06.07.2019

Как отвечать на вопрос, почему вы покинули предыдущее место работы. Как уйти из компании друзей. Причины, по которым подростки попадают в «плохую компанию»


Тест Векслера
Стимульный материал.
Субтест 1. Осведомлённость

Инструкция: начинать следует с 5 вопроса субтеста (за остальные 4 вопроса даются 4 балла). Если испытуемый не смог ответить на 5,6,7 вопросы, то тогда возвращаются к первому.

Оценка: каждый ответ оценивается как 1 балл в случае правильности его содержания. Максимальное количество баллов по этому субтесту - 29.
Стимульный материал

1) Какого цвета российский флаг?

2) Какой формы мяч?

3) Сколько месяцев в году?

4) Для чего используют термометр?

5) Сколько дней в году?

6) При какой температуре закипает вода?

7) Назовите фамилии любых четырех космонавтов? -

8) Столица Италии?

9) Из чего получают резину?

10) Почему темная одежда теплее светлой? .

11) Где находится Египет?

12) С какими странами граничит Россия?

13) В каком направлении вы будете ехать, если Вам нужно проехать из Киева в Болгарию?

14) Какого числа в России справляют Рождество?

16) Сколько примерно жителей в России?

17) Назовите три вида кровеносных сосудов, находящихся в организме человека?

18) Кто такой Тютчев?

19) Почему дрожжи поднимают тесто?

20) Где находится Бразилия?

23) На какой срок избираются депутаты Государственной Думы России?

25) Сколько км от Москвы до Владивостока?

28) Что такое этнография?

29) Что такое гносеология?

Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательой направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.


  • временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;

  • точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;

  • цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;

  • географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);

  • интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.

Субтест 2. Понятливость

Начинать следует с 3 вопроса (за первые два дается кредит в 4 балла). Иногда испытуемый обнаруживает трудности в запоминании всего вопроса. В таком случае экспериментатор может повторить вопрос, но не может изменить или сократить его. Если есть необходимость, можно также поддержать испытуемого, сказав "Да, дальше...". Если ответ для экспериментатора неясен, добавьте: "Пожалуйста, ответьте подробнее". В случае, если испытуемый вообще не дает ответа в течение 10-15 сек, экспериментатор должен повторить вопрос.

Критерии оценок: 2 балла - дается полная картина социальной ситуации, в крайнем случае должны присутствовать две объясняющие причины, абстрагирование ситуации;

1 балл - ответы либо объясняются с одной причиной, либо на уровне функционального действия;

0 баллов - конкретные и банальные ответы.
Стимульный материал

1) Почему человек носит одежду?

2) Для чего на автомобиль ставят мотор?

3) Что нужно сделать, если вы нашли на улице конверт с написанным адресом и приклеенной маркой?

2 балла: любой ответ, который показывает понимание того, что письмо должно быть отправлено на почту немедленно;

1 балл: ответ включает понимание того, что письмо является собственностью кого-то;

0 баллов: отсутствие понимания того, что делают с письмом и что письмо является чужой собственностью.

4) Почему вы должны покинуть дурную компанию?

2 балла: любой ответ, включающий понимание того, что получает дурное влияние от плохой компании;

1 балл: понимание специфики исхода от плохой компании;

0 баллов: упоминает плохие стороны компании без понимания неприятностей, связанных с ней.

5) Что нужно сделать, если вы, сидя в театре или кинотеатре, увидели дым или огонь?

2 балла: указание на то, что должны быть уведомлены представители администрации или пожарной охраны, а также на активное действие в тушении пожара, устранения паники и беспорядка;

1 балл: указание на то, что ответные действия будут предприняты, но не совсем эффективно и сразу;

0 баллов: описание действия, которые будут создавать панику, и не будут предотвращать опасность.

6) Почему необходимо планирование?

2 балла: понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной бесперебойной организации работы в любой отрасли труда;

1 балл: понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (какое-то одно) или подчеркивание какой-то стороны планирования;

0 баллов: понимание необходимости и мощности планирования.

7) Что означает выражение "Куй железо, пока горячо"?

Если ответ является также пословицей, спросите ее объяснение и оцените на балл ниже (как дополнительный вопрос).

