28.09.2019

Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития. Проблемы и перспективы нефтяной отрасли


Перспективы развития нефтегазовой отрасли России включают постоянное и экономически результативное возмещение внутренней и внешней потребности на углеводородное сырье, составление финансового спроса сфер отечественной экономики.

Помимо вышеперечисленных факторов сюда относятся и сбалансированные налоги в финансовую казну государства, предоставление безопасности в энергетическом комплексе, формирование политических интересов.

Решения вопросов по перспективе развития нефтегазовой отрасли России

Опираясь на энергетическую политику Российской Федерации, дальнейшие перспективы развития нефтегазовой отрасли нуждаются в решении следующих вопросов:

  • Обеспечение восстановления ресурсной базы нефтегазовой промышленности;

  • Грамотное применение газовых и нефтяных запасов;

  • Безопасность энергетического комплекса;

  • Уменьшение расходов и потерь на всех стадиях производимых процессов;

  • Расширение количества отечественных нефтегазовых предприятий на иностранных рыночных площадках;

  • Качественная переработка полезных ископаемых;

  • Составление и модернизация новых месторождений.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в России будут основываться на международных ценах, налоговых платежах, количествах внутреннего использования, продвижении транспортной сферы, технологических решениях в исследовании новых месторождений. Мировая стоимость углеводородного ресурса будет зависеть от степени развития международной экономики и активности введения других источников энергии.

Продвижение нефтегазовой индустрии в ближайшее время включает решение двух задач – это увеличение долговременной стабильности и эффективности проведения деятельности в данной отрасли. Сюда также входит предоставление требуемых инвестиций в нефтегазовую сферу, что даст возможность получить новые пути для экономического развития. Эти задачи полностью взаимосвязаны.

Нефтегазовый сегмент имеет большое значение в решении отечественных проблем и значительно зависит от развития и величины экономики.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в ближайшее время включают решение следующих проблем российской энергетической политики:

  • Продвижение внутренней нефтегазовой торговли;

  • Регулирование федеральным ресурсным фондом;

  • Создание стабильности в данной сфере;

  • Инновационная, научная, техническая и социальная политика в нефтегазовой области.

Решение данных проблем зависит от стабильного и длительного продвижения нефтегазовой индустрии. Это значительно увеличивает вероятность невыполнения поставленных задач. Поэтому к нефтегазовой промышленности необходимо притягивать саму отечественную власть и государственные органы правительства. Только таким образом продвижение нефтегазового сегмента может получить максимальную результативность, эффективно будут применяться все запасы полезных ископаемых.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли на выставке

Все имеющиеся проблемы в нефтегазовой индустрии будут подробно оговорены на экспозиции «Нефтегаз», которая организовывается в ЦВК «Экспоцентр». Также на мероприятии предоставляется возможность получить информацию о перспективах развития нефтегазовой отрасли.

«Нефтегаз» – это отличный шанс для продвинутых мировых предприятий-производителей продемонстрировать собственное добывающее и перерабатывающее оборудование, а также сформировать прямые рыночные контракты и решить другие маркетинговые вопросы. Это идеальный способ для иностранных и отечественных специалистов в нефтегазовой отрасли выполнить деловые переговоры, начать новые проекты, получить сведения о мировых перспективах и тенденциях продвижения.

«Экспоцентр» с каждым годом проводит все больше выставочных мероприятий. Выставочный центр организовывает выставки любого масштаба, поэтому за год в рамках деятельности компании проходит более 800 лекций, конференций, семинаров, бизнес-проектов и экспозиций. Все это привлекает огромное количество заинтересованных лиц. По подсчетам ежегодно комплекс посещают примерно 2 млн. человек.

Читайте другие наши статьи.

План

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны…………..3

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности…………………….4

3. Система нефтепроводов России………………………………………………5

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России………………………………6

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготов1ой месторождения к разработке.

Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.

Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо. Топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта . Без топлива немыслима жизнь людей.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны . На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли : нефтяная, газовая и угольная. Отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты. Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет более 4,5 трлн. долл. США.

Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Вместе с другими ведущими поставщиками нефти она пытается решить вопрос о том, как бороться с сокращением объемов производства.

