21.06.2019

Становление и развитие путеводителей как вида издания. Путеводители, как вид справочного издания. Издание путеводителей - речные круизы россии


* В расчетах используются средние данные по России

Сегодня любой турист может без труда найти для себя подходящий путеводитель по стране, в которую он решил отправиться, причём на выбор ему предлагается огромное количество изданий, каждое из которых обладает своим взглядом на туристическую прогулку покупателя, даёт свои советы и, обычно, бывает очень полезно. Есть, конечно, и плохие экземпляры, которые не имеют ценности для потребителя, но это скорее редкость, чем закономерность. Но только если речь идёт об иностранных изданиях, но не о российских. Найти хороший российский путеводитель достаточно трудно, в связи с чем много туристы пользуются английскими изданиями (вернее, отпечатанными на английском языке), потому что уровень языка позволяет, а качество составления путеводителя в разы лучше. Но любому человеку удобней получать информацию на родном языке, почему издание путеводителей может стать неплохим бизнесом для предпринимателя, который сам любит путешествовать и готов делиться своим опытом с другими людьми. Особенно с учётом того, что на этом можно неплохо заработать.

Вообще на рынке действительно много предложений, в любом соответствующем магазине можно найти огромное количество изданий, которые охватывают конкретную страну, город, регион или даже весь мир (правда, польза таких путеводителей сомнительна). Каждый автор пишет по-своему, освещает важные по его мнению аспекты пребывания в городе или стране, поэтому новичок может предложить покупателям нечто новое, рассмотреть проблему под другим углом, собрать информацию, ещё более нигде не представленную. В дополнение нужно отметить, что некоторые туристические маршруты и направления проработаны гораздо хуже, это касается не столь популярных стран и городов. К примеру, о Европе написано очень много, а вот о Южной Америке несколько меньше. Человек, который хочет купить путеводитель на русском языке, также обращает своё внимание на переводы известных изданий, но тут тоже есть несколько недостатков. Во-первых, иностранный автор не учитывает менталитет жителя другой страны, а переводчик учитывает его далеко не всегда. Во-вторых, переведённые путеводители нередко обладают устаревшей информацией, этого лишены только очень крупные издания, которые изначально ориентированы на работу по всему миру. В связи с этим, особенно учитывая недостаток качественных именно российских изданий, можно начинать свою работу. Только предварительно стоит изучить рынок, прочитать все путеводители, которые являются прямыми аналогами планируемого к выпуску продукта, понять ситуацию на рынке и выявить прямых конкурентов. Тогда будет можно выпустить такое издание, которое будет интересно немалому количеству потребителей и за которое они будут готовы платить деньги. Тем более, издание одного путеводителя не оправдывает себя зачастую, первый путеводитель обычно становится стартом новой серии, он просто привлекает внимание людей.

Для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, то есть зарегистрировать юридическое лицо, однако это необходимо только в том случае, если предприниматель планирует открыть своё издательство. В противном случае можно ограничиться оформлением в качестве индивидуального предпринимателя. В любом случае, и ИП, и ООО доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли в качестве налогов. Регистрировать юридическое лицо нужно только в том случае, если предприниматель будет самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а не сотрудничать с каким-нибудь издательством. Если же есть желание открывать своё издательство, то нужно получить лицензию СМИ, причём здесь существует огромное количество особенностей и тонкостей. В связи с этим есть смысл просто обратиться к знающему и толковому юристу или даже в юридическую контору, которая поможет в решении всех бюрократических вопросов. Наличие своего издательства, конечно, позволит заниматься многими видами деятельности, формировать дополнительные источники дохода, однако лучше всё-таки, если есть желание выпускать только путеводители, ограничиться договорённостями с уже работающими издательствами и типографиями. Так будет заметно проще. Вообще, процесс регистрации просто юридического лица долгим назвать нельзя, это можно сделать за месяц-два, величина государственной пошлины за оформление ООО – 4 тысячи рублей, стать индивидуальным предпринимателем – ещё дешевле. А вот процесс регистрации СМИ – очень долгий и относительно трудный, а учитывая, что без него можно обойтись, стоит задуматься об альтернативных форматах своей работы.