2 балла: абстрактное понимание пословицы;

1 балл: специальный пример или правильное соотношение, но недостаточная степень обобщения;

0 баллов: буквальная интерпретация.

8) Почему российское законодательство ограничивает рабочий день подростков?

2 балла: понимание основного принципа общества, забота о человеке. Упоминание двух основных причин: забота о здоровье и необходимость получения образования;

1 балл: упоминание одной причины;

0 баллов: неясное представление о причине и укороченности дня для подростков.

9) Если вы заблудились в лесу днем, как бы вы повели себя, чтобы выбраться из леса?

2 балла: любое объяснение, использующее природные явления (больше двух признаков);

1 балл: упоминание одного из средств;

0 баллов: использование нереальных явлений, попытка найти поддержку у людей или просто незнание как вести себя в подобном случае.

10) Почему человек, глухой от рождения, не может говорить?

2 балла: понимание того, чтобы говорить, надо слышать речь для того, чтобы научиться повторять ее; человек должен слышать, чтобы имитировать звуки;

1 балл: идея, что слух и речь соединены;

0 баллов: непонимание принципа взаимосвязи слухового и речевого анализаторов; для процесса овладения речью.

11) Почему государство не разрешает вступление в брак до 18 лет?

2 балла: понимание необходимости как физического, так и социально-морального созревания молодых людей, вступающих в брак;

1 балл: упоминание одной из сторон: физической или социальной;

0 баллов: непонимание, не объяснение причин явления.

12) Почему воздух в деревне чище, чем в городе?

2 балла: понимание особенностей воздуха как в городе, так и в сельской местности;

1 балл: упоминание специфики воздуха либо города, либо деревни;

0 баллов: непонимание причин чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.

13) Что означает выражение "Много шума из ничего"?

14) Что означает выражение "Одна ласточка весны не делает"?

2 балла: абстрагирование понимания пословицы;

1 балл: недостаточная степень абстрагирования. Конкретный пример.

0 баллов: нет понимания того, что эта пословица; неправильное понимание пословицы.

Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Отдельные феномены:


  • в задании "Письмо", если испытуемый интересуется содержанием конверта, то можно судить о такой черте поведения, как появление нездорового интереса к чужой жизни (а порой паранойи у психически больных);

  • в задании "Компания" моделируется поведение при встрече с антисоциальной средой;

  • следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;

  • феномен импульсивности, что проявляется в вопросе о поведении в случае пожара в кинотеатре (чаще проявляется при психоорганике и при истерии);

  • феномен "фасада" при шизофрении, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.

Субтест 3. Арифметический

При выполнении этого задания не следует говорить, что будут даваться задачи. Лучше начинать с фразы: «Теперь попробуем выполнить такие задания...". Начинать следует с 3 задачи, если 3 и 4 задачи не будут решены, перейти к 1 и 2 задачам. Исследование прекращается после четырех неверно решенных задач. При выполнении этого субтеста результаты оцениваются по-разному: с 1 по 10 задачи верное решение - 1 балл, неверное – 0 баллов. Время выполнения строго лимитировано: 1-4 задачи по 15 сек, 5-10 задачи по 30 сек. На решение 11-13 задач отводится по 60 сек, а 14 задачи - 120 сек. При быстром решении 11-14 задач даются премиальные баллы: 11 задача решена за 1-10 сек - 2 балла, больше 10 сек - 1 балл. Аналогично для 12 и 13 задач. При решении 14 задачи за 1-20 сек - 2 балла, больше 20 сек - 1 балл.

Задачи читаются только один раз, ели испытуемый просит повторить условие, то это повторение входит во время решения задачи.
Стимульный материал

1) Используются 7 кубиков Кооса. Раскладываются двумя группами (красный цвет наверху) по 3 и 4 кубика. Расстояние между кубиками 0.5 см, а между группами - 2 см. Спросить:"Сколько кубиков получится, если сложить их в одно место?"

2) Если у вас было 3 книги и вы одну отдали, сколько книг у вас осталось?

3) Сколько будет 4 руб. и 5 руб.

4) Человек купил значок, стоящий 6 коп., и дал 10 коп. Сколько он должен получить сдачи?

5) Ученик купил 6 тетрадей по 25 коп. Сколько денег он заплатил?

