19.09.2019

Занятие на тему «Весну встречаем, птиц поджидаем! Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну


Ольга Гомина
Праздник «Встречаем птиц»

Праздник «Птицы прилетели , весну принесли» в старшей группе с ТНР.

Ведущий :

Если снег повсюду тает

День становится длинней.

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Дети хороводом заходят в зал под песню «Ой, бежит ручьем вода» Музыка А. Филипенко.

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой вода.

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы

Мы Весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ведущий :

А где-же Весна- Красна?

Давайте позовем.

Заклички :

1. Солнышко –ведрышко,

Красное колесушко,

Вывесь из-за облачка

Золотые косушки!

2. Солнышко, выгляни,

Красное высвети!

К нам на нивку ты иди –

Ладить косы и серпы.

3. Солнышко – солнышко

Выгляни в оконушко

Выйдут детки погулять

Будут бегать да играть.

4. Ой, ты, солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать, нам весну встречать !

Выходит девочка Солнышко и ведет за руку девочку Весну.

Солнышко :

Вам дарю свое тепло, чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались птички песней заливались.

Весна : Я – Весна - красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед, светлым делаю восход

Всюду- в поле и в лесу - людям радость я несу.

ОДНА ИЗ ДЕВОЧЕК ПОДВОДИТ К СОЛНЫШКУ И ВЕСНЕ ТЕПЛО УКУТАННОГО МАЛЬЧИКА. ОНИ ОБХОДЯТ ЕГО И С УДИВЛЕНИЕМ РАЗГЛЯДЫВАЮТ.

Весна : Знаете что, снимите пальто!

Солнышко : Ваши калоши снимите тоже.

Весна : А то знаете что? Они надоели.

Солнышко : Знаете что? Дни потеплели.

Весна : Знаете что? Грачи прилетели.

Солнышко : Знаете что? Они просвистели.

Весна : Знаете что? Снимите пальто.

ДЕВОЧКИ ПОМОГАЮТ МАЛЬЧИКУ СНЯТЬ ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ : РАЗМАТЫВАЮТ НАВЕРЧЕННЫЙ НА НЕГО ПЛАТОК, СТАСКИВАЮТ ШУБУ, МЕХОВУЮ ШАПКУ, ВАЛЕНКИ.

Ведущий : Ребята сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Весна»

Весна : Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы разговаривают с перелетными. Очень интересный разговор….

Инсценировка.

Скворец :

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач :

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел :

Расскажите птицы ,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец :

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач :

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел :

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец :

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед : Ребата, а куда же вернутся птицы ? (в старые гнезда, в скворечники, будут новые строить гнезда) .

Вед : Предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Займи домик»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ ДОМИК»

(обручи – это гнёзда, пока играет музыка птицы летают , когда музыка прекращается птицы занимают гнёзда (домики)

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу проверить вас на внимательность. Выходите в центр становимся в круг. Подвижная игра «Летит - не летит» .

Всем известно к слову «кит»

Рифма звонкая «летит»

Но кто слыхал, чтоб кит летал.

Давайте сыграем в «да» и «нет»

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

Кто не вылетит ни разу.

На «да» - летаем.

На «нет» - стоим руки по швам

Летит - летит - орёл,

Летит - летит - козёл,

Летит - летит - щегол,

Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,

Летит – летит - лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит - летит – кувшин,

Летит – летит - пингвин,

Летит - летит – дракон.

Ведущий : Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое … жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, как наши родители их смастерили, а ребята разукрасили.

Ребенок :

И сегодня в день весенний

Справим птичье новоселье.

Эти домики все вместе

На березках мы развесим

Скворушки, прилетайте,

Себе домик выбирайте

На дереве высоком

С крылечком широким.

Ведущий :

Пока мы пели и играли, наши повара испекли «жаворонков»

По старому обычаю в конце праздника дети съедали испеченных «жаворонков» . Давайте и мы угостимся сами и крошками угостим птиц , чтобы громче пели, весну несли.

Ведущий : Ребята, давайте, и мы подарим нашим гостям вот таких птичек – невеличек. Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом, кому что достанется. То и сбудется. Если зернышко - сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.

Дети пускают птичек.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект урока на тему «Весна. Встречаем птиц»

подготовила

воспитатель

Фомина

Ирина

Александровна

Снежинск 2013-2014 г.

