозначенного срока. Если при запросе котировок подается только одно предложение, такая закупка признается несостоявшейся.

Когда вскрываются конверты, все предложения оценивает специальная комиссия и проверяет соответствие заявок установленным требованиям. Кроме того, информация в открытом доступе появляется и в единой информационной системе. Победу одерживает тот претендент, который первым подал заявку с наиболее низкой ценой выполнения контракта.

Запрос предложений отличается от котировок тем, что вместо максимально низкой цены потенциальные претенденты предлагают свои варианты выполнения контракта. Информация о подобном тендере должна поступить не позднее, чем за 5 дней до его проведения. Запрос предложений может проводиться только в определенных случаях, среди которых лечение граждан России за рубежом, покупка спортивного инвентаря для подготовки сборных команд страны и в иных ситуациях, которые прописаны в ФЗ-44. Исполнитель, предложение которого лучше всего отвечает условиям тендера и потребностям заказчика, в итоге и одерживает победу.