Самый очевидный и самый сложный – открытие своего издательства, иногда располагающего даже своей типографией. Это подходит тем, кто собирается заниматься действительно масштабным сложным бизнесом, ориентируется на большие объёмы продаж. Однако для издания небольшого тиража первого путеводителя это не всегда целесообразно. Итак, написав первый, в большей степени пробный, текст, можно обращаться в какое-либо издательство, которое работает на относительно большой территории. Нужно понимать, что редкое издательство заинтересуется выпускать путеводитель неизвестного автора за свой счёт, сотрудничество с издательством здесь нужно самому автору, который благодаря работе с издательством, сможет просто выпустить свой путеводитель и распространить его на определённой территории. Здесь не будем вдаваться в подробности, как именно нужно писать путеводители, каждый автор пишет их на основании своих собственных убеждений, главное, чтобы путеводитель был полезен и действительно интересен конечному потребителю. Стоимость издания может сильно меняться в зависимости от политики издательства, конечно, в идеальном случае можно заинтересовать руководство компании, которая сделает скидку или даже выпустит его бесплатно с расчётом получить средства в виде процента с продаж, но чаще всего автор оставляет за собой все права и просто платит за издание. Также путеводитель почти всегда должен быть красочным и интересным, выпущенным на хорошей бумаге и даже содержащим качественные фотографии. Предполагается, что они есть у самого предпринимателя, также он в состоянии сделать хотя бы простые иллюстрации. Всё это существенно увеличивает цену одного экземпляра, и нет смысла оплачивать малый тираж, ведь чем он больше, тем меньше цена путеводителя для автора.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Теперь чуть более подробно рассмотрим стоимость одного путеводителя в издательстве. К примеру, возьмём тираж в 1 тысячу экземпляров. Путеводитель из двухсот страниц, половина из которых предполагает цветную печать, на мелованной бумаге с мягким переплётом обойдётся предпринимателю в сумму чуть больше 400 рублей, то есть столько будет для него себестоимость одного путеводителя. То есть 400 тысяч рублей – это стоимость издания всего тиража. Если заменить мелованную бумагу на обычную, то цена одного экземпляра снизится уже до 300 рублей. Также после выпуска книжного издания его нужно зарегистрировать, сегодня применяется кодировка ISBN или ISSN, простыми словами – книге присваивается уникальный номер, по которому она заносится в архивы и библиотеке, ею становится можно торговать оптом и в розницу, без такого номера редкий магазин согласится принять на продажу книгу вообще (не только путеводитель). Номера, к слову, присваиваются и журналам, и прочим печатным изданиям. Помочь в такой регистрации может и само издательство, причём стоит такая услуга недорого, около 2 тысяч рублей. Учитывая, что в издательстве работают опытные люди, можно рассчитывать на то, что сделают они всё это очень быстро.

Итак, когда тираж готов, можно начать находить потенциальных покупателей, то есть проводить переговоры с оптовиками и розничными торговцами, обычно такой продукт берут хотя бы на пробу, потому что спрос на путеводители действительно есть, а если ещё и предприниматель занимается продвижением своего путеводителя в интернете, то задача значительно упрощается. Простой пример – предприниматель ведёт блог, в котором рассказывать о своих путешествиях, у него есть определённое число подписчиков, и значительный процент их, узнав об издании полноценного путеводителя, почти наверняка себе его приобретёт. Можно создать свой собственный сайт (это ещё около 100 тысяч рублей), свои страницы в социальных сетях, то есть, зарабатывая имя, можно рассчитывать на то, что к моменту издания это будет не просто путеводитель от неизвестно кого, а полноценное руководство от заслужившего репутацию путешественника. И, конечно, тогда магазины будут с бо́льшим интересом относиться к сотрудничеству с предпринимателем. Но в любом случае процесс продажи своего путеводителя может стать очень сложным и долгим, особенно на первых этапах ведения бизнеса. Конечно, если запустить успешную серию, то последующие выпуски будут активно покупаться, но вначале всего бывает трудно. Также, наценка на бумажные издания обычно бывает очень большой, особенно если выглядит путеводитель эффектно – красочный, с хорошей обложкой. Но даже если предприниматель получит всего по 500 рублей с каждой книги (к слову, нормальные путеводители продаются по цене от 700 рублей и могут стоить даже 2 тысячи), то его прибыль составит 100 тысяч рублей. Но на начальном этапе не так важны деньги, как зарабатывание репутации.

Теперь чуть более подробно остановимся на варианте открытия собственного издательства. Итак, после регистрации СМИ можно приступать к поиску помещения. На первых этапах нужно располагать территорией, достаточно просто для работы своего штата сотрудников. В общем-то некоторые из них могут работать удалённо, а определённую часть бизнес-процессов и вовсе можно передать на аутсорсинг. Помещение может быть и на окраине города, главное, чтобы туда было удобно добираться сотрудникам, вообще в центре нет смысла открывать своё представительство, ведь стоимость аренды там значительно выше. Для работы исключительно издательства потребуется приобрести только соответствующую офисную технику и мебель, тут нужно исходить из расчёта, что одному человеку нужно рабочее место, стоимость которого в среднем составляет 30-40 тысяч рублей. Это всего лишь компьютер, стол, периферийная техника. Теперь нужно понять, кто именно потребуется предпринимателю. Так как он является автором, то он же и будет де-юре главным редактором, то есть нанимать отдельного человека на эту должность не потребуется. Нужен корректор, эта должность также включает в себя обязанности по поиску информации и её обработке; по сути, конечно, это не работа корректора, но в малом издательстве нет смысла нанимать дополнительного человека. Также, как и нет смысла нанимать отдельно фотографа, дизайнера и художника, этим может заняться иллюстратор, только следует искать человека, который делает всё качественно, и если таких кадров нет, то предприниматель должен сам выполнять некоторые работы. Дополнительно может потребоваться человек, который содержит сайт и вообще занимается техническим обслуживанием редакции, но обычно это требуется уже потом, когда издательство стало крупным и работает над многими проектами. Для малого предприятия он не нужен. То есть, в целом, можно найти команду единомышленников, чтобы вместе делать интересное всем дело, а если никто из друзей и знакомых не разделяет энтузиазм предпринимателя, то можно просто нанять 2-3 людей.

