15.09.2019

Манипуляции в общении


Как уже отмечалось, Э.Берн создал свою модель эго-состояний. В соответствии с нею каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из:

МЫСЛИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

Состояние Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители

Родители - я находится в состоянии родители - я

Состояние Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно

Взрослые -я осмысливает факты, находится в состоянии взрослые - я

Состояние Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится

Ребенок - я в состоянии ребенок - я

Все три, связанные между собой, характеристики принадлежат каждому человеку. Без Р человек должен был бы каждый раз заново осваивать человеческий опыт. Роль В позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Р и Рб . Рб - источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими одно из этих состояний доминирует.

Распознавание эго- состояний

Как распознать эго-состояния?

Эго-состояния распознаются через анализ интонаций поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей. В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Как говорилось выше, Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок.

Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Родитель

Взрослый

Общее поведение

1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое

1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное

Раскрепощенно, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы

1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя»

1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!, «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии

Интонация, манера говорить

1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло, успокаивающе, сочувственно

1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове

1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

Большинство теорий, описывающих механизмы полоролевой идентичности личности, связывают их в первую очередь с семьей. В процессе полоролевой идентификации ребенка наблюдаемое поведение его родителей служит образцом для подражания и усвоения своей гендерной роли.

Задача, которая решается с помощью данной методики - определение полоролевых моделей, усвоенных испытуемыми в семье и проявляющихся в виде составляющих личности определенного пола и выбранных когнитивно.

Для решения данной задачи была выбрана структурная модель Э.Берна (1992), описывающая личность в виде эго-состояний, под которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания, непосредственно связанный с соответствующим поведением.

Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.

Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называет Родитель , Взрослый и Ребенок . Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой ипостаси.

Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1) Родитель - функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности. Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостаси Родителя это апелляция к этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю с максимальным почтением.

2) Взрослый - рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При обращении к Взрослому - это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение к Взрослому уважительное.

3) Ребенок - часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.

Поскольку эго-состояния Берна являются активизированными ипостасями человека, посмотрим, что они представляют собой с точки зрения Я-концепции Р.Бернса (2003). Я-концепция это совокупность установок на себя, имеющая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие, которая по отношению к человеку выполняет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, интерпретирует опыт и является источником ожиданий что проявляется в виде различных эго-состояниях в жизненных ситуациях. Согласно Бернсу существуют три основные модальности установок на себя: Я- реальное установки, связанные с представлением о том, какой я на самом деле, Я- зеркальное (социальное) установки, связанные с представлениями о том, как меня видят другие, Я- идеальное установки, связанные с представлениям о том, каким я должен быть, и Я- рефлексивное как Я- осознающее.

Поскольку Родитель представляет собой некоторую надситуативную фигуру, которая отражает моральные общественные нормы, его можно рассматривать как некоторое Я- идеальное , т.е. понимание индивидом того, каким должен стать, опираясь на моральные нормы. С другой стороны, поскольку по Берну ипостась Родителя содержит подипостась Ребенка , т.е. представления о том, каким должен быть Ребенок , то и в этом случае на Я- идеальное оказывает влияние Родитель .

Взгляды на то, как надо вести себя взрослому человеку соответствует Взрослая модальность его Родителя . Таким образом, Родитель оказывает влияние на формирование Взрослого и Ребенка.

Таким образом, Родитель это, с одной стороны, Я-идеальное , а с другой усвоенная ролевая модель Родителя .

Взрослый находится частично внутри и вне ситуации, т.е. его можно рассматривать как совокупность Я- реального и Я-рефлексивного , при этом Я-реальное находится внутри ситуации, а Я-рефлексивное вне ее.

Берн не рассматривает эго-состояния личности с точки зрения принадлежности к какому-либо полу. Для целей нашего исследования этот вопрос требует уточнения. Заметим, что когда мы говорим о способе поведения, свойственном мужчине или женщине, мы имеем в виду общие представления о поведении, наиболее характерном для мужчины или женщины в нашей культуре. Таким образом, Родитель и Взрослый как представители определенного пола демонстрируют поведение, наиболее характерное для представителей обоих гендеров в нашей культуре.