6) Сколько кг в 2.5 центнерах?

7) Сколько пирожков можно купить за 36 коп, если 1 пирожок стоит 6 коп?

8) Сколько времени нужно человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час?

9) Человек купил 7 почтовых марок по 2 коп. и дал полрубля. Сколько он должен получить сдачи?

10) Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп. Сколько денег у него осталось?

11) Две консервных банки вместе стоят 31 коп. Сколько стоят 12 таких банок?

12) Старую мебель человек купил за 2/3 стоимости новой мебели. Он заплатил 400 руб. Сколько стоит новая мебель?

13) Пальто 1 сорта стоит 60 руб., пальто 2 сорта на 15% дешевле. Сколько стоит пальто 2 сорта?

14) 8 человек могут выполнить работу за 6 дней. Сколько нужно людей, чтобы выполнить эту работу за полдня?

Субтест требует не только специальных навыков решения задач в уме, но сообразительности и быстроты выполнения арифметических операций (быстроты мышления). Задания также требуют концентрации внимания и оперативной памяти.

Из феноменов в решении заданий следует отметить решение задачи 10: "Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп...". Неверное решение этого задания в отведенный лимит времени говорит об определенной акулькуляции, отмечаемой у испытуемого (психоорганика).

Рекомендуется проанализировать успешность выполнения арифметических операций сложения и вычитания в сравнении с делением и умножением и сохранностью автоматизированных арифметических навыков. Результаты по субтесту часто сравнивают с результатами "повторения цифр" – соотношение внимания и сосредоточенности. Попытки компенсировать нарушения внимания часто включают значительные усилия сосредоточиться, чтобы поддержать процессы, которые в норме должны протекать автоматически. Если ошибки внимания больше свидетельствуют о тревоге, то трудности в сосредоточении выражают более серьезные нарушения мыслительной деятельности. О нарушении мышления говорят при значительной разнице между "Арифметическим" субтестом и "Повторением цифр". Если "Арифметический" намного ниже, чем "Словарный", то это признак, встречающийся у демонстративных личностей (избегание активных умственных усилий и выработки внутреннего опыта).

При шизофрении "Арифметический" меньше "Повторения", но больше "Словарного". При психоорганике обычно низкие результаты отмечаются в субтестах "Арифметический" и "Повторение".

Субтест 4. Сходство

Начинать надо с первого задания, предварительно сказав: "В чем сходство апельсина и банана?". Если испытуемый объяснит, что оба они фрукты, сказать: "Хорошо" и перейти ко 2 заданию. В дальнейшем никакая помощь испытуемому не оказывается. Прекращается исследование после 4 последовательных неудач, когда ответы оцениваются 0 баллами. При интерпретации ответов следует обратить внимание на следующее:

В 2 балла оценивается абстрактный уровень ответа: любая общая классификация, уместная для обоих понятий. Установление сходства по наиболее существенному признаку;

В 1 балл оценивается установление сходства по специфически присущему признаку, общему для обоих понятий (функциональный уровень обобщения) и выражающему какое-то одиночное свойство сравниваемых предметов;

В 0 баллов оценивается конкретность ответов.

Максимальная оценка по данному тесту 26 баллов.
Стимульный материал

1) апельсин-банан

2) пальто-платье

3) топор-пила

4) собака-лев

5) стол-стул

6) глаз-ухо

7) воздух-вода

8) поэма-статуя

9) север-запад

10) яйцо-зерно

11) поощрение-наказание

12) древесина-спирт

13) муха-дерево

Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению. При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:


  • какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;

  • обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;

  • избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;

  • при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;

  • испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;

  • такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.

Субтест 5. Повторение цифр

Вначале выполняют повторение цифр в прямом порядке. В каждом наборе по 3, 4 и более цифр и их приводится по два примера. Зачитывается вначале верхний ряд цифр. Если испытуемый не смог верно воспроизвести верхний ряд (например, из 4 цифр), то зачитывается нижний ряд (также из 4 цифр). И если во втором случае испытуемый неправильно воспроизводит ряд цифр, то тест прекращается. Аналогично поступают с чтением в обратную сторону: зачитывается ряд в прямом порядке (верхний), а повторяется в обратном. Если ряд не воспроизводится, то зачитывается нижний ряд из такого же набора цифр.
Задания и оценки

