23.08.2019

Дальномерные фотоаппараты. Дальномерные камеры легче и меньше по размеру. Принцип работы дальномерных камер


Первыми оптическими дальномерами были оборудованы фотоаппараты Leica . В самых первых моделях он был всего лишь удобным и эффектным дополнительным устройством. С усовершенствованием камеры возросла и роль данного элемента, через десять лет оптический дальномер уже стал неотъемлемой частью камеры. Но еще определенное время наводка резкости выполнялась в несколько этапов.
В 1932 году производители фотооборудования марки Leica выпускают совершенно новую модель - Leica II . Данная камера уже обладала ценным преимуществом - в ее конструкцию был включен дальномер. Такое же устройство устанавливалось и в фотоаппарат Contax I , который был только первой моделью компании Contax. Опыт производства фототехники специалистов Leica был более богатым, их продукция обладала, значительными преимуществами. Но и фотоаппарат Contax I позволял делать качественные снимки, использовался для профессиональной съемки, был оборудован такими элементами, как байонет для крепления оптики, эффективная база дальномера. Последующая модель уже демонстрировала объединение дальномера и видоискателя в единое целое. Интересным был и дизайн фотооборудования данной компании - его отличала стильность и респектабельность. Такой дальномерный фотоаппарат выглядит настоящей профессиональной фототехникой.

Обе линейки фотокамер, Contax и Leica, постоянно совершенствовались. К сороковым годам дальномерные камеры составляют большую часть такого оборудования. Несмотря на выпуск дальномерных камер американскими производителями, именно германская фототехника с оптическими дальномерами длительное время являлась самой известной и востребованной даже в 60-х годах.

Внешние признаки и механизм работы дальномера

Конструкция дальномера состоит из пары объективов, которые расположены на определенном расстоянии, а также окуляра и отклоняющей системы. Расстояние между объективами называется базой дальномера. Один из объективов, основной, находится на прямой линии с окуляром. Для направления светового потока между линзой объектива и линзой окуляра устанавливается полупрозрачное зеркало. Световой поток направляется с дополнительного объектива на окуляр видоискателя. В конструкции дальномера используется и подвижное отклоняющее зеркало, оно служит для передачи светового потока от дополнительного объектива на полупрозрачное зеркало. Подвижное зеркало соединено с основным объективом, вернее, с его фокусировочной оправой. При вращении фокусировочной оправы смещается подвижное зеркало, поэтому смещается и изображение на полупрозрачном зеркале оптического дальномера. Правильная фокусировка объектива происходит в тот момент, когда изображения от обоих объективов сливаются на объекте, который выбран для съемки.
Бинакулярное зрение человека, то есть двух глазное, и лежит в основе построения дальномера. Этот простой прибор позволяет определить расстояние до объекта фотографирования. В большей части фотоаппаратов, снабженных дальномером, объектив автоматически фокусируется. Также данный прибор позволяет наводить резкость при помощи шкалы расстояний.

Отличия от зеркальных фотоаппаратов

По сравнению с зеркальными, дальномерные камеры позволяют делать более качественные снимки. Исключается столкновение объективов с двигающимся зеркалом. И объектив дальномерных камер, и они сами имеют небольшой размер и вес. Из-за отсутствия подвижного зеркала фотоаппарат не вибрирует в руках фотографа, поэтому для съемки таким оборудованием можно не использовать штатив . Работают камеры с оптическими дальномерами намного тише.
Существует большой выбор различных объективов, в том числе широкоугольных , ультра-широких, которые эффективно влияют на качество фотографирования. В отличие от зеркальной камеры, фототехника с дальномером позволяет всегда видеть сцену съемки, видоискатель не становится периодически черным.
Но существуют и некоторые недостатки дальномерных камер. Например, на зеркальной можно сразу увидеть изображение, которое попадет на снимок. А в оборудовании другого типа видоискатель отделен от объектива. Есть некоторые ограничения в плане выбора объективов - например, сложно подобрать модель со спецэффектами. Зеркальные фотоаппараты можно использовать при съемках на любом расстоянии, а вот те, которые оборудованы оптическим дальномером, не подойдут для фотографирования ближе, чем 60-100 см.

