05.11.2019

Презентация на тему 3 крестовый поход. Презентация для урока "крестовые походы". Папа Урбан II призывает к походу


Презентация на тему «Крестовые походы» Ученицы 10 «А» класса ЧоЧиЕвОй ЖаНнЫ:-*


Кресто?вые похо?ды - серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» - мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков.


Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети. Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от турецкого гнёта римский папа Григорий VII, который пожелал лично возглавить поход.


Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Первый поход на волне всеобщего воодушевления в целом достиг своих целей. В дальнейшем Иерусалим и Святая земля были вновь захвачены мусульманами и Крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271-1272 годах. Последние походы, которые также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.


Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.


В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества.


Второй крестовый поход (1147-1149). Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних.


Третий крестовый поход (1189-1192 года). В марте 1190 года войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и, после страшных лишений, пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в реке Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акре. В январе 1191 года он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский.


Четвёртый крестовый поход (1202-1204). Вскоре папа Иннокентий III стал проповедовать новый 4-й крестовый Поход. Пламенный проповедник Фулько из Нельи уговорил принять крест графа Тибо Шампанского, Людовика Блуасского и Шартрского.


Крестовый поход детей (1212) В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

Пятый крестовый поход (1217-1221) Дело Иннокентия III (ум. в июле 1216 года) продолжал Гонорий III. Хотя Фридрих II отложил поход, а Иоанн Английский умер, всё-таки в 1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, с Андреем Венгерским, герцогом Леопольдом VI Австрийским и Оттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского и Вильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе с маврами в Португалии).


Шестой крестовый поход (1228-1229) Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто.


Седьмой крестовый поход (1248-1254) Лето м 1249 года король Людовик IX высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигли Мансуры. В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мансуру прибыл новый султан (Эйюб умер в конце 1249 года), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылся голод и моровая язва

В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы - с венецианцами и пизанцами (из-за торгового соперничества). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел Дамаском и Халебом.

В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.


Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского короля. Нравственные недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе на Востоке особых княжеств и к расширению их за счёт соседей, слабое развитие у большинства крестоносцев политического смысла, делали их неспособными подчинять свои личные узкие мотивы более высоким целям (бывали, конечно, и исключения). К этому уже с самого начала добавились почти постоянные распри с Византийской империей: две главные христианские силы на Востоке истощались во взаимной борьбе.

Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь узкую прибрежную полосу, слишком незначительную, чтобы они могли без посторонней поддержки успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко и переселение оттуда в Сирию не было достаточно сильно, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела крестоносцев вредило различие в вероисповедании между крестоносцами и туземным населением.

Крестовые Походы не остались, однако, без важных последствий для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и тому подобное. Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы.


Для Востока и ислама крестовые Походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. Крестовые Походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.


ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1147 – 1149) Завоевание мусульманами Эдесского княжества стало причиной второго крестового похода. Людовик VII Конрад III. В нём приняли участие два европейских монарха: король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. Этот поход стал большой неудачей христиан, как в военном, так и в политическом отношении. Людовик VII и Конрад III во время второго крестового похода.


ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1189 – 1192) Салах-ад-Дином (Саладином) Поводом к организации третьего крестового похода стал захват Иерусалима султаном Египта Салах-ад-Дином (Саладином) в 1187 году. Армия Саладина у стен Иерусалима. Штурм Иерусалима войсками Саладина.


ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1189 – 1192) Армию крестоносцев возглавили три европейских монарха: Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса (император Германии); Филипп II Август Филипп II Август (король Франции); Ричард Львиное Сердце Ричард Львиное Сердце (король Англии). Фридрих I Барбаросса. Филипп II Август. Ричард Львиное Сердце.


ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1189 – 1192) Неудачи и в этот раз преследовали крестоносцев. Так, при переправе через горную реку утонул Фридрих I Барбаросса. После этого значительная часть немецких рыцарей вернулась в Европу. Гюстов Доре: «Смерть Фридриха I Барбароссы».




ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1189 – 1192) В решающий момент боевых действий между Ричардом Львиное Сердце и Филиппом II Августом произошла ссора. Французский король вместе со своими рыцарями вернулся в Европу. Спор между Ричардом Львиное Сердце и Филиппом II Августом.












РЕЗУЛЬТАТЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ 1. Сохранение мусульманами своих владений на Ближнем Востоке. 2. Расширение представлений европейцев об окружающем мире. 3. Сосредоточение средиземноморской торговли в руках итальянских городов. 4. Знакомство европейцев с достижениями восточной цивилизации (наука, культура, быт). 5. Огромные жертвы с обеих сторон. 6. Взаимопроникновение европейской и восточной культур.



(военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны

Восточного средиземноморья 1097-1270 гг.)

Папа Урбан II призывает к походу.

Миниатюра XV века.

Призывы папы

27 ноября 1095 года на открытой площади французского города Клермона собрались тысячи взволнованных рыцарей, крестьян, богомольцев. Многие пришли издалека специально, чтобы услышать проповедь папы Урбана II. Его трон, установленный на возвышенности посредине площади, приковывал взоры толпы. «Пусть тот, кто желает спасти свою душу, не колеблется вступить смиренно на стезю Господню; а если недостаёт ему денег, то даст ему довольно Божественное милосердие. Кто здесь горестен и беден, там будет богат, кто здесь недруг Богу, там станет другом Ему.»

(из речи папы Урбана II)

I крестовый поход

I Крестовый поход (1096-1099 годы)

(рыцари из Франции, Германии, Италии)

1097 год – освободили г.Никею;

1098 год – захватили г.Эдессу;

1099 год – штурмом овладели Иерусалимом.

Было создано государство Триполи, княжество Антиохское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство.

Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена:

1. Орден Госпитальеров (рыцари Мальтийского креста)

2. Орден Тамплиеров (храмовники)

3. Орден Тевтонский

II Крестовый поход (1147-1149 годы)

В 1144 году эмир Мосула отнял у крестоносцев Эдессу.

Поход возглавил Людовик VII Французский и

германский император Конрад III.

Полная неудача крестоносцев.

III Крестовый поход (1189-1192 годы)

Создание мусульманами сильного государства во главе с египетским султаном Саладином. Он нанес поражение крестоносцам около Тивериадского озера, затем в 1187 году изгнал их из Иерусалима.

Цель похода: вернуть Иерусалим.

Возглавляли три государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

Поход успеха не имел.

IV Крестовый поход (1202-1204 годы)

Организатор – папа Иннокентий III.

Жестокое разграбление христианского Константинополя.

Распад Византийской империи:

Греческие государства –

Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи.

Крестоносцы создали Латинскую империю.

Детский поход (1212 год)

Тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны, одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель. По дороге многие умерли от голода, зноя и жажды. Оставшиеся упорно шли вперед, к Средиземному морю. Им удалось добраться до французских и итальянских портов.

Печальная участь ждала детей. Лукавые корабельщики обещали довезти их до Святой земли. Некоторые корабельщики потерпели крушение, оставшиеся пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевших участников похода продали в рабство.

Наиболее трагичный поход: тысячи детей погибли или были проданы в рабство.

VIII Крестовый поход (1270 год)

Число походов росло, но все меньше участников они собирали. И самое главное, душевный глубокий подъем, который владел первыми крестоносцами, исчез почти без следа. Нет, были, конечно, и те, кто принимал крест жертвовал жизнью за дело веры. Таков, например, вождь двух последних походов, французский король Людовик IX Святой. Но даже рыцари с прохладцей откликались на призывы папы. Наступил день, когда было с разочарованием и горечью произнесено: «Нам час пришёл – за ратью рать – Святую землю покидать!» В 1291 году последняя крепость крестоносцев на Востоке пала.

Это был конец эпохи крестовых походов.

Последствия крестовых походов

Распад Византийской империи.

Приобщение к восточной культуре – технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).

Развитие торговли: укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье.

1 слайд

Крестовые походы. Крестовые походы - серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» (мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений). Целью первых крестовых походов было освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических или решения политических задач Пап.

2 слайд

Крестовые походы Первый крестовый поход был провозглашён Папой Римским Урбаном II в 1095 году и завершился освобождением Иерусалима. В дальнейшем Иерусалим и Святая Земля были захвачены мусульманами и крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271-1272 годах. Последние походы, которые также назывались крестовыми, предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.

3 слайд

Крестоносцы Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети (см. Крестовый поход детей).

4 слайд

Детский крестовый поход Крестовый поход детей - принятое в историографии название народного движения 1212 года, достаточно быстро обросшего легендами.«В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме).В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках ХIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Работу выполнила:

ученица 6 Б класса

МБОУ гимназии N 30

г.Ульяновска

Грачёва Дарья


  • Кто такие крестоносцы.
  • Причины детского крестового похода.
  • Оружие крестоносцев.
  • Стефан из Клуа.
  • Результаты крестовых походов.

ЧТО ТАКОЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ?

Кресто́вые походы - серия военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман. В узком смысле - походы 1096-1291 гг. в Палестину, направленные на захват в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков. В более широком смысле - также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.).


Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.


