11.09.2019

Свадебный фотограф за границей. Ищем молодых-талантливых street фотографов за границей, на отдыхе


«Свадебные фотографы лет через пять работы уже видеть не могут ни эти свадьбы, ни невест, поверь моему опыту» — поделился как-то знакомый фотограф в разговоре о профессии. Кажется я знаю фотографа, которому на свадьбах хорошо и после многолетних съемок — подумала я об Ольге. Что ж, нужно спросить у неё.

Ольга Салий — путешествующий фотограф, которая уже много лет живёт не понять где, лишь ненадолго иногда появляясь в России, но в строчке о городе проживания до сих пор указывает «Новосибирск». Точки её путешествий можно отслеживать по новым фотографиям, среди которых периодически появляются какие-то невообразимые свадебные пары со всего мира.

— Оля, скажи честно — действительно ли тебе интересно снимать свадьбы — или это просто хорошо оплачивается?

Конечно интересно. Когда я начинала снимать свадьбы в Новосибирске, то начинала со свадебного репортажа, тогда в России так свадьбы ещё не называли, или я просто не слышала, думала, что я «белая ворона» или изобрела колесо, называя свои съёмки «свадебным фоторепортажем» и никому такое не нужно на самом деле.

А когда начала снимать потом зарубежные свадьбы, то оказалось, что им только это и нужно — это моя стихия, то, что мне действительно интересно — снимать настоящую жизнь и эмоции. А свадьба — это событие, в котором эмоций и жизни очень много. К тому же, учитывая, что я делаю это нечасто и свадьбы постоянно разные — каждый раз для меня это что-то новое. И каждый раз это люди из новой страны, со своими новыми для меня привычками, традициями и ценностями…

Оплачивается это тоже хорошо, но теоретически я готова снимать какие-то новые и необычные для меня свадьбы бесплатно. Если будет такое предложение — от каких-нибудь папуасов или просто сумасшедших в хорошем смысле людей, которые позовут меня на Северный полюс или типа того, то вряд ли я откажусь сделать это не заработав ничего, либо даже потратив на это свои деньги.

Я думаю секрета в том, что мне это действительно нравится никакого нет: я снимаю далеко не только свадьбы. Я бы не смогла фотографировать в своей жизни только что-то одно, наверняка мне бы это быстро надоело.

— В каких странах ты уже снимала свадьбы и каких народностей?

Если говорить о свадьбах, то например , австралийцев , европейцев (поляки, французы, литовцы), египтян, американцев, китайцев, … может быть ещё кого-то я забыла перечислить.. Фотографирую я в основном пока в Азии (Сингапур, Таиланд, Непал). В Таиланде часто проводят смешанные свадьбы: однажды это была свадьба, где китаянка выходила замуж за француза , при этом живут они в Австралии и сама китаянка почти не говорит по китайски, а свадьба проходила в . Или ещё одна интересная свадьба, когда русские ребята, живущие во Вьетнаме приехали расписываться в Бангкок и расписывал их консул из совсем другой страны.

Со всеми этими съёмками у меня в сознании пропадают рамки понимания каких-то там границ между странами…

— А какая свадьба была для тебя самая запоминающаяся?

Самая запоминающаяся свадебная съёмка, это когда мы вместе с ребятами ходили в Гималайский — поход к базовому лагерю Аннапурны на неделю. Хотя, это скорее предсвадебная съёмка, в Азии такие фотосессии делают перед свадьбой, чтобы потом фотографии показывать на самом торжестве гостям. И особенно приятным для меня было то, что я потом снимала уже настоящую свадьбу этих же ребят в Сингапуре (они сингапурцы) и могла наблюдать постоянную трансляцию слайд-шоу из своих же фотографий на большом экране. Это оказывается приятно:)

А самая запоминающаяся свадьба, если говорить именно о свадьбе — это когда двое ребят из Новосибирска, которые жили в тот момент в Питере, расписались в тайне от всех в питерском ЗАГСе и уже после этого начали обзванивать родителей и друзей, сообщая им, что они только что поженились. Эту свадьбу я никогда не забуду — мы были только втроём и знала об этом событии только я. Мы просто гуляли весь день по городу, зашли в ЗАГС, потом ребята стали звонить родителям — это всё осталось на фотографиях. Это было очень..торжественно и незабываемо!

Хотя, вот ещё одна запоминающаяся свадьба — ребята из Литвы приехали на остров Самуи и мы сами втроём сделали церемонию с лепестками роз среди бушующего моря — они обменялись кольцами, сказали друг другу какие-то важные слова, бросили цветы в море… и — сели покурить и поесть мороженого:) Недавно я была у них в гостях в Вильнюсе и увидела, что фотографии с этой церемонии стоят в комнатах в большом количестве — это всё очень трогательно, а сама церемония, когда нет больше никого — только молодожёны и фотограф — очень сильное событие, можно сказать, настоящие «таинство».

— А расскажи про традиционные свадебные обычаи у кого какие? — ворует ли кто-нибудь ещё туфлю как у нас, например?

— Явные обычаи, даже очень похожие на наши, типа выкупа и воровства туфли, есть у . У них есть самый настоящий выкуп, когда подружки невесты перегораживают двери, а жених и его друзья делают всякие дурацкие вещи, чтобы пробиться к невесте. У сингапурцев это происходит очень весело и с размахом — кажется женихов это нисколько не напрягает, они прямо полностью отдаются всему фану ситуации и радуются как дети всем этим дурацким конкурсам и задачкам.

У европейцев тоже проходят какие-то конкурсы и игры, может не у всех, но точно есть.

Кстати, тапки (туфли) в Сингапуре тоже воруют, как и у русских. Ещё тапки воруют на непальских свадьбах. Наверняка ещё у кого-то, просто я не заметила.

Ещё у китайцев очень длительные чайные церемонии. Когда все родственники по очереди подходят к жениху и невесте и угощаются чаем в маленьких чашечках, преподнося им при этом конверты с деньгами — подарками к свадьбе.

У непальцев очень долгие религиозные церемонии, которые длятся много часов, когда к жениху и невесте тоже подходят все родственники и гости, которых на свадьбе может быть и 500 и 1000 человек. Благо, что в это время не нужно сидеть и смотреть как это происходит, а можно ходить и пробовать все подряд угощения со шведского стола, можно даже спать, что и делают некоторые, когда устают. Ещё непальцы очень душевно и красиво танцуют под индийскую музыку. Хотя танцуют практически все, независимо от национальности. Особенно под конец, когда бутылки с вином становятся пустыми..