Заработная плата каждого из них составляет примерно 30 тысяч рублей в месяц, хотя можно договориться о том, чтобы они получали процент от суммы выручки. Ведь выдавать заработную плату и держать штат сотрудников есть смысл только, если путеводители продаются каждый месяц, печатаются новые партии и выходят продолжения в серии. Для разового выпуска нанимать редакцию смысла нет. И тем более нет смысла оборудовать типографию, это вообще удел только крупных издательств. Хотя с помощью типографского оборудования можно получать дополнительный доход – выступая как центр печати. Если же предприниматель решил для своего маленького издательства оборудовать типографию, то ему следует обратить внимание на малогабаритное, просто не слишком производительное, но при этом относительно дешёвое оборудование.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Простую полупрофессиональную типографию, которая не рассчитана на большие тиражи и вообще не подходит для действительно серьёзной редакции можно купить за 200-300 тысяч рублей (имеется в виду только оборудование), при этом для её обслуживания почти наверняка придётся нанимать дополнительных людей. Вообще открытие маленькой типографии предполагает не слишком большие расходы, однако чаще всего целесообразней всё-таки, если и открывать редакцию, то распечатывать продукцию в сторонней организации – так будет выходить гораздо дешевле. При этом открытие профессиональной типографии обойдётся в несколько миллионов рублей, здесь будет уже оборудование для полноформатной печати, машины с высокой производительностью и прочие достижения прогресса. Рассматривать такой вариант стоит только как направление своего развития, но никак не старт.

Таким образом, предпринимателю доступно несколько форматов работы. Пожалуй, оптимально начинать без открытия своего предприятия, ведь это можно сделать впоследствии, для начала достаточно попробовать себя в этом направлении, ведь если продать путеводитель не удастся, то риски ограничатся стоимостью печати только одного тиража. Вообще издание одного путеводителя – это выход на возможность зарабатывать этим. Предприниматель может совмещать свой досуг с работой – путешествуя по разным странам, собирать всю необходимую информацию и готовить уже на месте пребывания материал для нового путеводителя. Если к серии будет вызван интерес, если появятся те, кто предпочитает путеводители предпринимателя другим, то можно уже выпускать всё новые и новые издания, совершенствовать старые, а также готовить несколько другие книги – к примеру, просто информацию о культуре той или иной страны, об её истории. То есть, получив репутацию, можно использовать её себе во благо.

Подводя итог, можно сказать, что вложения в такой бизнес могут быть очень небольшими, огромную прибыль в первое время ждать тоже не стоит, но открывающиеся перспективы позволяют относить этот бизнес к очень интересным и выгодным. В особенности, для заядлых путешественников.

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

42 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 14356 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

История появления путеводителя как жанра восходит к античным, так называем, дорожникам. Но создавались не только такие произведения. Были и описания известных открытий, и заметки торговцев, и литературно-художественные произведения, которые строились по принципу путеводителя. Путеводитель, прежде всего, связан с перемещениями, путешествиями людей.

Путешествия были неотъемлемой частью древних народов. Для многих племен это было образом жизни. Белунджи, номады, цыгане постоянно перемещались с одного места на другое. Причины этому были самые разные. Так, белунджи перемещались из Афганистана в Пакистан и обратно из-за изменения погодных условий и состоянию пастбищ для скота. Особым поводом для путешествий были войны. Армии годами могли перемещаться по различным территориям с целью из захвата.

Еще одним видом путешественников можно назвать торговцев и паломников, которые по ходу своего путешествия делали различные записи. Они носили автобиографический характер, но также в них были описания быта разных народов, какие-то интересные места, схема перемещения. Уже в V веке до н.э. Геродот описал все известные путешествия и открытия. А в 320 году до н.э. географ и исследователь Пифией совершил путешествие вкруг Европы. Им же был составлен уникальный труд "Об океане", где было множество описаний географических открытий. Безусловно, это произведение было одним из предшественников путеводителя.

Одна из первых книг, построенная по принципу путеводителя, "Описание Эллады" древнегреческого историка Павсания. Здесь он подробно описывает области и города Древней Греции, делая особый акцент на достопримечательностях. В его книге точно и очень емко составлены описания всех памятников когда-то великой страны.

Одним из предшественников путеводителя можно назвать и "Одиссею" Гомера. Хотя, это и литературный памятник, но там есть описание не только приключений Одиссея, но всех тех мест, где он побывал. В более позднее время на тему путешествия было составлено множество художественных произведений, и часть из них описывала реальные места, памятники и города. Однако такие произведения нельзя отнести к путеводителям. Хотя действие и происходит в реально существующих городах, эти тексты не несут в себе практическую информацию. И путешествие является лишь фоном для развития основного события.

В Древнем Риме также создавались своеобразные путеводители. Назывались они дорожниками. Они представляли собой дорожные карты с описанием дорог и расстоянием между пунктами.

Еще одним фактором создания текстов, подобных путеводителю, стало паломничество. В Средние века составлять схему своего пути, описывать посещенные места, рассказывать об основных святынях и как до них добраться было достаточно распространенным явлением. Древнейшим подобным путеводителем, дошедшим до нас, является "Бордосский путник" Бордосский путник 333 г. / Предисл. В. Н. Хитрово.: / - М.: Книга по Требованию, 2011. - 61 с.. Этот труд был составлен неизвестным автором в 333 году, описывающий его путь по Святой Земле.

На Руси в Средние века были популярны "хожения". Это своеобразный жанр путевых записок. В них путешественник описывал свои впечатления от тех земель, которые посетил. В начале своего появления "хожения" носили религиозный характер, но со временем этот оттенок был утрачен.

С середины XVI века начинают активно публиковаться описания реальных путешествий, что способствовало появлению произведений художественной литературы. Например, плавание Васко да Гамы в Индию легло в основу сюжета поэмы Л. Камоэнса "Лузиады", а тема путешествий и географических открытий является основой произведения Ф. Рабле.

