25.06.2019

Нюансы строения зеркала в современных цзк. Что лучше: беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом и большой матрицей или зеркальный фотоаппарат? Секреты съемки зеркальной камерой


Дата публикации: 23.06.2015

Что такое «беззеркалка»?

Беззеркалки… На сегодняшний день - это самый молодой класс фотоаппаратов. Но что уж скрывать, он не только самый молодой, но и самый загадочный для большинства фотографов. В статье мы постараемся расставить все точки над i в вопросах, связанных с беззеркальными камерами.

В чем плюсы и минусы их конструкции? Может ли сегодня беззеркалка конкурировать с зеркалкой? Для кого идеально подойдет такой фотоаппарат?

В создании этого материала нам помог Андрей Курганов, старший менеджер отдела маркетинга цифровой продукции компании Sony Electronics в России и странах СНГ. Он ответил на ряд интересных вопросов, касающихся современных технологий производства фотоаппаратов, в том числе беззеркалок. Так что отдельные главы этой статьи мы дополнили небольшим интервью. Вас ждет самая актуальная информация из первых рук и некоторые ранее не публиковавшиеся факты.

Эволюция фотоаппаратов

Для начала давайте совершим экскурс в историю фототехники. Какими были самые первые камеры? Их конструкция отличалась простотой: ящик, с одной стороны которого установлен объектив, а с другой - пазы, в которые вставляется либо матовое стекло, либо кассета с фотопластиной. Перед съемкой фотограф выстраивает композицию и наводит резкость по изображению, проецируемому на матовое стекло объективом. Все предельно просто и эффективно. Далее матовое стекло заменяется фотоматериалом (и это самый сложный момент, потому что для установки фотопластины необходима полная темнота), и делается снимок!

Все дальнейшее развитие фотоаппаратов шло по пути усложнения конструкции. Довольно скоро появились камеры, использующие вместо фотопластин пленку (скажем спасибо за это Джорджу Истману, предопределившему вектор развития фотографии на ближайшие сто лет). Вместе с этим у фотографа исчезла возможность смотреть через объектив на мир: для выстраивания композиции стали применяться отдельные видоискатели. Это могла быть простая металлическая рамка или сложный дальномер, отвечающий также и за наведение на резкость (именно такая конструкция характерна, например, для легендарных камер Leica, отечественных ФЭД и Киев). Существовали даже двуглазые фотоаппараты, один объектив которых отвечал за формирование изображения на пленке, а второй использовался для визирования по матовому стеклу. И именно в таких камерах впервые появилось зеркало, которое служило лишь для переотражения света под углом 90 градусов в шахтный видоискатель. Не правда ли, звучит как-то… несолидно? Но во всех современных зеркальных фотоаппаратах зеркало выполняет примерно те же функции: лишь переотражает прошедший через объектив свет или его часть в видоискатель.

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/80 с, 50.0 мм экв.

В 1950 годах компанией Asahi (впоследствии переименованной в Pentax) была разработана конструкция фотоаппарата, которой суждено было господствовать на рынке более полувека. Это был классический зеркальный фотоаппарат, в видоискателе которого фотограф мог видеть ровно то же, что видит объектив, благодаря переотражению света зеркалом в пентапризменный видоискатель. Успех такой камере был гарантирован, ведь она позволяла использовать сменную оптику, точно и быстро наводиться на резкость, оперативно реагировать на происходящее перед объективом. А зеркало? Оно все так же убиралось с пути света в момент нажатия кнопки спуска, являясь важным вспомогательным элементом в процессе создания фотографии, но никак не влияя на само качество получаемых снимков.

С развитием электроники зеркальные фотоаппараты научились сами перематывать пленку и измерять экспозицию, а в 1985 году компания Minolta выпустила первые серийные автофокусные фотоаппараты. Да, это тоже были зеркалки! Именно тогда, с модели α7000, началась история современной сначала зеркальной, а теперь и беззеркальной серии Alpha.

Для наведения на резкость использовался специальный датчик фазовой детекции. Чтобы свет попал на него, часть основного зеркала фотоаппарат была сделана полупрозрачной, а за ним располагалось вспомогательное второе зеркало, переотражаюшее свет на датчик фокусировки. Слишком сложная конструкция? В 1985 об этом никто не задумывался: это был технологический прорыв, определивший вектор развития на ближайшие два с лишним десятка лет.