Ребенок- актуализация эмоциональной сферы личности, отражает в соответствии с Я-концепцией отношение к самому себе как эмоциональный аспект трех основных модальностей, является следами детства человека и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретной ситуации, используя возможности взрослого человека.

Исследования, проведенные Ситниковым В.Л. (2001, с.60), показывают, что образ Ребенка , несмотря на его вариативность, зависит не столько от объекта (ребенка), "сколько от субъекта, осознающего этот образВариативность образа Ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта". Под объективными параметрами субъекта Ситников В.Л понимает социальное положение по отношению к детям, а под субъективными индивидуально-психические особенности носителя образов. При этом субъективные факторы, сформированные в детстве, определяют взрослый период и позволяют утверждать, что образ Ребенка отражает испытуемого и его детский опыт.

Применение модели личности Э.Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок ) совместно с методом символдрамы (Обухов, 1999) в клиентской практике показало, что в состоянии кататимного переживания образов человек представляет Родителя, Взрослого и Ребенка лицом определенного пола, который определяется особенностями детско-родительских отношений, и соответствует результатам Ситникова (2001). Анализ 80 случаев из клиентской практики показал, что пол, определяющий Родителя, Взрослого и Ребенка , устойчиво сохраняется и начинает изменяться только по мере продвижения в психотерапии. Этот подход коррелирует с данными анамнеза, проективной рисуночной методикой и результатами работы с образами идеальных мужчины и женщины

На практике были установлены устойчивые инварианты проявления эго-состояний в поведении клиентов, которые соответствовали поведению лица определенного пола, родительским установкам и ожиданиям наиболее значимого родителя.

Для целей исследования больших выборок испытуемых нужно было использовать более простой прием, основанный на модели Э.Берна. Сравнение результатов, полученных с помощью упрощенного приема и с помощью символдрамы, показало их соответствие, что позволило для большой выборки испытуемых заменить символдраму простой таблицей, в которой указаны три составляющие: Родитель, Взрослый и Ребенок , а в инструкции испытуемым предлагается представить типичного Родителя, Взрослого и Ребенка и указать их пол: мужской или женский. Выбор пола Родителя, Взрослого и Ребенка , таким образом, осуществляется когнитивно.

Данная методика позволяет определить наиболее значимого Родителя , образ Я (Взрослого) и представление испытуемого о себе как Ребенке определенного пола. Заметим, что сделанный когнитивно выбор, тем не менее до конца не осознается.

Объектом анализа результатов, полученных для каждого испытуемого, являются гендеры всех трех составляющих, представленных в модели Берна.

По соотношению мужского и женского гендеров можно получить следующие данные: 1) о наиболее значимом родителе (пол Родителя ) (Я - идеальное); 2) о преобладающем типе поведения Взрослого(Я-реальное) (инструментальный как мужской или экспрессивный как женский); 3) вероятный психологический пол испытуемого в детстве (Ребенок ) (эмоциональное восприятие себя как ребенка определенного пола).

При исследовании на большой выборке испытуемых различного возраста и пола анализ проводится для каждой гендерной и возрастной группы. Анализируются соотношения между 1) полом значимого родителя и представлениями о Я- взрослом; 2) полом значимого родителя и представлением испытуемого о себе как Ребенке определенного пола; 3) представлением о Я- взрослом определенного пола и представлением испытуемого о себе как о Ребенке определенного пола.

Для этого из полученных значений для каждой возрастной и гендерной группы испытуемых составляется матрица, размерностью 3хn, где 3 три компоненты модели личности, в которой сделанным выборам пола присваиваются значения, n количество испытуемых в выборке.

Затем определяется нормальность распределения полученной выборки, достоверность полученных различий по группам и корреляции между парами трех компонентов Родитель Ребенок, Родитель Взрослый. Взрослый Ребенок .

Коэффициенты корреляции между парами показывают тип корреляционной связи между составляющими структуры личности: слабая, умеренная или сильная при заданной степени достоверности.