Путеводители для светских путешественников начали появляться в XVII веке, а особое распространение получили в XVIII-XIX веках. Это явление, прежде всего, связано с распространением массового туризма. "Массовость - всегда понятие относительное, но с упрощением коммуникаций (железные дороги, пароходы) число людей, передвигающихся с рекреационно-познавательными целями, постоянно росло. Соответственно, зародился и коммерческий спрос на универсальный справочник, который заменил собой множество книг - исторических и путевых очерков и прочих сочинений, ранее читавшихся образованными путешественниками при подготовке к поездке" Киселева, Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) / Л. Киселева // Путеводитель как семиотический объект: cборник статей / Тартуский государственный университет. - Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2008. - С. 15-41..

Вторым фактором в потребности путеводителей можно назвать развитие курортов, которые нуждались в рекламе.

В XVIII столетии складывается такой жанр в литературе, как просветительский роман-путешествие. Жанровой основой таким романам послужили путевые записки. Сюда можно отнести такие произведения, как "Робинзон Крузо" Д. Дефо, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и др. В этот же период литература путешествий становится составной частью журнального процесса. Так, например, Оливер Голдсмит с января 1760 года начинает публиковать в журнале "Public Ledger" свои "китайские письма", которые являются подражанием "Персидских писем" Шарля Монтескье. В основе этих писем лежит жанр вымышленных путешествий. В 1762 году наблюдения Оливера Голдсмита воплотились в книгу под названием "Гражданин мира" ("А Citizen of the World"), а ее автор сразу оказался в ряду самых заметных журнальных авторов XVIII века.

Особый вклад в развитие путеводителей внес К. Бедекер. В 1827 году он основал издательство, которое специализировалось на выпуске путеводителей. Оно получило признание, и продукция Бедекера пользовалась популярностью. Первым в 1829 году вышел путеводитель по городу Кобленц. "Новый тип справочника преподносил богатую информацию в доступной форме, одновременно снабжая путешественника всеми нужными практическими советами" Там же..

Однако издательство Бедекера было не единственным, которое специализировалось на путеводителях. В Англии Джон Мюррей также выпускал подобные издания-справочники. И эти две конкурирующие фирмы создали образ того путеводителя, который в последствии стал называться "бедекером".

В России серийные путеводители возникают только в 1880-е годы. До этого уже вышел первый справочник Мюррея (1860-е годы.) и первый бедекер (1883), посвященные России. Выпуски "Путеводителя по России" под ред. Р.С. Попова вышли в свет в 1886-1888 годы. По замыслу эти издания должны были охватить всю Империю, однако, этого не произошло. А уже выпущенные части переизданы не были. Ранее выходили лишь отдельные издания больше похожие на художественные произведения. Особенно популярна была книга В.П. Бурнашева "Прогулка с детьми по России". Первое издание этого произведения вышло в свет в 1837 году. Написано оно в стиле имитации поездки. Однако в 1830-е годы жанровый канон еще не был выработан. В этот период прием мифологизации был достаточно популярен и активно использовался в подобных текстах. А применялось это для идеализации той территории или объекта, о которых идет речь. Поэтому границы между путеводителем и литературным произведением были весьма зыбкими.

В России этап становления путеводителей как книжных, так и журнальных изданий пришелся на 50-е годы XIX столетия. В это время создавались в основном специализированные путеводители. Например, путеводители по Крыму, Нарве. Путешествия в 50-х - 80- х годах XIX века были привилегией богатых слоев общества, поэтому туризм в то время был дорогостоящим удовольствием. В указанный период для составителей путеводителей главной задачей было сообщить о крае, области, какой-то территории. Автор предлагал познакомиться с основными достопримечательностями описываемой местности. Эти работы строились на уже ранее опубликованных путеводителях или изданиям, построенным по принципу путеводителя.

Со временем появляются путеводители более частного характера. Во второй половине 80-х годов XIX века стали появляться издания, посвященные отдельным курортам. Особую популярность приобретал Крым. В этот период стали появляться издания по Алупке, Евпатории, Ялте. "Авторы этих книг преследовали несколько целей: 1) доказать преимущества историко-культурного наследия и курортов Крыма перед зарубежными, привлечь публику именно сюда; 2) максимально облегчить приезжему пребывание на курорте (заранее сообщить о ценах и пансионатах, указать адреса лечебниц, порекомендовать экскурсионные маршруты)" Молочко, Е.В. Путеводители второй половины XIX - начала XX века как форма популяризации памятников истории и культуры Крыма [Электронный ресурс] / Е. В. Молочко // Ученые записки ТНУ им. В. И. Вернадского: спецвыпуск "История Украины". Т. 23 (62). 2010. № 1, С. 133-139. .

К середине XIX века журнал путешествий становится самостоятельным типом издания. А жанры очерка-путешествия или репортажа-путешествия становятся одними из наиболее востребованных в мировой периодике второй половины девятнадцатого века.

В 1886 году выходит в свет уже упомянутый первый русский путеводитель по России под редакцией Р.С. Попова. "Издание являет собой яркий пример компиляции (вообще свойственной путеводителям), причем разные части (видимо, писавшиеся разными авторами) не всегда приведены в соответствие друг другу. Редактура проведена некачественно, встречаются опечатки, небрежности, показывающие не очень внимательное отношение к изданию" Киселева, Л. Указ. соч. С. 15-41..

В начале XX века путеводители в России приобретают особые закономерные черты. Эти издания содержали сведения, которые были необходимы и полезны для туристов. Они помогали не просто расширить кругозор, а были гидом во время путешествия. Особой популярностью пользовались издания Г.Г. Москвича.

