15.06.2019

История развития разделения труда. Средневековый город. Цеховая организация ремесла. Коммунальное движение. Разделение труда при социализме


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов»

Факультет Конфликтологии

Кафедра Конфликтологии

Курсовая работа

Тема: Классификация конфликтов и их характеристика

Исполнитель: Алиев Даниил Марифович,

Студент группы ДФ13К0011

Научный руководитель: Гуревич А. М.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры конфликтологии

Санкт-Петербург

Введение

Глава 1. Понятие классификации. Субъекты конфликта

1.1 Внутриличностные конфликты

1.2 Межличностный конфликт

1.3 Конфликт между личностью и группой

1.4 Межгрупповые конфликты

Глава 2. Классификация на основании различных признаков

2.1 В зависимости от сферы жизнедеятельности

2.2 По характеру возникновения

2.3 По позициям субъектов

2.4 По степени проявления

2.5 По характеру существования (с позиции психологии)

2.6 По характеру объектов

2.8 По территории охвата

2.9 По цели

2.10 В зависимости от степени проявления

Глава 3. Последствия конфликтов

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликт - это столкновение, противоборство двух людей, групп, их потребностей, целей, интересов, мотивов, отношений, ценностей, которые имеют существенную значимость, как для отдельной личности так и для целых групп.

Конфликты проявляются во всех областях жизнедеятельности человека. Это неотъемлемая часть любых отношений, и поэтому можно сказать, что они существуют на протяжении всего бытия человечества. Современные ученые рассматривают конфликты как неизбежное явление общественной жизни, которые берут свое начало из самой человеческой природы. конфликт межличностный последствие

Конфликты представляют собой продолжение объективных противоречий, неизбежно возникающих во всех сферах жизни, однако, зачастую, сложно найти связь между самим конфликтом и противоречием, которое его породило. Это происходит потому, что между ними находится множество "посредников" и само развитие конфликта проходит множество этапов.

Следующий важный факт, на который мы в дальнейшем будем опираться, заключается в том, что конфликтующие стороны обязательно должны быть действенными субъектами своего поведения. Этот вывод вытекает из того, что при установлении конфликта мы используем категорию цели. Без установления данной категории, любое определение конфликта приобретает слишком широкое и размытое толкование этого типа взаимодействия. Итак, выделяя конфликтующие стороны, рассматриваются только те, которые способны к сознательному поведению. Они осознают как свои цели и позиции, так и других участников конфликта. Также они сознательно действуют и используют средства для достижения цели.

Одним из важнейших методов объективизации того большого поля, которое составляют конфликты, является классификация. Она позволяет представить феноменологию конфликтов, что является необходимым условием для ориентировки, детального изучения и понимания сущности конфликтов и их видов. Также этот метод необходим для сравнительного изучения их признаков, функций, связей, уровней организации и т.п.

Итак, основная цель курсовой работы:

Классифицировать, т.е. привести в систему определенное количество понятий, характеризующих конфликты;

Выявить характерные черты каждого из понятий и критерия деления;

Получить новые знания об объекте науки, что расширит понятийно-категориальный аппарат конфликтологии.

Глава 1. Понятие кл ассификации. Субъекты конфликта

Классификация - научный метод, заключающийся в разделении всего объёма понятия на объекты с целью дальнейшего объединения их в группы на основе какого-либо признака. Критерием деления является признак, его выраженность или отсутствие, и он также является основанием классификации.

Внутренние и внешние конфликты.

Внутренние проявляются внутри одной системы, а внешние - между системами, стоит уточнить, что системой может являться как отдельный человек, так и группа. По традиционной классификации внутренние конфликты делятся на: внутриличностные; внешние: межличностные, конфликты между группами, между личностью и группой.

Наличие субъектов конфликта -- признак, субъект -- это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления -- конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного, категоричного, эмоционального типа мышления.

По субъектам конфликта выделяют:

1.1 Внутриличностные конфликты

Основой для внутриличностных конфликтов является ценностно-мотивационная сфера личности. Такие конфликты возможно представить как борьба позитивного и негативного в психике человека. Тенденции могут содержать как положительные так и отрицательные моменты одновременно. Это один из самых сложных психологических конфликтов, так как он происходит во внутреннем мире человека. Они могут характеризоваться неизбежностью возникновения, исходя из самой человеческой природы.

А) мотивационные

· стремление-стремление

· избегание-избегание

· стремление-избегание

· двойное стремление-избегание

Первый тип рассматривается на примере ситуации, названной проблемой "буриданова осла", когда личность не может выбрать между двумя равными привлекательными мотивационными альтернативами. Характерно то, что эти альтернативы являются взаимоисключающими, т.е. при выборе одного из вариантов, исключается второй.

Второй тип характеризуется как выбор из двух наименее привлекательных вариантов. Также этот тип можно назвать выбором "меньшего зла".

Третий возникает при ситуации, когда имеющаяся альтернатива имеет привлекательные и отталкивающие стороны. В межличностном плане этот тип можно охарактеризовать как активно-пассивный: одна сторона проявляет активность, а другая избегает решения вопроса.

Последний тип характеризуется наличием двух альтернатив, каждая из которых притягивает и отталкивает.

Б) нравственный

Такой конфликт возникает между желанием и долгом, "хочу" и "надо". В противоречие вступают моральные принципы, желания, привязанности, требования общества, осознание собственного долга и необходимость его выполнения.

В) нереализованное желание

Основанием такого конфликта может являться комплекс неполноценности. Потребности и желания человека сталкиваются с действительным положением вещей, которое не позволяет им реализоваться. Зачастую случается так, что личность сама блокирует их удовлетворение на основе вымышленных или реальных недостатков.

Г) ролевой

Рассматривается как состояние психологического конфликта, имеющего свое развитие в ходе выполнения социальной роли. Он может основываться либо на противоречии в понимании личностью собственной роли и пониманием этой роли обществом, либо на невозможности реализации сразу нескольких ролей.

Д) невротический

Невротическим конфликтом является конфликт прежде всего бессознательный, т.е. он развивается между полностью или частично бессознательными устремлениями. Он может возникать как следствие длительного развития у личности любого внутреннего конфликта.

Е) адаптивный

Адаптивный конфликт принято рассматривать с двух позиций: в широком понимании это непосредственное переживание личностью нарушения равновесия между ним и самой средой; в узком понимании это нарушение процесса социальной и профессиональной адаптации и связанные с ними переживания.

Такой конфликт понимают как возникновение противоречия между реальными возможностями и способностями человека и теми требованиями, которые предъявляются к нему окружающей действительностью.

Ж) конфликт неадекватной самооценки

В основном наблюдаются расхождения между уровнем притязаний и оценкой реальных возможностей, которые ведут к глубинным переживаниям личности, тревожности, эмоциональным срывам и проч.