Прямой счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

5 8 2

6 9 4

3

6 4 3 9

7 2 8 4

4

4 2 7 3 1

7 5 8 3 6

5

6 1 9 4 7 3

3 9 2 4 8 7

6

5 9 1 7 4 2 8

4 1 7 9 3 8 6

7

5 8 1 9 2 6 4 7

3 8 2 9 5 1 7 4

8

2 7 5 3 6 2 5 8 4

7 1 3 9 4 2 5 6 8

9

Обратный счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

2 4

5 8

1

6 2 9

4 1 5

3

3 2 7 9

4 9 6 8

4

1 5 2 8 6

6 1 8 4 3

5

5 3 9 4 1 8

7 2 4 8 5 6

6

8 1 2 9 3 9 5

7 2 8 1 9 6 5

7

9 4 3 7 6 2 5 8

4 7 3 9 1 9 8 2

8

Оценка теста. Если повторен ряд в прямом порядке из 7 цифр, а в обратном из 5, то за первый опыт дается 7 баллов (по числу повторенных цифр) и за второй 5 баллов. Находится общий балл, равный в данном примере 12.

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:


  • ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;

  • просьба повторить ряд - встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;

  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;

  • замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;

  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;

  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:

  • если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;

  • если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;

  • высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;

  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;

  • сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

Субтест 6. Словарный

Начинать можно с объяснения 4 слова. За первые три в кредит дается по 2 балла. В случае невозможности истолкования слов, можно вернуться к началу субтеста.
Стимульный материал

Кровать, корабль, деньги, зима, ремонт, завтрак, фабрика, деталь, собрание, скрывать, огромный, спешить, приговор, регулировать, начинать, обдумывать, пещера, обозначать, домашний, расходовать, заканчивать, препятствовать, раскаяние, храм, несравненный, сопротивляющийся, бедствие, стойкость, спокойный, здание, жалость, осязаемый, смелый, периметр, зловещий, тирада, загромождать, плагиат, прокалывать, пародия.

Ответы оцениваются:

2 балла: хороший синоним, основное использование слова в словарном фонде языка, одно из нескольких определений; общая классификация, к которой принадлежит слово; несколько правильных описательных свойств, которые в совокупности отражают характер понимания слова;

1 балл: правильные ответы, но бедные по содержанию; неясный или недостаточно точный синоним; второстепенное использование слова в языке;

0 баллов: очевидные неправильные ответы; отсутствие реального понимания вопроса даже после повторения его экспериментатором, в силу чего типичны ошибки подмены раскрытия значения слова включением его в конкретную ситуацию.

Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.

Феномены:


  • уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;

  • "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;

  • анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).
Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.).

Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокю корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты.

Субтест 7. Шифровка

Перед испытуемым кладется лист протокола и говорится:" Посмотрите на задание. Вы видите двойные клетки. В каждой клетке написана цифра, а под ней знак. Для каждой цифры свой знак. Теперь внизу, где под цифрами пустые клетки, надо расставить соответствующие знаки по образцу". Дать возможность потренироваться до жирной линии, а затем испытуемый работает самостоятельно в течение 90 сек.
Стимульный материал

Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:


  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;

  • темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:

  • низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;

  • оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;

  • важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;

  • повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;

  • с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
Субтест 8. Недостающие детали

Инструкция: "Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать".

Время на каждую картинку - 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.

Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.
Стимульный материал





Родители часто стремятся контролировать самые главные события в жизни ребенка. А правильно ли это? И к чему это ведет?

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом». У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

В этом разделе:
Новости партнеров

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу... Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! И это очень важная мысль. Если это его осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

Если вы находитесь в поиске работы - очевидно, у вас есть причины, по которым вы хотите покинуть или уже покинули старую работу. Большинство работодателей захотят поинтересоваться этими причинами. Наш эксперт, руководитель карьерных сервисов HeadHunter, Марина Хадина поведает о том, как грамотно беседовать на ту тему.

Варианта может быть два.

1. Вы уходите / уже ушли по собственному желанию

Если вы покинули компанию по собственной инициативе, то старайтесь придерживаться «стратегии будущего», избегать обсуждения неприятных для вас обстоятельств. Конечно, если таковые имели место.