К началу двухтысячных, когда пленку в зеркальном фотоаппарате наконец заменили кремниевой матрицей, конструкторы уже научили систему зеркал быстро подниматься и опускаться, обеспечивая высокую скорость серийной съемки, а датчик фокусировки мог состоять из множества точек. Но была и обратная сторона медали: сложность конструкции никуда не делась и порой вызывала и вызывает ряд проблем у фотографов. Например, использование для фокусировки отдельного сенсора обуславливает проблему фронт- и бэк-фокуса (систематический промах автофокуса). Точки фокусировки по-прежнему не могут покрывать всю площадь кадра. А сам фотоаппарат, несмотря на все усилия инженеров, просто не способен скинуть лишние граммы и сантиметры: из-за громоздкого механизма зеркала и видоискателя он обречен быть относительно большим и тяжелым.

Все новое - хорошо забытое старое. Беззеркалки

Альтернативные пути развития фотоаппаратов существовали всегда. Та же Leica и по сей день делает отличные дальномерные камеры. А еще в конце 1990-х появились первые цифровые компакты, которые подобно самым первым фотоаппаратам могли показывать на экране, как на матовом стекле, именно то, что видит объектив. Простота визирования по дисплею подкупала новичков и профессионалов: каких-то десять лет назад «мыльница» была в кармане каждого фотолюбителя. Но несменный объектив таких моделей ограничивал спектр доступных сюжетов съемки, а применяемые в них крохотные матрицы не могли обеспечить высокого качества изображения. Казалось, что альтернативой им могут быть только зеркалки с их большими матрицами и огромным парком сменных объективов, но конструкторы решили вновь обратиться к истокам.

Оказалось, что в XXI веке вполне можно обойтись без усложнения конструкции фотоаппарата. Как и в XIX веке за основу был взят черный ящик, с одной стороны которого устанавливался сменный объектив, а с другой - светочувствительный элемент - матрица. Оценивать будущий кадр фотограф мог уже не по матовому стеклу, а по жидкокристаллическому дисплею, изображение на который в режиме реального времени передавалось с матрицы. Как видите, зеркалу в таких фотоаппаратах места не нашлось. Инженеры его просто выкинули за ненадобностью, уменьшив размер и вес фотоаппарата, а также затраты на производство. Так появились беззеркалки, позволяющие подобно своим зеркальным собратьям использовать сменную оптику и обладающие большими матрицами для обеспечения высокого качества изображения.

Примечательно, что наряду с названием «беззеркалки» сегодня используется термин «компактные системные камеры», по своей сути более точный.

Георгий Полицарнов: «Беззеркальные фотокамеры также еще называют Компактными Системными Камерами. Я слышал, что в компании Sony вы отказались от использования этих названий? Это правда? Почему? Как же вы тогда называете эту категорию?»

Андрей Курганов: «Я помню, когда мы только запускали наши первые беззеркальные камеры NEX-5 и NEX-3 в 2010 году, мы обсуждали с нашими коллегами из многих других стран, что название беззеркальные (или mirrorless по-английски), которое активно использовалось на тот момент – не самое лучшее. С одной стороны, оно действительно подчеркивает разницу между зеркальными камерами, и теми, в которых этого зеркала нет. С другой стороны, название категории должно нести более емкую смысловую нагрузку, а не обозначать отсутствие какого-то конструктивно неважного элемента. Это, как, например, автомобили с автоматическими коробками называть «безмеханиками».

И тогда мы все, маркетологи компании Sony, решили предложить в режиме мозгового штурма несколько вариантов новых названий, а затем проголосовать за наилучший вариант на взгляд большинства. Так мы пришли к названию Компактные Системные Камеры (или CSC – Compact System Cameras) и поддержали его. Тем более что название это было не ново, и уже некоторое время, пусть неактивно, использовалось на рынке. Я сам тогда участвовал в этом голосовании, предлагал вариант CSC и голосовал за него.

Что это название означает? Самое важное слово в этом сочетании – это Системные. Система означает, что вокруг фотокамеры может быть выстроена экосистема совместимых аксессуаров – объективов, вспышек, вертикальных рукояток, батарей, микрофонов, кофров. Все то, что по совокупной стоимости порой в разы превышает стоимость самой камеры. И то, что держит фотографа в рамках «Системы» одного бренда. В будущем, по мере устаревания фотокамеры, фотограф просто меняет фотоаппарат на новый, оставляя при этом саму систему. Правда, это описание больше всего подходит для зеркальных камер? Так оно и есть! Зеркальные камеры и есть системные. Только они некомпактные, большие и тяжелые. И вот для того чтобы показать отличие новой категории от зеркальных камер – в название было добавлено слово «компактные». То есть то же самое, что зеркальные, но меньше по габаритам и весу.