Полученные результаты показывают соотношения между 1) выбором значимого родителя и предпочитаемым полом взрослого; 2) выбором значимого родителя и поведением ребенка как представителя определенного пола; 3) полом идеального взрослого и поведением ребенка как представителя определенного пола.

С помощью данного подхода были исследованы 362 человека в возрасте от 16 до 60 лет. Было установлено, что во всех возрастных группах обоих гендеров выбирается преимущественно Родитель своего пола, кроме женских групп 27-32 и 40-45 лет, где выбран преимущественно Родитель -мужчина. У всех мужчин и женщин Взрослый мужчина и Ребенок -мужчина преобладают, кроме женских старших групп: в группе 40-45 лет выбор распределился поровну, в группе 46-40 лет Ребенок -женщина.

Наиболее сильные корреляции у женщин младших групп (16-19 и 20-26 лет) соответствуют соотношению Взрослый Ребенок, а для остальных Родитель Ребенок. Для младших мужских групп - Родитель Ребенок, а для остальных - Родитель Взрослый.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.: Пер. с англ.//Общ. ред. М.С.Маковецкого СПб.: Лениздат,1992

Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393// в кн.Психология самосознания, Самара 2003, Изд дом Бахрах-М

Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001

Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сб. статей. Харьков: Регион-информ, 1999

(Транзактный анализ Эрика Берна)

Осознанно, а чаще неосознанно, автоматически большинство людей играют определенные роли.

Этой теме посвящена книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Именно Эрик Берн и стал основателем так называемого транзактного анализа.

Транзактный анализ — это психотерапевтический метод, с помощью которого можно анализировать поведение человека вовне , в общении с людьми, а также его внутренние проблемы через анализ взаимодействия его субличностей .

По мнению Эрика Берна, каждый из нас в разной ситуации играет одну из трех ролей: Родитель, Взрослый, Ребенок .

Эти роли не зависят от возраста личности.

Как правило, все три роли присущи человеку, но существует одна излюбленная, которая повторяется в большинстве ситуаций.

Родитель учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, советует, опекает, контролирует, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует.

Взрослый трезво рассуждает, взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влияниям.

Ребенок — безудержно эмоциональный, непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, не соблюдающий общие правила, импульсивный. Часто травмированный, обиженный, упертый, идущий на поводу, неуверенный, боящийся, виноватый и стыдливый.

В родительской позиции человек берет ответственность на себя, и это прежде всего ответственность за окружающих.

Во взрослой позиции человек принимает на себя только свою ответственность.

В детской позиции человек не берет на себя никакой ответственности, перекладывая ее на других.

Восприятие реальности у родителя заключается в восприятии собственного мнения как реальности, т.е. субъективную реальность он воспринимает как реальность фактическую. Есть его мнение и неправильное.

Взрослый четко разделяет субъективную и объективную реальность. Различает мнения и факты.

Ребенок любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнение от фактов.

Отношение к развитию:

Ребенок боится развиваться и меняться, и делает это осторожно, нехотя, и скорее потому что внутренний Родитель, угнетенный внешними негативными обстоятельствами, заставляет!

Родитель закрыт для истинного честного глубокого развития. Иногда его развитие — просто бутафория. Он часто защищается от развития, делая вид, будто и так все хорошо, тем самым перекрывая путь к совершенствованию.

Взрослый готов и открыт к развитию и самопознанию и получает от этого удовольствие.

Ребенок способен честно признать свою проблему, и честно признать, что не способен эту проблему решить из-за страха и неуверенности в себе и своих силах.

Родитель часто не способен признать свою проблему, и по этой причине он не может ее решить. Родителю наиболее присуща нечестность с самим собой, самообман, защитные реакции.

Взрослый объективно видит проблему, но воспринимает ее как задачу, которую он способен решить.

Для каждого из трех состояний: родитель, взрослый, ребенок — характерны свои вербальные и невербальные проявления.

Родитель использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, вплоть до прямого наезда. Родитель любит давать советы, когда в них никто не нуждается. Угрозы и приказы — частые коммуникативные техники в родительской позиции.

