11.09.2019

Карьера в HR: от стажера до вице-премьера. Карьерный рост менеджера по персоналу


В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утверждённом Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г., эта специальность разделяется на должности: «инспектор по кадрам» и «специалист по кадрам». Если первой должности, согласно этому справочнику, отведена, в основном, работа с кадровыми документами, то должности «специалиста по кадрам» вменены в обязанность следующие виды работ Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».:

Подбор и расстановка персонала;

Изучение и анализ штатной структуры предприятия;

Аттестация сотрудников;

Создание кадрового резерва предприятия;

Изучение рынка труда;

Планирование карьеры сотрудников предприятия;

Обучение и адаптация персонала;

Поддержание трудовой дисциплины предприятия;

Оформление документов о приёме-увольнении сотрудников;

Оформление документов по периодической отчётности и т. д.

Знания специалиста по кадрам, согласно этому же справочнику, должны включать в себя следующие необходимые данные:

Законодательные и нормативные правовые акты;

Трудовое законодательство;

Структуру и штат предприятия;

Порядок и источники выполнения текущей потребности в кадрах;

Порядок проведения аттестаций;

Методы анализа структуры кадров;

Порядок оформления, ведения и хранения кадровой документации;

Порядок формирования банка данных работников предприятия;

Порядок составления отчётности по выполняемой работе;

Основы психологии и социологии труда;

Основы экономики, менеджмента;

Информационные технологии (средства ПК), средства коммуникации (факс, электронная почта, интернет);

Правила и нормы охраны труда.

Базовое образование, согласно тому же справочнику, для этой должности указывается как высшее профессиональное, причём без предъявления требований к стажу. На этом, интересующая информация об этой должности, в справочнике исчерпывается. А теперь, обратимся к тому, как же осуществляется работа менеджера по персоналу на практике.

Сегодняшний рынок труда предлагает гораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального развития и должностного продвижения. В частности, снизилось давление возрастных ограничений. В отличие от прежней эпохи, когда важнейшими критериями для продвижения выступали стаж и опыт работы (так называемая выслуга лет), сейчас именно молодые специалисты имеют максимально широкие возможности сделать карьеру в соответствии с реальными способностями. У них, как правило, есть существенные преимущества в уровне образования, а также больше перспектив получить обучение и развитие за счет компании.

Карьера менеджера по персоналу начинается еще на этапе осознанного выбора высшего учебного заведения.

По мнению действующих специалистов, менеджер по персоналу должен быть экономистом. Такой специалист должен обладать экономическим мышлением, понимать сущность бизнес-процессов. Во вторую очередь, деятельность менеджера по персоналу должна быть связана с маркетингом. Оценка рынка труда, проведение исследований -- все это должно быть взято из области маркетинга. И только в последнюю очередь, это психологи. Экономист мыслит шире, чем психолог. В рекрутменте, ассессменте психологи справляются, а дальше им намного сложнее. Экономист, в отличие от психолога, имеет стратегическое видение.

Карьерная лестница HR-департамента зачастую строиться следующим образом:

Секретарь или помощник менеджера по персоналу: занимается документооборотом, выполняет мелкие поручения;

Менеджер по персоналу или HR-менеджер: занимается непосредственно набором и контролем деятельности сотрудников, повышением лояльности сотрудников, написанием должностных инструкций;

Бизнес - тренер, психолог (в крупных компаниях): проводит тренинги по адаптации в коллективе, проводит внешнее и внутреннее обучение, разрешает конфликтные ситуации;

Начальник HR-департамента: выполняет функцию управления персоналом, занимается построением кадрового резерва, разрабатывает систему оплаты труда.

У этой профессии есть своя специфика в этом плане. Нет длинной карьерной вертикали. Только в крупных структурах можно начать со специалиста, затем стать руководителем HR-департамента, далее - вице-президентом по персоналу.

Горизонтальное движение вполне обычно для эйчаров: они достаточно легко осуществляют кроссиндустриальные переходы. Есть кадровые работники, которые становятся серьезными стратегическими партнерами, входят в состав правления. Известны даже случаи перехода в генеральное руководство компании. Один из вариантов развития карьеры директора по персоналу - «вырасти» из конкретной компании и занять позицию управленческого консультанта.

Менеджер по персоналу -- это стратег. Он должен найти способ, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно. Главное результат, а чтобы его получить, нужна серьезная мотивация. Как ее добиться и объяснить работникам, чего от них ждут задача менеджера по персоналу. Для этого он сам должен вникнуть в суть инновации и стратегию своей компании.

Кроме этого, HR-специалисты следят за уровнем квалификации штатных работников компании и способствуют росту их профессионализма. Для чего применяются различные тесты, тренинги и учебные программы.

Плюсы профессии:

К службе персонала постепенно стали относиться как к важной: в крупнейших компаниях появляются HR-директора в ранге вице-президентов и членов совета директоров;

80% успеха компании зависит от деятельности HR-менеджеров;

Достаточно разнообразная и разноплановая работа;

У людей этой профессии всегда есть работа

Минусы профессии:

Необходимость сообщать кандидату, что его кандидатура не прошла конкурсный отбор или, что компания больше не нуждается в его услугах;

Высокая степень ответственности за работу с человеческим ресурсом, потому, что именно от правильности выбора HR-менеджера зависит дальнейший успех компании;

Отсутствие математической и бизнес-подготовки для создания процедур в области оплаты и аттестации персонала.

Для карьерного роста менеджера по персоналу важны такие качества, как работоспособность и уверенность в себе. Часто им приходится принимать решения, ответственность за которые они несут в одиночку. HR-менеджер должен быть человеком коммуникабельным и позитивно настроенным по отношению к собеседнику.

Хороший менеджер по персоналу с возможностью карьерного роста может получиться из того, кто получил общеуправленческое, психологическое или социологическое образование, а также имеет диплом экономического или юридического вуза.

Ощутимую пользу в профессиональном росте приносят специализированные курсы.

Перспективы трудоустройства во многом зависят от уровня базового образования соискателя. Предпочтение отдается обладателям дипломов о высшем (пусть и непрофильном) образовании. Самые близкие специальности для кадровика - «Социология» и «Психология». Дипломированные социологи и психологи востребованы и в крупных компаниях, и в самих кадровых агентствах - там, где приходится иметь дело с большим количеством соискателей и нужно неплохо разбираться в людях. Вместе с тем в крупных производственных компаниях нередко отдают предпочтение специалистам своего профиля, выбирая выпускников технических вузов: для того чтобы объективно оценить компетентность людей, задействованных на производстве, нужно хотя бы на базовом уровне понимать технологический процесс.

