23.09.2019

Дислексия и дисграфия возникают. Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой - Дисграфия и дислексия: что это такое и как помочь ребенку


С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) . А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом . Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . И это правда.

По результатам наших 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ - синдром дефицита внимания . В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

Автор статьи - кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми - 17 лет, общий медицинский стаж в педиатрии - 40 лет.

Синдром дефицита внимания - это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. .

ДИСГРАФИЯ

Письмо - это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо - сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму - это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины дисграфии

Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет - зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) - частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка - пока несовершенны.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять . (Подробнее - здесь: .)

ДИСЛЕКСИЯ

Дислекси́я - нарушение чтения . Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия - это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие,- неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.

Причины дислексии

По результатам наших исследований, дислексия и дисграфия в 100% сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВ), неважно с гиперактивностью (СДВГ), или без таковой. В свою очередь, СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами:

  • "Феномен разбитого зеркала". Это когда ребёнок видит буквы в зеркальном отображении. Соответственно, так и пишет;
  • "Феномен соскальзывания взгляда". При медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
  • Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала. 100% детей с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.

В результате новейших инновационных исследований психофизиологов, а также специалистов по оптической физике и восприятию 3D пространств, нам стали понятны причины этого расстройства (не заболевания!). Поэтому устранить дисграфию и дислексию стало достаточно просто. Но это не значит, что не нужно работать над этим. Родителям следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, чётко выполнять все рекомендации специалиста, и положительный результат обязательно придёт. Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет 3D пространств.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые Родители, если у вашего ребёнка есть вот такие проблемы, пожалуйста, обратитесь к вашему логопеду, дефектологу.

Именно в России есть целая армия действительно высококвалифицированных профессионалов!

Мы же работаем только с особо сложными ситуациями…

Как записаться на приём:

на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.

УСПЕХОВ!

Психоневрологи определяют эти два явления следующим образом: Дислексией – называют стойкое нарушение чтения, а дисграфией – стойкое нарушение письма. Они чаще наблюдаются в детском возрасте нередко возникают сразу вместе у одного и того же ребёнка. Причём каких-то признаков умственной недоразвитости у него не выявляется.

Давайте коротко рассмотрим оба эти явления, узнаем, что такое дисграфия и дислексия, выясним, как помочь детям от них избавиться.

Дислексия

В буквальном переводе с греческого, это слово означает «сложность со словами».
При её наличии бывает трудно понять. При разговоре он искажает звучания слов, «проглатывает» слоги и даже целые слова. Также часто меняет местами буквы, пропускает, заменяет звуки, или прибавляет ненужные. Он может не распознавать похожие по написанию буквы, нарушать построение предложений, не соблюдать связи между словами.

Таким образом, данное явление выражается в нарушении процесса чтения, когда ребенок постоянно повторяет свои ошибки.

Принято различать фонематическую, семантическую, аграмматическую, оптическую, амнестическую дислекию.

Чаще всего это явление связывают с фактором несформированной психики, а именно тех функций, которые ответственны за процесс чтения. Все дело в том, что напечатанный текст – это двумерное изображение, а люди с дислексией воспринимают любые образы только в трехмерном изображении. Поэтому им трудно воспринимать обычный текст, и они путаются во время чтения.

Учеными было установлено, что мальчики страдают от этого нарушения примерно в 3-4 раза чаще девочек.

Дисграфия

Это такое состояние, когда ребёнок не может изложить свои мысли на бумаге, так как ему трудно дается письмо. Ребёнок не может окончательно его изучить. Это происходит вследствие нарушения тех психологических функций, которые отвечают за обеспечение процесса письма.

Данная дисфункция у разных детей проявляется по-разному. Например, кто-то может постоянно повторять одни и те же ошибки, а другой – просто допускает огромное количество орфографических ошибок.

Данное состояние может быть вызвано двумя причинами. Например, дисграфия может появиться по биологическим причинам, когда дисфункция произошла по причине патологий при беременности матери или наличии у неё инфекции. А также она может развиться вследствие деструктивных перемен в нервной системе ребёнка.

