13.06.2019

Военный самолет ил 2. Бомбы и ракеты. В игровой и сувенирной продукции


Региональный самолет с количеством мест 98 в одноклассной компоновке или 88 с двумя классами обслуживания. Конкурентом Superjet 100 в этом сегменте является Embraer E175 , Bombardier CRJ900, Airbus A318

В 2000 году для разработки и производства гражданских самолетов была образована компания "Гражданские самолеты Сухого"

В 2007 году с Alenia Aermacchi (подразделение Finmeccanica, Италия) заключено соглашение о стратегическом партнерстве.

Первая выкатка состоялась в 2007 году. В мае 2008 состоялся первый полет SSJ100.Известный производитель боевых самолетов Alenia Aermacchi (компания Finmeccanica)

В апреле 2011 состоялся первый коммерческий полет по маршруту Ереван — Москва.

Международная кооперация

В разработке и производстве самолета заняты более 30 российских и иностранных компаний.

Двигатель SaM146 , устанавливаемый на Суперджет, разработан и производится компанией PowerJet, совместным предприятием российского НПО "Сатурн" и одного из лидеров моторостроения для авиации французского Safran Snecma. Разработчикам удалось создать простой в обслуживании и более легкий мотор. Количество движущихся деталей в нем меньше, чем у конкурентов. Использование современного двигателя позволяет SSJ100 соответствовать стандартам ИКАО по шумности и негативному воздействию на окружающую среду.

К сожалению, доля комплектующих, произведенных в России снизилась.

Основные преимущества SuperJet 100: сниженный вес, простой и легкий двигатель, просторный салон с широким проходом, большие чем у конкурента отсеки для ручной клади, большие двери грузового отсека.

Экипаж состоит из двух пилотов и двух бортпроводников.

Характеристики SuperJet SSJ 100

SSJ100-95B SSJ100-95LR
Длина самолета (м) 29,94
Высота (м) 10,28
Размах крыльев 27,8 м
Максимальная дальность полета, км 1645 2470
Время набора высоты (эшелон FL-300, 9150 м) минут 12 14
Максимальная взлетная масса (MTOW) тн 45,88 49,45
Максимальная масса во время посадки (MLW) 41,0 тн
Вес незаправленного самолета (MZFW) 40 тн
Грузоподъемность (максимальная коммерческая загрузка) 12,245 тн
Общий объем багажа (БГО + ручная кладь) 28,86 м?
Объем багажа на одного пассажира 0,27 м?
Заправочные объемы 15850 л
Длина полосы для взлета (м) при полной загрузке MTOW 1731 м 2052 м
Длина полосы для посадки 1630 м
Минимальная ширина полосы для разворота 21,4 м
Максимальная скорость 0,81 маха
Крейсерская скорость 0,78 маха

Заявленная Гражданскими самолетами Сухого себестоимость SSJ100-95B — 25 млн. долл. Цена продажи ниже себестоимости и составляет 20 млн. долларов.

Эксплуатанты

Основным заказчиком СуперДжет 100 являются российский Аэрофлот. На конец 2014 года компания эксплуатировала 10 бортов при заказанных 30. Старается не отставать и мексиканская авиакомпания InterJet.
Общее количество заказов от Авиакомпании Якутия, ГазпромАвиа, InterJet — 130 лайнеров.

Мексиканская авиакомпания ИнтерДжет получила свой первый борт 18 сентября 2013 года. Максимальная дневная нагрузка составила 11 летных часов. За первый год эксплуатации не было ни одной отмены рейса по техническим причинам. Самый длинный маршрут, по которому летают лайнеры InterJet SSJ 100 — это рейс из Мехико в Тихуану длящийся 3 часа 9 минут.

Главный логистический центр запчастей расположен во Франкфурте и управляется Lufthansa Technik Logistik. Два других центра поставки запасных частей расположены в Москве и Майами.

Фюзеляж Сухого выше и шире, чем у прямых конкурентов в сегменте 70-100 пассажиров. При установке 4 кресел в ряду проход 50,8 см. Возможен вариант с 5-ю креслами в ряду. В этом случае ширина сиденья составляет 46,2 см.

Кабина пилотов

Элементы управления имеют сервоприводы. Как и в большинстве современных самолетах штурвал заменен на джойстик.

Сухой Суперджет 100 – ближнемагистральный региональный 100-местный самолет нового поколения, который объединяет в себе новейшие технологии в области авиастроения, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при широком участии ряда иностранных компаний. Сертификационное название самолётов - Russian Regional Jet (RRJ), обозначение ICAO - SU95.