Ещё вот — тем, кто захочет жениться на тайке важно знать об их свадебном обычае — жених на свадьбе передаёт «выкуп» родителям тайской невесты. Если девушка из простой небогатой семьи, то это может быть 2-5 тыс долларов, если из хорошей семьи, то речь уже может идти о десятках тысяч долларов, про совсем обеспеченные семьи я не знаю. Правда в современном Таиланде эти деньги чаще всего каким-либо образом возвращаются молодожёнам, но изначально этот обычай появился потому, что пенсию в Таиланде не платят и ребёнок в семье — это помощь родителям в старости. Мальчики в тайских семьях как-то более свободны, могут вообще в монахи уйти, но могут тоже помогать родителям финансово, а вот девочки обязаны помогать либо работая по дому, либо отправляя большую часть своей зарплаты в семью, либо за счёт этого выкупа от мужчины, который берёт её в жены. Правда он потом ещё и частично содержит родителей своей невесты, но это уже другая тема…

— Чем отличаются для тебя зарубежные свадьбы от русских?

Главное отличие для меня — это конечно ожидания от фотографа. Если в России очень важна свадебная фотосессия, есть даже специальный пакет — это «ЗАГС + прогулка», то у других народов на специальную фотосессию во время свадебного дня часто вообще не выделяется времени. Молодожёнам интересна в первую очередь съёмка репортажа самого события, настоящие эмоции. Хотя, постановочная съёмка всё равно происходит, просто она более ненавязчиво вписывается в свадебный день.

— У кого самые веселые, самые красивые, самые дорогие, самые многочисленные свадьбы?

Самые весёлые или дорогие — у кого угодно могут быть. Самые многочисленные — у непальцев. Пятьсот человек на свадьбе для них — это маленько гостей. Я когда первый раз попала на такую свадьбу (мне заранее сказали, что сегодня у нас будет совсем немного гостей, чисто «для своих», а вот заавтра…). В общем, я конечно обалдела от такой незначительной толпы людей.

— Какие интересные случаи были на свадьбах?

На одной русской свадьбе мои молодожёны чуть не развелись сразу после регистрации, но каким-то чудом удержались от этого действия…

М.. трудно понять что именно может быть интересным. Например, на французско-китайской свадьбе мы пошли фотографироваться на побережье (свадьба проходила в Таиланде) и возле большого дерева к нам подошёл мужчина и представился журналистом (кажется из Европы, я уже не помню) и попросил разрешения сфотографировать молодых возле того большого дерева — оказывается это дерево считается там памятником жертвам цунами — на нём висит несколько фотогарафий погибших в 2004 году при цунами детей… Это было странно и запомнилось мне… Журналист хотел передать своей фотографией, что жизнь не стоит на месте — кто-то погиб, но в этом же месте сейчас другие люди и они счастливы и радуются жизни, создают новые семьи…

А в общем, у меня всегда свой интерес на свадьбах — когда удаётся поработать вместе с каким-нибудь невероятным фотографом или видеть как работает команда крутейших видео-операторов, да и просто видеть новые свадьбы, новые традиции — сам факт новых свадебных дней для меня всегда интересен.

— Какие для тебя сложности в такой работе — есть ли они?

Конечно есть. Мой ужасный , над которым я совершенно не работаю. Я учу его только когда приходится уже общаться с клиентами, в переписке, устно, или когда пишу статьи для своего англоязычного сайта — это всегда жутко тяжело, но надо. Других трудностей так сразу не вспоминается.

— Расскажи как ты начала снимать зарубежные свадьбы — что нужно сделать свадебному фотографу из России, чтобы начать работать с зарубежным рынком?

Когда-то я поехала пожить в , искать русских туристов для фотосессий мне там было негде, заняться тоже было особо нечем, поэтому я пошла на англоязычные форумы и где-то заявила, что я свадебный фотограф и нахожусь в Непале. Тут же, от нечего делать, сделала себе англоязычный сайт , добавила туда своё портфолио, которое уже было к тому времени на начальной стадии… И буквально через месяц меня нашла непальская невеста, предложив съёмку свадбы. Для меня это был очень долгожданный и ценный опыт, скорее как для фотожурналиста — я три дня жила в непальской семье и повсюду ходила за этими людьми с фотоаппаратом.

Потом разместила свадебную галерею на своём сайте и она каким-то чудесным образом выстрелила так, что мне стали присылать заказы на другие англоязычные свадьбы. В основном сначала в Таиланде, потом в Непале, Сингапуре… Ещё помогает в поиске клиентов членство в Международной организации свадебных фотожурналистов (WPJA), но нужно, чтобы тебя туда приняли и нужно платить членский взнос — это актуально только если фотограф работает и рекламируется в определённом месте (городе) долгое время, тогда клиенты через эту организацию действительно есть.

Среди русских свадебных фотографов много очень крутых, многие работают с зарубежными клиентами.. Ну а если даже кто-то ещё не начал, то для начала работы за рубежом нужно просто начать учить английский, сделать свой англоязычный сайт с текстами и заявлять, что ты выезжаешь на свадьбы в такие-то страны. Учитывая зарубежные расценки можно окупать себе дорогу и зарабатывать при этом, даже летая на свадьбы из Сибири. Если конечно ставить не самую низкую цену и брать только большие свадебные съёмки от 10 часов и больше.

Профессия фотографа интересна и увлекательна. Тем не менее работа остается работой и требует много сил, энергии, постоянного обучения, безукоризненного выполнения заказов. Пожалуй, каждый фотограф хочет стать именитым и признанным, а значит - обеспеченным. Такая перспектива существует как в собственной стране, так и за границей. Однако зарубежный опыт работы всегда интересен и крайне полезен, поэтому многие фотографы стремятся его получить.

Наиболее привлекательными для работы считаются страны Европы, а также все те, где развит туризм. Конкуренция здесь высока, заказчик выбирает из сотен кандидатов. Нужно быть очень талантливым и везучим, чтобы получить разрешение на работу; прекрасное портфолио, конечно, тоже не помешает.

Перед поездкой вы должны определиться, какой фотосъемкой хотели бы заниматься - студийной, детской, свадебной, интерьерной, предметной, рекламной, репортажной или какой-то еще. Ведь каждый вид съемки имеет свои особенности, начиная с перечня фотоаппаратуры, дополнительных осветительных приборов и оборудования и заканчивая параметрами фотографирования такими, как выдержка, диафрагма, цифровой шум и прочее.

Небольшую встряску вы получите еще до перелета в аэропорту. Турист с чемоданами оборудования вызовет массу вопросов, однако, может быть, вам повезет.

Добыть клиентов в открытых визовых странах по «нашим», вполне приемлемым ценам, несложно. Основными критериями успеха являются то же портфолио, знание языка и стремление быть успешным в данном мероприятии.

Фототуризм - самый простой способ начать работать за границей и добиться первой материальной отдачи. Хотя фотограф в Европе, неофициально предоставляющий свои услуги, не может рассчитывать на многое.