Москвич был одним из первых организаторов туристического бизнеса в России. Благодаря ему были организованы туристические поездки на теплоходах, поездах, автомобилях, верховых лошадях, а также пешие походы. Но помимо этого он еще и издавал справочники-путеводители: по Кавказу, Волге, Санкт-Петербургу, Одессе, Финляндии, Черноморскому побережью, Варшаве, Кавказским минеральным водам, знакомящие будущих путешественников с неизведанными еще местами.

В 1888 году Москвич издает "Путеводитель по Крыму". "В то время путеводители по России были редкостью и, работая с любовью 25 лет, создал единственное в России издательство путеводителей…" - пишет он в предисловии к изданию.

Профессор А.А. Непомнящий отмечает в своих работах, что Г.Г. Москвич первым в России поставил издание путеводителей на профессиональную основу. Его путеводители составлялись коллективом авторов, а редактировал материал сам Москвич. Ведь он сам был заядлым путешественником и краеведом.

Описания путешествий всегда были и будут интересны. Но если в древние времена - это было некой традицией, вести путевые заметки, то в XVIII веке - это приобретает развлекательный характер. Между тем стоит упомянуть о литературных произведениях, обладающих чертами травелога. Этот жанр и в современной действительности, является востребованным. Меняются лишь способы и средства подачи материала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оценка соответствия справочного аппарата периодических изданий теоретическим требованиям. Определение аппарата издания. Определение по количеству баллов, какие журналы отвечают стандартам периодических изданий по оформлению, качеству справочного аппарата.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2010

    Творческий путь короля фельетона Власа Дорошевича. Первые публикации, сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи. "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста. Ценность Дорошевича для российской журналистики.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Понятие и типы периодической печати. Медицинская периодика как часть научной периодической печати. История медицинской периодики Императорской России. Становление периодических изданий в России на примере медицинских, определение их типа и вида.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2016

    Понятие детского периодического издания. Возрастные и психологические особенности современной детской аудитории. Особенности электронных периодических изданий. Система российской прессы. Анализ детских электронных периодических изданий в Интернете.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Понятие "справочный аппарат" в различных видах изданий. Оформление каждого книжного издания в соответствии с существующими стандартами. Оценка редактором логических качеств текста рукописи, контроль за соблюдением основных законов логического мышления.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

    Редакторская подготовка периодических изданий, их видо-типологическая характеристика. Основные правила и требования к содержанию и оформлению статей. Единый Отраслевой Классификатор печатных СМИ. Анализ журнала "Афиша". Жанры, язык и стиль издания.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Газетно-журнальные объединения. Система периодической печати конца XIX в. Духовно-религиозные и деловые издания. История написания и публикации "Острова Сахалина" А.П. Чехова. Характеристика газетно-журнального концерна И.Д. Сытина.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2006

    История издания печатной Библии на церковнославянском языке. Особенности оформления Остромирова и Пересопницкого Евангелий. Анализ текста Острожской Библии. Публикации старопечатных книг. Переводы Святого письма Морачевским, Шашкевичем и Нечуй-Левицким.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2012

План

стр.

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Понятие справочного издания ………………………………………………….. 4

2. Понятие путеводителя, его целевое и читательское назначение…………….. .6

3.Структурная организация основного текста путеводителя……………………..7

4.Аппарат путеводителей

4.1. Научно-вспомогательный……………………………………………………...11

4.2. Справочно-поисковый…………………………………………………………13

4.3. Библиографический…..……………………………………………………….14

5. Полиграфическое и художественное оформление путеводителей…………...16

Заключение………………………………………………………………………….19

Введение

В последнее время необычайно возрос интерес к истории Москвы. На волне ажиотажа вокруг празднования 850-летия города, было издано большое количество книг, посвященных истории, топонимике, архитектуре и общественной жизни столицы. Большую часть их составили путеводители. В данной курсовой работе мы попробуем проследить развитие этого типа справочных изданий. Выявим основные признаки, определяющие типовые содержательные особенности и внешние качества путеводителей: социально-функциональное и читательское назначение, материальную конструкцию, знаковую природу основного материала и его структурную организацию, проанализируем аппарат изданий. Для этого рассмотрим путеводители, начиная с первого московского путеводителя 1782 года, и кончая современными. Для анализа нами будут выбраны 12 книг, они указаны в библиографическом списке. Принципы отбора их – хронологический (первый путеводитель по Москве и последующие за ним подобные издания), и среди современных путеводителей – наиболее, на наш взгляд, интересные и полные. Методы анализа в нашей работе будут выбраны историко-книговедческий и типологический.

1. ГОСТ 7.60- 90 определяют справочные издания как «издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения» . В предоставлении материала в форме удобной для быстрого получения справок самого разного рода А.Э.Мильчин, а следом за ним и составители энциклопедии «Книга» , видят главное социально-функциональное назначение справочных изданий . В целом они обладают рядом специфических черт, обусловленных их аккумулирующей функцией - при подготовке справочных изданий выявляется и суммируется значительное число фактических данных, накопленных в литературе и апробированных наукой и практикой, а также характером их использования – многократность обращения к изданию за единичными справками, практика коллективного пользования ими.

Главная задача справочного издания – дать необходимые или интересующие читателя сведения в максимально сжатом изложении. Однако принципы подбора сведений и размещения их в конкретном издании зависят от его целевого и читательского назначения.