Процесс съёмки дальномерным фотоаппаратом

При фотографировании дальномерной камерой нужно учитывать, что объект съемки будет на фото немного дальше, чем кажется. Данную технику очень удобно использовать для фоторепортажа на улице - маленькое оборудование не привлечет внимание. Такие фотоаппараты выбирают для профессиональных сессий журналисты, особенно в погоне за сенсациями. Оборудование достаточно простое в работе, некоторые процессы, которые включает техника съемки, например, установка выдержки , фокусировка, установка диафрагмы - выполняются вручную. Для многих профессионалов такой принцип (контроль над камерой) более удобен. Дальномерные фотоаппараты подходят тем, кто не рассчитывает на дополнительные эффекты, а любит уделять внимание именно объекту съемки, созданию выразительного образа и композиции в кадре. .

Показать html-код для вставки в блог

Принцип работы дальномерных камер

Первыми оптическими дальномерами были оборудованы фотоаппараты Leica. В самых первых моделях дальномер был всего лишь удобным и эффектным дополнительным устройством. С усовершенствованием камеры возросла и роль данного элемента, через десять лет оптический

Читать подробнее

В начале 2004 года на выставке РМА впервые был показан прототип дальномерной цифровой камеры. Это была модель R-D1 от компании Epson. Она поддерживала объективы Leica M и Leica L. Первая камера такого типа выдавала изображение размера 3008×2000 пикселей, аналогичное тогдашним сенсорным «зеркалкам». Дизайн камеры очень похож на классическое пленочное устройство. Единственным видимым отличием стал дисплей на задней панели. Epson R-D1 сохраняет изображения в форматах RAW и JPEG. Максимальная чувствительность сенсора — ISO 1600. В основу разработок новых цифровых устройств были положены технологии нецифровых аналогов, среди которых особое внимание обращалось на дальномерные фотоаппараты Nikon , Contax и некоторые другие модели. Так что характеристики у первой «дальномерки» очень неплохие. Задав высокий уровень, последующие модели не могли быть хуже.

Отличные технические параметры позволяют относить камеры этого типа к профессиональным устройствам. Данные фотоаппараты вполне могут конкурировать с зеркальными фотокамерами. Первое их преимущество заключается в том, что все недостатки, связанные с системой поднятия зеркала, отсутствуют. А это, в свою очередь, улучшает качество съемки. Еще одно преимущество – компактность устройств и возможность использования складного объектива. Хотя затруднения при работе с этими камерами также возникают. Особенно ярко они проявляются при использовании длиннофокусного объектива или во время макросъемки.

На достоинствах и недостатках дальномерных аппаратов стоит остановиться подробнее. Добавляя ко всему выше сказанному, среди преимуществ выделяют следующие:

1) меньше шума во время срабатывания затвора;

2) время от нажатия на спуск и до открытия затвора короче, чем у зеркальных приборов, так как оно не тратится на подъем зеркала;

3) больше возможностей снимать быстротекущие события;

4) в момент снимка видоискатель остается открытым, поэтому удается быстро обнаружить брак и переснять кадр;

5) в некоторых дальномерных устройствах поле зрения видоискателя шире, чем у объектива, поэтому кадрирование более точное и удобное.

К числу недостатков относят следующие моменты:

1) поскольку точности дальномеру не хватает, работа с длиннофокусными объективами затруднена;

2) из-за отсутствия TTL-экспонометра съемка по ошибке может производиться при закрытой крышке объектива;

3) для сменных объективов обычно нужно подбирать видоискатели;

4) возникают сложности при работе с фильтрами, поскольку фотографу не видно изображение сквозь объектив. Много неудобств возникает в случае с использованием поляризационных фильтров.

Производством дальномерных цифровых камер занимаются многие компании. Самой известной из них является Lecia. Известные фотоаппараты Sony и Canon до сих пор не выпускаются в области дальномерной техники.

Как несложно догадаться, у дальномерных фотоаппаратов фокусировка происходит при помощи дальномера - специального встроенного устройства.