Тема: « Весна. Встречаем птиц» Задачи: В образовательной области «Познание»

    Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах, где живут, кто детеныши. Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц. Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки). Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
В образовательной области «Коммуникация»
    Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы». Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе. Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социализация»
    Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Здоровье»
    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Методы и приёмы : картинки с перелетными птицами, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, Д\игра «Найди гнездо», Д\игра «Назови ласково», итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. « Ленивые восьмерки».

Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игра «Назови ласково»

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент. на доске картинки с признаками весны. Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.
    Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою На солнце ее припечет Заплачет она и умрет. (сосулька)
    Его весной и летом
Видим мы одетым А осенью бедняжки Сорвали все рубашки. (дерево)
    В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
    Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце И зовут тебя все (солнце)
    Глядит из-под снега
Зеленый росток Он первый весенний студеный цветок (подснежник)
2. основная часть. Воспитатель: - К какому времени года подходят эти картинки? Дети: - Эти картинки подходят к времени года весна. Воспитатель: - Сколько месяцев длится весна, перечислите их? Дети:- Весна длится 3 месяца. Воспитатель: - А как называется 1 месяц весны? Дети: -1 месяц весны март Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему? Дети: - Потому-что появляются проталины.

Воспитатель:

Воспитатель : - А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

Воспитатель: - В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

Воспитатель: - А как называют 2 весенний месяц? Дети: - 2 весенний месяц называют апрель.

Воспитатель: - Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.

Воспитатель: - А кто знает, почему снег становится ноздреватым?

Воспитатель: - Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.

Воспитатель: - Давайте вместе, прохлопаем это слово.

Воспитатель :- А кто знает, почему снег темнеет? Дети:- Снег темнеет, потому-что он грязный.

Воспитатель:- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются.

Воспитатель: - А почему этот месяц называют месяц «живой воды»? Дети: – Это месяц так называют , потому-что снег тает и превращается в воду.

Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?

Дети:- Это называют ледоходом.

Воспитатель : - Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?

Дети: - Первые весенние цветы, это подснежники. Воспитатель: - А кто знает, почему и их так назвали? Дети:- Потому-что они растут из-под снега Воспитатель: - Правильно это первые цветы, их еще называют - первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. Воспитатель:- А как называется 3 месяц весны? Дети: - Май Воспитатель: - В народе его называют – «травень», «цветень». Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания? Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести. Воспитатель: - В мае уже снега нет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые. Воспитатель: - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?

2.Основная часть. Воспитатель :- Кто это? Дети: - Это птицы. Воспитатель :- Почему их так называют?

Дети: - Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.

Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему? Дети: - Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные. Воспитатель: - А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей) Воспитатель: - Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны. Воспитатель: - Каких еще перелетных птиц вы знаете? Дети: - Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси. Воспитатель: - А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны? Дети :- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают. Воспитатель:- А почему прилетают обратно? (мнения детей)

Воспитатель: - Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину, где они родились?

Воспитатель: - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать?

Воспитатель: - Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками » все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются « клином» в виде треугольника. Другие выстраиваются «цепочкой », в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: - Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

Дети: - Они вьют гнезда. Воспитатель: - А для чего птицы вьют и строят гнезда? Дети: - Для того чтобы выводить птенцов Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель: - Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен? Дети: - Грач

Воспитатель: – Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Воспитатель: - Итак, на кого похож грач? Дети: - Грач похож на ворону. Воспитатель: - Чем питается грач весной? Дети: - Грач питается червяками, жуками, личинками . Воспитатель: - Где грач строит своё гнездо? Дети: - Грач строит своё гнездо на верхушке дерева

Воспитатель: - Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель : - Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?

Дети :- На картинке изображена ласточка.

Воспитатель: - Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель: - Выберите 3 картинку.

Дети: - Это скворец.

Воспитатель: - Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.

Воспитатель: - Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?

Дети:- У него длинные ноги, клюв, шея.

Воспитатель: - Но есть птица, которая не вьет гнезда, не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?

Дети:- Это кукушка.

Воспитатель :- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:- А что общего у всех этих птиц?

Дети: - Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель: - А что они умеют делать?

Дети: - Кричать, щебетать, порхать, кружить

Воспитатель : - Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель: - Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

Дети: - Лебедь, дикие гуси и утки.

Воспитатель: - Рассмотрите их, что у них общего?

Дети: - Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель:- А почему они от нас улетают осенью?