  • Начало крестовых походов. Положение на Востоке. С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.
  • Клермонский собор. Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.
  • Крестьянский крестовый поход. Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).
  • Первый крестовый поход (1096–1099). Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.

КТО ТАКИЕ КРЕСТОНОСЦЫ?

Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети!


РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА:

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордены, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники) , тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордены, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.









  • В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».
  • Во Франции в мае того же года у пастушка Стефана из Клуа произошло видение: ему «явился» Иисус в образе белого монаха, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем Божьим на устах освободить Иерусалим. Возможно, идея крестового похода детей была связана со «святостью» и «непорочностью» юных душ, а также суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. Местом сбора «святого войска» был объявлен Вандом, в котором к середине лета по оценкам собрались более 30000 подростков. Стефан почитался чудотворцем. В июле они с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю, но о кораблях никто заранее не думал. К воинству часто присоединялись преступники; играя роль участников, они живились за счёт подаяний благочестивых католиков .
  • Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.
  • 25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».
  • 20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
  • Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе. Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца - Гуго Ферреус и Гийом Поркус - «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю. Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.
  • Большинство современных исследователей считает, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а как минимум подростки и юноши, так как словом лат. («мальчики») в средневековых источниках называли всех простолюдинов (аналогично русскому ребята - крестьяне ).

  • Юный проповедник крестового похода детей – Стефан из Клуа.
  • В 1200 г. (а может, в следующем) неподалеку от Орлеана в деревушке Клуа (а может, в другом месте) родился крестьянский мальчик по имени Стефан. Это слишком похоже на зачин сказки, но это только воспроизведение небрежности тогдашних хронистов и разнобой в их рассказах о детском крестовом походе. Впрочем, сказочный зачин вполне уместен для рассказа о сказочной судьбе. Вот о чем рассказывают хроники.
  • Как все крестьянские дети, Стефан с малых лет помогал родителям - он пас скот. От сверстников отличался только чуть большей набожностью: Стефан чаще других бывал в церкви, горше других плакал от переполнявших его чувств во время литургий и крестных ходов. Сызмала его потрясал апрельский "ход черных крестов" - торжественная процессия в день святого Марка. В этот день возносили молитвы за воинов, полегших в святой земле, за мучимых в мусульманском рабстве. И мальчик воспламенялся вместе с толпой, яростно клявшей неверных.
  • В один из теплых майских дней 1212 г. он повстречался с монахом-пилигримом, идущим из Палестины и попросившим подаяния. Монах стал рассказывать о заморских чудесах и подвигах. Стефан зачарованно слушал. Вдруг монах прервал свой рассказ, а потом неожиданно, что он Иисус Христос.
  • Все дальнейшее было как во сне (или же сном мальчика была эта встреча). Монах-Христос велел мальчику стать во главе небывалого крестового похода - детского, ибо "от уст младенцев исходит сила на врага". Нет нужды ни в мечах, ни в доспехах – для покорения мусульман, будет достаточно безгрешности детей и божьего слова в их устах. Затем онемевший Стефан принял из рук монаха свиток – письмо к королю Франции. После чего монах быстро ушел прочь.




Пятый крестовый поход - организованный и одобренный христианской церковью военный поход в Святую землю , проходивший в 1217-1221 годах. Четвертый крестовый поход закончился разграблением Константинополя и разделом империи, детский крестовый поход - катастрофой. Однако папу Иннокентия III по-прежнему обуревало желание изгнать мусульман из Святой земли . В 1213 г. он издал буллу, в которой призывал к новому крестовому походу и требовал, чтобы все христиане приняли в нем участие. Иннокентий III распорядился также проводить процессии молельщиков, дабы вымолить у Бога освобождение Святой земли . Время для этого, как ему представлялось, было самое подходящее. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано о звере: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть».



  • Девятый крестовый поход , который некоторыми историками считается частью Восьмого крестового похода, был последним крупным крестовым походом в Святую Землю. Состоялся в 1271-1272-х годах.
  • Неспособность Людовика IX захватить Тунис во время Восьмого крестового похода заставила Эдуарда, сына английского короля Генриха III, отплыть в Акру. Дальнейшие события вошли в историю под названием «Девятый крестовый поход». Во время него Эдуарду удалось одержать ряд побед над султаном Бейбарсом I. Однако в конечном итоге Эдуарду пришлось отплыть домой, поскольку там его ожидали неотложные дела по вопросу престолонаследия, а в Отремере ему не удавалось разрешить конфликты между местными лордами. Можно утверждать, что к этому времени дух крестовых походов уже угасал. Над последними оплотами крестоносцев на берегу Средиземного моря нависла угроза полного уничтожения.


Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага - латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.