Есть несколько несложных ходов, которые можно использовать в любой стране: фото туристов, заказы в прессе и туристических центрах. Это работа по проведению фотосъемки памятников и значимых мест, запланированных мероприятий и просто городских событий для прессы. Владельцы отелей тоже охотно идут на контакт и в случае заинтересованности время не тянут. Далее начнет работать «сарафанное радио».

Заинтересованными лицами в ваших фотоуслугах могут также быть СПА, фитнес- и спорт-клубы, студии дайвинга, развлекательные и туристические центры по организации досуга на территории отельной зоны и вне. Съемка города, окрестностей и местных жителей этих стран может несколько расширить ваше портфолио, но не более.

Для качественного выполнения заказа и во избежание неприятностей необходимо иметь минимальный набор знаний о менталитете, принципах, ограничениях и законах страны, которую вы покоряете. Например, работать без предоплаты в Турции, Египте и ОЭА не престижно, даже имея официальные договоренности. Детали проведения съемки необходимо обговаривать в мелочах, вплоть до уборки и украшения помещений и территории. На оплату моделей в кадрах точно поскупятся и договорятся с более-менее симпатичными туристами, предложив взамен праздничный ужин или другие привилегии.

Работать за границей можно, но нужно в это же время успевать отдыхать и наслаждаться жизнью!

Свадебная или портретная фотосессия за границей - яркое романтическое приключение. Оно позволяет совместить сильные эмоции от пребывания в прекрасных местах с продолжительными воспоминаниями от просмотра фотографий. Ведь красивая фотосъемка способна воскресить самые сильные позитивные эмоции вашего праздника. Многие начинающие фотографы мечтают пополнить портфолио съемками из-за границы. Которые придадут их презентации выразительных кадров и повысят профессиональный статус. Но есть многочисленные особенности работы вне пределов родной страны, незнание которые может очень серьезно помешать и заказчикам и фотографу достойно осуществить задуманное.

  1. В ряде стран существует запрет на работу приехавшего профессионального фотографа. Фактически полиция имеет полное право задержать фотографа прямо на съемке, посадить до выяснения оьбстоятельств в тюрьму, навсегда изьять аппаратуру, наложить огромный штраф и депортировать из страны. Это связано с тем, что законодательство некоторых стран считает фотосъемку - дорогостоящей профессиональной деятельстостью, которая происходит на их территории и не облагается налогами. А значит, является преступной. Таких эпизодов не мало описано в сети и на форумах фотографов и невест. Особенно часто подобные эксцессы случаются в Тайланде и на Кубе, а так же в ряде других стран.
  2. Постоянные перелеты, дорога, багаж - повышают риск повреждения аппаратуры. К этим же экстремальным факторам относятся и непрогнозируемые условия работы - сырость, морской воздух, песок, ветер. Риск повреждения аппаратуры возрастает в разы в сравнении с работой в привычной среде.
  3. Кражи - еще один фактор риска, очень характерный для длительных дорог и проживания в отеле. Причем, возможность воровстав в цивилизованных европейских странах ничуть не меньше, чем в Азии и даже в мусульманских странах.
  4. Полная техническая автономность в дороге.Что бы гарантированно обеспечить заказчику 100% работоспособность оборудования в течении всей поездки, находясь вдали от возможности оперативно решать технические проблемы, приходится брать дублирующие комплекты основных эллементов системы - камеры, объективов, вспышек, расходников. Это тот фактор, о котором не задумываются многие фотографы, надеясь, что всё будет хорошо и не думают о рисках.
  5. Сохранность материалов. Хороший фотограф снимает много, а значит потребуется огромный объем памяти. Отличный фотограф отличается от хорошего тем, что всегда делает бэкапы - дублирует съемку на несколько физических носителей - флешки, жесткие диски, облачные хранилища. Только такой подход позволяет гарантироваанно обеспечить сохранность съемки при любых обстоятельствах. А что это значит? Это значит, что фотографу, работающему за границей потребуется ноутбук, несколько жестких дисков, постоянный доступ в интернет и куча времени.
  6. Стресс и плотный график. Заказчики, как правило, не очень хорошо представляют себе “кухню” хорошего профессионального фотографа. Давайте заглянем за темную дверь и прикинем что такое простой двухчасовой фотосет для профессионального фотографа высокого класса:
  • Подготовка к съемке, ознакомленние с локациями в сети интернет, продумывание плана, подбор примерной позировки, общая идея, технические решения - около 1 часа подготовки, это если без предварительного выезда на место.
  • Техническая подготовка - проверка комплекта, удаление пыли с матриц и оптики, проверка техники, аккумуляторов для камер и вспышек, сбор сумки. От получаса до 1 часа.
  • Дорога на место съемки. Полчаса-час.
  • Двухчасовая фотосессия. 2 часа.
  • Дорога в отель. Полчаса-час.
  • Сброс всего отснятого материала с двух камер (300-800 кадров), упорядочивание, переименование. Около получаса.
  • Предварительный отбор всего материала, удаление лишних дублей, назначение рейтингов. Около 2х часов.
  • Конвертация всего материала из рабочего RAW формата в обычный Jpeg с легкой цветокоррекцией. 2-3 часа.
  • Создание бэкапа - дублирующих копий на внешниий диск и/или облачное хранилище. От получаса до 1 часа.
  • Чистовой отбор лучших кадров фотосессии. Не менее 1 часа.
  • Цветокоррекция, обработка фотосъемки. Не менее 2-3 часов.
  • Создание слайд-шоу, печать, версии для интернет, подготовка комплекта к сдаче. Не менее 1 часа.
Как видите, двухчасовой фотосет - это два полных рабочих дня, с небольшими перевыми на еду и сон. Даже с учетом того, что последние три пункта можно делать по возвращению домой, остальное необходимо делать прямо в дороге. Если вы смогли представить как строится работа профессионального фотографа, то вам становится понятен и прайс на его услуги. С другой стороны, теперь вам понятно почему многие фотографы работают так дешево - ведь вы не готовы оплачивать риски, а фотографы не озадачиваются никакими гарантиями для вас. Но согласитесь, что не вполне логично тратить значительные стредства на поездку, и сэкономив стоимость среднего мобильника, оставить о путешествии лишь разочарование - либо скверные снимки, либо и вовсе потерянные кадры. Мой первый опыт заграничной съемки не был для меня подарком, буду с вами честен. Долгий трансфер, рейс глубокой ночью, заселение и сразу первая съемка. Несколько часов за компьютером, пару часов сна и снова съемки. Так было почти три дня. Кажется, что непродолжительные фотозарисовки, но подготовка, сброс, отбор и резервные копии съедали всё свободное время. В итоге я днем клевал носом. А вернувшись домой, разбитый сменой климата, стрессом и постоянным недосыпом, несколько дней был не способен вернуться в нормальный график. И всё это за гонорар полного съемочного дня в России. Что, с одной стороны, соответствовало реальному съемочному графику - часам реальной съемки. С другой же, совершенно не соотвествовало тому графику, трудозатратам и стрессу, в котором приходится работать на удалении. А статус и репутация требуют обеспечить 100% сохранность съемки, гарантированную работоспособность оборудования, высококласный результат. Сейчас я готов взять съемку за границей только на тех условиях, которые позволят мне работать свободно, отдохнувшим и с улыбкой. А значит, нам нужно составить съемочный план и обсудить все условия, как говорится, “на берегу”. Ведь я ничуть не меньше вашего заинтересован предоставить лучший сервис и получить выдающийся результат фотосессии. Поэтому, до встречи на съемках!