История создания

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", принятая постановлением правительства РФ в октябре 2001 года, одной из приоритетных задач ставила постепенную замену старых советских машин на лайнеры нового поколения. Первоочередными проектами в ФЦП были обозначены ближнемагистральный самолёт Ту-334 и региональный Ту-324. На момент принятия Программы ближнемагистральный Ту-334 был практически полностью готов, его введение в эксплуатацию планировалось уже в следующем 2003 году, параллельно с ним в ОКБ им. А.Туполева полным ходом шли работы и над региональным Ту-324, который с 2005 года должен был прийти на смену и морально, и физически устаревшим Ту-134.

Однако неожиданно для специалистов авиаотрасли 9 июля 2002 года Российское авиационно-космическое агентство (сейчас Федеральное космическое агентство - Роскосмос) объявило конкурс на создание перспективного регионального самолёта. О новом региональном самолёте в Федеральной целевой программе говорилось как об отдалённой перспективе, ведь его разработку планировалось начать только в 2006 году и завершить в 2015-м. К тому же проводить конкурс на разработку гражданского самолёта у Росавиакосмоса не было никаких полномочий, так как постановление Правительства РФ № 728 от 15.10.2001 г., в котором началом конкурсного проектирования был определен 2006 год, никто не отменял. Да и сама идея проведения конкурса под эгидой Росавиакосмоса была весьма сомнительна, т.к. потребности авиакомпаний чиновники агентства знали и знают хуже, чем в Минтрансе, курирующем перевозчиков.

Министерство транспорта РФ, в лице заместителя министра Александра Нерадько, прямо заявило о нежелательности проведения конкурса, о чём на полях техзадания на конкурсную разработку технического предложения по созданию нового регионального самолёта замминистра записал: "Представляется целесообразным вместо проведения конкурса и разработки нового регионального самолета сосредоточить усилия ограниченного бюджетного финансирования на завершении сертификации и развертывания производства Ту-334, а также развития производства семейства Ту-204 и Ту-214".

И тем не менее, несмотря на разногласия и нестыковки в действиях Минтранса и чиновников Росавиакосмоса, конкурс начался, и для участия в нём были поданы три заявки: ОАО "Туполев" подало заявку на Ту-414, ЭМЗ им. В.М. Мясищева - на М-60-70 и ОКБ "Сухого" - на RRJ. Поскольку идея проведения тендера была неожиданной, а сроки сжаты, вероятно, проекты были сырыми, требовали серьезных исследований и доработок. Из-за этого самолёт разработки завода им. Мясищева практически сразу выбыл из конкурса, и в тендере остались Ту-414 и RRJ.

12 марта 2003 года Росавиакосмос подвёл итоги и объявил победителем проект Russian Regional Jet (RRJ). Решение было ожидаемым и особого удивления у специалистов оно не вызвало - параметры технического задания на разработку нового самолёта во многом совпадали с характеристиками проекта RRJ. В ОКБ "Сухого" особо и не скрывали, что специалисты ЦАГИ им. Жуковского, готовившие техническое задание, тщательно изучили требования рынка, провели многочисленные опросы потенциальных заказчиков регионального самолета как в России, так и за рубежом.

Тогда же, в начале марта 2003 года, в Сиэтле руководители "Сухого" и Boeing заключили долгосрочные соглашения, определившие рамки сотрудничества по программе RRJ. Специалисты Boeing взяли на себя обязательство оказать консультационную помощь и предоставить свою интеллектуальную собственность для проектирования, производства, сертификации, маркетинга, продаж, послепродажного обслуживания самолетов семейства и управления программой.

Таким образом, после 2003 года все бюджетные средства, выделяемые на развитие ближнемагистральных самолётов пошли на программу RRJ, а практически готовые самолёты ОКБ Туполева - Ту-334, Ту-324 не получили дальнейшего развития и в дальнейшем были свёрнуты. Ту-334, на сертификацию и запуск в серийное производство которого в 2003 году направлялись практически все бюджетные средства, выделяемые на поддержку гражданского самолетостроения, на фоне RRJ выглядел морально устаревшим и вряд ли мог конкурировать по техническому уровню с этой перспективной разработкой.

Отдавая предпочтение RRJ, Росавиакосмос волевым решением заменил туполевское проверенное временем, хорошо известное и надёжное семейство пассажирских самолётов на красивую идею, существовавшую в то время только на бумаге. Самое простое объяснение такого положения вещей - административное лоббирование, ведь не секрет, что глава Росавиакосмоса в 2002 году Юрий Коптев возглавлял ещё и совет директоров акционерного общества "ОКБ Сухого".

Первые шаги нового лайнера

17 февраля 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре была начата сборка первого RRJ, через год, 28 января 2007 года он был доставлен в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ.