К сожалению, время показало, что это название тоже не самое лучшее. Фотографы в первую очередь читают слово «компактные» – и сразу же записывают камеры, к ним относящиеся, в «мыльницы». Это происходит на подсознательном уровне. Мы проводили много исследований. Многие фотографы даже не смотрят на характеристики камеры и, услышав слово «компактная», сразу относятся к камере, как к несерьезной.

Поэтому нами в компании Sony было принято решение переименовать полностью эту категорию и вынести в название самое главное. Так появились наши ILC – Interchangeable Lens Cameras – камеры со сменной оптикой. Именно сменная оптика – главное, что есть и в зеркальных и в беззеркальных камерах. Как же мы отличаем классические зеркалки от беззеркалок?

Очень просто – они отличаются байонетом, т. е. способом крепления объектива к камере. ILC-E – камеры со сменной оптикой, байонет Е. Это все те камеры, которые ранее назывались NEX. ILC-A – камеры со сменной оптикой, байонет А. Это те камеры, которые ранее назывались SLT или DSLR. Таким образом, как нам кажется, смысловой акцент в названии становится более правильным.

Я также помню, даже обсуждалась активно используемая на тот момент в среде фотографов аббревиатура EVIL – Electronic Viewfinder Interchangeable Lens, которую мы тоже рассматривали. В переводе означает «Сменная оптика и электронный видоискатель». В противовес зеркалкам – камерам со сменной оптикой, но оптическим видоискателем. Данное название даже тогда выглядело очень правильно. Но было отвергнуто из-за того, что больше походило на злую шутку, нежели на рабочий вариант. Слово EVIL в английском означает – ЗЛО. Я думаю, и в русском языке знатоки придумали бы, как его расшифровать.»

Появление в продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой и матрицей большого размера таких как Sony NEX, Nikon J1, Olympus Pen E-PL3, Panasonic Lumix DMC-GF3, Samsung NX200, Pentax Q, Pentax K-01 и.т.п, наводит на мысль, что эти камеры по своим характеристикам не уступают зеркальным камерам, в тоже время имеют более простую конструкцию и постепенно вытесняют зеркальные фотоаппараты, которые уходят в прошлое. Так ли это на самом деле и в чём преимущества (недостатки) зеркальных фотоаппаратов?

Что лучше: беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом
и большой матрицей или зеркальный фотоаппарат?

Беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом и вплотную подошёл к самому продвинутому классу цифровых фотоаппаратов - однообъективным зеркалкам. В этой связи, возникает совершенно справедливый вопрос: зачем в современном цифровом фотоаппарате нужен зеркальный видоискатель с хлопающим зеркалом - этот чисто механический анахронизм прошлого века?

Давйте не забывать, что беззеркальные фотоаппараты со сменным объетивом и большой матрицей по сути своей являются всего лишь продвинутыми компактами, хотя, многие из них уже трудно назвать компактными - по габаритам они практически сравнялись с зеркальными фотоаппаратами начального уровня. Но, кроме возможности менять объективы и наличия матрицы большого размера - эти камеры унаследовали от компактов принцип работы.

Фокусировка и замер экспозиции у этих камер производится точно так же как на обычных компактных "мыльницах" - по матрице. В беззеркальных фотоаппаратах применяется не очень быстрый, по современным меркам, способ фокусировки по контрасту.

Суть фокусировки по контрасту заключается в том, что изначально процессор фотокамеры "не знает" насколько резкое изображение на матрице и "считает" картинку нерезкой. Поэтому процессор, командует немного переместить объектив и проверяет наличие изменения контраста в сторону увеличения. Если контраст не достигается в прямом направления перемещения линз объектива, то процессор меняет направление перемещения и оптика сдвигается в обратную сторону. До тех пор, пока процессор не вычислил максимум контраста и не перешел его, оптические элементы объектива будут перемещаться. Когда максимальный контраст пройден, то выполняется шаг назад и автофокусировка прекращается.