Выделяют три условия возникновения конфликта неадекватной самооценки:

Завышенная самооценка субъекта и сравнение с реальными возможностями;

Заниженная самооценка и сравнение с объективными достижениями;

Желание повысить уровень притязаний, но в то же время их снижение с целью избежать неудачи и возникновения разочарования.

1.2 Межличностный конфликт

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека. Это открытое столкновение субъектов, вызванное противоречиями, в основе которых лежат противоположные цели, потребности, желания, мотивы, интересы. Это, бесспорно, один из самых распространенных типов конфликтов. В основе лежит открытое противостояние двух или более сторон, в котором каждая пытается отстоять свою позицию, доказать правоту. Также к межличностным конфликтам относят противоречия между личными потребностями человека и внешней объективной реальностью.

Одной из особенностей межличностных конфликтов является противоборство, которое происходит здесь и сейчас. В них практически в полном объеме проявляются индивидуальные социально-психологические особенности участников конфликта. Именно эти особенности влияют на динамику конфликта, его характер и развитие. Зачастую эмоциональная сторона в конфликте преобладает над рациональной, что способствует более быстрому входу в фазу эскалации.

Потребность является главным объектом конфликта, а способ её удовлетворения выступает в роли причины.

к видам межличностных конфликтов относят:

А) конфликт в организации

В основе таких конфликтов лежат объективные причины, например:

Распределение ресурсов (как правило, их ограниченность является конфликтогеном);

Взаимозависимость задач (в любой организации существуют отношения, когда один человек зависит от другого, такое положение безусловно характеризуется наличием конфликтных ситуаций);

Различия в целях (множество различных подразделений, сложность структуры организации может влиять на конфликтную ситуацию в целом, создавая "путанницы", снижая продуктивность и т.п.);

Различия в способах достижения цели;

Неудовлетворительные коммуникации (основой данной причины являются способы передачи информации, которые зачастую бывают неэффективными, либо в этом процессе присутствуют неточности);

Различия в психологических особенностях (так как в коллективе неизбежно присутствуют люди различных типов, взглядов, моральных принципов и проч., это может послужить базой для зарождения конфликта).

Б) конфликт в обществе

Основой для этого типа является наличие в обществе различных социальных отношений между субъектами социального взаимодействия.

К конфликтам в обществе относят:

Экономические конфликты (основой является противоположность экономических интересов);

Политические конфликты (непосредственно, столкновение участников социального взаимодействия - наций, государств, партий, классов и др.);

Социальные конфликты (противоборство личности и государства, проявляющееся в ущемлении и нарушении прав граждан);

Духовные конфликты (в основе лежат противоположные интересы в отношении производства и потребления духовных ценностей).

В) конфликт в семье

Семья - древнейший институт в системе человеческих отношений. В условиях близкого и долгого нахождения субъектов взаимодействия не могут не появляться конфликтные ситуации. Конфликт в семье - это противостояние между членами семьи в условиях столкновения интересов, мотивов, взглядов. К ним относят конфликты между супругами, между родителями и детьми и между родственниками (вмешательство родственников в структуру одной семьи).

Трудности семейных отношений проявляются в закономерностях и механизмах, которые представляют собой систему из пяти групп:

Общие социально-психологические, характерные для малой группы;

Общие, характерные для межличностных отношений;

Специфические семейные механизмы, закономерности;

Специфические, характерные для межличностных семейных отношений;

Объективные и субъективные механизмы, закономерности функционирования семейных трудностей.

1.3 Конфликт между личностью и группой

В основе подобного типа конфликтов лежат противоречия, возникшие внутри группы. Субъект занимает позицию, которая отличается от мнения группы, чем и провоцирует конфликтную ситуацию. С позиции психологии, как причину выделяют попытку какого-либо изменения внутри группы. Более того, само участие в группе может являться конфликтом, т.к. с одной стороны личность нуждается в группе для осуществления собственных целей, а с другой, эта личность вынуждена подчиняться групповым нормам. Именно несоответствие групповых норм и взглядов, ценностей, мотивов отдельного субъекта, порождает противоречие, которое в дальнейшем развивается в полноценный конфликт.

Выделяют 3 основные причины, по которым член группы может нарушить групповые правила или нормы:

Преследование личных целей;

Случайно, или из-за недостаточного усвоения норм;

Невозможность выполнения данных норм, субъект не в состоянии их осуществлять.

Зачастую, желание изменить собственную позицию в группе порождает структурные или статусно-ролевые конфликты.

В данную классификацию типа "группа-личность" входят:

· "руководитель-коллектив" - причиной может быть появление нового руководителя, или же противостояние лидера и макро-групп. Недовольство стилем управления, некомпетентность, излишнее влияние - всё это может привести к конфликту;

· "член коллектива - коллектив" - причина появления кроется в свойствах личности, нарушении групповых норм, неадекватной оценки статуса;

· "лидер - группа" - в основном проявляется в случае превышения полномочий лидерства или изменения сознания целой группы.

1.4 Межгрупповые конфликты

Этот тип выражается в столкновении интересов групп. Группы могут быть малые, средние и большие. Характерно деление людей на "своих" и "чужих". Сравнивая и противопоставляя, субъект идентифицирует себя с определенной группой, общностью. Интересной особенностью межгрупповых конфликтов является то, что они способствуют объединению и укреплению отношений внутри группы, для борьбы с "врагом".

· Трудовой конфликт - в качестве объекта выступают трудовые отношения, их условия обеспечения. Трудовой конфликт возникает между: трудовым коллективом и организацией, трудовым коллективом и профсоюзными органами, профкомом и администрацией, трудовым коллективом и руководителем, трудовыми коллективами различных организаций, государственными органами и трудовыми коллективами. Для урегулирования таких конфликтов могут использоваться коллективные договоры, обращения к комиссиям и судам, деятельность советов и конференций трудовых коллективов.

· Межэтнический конфликт - происходит между отдельными представителями или группами различных этносов. Как выделяет Анцупов, то в конечном счете, это есть борьба за контролем над распределением материальных и духовных ресурсов.

Для появления конфликта необходим уровень национального самосознания. Он может быть завышенным, заниженным и адекватным. Первые два приводят к этноцентристским настроениям и устремлениям. Также необходимы проблемы, которые должны оказывать давление на многие стороны национального существования. .

· Внутриполитический конфликт - политический конфликт характеризуется столкновением противоположно направленных общественных сил, которые преследуют различные цели и интересы. Все эти интересы и цели связаны с желанием обладать властью. К основным внутриполитическим конфликтам относят:

1) классовые, - как обычно, носят антагонистический характер и зачастую приобретают общегражданский.

2) между партиями, - борьба между политическими партиями.

3) между группировками за лидерство в государстве, - характерно то, что такие группировки официально не оформлены, однако, как и политические партии, ведут борьбу за власть.