Не отзывайтесь плохо о своем прошлом руководителе/работодателе.

Справедливость ваших слов проверять никто не будет, а вот услышав нелестные отзывы о предыдущем работодателе, новый будет думать, что вы так же плохо можете отозваться о нем в разговоре с последующим работодателем. Возможен и такой поворот: данный работодатель находится в деловых отношениях с предыдущим вашим работодателем и относится к нему с симпатией.

Поэтому тщательно готовьте свои ответы на типичные для интервью вопросы. Ваши слова должны быть правдоподобными (в идеале правдивыми на 100%), позитивными и этичными.

Примеры ответов:

- Я выполнял эту работу на протяжении последних пяти лет, хотелось профессионального развития. Я поговорил со своим прямым руководителем и с представителем отдела персонала о карьерных перспективах в рамках компании. Получив неудовлетворительный ответ, я понял, что нужно действовать самостоятельно.

- Да, многие ищут новую работу «без отрыва от производства». Но я не мог совмещать поиск работы с текущей трудовой деятельностью. Мне всегда казалось, что это немного неэтично: использовать время текущего работодателя. Да и эффективность поиска снижается. Поэтому я принял решение сначала уволиться, а потом вплотную заняться поиском.

- Работая несколько лет в этом направлении, я задумался о том, как вижу дальнейшее развитие своей карьеры. И понял, что хочу немного сменить фокус, сделав акцент на … (укажите, на чем именно) , т.к. мне интересно… и/или у меня хорошо получается … Поэтому я начал получать дополнительное образование в этой области. И в итоге покинул предыдущее место работы, чтобы найти новую, уже с учетом откорректированной специальности.

- Я переехал в этот город вместе с семьей для обеспечения достойного обучения детей, поэтому вынужден был оставить прошлое место работы. Наша компания, к сожалению, не представлена в этом регионе.

- Я ушла с предыдущей позиции на работу с частичной занятостью, т.к. тогда мне нужно было проводить больше времени с семьей. Сейчас все вопросы решены и я наконец могу выйти на работу с полной занятостью.

- К сожалению, офис компании переехал, и у меня стало уходить очень много времени на дорогу. А мне хотелось бы больше сил тратить на рабочие вопросы.

- Признаться честно, я не планировал менять место работы, сейчас у меня все хорошо. Но узнав о вашей возможности, я настолько вдохновился задачами (перечислите, какими) . Здесь я могу применить весь спектр своих знаний и умений (конкретизируйте).

2. Вас уволили

Если так случилось, что вы были уволены, то стратегия ответа может быть такой :

- Пришел новый руководитель со своей командой. К сожалению, он не оставил никого из предыдущей команды вне зависимости от их показателей. Безусловно, это его право, а для меня теперь открываются новые возможности.

- Был ряд личных причин, которые мешали мне выполнять работу эффективно. Теперь все эти сложности решены и не возникнут вновь. Я в хорошем рабочем состоянии, готов целиком посвятить себя любимой работе.

- Моя позиция была сокращена в связи с глобальной реорганизацией в компании. Так, был сокращен полностью наш отдел и такие-то отделы…

- Обычно я очень хорошо лажу с людьми и руководством. Но в этот раз встретилось исключение. Мы просто не сошлись, такое, видимо, случается. Даже не знаю, в чем дело, но расстались мы позитивно.

- Мои навыки и уровень квалификации не очень подходили для выполнения прежней работы. Однако описание вашей вакансии на 100 процентов совпадает с моей компетенцией. У меня также есть опыт… и навыки… (перечислите потенциально необходимые для данного работодателя характеристики) , пригодятся ли они здесь?

- Моя предыдущая работа не очень подходила мне, поэтому мы совместно приняли решение о том, что я рассмотрю вакансию, где я смогу принести больше пользы. И вот я здесь, я готов работать и вкладываться. Мои сильные стороны

- Я много думал, о том, что можно было сделать иначе, чтобы преуспеть на моей предыдущей работе. Я получил колоссальный урок в следующих вопросах… И теперь я хотел бы получить шанс, чтобы доказать это.

Повторюсь, обязательно сформулируйте и проговорите заранее свой ответ на этот вопрос, потренируйте его с друзьями. Пускай ответ будет очень коротким, но убедитесь, что он искренний, звучит позитивно и подчеркивает вашу заинтересованность в работе.

