Каждый руководитель должен знать и осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества - законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будут способствовать эффективности его деятельности, в противном случае его ожидает неудача.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени.
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- закон единства и целостности системы управления;
- закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
- закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
- закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
- закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Принципы управления отражают наиболее общие закономерности, отношения и взаимосвязи между элементами системы управления. Они являются отправной точкой при решении любых вопросов управления, отражают общий подход при решении разнообразных управленческих задач в складывающихся конкретных условиях и ситуациях.
Система принципов управления включает общие и частные принципы. Общие принципы значимы для управления как целостного социального явления, реализуются в нем независимо от уровня и специфики сферы управления. Следование им обязательно для руководителя любого уровня. Общие принципы управления конкретизируются, получают свое развитие и дополняются частными принципами. Частные (функциональные) принципы применяются при реализации отдельных функций управления. Так, большое значение для практики управления имеют частные принципы: выработки и принятия управленческих решений; планирования; контроля; делового этикета и пр.
Общие принципы были сформулированы французским горным инженером, теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной (классической) школы управления Анри Файолем. До сих пор они считаются классическими и основополагающими при изучении системы управления.
Принципы управления по Файолю:
- разделение труда - перепоручена работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания на конкретной операции;
- власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия;
- дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка;
- единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения;
- единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели;
- подчиненность интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации;
- вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников;
- централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая;
- иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую при необходимости можно сократить во избежание вреда;
- порядок - определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте;
- справедливость - уважение и справедливость администрации к подчиненным, сочетание благожелательности и правосудия;
- стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента;
- инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам;
- корпоративный дух - сплоченность работников, единство силы. В настоящее время в качестве дополнений и уточнений используются и другие принципы управления :
- принцип единства цели и руководства (целенаправленности). Управление всегда должно быть ориентировано на достижение его целей. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны координироваться и направляться на достижение единой цели. Это означает, что деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип, по существу, обосновывает необходимость наличия руководителя для координации деятельности различных субъектов, имеющих общую цель;
- принцип баланса централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией. Это соотношение определяет главным образом фигура руководителя. Степень централизации отражает распределение функций управления по вертикали организационной структуры системы управления. Чрезмерная централизация в управлении организацией имеет своим следствием недостаточный учет специфики деловой обстановки на местах; усложнение внутрисистемных отношений, сковывает творческое начало на нижестоящих уровнях управления, сдерживает развитие их самостоятельности и ответственности, ограничивает оперативность в решении возникающих проблем. В свою очередь, превышение разумных пределов децентрализации приводит к потере или ослаблению управляемости;
- принцип связей. Речь идет о том, чтобы каждый руководитель учитывал существование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, осуществлял необходимые контакты с коллегами, по крайней мере на том же уровне управления, и использовал получаемую информацию при выполнении своих служебных обязанностей;
- принцип законности. Различные аспекты действия принципа законности отражают следующие положения:
- - верховенство закона. Все нормативные правовые акты организации должны основываться на действующем законодательстве и не противоречить ему;
- - равенство всех субъектов и объектов управленческой деятельности перед законом;
- - единообразное понимание и применение законов и иных нормативных актов в управлении организацией на всей территории их действия;
- - обеспечение систематического контроля за соблюдением работниками требований законов и других нормативных правовых актов, предотвращение и своевременное пресечение возможных правонарушений;
- принцип научности предполагает знание субъектом управления объективных закономерностей управления и тенденций развития общества, науки, технологий. Умение руководителя действовать с учетом этих закономерностей, тенденций, направлять и координировать усилия работников (участников) организации на достижение необходимого конечного результата;
- принцип связи с общественностью приобретает все большее значение для управления организацией в современных условиях. Без связи с общественными организациями, прежде всего с местными территориальными сообществами, со средствами массовой информации, в значительной мере формирующими общественное сознание и мнение, современная организация зачастую не может рассчитывать на успех в своей деятельности, а иногда и на нормальное функционирование;
- принцип гибкости обязывает руководителя предусматривать возможность маневра имеющимися силами и средствами, использования тех форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают изменившейся ситуации, возможность корректировки тактики реализации принятых решений, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений;
- принцип этичности предполагает соблюдение руководителем и подчиненными некоей совокупности этических правил, что обеспечивает нравственный характер взаимоотношений в сфере управления организацией.