В июне 2007 г. Объединенная Авиастроительная Корпорация, ПАО «Компания «Сухой», итальянская группа Finmeccanica, «Гражданские самолёты Сухого» и Alenia Aeronautica подписали Генеральное Соглашение, направленное на Стратегическое Партнерство в рамках проекта создания семейства самолетов Sukhoi Superjet 100, и объявили о создании совместного предприятия. Данное Соглашение определяет приобретение компанией Alenia Aeronautica 25% акций + 1 акции компании «Гражданские Самолёты Сухого». Кроме этого, в рамках Соглашения оговариваются условия участия итальянской стороны в финансировании программы (не менее 25% общих инвестиций в проект).

Сделка по приобретению 25% + 1 акция была закрыта 7 апреля 2009 года. Общая стоимость акций, приобретенная компанией Alenia Aeronautica, превышает 183 млн. долларов США (138 млн. евро), что превращает проект Sukhoi Superjet 100 в крупнейший авиационный альянс между Россией и Европой.

В 2007 году итальянская Alenia Aeronautica и российский холдинг «Сухой» создали совместное предприятие SuperJet International с головным офисом в Венеции, в котором 51% акцй принадлежит Alenia Aeronautica, а 49% - компании «Сухой». В сферу ответственности СП вошли маркетинг и продажи самолётов семейства в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Японии и Океании, а также послепродажная поддержка самолётов семейства SSJ 100 по всему миру. Основная цель открытия СП - достижение эффекта синергии и эффективное продвижение программы на развитых рынках. Оно призвано обеспечить кастомизацию самолётов для западных заказчиков, а также послепродажную поддержку и комплекс сервисных услуг по всему миру.

26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре состоялась «выкатка» первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 95001, 20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту проведена гонка двигателей SaM146. 14 мая самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе: отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта, были выполнены пробежки с постепенным нарастанием скорости до 162 км/ч, - практически до скорости отрыва передней стойки шасси, а 19 мая 2008 года состоялся первый полёт SSJ 100 борт № 95001. К октябрю того же года SSJ 100 прошёл цикл заводских испытаний и приступил к процессу сертификации в Межгосударственном авиационном комитете. Сертификат типа ОКБ "Сухого" на самолёт Sukhoi SuperJet 100 был выдан 3 февраля 2011 года.

3 февраля 2012 года самолёт SSJ-100 получил сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Для получения сертификата EASA проводились различные испытания лайнера, среди которых был и имитация удара фрагмента пневматика в крышку топливного бака и подтверждение огнестойкости выполненного из композиционных материалов закрылка. Такие испытания проводятся после того, как под Парижем 25 июля 2000 года из-за повреждения топливного бака потерпел катастрофу сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aérospatiale-BAC Concorde 101. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолёты SSJ 100. Таким образом, Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.

Первыми авиакомпаниями, которые начали коммерческую эксплуатацию SSJ 100 на регулярных рейсах в 2011 году стали "Аэрофлот" и "Армавиа".

Технологические решения

Самолёт построен по нормальной компоновочной схеме - двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. В конструкции крыла сверхкритического профиля применены однощелевые закрылки. Часть механизации крыла, а также носовой обтекатель и обтекатель корневой части крыла выполнены из композиционных материалов.

Максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха, крейсерская высота 12 200 м. Длина полосы для базовой версии самолета составляет 1731 м, для версии с увеличенной дальностью полета – 2052 м. Дальность полета для базовой версии – 3048 км, для версии с увеличенной дальностью – 4578 км.

Уникальность семейства самолётов Sukhoi Superjet 100 заключается в том, что новейшие технологии применяются не только в самом самолёте, но и на всех этапах его создания - от проектирования до сборки, что, в свою очередь, гарантирует создание современного самолёта, отвечающего требованиям мирового рынка.

При проектировании кабины были учтены такие перспективные решения современного авиастроения, как «пассивная» боковая ручка и «активные» рычаги управления двигателями. Применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полёт можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации. Эти решения в сочетании с концепцией «Темная и Тихая Кабина» обеспечили возможность точного удобного и надежного пилотирования самолётов Sukhoi Superjet 100.