Точно так же как Венесуэла и Мексика, Россия крайне зависит от нефти – она обеспечивает правительству более двух третей дохода и составляет 30% валового внутреннего продукта, пишет Christian Science Monitor (полный тест на сайте Inopressa.ru ).

В условиях становления рынка крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Они преобразуются в акционерные общества или входят на правах дочерних фирм в состав акционерных кампаний с сохранением контрольного пакета акций у государства. В настоящее время добычей нефти занимаются такие нефтяные акционерные компании, как: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и т.д.

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно - Сибирский (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печерской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтеперерабатывающем районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стане территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России – шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

3. Система нефтепроводов России

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В РФ создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехя, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России

На размещение нефтедобывающей промышленности влияет много факторов, но основным является сырьевой. Сырьевой фактор характеризуется рядом показателей, которые и определяют первоочередность вовлечения месторождения в эксплуатацию, а также обусловливают факторы особенности размещения нефтеперерабатывающих предприятий.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредоточивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.

Нефтеперерабатывающие предприятия сооружены в центральных регионах (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши), в Поволжье (Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград), на Урале (Пермь, Орск), в Сибири (Омск, Ангарск, Ачинск) на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар, Туапсе).

Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратко превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.

В настоящее время разрабатывается предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.

Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений.

В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе (правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему происходят аварии.

Продолжительность эксплуатации нефтепроводной системы России

Причины отказов на российских магистральных нефтепроводах

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными

загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов

добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и

балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области

жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше

здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс-кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита-телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу-мевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти-ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере-возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при-роде.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю-бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни-ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру-жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз-можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Список используемой литературы

1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.

2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.

3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.

4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Справочная система Интернет

Министерство образования РФ.

Читинский Государственный Университет.

Институт экономики и управления.

Кафедра мировой экономики.

Курсовая работа

По дисциплине Экономическая и Социальная география

Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.

Руководитель: Васильченко В.В., Выполнила: Эпова Екатерина,

кандидат географических наук, студентка 1 курса финансово-

доцент кафедры информационного факультета.

«Мировая экономика». Специальность БУ-07-2.

План.

Введение ..................................................................................................................................3

Глава 1 : Территориальное распределение нефтяных ресурсов ………………………...5

1.1. Нефтедобывающие районы…………………………………………………………….7

1.2. Нефтепроводы и нефтяные магистрали………………………………………………11

Глава 2 : Экономико-географическая характеристика нефтеперерабатывающей

промышленности………………………………………………………………...14

Глава 3 : Проблемы и перспективы развития нефтяного комплекса России………….17

3.1. Экологические проблемы отрасли…………………………………………………....19

Заключение ...........................................................................................................................22

Приложение : картосхема «Районы нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности».

Литература .

Введение.

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. По запасам нефти на 2006 год наша страна находится на 7 месте в мире. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США.

Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

За последние десятилетия в структуре топливной промышленности произошли коренные изменения, связанные с уменьшением доли угольной промышленности и ростом отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Если в 1940 г. они составляли 20,5%, то в 2004г - 75,3% суммарной добычи минерального топлива. Теперь на первый план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефти сокращается, а доля газа растет и составляет примерно 41%. Доля угля 20%, оставшиеся 6% приходятся электроэнергию.

Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти.
Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

Глава 1.

Территориальное распределение нефтяных ресурсов.

До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа) . Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР. До недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%) , парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.

В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный нефтедобывающий район страны.

На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш) . Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провинция) . Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль.

Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха) . С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения.

Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение)

1.1. Нефтедобывающие районы.

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В 2003 году в России было добыто 421 млн. тонн нефти. На 2003 год Россия обладала 20 млрд. тонн разведанной нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Западно-Сибирский район, где сосредоточено более 60% текущих запасов и добывается 56% российской нефти. Вторым по значению районом является Волго-Уральский, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 13%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.

Западно-Сибирский район . Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%) , и парафина (менее 0,5%) , содержание бензиновых фракций высокое (40-60%) , повышенное количество летучих веществ.

В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре района.