Функции управления - это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей.
Существуют различные классификации функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации.
Наиболее простым и доступным для понимания является деление функций управления на две группы: общие и специальные.
Общие функции управления сформулированы А. Файолем. Он выделяет пять функций менеджмента, представляющих собой самостоятельные направления, но в то же время связанных с другими направлениями процесса управления. Управлять, по Файолю, значит: планировать (prevoir); организовывать (iorganiser ); отдавать распоряжения (приводить в действие) (commander ); координировать (coordonner ); контролировать (controler ). Они проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.
Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).
Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределение работы среди подразделений, сотрудников и координацию их деятельности.
Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.
Особое место в системе управления занимают специализированные функции , т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации, основными функциями организации и бизнес-процессами, протекающими в организации).
Каждый из этих объектов управления включает в себя множество своих объектов управления. Так, основные функции предприятия включают в себя следующие элементы (объекты управления): производство; материально-техническое снабжение; исследования и разработки; маркетинг и сбыт готовой продукции; кадры; финансы, включая учет и анализ хозяйственных процессов, и пр.
Управление этими объектами и составляет содержание специализированных функций управления (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Название специальной |
||
Управление производством |
Планирование объема выпуска продукции. Расстановка оборудования и создание рабочих мест. Организация выполнения работ (обеспечения рабочих мест материалами, сырьем, комплектующими, информацией). Организация своевременного ремонта оборудования и техники. Оперативное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе. Контроль качества |
|
Управление материально- техническим снабжением |
Заключение договоров поставки. Организация закупки, доставки и хранения производственных запасов |
|
Управление исследованием и разработками (инновациями) |
Организация научных исследований и прикладных разработок. Создание опытных образцов. Организация внедрения новинок в производство |
|
Управление маркетингом и сбытом готовой продукции |
Изучение рынков. Формирование каналов сбыта. Организация отправки готовой продукции покупателям |
Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управления относятся:
Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма - системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.
К числу основополагающих законов социального управления относятся также:
Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
В конце XX века изменилась парадигма общественного развития - не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.
Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная .
Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.
Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.
Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.
В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей - во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы - одна из важнейших закономерностей социального управления.
Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реализация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной закономерностью современного социального управления.
Доктрина социальная - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, - выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.
Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.
Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:
1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;
2) оценка проблемной ситуации в этой области;
3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;
4) выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.
Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.
Само слово «корпоратизм» происходит от «корпорация» (лат. corporatio - объединение, сообщество). В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т. е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем многообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
Ясно, что в основу современной доктрины социального управления в России должна быть положена иная парадигма общественного развития, не либерально-рыночная, а корпоративная.
С нашей точки зрения, именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления в России, именно он определяет социальные цели ее возрождения и последующего развития. Пока социальные цели в российской Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоратизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Россия, продолжающая и сегодня бездумный поиск «заемных опытов».
Важным, во многом определяющим законом общественного развития, прежде всего относящегося к главному субъекту сегодняшнего управления, являются выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов «социального государства», «социально ограниченного рынка». Она, в свою очередь, разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества - корпоратизма, которая является его генеральной объединяющей целью, и ее части - социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, является социальная политика.
Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.
На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
Решение этих задач возможно при одном условии: население - хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоуправление - основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.
Особое внимание следует обратить на единство теории и практики: в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления;
Система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;
Между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
Между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);
Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития ®социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития ® законы и закономерности социального управления ® принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.
К основным принципам социального управления относят принципы:
Единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
Единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
Сочетания отраслевого и территориального управления;
Приоритетности в достижении стратегических целей;
Научности социального управления;
Прогнозирования социального управления;
Мотивации (стимулирования) труда;
Ответственности за результаты социального управления;
Рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
Экономичности и эффективности управления;
Системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
Иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
Необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
Обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
Сочетания единоначалия и коллегиальности;
Ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
Программно-целевого обеспечения;
Делегирования полномочий;
Гуманизма и нравственности в управлении;
Гласности в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
Основываться на законах развития общества, на законах управления;
Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Выводы
1. К законам управления относятся наиболее общие, существенные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.