Принцип работы дальномера в фотоаппарате таков:

Вращением фокусировочного кольца объектива необходимо совместить в видоискателе фотоаппарата два наложенных друг на друга изображения снимаемого объекта так, чтобы наблюдалось одно изображение - четкое без двоения.

Двойное изображение получается за счет того, что наблюдение за объектом происходит одновременно через видоискатель и через дополнительное окошко дальномера - отнесенное от видоискателя немного в сторону. Оба изображения объединяются с помощью зеркал.

Для объектов, расположенных на разной дистанции от фотоаппарата совмещение изображений достигается при разных углах ориентации зеркал.

На рисунке цифрами обозначены:

1 - объект, на который происходит фокусировка;

2, 4 - оптические элементы видоискателя фотоаппарата;

3 - неподвижное полупрозрачное зеркало. Оно пропускает свет, идущий со стороны объекта (1) и одновременно отражает свет, идущий от подвижного зеркала (7);

5 - глаз фотографа;

6 - объектив фотокамеры. В фокусировке он участвует только постольку, поскольку при вращении геликоида механически меняется ориентация подвижного зеркала (7);
7 - подвижное зеркало. На него также падает свет от фотографируемого объекта. И изображение этого объекта направляется зеркалом (7) на зеркало (3)

В итоге, если фокусировка верна, то изображение, прошедшее сквозь полупрозрачное зеркало (3) и отраженное от него - совпадут.

Если фокусировка не верна, то свет, прошедший сквозь зеркало свет и отраженный от него сформирует два разных изображения снимаемого объекта.

Конечно, в разных фотоаппаратах конструкция дальномера может существенно отличаться. Вместо полупрозрачного зеркала может быть зеркало с отверстием в центре и т.д. Но общий принцип - такой всегда.

Резьбовые объективы, адаптированные под дальномерные фотоаппараты снабжаются специальным кольцом – толкателем.

Это кольцо выступает за пределы резьбы объектива и при вращении геликоида входит вовнутрь аппарата на ту или иную глубину в зависимости от положения геликоида.




Кольцо-толкатель нажимает на специальную лапку, которая является частью фотоаппарата.

Лапка, в свою очередь, через механическую передачу меняет угол ориентации подвижного зеркала и это ведет к совмещению или расхождению изображений в видоискателе фотоаппарата.
В некоторых фотоаппаратах устанавливали нажимной ролик.

Дальномер настраивается таким образом, что при выставлении на объективе фокуса на определенном расстоянии - кольцо толкатель на столько выступает из объектива, чтобы нажав на лапку повернуть зеркало ровно на столько, чтобы совместились изображения объекта, находящегося ровно на дистанции, выставленной на объективе.

Конечно, все делается, так, чтобы описанная выше зависимость сохранялась для всех дистанций фокусировки.

Кроме резьбы, советские дальномерные камеры со сменной оптикой могли также иметь байонет Contax-Киев.

Взаимодействие объектива и дальномера в таких фотоаппаратах происходит немного менее наглядно, но принцип совершенно тот же.

Вращение кольца фокусировки чисто механически через байонет передается на подвижное зеркало и меняет его ориентацию.
Потенциально точность работы дальномера тем выше, чем больше расстояние между передним окошком видоискателя и окошком дальномера. Это расстояние называется базой дальномера .

При качественной настройке дальномер вполне эффективен.

Но нужно понимать, что сам фокус пользователь все-таки не наблюдает.

Визуальному контролю доступы только результаты взаимодействия механических частей объектива и дальномера. А это значит, что если юстировка дальномера почему-то была нарушена - мы, по прежнему, будем наблюдать совмещение изображений, но это совсем не будет означать, что на объективе выставлена правильная дистанция.

Дальномер довольно нежная часть фотоаппарата. С ним требуется бережно обращаться и проверять на наличие отклонений. При необходимости требуется юстировка.

Также при использовании дальномерной камеры необходимо всегда помнить, что вы смотрите на объект съемки не через объектив.

И потому - никак не узнаете о том, что забыли снять с объектива крышку. С крышкой на объективе вам вполне успешно удастся и сфокусироваться. :о)

Помните классическую сцену в фильме «Бриллиантовая рука»?

Конечно, в руках у Семен Семеныча всего-навсего Смена моделей 6-8. Т.е. шкальник.