Дополнительный выигрыш в топливной эффективности, а также высокая безопасность полёта достигаются за счет оптимального пилотирования самолётов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полётом от случайных ошибок. В основе системы дистанционного управления лежат три двухканальных вычислителя верхнего уровня (PFCU - Primary Flight Computer Unit), дополняющие двухканальные вычислители нижнего уровня (ACE - Actuator Control Electronics). PFCU обрабатывают командные сигналы, поступающие из кабины пилотов, автопилота и авионики, и оптимизируют пилотажные характеристики самолёта на всех режимах полёта. Уровень функциональной насыщенности, реализованный в PFCU, разработан с учётом опыта «ОКБ Сухого» по созданию СДУ с автоматическим ограничением предельных и эксплуатационных параметров полёта при ручном и автоматическом управлении. Таким образом, обеспечивается высочайший уровень безопасности на всех этапах полёта не только за счёт высокой надёжности самолётных систем, но и за счёт уникального функционала защиты от ошибок, связанных с «человеческим фактором». SSJ 100 - первый региональный самолет с СДУ такого уровня. В случае возникновения на борту ряда серьёзных отказов СДУ перейдёт на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолёта.

Использование полностью электродистанционной системы управления полётом, уборкой/выпуском шасси и тормозной системы говорит о высокой эксплуатационной технологичности и весовом совершенстве Sukhoi Superjet 100.

Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью отказаться от механического резервирования. Управление горизонтальным стабилизатором также осуществляется электродистанционно. Это помогло оптимизировать его размеры для снижения уровня аэродинамического сопротивления и балансировочных потерь. На Sukhoi Superjet 100 впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом ВПП на случай ошибки летчика при взлёте, что позволило отказаться от использования массивных механических амортизаторов, которыми оборудованы другие самолёты.

Открытая архитектура комплекса авионики спроектирована компанией THALES на основе интегрированной модульной технологии. Это позволило сократить количество конструктивных блоков комплекса примерно на 15% и, тем самым, упростить его обслуживание. Для этого предусмотрена бортовая система технического обслуживания, способная обнаруживать отказ - вплоть до конструктивного блока во всех основных самолётных системах. Наряду с этим, базовая конфигурация авионики является более функциональной по сравнению с ближайшими конкурентами. Она включает тройную систему УКВ-связи с функцией ACARS, систему предотвращения столкновений T2CAS второго поколения, возможность захода на посадку по категории IIIA ICAO.

Двигатели SaM146

Разработка и производство двигателя SаM146 для всего семейства самолётов производится компанией PowerJet - совместным предприятием французской компании Snecma, которая на сегодняшний день является одним из крупнейших мировых производителей двигателей, и российского НПО «Сатурн». Благодаря новым технологиям, заложенным в двигателе SaM146, все самолёты семейства превосходят действующие и рассматриваемые перспективные требования ICAO по уровню шума и эмиссии.

Комфорт для пассажиров

SSJ 100 предлагает непревзойденный комфорт пассажирам, - размер сечения фюзеляжа позволил увеличить проход между рядами до 510 мм и предложить лучшую в своем классе высоту прохода при расположении по пять комфортабельных кресел в ряд. Высота в проходе до потолка составляет 2 120 мм. Ширина кресел - 465 мм.

При конфигурации по четыре кресла в ряд получается полноценный бизнес-класс с одинаковым уровнем комфорта для всех пассажиров.

Пассажиры имеют простой и удобный доступ к полкам, в которых легко помещается ручная кладь размерами, одобренными стандартами IATA - в 2015 году 55х35х20 см. Объемные багажные полки позволяют пассажирам также свободно размещать любую верхнюю одежду, от легкого летнего плаща до зимней шубы, вне зависимости от времени года и региона.

Модификации

В октябре 2015 года в ЦАГИ им. Жуковского начались ресурсные испытания планера регионального самолета SSJ-100-95LR. Это модель с увеличенной дальностью полета. Ресурсные испытания должны подтвердить проектный ресурс конструкции модели SSJ-100-95LR до 70 тыс. летных часов и 54 тыс. полётов. В настоящее время проектный срок службы модели SSJ-100-95LR, которая поставляется авиакомпаниям с 2013 г., подтвержден в 9 тыс. летных часов и 6 тыс. циклов.

Модификация SSJ 100-95LR отличается от базовой модели увеличенной дальностью полета (4 578 км против 3 048 км), повышенной взлетной массой до 49,45 т, усиленным крылом под возросшую взлетную массу. Самолет оснащен двигателем SaM146-1S18 с увеличенной на 5% взлетной тягой по сравнению с модификацией двигателя SaM146-1S17.

В 2018 г. компания "Гражданские самолёты Сухого" планирует создать новую модификацию «Суперджета» – машину с удлиненным фюзеляжем SSJ-100SV (Stretched Version). Ранее этот проект назывался SSJ 100NG (New Generation). Предполагается, что удлиненный вариант SSJ 100SV будет вмещать от 110 до 125 пассажиров. Новая модель будет иметь взлетный вес несколько более 55 т. Всего до 2031 г. включительно планируется продать 140 авиалайнеров SSJ 100SV. Намечается вывести SSJ 100SV на рынок в 2020 г. В ЦАГИ уже ведутся продувки модели SSJ 100SV в аэродинамической трубе.