Мы с Димой сто лет, как хотим сделать интервью. "Давай встретимся в два часа!", - говорю ему и опаздываю. На час. Мы ведем беседу 180 минут, я постоянно проверяю диктофон, потому что кажется, что все, что он говорит - ценно. И вот, возвращаясь из очередной поездки, понимаю, что потеряла аудиозапись. Боюсь ему признаться, оттягиваю момент, все-таки признаюсь и получаю в ответ - "Печально". Одно слово, сказанное с присущей ему покорностью, разрывает изнутри. Все. Сдаюсь. Плачу.

Тем же вечером нахожу запись на рабочем столе. Оказывается, спрятала от самой себя.

Набирайте в легкие воздуха и начинайте читать. Внутри - не самое привычное, поэтому может кому-то не понравится, кто-то махнер рукой, а кто-то решит познакомиться с Димой. Он много знает и делится своим опытом со всеми бесплатно, не важно, где и в каком часовом поясе находится.

Хороший фотограф, плохой фотограф

Как только люди покупают себе фотоаппараты, они начинают думать, что автоматически становятся фотографами. Не стесняются брать деньги, спокойно называя стоимость за час, отдают дешевые снимки и даже на них пиарятся. Те, кто хочет пополнить свой фотоальбом, особо не разбирается в фотографии и именно отсюда рождаются анекдоты или, скорее, реалии жизни, в виде синеватых, зеленоватых, желтых лиц. Заказчику нравятся - и ладно.

Те же, кто хорошо снимет, чаще всего не раскручен. Почему? Потому что на создание профессионального образа требуется много времени. Ты или снимаешь, или создаешь образ. Таких, которые успевают все, - единицы.

За рубежом, например, существует четкое разделение среди профессий, у нас в качестве "продвиженца" оказывается, в лучшем случае, жена и то - повезло тому фотографу, если она продвинута во всех этих интернет-делах. Фотограф-женщина - такое тоже бывает, но представить мужчину, сидящим за компьютером и продвигающим такую жену, представить сложнее.


От пользователей ВКонтакте я скрываю свои фотографии

Мои фотографии можно назвать отработкой навыков, тренировкой перед будущим созданием искусства (надеюсь, дорасту до него). Это практика, не более. В глубине души я считаю себя вольным художником, который продолжает экспериментировать с формой, линией. От этого желания продавать себя массам у меня не возникает. И не возникает понимание, как вообще можно с людей брать деньги за фотографию.

От пользователей ВКонтакте я скрываю свои фото. Логика довольно странная, согласен. С одной стороны, хотелось бы брать интересные заказы, с другой - боюсь, что начнется: «снимите нам свадьбу», «хотим ребенка у камина, заваленного игрушками», «вот в этом платьице с жирафиком, чтобы человека набекрень была».

Как только начинаешь людям объяснять, что декорации для раскрытия характера человека не нужны, что все эти камины, колонны и обои с виньетками портят все, сразу делают непонимающие глаза. Второй момент непонимания возникает, когда называешь стоимость снимков и объясняя, что за час работы ты не дашь 200 фотокарточек, а, может быть, всего 3 или 4. Заканчивается все примерно одинаково: «Ой, нет, у нас соседка с зеркалкой есть, она поснимает».


Мне не хочется просить денег за свою работу

Статус фотографии сейчас очень низкий. Рассказывать часами, из чего складывается ценность работы? Зачем? Хотя, скоро, чувствую, приду к мысли о том, что нужно давать мастер-классы по этому вопросу. Открытым текстом говорить, что должно цениться в работе фотохудожника и что перебор с красками - вовсе не «я художник, я так вижу», а моветон или того хуже - слепота.

В принципе, даже готов проводить такие мастер-классы бесплатно и даже охотно проехался бы по нашему региону, чтобы встретиться с фотолюбителями и обменяться опытом. Я человек мобильный, хоть и семейный, но во многом - авантюрный. Без профессионального общения внутренний механизм ржавеет, а полноценное общение с компьютером, через который смотрю различные вебинары или записи встреч, не случается.

Мне не хочется просить денег за свою работу. Человеку, который горит желанием получить качество, - он не платит, он благодарит. Хотелось бы, чтобы размер благодарности был достойный, а не «снимите 1500 предметов за 5000 рублей».

Сейчас процесс обмена «необходимым» выглядит как? - Заказчик хочет получить то, как у всех. То есть нарушение композиции, банальные интерьеры, розовые лица. Не снял, как хочет, - не заплатит. Или оскандалится, что ты сам ему еще денег дашь.


Репортажная фотография? у нас? Вы шутите?

Репортажная фотография - поймите, это не то, что делает каждый мальчик во дворе. Щелк и все. Мне нравятся снимки Григория Пинхасова, Сергея Максимишина, международного фотоагентства «Магнум». Это невероятное умение - когда один умело схваченный момент способен рассказать больше, чем двухстраничное описание к нему журналиста. У нас в городе, округе так не снимают.


Свадебщики хоть как-то соревнуются между собой в оплате труда - репортажники обычно сидят без денег. Для большинства информационных агентств фотография прохожего, снятая на мобильный телефон, будет являться важнее. Потому что у нас тренд на «естественность». Репортажная фотография тоже естественна, только она умна и требует огромного опыта от фотографа.


Судьба российского фотографа

Сейчас скажу страшную вещь. У фотографа в регионе одна дорога, если он хочет развиваться и, в конечном счете, достойно зарабатывать, и она не имеет к региону никакого отношения. Ехать, ехать нужно. За границу. И подальше. Таких, которые постоянно растут и остаются на месте, обретают известность - можно пересчитать по пальцам. Они фанатично сидят в свои свободные три часа в неделю от тонны обработок семейных и корпоративных кадров (это если у них заказы есть) и смотрят в монитор, изучая чужие гениальные кадры. В остальное время выбирают между свадебной съемкой - не всегда любимой, но прибыльной, и голодом, жизни «ради искусства», подсчитывая количество «благодарностей», которое необходимо получить, чтобы приобрести новый объектив.