Но и гордые владельцы более продвинутых дальномеров от такой ситуации не застрахованы!

Хотя дальномерные фотоаппараты и поддерживают в большинстве своем сменную оптику, но есть несколько оговорок.
Во-первых, эффективность дальномера падает с ростом дистанции фокусировки. Поэтому в СССР объективы с ФР длиннее 135 мм для дальномерных фотоаппаратов не выпускались, а если выпускались, то были очень нераспространенными. Мне таких неизвестно.

Поймать удаленные объекты в ГРИП на длиннофокусных объективах, опираясь на показания дальномера - очень сложно.

С широкоугольником точность измерения больших расстояний у дальномера, конечно, никак не улучшается. Но зато, у широкоугольника больше ГРИП и ему особая точность на большом расстоянии просто не нужна.

Во-вторых, очень часто требовалась индивидуальная подгонка объектива и дальномера друг под друга на конкретной камере. На некоторых камерах это предупреждение присутствовало в инструкциях.

Удачи вам!

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Устройство дальномерного фотоаппарата .

Как вы помните, мы с вами разобрались в устройстве зеркального фотоаппарата . То есть аппаратов которые в большинстве случаев встречаются у нашего времени. А вот предшественниками зеркальных камер, были камеры, фокусировка которых на сцену съемки производилась посредством устройства дальномера оптического . Давайте же разберемся что такое дальномер, как он работает, а так же рассмотрим некоторые сопутствующие моменты.

Дальномер - это устройство предназначенное для определения расстояния от наблюдателя до объекта (взял из Википедии, сам бы ни за что не сформулировал). Дальномеры в основной своей массе использовались тогда, да и сейчас в геодезии (наука такая, но сейчас не о ней), в прицельных оружейных механизмах, в механизмах бомбометания, а так же для наводки на резкость в , то есть в фотоаппаратах.

О плюсах и минусах дальномера мы поговорим немного позднее, а сейчас, чтоб понимать суть вопроса, давайте рассмотрим его устройство и принцип работы.

Принцип работы оптического дальномера, а именно он используется в устройствах дальномерных фотоаппаратов , заключается в использовании оптического паралакса видоискателя. Паралакс видоискателя - это несовпадение , видимого в оптическом незеркальном видоискателе, с изображением получаемым на фотографии. В частности, паралакс дальномера - это угол, под которым виден объект во время наводки на резкость с помощью оптического дальномера. Если говорить проще, то на принципе нашего с вами, бинакулярного (то есть двухглазого) зрения, построен оптический дальномер. Не буду вас грузить формулами и расчетными данными, их с лихвой хватает в википедии и на других ресурсах интернета. Смотрите рисунок ниже, думаю он вам поможет визуально понять устройство дальномера.

Итак принцип работы оптического дальномера в устройстве одноименного фотоаппарата:

    Первый пучок света проникая через окошко В , нашего видоискателя, попадает на линзу видоискателя, эта линза имеет некоторую толщину и боковой срез, для того чтоб фиксировать на себе дополнительный пучок света.

    Второй пучок света попадает в окошко А и преломляется на подвижном зеркале дальномера.

    Второй пучок, после преломления, отображается не линзе окошка В . Чтоб его было видно, его как правило, делают другого тона (светлее или темнее, все зависит от конструкции и производителя).

    Двигая зеркальце дальномера, мы достигаем совмещения фотографируемого объекта в основном видоискателе В . То есть при правильной наводке на резкость, измененный тон границ изображения, совпадет с границами основного изображения в окошке В .

    Соответственно, замерив или высчитав угол смещения подвижного зеркальца, относительно его базового расстояния и можно высчитать дистанцию до объекта.

В рисунке ниже показано визуально отображение работы оптического дальномера. Слева наводка на резкость еще не произведена, а вот справа резкость уже наведена.

Вот собственно и вся хитрость. Оптический дальномер на самом деле, настолько прост в использовании, что многие фоторепортеры мира , предпочитают использовать в работе именно устройства дальномерного . Если вам интересно, то немного поискав на просторах интернета вы найдете подробное описание камер таких фирм как Leica, Seiko Epson, ФЭД, Киев, Зоркий и многие других. Из них некоторые дошли до нашего времени уже в цифровом виде.