Родитель часто говорит «мы»: «Мы устроились на работу! Мы поступили в институт!» (скажет Родитель про своего взрослого уже сына или дочь)

А также Родитель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Леночк а, будь так любезна, подай вот эту тетрадочк у».

У него преобладают довлеющие позы и жесты. Жесткие интонации.

Взрослый смело высказывает свое мнение, используя местоимение «я», у него нейтральные позы и жесты, нейтральные эмоциональные интонации.

Для детской позиции характерны оправдания и отговорки, выпячивание свое слабости, игра в Жертву, с манипулятивной целью, увеличить статус партнера, и перевести его в статус родителя, для того, чтобы обрести Спасителя.

(Очень похоже на Треугольник Карпмана:

Очень часто перед тем как высказать свое мнение Ребенок предварительно объясняет и поясняет — почему и как эта точка зрения имеет право на существование.

У Ребенка зависимые позы и жесты, заискивающие, оправдательные интонации.

Как вы уже поняли, эти роли необходимы людям для достижения определенных целей, например, для манипулирования людьми.

Например, человеку нужна помощь и он просит совета у своего знакомого. Ранее у них обоих были взаимоотношения двух «взрослых». Теперь с целью получить бескорыстную помощь он разыгрывает роль «ребенка», в жалобной форме озвучивая просьбу.

Знакомый, которому приятно было бы возвыситься и ублажить свое эго, с радостью принимает роль «родителя». И оказывает помощь, разыгрывая роль Опекуна. Ему так сильно нравится эта роль, что в дальнейшем он не желает из нее выходить. И хотя наш главный герой уже разрешил свою проблему, его знакомый продолжает давать нравоучения и превращается в Контролирующего Родителя. Наш герой уже не рад такому обороту событий. Возникает конфликт.

Транзактный анализ помогает осознать игры, в которые играют люди. Он очень эффективно работает в разрешении конфликтных ситуаций, особенно: муж-жена, отцы-дети, начальник-подчиненный.

Как вы сами понимаете, в любом возрасте лучше общаться как: Взрослый-Взрослый.

Определить главенствующую роль у человека довольно просто.

Помимо описанных выше признаков, это выдает то, как человек представляется при знакомстве. 50-летняя женщина может представиться как: Таня, Татьяна, Татьяна Ивановна. Это ярко характеризует ее излюбленную роль. (впрочем иногда это зависит от контекста ситуации).

Внутри каждого из нас живут три эти роли — три субличности.

Осознавая их можно решать и внутренние конфликты.

Например, вы не желаете рано вставать утром. Ребенок говорит: «Поваляюсь еще полчаса». Родитель напутствует: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры». Взрослый убеждает: «Чтобы переговоры были успешными, я еще должен успеть подготовиться к ним».

Существует множество психотерапевтических техник транзактного анализа.

Предлагаю вам технику «Три стула» , ее можно выполнять самостоятельно и без помощи психоконсультанта:

Для этого понадобятся три стула и внимательное отношение к происходящим переменам.

Один из стульев принадлежит вашему Ребенку, второй – Родителю, третий – Взрослому.

Сформулировав свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и поинтересуйтесь: как бы он отреагировал на эту ситуацию.

Затем поговорите с Родителем и, наконец, выслушайте Взрослого – он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет.

Простой пример: ваш Ребенок желает купить сразу плащ, свитер и джинсы, Родитель считает, что лучше потратить деньги на нужные для работы курсы французского языка, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод, что курсы действительно необходимы, но в этом месяце можно купить еще и джинсы.

Профессия врача — одна из наиболее подверженных психологической манипуляции профессий. Именно у врача есть масса обязательств и этических ограничений, он проявляет привычное патерналистское отношение к пациенту. А еще врач изначально призван помогать (опекать, защищать и т. д.). Переходя на язык психологических инструментов, он очень часто находится на Родительской позиции. Как вы помните, Родитель не может сказать «я не знаю», «я не могу», оказаться слабым и неуверенным. Поэтому он легкая мишень для манипуляций такого рода: «Ну, пожалуйста, что вам стоит», «Вы же, как врач, должны понимать, что это значит», «Доктор, это мне не по силам, не справлюсь я». В этой статье мы поговорим об особенностях взаимоотношений пациента и врача, когда пациент выступает в роли манипулятора.