Если хочешь снимать фэшн, нужно ехать сначала в Москву, а потом в Европу, в Нью-Йорк. Там фэшн-улий. Можно и стульчик мастеру подносить, если потребуется, только бы поработать с теми, кто умеет снимать. Заметьте, для российского глянца большинство фотопроектов снимают либо приглашенные люди из-за границы, либо живущие там. Я патриот, но мы говорим о получении опыта, а его у нас мало. И у страны были сложности в каждом десятилетии, и интеллигенцию у нас не всегда любили, и приоритетные задачи другие ставились: вот завод построить - это да, а искусству фотографии научиться - некогда.

Наш уровень - это Средневековье. Поймите правильно, это сугубо личное мнение, появившееся при изучении истории развития фотографии в Европе и Америке. За рубежом это норма, когда, чтобы украсить стену в своей компании, ты идешь в ближайшую (!) фотогалерею и покупаешь снимок.

А еще бывают ситуации, когда в твою компанию должны приехать именитые гости, а денег на фотографию у тебя нет. Тогда ты идешь в ту же ближайшую галерею и берешь понравившуюся в аренду. Вы понимаете? - Искусство берется в аренду! На неделю, две - сколько нужно. Приезжающие это обязательно оценят.
А теперь скажите - разве у нас такое сейчас возможно?


Мечтать - не вредно. Вдруг сбудется?

В последнее время у нас говорят о городской среде. Что, мол, нужно каждому жителю придумывать проект по ее усовершенствованию и работать со всеми службами совместно. Конечно, встает сразу вопрос: а какую роль в этом деле можно отвести фотографу?

Когда к нам приезжал Владимир Селезнев, то мы подробно рассматривали визуальные средства, которых огромное количество. Читать о том, что они существуют - это одно, но видеть - совсем другое. Насмотренность - это вообще обязательное условие в работе. Чем больше фотограф может увидеть - тем лучше для него самого, формирования авторского стиля. Нужно сначала очень много делать, сравнивать, анализировать и только потом начинаешь что-то в чем-то замечать.

Два дня мы изучали цвет, свет, форму, объект, плоскость, отражение. На третий день была практика. Помню, шел проливной дождь, мы шатались по улицам с камерой, с камеры лилось потоком, мы снимали. То, что получилось в итоге, я запомнил навсегда. Даже казался жене счастливым от удачных кадров.

И это было бы правильным - привозить в города фотографов, которые специализируются на городской среде, и отпускать их бродить по улицам. Пусть они ищут городские метафоры, создают фотодушу города, а снимки потом в тиражных альбомах как украшение размещать. Обычно те, кто долго живет на одном месте, теряет восприятие тайны и загадки окружающего пространства, поэтому приглашать на такие проекты нужно именно иногородцев. Правда, это тоже никому сейчас не нужно. А если бы было, я бы с удовольствием проехался по той же Югре.



Как и сколько платят фотографу?

Есть такая смешная поговорка: «Нужно ребенка чем-то занять? Займите фотографией и больше у него не будет времени ни на что».

Так и есть - фотография отнимает много сил, но не всегда труд оценивается подобающе. И это обидно. Фотографом можно условно разделить на три типа. Одним платят за время. Таких фотографов много в каждом городе - они не особо избирательны в заказах, по большей части, ремесленники. Есть фотографы, которые приходят, снимают и никому на самом деле даже не важно, что он снял. Платили-то за имя! 20 000 долларов съемка, а на выходе 3 кадра, притом снимает целая команда.

Третий тип фотографов - это создатели файн-арта - им платят за отпечатки. Их фотографии висят в самых дорогих офисах
мира, они стоят миллионы. Труд существует в одном экземпляре. Например, «Рейн II» долгое время была одной из самых дорогих фотографий, ее создатель - немец Андреас Гурски. Притом сейчас он далеко не преклонного возраста.


Фотошоп как байка «а есть ли жизнь на Марсе?»

У нас - у фотографов первого типа - творческий разбег не большой. То, в чем можно состояться и при этом не продать душу Дьяволу - портрет, предметка. Но, чтобы снять классический портрет, нужно быть отменным психологом, а чтобы снимать предметы - понимать свет лучше, чем себя самого. Выставить и увидеть свет - это как чудеса. Предметам не свойственно прощать ошибки. Особенно если они хромированные.

Чтобы осветить, к примеру, вилку, нужен двухметровый октобокс. Тогда блик получится во весь предмет. Фотошоп? 3D? Можно использовать и их, но тогда это уже не будет фотографией.

История про фотошоп - на самом деле как байка «а есть ли жизнь на Марсе?». Чтобы им научиться правильно пользоваться, нужно быть художником. Уметь прорисовать тени, отражения, рефлексы, блики… - и все это ради того, чтобы нарисовать стул с таким же светом как в реальной жизни.




Мне нравится ломать стереотипы

Начнем с того, что фотограф чаще всего имеет еще какие-то увлечения. Талантливый человек не может всю свою талантливость концентрировать на одном. Кто хочет поспорить - спорьте, но знаю массу примеров, когда в мэтрах фотографии уживалось сразу несколько ипостасей.

Я вот люблю звук, акустику. Визуализация и звук во многом пересекаются, поэтому у меня нет ощущения, что занимаюсь чем-то противоположным. Когда-то скупал всякие колонки, потом их сам начал делать, теперь дома их некуда ставить. Складские, самодельные и еще раз самодельные. У тещи, у жены, у меня…

Еще я редко снимаю девочек, щеночков и рыжуль с конопушками, эдаких стопроцентных трендов для лайканья. То, что снимаю, понимают довольно мало людей, обычно те, у кого есть визуальный опыт. Человек, который хоть раз попробовал настоящий сваренный кофе, не вернется к разводному, а вероятность того, что «Руки вверх» будут слушать те, кто не знает Моцарта, очень велика.

Сейчас снимаю на маленькую камеру и могу доказать всем, что дело не в размерах (прямо как в песне). - Снимать можно чем угодно. Если ты фотограф, конечно.



Учиться фотографировать можно и дома, а учиться зарабатывать - за границей

В 2011 году купил б/ушный Nikon 3100 с ручными настройками. Тогда все покупали Canon. Их было очень интересно изучать и я увлекся. Так и понеслось.
Настраивать камеру можно научиться и за неделю, а вот видеть свет, сюжет - нет. Не думаю, что я и сейчас все преотлично вижу, есть куда стремится.

