30.08.2019

Методические материалы по развитию интеллектуальных способностей детей. Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно. «Академия смышленых ребят»


Татьяна Гукк

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.

Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,

(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)

«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.

«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.

Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.

3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

4. В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)

5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).

Интеллектуальные способности человека – это познавательные способности человека, человек очень любознательный от природы, он всегда стремится к чему-то новому, он развивает себя на протяжении всей жизни. К интеллектуальным способностям человека относятся: развитие, мышление, логика, память, воображение, внимание.

Эффективность развития памяти и внимания

Многим людям с рождения дана хорошая память и умение концентрировать свое внимание на мелочах. Если не лениться и тренировать свою память и внимание, то можно достичь больших успехов в жизни. Некоторым людям надо хорошо поработать над собой, над своей памятью и концентрацией внимания, чтобы хоть чего - то добиться в жизни.

Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно:

    Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам. Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.

    Правильное питание для мозга это очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу - это вредно и мозгу и вашему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, молочные продукты и зелень.

    Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.

    Никогда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.

    Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.

Тренировка памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не мешает заглядывать вам иногда. У людей, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни, мозг работает на 15% лучше, чем у человека, который ведет пассивный образ жизни. Итак, тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям.

Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ни чем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел. Запишитесь прямо сейчас на курс "Супер-память за 30 дней", чтобы развить память до совершенства не отвлекаясь от повседневных дел:

Простые повседневные упражнения

    Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.

    Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.

    Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну - пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Упражнения для развития памяти и внимания

    По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.

    Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.

    Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.

    Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.

    Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

Упражнения на развитие внимания

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? На нижней части попробуйте нарисовать по памяти верхнюю часть рисунка. Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы десять цифр, под каждой цифрой написано слово.Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Для начала можно запомнить только три строчки. Попробуйте запомнить первые три строчки, закройте слова и напишите на память. Писать надо также цветными ручками или цветными карандашами.

Что у вас получилось? Если написали все правильно, попробуйте написать все слова вместе.

Игры и упражнения для развития детей

Упражнение 1

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 2

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 3

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 5

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнения для развития речи

Упражнение 1

Для детей от рождения до двух лет. Упражнение для язычка.

Корова дает молоко: «Му-у-у, му-у-у».

Оса летит: «З-з-з, з-з-з».

Звенит колокольчик: «Дзинь-нь, дзинь-нь».

Жужжит шмель: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Поет птичка: «Трель-ль, трель-ль».

Дует ветер: «У-у-у, у-у-у».

Бежит ежик: «Пх-пх-пх, пх-пх-пх».

Упражнение 2

Зарядка для язычка. Для детей от полутора лет. Посадите ребенка напротив себя, чтобы он хорошо видел ваше лицо. Показывайте следующие движения, потом пусть попробует ребенок сделать самостоятельно, можно делать вместе это упражнение:

    Открыть рот.

    Кончиком языка провести по верхним зубам.

    Несколько раз провести между верхними и нижними зубами.

    Высунуть язык вперед, потом спрятать обратно.

    Провести языком по губам, как-будто вы облизываетесь.

    Повернуть язык вправо, затем повернуть его влево.

    Опустить язык вниз, затем поднять наверх.

    Спрятать язык во рту.

    Ребенок вас видит в зеркальном изображении, поэтому вправо будет левая сторона, а влево будет правая сторона.

Упражнение 3

Поиграйте с ребенком в игру: «Кто к нам пришел?». Посмотрите на картинку вместе с ребенком и скажите, к нам пришла в гости кошка, как кошечка разговаривает:

«Мяу-мяу, мяу-мяу». Попросите ребенка повторить: «Мяу-мяу, мяу-мяу».

Теперь посмотрите другую картинку, здесь нарисована корова. Кто мычит? Корова мычит: «Му-у-у, му-у-у».

Попросите ребенка повторить: «Му-у-у, му-у-у». Дальше посмотрите с ребенком следующие картинки, ребенок должен сам вспомнить звуки, которые издают животные. Если он не знает или не помнит этих звуков, значит надо научить его этим звукам.

Какой звук издает собака?

Как поет птичка?

Какой звук издает ежик, когда бежит?

Какой звук издает оса когда летит?