На 1 января 2016 года построен 101 Сухой Суперджет 100 (SSJ-100), из них 76 переданы заказчикам.

29 января 2016 года стало известно, что Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) одобрило расширение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), подтверждающее способность самолёта Сухой Суперджет 100 (SSJ-100) совершать посадку в автоматическом режиме в соответствии стандартам CAT IIIа ICAO.

Технические характеристики

Модель SuperJet100-95B SuperJet100-95LR
Длина 29,94 м
Высота 10,28 м
Размах крыла 27,80 м
Диаметр фюзеляжа 3,24 м
Максимальная взлётная масса 45880 кг 49450 кг
Максимальная посадочная масса 41000 кг
12245 кг
Масса пустого 24250 кг
Площадь несущих поверхностей 77 м 2
Крейсерская скорость 830 км/ч / 0,78M
Максимальная скорость 860 км/ч / 0,81M
Высота полёта 12200 м / FL400
Двигатели 2 × SaM146-1S17 2 × SaM146-1S18
Максимальная тяга
на взлётном режиме
2×76,84 кН 2×79,00 кН
Дальность полёта 3048 км 4578 км
Экипаж 2+2
Пассажировместимость 98 в базовой компоновке (до 108)
Пассажирских дверей 4
Объём багажных отсеков 21,7 м 3
Длина разбега 1731 м 2052 м
Длина пробега 1630 м
Запас топлива 15805 л
Вспомогательная силовая установка Honeywell RE220
Первый полёт 19 мая 2008 12 февраля 2013

Варианты базовой компоновки салона самолёта SSJ 100/95


Двуклассная компоновка
86 кресел, шаг: 8C/90 см + 78Y/80 см
Бортовая кухня стандартного размера в переднем отсеке, 2 туалета

Стандартная одноклассная компоновка
98 кресел, шаг 80 см
Одноклассная компоновка
103 кресла, шаг 77,5 см
Небольшая бортовая кухня в переднем отсеке, 2 туалета

Фото борта мексиканской АК Interjet и кабины пилотов - Марина Лысцева (http://fotografersha.livejournal.com/677345.html)

19 мая 2008 года поднялся в воздух первый опытный самолёт Сухой Суперджет 100 с бортовым номером 97001. 31 января 2015 года началась стыковка составных частей сотого по счёту Суперджета, строительство которого завершилось во втором квартале 2015 года, а 6 октября того же года после покраски и установки интерьера в Ульяновске лайнер с бортовым номером RA-89059 (на фото) был передан «Аэрофлоту», в парке которого этот самолёт стал 27-м. Всего же на 1 марта 2016 года у «Аэрофлота» уже 29 Суперджетов. А на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре идёт сборка 109 лайнера (март 2016).

Серийная сборка SSJ 100 началась в 2010 году, когда было выпущено два первых самолёта. Количество изготовленных лайнеров по годам распределяется следующим образом:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 заказ/сборка
выпущено 2 5 12 24 35 18 3 7
летает 1 3 7 20 31 15 2

Ещё шесть лайнеров были выпущены в предсерийной партии для проведения наземных и лётных испытаний, в таблицу не включены.

Таким образом, максимальное количество выпущенных за год машин - 35 единиц пришлось на 2014 год, когда Евросоюз и США объявили о начале санкционной истерики в связи с воссоединением Крыма с Россией. В то же время, сокращение объёмов производства SSJ 100 в 2015 году было запланировано заранее, чтобы привести его в соответствие с количеством имеющихся заказов. Как ранее заявляли в компании ГСС, в 2016 году планируется выпустить 20 самолётов и передать заказчикам 31 машину. Всего же за 5 лет - с 2010 по 2015, не считая самолётов опытной партии, было изготовлено 103 машины.

Много это или мало?

После развала авиационной промышленности СССР, самолёт SSJ 100 является пока единственным гражданским самолётом в России, который был спроектирован, испытан, сертифицирован и запущен в массовое производство.

Для примера рассмотрим статистику выпуска самолётов в СССР:

Ил-18 Ил-62 Ил-86 Ту-114 Ту-154 Ту-134 Як-40 Як-42 Ан-24 SSJ 100
Годы выпуска 1957-1973 1966-1995 1979-1997 1959-1964 1970-1998 1966-1989 1966-1981 1977-2003 1962-1979 2010-2015
Кол. пассажиров 80-122 168-195 350 170-220 164-180 80 27-40 120 52 95
Всего произведено 564 292 106 32 918 854 1011 183 1367 103
В среднем за год 35 10 6 6 33 37 67 7 80 21

Суперджет 100 - самолёт региональный. По своему назначению и пассажировместимости его можно сопоставить с Ту-134 или Як-42. Як-42 - один из последних представителей советской региональной авиации, создавался на замену Ил-18 и Ту-134. Он имеет несколько большее количество пассажирских кресел, чем другие самолёты этого же класса - 120 мест, что объясняется увеличением пассажиропотока на авиалиниях внутри страны в последние два десятилетия существования СССР.