2. На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
3. Являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.
Вопросы для повторения и размышления
1. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.
2. Принципы управления. Назовите те из них, которые считаются главными..
3. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она проявляется?
4. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом?
5. Какие из них сегодня являются приоритетными, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества?
Литература
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.
Социальный менеджмент /Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.
Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.- Белгород, 1995.
Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.
Законы управления.
В науке управления, под законом понимается: «Отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях, явлений». Т.о. законы отражают сущность определенной совокупности явлений. Закон – общее, закономерности – частное закона, его сторона.
Закон и закономерности – категории объективные.
Закономерность – предварительный этап обнаружения закона. Вначале следует найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств (т.е. несколько закономерностей) в явлениях или их связях, а затем уже – выявить и объяснить закон, как сущность обобщающую понятие этих закономерностей.
Например, закон времени. В качестве закономерностей рассматриваются: экономия расчетного времени – в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортных, финансово-кредитных и др. операциях. Т.о., закономерности в науке управления – это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством. Суть их в общем признаке – скорости производства, быстроте реакции на изменения, исходя из чего и возникает закон времени (управление временем).
Задача руководителя (специалистов) сводится к умению правильно понять закон и построить свою деятельность в соответствии с их объективными проявлениями. Законов управления – много, наша задача познавать их.
1.
Закон наименьших (относительного сопротивления): структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной устойчивостью.
Закон применим ко всем системам – живой, неживой, социальной. На практике системы подвергаются не равным и неравномерным воздействиям в разных своих частях. Достаточно изменить величину внешнего воздействия на минимальный, краткий промежуток времени и произойдет процесс разрушения, т.е. устойчивость системы будет нарушена. Сопротивление будет зависеть от величины активностей системы противостоящей внешнему воздействию агрессивной среды. Оно должно быть ≥ 1. С учетом изложенного закон можно скорректировать – устойчивость целого зависит от наименьшего относительного сопротивления его частей в любой момент времени.
2. Закон организации систем управления: организованное целое больше простой суммы своих частей.
Организованное целое оказывается больше не за счет создания новых активностей, а за счет более эффективного соединения элементов активностей, чем противостоящие и агрессивные (сопротивления). При столкновении активностей и сопротивлений (целого, частей) результат будет зависеть от способа сочетания элементов в пользу более гармоничных соединений.
Полной идеальной организованности в природе не существует. Даже наилучшее сотрудничество (семья) не свободно от минимальных внутренних несогласований. Иногда в одной и той же системе наблюдается наличие переходных ступеней от высшей организованности до глубокой дезорганизации, как при бытовых ссорах близки людей.
3. Закон расхождения: процесс расхождения необратим. Это происходит потому, что всякое воссоединение прежних частей будет существенно отличаться от предшествующего. В частичном и временном разъединении скрываются тенденции к более глубокому и бесповоротному расхождению – много внешних и внутренних особенностей возникает у разъединенных частей системы, которые невозможно будет устранить.
4. Демократизации управления. Демократизация управления повышает эффективность управления, т.е. управление будет эффективным, когда большинство членов организации участвуют в принятии управленческих решений и обладают для этого знаниями и правами, с которыми вынуждено считаться руководство организации.
Примером действия закона может служить участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности и др.
5. Закон времени: эффективность управленческих действий прямо пропорциональна скорости выполнения управленческих процедур.
6. Закон результата: каждый стремиться повторить поведение, ассоциируемое с удовлетворением потребности в конкретном случае и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением или его отсутствием.
7. Закон удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей работника полное (или частичное) повышает эффективность его действий, а, следовательно, и управления.
^ Закономерности управления производством.
Закономерность управления – проявление закона управления, его сторона – это объективно существующая, повторяющаяся связь в управлении деятельности в организации.