Повторите упражнение несколько раз, можно в разнобой смотреть картинки.

Упражнение 4

Это упражнение или игра называется: «Узнай по звуку». В этой игре можно использовать разные предметы: ложка, мяч, бумага, книга, барабан, машинка и так далее. Вы отворачиваете ребенка и издаете какой-то звук, например:

    роняете ложку на пол;

    играете мячом об пол;

    мнете или рвете бумагу;

    листаете книгу;

    играете на барабане;

    катаете машинку.

Ребенок отгадывает, какой это предмет. За правильный ответ хвалите ребенка. Если ребенок не понял, какой это звук, не ругайте его повторите еще раз.

Упражнение 5

В этом упражнении развиваем речевое дыхание. Научим ребенка правильно произносить звуки: «С», «З», «Ж», «Ш», «Р». Для начала, чтобы научить ребенка правильно произносить эти звуки надо делать глубокий вдох. Это упражнение помогает при заикании и при глотании или съедании звуков и слов.

Летом для помощи в этом упражнении можно взять «одуванчик». На улице летом много одуванчиков. Пусть ребенок учится дуть на одуванчик, он его сдует за три или пять раз, при этом ему надо сделать глубокий вдох.

Зимой для этого упражнения можно использовать снежинки.

Дома можно изготовить самим, например бабочку и подвесить ее на нитку. Дайте ребенку подуть на нее.

Упражнение 6

Чтобы ваш ребенок хорошо говорил, давайте ему разные игрушки и вещи: мягкие, шершавые, гладкие, холодные, твердые. Дайте ему бумагу, пусть он ее порвет или помнет это все для развития ребенка. Можно давать кухонную посуду, тряпочки, мягкий пластилин и так далее. Развивайте ручки ребенка, вместе с ними будет развиваться и ваш малыш.

Упражнения для развития ребенка

Первое упражнение – назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.

Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение - делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение - найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение посмотрим друг на друга

Упражнение: посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру.

Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение - мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение - будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания

Седьмое упражнение - попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение - развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение - сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение - быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский.

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Еще 6 полезных упражнений для развития ребенка

    Развитие творческих способностей и нестандартного мышления. Если вы правша попробуйте делать все левой рукой: кушать, писать, чистить зубы, печатать на клавиатуре компьютера, застегивать пуговицы и так далее. Если вы левша, то попробуйте делать все правой рукой.

    Развивайте новые способности и испытывайте новые ощущения. Закройте глаза и ходите по квартире, кушайте, принимайте душ, слушайте телевизор и так далее. Попробуйте, не глядя на монетку, а только соприкасаясь с ней руками определить какого достоинства эта монета. Можно попробовать общаться с родственниками жестами целый день.Зачем это делать? Новые сенсорные области мозга у человека мало работают и чтобы их расшевелить применяют это упражнение.

    Попробуйте поменять привычный имидж. Поменяйте одежду, прическу, покрасьте волосы. Когда человек что-то меняет в своей внешности, он начинает ощущать себя по-новому и внутри у него развивается все необыкновенно, загадочно. Начинает меняться образ мысли.

    Пустите в свою жизнь новую волну, посещайте музеи и выставки, путешествуйте, отпуск проводите каждый раз в разных местах, на работу и в магазин ходите разными дорогами. Развивается пространственная память.

    Меняйте интерьер дома хотя бы два раза в год. Готовьте новые блюда, купите новые духи.

    Читайте интересные истории, учите стихи, запоминайте анекдоты.

Курсы для интеллектуального развития

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Заключение

Развивайтесь сами и развивайте своих детей. Выполняйте упражнения и пусть ваше внимание и память всегда помогают вам. Желаем вам успеха.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.


Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
    Обучение умениям и навыков установления контактов.
    Обучение этике делового взаимодействия.
    Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
    Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
    Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
    Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
    Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
Категория участников и состав группы: руководители среднего звена (их средний возраст – 40 лет; опыт прохождения психологических тренингов, скорее всего, отсутствует); примерное количество участников – 12-15 человек.
Место проведения: зал для проведения тренингов – большое свободное помещение.
Тренинг рассчитан на 1 рабочий день, продолжительностью 8 часов.