Наряду с этим большую роль в трудоустройстве играет и опыт работы: во многом именно он определяет стартовую должность. Поэтому наиболее реалистичный вариант трудоустройства по окончании курсов - работа в небольшой компании или кадровом агентстве на должности менеджера по персоналу, который работает с базами данных и проводит первоначальные интервью с соискателями. Стартовая зарплата начального уровня невысока. Дальнейшие перспективы зависят от личностных особенностей и амбиций. Потолок ежемесячного дохода в этой области - вполне «топовый».

Существует множество примеров, когда сотрудник становился руководителем отдела персонала, начиная при этом свою карьеру с секретаря.

Претендовать на начальные позиции в профессии могут студенты и выпускники вузов, предпочтение отдается кафедрам психологии и управления персоналом. Начинающие НR-менеджеры должны демонстрировать знание основ кадрового делопроизводства, трудового законодательства и технологий подбора персонала, уверенно владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели с опытом работы в сфере управления персоналом. Зарплата на начальной ступени невысока.

На более высокую зарплату могут претендовать выпускники профильных и психологических факультетов вузов с опытом работы в качестве менеджера по персоналу от 1 до 3 лет. От соискателей также требуются уверенные знания основ адаптации, технологий подбора, обучения и развития персонала, развитые коммуникативные навыки и опыт ведения кадрового делопроизводства. Доход специалистов средней квалификации удваивается по сравнению с предыдущей ступенью.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт для менеджеров по персоналу, отработавших по специальности не менее 3 лет и досконально изучивших кадровое делопроизводство. Профессионалы кадрового менеджмента должны иметь опыт подбора персонала разного уровня, успешные проекты реализации HR-политик и процедур. Конкурентным преимуществом на рынке труда пользуются соискатели с дополнительным образованием в сфере управления персоналом. Специалисты такого уровня могут рассчитывать на очень высокий доход.

Согласно исследованию рынка труда, типичным представителем профессии HR-менеджера является молодая образованная женщина. Более двух третей соискателей этой должности - молодежь в возрасте до 30 лет. Представителей сильного пола в кадровом менеджменте всего 10%. 80% менеджеров по персоналу имеют высшее образование.

Менеджер, целенаправленно и инициативно развиваясь в бизнес-организации, путем постоянного самосовершенствования достигает высокой квалификации и профессионального мастерства. На практике они выражаются в результатах работы, общественном признании достигнутого и, в конечном счете, в должностном росте.

Развитие потенциала менеджера обеспечивает формирование, закрепление и расширение профессиональных, деловых и других специфических качеств, которые обеспечивают эффективное решение стоящих перед организацией задач. Оценка этих достижений обусловливает не только повышение оплаты труда менеджера, но и его продвижение по службе, выполнение новых обязанностей и, в конечном счете, построение эффективной карьеры.

Карьера - последовательное представление этапов должностного продвижения работника.

Чаще всего карьера представляется последовательностью занимаемых должностей, на которые назначается работник на определенный период времени. Подразумевается, что такая последовательность должностей отражает профессионально-квалификационный рост менеджера, расширение и углубление его способностей, освоение и совершенствование деловых качеств, накопление знаний, обогащение культурой, интеллектуальное развитие менеджера.

Качества отражают и представляют оценку характеристик, присущих каждому человеку от рождения или приобретенных и развитых его профессиональными, деловыми и личными способностями и возможностями. Формирование, развитие, использование и оценка качеств работника являются основами обоснования и построения любой карьеры. Их выявление, исследование, анализ и сравнение являются задачами такого важного направления работы с персоналом, как профессиональная диагностика.

В отличие от профессиональной ориентации диагностика ставит своей целью определение наиболее подходящих специальностей, трудового предназначения человека как наиболее перспективных форм деятельности именно для этого человека. Диагностика является инструментом выявления качеств лидера, открывает перспективы разработки и построения на ее основе карьеры менеджера.

Понятно, что требования к качествам менеджера во многом задаются не только общими представлениями, но и конкретными условиями работы. Это делает проведение диагностики качеств менеджера периодически повторяемой процедурой, адаптируемой к конкретным условиям.

Навыки представляют собой реально осваиваемые практические приемы, которые обеспечивают эффективность его профессиональных действий на основе выработки и использования конкретных прикладных умений, проведения систематической практической подготовки. Они формируются с самого начала жизнедеятельности человека, во многом определяя ее организацию, характер, темпы, результаты.

Знания являются основным интеллектуальным ресурсом работника в социальной адаптации, профессиональном совершенствовании и интеллектуальном развитии. Получение, систематизация, накопление и использование знаний обеспечивается первичными навыками работника.

Культура как исторически сформировавшаяся совокупность достижений и форм коммуникации, функционирования и развития общества обеспечивает адекватную коммутацию менеджера в организации. Она обеспечивает восприятие окружающими менеджера, эффективную интеграцию менеджера в профессиональное сообщество и его карьерный рост.

Искусство представляет собой высший уровень позиционирования и развития профессиональных, деловых и личных качеств менеджера, характеризует оценку его достижений, обеспечивающих общественное признание. Такая высокая оценка профессионально характеризует менеджера и обусловливает его карьерный рост в организации. Достижение высокого уровня признания искусства менеджера во многом обеспечивается эффективным сочетанием качеств, навыков, знаний и культуры профессиональной деятельности.

Статус отражает официальное и общественное признание административно закрепляемых полномочий менеджера и, соответственно, возможностей личного воздействия на окружающих. Эффективно освоив все составляющие карьерного роста, менеджер приобретает такой статус в виде закрепления определенных позиций в иерархии организаций, которые официально признаются или неформально реализуются. На этой основе статус определяет формальное или неформальное положение работника совокупностью полномочий или степенью доверия.

Карьерное продвижение работника отражается не только последовательностью занимаемых им должностей, но и уровнем, содержанием, ответственностью поручаемых ему заданий и результативностью их исполнения. Оно осуществляется в условиях конкуренции с другими соискателями, обусловливая тем самым становление особых карьерных отношений в организации. Как правило, даже в тоталитарных организациях карьерные отношения между работниками строятся на сугубо рыночных принципах, насыщаются субъективным содержанием и развитием.

Профессиональная карьера отражается продвижением менеджера по иерархии должностей организации и так или иначе ориентируется на ее или типовую конфигурацию организационной структуры управления. Карьерное продвижение менеджера может осуществляться не только по вертикали, но и по горизонтали, что отражает необходимость освоения им более широкого или даже всего спектра функциональных направлений перед выдвижением на должность руководителя более высокого уровня. Этим обусловливается существование так называемых: «восходящих», «горизонтальных» и даже «нисходящих» типов профессиональных карьер или их периодов.