Дети: - Потому что реки и озера замерзают, нет корма.

4 . “Назови ласково”. Воспитатель: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Длинный хвост – длинненький хвостик Черная голова - уютное гнездо – Белый пух - красивая птицаГалстук на шее - пестрое крыло - 5.Итог: Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - Что интересного вы узнали о перелетных птицах? - Почему их так называют? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Литература:

    Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009 Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

НОД. Формирование целостной картины мира расширение кругозора. Подготовительная группа.

Тема: «Встречаем птиц»

Программное содержание:

1.Рассказать о дне 22 марта - дне весеннего равноденствия;

2.Продолжать знакомить с народными приметам; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными;

3.Обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания;

4.Показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки;

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Развивающая среда:

Плакаты с изображением птиц, краски кисти; листы бумаги; плакаты с изображением клювов и лап разны птиц.

Предварительная работа:

Рассматривание плакатов с изображением птиц, разучивание стихов, загадок, поговорок про птиц; чтение рассказов сказок.

Ход занятия:

1.Часть

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь ровненько сегодня у нас гости. Посмотрите, кто это к нам пришел? (Незнайка) Правильно к нам пришел Незнайка. Он просит, вас рассказать ему о перелетных птицах.

Журавлики – журавли

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чужих лесах побывали. »

Расскажите, журавли, как на том краю земли

Зимовали?

Мы в далекой стране

По родной стороне тосковали. Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 Марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц: жаворонков – певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывая их вверх - ловили с громкими криками:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни с хороводами и играми:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью.

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким.

С корнем глубоким,

С корнем глубоким

С хлебом обильным.

Понятно, что на Сороки прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.

А сейчас, назовите приметы весны, в которых говорится про птиц:

1. Грач на проталину,

Скворец- на прогалину.

2. Увидел скворца – знай:

Весна у крыльца.

А теперь, отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы.

1. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворение. «Жаворонок. »

2. Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

3. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

4. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей? (Грач) .

А теперь собирайся детвора ждет вас русская игра.

2.Часть

Физкультминутка

Игра называется: «Узнай птицу по описанию».

Я читаю описание птицы, а вы показываете ее на плакате.

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. А это очень красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. (Синица.)

3. У этой птицы красивое пестрое оперенье. Верх тела – черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красное. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. А у этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий. Большой, голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Это зимующие птицы.

А как мы с вами помогали пережить суровую зиму нашим птичкам? Делали кормушки.

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье-

Прилетел гонец весенний-

Путешественник скворец.

Тут и песенки конец! А. Барто.

А сейчас мы с вами немножко поиграем.

Игра называется «Летит - не летит. »

Всем известно к слову «Кит»

Рифма звонкая летит.

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» или «нет»,

Найдите правильный ответ,

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит,

Кто не вылетит ни разу.

Летит – летит орел,

Летит – летит козел,

Летит – летит щегол,

Летит – летит синица,

Летит – летит горчица,

Летит – летит фазан,

Летит – летит сазан,

Летит – летит баклан,

Летит – летит лягушка,

Летит – летит старушка,

Летит – летит глухарь,

Летит – летит сухарь,

Летит - летит гагара,

Летит – летит гитара,

Летит – летит утенок,

Летит – летит ворона,

Летит – летит корона,

Летит – летит сова,

Летит – летит трава,

Летит – летит удод,

Летит – летит компот.

Летит – летит скворец.

Летит – летит дворец,

Летит – летит кувшин,

Летит – летит пингвин,

Летит – летит дракон,

Летит – летит балкон.

Молодцы. Итак, о каких птицах мы говорили? С какими новыми птицами познакомили Незнайку?

Но Незнайке нужна еще помощь. Злая Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение, чирикание, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было? (Это были голоса разных птиц.) Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.)

Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.

Рассмотрите плакат с изображением клювов:

1. Это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых.

2. Это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема.

3. Это клюв попугая, он шелушит им семечки.

4. Этот клюв принадлежит утке, она процеживает им воду.

5. А это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу.

6. Это клюв воробья, он питается семенами и ловит мелких насекомых.

Многое о своем обладателе могут сказать и лапки. Рассмотрите плакат со схематичным изображением лапок. У утки лапки приспособлены для плавания. У попугая для лазания по деревьям, а у орла для захвата добычи, а у голубя – для ходьбы по земле.