Научность – важный признак любого справочного издания. Получая в руки справочное издание, читатель должен быть уверен в достоверности и актуальности приведенных в нем сведений. Здесь же очень важна нормативность. Зафиксированная в справочном издании информация должна быть выверена и апробирована с тем, чтобы ее можно было использовать в научной и производственной деятельности.

Справочные издания различают по степени полноты сведений, которая зависит от конкретного целевого назначения и читательского адреса издания. Уровень разработки вопросов в каждом справочном издании должен быть одинаковым: недопустимо такое положение, когда один вопрос разбирается глубоко, а другой поверхностно, в общих чертах.

Задачи справочного издания диктуют особенные требования к его тексту. Для него характерны лаконичность и схематизм изложения, насыщенность специальными терминами, упрощенный синтаксис, большое число условных сокращений, свертывание информации при помощи таблиц и формул.

Основными структурным элементом справочного издания является «справочная статья». Оно отличается смысловой и композиционной самостоятельностью и представляет собой предельно краткий и исчерпывающий ответ на какой-либо вопрос, поданный в форме готовых решений. Особенность строения справочной статьи заключается в том, что опорными элементами в ее тексте становятся фактические данные. Доказательства и рассуждения (комментарии), составляющие логическую канву текста в монографии, учебнике и т.п., здесь, как правило, отсутствует или выполняют подсобную, разъяснительную задачу, делая приводимые сведения более удобными для восприятия и применения.

Справочные статьи собираются в определенном порядке. Структура справочного издания такова, что читатель получает возможность быстро найти нужную ему справку. В словарях и энциклопедиях основные структурные элементы располагаются по преимуществу в алфавитном порядке. В справочниках, как правило, используется какая-либо логическая система. В ее основу может быть положен тематический, хронологический, топографический и иной принцип. Главная задача - представить данные в форме, наиболее удобной для их быстрого восприятия и использования.

Необходимый компонент любого справочного издания – его аппарат. Каждый его элемент: оглавление, предисловие, перечень условных обозначений и сокращений, библиографический список, указатели, - своими средствами улучшает поисковую систему издания, совершенствует его содержание и структуру.

Следует отметить особую значимость для справочных изданий переплетных материалов и т.д., выбор которых подчинен задаче улучшения справочных свойств издания. Так, выбирая формат, учитывают характер использования справочного издания. В энциклопедиях и научных справочниках, которыми, как правило, пользуются в библиотеках, домашних условиях и т.п., применяют большие форматы. Словари и производственные справочники могут быть самых разнообразных форматов (от больших, настольных до карманных). Изданиям с длительным сроком службы (энциклопедии, словари) необходимы особо прочные переплеты с применением современных материалов. Издания, не рассчитанные на длительное использование (путеводители, каталоги), могут выпускаться в обложке.

Иллюстрации в справочнике несут равную с текстом информационную нагрузку. Правильно подобранные иллюстрации позволяют существенно сократить справочную статью – один рисунок может заменить страницы описательного текста. В справочных изданиях используются разнообразные иллюстрации: схемы, фотографии, рисунки и т.п., подчиненные общему требованию: иллюстрация должна быть «функциональной», нести определенную смысловую нагрузку.

Удачное художественно-техническое оформление значительно улучшает поисковый аппарат. Для быстрой ориентации в справочных изданиях очень удобны графические и композиционные выделения текста. С их помощью текст членится на смысловые и структурные единицы, которые при просмотре страницы «выхватываются» глазом. Активизируют поиск сведений в справочном издании внетекстовые средства поиска и ориентации: различные высечки или «марашки» в срезе книги, выделение разделов с помощью бумаги различного цвета, оптические сигналы (например, маленькие заставки на полях).

Важное значение имеет качество бумаги, на которой напечатано справочное издание. Тонкая прочная бумага позволяет вместить большое количество информации в издание меньшего печатного объема. Такие издания легче хранить. Ими удобнее пользоваться. Высокое качество бумаги удлиняет срок службы книги, а это один из самых надежных путей насыщения книжного рынка справочными изданиями

Традиционно среди справочных изданий выделяют три подвида: энциклопедии, словари, справочники.

2. К справочным книгам, посвященным Москве, относятся прежде всего путеводители, а также адрес-календари (или адрес-справочники, адрес-указатели, книги адресов, табели домов, городов и т.п.), энциклопедии, библиографические указатели. Путеводитель – это тип справочника- справочного издания, носящего прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенного по алфавиту заглавий статей . В нем содержатся сведения о каком-либо географическом пункте, стране или культурно-просветительском учреждении (мероприятии), расположенные в удобном для следования или осмотра порядке . Эта дефиниция дополняется и уточняется в энциклопедии «Книга» : «путеводитель - краткое справочное издание с описанием географических, историко-художественных и других сведений о стране, городе, местных достопримечательностях, путях сообщения и т.п., предназначенное, главным образом, туристам». Это справочное издание познавательного характера, предназначенное, как правило, для широких кругов читателей. Он необходим туристу, впервые приезжающему в Москву, москвичу, досконально изучающему свой город, специалисту, интересующемуся определенной темой.

По целевому назначению его можно определить, на наш взгляд, как издание популярное.

Для путеводителя характерен сокращенный объем информации, значительная адаптация, популярное изложение, наличие иллюстраций. В путеводителях используются непринужденные формы речи, элементы занимательности, поскольку эти издания выполняют не только информативную, но и рекламную (побудительную) функцию.