Нужно заметить, что если у ребёнка имеется биологический дефект головного мозга, то данное явление будет наблюдаться в сопровождении других патологий, например: афазии, ЗПР, алалии, умственной отсталости.

Кроме того описываемое нарушение может быть вызвано социально-психическими причинами. К ним, в главную очередь относят недостаток речевых контактов с ребенком, его замкнутость, одиночество, запущенность, неправильное воспитание.

Дисграфию обычно не рассматривают как собственно, независимое, самостоятельное заболевание. Чаще всего её рассматривают в качестве симптома некоторых неврологических дисфункций. Например, как признак патологий аналитико-синтетического функционирования анализаторов отвечающих за движение, слух, речь, зрение.

С другой стороны, многие эксперты объясняют данное явление как проявление языкового нарушения которое можно устранить при помощи психолого-педагогических способов.

Как помочь детям, страдающим от этих нарушений?

Главное, не нужно отчаиваться. Такие дети вполне могут овладеть навыками чтения и письма. Только для этого нужно настойчиво и много заниматься. Для полного успеха кому-то могут понадобиться месяца, а другим – годы. Но результат обязательно будет, главное регулярно, усиленно тренировать речевой слух и буквенное зрение.

Родители вряд ли смогут помочь самостоятельно. Тут, скорее всего, понадобится помощь опытного специалиста-логопеда.

Как правило, занятия проводятся по разработанной системе. В них часто используется разрезная или магнитная азбука, чтобы складывать слоги и слова. С помощью азбуки, а также разнообразных речевых занятий, игр, ребёнок учится выделять грамматические элементы слов. Это помогает ему усваивать произнесение определенных звуков. Ребёнок учится распознавать, какой именно букве при написании этот звук соответствует.

Логопед часто противопоставляет твёрдое произношение мягкому, глухое – звонкому. Тренировка осуществляется с помощью повторения слов. На занятиях дети пишут диктанты, учатся подбирать слова по заданным звукам, анализируют с помощью специалиста звуко-буквенный состав слов.

На подобных уроках обычно используется наглядный материал, который помогает детям запомнить облик букв, их очертания. Например, буква «О» похожа на круг, «Ж» напоминает жука, а «С» – полумесяц.

Причём скорость чтения и письма наращивается очень постепенно, ведь в процессе занятий ребенок должен полностью усвоить, буквально «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Следующим этапом занятий является техника чтения.

Помимо занятий с логопедом, возможно, понадобится помощь психоневролога. Он может порекомендовать к применению необходимые ребёнку стимулирующие средства, препараты, улучшающие память и повышающие обменные процессы мозга.

Самое главное, мамы и папы должны понимать, что дислексия и дисграфия успешно корректируются. Но для этого требуется тесное сотрудничество лечащего врача-логопеда и самих родителей.

Главная > Документ

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить: 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д ; п – т ; Е – З ; а – о ; д – у и т.д. 2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о у , ё ю ; согласные р л , й ль ; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч , щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит). 4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. 5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): З а з омом росла м а м ина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): Д о д небом л о л убым” (Под небом голубым). 6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет). 7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

    речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях). Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей. Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой. Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией: 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л , с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом . Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил: 1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме. 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Дислексия и дисграфия ия у младших школьников – это психоневрологические нарушения, выражаемые в нарушении письма (дисграфия) и чтения (дислексия), что выражается в стойких ошибках по определённому типу.

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Как лечить

Как правило, дислексия не предполагает медикаментозного лечения. Однако, возможно назначение тех препаратов, которые устраняют проблемы конкретного ребёнка. Например, при ярко выраженном дефиците внимания или сильных головных болях. Поэтому помните, что лечение в таких случаях должен назначать исключительно ваш лечащий врач. И то, что будет показано одному малышу, может совсем не подходить другому.