Постоянно учусь, но учиться - это не значит сидеть перед Мастером и брать у него уроки. Можно смотреть фотографии самостоятельно и анализировать ракурс, свет, эмоции. Расти можно где угодно, для этого как раз ехать за рубеж не надо. Но если хочется зарабатывать (!) «как они» - надо. Вопрос выработки почерка и только.
Когда я не снимаю, не обрабатываю, то включаю какой-нибудь мастер-класс или творческую встречу, любое другое обучающее видео и смотрю. Или слушаю. Или оно идет в качестве фона.

Из последнего - начал вести мастер-классы для тех, кому интересна фотография и чью жажду сложно утолить обычным обучением в фотошколах. В фотошколах наших вообще не понимаю, чему сейчас учат. Если ты хочешь состояться как фотограф, то изучению фотографии нужно посвящать все свое свободное время. По крайней мере первые десять лет.


  • Главная
  • Новости
  • Работа
  • Недвижимость
  • Маркет
  • Афиша
  • Avoka.do
  • Погода
  • Транспорт
  • Справка
1946
8820
  • Жизнь простого экстремиста: репост, суд, срок 2173
  • "Черный" снег в Кузбассе: кто виноват?.сайт/files/P_S83x83/Wnone/ui-5c6248d4d38446.88860047.jpeg" width="83" height="83" class="preview" alt="Сытая стройность: как есть все и похудеть к лету"/> Сытая стройность: как есть все и похудеть к лету 3293
  • Кузбасс
  • Россия
  • Мир
Частная баня загорелась в Белове 22 ХК "Кузбасс" уступил "СКА-Нефтянику" в первом четвертьфинальном матче чемпионата России 35 Посетителей крупного ТЦ в Новокузнецке срочно эвакуировали из-за чрезвычайной ситуации 446 Несколько кабинетов в кузбасской школе закрыли из-за радиации 207 Иномарка и ВАЗ столкнулись на кольце в Новокузнецке 77
Массовое отравление детей произошло в детском саду в Дагестане 23 Структуру по вопросам безопасности музеев создали в Минкультуры РФ 17 Песков объяснил, почему в Донбасс перестали отправлять гуманитарную помощь 841 Депутат Госдумы предложила лечить российских геев 106 Японские автомобили "застряли" на владивостокской таможне 97
Канадский пилот накормил пиццей застрявших на борту пассажиров 119 Джонни Депп заявил, что жена отрезала ему палец бутылкой 375 Женщина-танкист из ДНР перешла на сторону Украины из-за любви 78 Тайский магнат предложил жениться на его дочери в обмен на 21 миллион рублей 665 Кинокомпания Universal уволила Джонни Деппа 2402
  • Вакансии 12150 объявлений Добавить
  • Резюме 14127 объявлений Добавить
  • Курсы 67 объявлений Добавить
Определились все участники второго раунда розыгрыша Кубка Гагарина Кемеровский аэропорт и "Томская писаница" нарушали законодательство об охране труда В Новой Зеландии не могут найти фельдшера на зарплату в 400 тысяч долларов Выяснилось, как кузбассовцы совмещают работу и личную жизнь Кузбасским сотрудникам перекрывают вход в соцсети
  • Новостройки 575 объявлений
  • Квартиры 9088 объявлений
  • КГТ 1647 объявлений
  • Коттеджи/Дома/Дачи 1174 объявления
  • Участки 116 объявлений
  • Гаражи/Погреба 174 объявления
  • Коммерческая недвижимость 1157 объявлений
Разместить объявление
Новостройки и ЖК Кемерова Актуальная информация по всем жилым комплексам нашего города.
  • Авто
  • Строительство и ремонт
  • Бытовая техника
  • Детские товары
  • Для офиса и учёбы
  • Дом и дача
  • Компьютеры
  • Красота и здоровье
  • Одежда и аксесуары
Все рубрики
  • Кино14
  • Концерты71
  • Спектакли77
  • Выставки27
  • События38
  • Спорт4
  • Вечеринки30
  • Детям41
  • Календарь
Добавить событие
"Капитан Марвел" / Captain Marvel (16+)
"Вибрация" (18+)
"Летучая мышь" (12+)
Выставка "Весна в окно стучится…." (0+)
Мастер-класс по граттажу "Город-сказка" (3+)
"Чемпионат России по волейболу среди мужских команд суперлиги 2019" (0+)
"Мартовские котики" (18+)
Премьера! Спектакль "Увлекательная АЗБУКА" (4+)
Календарь событий

четверг, 1 января

Вероятность осадков: %

Влажность:

Ветер: 0 м/с

Давление: 0 мм рт.ст.

Восход: :

Заход: :

Посмотреть прогноз
ночью 0°
  • Недвижимость
  • Работа и образование
  • Сад, огород, продукты питания
  • Животные и растения
  • Одежда и обувь
  • Красота, здоровье, спорт
  • Строительство и ремонт
  • Мебель и интерьер
  • Электроника и бытовая техника
  • Для детей
  • Для бизнеса
Подать объявление
Открыть каталог организаций
Как сменить мобильного оператора, не меняя номера телефона? С апреля 2014 года все кемеровские операторы «отпускают» и «принимают» абонентов в срок, не превышающий восемь дней для физических лиц и месяца для юридических лиц. Медицинский портал Кемеровской области 009: лекарства онлайн Если вы хотите разыскать какой-то редкий лекарственный препарат, хотите узнать цену на определённое лекарство, ищите выгодные цены или хотите заказать доставку из аптеки на дом, то вам поможет медицинский портал www.009.am Пройти техосмотр по новым правилам Каждый автомобилист знает, что рано или поздно ему придется столкнуться с таким важным делом, как технический осмотр транспортного средства...
Показать все инструкции
  • Формат А3

    Цветность Ч/б, полноцвет

    Переодичность Еженедельно

    День выхода Среда

    Реальный тираж 10 000 экземпляров

    Объем 32 полос

  • Формат А4

    Цветность полноцвет

    Переодичность Еженедельно

    День выхода Среда

    Реальный тираж 20 000 экземпляров

    Объем 84 страницы

  • Формат А4

    Цветность Ч/б + полноцвет, цвет

    Переодичность Еженедельно

    День выхода Понедельник

    Реальный тираж 1 500 экземпляров

    Объем 205-306 страниц

Посмотреть все наши издания

Как стать успешным фотографом и переехать в США: интервью с Кириллом Каретиным

3925

Кемеровчанин Кирилл Каретин, занимаясь свадебной фотографией без малого восемь лет, успел объездить десяток европейских городов, пожить в Таиланде и США, выйти на местный рынок и отснять сотни непохожих друг на друга молодых семейных пар. Он уверен, что главное в его работе – это полностью отдаваться ей, иначе снимки получаются "без души", и люди это чувствуют. Не так давно Кирилл возвращался в столицу Кузбасса, дал мастер-класс для кемеровских фотографов, а также пообщался с корреспондентом сайт обо всём, что так или иначе связано с фотографией.