В этой связи особое значение уделяется планированию профессиональной карьеры, обеспечению эффективности ее развития в рамках реальной ОСУ.

Траектория формирования и развития карьеры менеджера может иметь не только вертикальную, но и горизонтальную ориентацию. Это обеспечивает возможность повышения эффекивности производственной и управленческой кооперации.

Более того, ряд подходов, например к организации управления японскими компаниями, основывается на необходимости приобретения определенного опыта работы руководителя в должностях каждого из своих будущих заместителей. Наличие у кандидата подобного опыта как в зарубежных, так и в отечественных компаниях все чаще становится не только желательным, но и даже обязательным требованием, публикуемым в объявлении о конкурсе на замещение той или иной вакантной должности.

В зависимости от традиций и специфики организации такая задача может решаться в форме стажировки, замещения исполнения обязанностей и даже временного их совмещения, позволяющих кандидату сформировать четкое представление о напряженности труда, информационном обеспечении, системе коммутации, потенциале исполнителей каждой конкретной службы. Понятно, подобное ознакомление носит временный характер и не предполагает овладения руководителем всем объемом функций каждого из подчиненных подразделений. Но все это позволяет представить возможную нагрузку методом «погружения». Карьера конкретного менеджера может принимать самые разнообразные конфигурации, которые зависят от организационных, региональных, отраслевых, профессиональных, коммуникационных, корпоративных и других факторов.

Некоторые профессиональные менеджеры на пике своей успешной карьеры резко отказываются и от этой карьеры, и от соответствующих высоких заработков. Происходит это в связи с переоценкой ценностей на определенном этапе жизненного пути, когда становится очень важным баланс между карьерной и личной жизнью.

Человек отказывается от престижной и высооплачиваемой, но напряженной работы, взамен которой у него высвобождается время для семьи и своего личного развития. Это бывает связано еще и с тем, что жесткие рамки, напряженный график и постоянные стрессы отрицательно влияют на здоровье руководителей. Такое проявление получило название дауншифтинг.

Кто-то в такой ситуации переходит на более спокойную работу с меньшим заработком и с меньшей ответственностью, а кто-то, если такое возможно, продолжает работать не на полную ставку. Встречаются случаи, когда человек полностью меняет свой образ жизни. Например, уезжает из города в деревню или выбирает совершенно другую сферу деятельности.

В настоящих отечественных условиях сложилось и устойчиво проявляется несколько категорий дауншифтеров:

  • · молодые люди до 30 лет, осознавшие, что они выбрали неподходящую для себя карьеру, например, под влиянием семьи;
  • · менеджеры, испытывающие перенапряжение и стрессы на работе;
  • · менеджеры после 40 лет, уже достигшие определенного положения и благосостояния, «уставшие» от карьеры и желающие попробовать в жизни что-то еще, согласно своим иным талантам и склонностям.

Организации необходимо реально исследовать и оценивать формирование этих тенденций в среде своих менеджеров, поскольку их проявление влечет за собой порой уже неисправимые последствия для карьеры персонала управления:

  • · нарушается логика программирования карьеры, в ответ на что работодатель может не простить такого непостоянства и больше не принять обратно на работу;
  • · профессионал «выпадает из обоймы, номенклатуры», у него теряется ритм, что не способствует обратному возвращению, обусловливая потери;
  • · изменяется оценка личности близкими и окружающими, что существенным образом деформирует психологический и социальный климат.

В любом случае менеджеру необходимо четко осознать свое отношение к тенденциям дауншифтера, признать просчеты предтрудового, трудового и посттрудового периодов управления жизненным циклом сотрудника, разработать и реализовать программу реакции на развитие опасных тенденций и компенсации деструктивных последствий в работе с персоналом организации. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент - М. ФОРУМ - ИНФРА-М 2010.

Подводя итоги по первой главе, можно сделать вывод, что профессиональным характером управленческой деятельности является менеджер, который выступает главным элементом, лежащим в основе менеджмента.

Менеджер - это:

Работа менеджера заключается в следующем: ставить перед собой цели, добиваться их выполнения, предвидеть последствия своих решений. Поскольку в настоящее время для рынка характерны такие черты, как риск и неопределенность, то подобные ситуации требуют от менеджера самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Что касается карьерного роста, то руководитель должен постоянно находиться в состоянии прогресса, улучшая свои навыки, развиваясь и подавая хороший пример для своих подчиненных.

, бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

Директор по персоналу читает заявление об увольнении специалиста по кадрам. Этому специалисту надоело быть только кадровиком, он намерен расширить знания. Возникает вопрос: как удержать хорошего работника, если вакансий в отделе персонала нет?

Рассмотрим, как поступила директор по персоналу этой компании. В отделе было 3 кадровика,
2 рекрутера, 1 специалист по компенсациям и льготам и 1 специалист по обучению. В целом директор по персоналу придерживалась демократического стиля руководства, поэтому открыто поговорила с работниками.

Трое человек признались, что уже все знают на своих участках и несмотря на то, что компания им нравится, они не хотят быть только узкими специалистами и планируют развиваться дальше. Двое сказали, что еще не до конца разобрались со своим участком, но в дальнейшем желают освоить и другие направления. И лишь оставшиеся два специалиста указали на то, что им интересно только то направление, в котором они работают. Директору по персоналу стало понятно: если не изменить работу в отделе, можно потерять и других работников. В итоге был разработан план управления карьерой работников отдела персонала.

Выбор стратегии в управлении карьерой

При разработке плана директор по персоналу исходила из ряда принципов.

При построении карьеры в HR-сфере либо сотрудник специализируется в одной области (например, рекрутер становится начальником отдела подбора), либо специалист в одной области, например, рекрутер, осваивает другие участки (кадровое делопроизводство, технологии обучения персонала и т.д.) и дорастает до HR-generalist, а со временем и до директора по персоналу. В связи с этим и разделение функции в компании может быть как функциональным (отдел кадров, отдел подбора, отдел обучения и т.д.), так и по структурным подразделениям (HR-менеджер одного направления, HR-менеджер другого направления, HR-менеджер третьего направления, при этом менеджер занимается и кадровым делопроизводством, и подбором, и обучением, и мотивацией, но в рамках своего подразделения). Именно такая стратегия в управлении карьерой работников отдела персонала и была выбрана.