· Межгосударственный конфликт - разновидность международных конфликтов, стороны представлены в виде государств. В основе лежат национально-государственные интересы. Также, межгосударственный конфликт четко выражает позицию государства в отношении внешней политики.

Глава 2. Классификация н а основании различных признаков

2.1 В зависимости от сферы жизнедеятельности людей выд еляют следующие типы конфликтов

А) бытовые

Социально бытовые конфликты - прежде всего, связаны с противоречиями, которые возникают в ходе преследования и столкновения интересов чисто бытового характера: вопросы жилья, пользование бытовыми услугами, распределение обязанностей, предоставление услуг и др.;

Семейно-бытовые - противоречия в семейных отношениях.

Б) трудовые

Основой конфликтов выступают трудовые отношения.

В) воинские

Причинами являются противоречия различного рода: экономические, территориальные, религиозные. Вооруженный конфликт прежде всего выступает именно как форма разрешения противоречий, путем насилия.

Г) учебно-педагогические

Межличностные конфликты между учителем и учеником, родителем и ребенком; межгрупповые конфликты в случае возникновения противоречий между учителем и воспитываемой группой. Статус участников конфликта определяет характер самого конфликта, также немаловажную роль играет наличие юридической, профессиональной и моральной ответственности за жизнь и здоровье учащихся. Причин для данного типа существует большое множество, но если рассматривать в общем виде, то для них характерно всё то же противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов, недостаточный уровень коммуникативной культуры, т.е. причины для любого межличностного конфликта.

Д) экономические

Основными субъектами выступают государства, союзы, крупные объединения, корпорации, монополии и др. Такие конфликты могут проявляться на двух уровнях: микроэкономический и макроэкономический.

Е) политические

О них уже говорилось чуть ранее. Лишь повторим, что выделяют два типа: межгосударственные и внутриполитические.

Ж) социальные

Необходимым условием является наличие двух противоборствующих сторон, которые стремятся удовлетворить собственные потребности, достичь целей, корни которых лежат в обладании ресурсами и во влиянии на других субъектов конфликта.

2.2 По х арактеру возникновения выделяют

А) объективные - присутствует объективная причина, которая адекватно воспринимается. Чаще всего такой конфликт разрешается конструктивно.

Б) субъективные - такие конфликты возникают в следствие личностных причин. В основном подобные конфликты разрешаются деструктивно.

2.3 По по зициям субъектов можно выделить

А) вертикальные

Как правило, возникают между руководителем и подчиненным. Руководитель пытается усилить свою власть, укрепить позицию и распространить влияние как можно шире, усилить контроль, а подчиненный этому сопротивляется. Совершенно неравные позиции вызывают неверное осознание собственной роли, что и приводит к конфликту.

Б) горизонтальные

Основной принцип выражается в позиции - "равный против равного". Наиболее частыми проблемами являются разделение задач и ответственности, различия между целями и интересами отделов.

2.4 По степени проявления разделяют на

Бурные быстротекущие, - довольно опасный вид конфликтов, характеризуется проявлением индивидуальных психологических особенностей личности и агрессивностью при протекании;

Острые длительные, - возникают и удерживаются долгое время. Основой служат глубокие противоречия, которые не дают конфликту разрешиться;

Слабовыраженные и вялотекущие, - противоречия выражены не ярко, даже скрыто. Характерно то, что зачастую конфликт по прогнозу должен возникнуть, но этого не происходит из-за пассивности одной из сторон;

Слабовыраженные и вялотекущие, - причины не являются острыми, носят поверхностный характер. Проявляются эпизодически.

2.5 По характеру сущес твования (с позиции психологии)

А) подавленные, - возможны в случае административного или правового разрешения при наличии психологической обработки. Существует возможность перехода в хронические и латентные формы, когда человек вынужден искать поводы для разрядки, что и приводит к возникновению множества актуальных конфликтов.

Б) потенциальные, - когда сам конфликт ещё не существует, но все условия для его возникновения уже имеются. Осознание его возможности может стимулировать незаинтересованную в нем сторону к его предотвращению.

В) актуальные, - когда путем оценки ситуации с позиции актуальности появляется возможность прогнозировать возникновение конфликта.

2.6 По характеру объектов конфликта

А) ресурсные - объектом конфликта является материальные или духовные ресурсы, за которые идет борьба;

Б) статусно-ролевые - межличностный конфликт, объектом является статус в отношениях или роль в группе.

В) социокультурные - основанием является неприятие других культур разными социумами. В свою очередь, социокультурные делятся на:

· конфликт интерпретаций, - столкновение фактов настоящего и прошлого, интерпретация этих фактов как несоответствие базовым основам культуры;

· нормативно-ценностный конфликт, - столкновение местной и иностранной культур, воспринимается как культурно пагубное влияние;

· депривационный конфликт, - обновление образа жизни на базе новых технологий, экономики, политических событий. Конфликт между новой и старой, традиционной, культурой;

· цивилизационный конфликт, - берет своё начало и обоснование в рассмотрении эволюции культуры (от архаических форм до современных).

Г) идеологические - борьба за принципы, идеи, взгляды.

2.7 По адекватности

А) реалистичный - когда причиной является конкретная цель, способы её достижения и противоречия, вызванные действиями противоборствующей стороной. Он направлен на достижение конкретного результата.

Б) нереалистичный конфликт - проявляется в основном эмоциональный план субъектов конфликта. Цели, как таковой, в принципе, нет, или во всяком случае она не четко сформулирована.

2.8 По территории охвата

А) локальный - это противоборство, столкновение, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций.

Б) региональный - характеризуется наличием конфликта между частями единого государства, разделенных административной границей, также рассматриваются конфликты между центром и регионами.

В) международный - в данном типе основными субъектами, как правило, являются государства. Выделяют:

Межгосударственные конфликты

Национально освободительные войны (антиколониальные, войны народов, борьба против расизма, в которых одной из сторон является государство)

Внутренние интернационализированные конфликты (в этом случае одно государства выступает в роли помощника другому государству)

Конфликт идеологий

Территориальный конфликт

Религиозный конфликт и др.

2.9 По цели

А) стабилизационные - характеризуются тем, что главное направление конфликтов заключено в удержании какой-либо ситуации. В приоритете стоит сохранение определенного положения, которое и обеспечивают стабилизационные конфликты

Б) прогрессивные - направлены на изменение ситуации в сторону роста, накопления, ускорения, повышения. В основном, такие конфликты приводят к дальнейшему развитию и расширению сознания субъектов конфликта.

В) регрессивные - ясно и четко направлены на изменения положения дел в сторону уменьшения, замедления, понижения, прекращения.

2.10 В зависимости от степени проявления выделяют

А) явные и латентные конфликты

Явный конфликт - объективно существует, проявляется открыто и осознается так же.

Латентный конфликт - не проявлен открыто и зачастую не осознается противоборствующими сторонами.