А для того чтобы работодатель не сомневался в ваших серьезных намерениях относительно него, сообщите ему о своем желании работать именно у него: сервис «Хочу у вас работать» позволит вам сделать это наиболее эффективно. Даже если в настоящий момент в компании нет подходящих вакансий, как только они появятся, ваша кандидатура будет среди первых в списке. Если же вы хотите, чтобы ваше резюме наверняка попалось на глаза потенциальному работодателю, воспользуйтесь сервисом «Яркое резюме» , выделив свое резюме из общей массы.


Компании и просто люди встречаются в нашей жизни каждый день. Даже если нам удалось закрепиться в любой из них, это не значит, что наша настоящая компания сейчас - хорошая компания. На деле это может быть просто странная привязанность, которую мы испытываем к этим людям, или простое нежелание что-то менять в своей жизни. Но правда остается правдой: если наше окружение не делает нас лучше, а, напротив, заставляет чувствовать себя неудачником - это плохое окружение. Его надо сменить. А сегодняшняя статья тебе в этом как раз поможет.

1. Они встречаются с тобой только тогда, когда им это удобно

Самый первый и явный признак. Если компания или человек встречаются с тобой только в удобное для них время, оставляй их: это не друзья и даже не приятели. Если ты не можешь позвать их погулять с или пойти выпить, а любая инициатива идет только от них в самое неподходящее для тебя время - поздравляю, они тобой пользуются! Не позволяй им это делать, бро! Несмотря на красивые слова об отношениях в духе «Никто никому ничего не должен», этого не бывает. Если чуваки вступили в отношения, значит, они кому-то что-то да должны.

2. Они постоянно вспоминают твое прошлое

Эти люди не допускают мысли, что ты мог измениться. Они с некоторым удовольствием припоминают тебе старые ошибки, показывая тебе, какой ты плохой чувак. Хотя прошло много лет. Чуваки, которые относятся к тебе уважительно, никогда не вспомнят о твоем прошлом, потому что они видят, что оно прошло, да и ты тоже изменился. Таких внимательных к тому, что кануло в Лету, надо оставлять позади, а то придется ремонтировать свое будущее.

3. Ты чувствуешь себя в ловушке

Здоровые отношения на то и здоровые, что ты можешь легко прийти к этому человеку и уйти. Можешь сорваться и побежать, а потом вернуться. Когда отношения в норме, возникает чувство, что все двери и окна открыты настежь: можно прийти, уйти, да и дышится неплохо. В отношениях с «не теми людьми» (вне зависимости какими) ты чувствуешь себя заключенным, точно тебя заманили в дом, а потом заперли. Тебе неуютно, неловко, ты не можешь расслабиться. Так почему не найти в себе силы и не уйти от них?

4. Они принижают твои способности и мечты

Нормальные чуваки похвалят тебя за что-то хорошее и поругают за что-то плохое. Но они не будут только ругать тебя за всякую ерунду. В моей жизни была подруга, которая постоянно принижала мои способности во всех сферах и считала, что мои мечты - глупые, наивные и плохие. А еще она была уверена, что я занимаюсь нелюбимым делом. Вернее, что все, что я делаю, мне не подходит. С годами я понял, что подруга просто пыталась выехать на моем фоне, принижая мои, к слову, очевидные достоинства. Если тебе говорят, что то, что ты точно делаешь хорошо (и ты это сам знаешь), фигня полнейшая, знай, бро, ты попал в плохую компанию - пора выбираться отсюда. И никогда не оправдывай этих чуваков, типа у нее/него просто свое мнение. Разумеется, она высказала свое мнение, но зачем тебе такие люди рядом? Приятели, друзья и любимые должны поддерживать тебя. И изредка бранить за дело.

5. Они лгали тебе больше одного раза (по-крупному)

Любовь, как и дружба, - вещи, которые подтверждаются делом. Если кто-то лжет тебе, это значит только одно: он не уважает тебя. И твои отношения тоже.

Допустим, ты простил человеку какую-то ложь, а он возьми и снова тебя подставь, причем так же по-дурацки и неуважительно. А все почему? Потому, что он не уважает твои чувства и действует в своих интересах. Этот чувак может даже и не осознавать, что он, собственно, творит, но все равно будет хронически врать тебе.