Вершиной карьеры в HR-сфере предполагается должность директора по персоналу. Чтобы стать директором по персоналу, надо изучить все участки работы отдела персонала (это квалификация HR-generalist) и приобрести управленческий опыт (например, управляя группой из одного-двух человек). На уровне специалиста направления работы могут быть разные. Поэтому программа роста может быть такой:



Когда стратегия была выбрана, директор по персоналу написала краткий план

1 этап

Формирование карьерной цели, портрета «идеального кандидата», презентация стратегии подчиненным

2 этап

Оценка существующего персонала (определение компетенций, знаний и навыков, личных характеристик)

3 этап

Разработка программы управления карьерой

4 этап

Реализация плана управления карьерой

5 этап

Оценка эффективности реализации плана

План управления карьерой

1. Для достижения уровня HR-generalist специалистам необходимо освоить все участки работы одела. Участки разделены следующим образом (описание функций):

Участок работы

Выполняемые функции

Корпоративная культура

Внедрение корпоративных ценностей, внутренние PR-акции. Формирование кадровой политики, поддержание системы внутренних коммуникаций

Обучение и оценка

Поддержание системы обучения (наставничество среди рабочих, семинары для специалистов). Корпоративные мероприятия. Поддержание системы оценки в компании.

Подбор персонала

Массовый подбор рабочих. Подбор специалистов и руководителей. Работа по адаптации персонала. Мониторинг рынка труда.

Компенсации и льготы

Бюджетирование и анализ ФОТ, отчетность «План - Факт». Расчет нормативной численности. Разработка мотивационных программ. Разработка системы нематериальной мотивации.

Кадровое делопроизводство

Ведение КДП, регулярный кадровый аудит. Разработка пакета локальных нормативных актов, должностных инструкций. Ведение штатного расписания, учет рабочего времени.

«Идеальным кандидатом» на должность директора по персоналу является человек, обладающий опытом работы на каждом из указанных участков и имеющий руководящий опыт. Также кандидат должен обладать следующими личностными качествами: развитые лидерские навыки, способность понимать людей, хорошие коммуникативные навыки, высокий уровень самоорганизации, проактивность, умение расставлять приоритеты, аналитические навыки, устойчивость к стрессам и т.д.

После этого состоялась беседа с работниками отдела. Директор по персоналу сказала: «Мне нравится моя работа, но как профессионал я понимаю, что через некоторое время мне нужно будет перейти на следующую ступень развития и должность директора по персоналу окажется вакантной. Вы все можете стать кандидатами на эту должность. Тот из вас, кто покажет наилучшие результаты в освоении профессии, сможет занять мое место. Вот перечень функций, которые осуществляет наш отдел, пока каждый из вас занят своим участком и не имеет квалификации для выполнения всех этих функций. Но у вас есть возможность учиться в соответствии с программой и перечнем функций. Кто желает? Давайте разработаем программу вашего продвижения к желаемой должности».

2. Директор по персоналу, конечно, знала обо всех сильных и слабых сторонах своих работников, но для того, чтобы они тоже осознали их, она вместе с ними оценила знания и навыки каждого и составила таблицу. Вот что получилось:

Специалист

Сильные стороны

Слабые стороны

Специалист по кадровому делопроизводству Иванова

Наличие высшего профильного образования. Высокий уровень квалификации по КДП. Наличие опыта в обучении персонала. Небольшой опыт в подборе рабочих. Пользуется авторитетом среди коллег.

Отсутствие опыта работы на других участках. Сложности работе с числовой информацией. Недостаток аналитических навыков.

Специалист по компенсациям и льготам Волкова

Опыт по работе с системами материальной мотивации, знания КДП (без опыта работы). Заинтересована в освоении КДП. Хорошо умеет работать с цифрами. Навыки преподавания, объяснения сложного для других материала.

Нет четких карьерных и жизненных планов. Не всегда мыслит системно, не может представить информацию структурированно, слишком много внимания уделяет мелочам. Нет опыта работы на других участках.

Специалист по кадровому делопроизводству Петрова

Средний уровень квалификации по КДП, опыт составления локальных актов, опыт в подборе специалистов. Высшее образование, специальное дополнительное образование. Желание приобрести опыт в смежных областях. Умение работать с цифрами.

Есть сомнения, может ли руководить людьми, не было возможности проявить способности. Недостаточно опыта работы в условиях изменений.

… и т.д.

3. После совместного обсуждения был разработан план реализации управления карьерой на ближайший год.

Первый этап - овладение необходимыми профессиональными знаниями. Дополнительный бюджет руководство на программу не выделило, поэтому основными инструментами овладения профессиональными знаниями стали: внутреннее обучение (лекции наиболее квалифицированных работников), посещение внешних бесплатных семинаров и выставок, прослушивание бесплатных вебинаров, чтение специальной литературы, обсуждение изученного материала в отделе, ротация работников, практическое освоение знаний на рабочих местах, наставничество на рабочих местах при решении практических вопросов.

Основными инструментами овладения навыками руководства стали: руководство другими работниками в отдельном проекте в пределах одной-двух недель, руководство работников при выполнении отдельной функции (например, только приемов на работу), освоение сбора отчетности по какому-то из блоков, составление аналитических справок. В зависимости от квалификации работники стали учениками или учителями по тому или иному блоку. Обучение проводилось исключительно на добровольной основе.

Наименование
блока обучения

Преподаватель

Корпоративная культура

Директор по персоналу

Обучение и оценка

Директор по персоналу

Подбор персонала

Специалист по подбору

Разработка систем мотивации

Специалист по компенсациям и льготам

Бюджетирование ФОТ

Директор по персоналу

Кадровое делопроизводство

Специалист по КДП Иванова

Психология управления

Директор по персоналу

Был составлен следующий план-график освоения работы на смежных участках.

Вид обучения

Периодичность

Обучающие внутренние семинары и дискуссии

Еженедельно по пятницам 1 час

Внешние мероприятия

Ежемесячно 1 человек при наличии бесплатных мероприятий, ежемесячно вебинары при наличии - бесплатно

Обучение на рабочих местах

Освоение смежных участков в виде отдельных заданий не менее 3 часов в неделю для каждого участника программы

Замещение отсутствующих работников на других участках

При отпусках, больничных, иных отсутствиях работников, по возможности ежемесячно для каждого участника программы

Руководство группой при выполнении отдельных заданий

Не менее 1 локального проекта в месяц на каждого участника программы

Оценка эффективности мероприятий

Оценочное интервью с каждым работником по эффективности проведенных мероприятий - ежемесячно

Вторым этапом стал переход к иной структуре работы в отделе персонала. Был составлен план постепенного перехода от функциональной системы работы отдела персонала к работе по подразделениям.