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной. Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов. Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия же является похожей проблемой, но связанной с проблемами написания слов и текстов. Некоторые виды дисграфии принято рассматривать, как возможное продолжение проблемы дислексии. Другие же часто выделяются в отдельный вид проблем. Итак, принято выделять пять видов дисграфии.

Однако, чаще всего проявляются несколько форм дисграфии. Помимо перечисленных, стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • ребёнок часто не может решить какой рукой стоит писать;
  • у ребёнка неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нём элементы;
  • малыш может жаловаться на головные боли во время выполнения письменных работ;
  • слова плохо ориентированы относительно клеточек или линий тетради («скачут»);
  • возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).

Причины патологии

Учёные до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт. Достоверно известно, что навыки письма хорошо развиваются в случае достаточно развитых составляющих, таких как чёткое произнесение звуков, лексика, грамматика, обобщение. Если что-то из перечисленного, страдает, то может страдать и письмо.

Кроме того, дисграфию часто связывают с тяжёлым течением беременности, родовыми травмами ребёнка, тяжёлыми заболеваниями (менингитом, инсультом, энцефалитом), перенесённой инфекцией и интоксикацией.

Из социальных факторов стоит отметить крайнюю степень социальной запущенности и многоязычные семьи. Кроме того, отмечается наследственная предрасположенность к дисграфии.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

Итак, если ещё у малыша дошкольного возраста вы заподозрили что-то неладное, попробуйте подтвердить или развеять свои опасения путём несложных домашних заданий. Прежде всего, попросите нарисовать что-нибудь карандашом и проанализируйте его рисунок. У дисграфиков контур рисунка будет представлять рваные, дрожащие линии. Они могут быть еле-еле заметны, а могут быть, наоборот, с сильным нажимом. Так же малыш может упорно отказываться рисовать, ссылаясь на то, что у него при этом «болят ручки». Это свидетельствует о физиологической недосформированности данного навыка.

Для школьников же существуют экспресс-тесты, состоящие из нескольких заданий. Задание номер один включает в себя постановку нужных окончаний. Можете сами придумать несколько таких словосочетаний. Например, «вишня спел…», «пруд глубок…», «груши вкусн…» и т.д. Во втором задании нужно подобрать пару по принципу один-много (шар-шары, рот-…., спит-…., читает-….) В третьем задании нужно составить предложение по заданным словам. Например, «повар, готовить, ужин» должно трансформироваться в «повар готовит ужин».

Четвертый шаг предполагает составление слов из разрозненных слогов: «ба со ка» — «собака», «ка лож» — «ложка». Задание № 5 просит составить из букв слово: «о г к а р» — «горка», «е ч в е л к о» — «человек». Шестое задание проверяет возможность ориентировки между приставкой и предлогом. В этом случае необходимо открыть скобки «(по)ехал (по)дороге», «(от)летел (от)окна». Далее даётся небольшие диктанты. Причём в одном из них необходимо употребить собственное имя, чтобы была возможность вставить.

Можно просто дать канву с основным текстом, куда под диктовку стоит вставить несколько слов. В итоге получим оценку на возможное наличие подозрений на аграмматическую, акустическую и дисграфию на фоне анализа и синтеза.

Однако, сами подозрения ещё не являются реальным диагнозом. Поэтому, стоит обязательно обратится к специалисту. Ведь помимо обнаруженных проблем, обязательно нужно убедиться в отсутствии проблем со слухом и зрением, нормальным функционированием конечностей. Возможно для уточнения диагноза нужно будет сделать МРТ или прочие исследования функционирования головного мозга.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Домашние упражнения для устранения дисграфии

Отличный метод называется «корректурная правка»: в объёмном тексте необходимо искать и вычёркивать одну и ту же букву. Так же необходимы задания на развитие моторики. Для этого чертите или распечатывайте побольше лабиринтов, по которым школьник должен вести карандашом, чтобы найти выход.

Однако, помимо специальных заданий, малыша стоит приобщать к спортивным тренировкам, которые способны развивать координацию и движения: настольный теннис, бадминтон и т.д.

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.