6. Они негативны

Есть люди, которые негативно настроены ко всему. С ними также не стоит заводить отношения. Их негативность выражается в отрицательном отношении не только к тебе, но и ко всему, что к тебе в данный момент относится и с тобой взаимодействует. Эти люди постоянно язвят, подкалывают тебя и людей вокруг, ты будешь думать, что это у них просто такая натура, но на деле - это плохая компания.

7. Они сильно завидуют тебе

Белая зависть не распространяется на все имущество и личностные качества человека. Если человек завидует «белой завистью» всему, что имеет отношение к другому человеку, то эта зависть нифига не «белая», а самая обычная. Зависть ни в коем случае не означает, что тобой восхищаются. Зависть - это всегда презрение и неуважение к человеку. Поэтому, если ты слышишь от человека вечные «Какая у тебя девушка!», «Какая у тебя машина» - знай, он завидует и ненавидит тебя. А это плохо.

8. Они вынуждают тебя быть необъективным и ненавидеть других

Если твои приятель и компания вынуждают тебя не уважать и ненавидеть других, эта компания априори не самая положительная. Сам решай, кого тебе ненавидеть: не маленький!

9. Они хотят, чтобы ты был кем-то другим

Самая важная причина, бро. Если остальные признаки иногда имеют место и у хороших людей, то этот признак почти всегда означает, что ты попал в плохую компанию. Твои друзья или близкие знают, что ты за человек. Если они и пытаются что-то изменить, то только в твоих привычках, и то абсолютно факультативно: хочешь - изменяй, хочешь - нет. Плохая компания хочет тебя полностью переделать. Эти люди всячески пытаются тебя изменить и приписывают тебе различные недостатки, которых ты у себя не наблюдал. Принижают и всячески стараются указать тебе твое место. А еще решить за тебя. Зачем они тебе нужны, бро? Забей.

Но это далеко не все признаки плохой компании. Есть много других. В комментариях ты можешь написать другие признаки компаний, которые считаешь плохими.

Не всякие дружеские отношения проходят испытание временем. Если компания друзей ведет себя высокомерно, досаждает вам или плохо относится, то вы вправе прекратить отношения. Можно постепенно отдалиться от них или сразу оборвать все связи. Постарайтесь честно рассказать им о своем решении. Если вы считаете, что полное прекращение отношений – не лучший выход, тогда попробуйте высказать свои претензии и наладить дружбу или начните проводить меньше времени в такой компании.

Шаги

Как лучше уйти

    Скажите о своем решении. Наиболее простой способ уйти из компании – сказать о своем решении. Можно оповестить всех друзей сразу или поговорить с ними по одному. Такой способ сопряжен с неловкостью, так как у друзей может появиться немало вопросов.

    • Если вы очень близки со всеми друзьями в компании, то лучше рассказать всем и сразу.
    • Если ближе всего вы общаетесь с несколькими людьми, то сначала поговорите с ними, а потом уже со всеми остальными друзьями.
    • Подготовьтесь к разговору, если собираетесь оповестить всю компанию. Запишите важные мысли, чтобы ничего не упустить и не забыть.
  1. Отдалитесь постепенно. Иногда лучше не рассказывать обо всем прямо, а постепенно и неспешно удалиться от компании. Если ваши друзья не занимаются опасными или незаконными делами, то обычно нет никакой необходимости резко обрывать отношения. Если отдаляться постепенно и в конце концов полностью прекратить общение, то друзьям не будет так больно, как в случае резкого ухода.

    • Прекратите рассказывать личные подробности и события, которые происходят с вами.
    • Свободное время проводите с другими друзьями или найдите себе хобби.
    • Иногда пропускайте звонки от друзей, а на сообщения отвечайте с опозданием.
    • Через время друзья станут обычными знакомыми, поэтому прекратить общение (если захотите) будет проще.
    • Следует понимать, что у друзей могут возникнуть вопросы. Они могут спрашивать в чем причина отдаления, что случилось и все ли с вами в порядке. Старайтесь отвечать на вопросы честно.
  2. Прекратите любое общение. Такой способ может показаться сухим и бессердечным, но если друзья плохо обращаются с вами, то иного выхода не остается. Не прибегайте к такому способу, если вы просто хотите избежать неловких вопросов и открытого разговора. Лучше прямо и открыто обсудить ситуацию, чем сжигать все мосты. Вдобавок, после резкого прекращения отношений вам придется "не замечать" людей или избегать встреч с ними в будущем.