Этот самолёт, однако, не смог заменить Ту-134 несмотря на то, что Як-42 был достаточно современной машиной своего времени. Развитию этого проекта помешала авиакатастрофа 1982 года в Белоруссии, из-за чего производство самолёта было приостановлено на два года. Распад СССР, резкое сокращение коммерческих пассажирских перевозок и вытеснение отечественных самолётов закупками зарубежных авиалайнеров отрицательно сказалось на дальнейшей судьбе самолёта.

Сегодня SSJ 100 находится совершенно в иной ситуации. Во-первых, это проект коммерческий, рассчитанный на заказы не только российских, но и зарубежных авиакомпаний. Во-вторых, всем понятно, что необходимо возрождать отечественное гражданское авиастроение. Зависимость от иностранных поставщиков пассажирских самолётов оказывает негативное влияние на коммерческую деятельность авиакомпаний и не позволяет обеспечить жителей России недорогими авиаперевозками на загруженных направлениях, увеличивая социальную напряжённость в обществе. Яркий пример - прекращение деятельности низкобюджетного авиаперевозчика "Добролёт", против которого 30 июля 2014 года были введены санкции Европейского Союза за полёты в Симферополь, после чего 3 августа авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение всех своих рейсов, а в июле 2015 года была ликвидирована.

Поэтому, усреднённый показатель - 21 авиалайнер в год, с одной стороны - не так уж и мало, но с другой, этого количества явно не хватит, чтобы хотя бы в ближайшее десятилетие потеснить с нашего рынка региональные самолёты Bombardier и Embraer, не говоря уже о Boeing 737 и Airbus 319/320.

Учитывая, что проект Суперджет 100 - коммерческий, то и количество выпускаемых самолётов диктует рынок, наличие заказов, да и производственные возможности авиазавода в Комсомольске-на-Амуре имеют свои ограничения - мощности сборочной линии SSJ 100 на КнААЗ рассчитаны на выпуск до 50 воздушных судов в год.

Какие перспективы у Суперджета?

Кроме "Аэрофлота", лайнер успешно эксплуатируется в российских авиакомпаниях "Газпромавиа", "Центр-Юг", "Якутия", Red Wings и в мексиканской Interjet, подписан контракт на поставку 15 лайнеров (+опцион на 16) ирландской компании CityJet, разрешение на эксплуатацию SSJ 100 в феврале 2016 года получила ещё одна российская авиакомпания "ИрАэро" . Летать самолёту зачастую приходится в сложных климатических условиях. Поэтому в ЗАО «ГСС» постоянно работают над расширением условий эксплуатации самолёта.

Планируется увеличить допустимую температуру эксплуатации лайнера до +50 o С (сейчас - до +45 o C). "Суперджет" уже успешно прошёл испытания в Арабских Эмиратах, где требуются экзотические характеристики по возможностям взлёта и посадки с очень короткой полосы (от 1600 метров). Намечена сертификация дополнительных топливных баков, которые увеличат дальность полётов бизнес-версии самолёта до 7 тысяч километров. Сейчас, в зависимости от модификации, "Суперджеты" летают на 3–4,5 тысячи километров.

В начале 2016 года поставлены два борта МЧС России, есть соглашение о намерениях, предусматривающее передачу в 2016–2025 годах еще 8 самолётов.

В "Суперджете" впервые на постсоветском пространстве сертифицирована вертикальная навигация. Можно предварительно запрограммировать ограничение по высоте. Кроме того, 29 января 2016 года стало известно, что Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) одобрило расширение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), подтверждающее способность самолёта Сухой Суперджет 100 совершать посадку в автоматическом режиме в соответствии стандартам CAT IIIа ICAO.

Дополнено 25 мая 2016 г.:
24 мая в Венеции (Италия) в центре кастомизации компании SuperJet International (SJI) прошла торжественная церемония передачи первого самолёта SSJ 100 для ирландской авиакомпании CityJet - первому европейскому эксплуатанту самолётов данного типа.

Всего авиакомпания CityJet, базирующаяся в Дублине, заказала 15 самолётов SSJ 100, в 2016 году она получит три из них, также предусмотрены два опциона ещё на 16 воздушных судов. Решение об их переводе в твёрдые контракты может быть принято во втором полугодии 2016 г. Ожидается, что поставка всех 15 самолётов по твёрдому контракту завершится к концу 2017 г. Стоимость соглашения с CityJet превышает 1 млрд долл.