Определение

Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

Источник: «Психологический словарь», под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007 г.

Вред манипуляции

Манипуляция принципиально отличается от руководства, воспитания, консультирования тем, что ее цели не только скрыты (это бывает и при других перечисленных формах воздействия), но и учитывают только нужды манипулятора. Объект манипуляции служит только средством достижения целей, его потребности не учитываются, поэтому ему может быть причинен вред.

Масштаб этого вреда может быть колоссальным: от относительно мелких неприятностей, таких как выполнение чужих обязанностей без психологического и материального вознаграждения, до самых катастрофических последствий — неприятия себя, разрушенной личной и профессиональной жизни, болезней.

Манипуляция очень вредна также и манипулятору, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Потому что он тратит много сил на организацию манипуляции. И может получить отпор, после которого трудно будет выстроить конструктивные отношения. А самое страшное то, что со временем он теряет умение, а затем и возможность строить конструктивные отношения.

Слабые места

У каждого человека есть точки уязвимости, которыми может воспользоваться манипулятор.

Автор фундаментальных трудов по психологической манипуляции Харриет Брейкер отмечает в своей книге «Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой» (2005 г.): «Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости („кнопки“), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям;
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать „нет“;
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
  • низкая уверенность в своих силах;
  • внешний локус контроля».

Зная свои слабые места, мы можем защитить себя от манипуляции. У всех людей они разные. Кто-то не может сопротивляться, если «давят на жалость», а кому-то опаснее провокация «на слабо». Понаблюдайте, какие точки могут сделать лично вас уязвимым для манипуляции.

Определяем манипулятивные роли

Чтобы определить, какие виды манипуляций наиболее опасны для вас в вашей врачебной практике, давайте познакомимся с теорией, основанной на уже знакомом вам транзактном анализе (см. журнал «Практическая диетология» № 4 за 2012 г., стр. 70, статья «Диалог с пациентом»).

Занимая ту или иную психологическую позицию (Родителя, Взрослого, Ребенка), люди оказываются в следующих ролях участников манипулятивного взаимодействия: Жертва, Преследователь, Спасатель. Эта модель называется «Треугольник Карпмана», названа так по имени ученого, ее описавшего. Стивен Б. Карпман — ученик Э. Берна, выдающегося американского психолога и психиатра (известного прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа), сын ученика З. Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр. В апреле 1968 г. он опубликовал в американском издании “Transactional Analysis Bulletin” свою статью “Fairytales and script drama analysis” («Сказки и анализ сценарной драмы анализа»), в которой дал описания психологических игр с помощью своего терапевтического треугольника.

Итак, давайте рассмотрим, как взаимодействуют роли (Жертва, Преследователь, Спасатель) в игре под названием «Да, но…», с которой часто сталкиваются врачи.

Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток!

Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.

Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.

Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.

Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.

Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.

Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…

Пациент здесь играет роль Жертвы, провоцируя врача на роль Спасателя, а мужа назначая на роль Преследователя. Этот диалог может длиться вечно, если доктор включится в игру манипулятора и, движимый наилучшими побуждениями, начнет защищать Пациента от себя самого, ситуации и мужа.

Игра «Да, но» никогда не приводит к результату, потому что целью Жертвы является не выздороветь, а доказать всем, что его ситуация тяжела и неразрешима. От этой «тяжелой» ситуации Жертва получает свои бонусы (сочувствие окружающих, признание того, что такой больной человек не может выполнять обязанности, и т. д.). В борьбе за эти бонусы пациент хорошо вооружен: на его стороне социальная желательность помогающего поведения врача и окружающих и абсолютная социальная неприемлемость возложения ответственности за болезнь на пациента.

Прямое сообщение «Вы не соблюдаете рекомендации, потому что вам выгодно оставаться больным» может вызвать взрыв негодования не только у пациента и его родственников, но и у коллег и общества в целом. Поэтому мы не будем делать такие прямые провокационные сообщения, а используем более тонкие психологические методы, которые разберем далее.