Б) случайные и хронические

Случайный конфликт - возникает за счет влияния второстепенных причин, которые не зависят от главных. Носит не тяжелый и не затяжной характер.

Хронический конфликт - противоборствующие стороны не меняют тактику взаимоотношений, что приводит к систематическим столкновениям, увеличивает напряженность и негативность по отношению к каждому субъекту.

Глава 3. Последствия конфликтов

А) Конструктивные - конфликты, которые позитивно влияют на структуру, динамику и результативность социального процесса и служат источником самосовершенствования и развития личности. В таких конфликтах конструктивные функции преобладают над деструктивными. Стоит заметить, что для этого типа характерно как разрушение, так и созидание. Зачастую цель у сторон конфликта общая, а процедура взаимодействия определена и согласована. Конструктивные конфликты выводят стороны на новые уровни отношений. В их основе также лежат объективные противоречия, а в результате такого конфликта наблюдается развитие организации, субъекта или другой социальной системы.

Б) Деструктивные - характеризуются наличием негативных последствий, которые заметно превосходят позитивные результаты конфликта. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей. Кроме того, конфликты оказывают существенное негативное воздействие на взаимоотношения оппонентов и в группе в целом, качество индивидуальной и совместной деятельности, закрепляют в опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Конфликты и их результаты часто отрицательно влияют на развитие личности. В целом деструктивные функции конфликтов как способов завершения социальных противоречий намного превосходят их позитивные последствия. Стоит уточнить, что для данного типа характерно: направленность на разрушение, наличие взаимоисключающих целей у участников, несогласованность процедуры взаимодействия участников.

Заключение

Проведя классификацию и разделив общие представления о конфликте, мы замечаем, что классификация не может быть осуществлена без какого-либо признака. В связи с тем, что конфликты имеют место во всех сферах нашей жизнедеятельности, вся широта понятия "конфликт" может быть представлена в самых различных классификациях. Основополагающим моментом в каждой из них является признак, по которому мы выделяем и разделяем сферы и характеристики конфликтных ситуаций. Именно благодаря классификации, изучение конфликтологии позволяет приблизиться к сути понимания природы конфликта, т.к. перед нами встает целая система признаков, связей, функций, отношений, уровней и т.д. Однако, классификация это не только процесс приведения в систему объема понятий, которыми мы на данный момент уже можем располагать, это ещё и получение новых знаний, открытие новых связей и приближение к возможности управления конфликтами. Выделяя те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов, мы получаем возможность более детально разобрать каждую сторону этого многогранного, сложного и актуального вопроса. Более того, именно классификация дает возможность открыть новые стороны, исследовать конфликты, ибо систематизация знания упорядочивает наши представления, позволяя с легкостью усвоить уже имеющийся материал и смело пойти дальше, всё более и более расширяя наше сознание и понимание.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 2010г., - 551 с.

3. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1.С. 202--212

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003. - 98с.

5. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. -- Ярославль, 2000.

6. Кошарный А. Социология управления и духовной жизни. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Белгород, 1999.- С.74-78.

7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. -- СПб.: Речь, 2000

8. Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008.

9. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Понятие внутриличностного конфликта, его основные виды. Структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт: мотивы, ценности, самооценка. Переживание как основа внутриличностного конфликта. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2008

    Понятие, особенности и формы проявления внутриличностного конфликта, его типология и конструктивные функции. Способы предотвращения и разрешения внутриличностных конфликтов. Группы противоречий, приводящих к возникновению внутриличностного конфликта.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2015

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте. Особенности личностной агрессивности и конфликтности. Соотношение ценности и доступности как особенности внутреннего конфликта у подростков.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Понятие и основные виды конфликта. Структура конфликта и его классификации. Поведение в конфликтах. Сетка Томаса-Килменна. Основные методы преодоления конфликтов. Процедура исследования и его интерпретация. Особенности межличностного конфликта.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Внутриличностные конфликты и противоречия. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов. Структурные характеристики внутриличностного конфликта. Анализ внутриличностного конфликта с точки зрения К. Хорни в её работе "Базисный конфликт".

    курсовая работа , добавлен 07.11.2012

    Характеристика конфликта. Причины возникновения конфликтов. Развитие конфликта. Последствия конфликта. Методы профилактики конфликтов в организации. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Изучение сущности и видов конфликта - столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезных разногласий; споров, грозящих осложнениями. Анализ причин конфликтов - конфликтогенов. Особенности межличностного и внутриличностного конфликта.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Приведем некоторые из них, используемые при выделении типов конфликтов:

· количество участников,

· направленность воздействия,

· сфера проявления,

· степень выраженности,

· затронутые потребности,

· соотношение позитивных и негативных последствий,

· способ разрешения и др.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречиями человека с самим собой, которые могут порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, несовпадением внешних требований и внутренних позиций, о чем подробнее будем говорить в гл. 5.

Внутриличностный конфликт может протекать на подсознательном уровне, когда есть чувство неудовлетворенности, дискомфорта, но поставить адекватные цели, способные привести к устранению неудовлетворенности, человек не может. О наличии внутриличностного конфликта свидетельствует тягостное эмоциональное состояние, раздражительность, когда каждый пустяк может привести к эмоциональному взрыву.

Межличностные конфликты - самые распространенные конфликты в организациях. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. Однако более глубокий анализ показывает, что психологическая несовместимость - явление редкое. В основе межличностных конфликтов, как правило, лежат объективные причины, перечисленные выше, т. е. многообразные рассогласования:

· целей, средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

· знаний, умений, способностей, личностных качеств;

· эмоциональных, психических и других процессов;

· функций управления и т.д.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.

Межгрупповые конфликты обусловлены общими и частными причинами. Они захватывает не отдельных людей, а группы. Примером межгруппового конфликта является таковой между неформальными группами внутри организации, между работниками различных подразделений.

С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, и направленности воздействия конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные . Характерной особенностью этих конфликтов является распределение объема власти, которым располагают оппоненты в момент начала конфликтного взаимодействия.

При горизонтальных конфликтах происходит борьба субъектов, имеющих равную по объему власть или одинаковое по уровню иерархии положение. Например, конфликты между рядовыми сотрудниками, не находящимися друг у друга в подчинении. К этому же виду можно отнести конфликт между руководителями одного уровня, между специалистами одного ранга и т п.

К вертикальным относятся те конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении. При вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и предопределяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация - предприятие, учредитель - малое предприятие. В смешанных конфликтах представлены вертикальные и горизонтальные составляющие.

Классификация конфликтов по сфере возникновения совпадает с классификацией причин, приведенной в табл. 2. Это: организационно-управленческие, правовые, финансовые, коммуникативные, оценочные, психологические, нравственные, идейные, межнациональные конфликты.

По степени выраженности различают конфликты скрытые (1 и2 -й этапы) и открытые (3-5-й этапы).