Матрица фотоаппарата продолжает работать всё время процесса фокусировки по методу сравнения контраста, т.е. она нагреваться, что приводит к некоторому повышению

Наличие позволяет применить более быстрый метод фокусировки - фaзовый.

Основным элементом фазового метода фокусировки являются специальные датчuкu, число которых в дорогих моделях зеркальных фотоаппаратов может достигать нескольких десятков. Дaтчики фокусировки в зеркальном фотоаппарате получают фрагменты светового потока от разных точек кадра с помощью специальных мини зеркал, обычно расположенных под основным зеркалом. В случае точной наводки на резкость два световых потока будут находиться друг от друга на определённом расстоянии, заданном конструкцией датчика. В случае нерезкой картинки это расстояние будет больше или меньше заданного. Процессор фотоаппарата, измерив это расстояние, выдаёт сигнал, показывающий, в какую сторону и на сколько надо сдвинуть линзы объектива, чтобы выполнить наводку на резкость.

Поскольку при фазовом методе работы автофокуса процессор фотоаппарата "знает" насколько и в какую сторону нужно переместить оптическую систему объектива, чтобы картинка стала резкой, значительно сокращается количесвто перемещений оптики, в результате чего время фокусировки резко уменьшается. Быстродействие такой системы ограничивается в основном быстродействием механики объектива. В случае применения объективов с очень быстрым фокусировка происходит практически мгновенно.

Фaзовый метод фокусировки Контрастный метод фокусировки

Замер экспозиции в зеркальном фотоаппарате, в отличие от беззеркального, осуществляется тоже по другому. Дaтчики замера экспозиции, как правило находятся в видоискателе и измеряют освещенность фокусировочного экрана. При этом, весь процесс настройки камеры происходит при выключенной матрице, которая работает только в момент экспонирования, т.е. после нажатия кнопки спуска затвора, что не приводит к увеличению шумов. Именно поэтому, цифровой зеркальный фотоаппарат при таком же физическом размере матрицы имеет меньше шумов.

Справедливости ради следует сказать, что существуют компактные камеры, которые реализуют оба метода автоматической наводки на резкость. Например, компактная камера Fuji FinePix Z800EXR оснащена системой фокусировки Hybrid Auto Focus. Однако, широкого распространения эта система по ряду технических причин пока не получила. В тоже время, современные зеркальные фотоаппараты, имеющие функцию LiveView работают в этом режиме по тем же принципам, что и беззеркальный фотоаппарат.

Однако, из-за наличия зеркала зеркальный фотоаппарат имеет ряд недостатков. Так, точность фокусировки по фазoвому методу зависит от качества При работе автофокуса по методу контраста юстировка вообще не нужна, поскольку резкость наводится по матрице. Кроме того, при фазoвoм методе фокусировки не работают такие автоматические функции как определение лица и улыбки в кадре:о)

Кроме того, зеркало, хлопающее пред экспонированием кадра, может привести к незначительным вибрациям фотоаппарата, которые в при длинной выдержке могут привести к шевелёнке, даже если фотоаппарат установлен на штатив.

Чтобы избежать этого, рекомендуется при съёмке зеркальным фотоаппаратом со штатива устанавливать задержку срабатывания затвора, даже если вы спускаете затвор дистанционным пультом управления камерой. В этом случае при спуске затвора, сначала поднимается зеркало и, только через 1-2 секунды (когда вибрации вызванные подъёмом зеркала утихли), срабатывает затвор. Однако, при некоторых видах съёмки такая задержка неприемлема.

На подъём зеркала требуется какое-то время, поэтому (возможность делать несколько кадров подряд с очень большой скоростью) зеркального фотоаппарата имеет предел. Но и в беззеркальных камерах после нажатия кнопки спуска затвора необходимо время для подготовки экспонирования матрицы. Так, что по этой характеристике оба типа камер очень близки...

Таким образом на современном уровне развития фототехники, обе системы и зеркальная и беззеркальная, имеют свои недостатки и преимущества. И, несмотря на появление в широкой продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменным объективом и большой матрицей, отправлять зеркалку на "заслуженный отдых" пока ещё рановато:о) Впрочем, время покажет...

Когда-то очень давно я уже писал о причинах недостаточной резкости фотографий. Действительно, почему одни фотографии получаются резкими, а другие - размытыми. Но это еще полбеды. Гораздо хуже если "почему у Иванова фотографии резкие , а у меня нет, хотя моя камера лучше". Причин потери резкости бывает множество, начиная от банальной "шевеленки", заканчивая необходимостью юстировки объектива. Сегодня предлагаю обсудить еще одну причину, которая не была упомянута в предыдущей статье. Давайте посмотрим, зачем нам может потребоваться блокировка зеркала.