– Начнём по порядку: когда занялся фотографией? Ведь, насколько я знаю, этих ваших университетов ты не заканчивал. Я имею в виду профильных.

– Ну, увлечение началось, наверное, в 2008 году. Я тогда работал в салоне Honda, он занял высокую позицию в рейтинге автосалонов, и нам подарили путёвки в Японию. Я взял фотоаппарат своей сестры, она у меня фотограф, и поехал. И во время поездки мне так понравилось снимать! Я подумал, что это очень интересно и надо во всё это углубиться. Так совпало, что с тогдашним кризисом деятельность салона сильно угасла, и мне пришлось думать, оставаться ли в этом деле или заниматься чем-то другим. Я выбрал второе. И как-то получилось быстро перепрофилироваться, войти в рынок, а уже дальше фото переросло из увлечения в работу.

Я не учился этому где-то специально. Мне кажется, у нас нет толковых учебных заведений. Подавляющее большинство знакомых фотографов, которые из себя что-то представляют, самоучки. Тот, кто хочет, сам научится. Но это совсем не значит, что, например, я сидел дома и нон-стопом штудировал книги и статьи. Нет, я постоянно с кем-то списывался, кто-то писал мне, я ходил на всякие тусовки фотографов. Когда переехал в Питер, это всё пошло гораздо активнее. Постоянное общение, обмен опытом. В высококонкурентной среде всегда быстро учишься и перенимаешь какие-то новые практики.

Плюс интернет в изобилии заполнен учебным материалами. Там имеются курсы по всему! Хочешь стробизм изучить – пожалуйста, хочешь понять основы экспозиции – изучаешь, хочешь студийную съёмку – и это есть. Где-то платно, где-то бесплатно, но материала масса. Вообще главное правило: чтобы учиться фотографировать, надо фотографировать. Конечно, кажется, что всё очень просто: вот фотоаппарат, вот кнопочки. Но фотография – это не только умение нажимать кнопку в нужный момент. Это совокупность качеств человека, стоящего за этим фотоаппаратом: насколько он образован, насколько он насмотрен, начитан, какие у него образы и идеи в голове. И это выливается в его работу.


– Возможно, у тебя, как бы правильно выразиться, просто есть ощущение фотографии, что ли. К тому же, твоя сестра фотограф, как ты сам сказал. Можно ли сказать, что тебе повезло?

– Конечно, мне повезло. Но сестра никогда не возилась со мной. Она помогла мне втянуться, дала какие-то основные понятия, а потом взяла с собой на две съёмки. Я посмотрел, попробовал, Маша сказала, что я могу всё делать сам. И отпустила меня с миром. Дальше я совершенно самостоятельно стал снимать.

По поводу ощущения фотографии. У меня есть знакомые, которые заканчивали художественную школу, и там им рассказывали, что все образы, которые мы рисуем, которые мы воссоздаём, были показаны ранее или мы это где-то увидели. Может быть, в раннем детстве в виде каких-то обрывков из фильмов, журналов. И это впечаталось нам в память. Но есть ещё какая-то совсем космическая версия, что это изначально заложено в жизни каждого человека. Всё, что мы воспроизводим, – это то, что есть у нас в голове. Не берусь судить, так ли это на самом деле, но доля истина в этом есть.

– Почему начал снимать со свадеб? Мне казалось, что без опыта там делать нечего.

– Тут всё просто: деньги. Всё банально, я хотел быстро решить, где буду зарабатывать, потому что весной 2009-го видел, как через пару месяцев лишусь работы. Так оно и произошло. И мне надо было понять, чем я буду зарабатывать и куда направить все свои силы. Ну а свадьбы – направление перспективное по всем фронтам. Конечно, с одной стороны сложно начинать без особого опыта. Хотя тут как повезёт. Кто-то легко вклинивается, кто-то – не очень.

В целом это несложно сделать, а сейчас ещё проще. Только вход в наш бизнес в плане техники в связи с ростом курса стал намного выше. Если раньше можно было тысяч за 100-150 собрать приятный комплект и с ним работать, то сейчас эту цифру нужно умножать на два. А такая сумма уже у уволившегося офисного работника не всегда найдётся. В своё время я накопил какие-то деньги, продал машину. Появился определённый капитал: не настолько значительный, чтобы сделать бизнес, но и не хотелось эти деньги просто проедать. Поэтому я сразу купил технику.

– Подавляющее большинство знакомых фотографов в глубине души, а иногда и не в глубине, думают о том, как бы всё-таки рано или поздно с этой интенсивной работы соскочить. Это очень большое нервное истощение. А если снимать и не отдаваться работе, то получается скучно и уныло. Когда фотограф снимает без души, это видят и клиенты. Они чувствуют отношение и в будущем просто не будут его рекомендовать. Таким образом человек выпадет из рынка. Вот и приходится отдаваться людям, а это сильная психологическая нагрузка. Поэтому многие фотографы хотят открыть своё дело, что-то видоизменить. Лично я в будущем хочу выбрать из этого какие-то дивиденды и вывести на более высокий уровень. Нет, само собой, стабильно и за хорошие деньги я поснимаю ещё десяток лет, а там посмотрим.

– Но вернёмся к началу твоего творческого пути. Получается, после Кемерова ты незамедлительно отправится в Петербург?

– Я сначала отправился вообще в Таиланд. Сделал рабочую визу, открыл фирму, разрешение на работу получил. Ну и заранее подготовился, конечно, нашёл людей, которые мне будут помогать. Пожил там три месяца и как-то… не захотелось мне там оставаться. Изначально была идея взять билет в одну сторону, жить там, фотографировать, развивать направление свадеб в тропиках, заниматься фотосъёмкой на пляжах, вклиниться в местное комьюнити. В общем, предоставлять все фотоуслуги, которые только возможны в тёплых условиях на Пхукете. Но в действительности всплывают совсем другие стороны жизни. Мне просто стало понятно, что жить-то я там не хочу. Собрался с мыслями, вернулся в Кемерово, поднакопил денег и, как сейчас помню, 20 мая 2010 года улетел в Питер. И там уже жил до начала 2015-го.

– И всё-таки что за причины-то сподвигли тебя уехать из Таиланда?

– Исключительно какой-то внутренний дискомфорт. Забегая вперёд, скажу, что так и со Штатами получилось. Я там прожил полтора года. Сначала мне казалось, что это именно Таиланд мне не понравился, потому что Азия – совсем другой мир. То есть, когда ты там живёшь, ты же не просто загораешь и купаешься, а думаешь о социализации, думаешь о будущем, о детях, о семье, о друзьях, о жизни. И я как-то жизни своей там не увидел. Я думал, дело в стране, а на Западе мир нам ближе. Меня это подкупило, так же как подкупило и то, что в Штатах живёт много знакомых. И я поехал в Лос-Анджелес. Пожив там, понял, что суть разницы менталитетов – она одинаковая: хоть в джунглях Папуа Новой Гвинеи, хоть в США. И я понял, что мне не хочется жить нигде, кроме России. Получается, в Америке я был с февраля 2015-го по конец мая 2016-го. 16 месяцев. Вот как раз недавно вернулся, планирую осесть в Москве.