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными , о чем говорилось в гл. 1. Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт - такой вид общения, где результат принадлежит всем участникам конфликта.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные, когда потери и выигрыш равны, и асимметричные , когда одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.

По характеру причин конфликты принято делить на объективные и субъективные , Первые связаны с проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, т. е. объективными причинами. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом - отсутствует, а имеют место различия во взглядах и оценках.

Материальной основой возникновения западноевропейских феодальных городов явился объективный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. В период раннего средневековья вся хозяйственная жизнь была сосредоточена в деревне, ремесленный труд еще не отделился от сельскохозяйственного. Правда, крупные населенные пункты, укрепленные стенами, уже существовали, но они в экономическом отношении не отличались от деревень (жители их, как и крестьяне, занимались главным образом сельским хозяйством) и выполняли функции административных и религиозных центров. Но в XI в. в связи с общим экономическим объемом появляются города как центры ремесленной и торговой деятельности. С развитием общественного разделения труда оживают старые города, сохранившиеся еще со времен Рима, и возникают новые (на перекрестках дорог и рек, у стен монастырей и замков). Именно в городе стала сосредотачиваться экономическая и политическая жизнь централизованных государств. Город становится носителем экономического и культурного прогресса.

В XI - XIII вв. западноевропейскими феодалами был организован ряд крестовых походов на Восток. Крестовые походы, вовлекшие в свою орбиту огромное количество рыцарей, крестьян, горожан, не прошли бесследно для Европы, хотя они в целом и кончились для европейцев неудачно («гроб господен» так и остался в руках неверных - мусульман). Они содействовали развитию товарно-денежных отношений между восточными странами и Западной Европой, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему росту европейских городов. Города еще более окрепли и стали расти, как грибы после дождя. Только в одной Германии в XIII - XIV вв. возникло около 700 новых городов. Из отдельных западноевропейских городов следует выделить такие крупные торгово-промышленные центры как Венеция, Генуя и Флоренция - в Италии; Кельн, Гамбург, Любек. Аугсбург, Регенсбург - в Германии; Париж, Ипр - во Франции; Лондон, Йорк - в Англии.

Что представляли собой феодальные города? Население их, как правило, не было многочисленным. Например, в Германии средним городом считался такой, в котором было от 10 до 15 тыс. жителей, крупным - от 25 до 35 тыс.. мелким - от 1 до 5 тыс. Средневековый город не знал благоустройства. Улицы были узкие, кривые, немощеные и не освещались. Здания строились деревянные и подвергались частым пожарам.

Средневековые города основывались обычно на территориях, принадлежавших феодалам, и поэтому находились в зависимости от них. А в самих городах первоначально, наряду со свободными ремесленниками, жили также крепостные крестьяне. Но постепенно города развертывают борьбу за свою свободу и независимость. Власть в феодальных городах оказывалась в руках богатой верхушки - купцов, ростовщиков, домовладельцев.

Главными занятиями городского населения становятся ремесло и торговля. Наиболее распространенные отрасли городского ремесла - текстильное производство (выработка шерстяных, льняных и шелковых тканей), плавка и обработка металлов.

Среди отраслей текстильного производства доминирующее значение имела выработка сукон и грубых шерстяных тканей. Основными центрами шерстяного производства в феодальной Западной Европе были район Фландрии и Флоренция. Шелковое производство, заимствованное из стран Востока, развивалось в северо-итальянских городах и в некоторых городах Франции (Лион).

Большого развития достигло производство оружия. Непрерывные войны требовали крупных партий оружия и металлических доспехов (кольчуги, панцири, щиты, шлемы). Спрос на металл обусловил быстрое развитие металлургии. От открытых горнов стали переходить к закрытым печам, которые имели более высокий температурный режим, давший возможность получать железо из тугоплавких железных руд. В XV в. доменные печи имелись почти во всех западноевропейских странах. В обработке металла важное значение получило литейное дело.

Характерной чертой средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация, являвшаяся порождением феодального строя. Каждый цех того или иного города объединял ремесленников одной профессии или специальности, имел свой устав, свою выборную администрацию - старшин. Полноправными членами средневековых цехов были только мастера. Наряду с ними в ремесленных мастерских работали подмастерья и ученики. В цеховом ремесле еще не существовало разделения труда внутри отдельных мастерских: каждый ремесленник производил обычно изделие полностью от начала до конца. В целях борьбы с конкуренцией, а также для поддержания экономического равенства между работниками ремесленных мастерских в средневековом цеховом ремесле осуществлялся принцип суровой, жесткой регламентации. Регламентировалось все: объем, качество выпускаемой продукции, цена товаров, число подмастерьев и учеников, количество оборудования, сырья, длительность рабочего дня. Никто в городе не имел права заниматься тем или иным ремеслом, если он не являлся членом соответствующего цеха.

Все эти мероприятия, равно как и сама цеховая организация в целом, в начале своего существования имели прогрессивное значение, так как они защищали ремесленников. Но постепенно цехи превращаются в тормоз развития общественного производства, так как цеховая регламентация задерживала технический прогресс, сковывала конкуренцию, инициативу ремесленников, искусственно сдерживала рост производительных сил.

Человек хотя и существо универсальное, но не может уметь делать абсолютно все.

Что-то получается лучше, что-то хуже, а какие-то процессы вообще не поддаются выполнению в силу отсутствия способностей или физических возможностей.

Поэтому использовать эффект разделения труда необходимо абсолютно каждому в меру своих возможностей.

Разделение труда впервые было использовано в средневековых мануфактурных производствах.

Обнаружилось, что если между несколькими людьми разделить этапы выполнения технологической цепочки производственного процесса, достигается:

  • существенное увеличение производительности;
  • повышение качества выполняемой работы;
  • значительное сокращение времени, которое затрачивается на переход к следующей операции.

Данное открытие существенно повлияло на развитие промышленного в целом, многократно ускорив технический прогресс и обеспечив многих людей рабочими местами в узкопрофильных специализациях.

Помимо этого, появилась возможность обмениваться произведенными благами, устраняя нужду вести натуральное хозяйство.

Процесс разделения труда происходит на каждом предприятии по-разному, имея, тем не менее, один и тот же фундамент – разделение процесса производства на этапы и разграничение ответственности за отдельные виды трудовой деятельности между исполнителями.

Разделение технологических процессов на этапы позволяет проанализировать эффективность производства на каждом его участке, позволяя доверить выполнение некоторых операций автоматизированной технике. Интеллектуальные процессы также подвергаются разделению на отдельные фазы.

Разделение труда является главным звеном системы организации работы — с этого начинается ее построение и планирование.

Эффект разделения труда можно наблюдать повсеместно в локальной организационной структуре конкретных предприятий. Особенно явно можно наблюдать воплощение его действия на конвеерных промышленных производствах. Яркие примеры – это и автомобилестроение, и металлургия, и легкая промышленность.

На начальных этапах своей деятельности часто выполняют несколько функций одновременно, от чего часто страдает качество работы.