Секреты съемки зеркальной камерой

Наверное вы уже догадались о том, что данная информация будет актуальна только для владельцев зеркальных фотоаппаратов. Очень многие новички хотят узнать правила и секреты съемки зеркалкой. Сегодня мы как раз будем говорить о таком секрете.

Безусловно вы знаете, что "зеркальный фотоаппарат " называется так потому, что в его конструкции находится зеркало . Оно служит для того, чтобы направить изображение, которое "видит" объектив в видоискатель фотоаппарата. Таким образом в видоискателе мы видим именно ту картинку, которая будет запечатлена при нажатии на спусковую кнопку.

На этой картинке, взятой из интернета, видно, как пучок света проходит через объектив, потом отражается от наклонного зеркала и попадает в систему видоискателя.

В классических пленочных зеркалках зеркало было обычным, то есть весь свет попадал именно в видоискатель. На цифровых зеркалках зеркало полупрозрачное. Часть картинки "отправляется" в видоискатель, а вторая часть попадает на матрицу. Именно благодаря этому мы можем использовать экранчик для выбора сцены для съемки.

В момент нажатия спусковой кнопки происходит поднятие зеркала (не всего, а его передней части - ближней к объективу. В этот момент путь становится свободным и весь свет попадает на матрицу, где происходит фиксация изображения. Именно поэтому многие владельцы зеркалок обращают внимание на характерных звук и кратковременное пропадание изображения в видоискателе в момент съемки.

Самое удивительное, что этот, казалось бы, незначительный "шлепок" зеркала может поколебать положение камеры и привести к смазыванию изображения. В большей степени это проявляется в небольших и более легких моделях зеркальных цифровых камер.

Признаться, я всегда довольно скептически относился к данному факту. Дело в том, что на коротких выдержках данный эффект практически не проявляется. Тем более, если мы крепко держим фотоаппарат в руках, или ставим его на массивный штатив, хлопок зеркала вряд ли может оказать существенное влияние.

Многие владельцы зеркальных фотокамер даже не знают о данной потенциальной проблеме и преспокойно снимают, получая прекрасные резкие фотографии.

Однако наступает момент, в котором отскакивающее вверх зеркало, не смотря на свой относительно небольшой вес, действительно способно существенно повлиять на стабильность камеры и, как следствие, на резкость получаемого изображения.

Если кратко, в этом режиме фотоаппарат делает три снимка одной и той же сцены. Первый - с обычной экспопарой ( и ), второй - более светлый для проработки темных участков, третий - более темный - чтобы проработать светлые области сцены. Впоследствии специальная программа сводит эти три снимка в один и получается вполне приличный вид: исходники:

результат:

Причем все три снимка делаются по всего лишь одному нажатию кнопки спуска. Безусловно, перед нажатием надо настроить все параметры.

Наблюдая за тем, как фотоаппарат снимает серии из трех кадров я заметил, что он не стоит стабильно, а еле заметно, но все же раскачивается на панорамной головке:

Не смотря на то, что у меня все таки достаточно хороший крепкий штатив, тяжелый фотоаппарат и специально подобранная под его вес панорамная головка, все же в таком положении, которое показано на рисунке выше, даже небольшое колебание зеркала вызывает вибрацию корпуса (как выяснилось). Ситуацию здорово осложнял факт, что частота хлопков зеркала была такая, что система входила в резонанс и качалась так, что это было видно даже невооруженным глазом.

Безусловно при таких обстоятельствах невозможно было рассчитывать на резкие снимки.

Когда нужна блокировка зеркала

Пришлось вспомнить и применить на практике достаточно редкий прием съемки - блокировку зеркала . Его суть заключается в том, что на кнопку спуска приходится нажимать дважды. После первого нажатия зеркало поднимается и фиксируется в верхнем положении. По второму нажатию происходит захват кадра матрицей на полностью неподвижном фотоаппарате, после чего зеркало снова опускается. Таким образом момент поднятия зеркала и захвата кадра отстоят друг от друга во времени, поэтому поднятие зеркала не может повлиять на стабильность конструкции непосредственно в момент съемки кадра.