По итогам должна быть сформирована следующая система: группа отдела персонала по одному направлению деятельности, группа отдела персонала по второму направлению деятельности, группа отдела персонала по третьему направлению деятельности. Соответственно, постепенно из среды работников отдела персонала должны выделиться три ведущих менеджера по персоналу для каждого из направлений - это те, кто будет преуспевать в реализации карьерного плана. Те же, кто будет повышать квалификацию медленнее, станут их помощниками - менеджерами по персоналу.

Отдел начал работать по новой структуре без официального изменения с целью освоения работниками новых должностей и опробования возможностей. Цель данного этапа - освоение управленческих навыков ведущими менеджерами по персоналу: навыков постановки задач, планирования деятельности подчиненных, контроля исполнения, обучения подчиненных. Также не прекращалось совершенствование профессионального мастерства в работе на всех участках по конкретному направлению, несение персональной ответственности за организацию работы с персоналом в вверенном подразделении. При этом обучение заинтересованных специалистов работе по смежным участкам продолжалось.

4. В течение двух кварталов работники учились и получали навыки практической работы в качестве HR-generalist"ов согласно плану. Они несли ответственность за организацию работы в отдельном направлении бизнеса, а также получали навыки управления подчиненными. За полгода работа в отделе стабилизировалась, была утверждена новая структура отдела, также были официально изменены должности в отделе персонала.

5. Оценочное интервью трех работников, которые стали ведущими менеджерами, показало, что они довольны ситуацией, им интересно работать по нескольким направлениям, они не собираются покидать компанию до тех пор, пока не почувствуют себя уверенно в новом качестве.

Трое работников (менеджеров) сказали, что пока им нелегко, так как приходится осваивать много нового, но учиться интересно. Одна работница (не заинтересованная в обучении) уволилась.

Таким образом, директору по персоналу удалось удержать работников в компании возможностью карьерного роста, без открытия новых вакансий, только за счет реструктуризации отдела. Это стало полезно и для нее самой: она повышала свою квалификацию в качестве тренера и приобретала навыки руководителя второго уровня - руководителя руководителей.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Когда в 1990-х годах HR-профессия в России только зарождалась, всех именовали кадровиками – и тех, кто таковыми был на самом деле (специалистов по кадровому делопроизводству), и совершенно несвязанных с трудовыми книжками рекрутеров, консультантов по оценке персонала и даже HR-директоров. Вузы зазывали молодежь на обучение HR-дисциплинам, вольно или невольно формируя у абитуриентов ожидание скорой управленческой карьеры. В итоге как у студентов, так и в профессиональном сообществе восприятие профессии эйчара раздваивалось. То ли на этой работе ты будешь до конца своих дней заполнять трудовые, то ли корочка вуза – гарант получения должности HR-менеджера и даже HR-директора?

Почти за 30 лет развития кадровой индустрии и HR-профессии многое изменилось. Накопились примеры впечатляющих карьерных взлетов, возникли новые профессиональные направления, а работа пресловутых «кадровиков» трансформируется на наших глазах под влиянием цифровых технологий. Однако многих эйчаров по-прежнему заботят ограниченные, по их мнению, возможности карьерного роста и развития, недостаточный авторитет в глазах бизнеса и рынка труда, а кого-то и угрозы, исходящие от роботов и автоматизации. Каковы же карьерные горизонты в семействе HR-профессий? Какие из опасений справедливы, а какие вызваны нехваткой информации?

Как стать HR-специалистом

В 1990-е годы на не слишком понятную работу в HR-сфере шли люди с самым разным образованием: искусствоведы, врачи, переводчики, инженеры, экономисты, кандидаты наук. В наши дни в стране насчитывается более ста вузов, предлагающих бакалавриат и магистратуру по специальности «Управление персоналом». Тут абитуриента подстерегают две существенные проблемы:

  1. Вузовское образование в области управления персоналом не является гарантом последующих карьерных успехов, в отличии, например, от юриспруденции и IT.
  2. Высшей школе по-прежнему недостает практики.

На самом деле «образовательное меню» в HR значительно разнообразнее. Так, для начала карьеры в сфере компенсаций и льгот пригодится экономическое или математическое образование, в области оценки и обучения – психологическое/педагогическое, в рекрутменте полезным может оказаться диплом по направлению, в котором вы будете подбирать специалистов – IT, маркетинг, финансы, инженерно-техническая специализация. Поэтому весьма распространен альтернативный путь – получить любое (но непременно качественное!) высшее образование и начиная с третьего-четвертого курса приобретать практический опыт. А дополнительное/второе высшее образование или МВА в HR можно получить и позже, когда вы определитесь со своими профессиональными приоритетами.

Выбирая обучение по HR-специальности, российский студент зачастую пребывает в уверенности, что по окончании вуза будет сразу директором по персоналу и начнет всеми «управлять». Хорошо, если с этими иллюзиями им помогут расстаться на старте. Например, на кафедре управления персоналом факультета управления РГСУ студентам с первого курса объясняют, какой практический опыт придется приобрести, прежде чем им доверят управление кем-то. Это один из признаков ответственного отношения вуза к своим студентам.

Еще один распространенный вариант ошибочного выбора профессии – «иду в HR, потому что нравится общаться с людьми/помогать людям» (оставим за скобками печальную историю выбора HR-профессии просто потому, что юное дарование еще не определилось со своими интересами). Необходимо понимать, что HR – не тождество благотворительности и не биржа труда. Если хотите помогать людям – стоит подумать о специализации в корпоративной социальной ответственности или выбрать карьеру в государственном центре занятости.

Надолго успокаиваться, определившись с вузом, не стоит: необходимо сразу же планировать приобретение практического опыта. Стажеров и ассистентов охотно приглашают и обучают как в HR-отделах крупных и средних компаний из реального сектора, так и провайдеры в сфере кадровых услуг. Это оптимальная возможность осознано выбрать специализацию и приобрести практический опыт в поиске, подборе, оценке персонала, аутсорсинге учетных функций (кадровом делопроизводстве, расчете зарплат), исследованиях рынка труда.

Многие рекомендуют приобретать первый опыт исключительно в международной компании, чтобы освоить лучшие мировые практики. Однако не все столь категорично. В последние пять-семь лет сформировался авангард крупных российских компаний, в которых можно получить прекрасный опыт. Такие игроки есть в телекоммуникационной и финансовой сферах, розничной торговле и промышленности. Главное – выбирать компанию с близкими вам ценностями, достойной репутацией как работодателя и известными в профессиональном сообществе HR-руководителями.