Например, директор магазина сам работает и продавцом, и уборщиком, занимается приемом товара и бухгалтерией. Стоит ли говорить, что на все эти операции уходит уйма времени и сил, не говоря уже о том, что он может просто не успевать со всем справляться.

Качество его работы будет ухудшаться, физическое и будет оставлять желать лучшего, и рано или поздно скажется на его отношениях с покупателями, которые, завидев такого раздраженного и усталого продавца, больше не захотят приходить к нему за покупками.

В международном масштабе тоже можно явственно проследить эффект природного разделения труда, наблюдая за развитием стран, которые являются сырьевыми монополистами.

К примеру, Иран, который владеет огромными запасами стратегически важной для мира нефти, или Россия, в недрах которой таятся богатые залежи природного газа, или Африканский континент, богатый алмазными рудниками.

При этом, все эти страны продают свои запасы, обменивая их на общественно ценный эквивалент – деньги, и приобретают для себя те блага, которых у них в наличии не имеется.

Разделение труда дает возможность каждому из нас выбрать для себя интересную узкую стезю, на которой мы максимально эффективно можем использовать дарованные нам природой способности, и избавляет от необходимости изготавливать все необходимые в ежедневном обиходе вещи собственными руками.

Вместо этого мы можем и потратить их на то, что нам нужно.

Так и воплощается в жизнь процесс разделения труда , в котором каждый из участников, будь то отдельный сотрудник производственного предприятия или же целое государство, является обособленным звеном в цепочке обеспечения человечества необходимыми результатами труда в виде произведенной необходимой всем продукции.