Наиболее существенные признаки, позволяющие определить путеводитель как тип справочного издания, на наш взгляд следующие: организация материала в путеводителе в форме удобной для быстрого получения справок, он рассчитан в основном на выборочное чтение (это является главным социально-функциональным назначением справочного издания); полнота фактического материала, его достоверность и актуальность.

Так как путеводитель является справочником, то порядок расположения материала в нем определяется не словником, а системой представления знания, принятой в науке или практической деятельности.

История московского путеводителя насчитывает более двух веков. С течением времени менялись их содержание, форма, полиграфическое исполнение. Но, несомненно, можно выделить и общие типологические особенности, присущие путеводителям разных эпох и обусловленные целевым и читательским назначением этого типа справочных изданий.

3. Вся структура организации материала в путеводителе, оформление его должны создавать наиболее благоприятные условия для выборочного чтения Путеводители должны быть компактны, ведь они сопровождают читателя в путешествии. Гарнитура шрифтов – предельно убористой и в то же время легко читаемой. Принцип расположения материала – наиболее удобным.

Попробуем проследить развитие данного типа справочных изданий, проанализировав путеводители разных лет, начиная с точки зрения структурной организации материала, их оформления и ряда других особенностей.

В путеводителях материал располагается в систематическом или алфавитном (формальном) порядке. Так, В.Г. Рубан, автор первого путеводителя «Описание императорского столичного города Москвы…» (Спб, 1782), в основу положил систему административного деления города на 14 полицейских частей. Каждый раздел, соответствующий номеру части, предваряли краткие топографические сведения о ее границах. Например: «Первая часть в Кремле, Китай –городе и Белом-городе, начав от реки Неглинной направо до самой Москвы-реки». Далее идет перечисление городских ворот, каменных и деревянных мостов, больших улиц и переулков, каменных и присутственных мест с указанием их местонахождения. Были и статистические разделы: «Роспись главным и малым заставам, которые около Москвы находятся вместо ворот по последнему Камер-коллежскому валу, с показанием, какие к оным пришли дороги и из каких мест по тем дорогам в Москву приезжают» и т.д.

Автор «Путеводителя к древностям и достопримечательностям московским…», изданного 1792-93 гг. в Москве в типографии В.Окорокова, Лев Максимович расположил материал в соответствии с исторически сложившейся планировкой Москвы: Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город. Соответствующие названия получили и четыре части книги.

Следуя Максимовичу, автор третьего путеводителя – «Историческое и географическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных его планов…» (М.: Тип. С. Селивановского, 1796), изданного «иждивением Т. Полежаева». Воспроизводил исторически сложившееся деление Москвы на четыре части. Путеводитель содержал и статистические разделы «Ведомость. Сколько состоит в двадцати частях здешнего города Москвы церквей и прочего», «О соборах. Когда и кем построены», « О монастырях мужских», «Монастыри женские», «Гульбища.

Надо сказать, что структура, предложенная Л. Максимовичем, положена в основу большинства современных путеводителей. Возьмем, например путеводитель Э.Я. Двинского «Кольца и радиусы Москвы» (М., 1986). В нем выделены разделы: «По Кремлю». «Красная площадь», «Замоскворечье - заповедная зона» и др. (в соответствии с радиально-кольцевой схемой, которая лежит в основе планировки Москвы).

Реже встречается алфавитное расположение материала, как в кратком путеводителе Э.Я. Двинскогго «Москва от А до Я» (М., 1976).

Текст путеводителя должен члениться по разделам и объектам внутри разделов. Это обеспечивает возможность прерывистого чтения: просматривая заинтересовавший нас объект, мы отрываемся от текста путеводителя, а членение текста на структурные составляющие позволяет легко найти то место, на котором мы прервались. Чтение направляет внимание путешествующего.

Структурное членение текста путеводителяосуществляется чаще всего внутритекстовыми выделениями, которые улучшают ориентацию в тексте, ускоряют его восприятие. В путеводителях предпочтение отдается абзацному членению. Широко используются жирный шрифт, обеспечивающий наиболее сильный контраст на фоне «светлого» текстового массива важной фактической информации (например, названий архитектурных, исторических достопримечательностей города), а также курсив. Курсивы широко применялись в книгах конца XVIII – начала XIX веков для внутритекстовых выделений, колонтитулов, заголовков. Они оживляют и украшают текст. Курсивом в книгах того периода набирались собственные имена, цитаты, подзаголовки и т.д. Внутритектовые выделения делались также разрядкой или капителью (прописные буквы в размер строчных). В «Альманахе на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы…» (1825) можно увидеть и абзацное членение текста, и широкое применение курсивов для выделения названия соборов, монастырей, дворцов, гульбищ, гуляний, фамилий, «должностных и прочих штатных особ» Москвы. В уже упомянутом путеводителе Э.Я. Двинского «Кольца и радиусы Москвы» названия достопримечательностей города (например, на улице Чехова – «церковь Рождества в Путинках», «театр им. Ленинского комсомола) выделены жирным шрифтом.

К средствам, способствующим ориентации в тексте и оперативному поиску справки, относятся колонэлементы, словесные, номерные и литературные рубрики. Это текстовые средства, несущие словесную или цифровую информацию и ориентированные на прочтение. Во всех путеводителях на каждой странице обязательна колонцифра, задача которой обеспечить возможность ссылки на данную страницу и помочь запомнить место размещения тех или иных сведений.