Какие критерии выбора работодателя важны в разном возрасте

Источник: российское исследование Employer Brand Research powered by Randstad , 2017

Семь путей дальнейшей HR-карьеры

Состоявшись как эксперт в одной из HR-специальностей, необходимо обогатить профессиональный багаж смежным опытом: наращивать управленческие компетенции, изучать трудовое законодательство и решения в области автоматизации и роботизации HR-процессов. Например, при подборе и оценке сотрудников следует на зубок знать законодательство в области обработки персональных данных, оформления отказов в заключении трудового договора и не допускать дискриминации соискателей по причинам, не относящимся к их деловым качествам. В общем, квалифицированный HR должен знать и уметь применять на практике соответствующее законодательство не хуже юриста и разбираться в системах автоматизации не хуже программиста.

В какой-то момент вы оказываетесь на профессиональной развилке. Необходимо будет сделать выбор дальнейшего пути развития, например:

  1. Кросс-функциональное развитие : поработать последовательно в подборе, оценке, обучении и развитии. Сфера HR хороша разнообразными возможностями горизонтального развития. Например, Executive Search (поиск и подбор управленцев и редких специалистов) или HR-аналитикой можно успешно заниматься долгие годы, и это будет весьма достойно оплачиваться. Но если вы твердо нацелены на управленческую карьеру в HR, необходимо достичь профессиональных высот как минимум в одной-двух областях. Например, в подборе и оценке; оценке и обучении; HR-аналитике и компенсациях/льготах.
  2. Региональная / проектная экспертиза: расширить профессиональные горизонты можно, поработав в филиале в другом городе; на проекте по массовому подбору персонала на нескольких производственных площадках; в команде по запуску нового карьерного портала или автоматизации различных HR-процессов.
  3. Международная карьера: перенимать опыт и культурные особенности других стран и народов через сферу управления персоналом может быть весьма увлекательным занятием.
  4. Вертикальный рост: карьера HR-директора. В этом случае потребуется получить дополнительное образование, а главное – пройти этап кросс-функционального развития, нарастить проектную экспертизу и приобрести руководящий опыт в операционном управлении бизнесом.
  5. Переход из HR в консалтинг, если вы начали карьеру внутри компании, или из консалтинга во внутренний HR. Здесь все зависит от ваших предпочтений и способностей.
  6. Организация своего бизнеса – например, тренингового или рекрутингового стартапа. Этот путь стоит выбирать тем, у кого с институтской скамьи проявлялись предпринимательские качества и желание начать свое дело.
  7. Кардинальная смена профессии: переход в сферу продаж, юриспруденции, маркетинга. Опыт в HR пригодится везде.

Кто может стать HR-директором

Если вы планомерно развивали свою карьеру, то от заветной должности HR-директора вас отделяет лишь один шаг – приобретение управленческих компетенций: лидерских качеств, стратегического мышления, способности собирать и мотивировать команды профессионалов. Функционал HR-директора больше похож на описание работы управленца из других сфер, нежели на HR: управление производительностью труда, системой вознаграждений и расходами на персонал, возвратом на инвестиции в человеческий капитал, оптимизацией организационной структуры и внедрением сложных информационных систем. Неудивительно, что все чаще на должность HR-директора назначают руководителей с непрофильным опытом – директора по продажам, финансового директора. Опыт работы на производстве, в логистике, маркетинге или продажах поможет будущему HR-директору чувствовать себя уверенно с коллегами из бизнес-подразделений, общаться с ними на одном языке – языке цифр и показателей эффективности.

Конечно, ни один вуз и даже программа МВА не выпускает готовых директоров по персоналу. Необходимо дополнить свое первое высшее образование знаниями в сфере финансов, экономики и управления проектами. Если у вас все же есть потребность в повышении квалификации в HR, из предлагаемых в России программ можно рассмотреть международную , CIPD Advanced Level Diploma (совместный проект РАНХиГС и Kingston University, London).

Однако самый лучший способ изучения современных HR-технологий – это работа в компаниях, которые применяют их на практике. В крупных корпорациях обычно внедрены самые современные HR-IT-системы, передовые программы привлечения и обучения персонала, развита культура преемственности, внедрена структурированная система оплаты труда. Стоит также помнить о том, что ни один HR-директор не будет успешен без профессиональной команды, которую нужно уметь собрать, постоянно обучать и развивать.

Вершина карьерного развития в сфере HR на сегодняшний день – вовсе не «что-то цифровое» как самоцель, а Chief Сustomer and Employee Experience Officer – директор по формированию впечатлений клиентов и сотрудников. Это совершенно новая, революционная ступень в карьере HR, требующая компетенций и опыта, существенно отличающихся от традиционных. Нужно полностью переориентировать свое сознание, культивируя отношение к сотрудникам как к клиентам. И, конечно, глубоко погрузиться в мир цифровых технологий и социальных сетей, куда смещаются активности как по маркетингу продуктов и услуг, так и по развитию бренда работодателя.

Семь вариантов управленческого роста в HR

Однако есть и другие варианты карьерного развития:

  1. Переход в более крупные компании с расширением функционала. Например, к HR-функциям добавляется корпоративная социальная ответственность.
  2. Международная карьера / проекты в разных странах в рамках глобальных корпораций.
  3. Переход в консалтинг . Можно стать генеральным директором в HR-консалтинговой / тренинговой компании или партнером в компании Executive Search.
  4. Создание собственной консалтинговой / тренинговой компании. Здесь пригодится и профессиональный, и управленческий опыт, и сеть контактов в бизнесе.
  5. Переход в сферу образования . Например, на руководящую должность в бизнес-школе или в некоммерческой организации.
  6. Переход на госслужбу . Например, Ольга Голодец перешла с должности заместителя генерального директора по персоналу и социальной политике «Норильского никеля» в правительство Москвы, а затем в правительство РФ.
  7. Построение карьеры генерального директора. Этот вариант рекомендуют делать не в один шаг. Сначала стоит поработать на управленческой должности в бизнесе, например, возглавить операционное подразделение / филиал / регион. Некоторые компании осознанно практикую подобную ротацию. Например, HR-директор KFC Раиса Полякова, поработав коммерческим директором компании, через год была назначена генеральным директором компании в России и СНГ.

У HR-директора весьма высоки шансы на успех в роли генерального директора, поскольку в эпоху ускоренной цифровой трансформации при отборе управленцев требуются как раз те качества, которыми обладают успешные HR-директора. Они закалены постоянными вызовами и сложными ситуациями в работе с людьми, знают, как поддержать сотрудников в состоянии неопределенности и перемен, они привыкли тщательно подбирать слова, прежде чем что-то озвучить коллективу, понимают ценности компании как никто другой.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что роботы заменят человека в рутинных трудовых действиях , но не лишат нас рабочих мест, а создадут новые для людей, обладающих не только опытом и знаниями, но и развитым эмоциональным интеллектом. Для тех, кто выбирает карьеру в сфере HR, основным вызовом станет необходимость научиться очеловечивать цифры, находить индивидуальный подход к каждому работнику и транслировать машинные данные в понятную и полезную для людей информацию.