На съёмках в других городах я совершенно не отдыхаю, это не отпуск, как многие могут подумать. Времени хватает на приезд, осмотр места, ночёвку, съёмку и отлёт обратно. Это занимает три-четыре дня. Причём, такие съёмки, как правило, не приносят дохода: хорошо, если в ноль выйдешь, потому что часто иностранные свадьбы вообще в минус уходят, так как люди едут их снимать ради портфолио. Иногда удаётся немного город посмотреть, в который ты едешь, и всё.

– Как ты в принципе попал на европейский рынок?

– Частично – знакомства, частично – сайты. Есть такой сайт – WedGo – на нём ищут "разъездных" фотографов. Едет фотограф в другой город или страну, на этом сайте он обозначает, где и в какие даты будет находиться. И те туристы или те пары, которые хотят лавстори или свадьбу, как-то подгадывают, чтобы не платить ему за билеты, но оплачивают стандартный объём работы. И получается, что и он в плюсе, и они в плюсе. У меня так с Прагой было. Я тогда запланировал поехать поснимать в ноль, а заодно отдохнуть там недельку. После регистрации на сайте у меня появилась ещё одна пара, и я даже в плюсе оказался.

Ну а, например, Бельгия и Голландия получились по разным контактам. Это о том, как работают соцсети, рекомендации и сарафанное радио. Меня давно заметили подружки одной невесты, а когда представилась возможность, порекомендовали молодожёнам. Они как раз искали европейского фотографа и столкнулись с тамошними ценами и качеством работы. Наверное, из-за того, что там намного меньше спрос, соответственно, и фотографов меньше, уровень работы гораздо ниже российского. Это объективно. У нас совершенно средний фотограф в Питере или Москве снимает намного круче, чем очень хороший и дорогой фотограф в Европе. Они скучно снимают. Те фотографии, которые выдают российские фотографы, сразу выделяются на рынке, лично я быстро заметил это в Штатах. На тот момент меня там мало кто знал, я просто зарегистрировался в общем каталоге фотографов. И из него меня выбирали, исходя из моего портфолио, платили деньги и выделяли мой стиль съёмки.

На Западе на всех съёмках, с которыми я столкнулся, удивляются тому объёму работы, который мы привыкли делать. То есть, я настолько много хочу фотографировать пару, а ей нужно буквально полчаса на короткий фотосет. В полный рост, по пояс, обнялись, поцеловались, обернулись, прошлись. Всё. Полчаса на съёмку, максимум – час, и это если идти куда-то далеко. Как правило, съёмка проходит в одном месте, без разъездов. Потому что людям важно само событие, репортаж с него, а не огромное количество постановки. И они ни в коем случае не перекладывают эту ответственность на фотографа. Это прям ощущается. Никто не смотрит на тебя и не спрашивает, что делать, как построить план дня. Для этого есть координаторы. У нас рынок потихоньку идёт в эту сторону, но, конечно, очень неспеша.

– Там и люди более открыты, даже судя по твоим фотографиям.

– Так и есть, они легче на подъём. И там нет ведущих на свадьбах, для них это кич. Например, у меня знакомый ездил в Италию, где проходила русско-итальянская свадьба. И он был ведущим скорее для русских гостей, но в том числе и для итальянских. И вот для них было совершенно непонятно, почему кто-то должен говорить, что им делать и как-то их развлекать. Они сами отлично проводят время и общаются. Молодожёны ходят от одних гостей к другим, все танцуют много, и причём никому нескучно.

– Кстати, у тебя случались ситуации, когда твои фотографии не нравились клиентам?

– Были. Знакомые фотографы говорят, что это примерно один недовольный клиент из расчёта 40-50 свадеб в год. Самое интересное, это часто связано с тем, что я, к примеру, заработался, не отдал клиентам снимки вовремя, всё друг на друга наложилось, ещё и невеста беременна. Как снежный ком, в общем. Зато через год мне пишут, извиняются и говорят, какие волшебные снимки получились! Меня это, конечно, радует. Бывало, что невеста была недовольна, а жених перезванивал и говорил, что у неё просто нервный срыв, и всё им очень понравилось, они безумно довольны. Я у всех постоянно спрашиваю, как им фотографии, что они думают. Обратная связь всегда есть, это важно. Было несколько и нейтральных ответов, но конкретного негатива не было.


– Поговорим немного о твоей малой родине. Ты же недавно возвращался в Кемерово, можешь сказать, как тут дела обстоят с фотографией?

– Да, я был тут летом и проводил мастер-класс. Послушал, какие у людей настроения. Есть, конечно, некоторая неопределённость в связи с падением спроса, изменением рынка. Но всё поправимо. И тут есть примеры людей, которые делают всё правильно, продвигаются грамотно и хорошо при этом снимают. У них всё работает, всё отлично.

Но в целом я это связываю исключительно с тем, что люди не совсем представляют, как надо продвигаться фотографам. И те простые советы, которые я давал, работали буквально в течение мастер-класса. С утра человек делает ряд действий, пишет что-то, отмечает людей в инстаграме, а к вечеру к нему уже падают заказы. Это банальный SMM. Надо мелькать, надо быть в теме. Надо, чтобы люди видели, что ты фотограф, а не сидеть и ждать, когда появится работа.

– Но ведь иногда происходит такое, что работа работой, а руки будто сами опускаются. Может быть что-то случилось, нет вообще ни вдохновения, ни настроения что-то снимать. Как быть в таких ситуациях?

– Мы должны быть стабильными. За то нам и платят деньги, на то мы и профессионалы. Есть такое негласное правило в кругах свадебных организаторов, что, когда они ищут фотографов для постоянной партнёрской работы, они хотят, чтобы те были не сильно творческими. Потому что тут надо выполнять конкретные задачи, знать, как выходить из ситуаций, когда в помещении, к примеру, нет потолка и надо расставлять вспышки по залу, решать что-то со светом. И в том числе выдержать чёткий тайминг и сделать нужные снимки. Тут творчества крайне мало, как и личного отношения: скорее, полученный опыт и умение работать с людьми, умение разглядеть в человеке за кратчайшие сроки его нужные стороны, ракурсы, найти с ним контакт. Лично у меня на творчество времени нет. Ну а профессионалом нужно быть всегда, а самое важное – не мешать свою жизнь с работой. И тогда всё получится.

вчера 975