Рис. 1. Треугольник Карпмана

Тонкости сценария

Вернемся к ролям. Они в тре- угольнике могут меняться. Например, вернувшись домой, Жертва опишет врача как Преследователя, провоцируя мужа стать Спасателем. Или, не получив от врача поддержки, перейдет в роль Преследователя, сделав врача Жертвой. И наверное, вскоре появится Спасатель.

Если же врач примет роль Спасателя, то он не избежит другой беды — не справившись с ситуацией (помните — она в данном формате неразрешима), перейдет в роль Жертвы и пойдет жаловаться коллегам на неблагодарность (бестолковость, ограниченность) пациента. Пациент окажется в этом сюжете Преследователем, а коллега-слушатель, если соблазнится возможностью благородно проявить сочувствие, — Спасателем

Как не допустить развитие подобных сценариев? Ответ достаточно прост: не поддавайтесь манипуляции и не включайтесь в игру! Ни в какой роли.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Спасение от манипуляции — в ваших силах

Разберем алгоритм защиты от манипуляции.

Во-первых, будьте внимательны к сигналам, которые дает вам манипулятор и ваше тело.

В действиях собеседника вас должны насторожить:

  • неконгруэнтность слов и действий;
  • стремление навязать роль: «Вы, как женщина, должны меня понять»;
  • попытки вынудить вас что-то сделать на ходу, не подумав;
  • намеки на угрозы: «Вы же понимаете, что я говорю только из уважения к вам, мне бы очень не хотелось, чтобы информация дошла до главврача…»;
  • неожиданное нестандартное поведение (ухаживание либо придирки).

В своем состоянии обязательно отметьте:

  • резкое и непонятное ухудшение настроения;
  • обиду, чувство вины;
  • стремление вести себя вежливо в ущерб себе.

Во-вторых, при малейших признаках психологической манипуляции делайте паузу. Этим вы задержите автоматические реакции и выиграете время.

В-третьих, выходите из ситуации манипуляции. Для этого вам нужна собственная Взрослая позиция и вопросы.

Можно начать с открытых нейтральных вопросов о факте, которые выводят собеседника на позицию Взрослого. Мы их уже разбирали. Если собеседник не является заядлым манипулятором, этого может хватить для перевода ситуации в конструктивное русло.

Но если он опытный манипулятор, то понадобятся антиманипулятивные вопросы. Их суть — не дать вовлечь себя в ситуацию манипуляции, оставаться снаружи и вытаскивать собеседника.

Итак, техника «Антиманипулятивные вопросы».

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

  • С какой целью вы обратились ко мне с этим вопросом?
  • Что вы имеете в виду, когда говорите о…?
  • Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?
  • Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
  • Что именно вы считаете неконструктивным?
  • Почему вы решили, что я боюсь?
  • Чего я мог бы здесь испугаться?
  • А других объяснений моего отказа вы не находите?
  • На чем основываются ваши подозрения?
  • Почему вы сделали именно такое предположение?
  • Проверяли ли вы эту информацию?
  • Что случится, если…?

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

  • Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?
  • О чем в действительности вы хотите меня попросить?
  • Что вы хотите этим сказать?

Ответы и сообщения:

  • Да, это было мое решение.
  • Результаты будут известны через две недели.
  • Нет, я отказался поддержать ваше предложение.

Предложения по существу дела:

  • Предлагаю обсудить факты.
  • Предлагаю наметить план действий.
  • Сформулируйте еще раз свой вопрос.

Задавайте вопросы спокойно, неэмоционально, доброжелательно. Потому что манипуляция — скрываемое нападение и, будучи вскрытой, может перейти в открытое нападение. Нейтральность вашего противодействия поможет избежать возникновения этого риска.

Мудрость стратегии

В завершение этой статьи желаю вам, уважаемые врачи, обязательно защищаться от манипулирования. Не давайте использовать себя, потому что это никому не принесет пользы, только значительный вред. Тренируйтесь распознавать и прекращать психологическую манипуляцию и, что может быть еще труднее, останавливать собственные стремления манипулировать. Даже если в целях защиты или если кажется, что так быстрее, проще и «всего один раз». В стратегическом плане манипуляция проигрывает.