Дополнено 8 августа 2016 г.:
В июле на авиасалоне в Фарнборо и в августе 2016 года на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро ГСС представили свою новейшую разработку – макет первого в мире самолёта для перевозки профессиональных спортсменов - SportJet by Sukhoi.

Максимальная вместимость салона – до 60 пассажиров, он включает в себя четыре функциональные зоны: зона восстановления с аппаратурой для физиотерапевтических процедур, зона отдыха атлетов с комфортными условиями для сна и мониторинга биометрических данных, зона для тренерского состава, где в соответствующей обстановке можно проанализировать действия команды, а также удобная зона для административного персонала.

Авиапарк компании Аэрофлот на сегодняшний день располагает 27-ю ближнемагистральными самолетами нового поколения Sukhoi Superjet – 100, предназначенных для совершения региональных перелетов. Максимальная дальность полета этих лайнеров составляет 2400 километров, а вместимость – 87 пассажиров.

Салон самолета Сухой Суперджет 100 – 95В Аэрофлота разделен на два класса: бизнес и эконом. В бизнес-класее – 12 посадочных мест, в эконом-классе – 75 посадочных мест.

Лучшие места в салоне бизнес-класса

Салон бизнес-класса достаточно компактный и рассчитан всего на 12 пассажиров. а кресла расположены в три ряда по 4 в каждом. Соответственно, он обладает всеми преимуществами условий перелета, меню развлечений и внимательного обслуживания, характерными для салонов бизнес-класса.

При небольшом количестве пассажиров, очереди, шум и дискомфорт сводятся к минимуму.

Ряд 1. При выборе наилучших мест обратите внимание, что места в первом ряду чуть менее дискомфортны, чем места во 2 и 3 ряду. Это связано с тем, что прямо перед первым рядом расположена перегородка, из-за чего пространства впереди немного меньше, чем в остальных рядах. Да и смотреть весь перелет «в стенку» перед глазами может быть не очень приятно.

Лучшие места в салоне эконом-класса

В эконом-салоне расположены ряды с 6 по 20. В каждом ряду 3 кресла в правом и по 2 кресла в левом секторе. При такой компоновке посадочных мест нужно иметь ввиду, что семье или компании из трех человек удобно будет выбрать лучшие места справа, а для перелета пары – места слева. При любом количестве человек в одной компании, всегда можно расположиться рядом все вместе.

Ряд 6. Первый ряд салона эконом-класса считается привилегированным. Здесь очень комфортно лететь, так как впереди для ног достаточно места, что дает возможность принять удобное положение в кресле. Кроме этого, можно не беспокоиться о том, что на вас будут откинуты спинки кресал переднего ряда.

В связи с тем, что этот ряд находится рядом с аварийным выходом, места в нем относятся к категории Space+, что ограничивает круг лиц, которым позволено сидеть здесь, и предъявляет некоторые требования к пассажирам.

По технике безопасности, на местах Space+ должны сидеть дееспособные взрослые люди, которые способны помочь персоналу борта эвакуировать пассажиров в случае экстренной необходимости. Поэтому, рядом с аварийным выходом запрещено сидеть беременным, пожилым, лицам с ограниченными способностями, а также пассажирам с детьми и животными. Кроме того, проход к аварийному выходу нельзя загромождать сумками и ручной кладью.

Ряд 7 – 19. В этих рядах места стандартные. Из общих рекомендаций можно отметить, что при желании смотреть в иллюминатор и наблюдать за жизнью за бортом, нужно выбирать места под буквенным обозначением А или F. Места ближе к проходу обозначены буквами C и D.

Ряд 20. Места в последнем ряду салона самые неудобные. В хвосте самолета обычно трясет сильнее. К тому же здесь расположен единственный санузел, а значит, весь поток пассажиров будет проходить мимо вас. Особенно некомфортно будет сидеть на местах C и D, которые расположены у прохода. Кроме этого, места А и С имеют неудобство в виде спинки кресла, которая не отклоняется, так как упирается в стенку.

Если хотите выбрать лучшие места в салоне эконом-класса, по возможности, покупайте билеты на 6-й ряд. Места в задних рядах, особенно в последнем ряду, считаются не очень удачными. Однако стоить помнить, что с точки зрения аварийной безопасности, наиболее безопасной частью самолета является именно хвостовая часть.