Думаю, у вас сразу мог назреть вопрос: почему бы не переключиться в режим LiveView и не снимать глядя на экранчик. Безусловно на каких-то камерах такой номер вполне бы прошел. Но у меня при включении экранчика аппарат не может работать с выдержками длиннее 1/30 секунды. Такая вот особенность и с этим ничего не поделаешь.

В заключении хотел бы сказать вот что. Если вы снимаете с рук на улице в светлое время суток, то блокировка зеркала вам точно не пригодится. Ваши руки погасят колебание корпуса. Блокировка понадобится при съемке со штатива (особенно если он хлипкий), или с панорамной головки. Чтобы достигнуть полной неподвижности камеры для обеспечения "тончайшей резкости снимков" желательно не трогать камеру руками. Помимо блокировки зеркала можно использовать пульт дистанционного управления спуском или автоспуск. Тогда никакое, даже самое малейшее колебание корпуса камеры не сможет испортить превосходную резкость вашей будущей фотографии.

Посмотрите в инструкцию к вашей зеркальной камере. Там может быть указано, как включается блокировка, если такая возможность предусмотрена в вашей конкретной модели. Зная о ней, в момент ответственной фотосъемки вы сможете получить более качественный результат.

Общий принцип работы зеркальной камеры не меняется уже очень давно — луч света проходит через объектив, отражается через зеркало, проецируется на матовое стекло, переворачивается в пентапризме и мы видим изображение в оптический видоискатель. Когда мы делаем снимок, зеркало поднимается и луч света попадает на матрицу или пленку, формируя таким образом картинку, которую мы видели в видоискатель.

Но на самом деле в современных цифрозеркальных камерах (ЦЗК) все гораздо сложней. Современные камеры имеют ряд дополнительных устройств, о которых мало кто догадывается:

  1. Датчик замера , который находится на пентапризме
  2. Пентапризма может быть заменена пентазеркалом
  3. Между матовым стеклом и пентазеркалом находится специальный прозрачный LCD дисплей — более детально
  4. У современных ЦЗК на самом деле два зеркала
  5. Второе зеркало подвешено сзади основного
  6. Основное зеркало имеет специальное полупрозрачное окошко
  7. Между зеркалом и матрицей находится затвор камеры
  8. У многих камер в шахте зеркала размещается система управления диафрагмой
  9. Световой поток отклоняется вторым зеркалом вниз, в сторону системы автоматической фокусировки
  10. При спуске затвора второе зеркало прячется, его невозможно увидеть
  11. Система фокусировки использует сложный метод переотражений лучей для выявления разности фаз

Казалось бы, все просто, но видите сколько дополнительных сложностей. На снимке внизу показана общая схема работы современной ЦЗК — отчетливо видно, что камера имеет как основное зеркало ‘121а’ так и дополнительное зеркало ‘121b’ .

Современные ЦЗК имеют специальную систему фокусировки. За фокусировку отвечает специальный модуль, который находится снизу основного зеркала. Модуль фокусировки указан как ‘132 AF sensor’. Луч света, который проходит через объектив, частично отражается под углом в 45 градусов и направляется на пентапризму ‘126’, а частично проходит через специальное полупрозрачное окошко в основном зеркале . Луч, который прошел через окошко основного зеркала отражается в дополнительном зеркале и направляется на датчики автоматической фокусировки. Датчик автоматической фокусировки пропускает луч через свои специальные линзы, определяет фазы и выполняет корректировку фокусировки.

Когда выполняется снимок, зеркало поднимается, дополнительное зеркало накладывается на основное, так что его не видно. При этом луч света сквозь открытый затвор попадает на матрицу фотоаппарата. На фото выше показана схема движения луча для камеры .

Общий вид зеркала. Полупрозрачного окошка не видно.

Я практически нигде не встречал такого расширенного описания движения лучей в камере, и после поломки моего решил написать эту статью. Представленное здесь зеркало было снято с камеры , можно без проблем рассмотреть строение основного и дополнительного зеркал.

Если смотреть на зеркало прямо, как показано на рисунке выше, то заметить второе зеркало невозможно. Ниже приведен рисунок, на котором показаны зеркала сбоку, отчетливо виден механизм крепления второго зеркала и само второе зеркало.

Второе зеркало закреплено сзади основного с помощью специального механизма

На рисунке ниже представлен вид зеркал спереди и сзади. Сзади отчетливо видно дополнительное зеркало и полупрозрачное окошко в основном зеркале.