    Различны взгляды экономистов и философов на разделение труда.
    Виды и формы разделения труда
    Углубление в разделении труда в условиях научно-технического прогресса.
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    В производстве необходимых средств существования люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей к природе. Однако, воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики, принято называть производственными, то есть экономическими отношениями, именно эти отношения изучает экономическая теория, наука политическая экономия. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям.
    Даже самый примитивный труд первобытного человека всегда протекал при поддержке, взаимодействии с другими людьми. Поэтому уже в этом скрывалось общественное содержание трудовой деятельности. Все это говорит о том, что процесс труда и сам труд является экономической категорией, т.е. в нем всегда присутствует элемент экономических, производственных отношений. Человек является социальным существом благодаря тому, что труд делает его органически спаянным в отношении с другими людьми не только настоящего, но и прошлого (когда опыт предшественников взят на вооружение) и будущего, когда его результаты труда будут служить в будущем и т.д.
    В процессе производства происходит взаимодействие не только со средствами производства, но и со своими коллегами, сослуживцами в совместной работе.
    Совместная работа имеет свое экономическое значение, поскольку она позволяет осуществлять обмен не только деятельностью, но и обменом опытом, навыками, волей к достижению поставленных задач перед работающими. Труд отдельного работника, как бы обособленным он не казался, является частицей совокупного общественного труда. Этому способствует не только сама технология производства, но и постоянное не только человеческое, но и производственное обучение участников производства, поскольку совместная производственная и производительная деятельность людей осуществляется в форме разделения труда и кооперации. Но сейчас нас более интересует тема разделение труда. Само разделение труда заключается в специализации работника на осуществление какой-либо, работы, операций, производстве отдельного продукта.
    Различные взгляды экономистов и философов на разделение труда.
    История развития общества позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную.
    Натуральная форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется, для собственного потребления для потребления внутри хозяйственной единицы. Материальной основы натурального хозяйства является слабое, низкое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме хозяйства присущ самовладеющий, замкнутый, локальный характер производства ограниченный рамками данного хозяйства, его единицы.
    Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникает и внутрь их, постепенно превращая, натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.
    Смена натурального хозяйства, товарным – длительный, сложный и разнокачественный процесс, это в значительной степени определяется спецификой условий, функционированием натуральной формы хозяйства, её консерватизмом, инерцией, застойностью.
    Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителе посредством рынка. Товарное же производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого – либо продукта. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условие возникновения товарного производства.
    Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. В процессе развития общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке, какого – либо одного продукта. Это обуславливает необходимость обмена. В истории общественного разделения труда выделяют три этапа. На первом отделилось скотоводство от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами. На втором отделилось ремесло от земледелия, что и означало зарождение товарного производства. На третьем этапе произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными.
    Общественное разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, которые протекают в общественных формах дифференциации.
    Общественное разделение труда – это материальное условие существования товарного производства, характеризуемое определенным уровнем развития производительных сил. Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей необходимое и достаточное условие для превращения обмена в товарный обмен. Только в результате обмена между различными собственниками продукт становится товаром. Экономическое обособление возможно как в условиях частной собственности, так и в условиях коллективной, общиной, корпоративной собственности. В зависимости от характера развития, указанных условий формируются и различные модели товарного производства.
    Исторически изначальной моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства экономической и политической власти централизованного государства, которая при всех негативных последствиях для развития экономической системы в целом обладала достойной устойчивостью и живучестью. Модель рыночной экономики, в центре системы которой находится человек, в своём развитии проходит несколько стадий. Первой стадией является простое, или неразвитое, товарное производство.
    Его существенные черты следующие:
    Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства.
    Частичная собственность на средства производства и продукта труда.
    Личный труд собственника на средства производства.
    Удовлетворение общественных потребностей осуществляется посредством купли – продажи продуктов труда.
    Экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, т.е носит общественный характер.
Давайте теперь поконкретней поговорим о том, что такое разделение труда в вообще. В истории экономики и экономической мысли разделение труда занимает значительное место. В общепринятом устоявшемся представлении разделение труда – это дифференциация различных видов труда. Обособление их друг от друга; распределение совокупного труда общества на сферы, роды и виды занятий между участниками хозяйственной жизни.
    Разделение труда развивалась параллельно с общественным производством. Именно об основных положениях общественного производства было написано немного выше, первые упоминания общественного разделения труда связаны с общественным производством.
    В античную эпоху разделение труда рассматривалось как естественное проявление общих законов природы и воспринималось как нечто, установленное от изначальной сущности самого человека. Некоторые мыслители подчёркивали значение раздела труда для повышения его производительности путём естественного распределения жизненных функций между представителями разных социальных слоёв и классов – это слова древнегреческих философов Сократа и Ксенофонта. Платон видел в разделение труда основу существования различных сословий, главной причину иерархического строя общества.
    В его модели идеального государства проводится строгое разделения труда и социальных функций между основными классами гражданского общества: философами, правителями, учёными, военными и, наконец, крестьянами, торговцами, и ремесленниками. Вместе с теми во взглядах мыслителей античного периода и в общественном сознании того времени проводиться мысль о всесторонне развитой личности, что, по их мнению, не противоречит преимуществам разделения труда.
    Во взглядах мыслителей и политиков Древнего Востока (Китай, Индия) мы встречаем иные оценки социальной сущности разделения труда, основанные на патриархальном строе общества. Так в рассуждениях философа Конфуция содержится характеристика разделение труда, закрепленная в соответствии с законами и обычаями Китая. Государство у Конфуция – это одна большая семья, основанная на распределении обязанностей по социальному статусу, по возрасту и т.д.
    Государство должно устанавливать социальные ранги и границы между бедными и богатыми. Люди разных рангов должны носить разные одежды. Для высших слоёв допустимыми видами занятий являются ритуалы и музыка; для простых людей – законы и физический труд. Государство должно регламентировать производство, распределение и даже потребление продуктов согласно социальным рангам.
    Эволюция форм и видов разделения труда в обществе и смена приоритетов определяющих их причины менялась и изменяется в связи с прогрессом производительных сил общества. В представлениях самых предпринимателей и во взглядах учёных – экономистов разделение труда объективно рассматривалось как могучий фактор повышения эффективности производства и совершенствования организаций самого труда, что было вполне объективно в условиях отсутствия машин. В этой ситуации огромный вклад в разработку проблем разделения труда внёс выдающийся представитель классической политэкономии второй половины XVIII века А. Смит (1723 – 1790)
    В 1773 – 1776 г. А. Смит написал своё главное произведение « Исследование о природе и причинах богатства народов». В нём он обобщил столетнее развитие классической школы политической экономии. Он обосновал представление о товарном производстве и обмене как о сфере человеческой деятельности, которая развивается по объективным законом, а потому не нуждаемся в государственном регулировании.
    Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умение и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по – видимому, следствием разделения труда. Значение о разделение труда для хозяйственной жизни общества в целом легче всего уяснить себе, если ознакомиться с тем, как оно действует на каком – либо отдельном производстве. Для примера возьмём производство булавок. При организации, которую имеет теперь это производство, не только оно само в целом представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет её, третий отрезает, четвёртый заостряет конец, пятый обтягивает один конец для насаживания головки; изготовление головки требует двух или трёх самостоятельных операций: насадка её составляет особую операцию, полировка булавки – другую; самостоятельной операцией является даже завёртывание готовых булавок в пакетики.
    Здесь занято десять рабочих, эти десять человек вырабатывали свыше сорока восьми тысяч булавок в день. Следовательно, один рабочий вырабатывает более четырёх тысяч булавок в день. Следовательно, один рабочий вырабатывал более четырёх тысяч булавок в день. Но если бы они все работали в одиночку и независимо друг от друга и не были бы приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день.
    Такое значительное увеличенные количества работы, которые может выполнить в результате разделения труда одно и тоже число рабочих, зависит от трёх различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во- вторых, от экономии времени, которое обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому: и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющий одному человеку выполнить работу нескольких.
    Получающееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. Каждый работник может располагать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же положении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большое количество изготавливаемых ими продуктов или, что то же самое, на цену этих продуктов. Он с избытком доставляет им, то в чём они нуждаются, а они в той же мере снабжают его тем, в чём он нуждается, и таким образом достигается общее благосостояние во всех слоях общества.
    У Смита людей сплачивает, прежде всего, разделения труда, которое в его исследовании является исходным пунктом всей экономической системы. Поскольку каждый индивидуум специализируется на определенном виде деятельности, в ней люди тесно связаны и зависят друг от друга. Труд связывает людей в единое целое, и по образному выражению Смита экономика страны – это «одна большая мануфактура». К сожалению, в этой крылатой метафоре Смит допускает серьёзную ошибку, смешивает общее и единичное разделение труда.