·
Единство систем и структуры управления. Централизованное управление производством – свойство, присущее кооперативному труду в масштабе общества и организации. Эта система охватывает все уровни управления – от рядовых предприятий до территориальных и центральных органов управления. Задача каждого уровня – обеспечить эффективное развитие данной системы. Единство системы управления проявляется в единстве организации форм управления на разных уровнях, разделении управленческого труда, методов управления и их согласованном применении, требовании к кадрам управления и т.д.
·
Пропорциональность и оптимальная соотносительность частей и элементов внутри системы.
Т.е. управляющая система должна обеспечивать сопряженность и пропорциональность развития всех частей организации. Например, на предприятии – основного и вспомогательного производства, а также – внутри основного и вспомогательного, в составе технических средств, рабочей силы и не допускать возникновение диспропорций в связи с изменениями в условиях производства.
Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностям и тенденциям организации. С изменением факторов производства в его структуре должны происходить соответствующие изменения (в управляющей системе – численности, профессионализма и т.д.).
o
Ритмичность и гармонизация процесса управления. Под закономерностью понимается согласованное функционирование всех подразделений организации или производственных процессов, контроль над соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных производственных процессов (подразделений) их ритмичность, заканчивающиеся гармонией.
o
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Одна из характерных особенностей систем управления в с.-х., где ряд специфических особенностей делают невозможным полную централизацию управления, чтобы разгрузить высший аппарат управления от излишнего занятия оперативным управлением и переключения главным образом на разработку стратегии организации, необходима децентрализация, т.е. часть менее важной работы по оперативному управлению – передавать подчиненным. Это повышает и заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей.
o
Единство принципов управления на всех ступенях управленческой иерархии. Независимо от уровня управления в организации все должны руководствоваться общими, для всей системы управления, принципами.
Частные закономерности управления:
·
Изменение функций управления. Повышение (понижение) уровня иерархии увеличивает (уменьшает) значительность одних функций и снижает важность других. Например, руководителю высшего уровня следует лучше владеть экономической функцией управления и меньше – производственной (технологической), а с понижением уровня руководства – наоборот.
·
Распространенность контроля. Контроль должен быть управляемым, т.е. контролировать надо столько, сколько в состоянии проверить, т. е. сфера контроля должна быть реальной.
·
Концентрация и специализация функций управления. Концентрация и специализация повышает качество управления. Чем уже специализация и выше концентрация, тем более качественно выполняются управленческие действия и выше эффект.
^ Принципы управления.
Принципы управления – законы, основные положения, нормы поведения, которыми должны руководствоваться управленческий персонал в практической деятельности. Принципы управления – категория объективная.
Принципы управления определяют требования к системе и структуре управления, построению органов управления и методам осуществления его функции. Они отражают существенные черты социально-экономической системы, в рамках которой они действуют. Например, в условиях СССР, при наличии однопартийной системы, действовал принцип – единство политического и хозяйственного руководства, отражающий приоритет политики над экономикой. В современных условиях в условиях многопартийной системы этот принцип не действует, а принципы управления должны базироваться на основе приоритета экономики над политикой.
Наиболее важные принципы управления:
·
Демократический централизм – означает сочетание централизованного планового руководства с широкой инициативой масс. Высшая цель руководителя – не упоение властью, а создание оптимальных условий для деятельности подчиненных. Проявляется в праве высказывать свое мнение и быть услышанным; в праве на получение любой информации о деятельности организации и её членов, включая и руководителя; участие в прибылях рядовых работников; в осуществлении управленческих функций и т.д.
·
Единоначалие и коллегиальность. Руководитель организации осуществляет деятельность на основе единоначалия и несет при этом персональную ответственность за негативные последствия принятого решения. В условиях усложнения производства, руководитель нередко не в состоянии грамотно разобраться или понять получаемую информацию и вынужден для принятия решения прибегать к помощи подчиненных (или принимать решения коллективно). В любом случае, за последствия принятого решения, прежде всего персонально должен отвечать руководитель.