Отдельно остановлюсь на том, что при подъеме зеркала, дополнительное зеркало захлопывается. Дополнительное зеркало сзади покрыто черным пластиком, как и остальная часть основного зеркала. В поднятом положении такая система не пропускает свет, который идет с оптического видоискателя в обратном направлении ().

Вид зеркала сзади в поднятом состоянии. Второе зеркало закрывает полупрозрачное окошко. Все зеркало не пропускает свет.

Выводы:

Современные ЦЗК имеют немного другой принцип работы, чем старые пленочные зеркальные камеры. В основном, отличие касается наличия второго зеркала , которое участвует в работе системы фокусировки и прозрачного для проецирования визуальных эффектов.

Лайкаем — . Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Для начала, два слова об устройстве и принципе работы "зеркалки". Для удобства воспользуюсь вот этой наглядной схемой:

В привычной для всех "зеркалке" (однообъективной зеркальной камере) существует прямой оптический канал "объектив-матрица" (см, нижний рисунок - матрица обозначена красным). Такая компоновка позволяет минимизировать влияние оптической системы на качество изображения. Так, например, каждый переход воздух-стекло и стекло-воздух в объективе и так снижает силу светового потока, так что дополнительные элементы (призмы, зеркала...) сильно влияли бы на качество картинки. Однако, такая конструкция не позволяет "выставить кадр" и настроить резкость, потому как изображение сразу попадает на матрицу.

В беззеркальных камерах, как правило, отсутствует сложный оптический зеркально-фокусировочный тракт, вместо которого используется сквозной электронный визир. Другими словами, изображение, которое попадает на матрицу проецируется на экран.

В зеркальных камерах используется подвижное зеркало, которое в закрытом состоянии проецирует изображение сквозь фокусировочный экран через сложную призму в видоискатель. Такая конструкция позволяет визуально контролировать компоновку кадра и настройку резкости (ручную или автоматическую). В момент срабатывания затвора зеркало убирается наверх и сфокусированный пучок света из объектива попадает на матрицу и регистрируется ей.

Нельзя сказать, что зеркальная камера лучше или хуже беззеркальной. И у той, и у другой конструкции есть свои плюсы и минусы. Так, например, зеркальная камера позволяет контролировать изображение визуально, без программной обработки, однако само наличие подвижного зеркала усложняет конструкцию, предъявляет определённые требования к объективам и неизбежно вносит дополнительные колебания и шум при съёмке.

Беззеркальная камера лишена таких недостатков. Более того, за счёт электронного визира она, например, позволяет упростить наведение резкости за счёт простого увеличения центральной части кадра на экране. Однако, и тут есть свои недостатки. К примеру, использование матрицы как части видоискателя сильно увеличивает нагрузку на неё и её нагрев. Также за счёт невозможности установки отдельного модуля автофокуса, фокусировка часто занимает несколько большее время, чем у зеркальных камер.

Утверждение "зеркальная/беззеркальная камера лучше компактной" тоже несколько категорично. Здесь дело исключительно в сфере применения. Главное отличие в том, что компактные камеры ("мыльницы") гораздо проще в конструкции. С этим и связаны основные особенности компактных камер. Например, из -за особенностей видоискателя (если таковой вообще реализован) с его помощью можно только оценить ту картинку, которая в итоге попадёт на сенсор. Также у компактных камер гораздо меньше сам сенсор, что не может не сказываться на качестве изображения. Как правило, компактные камеры не подразумевают сменных объективов, что несколько сужает диапазон их применения. Большинство компактных камер работают в автоматическом режиме или в нескольких предустановленных режимах, не позволяя пользователю выставлять параметры вручную.

Нет плохих типов камер, есть разные сферы применения. Компактные камеры менее привередливы, проще в конструкции, при прочих равных дешевле и проще в обращении. Однако за счёт своей простоты такие камеры в целом уступают "зеркалкам" по гибкости, по скорости съёмки и качеству снимков. Топовая компактная камера - хорошее приобретение, если Вы редко снимаете, снимаете для себя или только учитесь. Такая камера хороша для прогулок, для поездок, так как занимает немного места, не требует большого количества аксессуаров, объективов и менее подвержена повреждениям и загрязнениям оптических частей.