Знакомство, предоставление общей информации по теме тренинга, принятие правил тренинга (20-25 минут).
Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.
Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей- профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.
Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайк в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.
Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека.
У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.
Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить:

    гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
    аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти;
    коммуникативную - это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами";
    управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
    регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
    нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
    прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
    эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
    проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
    социально-рефлексивную (идентификационную) , посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
    функцию рационализации , задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
    функцию социального наследования , обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений.
Правила тренинга :
Умейте слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу – иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?»
Проявляйте уважение – открытость в высказываниях появляется лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей. Соблюдению безопасности содействует следование правилам: не критикуй, не осуждай, не перебивай; обратная связь должна даваться только в доброжелательной манере.
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности) – все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность – то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит от себя, от своего имени – высказывания должны выражаться в персонифицированной форме. Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п.
    Упражнения, направленные на знакомство участников, сплочение группы и снятие напряжения
    «Снежный ком» : 10 мин, обр. связь 10 мин.
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    «Три вопроса» : 20-25 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.
Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выбирайте из круга наиболее интересного для вас человека. Подумайте, что вы хотели бы о нем узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными».
Этап 2. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа».
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Звезда»: 10-15 мин, обр. связь 15 мин.
Этап 1. Группа делится на пары, и в течении 10-15 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.
Этап 2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.
Обратная связь строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».
    "Приветствие на сегодняшний день": 15 мин, обр. связь 20 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Наши качества»: 15-20 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники сидят в общем кругу и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Кому чаще всего бросали мяч и почему?», «Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?», «С чем связаны случаи возврата мяча?», «Узнали о себе и других что-нибудь новое?».
    «Общий рассказ»: 10-15 минут, обр.связь 15 минут.
Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».
Игра может продолжаться не один круг, а заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».
    «Пусть встанут те…»: 10 минут, обр. связь 10 минут.
Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

2. Упражнение, направленное на формирование адекватных реакций в различных ситуациях: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. 20-25минут, обр. связь 15 минут.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация. Ситуации можно предложить следующие:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
    Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
    Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
    Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые на ваш взгляд, вопросы.
    Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
    Друг просит одолжить вас ему какую-то дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Каким типом ответа вам проще всего было пользоваться в заданной ситуации, каким тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?», «Какой тип ответа может считаться наиболее эффективным в заданной ситуации?».

3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – « поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.
Этап 2. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные темы для дискуссии:

    Манипуляция другими – за и против.
    Ложь во спасение.
    Все, что с нами случается, происходит не с нами, а для нас.
    Деньги – залог счастливой жизни.
    Альтруизм – сила или слабость.
    Любовь к себе и эгоизм.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?», «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?», «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?», «Эффективны ли они?», «Как изменилась атмосфера в группе?».

4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно проводить это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них, могут повторяться.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?», «Будете ли вы применять их в реальной жизни?».

5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная связь строится на обсуждении особенностей ассертивного поведения.

Перерыв 20 минут.

6. Упражнение на развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники группы вовлекаются в какую–либо деятельность, которая организована так, что бы каждый был чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект, 2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Каждый участник удовлетворен ли тем, как выполнил задачу?», «Что было легче, что труднее, что помогло и что мешало в работе?».