Глава 1 Управленческая карьера в современном мире

Энциклопедический словарь дает значение слова «карьера» как продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Словари довольно единодушно вносят негативную окраску в слова «карьеризм» и «карьерист», связывая их с погоней за успехом, обусловленную стремлением к личному благополучию, к достижению корыстных, индивидуалистических целей. Карьеризм предполагает главенствование личных интересов над интересами общества и рассматривается как аномальное управленческое развитие.

Некоторый научный интерес представляет техника, «ловкость» карьеризма, как достижения индивидуальных целей любыми средствами.

По мнению многих исследователей, базисом развития личности является стремление к повышению самооценки, которое может быть реализовано именно при достижении карьерных целей. К сожалению, до сих пор не появились соответствующие термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т. е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности.

Возвращаясь к термину карьера, отметим, что различные исследователи не всегда понимают его одинаково. В ранних работах Д. Холла (Hall D., 1976) карьера – это продвижение в организационной иерархии, представленное последовательностью выполняемых человеком работ в течение жизни. Для С. Барлея карьера – последовательный ролевой опыт (Zabusky S. & Barley S., 1996). Первое понятие частично включает второе, так как продвижение в организационной иерархии может сопровождаться накоплением ролевого опыта, но им не ограничивается. С. Барлей неоправданно расширяет понятие карьеры за счет включения в него широкого набора ролей, не только профессиональных. Сделана попытка определить карьеру как индивидуально воспринимаемую последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом работы (Hall D., 1976). В этом случае рассматривается лишь внутренняя субъективная сторона карьерного процесса. Сочетание внутренней и внешней его стороны достигается в определении карьеры как личностного движения в социальной структуре во времени, но при этом не учитываются иные структуры: функциональная, информационная и т. д.

Определим управленческую карьеру как расширение влияния или продвижение менеджера по ступеням иерархии систем управления, сопровождаемое достижением целей организации на каждом из занимаемых уровней.

Это определение полностью снимает вопрос о том, что важнее – успешная деятельность компании или обеспечение дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Представления о целях карьерного продвижения могут быть различными. Их динамика отражена в высказывании президента одного из банков:

«С тех пор как я впервые задумался о карьере, многое изменилось. Скорее всего, под карьерой я понимал интересную работу в сочетании с нормальной зарплатой и социальным признанием. О богатстве никогда не думал. Я просто не знал, что это такое. Потом увидел, что карьера – это когда с тобой разговаривают нормальные люди, кто-то заискивает, а кто-то, достаточно высокого класса, ставит тебя на одну доску с собой». Президент « Кредо-банка » Ю. Агапов (Общая газета № 6/31-11.02.94).

Индивидуальная карьера предполагает как продвижение, так и личностное развитие, которое на каждой из должностных ступенек должно подтверждаться конкретными достижениями и результатами.

Фундаментальные стремления человека получают наиболее полную реализацию в управленческой деятельности. Она дает возможность перейти:

От пассивности к активности;

От зависимости к относительной независимости;

От однообразной деятельности к более разнообразной;

От близких перспектив к долговременным;

От подчиненности к лидированию;

От неуверенности к уверенности в себе.

В конце прошлого века сложились представления о менеджерах XXI столетия как работниках, занимающихся творческим, интеллектуальным трудом (желание и способность постоянно обновлять знания, обладание чувством нового, готовность рисковать), ориентированных на решение социальных (кооперативный стиль руководства, коммуникабельность) и экономических (заинтересованность в минимизации затрат, достижении высоких корпоративных результатов) задач (Berthel, Langasch, 1987). Действительно, в настоящее время существенно изменились требования к современным менеджерам, их управленческой компетентности, способности ориентироваться в возрастающих информационных потоках, умению создавать работоспособные команды из людей, придерживающихся различных ценностей и принципов. Менеджер должен уметь оказывать влияние на эффективность использования всех природных и общественных ресурсов, разрабатывать стратегии, осуществлять перспективное планирование, учитывающее цели общественного развития.

Проблемы управленческой карьеры рассматриваются в контексте глобальных изменений, происходящих в организациях. В современных условиях выделяются шесть основных тенденций их развития.

Первая тенденция связана с переходом от индустриального общества к информационному. По оценкам специалистов, в настоящее время до 60 % совокупного рабочего времени тратится на создание, передачу и использование информации. Новый «информационный работник» постоянно использует компьютер, информационные технологии. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и т. д.

Вторая тенденция – переход от силовых технологий, предполагающих непосредственное воздействие на объект труда, к высоким технологиям, которые такого воздействия не требуют. При этом человеческий фактор не только не утрачивает своей значимости для организации, а наоборот, она значительно возрастает, что наглядно видно на примере роста цены ошибок, особенно это касается управления. Следовательно, в новых условиях наибольшую ценность приобретает управленческая компетентность, требуются более тонкие средства и методы воздействия.

Третья тенденция – это переход от иерархического построения организации к сетевому. В идеальной модели современной организации вертикальная иерархия должна уступить место горизонтальным, разнонаправленным связям, осуществится переход к преобладанию целеориентированных сетей. На первый взгляд данная тенденция снижает актуальность исследований управленческой карьеры, но в действительности она подчеркивает многоплановость карьеры, возможность не только иерархического должностного продвижения менеджеров, но и расширения их влияния. Иногда эта тенденция приводит к различным вариантам компенсаций. Например, компании с сетевым направлением развития вводят у себя должности директоров вертикальной интеграции.

Четвертая тенденция – переход от ситуации с ограниченным выбором к множеству возможных вариантов, что существенно влияет на карьерные принятия решений. Сегодня многие люди стоят перед выбором – работать или не работать, а если работать, то 50 или 40 часов в неделю, а может быть, только 16? В ряде стран ответы на эти вопросы отражают выбор личности и часто не связаны с необходимостью удовлетворения первичных потребностей (еда, жилье). Для современной эпохи характерно снижение мотивации должностного роста, так называемый кризис управленческой мотивации.

Отмеченная выше тенденция вынуждает исследователей обратить более пристальное внимание на проблемы удовлетворенности трудом и жизнью работников организации. Тем самым расширяется область исследований управленческой карьеры (рис. 1.1).