·
Главное звено. Ситуация – набор переменных (факторов), которых великое множество и они имеют неравнозначное влияние на решение ситуации. Сущность принципа в умении определить наиболее важные факторы, значимые для организации, а из них выделить самый главный. Т.е. решая главное звено (переменную, фактор) решается вся проблема. Например, японцы считают в управлении главное звено – люди, настраивая которых на проблему коллектива, они решают проблему эффективности. В каждой ситуации главным звеном могут оказаться разные факторы. В одном случае – дисциплина, в другом случае – ответственность и т.д.
·
Власть – ответственность. Предполагает указание четкой и конкретной ответственности за упущения (нарушения) в работе, начиная, прежде всего, с руководителя. Бесконтрольность, безответственность власти вызывает беспредел. Чем выше власть, тем больше должна быть ответственность, которая обычно с повышением уровня иерархии размывается. Поэтому на руководящие должности должны выдвигаться люди высоконравственные, высокоморальные.
·
Дисциплина – неукоснительное соблюдение правил и процедур, обязательных для всех членов организации, установленных на предприятии. Важнейший регулятор человеческого поведения – правила организации. При рациональном управлении особых правил дисциплины почти нет, а наказаний за их нарушение – еще меньше, зато есть стандартно написанные инструкции.
Управление - это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения кого, чего либо, реализуемое в рамках системы управления.
Законы управления - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер, то есть существуют независимо от сознания человека.
Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют свои законы и закономерности. На современном этапе развития общества можно говорить только о тех законах управления, которые:
во-первых, носят всеобщий характер, и
во-вторых, вскрыты и достаточно исследованы.
Таковыми являются:
закон единства и целостности системы управления;
закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления;
закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления;
закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем.
Закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все элементы, объективно необходимые для достижения целей и решения задач управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов. Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения и функционирования невозможна эффективная деятельность ни одной из организационных систем.
В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Число степеней свободы управляющих подсистем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, национальными обычаями и традициями. Поэтому обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкость системы управления.
Закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями организационной системы в целом, а также в соответствии с потребностями управляющей и управляемой подсистем. Несмотря на типологическую общность систем управления, возможны и необходимы существенные отличия их друг от друга, обусловленные разнообразием факторов различной природы отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, личностных качеств руководителя и т.п.
Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, целям, направлениям и задачам развития и функционирования организационной системы. Он предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.
Из законов управления вытекают основные принципы управления.
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы управления имеют как объективный аспект (вытекают из законов управления), так и субъективный (продукт мыслительной деятельности человека). Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Основные принципы управления:
принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
принцип иерархичности и обратной связи;
принцип научной обоснованности управления;
принцип демократизации управления;
принцип плановости.
Принцип сочетания централизации и децентрализации
в управлении состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый член организации должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления организацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.
Постоянный контроль деятельности всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществлялись с применением научных методов и подходов.
Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
Демократизация управления - важнейший принцип современного управления, который заключается в участии в управлении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
Под целью в управлении можно понимать идеальный конечный результат, который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести:
Д всестороннюю научную и практическую обоснованность цели;
Д четкую определенность цели, формулировку ее в понятиях и терминах реально достижимого состояния;
Д четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).
Управление основывается на системе экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности - это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.
Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности управления.
К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие:
Закон специализации управления;
Закон интеграции управления;
Закон экономии времени.
Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявлению их в конкретных условиях, на различных уровнях. Управление в этих условиях становится видом профессиональной деятельности, нуждающейся в специальном образовании, обладании определенными способностями.
Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм - предприятие, фирму, с другой - это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий процесс.
Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплексов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответствующим информационным обеспечением.
Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых управленческих действий, а следовательно, достижение поставленных целей, определяется скоростью реакции управления на потребности рынка. Принятие решения менеджером в более короткое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организации. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управлении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом.
Закономерности управления - это логически последовательное проявление основных законов управления.
Принципы управления - исходные положения теорий управления, основные правила деятельности в этой области по осуществлению управления организацией.
Общими принципами управления являются: объективность (научность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип главного звена, рационального сочетания централизма и демократизма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориального управления.
Ведущим принципом управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномочий по принятию решений, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.
Единоначалие, по сути, - это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспечивает эффективность и действенность принятых решений.
Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе использования научных методов и подходов.
Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первичные звенья управления подчиняются органам руководства следующего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низшими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех звеньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса.
Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе).
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мотивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека - на этом строится стимулирование, одна из основных функций управления.
Важнейшим принципом управления в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данного принципа - в участии всех сотрудников в управлении организацией, в партнерских отношениях между предпринимателем и работником. Формы проявления участия могут быть самыми различными - от широкого участия работников в собственности, прибыли и до принятия решений на всех уровнях управления.
Управление реализует систему принципов микросоциального управления:
Принцип «гуманизации производственных отношений», требующий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;
Принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение разных групп работников во имя процветания фирмы;
Принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации.
7.Общая характеристика моделей управления .
Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы.
Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Все это и определяет «плоть» и «душу» моделей управления. Сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять на вооружение самую эффективную модель.
Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основные системы управления. По сути, модель управления - это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому животрепещущему вопросу, как управлять вверенным ему объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать. Модель управления позволяет сделать это.
Можно сказать, что модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей - родной, выстраданной, органичной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.
Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Восприимчивость ко всему положительному, умение приобщиться к мировому Знанию является одним из самых уважаемых качеств любого человека, любой организации, любой управленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:
Во-первых, изменения не должны рушить основы, на которых держится сложившаяся модель управления;
Во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.
Вопрос о моделях управления один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления.
В словарях дается несколько значений слова «модель». В широком смысле «модель» - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет). В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, надо делать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.
Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким образом, управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Модель, которая руководителю или управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей можно, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из нее нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; и, в-четвертых, создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.
Задача описать модель управления, например, народного хозяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслевого) комплекса, и даже муниципального образования или корпорации во всей полноте и широте внешних и внутренних связей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора - политическая, экономическая, социальная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная - и связанные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.
В этой связи можно выделить следующие основные модели управления:
По виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.
По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая).
По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.
По критерию «встроенности» человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.
По территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.
По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:
1) школа научного менеджмента (Р.Оуэн, Ф.Тейлор, Ф.Джилбрет, Г.Эмерсон)
2) школа рациональной бюрократии (М.Вебер)
3) административная школа (А.Файоль)
4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик)
5) школа НОТ (А.Богданов, А.Журавский, Ф.Дунаев, А.Гостев, Н.Витке, Ф.Дунаевский, П.Керженцев)
6) школа «человеческих отношений» (Э.Мэйо)
7) мотивационная школа (А.Маслоу, Ф.Херцберг, В.Врум, Адаме, У.Джемс, Д.Маклелланд)
8) школа «организационного поведения» (К.Арджирис, РЛайкерт, А.Этциони, Б.Басе, Р.Блейк, Дж.Моутон).
По роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора (теория X и теория Y), модель У.Оучи (теория Z).
По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастливый атом» (У.Питерс, Р.Уотермен), модель управления по результатам (Т.Санталайнен), ситуационная модель.
По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятностная, развития).
Модель управления должна отражать реальные потребности развития экономики. Она также должна соответствовать экономической, социальной и культурно-исторической среде, в которой она применяется. Степень адекватности отражения текущих и перспективных потребностей, а также степень соответствия конкретным условиям применения определяют ценность модели, ее эффективность.
Наука и практика предложили обществу достаточно много моделей управления. Если взять за критерий место человека в производстве и управлении, то их можно условно объединить в следующие базовые модели: жесткая модель, исповедующая агрессивный менеджмент; мягкая модель, опирающаяся на демократические методы управления, тотальное творчество, участие работников в управлении и коллективном принятии решений, коллективизм, экономические и социальные стимулы труда; комбинированная модель, сочетающая в себе элементы жесткой и мягкой модели. Каждая из этих моделей имеет свои объективные предпосылки и оптимальные условия применения.
Россия (так же как и любая другая страна) может взять на вооружение только ту модель и только те методы управления, которые наиболее полно соответствуют ее историческому опыту, традициям и культуре. Слепое копирование зарубежного опыта без его критического осмысления и строгой (пристрастной) оценки реальных возможностей его адаптации неприемлемо и должно решительно осуждаться.