    Характеризуя разделение труда, Смит допускает определенное противоречие. С одной стороны, он указывает, что разделение труда есть материально – экономическая и социальная основа обмена, и чем глубже разделён труд в обществе, тем интенсивнее происходит обмен между участниками хозяйственной жизни. Однако с другой стороны, Смит делает образный вывод, выдвигая на первый план обмен. По его мнению, стремление к личной выгоде склонность к обмену является причиной разделения труда в обществе. В его представлениях обмен есть вечная социальная категория и свойство людей. Каждый человек является торговцем, а всё общество – это единый торговый союз. В этой противоположенной характеристике причинно – следственной зависимости разделения труда и обмена Смит допускает ошибку, которая впоследствии будет исправлена в других экономических учениях.
    Наконец, несомненной заслугой Смита в его трактовке сущности общественного разделения труда является то, что он подчёркивал и возможные отрицательные последствие разделения труда, если оно доведено до логического абсурда. Речь идёт о том, что слишком дробное разделение трудовых функций и закрепление их за человеком на протяжении всей его трудовой деятельности превращает человека в ограниченного, частичного работника. В этой связи Смит образно говорил, что пропасть между грузчиком и философом не так велика.
    Эту пропасть между ними вырыло общественное разделение труда. По мысли Смита этим отрицательным последствиям чрезмерного разделения труда может способствовать образование, развивающее в человеке те качества, которое подавляются тяжелым однообразным трудом.
    Большой вклад в разработку теории развития труда внёс К. Маркс. Взяв за основу многие позитивные положение по этой проблеме у А. Смита Маркс дополнил учение Смита о разделении труда законом перемены труда, открытие которого по праву принадлежит Марксу. Вот что он имеет по этому поводу: По мнению Маркса, перемена труда – это особая форма движения рабочей силы, обусловленная развитием средств производства и труда. НТП постоянно приводит к переворотам в трудовых функциях, появляются новые виды трудовой деятельности, отмирают и изменяются старые, требуются новые профессии и специальности.
    Приступая к ближайшему анализу, мы должны, прежде всего, констатировать тот очевидный факт, что рабочий, выполняющий всю жизнь одну и ту же простую операцию, превращает всё свое тело в ее автоматически односторонний орган и потому употребляет на нее меньше времени, чем ремесленник, который совершает попеременно целый ряд операций.
    Лишь накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка сообщает индийцу, как и пауку, его виртуозность.
    Ремесленник, совершающий один за другим различные частичные процессы при производстве продукта, должен то переходить с места на место, то переменять инструменты. Переходы от одной операции к другой прерывают течение его труда и образуют своего рода поры в его рабочем дне. Эти поры сужаются, если он в течение целого дня непрерывно выполняет одну и ту же операцию, они исчезают в той же мере, в какой уменьшается сменяемость операций.
    С другой стороны, непрерывное однообразие работы ослабляет напряженность внимания и подъем жизненной энергии, так как лишает рабочего того отдыха, и возбуждения, которые создаются самым фактом перемены деятельности.
    Однако производительность труда зависит не только от виртуозности работника, но также и от совершенства его орудий. Орудия одного и того же рода, например инструменты режущие, сверлильные, долбежные, ударные и т. д., употребляются в различных процессах труда, и, с другой стороны, в одном и том же процессе труда один и тот же инструмент служит для различных действий. Но как только различные операции процесса труда, обособились, друг от друга и каждая частичная операция в руках частичного рабочего приняла, максимально соответствующую и потому исключительную форму, - того момента возникает необходимость изменений в орудиях, живших ранее для различных целей.
    Виды и формы разделения труда.
    Исторически первым появилось естественное разделение труда. Естественное разделение труда - это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение труда играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми и стариками.
    Данное разделение труда потому и называется естественным, что его характер проистекает из самой природы человека, из разграничения функций, которые предстоит выполнять каждому из нас в силу своих физических, интеллектуальных и духовных достоинств.
    Ни одна социально-экономическая система, какого бы прогресса она ни достигла, не может - и не должна отказываться от естественного разделения труда, особенно в отношении женского труда. Он не может быть связан с теми видами трудовой деятельности, которые могут повредить здоровью женщины и сказаться на новом поколении людей. В противном случае общество понесет в будущем не только колоссальные экономические, но и моральные и нравственные потери, ухудшение генетического фонда нации.
    Другим видом разделения труда является его техническое разделение. Техническое разделение труда - это такая дифференциация трудовой деятельности людей, которая предопределяется самой природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии. Рассмотрим элементарный пример, иллюстрирующий развитие такого типа разделения труда. Когда человек для шитья имел простую иголку с ниткой, то данный инструмент навязывал определенную систему организации труда и требовал большого числа занятых работников. Когда же на смену игле пришла швейная машинка, потребовалась иная организация труда, вследствие чего была высвобождена значительная масса людей, занятых этим видом деятельности. В результате они вынуждены были искать другие сферы приложения своего труда. Здесь сама замена ручного инструмента (иглы) механизмом (швейной машинкой) потребовала изменений в сложившейся системе разделения труда.
    Следовательно, появление новых видов техники, технологий, сырья, материалов и их использование в процессе производства диктует новое разделение труда. Точно так же, как естественное разделение труда изначально уже навязывается самой природой человека, так и техническое разделение труда навязывается самой природой появившихся новых технических средств, средств производства.
    Наконец, необходимо остановиться на общественном разделении труда, представляющем собой естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью, спросом, предложением, налогами и т.п.), под воздействием которых происходит обособление, дифференциация разнообразных видов трудовой деятельности. Понятие общественного разделения труда включает в себя естественное и техническое разделение труда в связи с тем, что любые виды деятельности не могут осуществляться вне человека (естественное разделение труда) и вне материально-технических средств (техническое разделение труда), которые используются людьми в процессе производства. В производственной деятельности люди используют либо устаревшую, либо новую технику, но в том и другом случае ею будет навязываться соответствующая система технического разделения труда.
    Что касается общественного разделения труда, то можно сказать, что оно представляется социально – экономическими условиями производства. Например, фермеры, располагая определёнными земельными участками, занимаются одновременно и растениеводством и животноводством. Однако накопленный опыт и экономические расчёты подсказывают, что если одни из них будут специализироваться в основном на выращивании и приготовлении кормов, а другие займутся только откормом животных, то издержки производства существенно сократятся тех и, и у других. С течением времени выясняется, что экономии на издержках производства можно добиться путем обособленного занятия мясным и молочным животноводством. Таким образом, происходит обособление растениеводства от животноводства, а затем внутри животноводства происходит разделение труда на мясное и молочное направления.
    В рамках общественного разделения труда следует выделить отраслевое и территориальное разделение труда. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда характеризуется пространственным размещением различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка. С развитием производительных сил, транспорта, коммуникаций превалирующую роль играют экономические факторы. Однако развитие отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства диктуется природными факторами. Разновидностями территориального разделения труда являются районное, региональное и международное разделение труда. Но ни отраслевое, ни территориальное разделение труда не могут существовать вне друг друга.
    С точки зрения охвата, степени самостоятельности, а также технико-технологических и организационно-экономических взаимосвязей между различными видами производства в общественном разделении труда важно выделить три его формы: общее, частное и единичное . Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта. К нему относятся выделение пастушеских племен, т.е. отделение животноводства от земледелия, ремесла от земледелия (в последующем - промышленности и сельского хозяйства), обособление торговли от промышленности. В XX в. произошло выделение и обособление таких крупных родов деятельности, как услуги, научное производство, коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, кредитно-финансовая сфера.
    Частное разделение труда - это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства. Ему присущ выпуск готовых однородных или однотипных продуктов, объединенных технико-технологическим единством. К частному разделению труда относятся как отдельные отрасли, так и подотрасли и отдельные производства. Например, можно назвать в рамках промышленности такие отрасли, как машиностроение, металлургия, добывающая, которые в свою очередь включают в себя целый ряд подотраслей. Так, в машиностроении насчитывается более семидесяти подотраслей и производств, в том числе такие, как станкостроение, транспортное машиностроение, электротехническая, электронная промышленность. Такое выделение характерно и для всех остальных вышеперечисленных крупных родов производства.
    Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций. К нему относятся подетальное, поузловое (выпуск деталей, узлов, комплектующих изделий) и пооперационное (технологические операции по физической, электрофизической, электрохимической обработке) разделение труда. Единичное разделение труда, как правило, имеет место в рамках отдельных предприятий.
    В историческом плане тенденция развития общественного разделения труда определялась переходом от общего разделения к частному и от частного к единичному разделению труда. В этом плане можно сказать, что в своем развитии общественное разделение труда прошло три этапа, на каждом из которых определяющим было то общее разделение труда, то частное, то единичное. Однако, по-видимому, не стоит абсолютизировать эту схему развития общественного разделения труда. Ниже будет показано, что каждый последующий вид разделения труда может стать исходной основой для развертывания исторически предшествующих видов его разделения.
Важной составной частью процесса развития и углубления общественного разделения труда является его деление на умственный и физический . Такое деление также имеет давнюю историю, и сложилось ещё в период зарождения первых государств, классов и различных форм собственности.
К. Маркс справедливо отмечал, что разделение труда становиться действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда.
В античном обществе, как известно, физический труд рассматривается как не достойное занятие свободного человека, как удел рабов. Развивая далее мысль о неполноценности физического труда, представитель средневекового утопического социализма Томас Мор, говоря о непрестижности физического труда, предлагал в своём утопическом государстве поручать эти занятия рабам и преступникам. Другой французский социалист-утопист Шарль Фурье считал, что физическим трудом должны первоначально заниматься подростки, которые ещё не успели получить образование. Поэтому,
негативно оценивая деление труда на умственный и физический как особые виды занятий, постоянно закреплённые за определёнными категориями людей и сословиями, представители утопического социализма выдвигали в качестве альтернативы очень полезную идею о сочетании общего и профессионального образования, о попеременном занятии различными видами труда. В их представлении идеал будущего справедливого общества - всесторонне развитая гармоническая личность.
и т.д.................