"Зеркалка" в свою очередь позволяет расширить свои возможности в фотографии. Сменные объективы, ручной режим съёмки, хороший большой сенсор и быстрая фокусировка позволяют делать самые разнообразные и очень качественные фотографии. Однако, зеркальная камера не только занимает больше места (особенно, вместе с аксессуарами и объективами), но и более капризна, имеет подвижные части и особенно уязвима для пыли и влаги во время замены объективов. Кроме того, хорошая камера будет стоить достаточно много и требовать дополнительных вложений в ходе эксплуатации.

Логично иметь в арсенале и "мыльницу" для повседневного фотографирования, когда "таскаться" с "зеркалкой" нет возможности и желания, и "зеркалку" для каких-то более ответственных случаев. Вообще, современные реалии часто позволяют отказаться от "мыльниц" в пользу камер на смартфонах. Большая часть флагманских смартфонов с лёгкостью выполняют функции компактной камеры, уступая им, разве что, в деталях.

Ну и, конечно, нужно помнить, что любая камера - "мыльница" или "зеркалка" - это только инструмент. Очень многое в фотографии зависит от того, кто смотрит в видоискатель и как он это делает. Фотография - это тонкая грань между "я так вижу" и "смотрите, как я вижу это". Фотография - это не просто способ зафиксировать событие, явление или предмет. Это ещё и способ показать свой взгляд на вещи другим. Даже простейшей камерой из спичечного коробка с дырочкой можно делать гениальные фотографии, и самой дорогой "зеркалкой" с профессиональным объективом можно так ничего ничего и не рассказать.

Не важно, чем Вы снимаете. Важно, как Вы это делаете. Если вкладывать в фотографию душу, то рано или поздно Вы сами почувствуете, что Ваша "мыльница" Вам мала.

У самых ранних фотоаппаратов не было такого понятия как "зум", объектив всегда фиксировал один и тот же ракурс, поэтому для понимания "на что такой фотоаппарат направлен и что попадает ему в кадр" достаточно было сделать сбоку рамку с окошком. Какие предметы попадают в рамку - те и отобразятся потом на плёнке.

Потом появилась идея делать объектив отдельным сменным блоком. Так чтобы можно было его поменять, и таким образом менять ширину угла зрения фотоаппарата. В этот момент у конструкторов возникла проблема видоискателя, потому что просто рамки с окошком оказалось уже недостаточно для наведения, к тому же фокусировка "по приборам" (выставлением регулятора объектива на нужную дистанцию в метрах) была не очень удобной. Очень хотелось понять, какая конкретно картинка поступает через объектив на плёнку.

В результате конструкторская мысль породила поначалу довольно диковатую конструкцию: с двумя синхронно вращающимися объективами. Нижний проецировал картинку внутрь фотоаппарата, на плёнку. Верхний - в окошко видоискателя. Конструкция была монстроидной и дороговатой (объектив - самая сложная и дорогая часть фотоаппарата), но зато давала фотографу невиданное удобство и лёгкость наведения. Что видишь в видоискатель - то и получится на плёнке.

На этом конструкторская мысль не остановилась и породила ещё более прогрессивную конструкцию: зеркальный фотоаппарат. Объектив у такого фотоаппарата один, картинка с него идёт внутрь фотоаппарата. Однако до плёнки она не доходит, отражается двумя зеркалами, обходит плёнку сверху и поступает в видоискатель. А в момент когда ты нажимаешь на спуск, зеркало поднимается, свет попадает на плёнку, срабатывает затвор - и та же самая картинка, которую мы видели перед нажатием на кнопку, запечатляется на плёнке.

Система оказалась настолько удачной, что без особых изменений просуществовала более 60 лет. И только появление цифровых фотоаппаратов, которые могут одну и ту же полученную картинку и на флэшку сохранять и в видоискателе показывать (как вариант - не в видоискателе, а на экранчике), сделало тяжёлые и крупные "зеркалки" морально устаревшими. Им на смену приходят "беззеркалки", напрямую получающие картинку с объектива на матрицу и отображающую её в цифровом видоискателе или на экране.

Сегодня "зеркалки" продолжают своё существование только за счёт того, что сохраняются технологические линии, выпускающие объективы, разработанные ещё для плёночных фотоаппаратов. Больше пятнадцати лет ведущие производители фотоаппаратов продолжают выпускать объективы, которые равно подходят плёночным "зеркалкам" и "цифровым". Но цифровые фотоаппараты становятся всё лучше, качественнее и дешевле.

Ответить