В России, как обычно, хотят как лучше, а получается, как всегда…
Эта извечная проблема коснулась даже названия самолета и некоторые люди не могут понять - RRJ и SSJ это одно и тоже или это освершенно разные самолеты?
Евгений Коваленко дал ответ и на этот вопрос.

blackpost - ….Очень странно Вы отождествляете RRJ95 и SSJ-100. Вы видимо не знакомы с историей проекта?

Ответ Коваленко

Да, я забыл, что для Вас это два разных проекта. Придется пояснить.

С самого начала проект имел рабочее название RRJ (Russian Regional Jet). Так называлось семейство из трех самолетов: RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95, отличавшихся длиной фюзеляжа, вместимостью, взлетным весом (и соответственно другими весами), а также различными настройками одного и того же двигателя.

Под таким же названием была выпущена вся рабочая документация, включая 3D-модели. Под этим же названием она была запущена в производство, а еще раньше под этим же названием была подана заявка в АР МАК на сертификацию.

Где-то в году 2006-м (могу ошибиться в точной дате) в ГСС был объявлен конкурс на коммерческое название самолета. Ни одно предложение не было принято (очевидно, у нас на это не хватило фантазии), после чего подключили к этому процессу стороннюю организацию, которая и предложила аббревиатуру SSJ100 (Sukhoi Superjet 100) (соответственно модификации должны были обозначаться как SSJ100-95, SSJ100-75 и т. д.). Лично мне, да и многим моим коллегам это показалось слишком высокопарным и даже вызывающим. Но решение принимали другие…

Так и появилось название SSJ, хотя повторяю, рабочая документация продолжалась выпускаться как RRJ.
Со временем, в различных оргдокументах стали писать SSJ, а в скобках ставили RRJ. Затем это перешло на различные технические документы. В АР МАК-е стали появляться документы то с одним, то с другим названием. Вот и пришлось выпустить приказ и этим уведомить АР МАК, заводы и поставщиков что эти два сочетания – синонимы. В противном случае, пришлось бы перевыпускать всю рабочую документацию.

Ответ

Да и в самой Википедии сказано, что

Sukhoi Superjet 100 (сокр. SSJ 100, сертификационное название семейства самолётов RRJ - Russian Regional Jet)…

Причем в сертификатах действительно указан тип самолета RRJ-95. Как и в РЛЭ - причем там указан конкретно RRJ-95B.

На вышеупомянутой Википедии есть следующий "скрещенный" вариант обозначения - Superjet 100/95B.

  • Требует особого прогрева в Якутии | Из цикла "Очередная сенсация" - радист пишет: к снимочку отличный диалог Если бы вы сами грели самолёты, то видели бы разницу между нагреть МПшкой и нагреть от ВСУ.С шестка авиатехник. МП-шкой греют что, интересно? Если так, то скоро весь салон керосом провоняет. Что... … (+24)
  • Сказ о том, как "авиаэксперт" про окупаемость Суперджета рассуждал - Дегунцов Олег пишет: Приветствую всех вменяемых участников форума, который я читаю уже больше трех лет. Дошло до меня, что на форуме есть возможность игнорировать некоторых особо ярых писунов, так что пришлось зарегистрироваться, чтобы... … (+23)
  • Вопрос "чайника" про основную проблему SSJ - Из дискуссии на авиафоруме Пользователь: Я правильно понял, что основная проблема SSJ это не его ТТХ и надежность, а в том что в этот проект влито очень много денег,а отдачи от них нет, и не будет, т.е. проект приносит только убытки. OldChukchi: нет,... … (+22)
  • В Якутске не может приземлиться самолёт | Очередная "сенсация" - На телефон редакции News.Ykt.Ru начали поступать звонки от горожан, которые как один говорили, что в Якутске уже несколько часов не может приземлиться самолёт. Некоторые даже предположили, что у воздушного лайнера отказали шасси на форумах идут... … (+21)
  • С Трансаэро проводят переговоры по уточнению спецификации самолета - 1 октября, AEX.RU – Трансаэро - второй российский авиаперевозчик, может отказаться от контракта на шесть самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), сообщает агентство «Прайм» со ссылкой источник близкий к авиакомпании. Фактически контракт сорван... … (+20)
  • Мимикрия «экспертов» - Velox пишет: эксперд взял интервью с единственной целью опошлить Долотовского, ну и заодно ГСС …часто пользователи вообще не читают и не вникают в пространные тексты, а читают комментарии и делают из этого выводы (cм: Новый самолет - это не только... … (+12)
  • Dornier - СвернутьРаскрыть Содержание История вопроса Иркут и Базовый элемент интересовало производство запчастей, а также сборка самолета 728 Jet lenta.ru и западные источники треп на airliners.net одинокая реплика на pirep.org статья о самолете на... … (+11)