Чем покрыто тело птиц? Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперенья, а что тогда говорить о павлинах и попугаях? Наша птичка должна быть очень красивой. Поэтому возьмите кисточки и дорисуйте им клюв и перышки. У всех вас картинки с птичками подумайте, кто у вас должен получиться.

    Часть.

Итог НОД

Вот, молодцы. Незнайке очень понравились ваши рисунки. Он сделает выставку птиц у себя дома. А мы ему напомним, о чем мы сегодня говорили? С какими птицами познакомились? Как можно по клювам и по лапкам узнать птичку? Давайте,

попрощаемся с Незнайкой. До свидания.

Занятие 1.Формирование целостной картины мира расширение кругозора. Вторая младшая группа.

Тема: «Птицы весной»

Программное содержание:

Задачи:

Образовательная:

Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце). Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов) . Расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.

Развивающая.

Развивать интерес к жизни птиц. Развивать речь детей, обогащать их словарь; активизировать словарь: "гнездо",

"скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать птиц, кормить крошками). Воспитывать любознательность, сочувствие.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные". Загадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.

Развивающая среда: Демонстрационный материал "Птицы". Звуковая фонограмма с записью голосов птиц, запись песни «Автобус». Фланелеграф. Скворечник, макет птичьего гнезда с перепелиными яйцами. Корм для птиц. Макет солнца. Картонные «шапочки» на голову с изображением птиц.

Ход занятия.

1.Часть

Организационный момент

Приветствие: - Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить!

Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)

Ребята, к нам в детский сад сегодня утром приходил почтальон и принес конверт. А в нем письмо:

Вот конверт. Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберёмся! Ой, постой…

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет солнышко! Ждёт в гости!

Приходите в лес весенний.

Надо птичек покормить,

В лес обратно возвратить!

Ребята, поедем в гости к Солнышку на весёлом автобусе?

(Едем под песенку «Автобус», имитируем движения) .

Здравствуй, Солнышко! Какое ты красивое, как весело светишь! Благодаря тебе весна наступила, как мы узнали об этом?

(Дети называют приметы весны: бегут ручьи, тает снег, тает лед на реках, ярко светит солнышко, прилетают птицы из теплых стран, погода становится теплее, листья появляются на деревьях)

Да, весна наступила, но в лесу еще холодно, совсем недавно здесь лежал снег, земля еще не прогрелась. Вот и птички в лес еще не вернулись и песенок Солнышку не поют. Мы, Солнышко, тебе поможем! Мы с тобой сейчас поиграем, а наши ребята превратятся в птичек.

Раз, два, три! (хлопнуть в ладоши)

На одной ножке повернись (вокруг себя, И быстро в птичек превратись!

(Смотрим на фланелеграф, где представлены изображения птиц- воробей, ласточка, скворец, ворона, синица, сова, дятел) .

Отгадываем загадки о птичках и рассказываем о них .

Ворона:

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?.

Сорока: Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сова: Днем спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает,

В темноте горят глаза,

Всем мышам она гроза.

Голубь: Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Загадка о скворце:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Чужие песни петь умеет,

Воробей:

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

Какие птички живут в лесу, а какие в городе (Ответы детей)

Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем.

Лапка, раз! (выдвинуть одну ногу)

Лапка, два! (выдвинуть другую ногу)

Скок-скок-скок! (прыжки на обеих ногах)

Крылышко, раз! (одну руку в сторону)

Крылышко, два! (другую руку в сторону)

Хлоп-хлоп-хлоп! (машем руками, как крыльями)

Глазик, раз! Глазик, два! (закрываем ладошкой по очереди глаза)

Клювик есть! (потрогать нос)

А хвостик здесь! (повилять)

Вот какие птички, птички-невилички! (кулачки сжать)

Весело скакали, (скачут)

Зёрнышки клевали, (стучать пальчиками по полу)

И быстро улетали. (бегают, машут крыльями)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, посмотрите, что тут под деревом? (показать гнездо)

А кто его сделал?

(Это гнездо. Его выстроила-свила птица свои клювом.)

Из чего оно?

(Ответы детей: здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина) .

Верно. Вот такая птица-мастерица.

А что лежит в гнезде у птички? (Ответы детей: в гнезде лежат яички, из них вылупятся маленькие птенчики)

Ребята, а если мы нашли в лесу гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? (Ответы детей: Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)

Отгадайте, что за птица построила это гнёздо?

Загадка: Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ответы детей) Это ласточка. (Показать изображение на фланелеграфе)

К нам в гости прилетела настоящая ласточка! (Ребёнок рассказывает стихотворение)

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому

Косу заплетала.

Где ты, где ты, ласточка,

Ночь пропадала?

Месяцу седому

Двор подметала.

Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу. Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)

-Давайте сейчас поиграем в игру «Пальчики-птички». (Пальчиковая игра «Птички»)

Этот пальчик-Воробей.

Этот пальчик-Соловей.

Этот пальчик-Совушка, Сонная головушка.

Этот-Зяблик,

Этот-Стриж,

Этот-развеселый Чиж.

Этот пальчик-Скворушка, серенькое пёрышко.

Этот пальчик-Свиристель,

Этот пальчик-Коростель.

Ну, а этот-злой Орлан!

Птички, птички, по домам!

Посмотрите, что еще есть в лесу? (Показать кормушку-скворечник) Что это?

(Ответы: Это скворечник-дом скворца.)

Показать изображение птицы скворец на фланелеграфе. Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца.

Скворец сам его построил? (Ответы: Его построили люди.) У скворечника есть крыша, стены, и круглое отверстие-вход в скворечник) .

Из чего сделан скворечник? (Ответы: Из деревянных досточек)

А для чего люди строят скворечники скворцам? (Для того, чтобы у птицы был дом, когда она вернется весной из теплых стран) .

Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.

Прослушивание аудио-записи-щебетание воробья.

Узнали, кто это весело чирикает? (показать картинку на фланелеграфе) .

Посмотрите, вот он, воробушек, к нам прилетел! (ребёнок читает стихотворение)

Скачет, скачет Воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень,

Буду петь вам целый день!

Чик-чирик!

А сейчас я приглашаю всех птичек поиграть!

Вот ворона важная шагает, (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет, (прыжки на двух ногах)

Крошки ищет.

Ласточка идёт, (туловище вперёд, руки назад)

С лапки на лапку переваливается.

Сорока затрещала, (все убегают на стулья)

Всех напугала.

Вот в каких чудесных птичек мы поиграли.

Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения-жуков, гусениц. А еще птицы нас радуют своими песнями.)

Ну что же, Солнышко, погостили мы у тебя в лесу, и отправляемся на нашем автобусе обратно в садик. Превращаемся из птичек обратно в ребят:

Наши птички покружились

И в ребяток превратились!

А чтобы, Солнышко, твои птички обратно в лес вернулись и стали петь тебе песенки, мы приготовили для них вкусное угощение. (Насыпаем в кормушку семечки, пшено, крошим хлеб)

До свидания, Солнышко!

Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь, и вместе с письмом прислало нам еще посылку. А что же в ней лежит? Давайте посмотрим (Дети открывают посылку и угощаются конфетами). –Спасибо, Солнышко!

Дети, вам понравилось в весеннем лесу? А что понравилось больше всего? Понравилось ли вам пение птичек? И вы тоже, ребята, очень понравились Солнышку. Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.

3.Часть

Итог НОД

Методическая разработка занятия «Весну встречаем-птиц поджидаем».

для учащихся 5 класса

Введение

В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Большую роль в этом обряде всегда играли дети. Именно они исполняли заклички, именно они развешивали обрядовых птичек на дерево и играли в обрядовые игры.

Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, мероприятий, приуроченных ко Дню птиц, который широко отмечается в последние годы, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.

Цель:

Формирование представлений о народных культурных традициях.

Задачи:

    способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского народа;

    систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах;

    формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи;

    создавать условия для реализации творческих способностей;

    формировать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;

Методическое обеспечение

Форма проведения занятия : комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный.

Оборудование и материалы : компьютер, записи с голосами птиц.наглядные пособия с изображением птиц..Бумага цветная,картон (по количеству присутствующих детей), нитки, клей, ножницы.

Программные задачи:

Обобщить знания детей о перелетных птицах.

Развивать творческие способности, зрительную память.

Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Учить понимать образный смысл загадок.

Воспитывать доброе отношение к птицам, к окружающему миру.

Ход занятия
Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. А для начала ответьте на вопрос: Какое время года у нас? А какая погода стоит? Весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы скорее наступила настоящая весна? Вот мы с вами сегодня и узнаем, как мы можем этому помочь.

    Знакомство с обрядом «закликания» весны

Наши предки тоже всегда с нетерпением ждали прихода весны. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать.К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц(пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка)в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др. , а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» -звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму»В связи с этим в конце марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сỏроки.

«В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны ». И первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…».
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, изготовленными птицами. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Учитель

Назовите время года.

Назовите три весенних месяца.

Какой период весны наступил (ранний период)?

Что происходит в природе с приходом весны?

Что происходит с солнцем? (солнце светит ярче, день становится длиннее…)

Какое небо весной? (небо чистое, голубое, появляются облака легкие, белые, пушистые, кучерявые…)

Что происходит с деревьями? (деревья оживают, начинается сокодвижение, почки просыпаются, набухают).

Какое стихотворение мы учили на этой неделе? («Весна» И.Никитина).

Кто прочитает его? (2-3 ребенка читают стихотворение).

О чем это стихотворение? (о весне, о прилете, возвращении птиц в родные места…)

Откуда возвращаются птицы? (из теплых краев)

Учитель; Назовите перелетных птиц. (грач, журавль, утка, лебедь, соловей, скворец, трясогузка, кукушка, чижи, стрижи…)

Какую птицу называют в народе «вестником весны»? Вот вам подсказка:

Черный, проворный, кричит «крак»,

Червякам – враг! (грач).

Правильно, первыми возвращаются грачи, затем крупные птицы,

водоплавающие и последними мелкие птицы. Как вы думаете, почему? (птицы, которые питаются насекомыми, возвращаются последними…)

После каждой отгаданной птицы обязательно демонстрируется её изображение. (Слайд, либо графическое изображение).

Молодцы, ребята!

С приходом весны птиц ждет много хлопот.

Нужно найти место для обитания, восстановить старые гнезда.

Кто вспомнит загадку про гнездо?

«Без рук, без топоренка построена избенка».

Из чего птицы строят свои гнезда? (из веток, соломы, палочек…)

Основной строительный материал – это сухие веточки.

Для чего нужны гнезда?

Что откладывают птицы в гнезда?

Птицы готовятся выводить потомство (птенцов), чтобы за лето они подросли и окрепли и были готовы к перелету.

Молодцы, ребята!

Пальчиковая гимнастика.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо,

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше…

Дети выполняют разминку под стихотворение:

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

1.Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной (соловей).

2.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка).

3.Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем! (скворцы).

4.Кто по тропочке идет быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет –

Догадайтесь сами (трясогузка).

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет (жаворонок).

Практическая часть

Мастер-класс

Учитель: А сейчас мы с вами попробуем изготовить аппликации на тему занятия- птичек, которые помогут ускорить приход весны. Но для начала вспомним, как безопасно работать с ножницами?

Инструктаж по ТБ с ножницами

Дети вырезают птиц из бумаги по инструкции педагога,наклеивают на картон,создают собственные композиции

Игровая часть

Учитель: Разучиваем заклички

Перепёлки, жаворонки

Вы слетайтеся!

Вы в края свои собирайтеся!

Люту зиму, да студёну уносите

А Весну, Весну-красну нам принесите!

Птички, птички летите

На крыльях весну принесите!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки

Принесите к нам

Весну ясную, весну-красную

Приведите к нам!

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирает себе кого пожелает.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Рефлексия

Учитель : Что нового вы сегодня узнали? (Как встречали весну наши предки, что делали, во что играли). С какими перелетными птицами вы сегодня познакомились?

На следующих занятиях мы узнаем ещё много нового и интересного о традициях наших предков.

Учитель ;Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много интересного о птицах и показали хорошие знания.

Заключение

Занятие лучше всего проводить непосредственно в период, предшествующий прилету первых птиц. В зависимости от природных условий местности и климата, это середина марта – начало апреля. Именно тогда дети смогут понять смысл данного обряда. Можно приурочить это занятие к 1 апрелю – Международному дню птиц.

Если время урока не позволяет провести мастер-класс, можно изготовить птиц заранее. Это могут быть птицы из бумаги (оригами), соленого теста или аппликации. Можно предложить ребятам испечь дома печенье в виде птичек. Так же необходимо заранее разучить с детьми несложные заклички. Обязательная часть мероприятия – игровая. Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, можно соорудить в классе импровизированное дерево, украсить его и поиграть в помещении.

Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.

Список литературы

    Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001. – 184 с.

    Котова И.Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.-240 с.