    • Не нужно ничего объяснять, отвечать на звонки, сообщения или письма.
    • Заблокируйте страницы друзей в социальных сетях.
  3. Организуйте вечеринку. В случае переезда в другой город по работе или учебе приходится расставаться с близкими друзьями. В таком случае следует устроить прощальную вечеринку. Придумайте занятие, которое придется по душе всей компании – отправьтесь в аквапарк или сходите в любимый ресторан. Устройте вечеринку, чтобы попрощаться с близкими друзьями и предаться воспоминаниям о старых добрых временах.

    • Поддерживайте общение с близкими друзьями в социальных сетях, звоните, пишите письма и сообщения.
    • Приезжайте в гости при каждом удобном случае.
    • Напишите каждому другу письмо и скажите, насколько он дорог для вас. Поблагодарите за все годы дружбы и вспомните конкретные случаи, которые продемонстрируют вашу близость.

    Как вести себя

    1. Будьте искренни . Если друзья настаивают на том, чтобы вы объяснили свой уход, то говорите искренне вне зависимости от причин. Например, не стоит придумывать о переезде, если вы просто хотите прекратить общение. Честно и открыто признайтесь, почему вы решили уйти из компании.

      Уважайте чувства друзей. Иногда правда причиняет боль. Найдите способ сказать правду, то при этом проявить уважение. Например, если вы решили уйти, поскольку ваши интересы больше не совпадают или друзья стали очень скучными, то постарайтесь тактично объяснить: “В последнее время мне все сложнее общаться с вами”. Не нужно унижать или упрекать друзей.

      Стойте на своем. Друзья (особенно давние) часто пытаются вернуть человека в компанию. Не отказывайтесь от принятого решения, не поддавайтесь давлению или запугиваниям.

      • Например, если друг убеждает вас продолжать общение, то скажите “Увы, но у меня вообще нет свободного времени” или “Вы – отличная компания, но сейчас мне важно побыть одному”.
      • Если друзья продолжают приглашать вас на встречи, то вежливо отклоняйте все предложения.

      Как избежать прекращения отношений

      1. Обсудите проблемы с компанией друзей. Расскажите о том, что вы считаете неприемлемым. Например, если друзья постоянно избегают вас, то поговорите с одним из них с глазу на глаз. Возможно, такая ситуация сложилась неумышленно, и после данного разговора они изменят свое поведение.

        Возьмите паузу. Иногда можно временно прекратить общение, чтобы понять, насколько уход из компании сделает вашу жизнь лучше. Постарайтесь разобраться, как вам живется без них. Находите новых друзей, придумайте новое хобби и проводите время с близкими.

        • Если ваша жизнь изменится к лучшему, то можно полностью прекратить общение с компанией.
        • Если же вы скучаете по друзьям, то во время перерыва в общении постарайтесь понять, что они вовсе не плохие люди, а затем возобновите отношения. Скажите, что вы соскучились и очень хотите встретиться.
      2. Убедите друзей измениться. Можно уйти из компании, которая позволяет себе недопустимое поведение, а можно попытаться убедить друзей, что они поступают неправильно и объяснить, в чем их ошибка. Прежде, чем отдалиться от друзей, помогите им понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему.

        • Если друзья принимают наркотики или злоупотребляют алкоголем, то предложите им обратиться за помощью к специалистам.
        • Если друзья предлагают вам заниматься воровством или вандализмом вместе с ними, то лучше отговорить их от подобных действий. Напомните о возможных последствиях, если их поймают, а также предложите альтернативные развлечения в рамках закона.

      Как понять, что пришло время уйти

      1. Друзья управляют вами. Если друзья постоянно говорят, что вы должны общаться только ними, то подобные отношения лучше прекратить. Возможно, они оговаривают других ваших друзей или вторую половинку, чтобы заставить вас не уделять время другим людям. Уйдите от них как можно скорее.