Переработка попутного нефтяного газа Тюмени осуществляется на Сургутских, Нижневартовских, Белозерном, Локосовском и Южно-Балыкском газоперерабатывающих заводах. На них, однако, используется лишь около 60% добываемого с нефтью ценнейшего нефтехимического сырья, остальное количество сжигается в факелах, что объясняется отставанием ввода мощностей газоперерабатывающих заводов, недостаточными темпами строительства газокомпрессорных станций и газосборных сетей на нефтепромыслах.

В поисках нового равновесия

Анализ «Делойт МаркетПойнт»

Нефтегазовая отрасль переживает непростые времена. Кризис на нефтяных рынках приобрел крупные масштабы, что привело к падению цен на нефть и значительным сокращениям капитальных расходов. Что же ждет нефтяную отрасль? Несмотря на то что внушительные сокращения капитальных и операционных бюджетов могут существенно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, в своем анализе «Делойт МаркетПойнт» пытается найти положительные моменты в сложившейся ситуации. В отчете представлены перспективы развития нефтяной отрасли на ближайшие пять лет - от источников покрытия дефицита производства до влияния сегодняшнего спроса и предложения на нефтяные цены в будущем.

Нефтяные рынки в ближайшие пять лет

Начиная с середины 2014 года цикл развития рынков сырой нефти вошел в стадию снижения, что привело к падению цен, масштабному сокращению капитальных расходов и потере нефтегазовой отраслью былой стабильности. Не так давно рыночные цены временно опускались ниже отметки в 30 долларов за баррель. При этом одни аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен, другие же, напротив, говорят об их умеренном росте - как минимум в краткосрочной перспективе. Сегодняшний спад вызван рядом факторов, среди которых в том числе сланцевая революция в США, новая стратегия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), возглавляемой Саудовской Аравией, предусматривающая защиту доли рынка вместо обеспечения его сбалансированности, снятие санкций с Ирана, рост запасов сырой нефти и продуктов нефтепереработки по всему миру, а также ожидания относительно замедления роста мирового спроса на нефть в связи со мировым экономическим спадом.

В феврале 2015 года «Делойт МаркетПойнт» и выпустили отчет, содержащий анализ текущего состояния рынков нефти . В отчете рассматривались факторы, приведшие к падению нефтяных цен. В данной работе «Делойт МаркетПойнт» анализирует последние опубликованные рыночные данные и изменение динамики спроса и предложения на рынке нефти в связи с ожиданиями более низких цен. Мы также анализируем чистое влияние более низких цен на нефть в пятилетней перспективе на основании нашей модели MarketBuilder World Oil Model и инструмента Reference Case.

В настоящем отчете мы рассматриваем следующие темы:

  • Расширение перечня отмененных проектов разработки
  • Продолжающийся ввод в эксплуатацию новых мощностей по добыче
  • Увеличение производства в Иране в результате снятия санкций
  • Прогноз текущего и будущего спроса
  • Сравнение прогнозов «Делойт МаркетПойнт», полученных при помощи инструмента Reference Case, с форвардной кривой

Анализ будущего нефтяной отрасли от компании «Делойт МаркетПойнт»

Тогда как текущие цены на нефтяных рынках отражают по большей части печальную ситуацию в отрасли, ощутимые сокращения капитальных вложений и операционных бюджетов за последний год будут иметь долгосрочные последствия. По данным нашего анализа, существующий объем отмененных или отложенных капитальных инвестиций, перенос инвестиционных проектов и исчерпание запасов в хранилищах приведет к дефициту предложения в размере свыше 1 млн баррелей в день уже в 2018 году. В результате в ближайшей перспективе произойдет так необходимый рост цены на нефть до примерно 58 долларов США, однако возврата к ценам выше 100 долларов за баррель ожидать не приходится.

На основе нашего анализа можно предположить, что такие страны, как США с их крупными месторождениями сланцевой нефти, Иран, Ирак и, возможно, Россия смогут потенциально покрыть первые два года дефицита добычи при цене 58 долларов США за баррель. После 2019 года продолжение роста спроса и падение производства потребуют дальнейшего увеличения цены для полного покрытия затрат производителей с высокими издержками, например, работающих с канадскими нефтяными песками и глубоководными морскими месторождениями.