    Упражнение на развитие умений интерпретировать выразительные эмоции – «Прочитай эмоцию»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Перед участниками выкладываются фотографии, на которых изображены лица в разном эмоциональном состоянии. Все участники разбиваются на пары, рассматривают фотографии и пишут на листах: 1) какие эмоции изображены, 2) какие эмоции, по их мнению, видят их напарники, 3) какие слова подходят к данным выражениям лиц. Затем участники меняются своими листами.
При обратной связи обсуждаются способы чтения выразительных движений и влияние стереотипов на способность рефлексивного рассуждения за других.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Угадай смысл диалога»: 7-10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Эстафета»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.
Играющие образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза и передает соседу свои чувства через телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации и чувства участников.
    Упражнение на усиление чувствования связи между эмоциями и их невербальным проявлением – «Чего на свете не бывает»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная связь: обсуждение чувств участников.
    Упражнение на выработку умения более точно выражать свое эмоциональное состояние – «Изобрази эмоцию»: 10 минут, обратная связь 10 минут.
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При обсуждении обратной связи разбираются вопросы: «Что помогло в работе над упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?».
    – «Прошлое, настоящее и будущее»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники распределяются по парам. Один в паре сначала внимательно разглядывает партнера, всматривается, изучает, ловит впечатления, возникающие при этом; затем сообщает партнеру свои догадки и предположения по поводу того, каким этот человек был в детстве, каков он сегодня вне работы и каким он желает быть через 10 лет. После чего участники меняются ролями.
Обратная связь: обсуждаются вопросы достижения цели.
    Упражнение на повышении способности к интуиции – «Кто как поведет себя»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили на ногу). Ушедший возвращается и пытается отгадать, что это за человек.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?».
    Упражнение на развитие интуиции – «Мои портрет»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.
Обратная связь: обсуждаются способы, которые помогали выполнить задачу, и аспекты, которые мешали достижению цели.
    Упражнение на повышение чувствительности, развитие интуиции – «Пространство»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Один из участников отворачивается и закрывает глаза. Остальные становятся за его спиной и на том расстоянии, которое соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.
Обратная связь: обсуждение чувств и мыслей участников.

Перерыв 15 минут.

Список использованной литературы:

    Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
    Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
    Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
    и т.д.................

Также как мы совершенствуем свои деловые навыки, мы можем тренировать и свой интеллект. Тренинг интеллекта позволяет развить умственные способности и мышление сотрудников и руководителей для более эффективной рабочей деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию корпоративный тренинг по развитию интеллекта, который мы каждый раз адаптируем под интеллектуальные задачи сотрудников Вашей компании.

Каким бывает интеллект? Интеллект человека представляет собой сложный набор врожденных и приобретенных компонентов, и в итоге делает каждого из нас обладателями уникальных талантов. Но последним данным ученых комплексный интеллект человека состоит из 10 составляющих.

Комплексный интеллект человека и его составляющие:

1. Лингвистический интеллект

2. Логико-математический интеллект

3. Социальный интеллект

4. Музыкальный интеллект

5. Физический интеллект

6. Творческий интеллект

7. Пространственный интеллект

9. Натуралистический интеллект

10. Экзистенциальный интеллект

На тренинге интеллекта мы предлагаем участникам например, такое задание: «Оцените себя по каждому виду интеллекта по шкале от 1 до 10 и вы получите представление о своих талантах и о своей индивидуальности».

При работе над развитием интеллекта для сотрудников какой-либо конкретной компании, мы делаем упор на развитие выборочных компонентов интеллекта, которые позволяют получать более высокие результаты в бизнесе. Имея опыт работы с ведущими западными и российскими компаниями, мы создали модель компетенций по применению интеллекта в бизнесе, в соответствии с которой мы проводим тренинг интеллекта и осуществляем после тренинговую поддержку.

Краткая программа тренинга интеллекта:

1. Понятие интеллекта

  • Терминология и подходы
  • Виды интеллекта
  • Самоанализ своего потенциала

2. Логико-математический интеллект

  • Основы логики
  • Умение ставить задачу
  • Развитие навыка поиска решения

3. Абстрактное мышление

  • Категории абстрактного мышления
  • Способы взгляда на одно и тоже явление
  • Развитие навыка видеть неочевидные взаимосвязи

4. Развитие памяти

  • Особенности работы памяти
  • Способы запоминания информации
  • Развитие навыка быстрого доступа к нужным данным

5. Креативность

  • Понятие креативности
  • Креативное решение задач

6. Развитие базовых навыков скорочтения

  • Заблуждения и стереотипы относительно чтения
  • Виде чтения
  • Техники быстрого восприятия текста
  • Тренировка навыка быстрого поиска информации
  • Тренировка различных видов чтения

7. Основы системного мышления

8. Образное мышление

  • Визуальное восприятие
  • Особенности мышления с помощью образов
  • Развитие навыка работы с визуальной информацией

9. Вербальный интеллект

  • Особенности вербального интеллекта
  • Методики использования
  • Практикум по развитию вербального интеллекта

10. Работа с информацией