Уважаемые читатели, присылайте описание случаев, произошедших в вашей врачебной деятельности, которые вы хотели бы обсудить с позиции психологии. Мы разберем их в следующих номерах журнала.

С книжной полки

О психологических играх подробнее читайте в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Также наиболее интересными, на мой взгляд, книгами по этой теме являются «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетта Шострома, «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» и «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е. Л. Доценко.

// П Д

2.2. Манипулятивная роль слова

Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт одновременно в двух мирах - мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир информации. Язык, как знали ещё в древности, имеет не только коммуникативное, но и суггестивное (внушающее) значение.

Этим успешно пользуются политические манипуляторы. «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времён только волшебное могущество произнесённого слова.

Для достижения манипулятивного успеха политики создают особый язык, сравнимый разве что с «новоязом» из знаменитого романа Дж. Оруэлла «1984». Каждое событие действительной жизни, значимое для манипулятивного плана, можно назвать по-разному, и от этого названия будет зависеть и общественная оценка этого события. Основоположником научного направления, посвящённого роли слова в пропаганде, называют американца Г. Лассуэлл. Он изучал методы подбора слов для передачи нужного смысла и развил с помощью этого целую систему создания политических мифов.

Мы можем и сами судить об использовании российскими и иностранными политиками особого манипулятивного языка - достаточно вспомнить такие лексические пары, как «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». Каждая из этих пар словосочетаний может в определённом контексте быть синонимической. В результате человек судит не о событиях, а об их названиях; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

Элемент языковой манипуляции - «наклеивание ярлыков». Существует множество слов-«ярлыков», которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «фашистом» и т. п. «Наклеивание ярлыков» основано на эксплуатации живущих в массовом сознании стереотипов.

Тема манипуляции с помощью языка слишком широка. Спроецировать это высказывание на сегодняшнюю российскую действительность нетрудно - достаточно вспомнить такие выражения, как, например, «борьба с нарушением прав человека» - этим словосочетанием «мировое сообщество» готово оправдать любое кровопролитие.


2.3. Распространение информации через средства массовой информации

Неизбежность определённого акцента на факте кажется столь очевидной, что не совсем точно помещать интерпретацию в раздел «Внеправовое политическое манипулирование». И всё же, если подходить не с формально-юридической, а с сущностной точки зрения, то неизбежное искажение фактов в СМИ - манипулятивная технология, причём не «белая».

Информацию «готовится» на любой вкус. Её можно сфабриковать, исказить путём односторонней подачи, отредактировать, «выжать», вырвать из контекста и т. д. Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Часты «бутерброды», когда выигрышное для кандидата сообщение помещается в контекст, полярно меняющий его суть. Некоторые высказывания манипуляторов не содержат прямой лжи, но искажают ситуацию совершенно неприемлемым образом. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе. Или, например, такой приём, как использование средних цифр: учёные знают, что при большом разбросе показателей средние цифры не передают действительного состояния дел. Такая практика слишком хорошо известна даже неспециалистам, чтобы стоило на ней подробнее останавливаться.

Перечисленные формы воздействия на сознание населения (использование языка, обращение к эмоциям, интерпретационный потенциал СМИ) характерны, пожалуй, для всех методов ПМ. Что касается государственного управления выборами и подкупа избирателей, то они относятся к внешне-организационной стороне ПМ. Обратимся теперь к более конкретным приёмам «чёрного» PR.