Разница в работе дальномерных камер цифровых и пленочных:

    Ну конечно же носитель. Тут уж никуда не денешься. Пленка и цифровая матрица.

    Дальномерные камеры цифровые, лишь недавно обзавелись полнокадровыми матрицами. То есть площадь кадра у большинства цифровых дальномерных фотоаппаратов существенно меньше площади кадра пленочного.

    Естественно что имеет так же место быть электричество. В цифре оно повсюду, а вот камеры механические, вовсе не нуждаются в каком либо энергопотреблении. Разве что в последних пленочных моделях было модно устанавливать экспонометры.

    Как и у зеркальных камер цифровых, позволительно оценить и поглядеть получившиеся снимки, а вот на пленочной камере увы, этого сделать нельзя.

    Ну и повторю вам совет из практики — на пленочный носитель, кадр лучше переэкспонировать, а вот для цифрового фотоаппарата, лучше будет недоэкспонированный кадр. (Тема экспонометрии у нас еще впереди.)

Ну что же, по устройству дальномерных камер я все что вспомнил рассказал. В следующей части статьи мы рассмотрим плюсы и минусы использования того или иного варианта устройства фотоаппарата .

P.S. Друзья, если статья понравилась вам или стала вам полезной. Сделайте и мне взаимное добро. Поделитесь ссылкой на статью на своих страничках «Вконтакте», «Одноклассниках», «Facebook», «Tweeter» и других страничках. Для этого нужно всего лишь нажать кнопки внизу страницы и следовать простым шагам инструкции. Так же приглашаю вас подписаться на мою рассылку, тогда вы точно не пропустите следующую, надеюсь интересную и полезную, статью. Форма подписки находится в верхнем правом углу страницы.

Новые статьи я размещаю только там! Информация с этого ресурса сейчас переносится. О полном переносе я сообщу отдельно. Приглашаю Вас на свой новый сайт. До встречи! 1. Раздел "О проекте" — Вместо предисловия — Немного о себе — Чего в моем блоге не будет? — "Мечта советского фотолюбителя" 2. Раздел поиска "Мечты советского фотолюбителя" — Ищем "Мечту" среди шкальных фотоаппаратов — Ищем "Мечту" среди дальномерных фотоаппаратов — Резьба М39 и байонет Ц. У нас первый кандидат! — Средний формат. Сменится ли лидер? — Этап пятый. Новый лидер – Киев-15 — NEWОчередная смена лидера. Теперь это Зенит-16 3. Раздел полезной информации

ФЭД-5 обзор фотоаппарата и инструкция

на карте блога. Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на само…

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть
Шкальные фотоаппараты Начинаем наш поиск идеала. Поиск лучше проводить системно. Поэтому, мы будем придерживаться принятой классификации фотоаппаратов. И начнем со шкальников.

Шкальным называется фотоаппарат, фокусировка которого осуществляется по шкале расстояний. Расстояние до объекта съемки определяется визуально или с помощью внешних приспособлений. Далее, поворачивая фокусировочное кольцо объектива необходимо совместить искомое расстояние на шкале со специальной риской.

В СССР производилось множество моделей шкальных фотоаппаратов. Недорогие, надежные, простые в обращении модели пользовались устойчивым спросом. Смена-8М
Первым моим фотоаппаратом была Смена-8М. Поэтому цикл обзоров начну именно с нее.

Семейство Смен в разными индексами — пожалуй, наиболее известные шкальники в Союзе. Смен с индексами 8 и 8М было выпущено 21 млн штук. Этот факт внесен в книгу рекордов Гиннеса.

Смена-8М производилась на ЛОМО (Ленингр…

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

В 60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.
Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4 .
Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.
В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М .
Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт.Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.
Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.
Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Д…

И тут выяснилось интересное обстоятельство. Оказывается, объективы, выпущенные 30-40-50 лет назад ничем принципиально не отличаются от современных (ну кроме электроники, конечно).
Более того, эти объективы можно без особых ухищрений устанавливать на современные камеры и полноценно использовать в ручном режиме. Самое интер…