Пятая тенденция – переход к глобальным компаниям, так называемым мультинациональным корпорациям (MNCs), породившим такое явление, как глобальные менеджеры. Они не ограничены национальными рамками, учитывают особенности организационной культуры страны, в которой работают в данный момент.

В большинстве многонациональных корпораций головная (материнская) компания располагается в одной стране, а дочерние предприятия и филиалы находятся во многих странах. В деятельности таких компаний преобладают интересы страны, в которой расположена материнская компания. Часть функций управления корпорацией централизована (планирование инвестиций, выбор направлений и финансирование научно-исследовательских работ), а часть – децентрализована (подбор кадров, изучение местных особенностей спроса и т. п.).

Рис. 1.1. Факторы, определяющие качество жизни (Kreitner R., Kinicki А.)

Тенденции развития мирового рынка и изменения в политической сфере привели к переходу ряда крупнейших многонациональных корпораций на качественно новый уровень, – уровень глобальных (общемировых) корпораций. В рамках таких корпораций создается единая сеть компаний, которые расположены и действуют в различных странах, их управление централизовано в большей степени, чем в многонациональных корпорациях. С помощью системы спутниковой связи и современных технических средств осуществляется непрерывный сбор и обработка информации от всех подразделений, распространяются принимаемые централизованно решения и рекомендации.

На рубеже веков типичной становится такая карьера, как, например, у Александра Изосимова, закончившего Московский авиационный институт , а также французскую бизнес-школу INSEAD, пять лет проработавшего в московском и лондонском офисах консалтинговой компании McKinsey. В 32 года он занял должность финансового директора компании Марс (Mars) LLC , а через три года стал генеральным директором этой компании. В 37 лет Александр Изосимов, успешно управлявший российской командой Марс и достигший динамичного роста бизнеса, был назначен президентом компании по странам СНГ и Восточной Европе.

Шестая тенденция связана с возможностью резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени затрагивающих управленческие карьеры, обусловливающих необходимость оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации. Беспрецедентное количество изменений, происходящих в современном мире, затрагивающих политику, экономику, технологии, образование, культуру, социальные отношения, оказывают влияние на управленческую деятельность (рис. 1.2). В ряде случаев эти изменения несут в себе дестабилизирующй эффект, напряженность, снижают эффективность деятельности.

Например, бывший премьер-министр В. Павлов, полтора года проведший в тюрьме, в 1994 г. был совладельцем банка Рублевский , консультантом нескольких других банков, генеральным директором двух фирм: консультационно-информационной и оптовой торговли, и продолжал считать, что в политику он шел не за властью и не за деньгами, а чтобы что-то изменить.

Рис. 1.2. Влияния на руководителя

Массовые увольнения в США, в том числе на уровне среднего и высшего менеджмента, – реальность сегодняшнего дня. Сокращения персонала начались со второй половины 2000 г. Например, автомобильная компания Daimler-Chrysler объявила о сокращении 26 ООО человек в США, Lucent Technologies – 10 ООО, производитель товаров широкого потребления Sara Lee - 7000 и т. д. (FT 31.01.2001). То, что вчера казалось стабильным и устойчивым, рушится в один момент. Число заявок на выпускников MBA от американских компаний в 2002 г. сократилось на 20–30 %. Не у дел оказались люди с 20-летним стажем работы, усилиями которых в 1990-е гг. поддерживалось процветание таких секторов экономики, как информационные технологии, финансовые услуги, управленческий консалтинг. По данным исследования, проведенного международным агентством по трудоустройству Drake Beam Morin , в 2000 г. 75 % менеджеров, искавших новую работу, делали это в предчувствии грядущих сокращений, реорганизаций и слияний. Проблемой для руководителей являются увольнения на фоне полной удовлетворенности компании их деятельностью, из-за того, что условия бизнеса не позволяют сохранять данную штатную единицу. Средняя продолжительность периода поиска новой работы для менеджеров быстро увеличивается. Если учесть, что, по оценкам Международной организации труда при ООН, в 2002 г. в результате замедления темпов экономического развития в мире сокращено 24 млн рабочих мест, важное значение приобретают фрустрационная устойчивость руководителей, навыки управления карьерой. Перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на карьерные предпочтения менеджеров, предъявляют жесткие требования к гибкости карьерных стратегий, к наиболее полному использованию личных конкурентных преимуществ. В этих условиях бурно развивается область науки, которая должна способствовать всем позитивным карьерным процессам, – психология управленческой карьеры.

Из книги Настольная книга российского карьериста автора Ивлева Валерия Владимировна

Глава 1. Карьера – что она для Вас? Какая карьера возможна в нашей стране В Америке и в Европе популярны книги, в которых миллионеры, звезды и другие люди, которые добились успеха, делятся своими секретами пути наверх. Вряд ли это в такой же мере возможно в нашей стране, по

Из книги Рабочая книга супервайзера автора Дорощук Николай

Глава 3. Административная карьера Администрирование и управленческие структуры Административную карьеру выбирают те карьеристы, цель которых – ВЛАСТЬ и ВЛИЯНИЕ.Администрирование – это управление, или менеджмент, в прямом понимании слова. Но опять же,

Из книги Управление карьерой менеджера автора Молл Елена Георгиевна

Глава 6. Политическая карьера

Из книги Победители никогда не лгут. Даже в трудные времена автора Хантсмэн Джон М.

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Глава 15 Семья и карьера Влияние семьиВ исследованиях 1995 г. было установлено, что в России 95,5 % успешных крупнейших бизнесменов женаты. Л. Корн выявил, что женаты 94 % американских руководителей крупных предприятий. Результаты исследований управленческого пути

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Глава первая УРОКИ ИЗ ПЕСОЧНИЦЫ Все, что необходимо на современном рынке, мы узнали в детстве В детстве, а рос я в бедной семье в сельской местности штата Айдахо, меня научили играть по правилам. Будь жестким, соревнуйся, всецело отдавайся игре – но делай это честно. Это

Из книги Ваш персональный коучинг успеха. Руководство к действию автора Козлова Анна М.

Из книги Курс по личному развитию для умных людей [Мастер-класс от признанного специалиста] автора Павлина Стивен

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Глава 8 Работа и карьера Вопросы коуча Что для вас значит «карьера»? Что значит «успешная карьера»? По каким критериям вы сможете определить успешность вашей карьеры? Согласны ли вы с тем, что профессия должна быть на всю жизнь? Почему? Может ли работа по

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Глава 9. Карьера Работа – это любовь, ставшая видимой. Халиль Джибран Подумайте о своей карьере как о первичном направлении творческого самовыражения. Она может принять форму бизнеса, приносящего прибыль, или высокооплачиваемой работы, но это необязательно. Ваша карьера

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас