22.06.2019

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов. Урок русского языка "обучение сжатому изложению". Методическая разработка конспекта


В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие этапы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какая проблема поднимается в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире б) ответственное отношение к получению знаний в) природа человеческой одаренности г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте? а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение

3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»? а) 1-2 6)5 в) 7-8 г) 10

4. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова. Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или__________. Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут__________Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение. (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?)__________интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями). (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (Устраним в этом предложении однородные члены).(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.) (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________в пустыне, как же тогда без знаний о__________?! (Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.) (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (Предложение № 12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.

В книге раскрывается богатство грамматических средств русского языка, которые позволяют передавать тончайшие оттенки смысла.
Книга рассчитана на старшеклассников, но она будет интересна всем, кто интересуется русским языком.

Чем занимается грамматика?
Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством компьютера и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Чем занимается грамматика? 5
О чем эта книга и как она построена. 9
ГЛАВА 1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, ПРИЗНАКОВ И ДЕЙСТВИЙ
Род существительного и пол существа 12
Купил пальто и брюки. Сколько предметов куплено? 26
Что такое падеж? 37
Кукла и одушевленность 47
Яркий, ярковатый, самый яркий 50
О каком совершении говорит глагол совершенного вида? 55
Дело сделано или его только можно, нужно или хочется сделать? 75
Время глагола и время действия 85
О чем позволяет молчать страдательный залог глагола? 95
Зачем нужно деепричастие? 107
ГЛАВА 2 ПРИХОДИТСЯ СЧИТАТЬСЯ И ПРОСТО С КАПРИЗАМИ ФОРМЫ 113
Все ли имена склоняются? 114
Только ли окончания изменяются при спряжении глагола? 123
А бывают еще и чередования 128
ГЛАВА 3 А ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО, ЕСЛИ Я БУДУ РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРОМ ИЛИ МЕДИКОМ?
Всегда ли существует единственный лучший способ выразить свою мысль? 135
Умение понять другого 141
Почему русский язык среди главных предметов? 151
Изучая родной язык, можно узнавать о его возможностях все больше и больше, но никогда нельзя узнать все 164.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Зачем нужна грамматика, 8-10 класс, Милославский И.Г., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000
  • Художественный текст на уроках русского языка, Чтение, анализ, оценка, речевое творчество, Дидактические материалы, 5-11 класс, Кулаева Г.М., 2010

Виды сжатия информации:

1.Объединение:

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах, здесь горячо любили искусство и работу.

2.Замена:

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

3.Удаление:

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –то, что находится под окном; подушка –то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник –то, что находится под окном.

Практическая часть:

1.Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадками библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ? (замена)

2.Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (объединение)

3.И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (объединение)

4.Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.(замена)

5.Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.(удаление)

6.В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты , называли их выступления откровением нового искусства. (замена)

Задача сжатого текста -

  • Задача сжатого текста -

  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения и при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце



  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких из синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений.

  • Важно! Исключать можно только второстепенную информацию! Абзацные зачины содержат главную информацию!



замена словосочетания словом

  • замена словосочетания словом

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.


  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

  • (каждый, любой, никто, ничто)



Ну, допустим, человек он человек А поняв, для чего это нужно , воодушевиться еще сильнее или, наоборот , охладеть.

    Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы, непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно , воодушевиться еще сильнее или, наоборот , охладеть.


  • Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.


Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Сжатый вариант

  • Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Упрощение


Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Сжатый вариант

  • Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Исключение

  • Упрощение


  • ?Объясните целесообразность исключения

  • А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.