Размещение нефтяной промышленности подчинено общим закономерностям размещения производительных сил.

На размещение нефтяной промышленности влияют размеры промышленных запасов нефти и географическое распределение запасов, природные разработки месторождений, качество нефти, уровень развития техники и технологии и определяемые или возможные разработки тех или иных месторождений, география потребления, транспортабельность нефти.

Нефтедобывающая промышленность может существовать и развиваться там, где имеются запасы нефти. Поэтому размещение ее связано с географией нефтяных месторождений.

С ростом геологической изученности страны открываются новые месторождения и возрастают размеры разведанных запасов. Меняется географическое распределение запасов, создаются материальные предпосылки для рационализации размещения промышленности.

Нефтяные месторождения различаются размерами залежи, геолого-м1чискими условиями разработки, качеством нефти, своим географическим местоположением. Введение их в разработку связано с различными вложениями средств в капитальное строительство. Нефтяные месторождения не равнозначны по роли в удовлетворении потребностей народного хозяйства, по экономической эффективности, поэтому проблема размещения нефтедобывающей промышленности сводится к вопросу об очередности ввода в разработку отдельных месторождений и о темпах их развития.

Размеры нефтяной залежи, заключенные в ней запасы нефти прежде всего определяют, какие из открытых нефтяных баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Подобные месторождения обычно высокопродуктивны, стоимость добычи значительно ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.

Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют природные условия залегания и добычи запасов этих месторождений:

  • - геолого-физические условия нефтеразработки (буримость пород, глубина скважин, режим нефтяного пласта, число продуктивных горизонтов, плановое давление и т.д.);
  • - естественно-географические условия расположения месторождения.

Эти условия определяют в основном выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежей, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.

Один из важнейших природных факторов разработки месторождений -глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Самарской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время сооружения скважин с 26 дней увеличивается до 3 месяцев.

Важное природное условие нефтеразработки - многопластовость месторождения. При наличии в резерве месторождения нескольких продуктивных горизонтов в определенных условиях открывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20-35 % меньше обычных).

Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капитальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехнических сооружений - морских эстакад или отдельных оснований из-за особых условий транспортировки людей и грузов.

Большое значение имеет качество нефти. Содержание в нефти светлых парафинов, серы, смол определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства.

Развитие науки и техники повышает эффективность активного воздействия на природные условия нефтеразработки в целях всемерного использования запасов нефти и наиболее рационального размещения промышленности.

Развитие и совершенствование нефтяной техники вносит крупные изменения в содержание труда рабочих. Функции рабочего все более сводятся к контролю за соблюдением режима технологических процессов, наблюдению исправностью приборов, аппаратуры, оборудования. Возрастают требования к производственной квалификации кадров и культурно-технической подготовке. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.66

Немаловажным фактором в развитии нефтегазового комплекса является инфраструктура. В экономической литературе под инфраструктурой понимается межотраслевой комплекс, обслуживающий всю совокупность производительных сил района. В состав инфраструктуры большинство исследователей включают объекты, которые обеспечивают производственный процесс, но сами непосредственно не создают продукцию в вещественной форме. Кроме того, сюда же относятся объекты, обеспечивающие воспроизводство трудовых ресурсов в районе, создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности человека. Первую группу объектов обычно называют производственной инфраструктурой, а вторую -- социально-бытовой.

Одной из актуальных проблем взаимоотношений нефтегазовой промышленности области с сопряженными отраслями народного хозяйства в районах ее развития является создание инфраструктуры опережающими темпами.

До сих пор инфраструктуре не уделялось достаточного внимания. Хозяйственная практика породила представление об отраслях инфраструктуры как о чем-то менее важном по сравнению с основным производством. В последние годы появилось много работ, в которых убедительно показана - необходимость синхронного ввода объектов инфраструктуры и объектов основного производства района, охвата их комплексными перспективными планами освоения района. Однако при планировании, как групп, так и отдельных предприятий главное внимание все еще уделяется развитию основного производства, а вопросы создания объектов инфраструктуры решаются без учета перспективы развития основного производства.