Рейтинги политиков, составленные на основе социологических опросов - официально они вообще не считаются средством ПМ. Но при том, что достоверность рейтингов достаточно условна, сама их публикация представляет собой эффективный инструмент предвыборной борьбы. Неважно, какое место занимает политик, важно само присутствие его в списке и то, что отношение к нему общества, действительное или мнимое, постоянно преподносится избирателю. Периодически возникают споры о правомерности публикации рейтингов, но эти споры пока заканчиваются ничем. Закон о выборах депутатов Госдумы жестко регламентирует правила публикации социологических опросов по электоральной тематике: при «опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности». Не нужно напоминать, что эти правила сегодня не соблюдаются. Между тем некоторые специалисты говорят, что характер собранных данных на 90% зависит от методики проведения опроса («каков вопрос - таков ответ»). Авторы опросов создают искусственную ситуацию, которой в действительности не будет (кого-то из кандидатов «снимут с пробега», изменится расклад сил и т. д.) - соответствующими получаются и результаты.

Нередко рейтинги представляют собой не больше чем измерение упоминаемости имён данных фигур в прессе. Не имея перед собой полного комплекта материалов с распределениями ответов, где указано фактическое количество респондентов в каждой опрошенной группе, очень сложно сделать выводы о статистической значимости результатов и возможности их экстраполяции на значительные массивы населения.

Поэтому обоснованным представляется утверждение, что «рейтинги» являются не столько отражением общественного мнения, сколько инструментом манипулирования. Компрометирующая информация (компромат) может быть разного происхождения. Первый вид - находка тщательно скрываемой правды, второй - провокация, создание компрометирующей ситуации, третий - прямая ложь. Порочащий жертву вымысел вовсе не обязательно должен выглядеть достоверным - гораздо важнее, чтобы он затрагивал самые чувствительные струны в человеческой душе. Нередко бывает так, что субъекту компромата никто по-настоящему не верит, но рейтинг объекта компромата катастрофически падает.

Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат (в т. ч. выдвинутый специально для этой цели) или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно «чёрных» материалов, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.

Средствами распространения компромата выступают как СМИ, так и различные листовки, а также «беспроводное радио» - слухи. Содержание компромата может быть различным - мнимая принадлежность конкурента к социальной или этнической группе, вызывающей неприятие электората, награбленные у народа богатства (в ход идут фотографии вилл и яхт, не обязательно принадлежащих конкуренту), связь с криминальным миром, брошенные жёны, внебрачные дети и т. д.

Нередко конкурент дискредитируется от его же имени. Для этого выпускаются плакаты, листовки, газеты (в том числе газеты-«двойники», с точностью копирующие дизайн издания конкурента), с содержанием, вызывающим раздражение избирателя, причём последний уверен, что эти агитационные материалы выпущены самим кандидатом-конкурентом. Если конкурент - действующее должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о выплате всех задолженностей населению на определенное число (при этом листовка появляется после этого числа). Можно пригласить население на встречу (да ещё с раздачей гуманитарной помощи) с конкурентом, о которой тот и не думал. В арсенале у «чёрных PR-щиков» такие приёмы, как раздача недоброкачественных продуктовых наборов от имени конкурента, ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата, походы от двери к двери пьяных лже-кандидатов или их «родственников», звонки с требованием внести крупную сумму в избирательный фонд кандидата, которую один из членов семьи якобы задолжал, личные письма якобы от кандидата на имя давно умерших людей, расклеивание листовок и наклеек конкурента в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.) несмываемым клеем, расписывание лозунгами конкурента домов, заборов, выцарапывание имени конкурента на личных автомобилях, обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру и т. д.

Иногда приходится слышать, что компромат стал единственной «технологией» и предвыборная конкуренция превратилась в борьбу компроматов, отодвинув соперничество имиджей на второстепенные позиции. Существуют и другие мнения. Компромат - очень слабая политическая технология, плохо работающая в политической кампании при условии грамотной работы с электоратом. Во-первых, существует эффект бумеранга - компромат так или иначе «шлёпает» по источнику, особенно если источник - другой кандидат. Во-вторых, если компромат очень жёсткий, люди начинают жалеть человека: «его специально пытаются скомпрометировать, значит, он хороший, значит, он за нас, отстаивает наши интересы» и т.д». Есть способы защиты от компромата: нанести превентивный удар, т. е. предупредить население о возможности скорого «наезда», довести обвинение до абсурда или просто отмолчаться (ведь оправдывается тот, кто чувствует себя виноватым).

В системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.); · личное общение. Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида. В...