Должны учитываться самостоятельные статьи затрат, в том числе на районную инфраструктуру, на развитие системы транспортного обслуживания района, возрастают затраты на жилищно-бытовое строительство, электроснабжение и т. д. Так, если для районов Среднего Поволжья удельный вес капитальных вложений в развитие производственной инфраструктуры составляет 17--30%, а в целом по стране -- 30%, то по Тюменской области он достигает 50--70%. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.67 Об отставании развития объектов обслуживающего и вспомогательного назначения говорит и тот факт, что удельный вес капиталовложений в эти объекты по смете выше, чем фактический. Например, сметная стоимость объектов производственной инфраструктуры по проекту для месторождения Медвежье составляла 64,0% общих вложений в освоение месторождения, а фактически удельный вес затрат на них был равен 30,7. Там же. с. 67

Практика обустройства месторождений показывает, что строительство инфраструктуры без обоснования перспективы их развития приводит к организации большого числа незначительных по мощности предприятий и, соответственно, к снижению эффективности их производства. Несмотря на большое число энергетических установок, предприятия испытывают острый дефицит в электроэнергии, что сдерживает внедрение механизации и автоматизации производственных процессов. При сохранении в перспективе энергоснабжения промыслов в соответствии с установившейся практикой число электростанций и численность обслуживающего персонала будут расти пропорционально увеличению газодобычи в этом районе.

Таким образом, факторами, определяющими размещение нефтяной промышленности в России являются: количество и территориальное размещение запасов, качественный состав, условия транспортировки, объем и структура потребления, затраты на добычу и переработку, уровень развития НТП по добыче и переработке, экологический фактор, трудовые ресурсы.

Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются географией потребления нефти и условиями транспорта.

Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти, близость добывающих предприятий к районам нефтепотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.

Величина района потребления нефти, добываемой на отдельных месторождениях и предельная дальность ее перевозки при прочих равных условиях, зависят от размера суммарных издержек добычи и транспорта нефти. Чем выше издержки добычи, тем ближе к району добычи должна проходить граница их потребительского распространения. При относительно низких издержках добычи нефть можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти, добытой на месторождениях с наименьшими за тратами, возрастает. Становится экономически оправданной разработка таких месторождений более быстрыми темпами.

Прогресс транспорта в 60-е гг. обеспечил резкое удешевление транспортирования топлива, прежде всего нефти, по магистральным трубопроводам большего диаметра. Но в связи с освоением месторождений нефти в Западной Сибири увеличились капитальные вложения на строительство сверхдальних магистральных нефтепроводов.

Нефтепровод - это наиболее экономичный и прогрессивный вид магистрального транспорта нефти. При его использовании обеспечивается бесперебойность снабжения сырьем нефтеперерабатывающих заводов, сокращаются потери в пути, отпадают отличающиеся большой трудоемкостью операции по наливу и сливу, открываются возможности широкой механизации и автоматизации транспортного процесса.

Чем меньше издержки транспорта нефти, добываемой на том или ином месторождении, тем больше допустимая дальность перевозки нефти этого месторождения, шире район ее потребления и больше должна быть концентрация добычи на этом месторождении по сравнению с идентичными месторождениями.

Интенсивное развитие нефтепроводов связано с ростом добычи нефти, (особенно в новых труднодоступных районах страны с недостаточно развитой транспортной сетью), необходимостью доставки мощных грузопотоков нефти на дальние расстояния, экспортом значительной части нефти по нефтепроводам из районов добычи непосредственно до мест ее потребления за рубежом.

Развитие нефтяной промышленности обуславливает увеличение перевозок нефтяных грузов. В этих перевозках все большее участие принимает специализированный и экономичный нефтепроводный транспорт. Существует два вида нефтепроводов; промысловый и магистральный. Промысловые используют непосредственно на нефтедобывающих промыслах. К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 530 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефти из районов добычи на предприятия по переработке нефти на железнодорожные, речные, морские пункты налива, а также на головные перекачивающие станции, расположенные вне территории данного нефтяного промысла, месторождения нефти, и на экспорт. Кузьмина. Н.М. Топливно-энергетический комплекс РФ. Самара, 2000. с. 22