Предисловие к путеводителю в книгах XVIII- XIX вв. имеет отдельную (римскую_ пагинацию, оно ощущается как некая вставка. Римскую пагинацию могут иметь и отдельные части справочного аппарата путеводителя (например, в путеводителе «Москва и окрестности» Платонова, напечатанной в Москве в скоропечатне А.А. Левенсона в 1896 году., римскую пагинацию имеют оглавление и «Маршруты прямых сообщений от Москвы»).

Встречаются в путеводителях и колонтитулы. Например, в вышеназванном путеводителе Платонова на свободное от текста поле вынесены названия глав. Тот же прием используется и в книге Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей» (1985). Колонэлементы хорошо воспринимаются при быстром перелистывании книги, помогают оперативному извлечению их текста нужной информации

Способствует выполнению целевой и читательской функций путеводителя рубрикация – система рубрик, в которой словесными или композиционно-графическими средствами выявлена внешняя связь и соподчиненность подразделений текста. Рубрики путеводителя должны быть выразительными, высоко информативны, едиными по оформлению во всей книге как системе.

Чаще всего в путеводителях встречаются тематические рубрики (слово или словосочетание, характеризующее содержание раздела). Например, в «Альманахе на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы…» такие рубрики: «Историческая картина Москвы; Соборы; Монастыри; Дворцы; Гульбища; Должностные и прочие знатные особы; Бани; Книжные лавки; русские, французские, немецкие и другие. Как видим, в данном случае (а это вполне типично) кроме рубрик широко распространенных в путеводителях и более дробные подрубрики.

Встречается в путеводителях и тематическая рубрика с абстрактным перечнем основных этапов маршрута путешествия по городу, которому посвящен раздел. Путеводитель Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей» имеет рубрики с абреже:

«Ожерелье площадей.

Маршрут: пл. Ногина – Старая пл. – Новая пл. – пл. Дзержинского – просп. Маркса – ул. Неглинная – ул. Кузнецкий мост – ул. Петровка» и т.д.

Рубрика с абреже используется в путеводителях в тех случаях, когда надо выделить отдельные части текста, сконцентрировать на них внимание читателя. Рубрики могут быть также литерными и номерными.

4.1. К научно-вспомагательному аппарату издания относятся сопровождающие основной текст эпиграфы, посвящения, предисловия, послесловия, примечания и прочие элементы. Посвящения и эпиграфы особенно характерны для путеводителей конца XVIII-XIX вв. Посвящением обычно занят следующий за титульным лист. В дореволюционных изданиях посвящение содержит перечисление чинов и титулов знатной особы. Ведь очень часто издание появлялось лишь благодаря поддержке вельможи или царя и было рассчитано на его покровительство. А внизу, чаще мелким шрифтом, со сдвигом к правому краю страницы, посвятитель свидетельствовал свои почтение и преданность. Вадим Пасек посвящает «Московскую справочную книжку (1842) «Его превосходительству Ивану Григорьевичу Сенявину. Московскому Гражданскому Губернатору, Двора Его Императорского Величества Камергеру, Действительному Статскому Советнику. Разных орденов Кавалеру, Почетному члену Императорского общества Истории и Древностей российских…» А в путеводителе Платонова «Москва и окрестности» на обороте титульного листа помещено любопытное стихотворение посвященное «путешественнику»:

Кто путешествовать задумал,

Стараться должен не спешить,

Со встречным с разбором знаться,

Выслушивать, что будут говорить,

Не брать вещей и денег много,

Вставать лишь только на рассвет,

А главное – беречь здоровье

И отрешаться от забот.

В современных путеводителях посвящения не встречаются.

Эпиграфы даются или ко всему тексту путеводителя, или к отдельным разделам. Обычно в качестве эпиграфов используются стихотворные строки, посвященные Москве. Эпиграфом к путеводителю «Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса» (1841), например, «служат строки из стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»: «Город чудный, город древний…»Нередко эпиграфы набирались курсивом. Эпиграфы можно встретить и в современных путеводителях.

Предисловие к этому тексту путеводителя написанное, как правило, самим автором, определяет вид издания, разъясняет его цель и читательское назначение, дает общую характеристику и оценку особенностей издания, его структуры и т.д. Вот, к примеру, предисловие к «Московской справочной книжке» В. Пасека: «Москва еще не имела книги, которая заключала бы в себе историческое ее обозрение, с указанием на древние памятники, книгу адресов не только по столице, но и по всей губернии. Московская справочная книжка составляет первый опыт подробного издания. Я желал сделать эту книгу собственно указателем на предметы, необходимые для жителей губернии и для приезжающих: с этой целью я старался стеснить предметы описаний, сколько допускала ясность изложения и важность предмета, с этой же целью выбран сжаты формат книжки, чтобы она была ручною. Карманною и служила для справок». В первой половине XIXвека, а иногда и в более позднее время предисловие набирают шрифтом более крупным, чем основной текст, или курсивом.

Послесловие к тексту путеводителя ставит своей целью что-то объяснить читателю, но только после того, как он ознакомиться с основным текстом. Иногда послесловие содержит практические рекомендации автора читателю. Например, автор путеводителя «Москва: диалог путеводителей» Ю.Н. Александров обращается в послесловии к читателю: « С такими словами автор стремился рассказать о лучшем, что хранит многовековое архитектурно-художественное наследие города и о современных сооружениях, обогативших его облик…Автору хотелось бы, чтобы эта книга сопровождала Вас в путешествии по Москве, помогала лучше узнать и полюбить ее».

4.2. Для того чтобы основной текст с наибольшей эффективностью раскрывался перед читателем, справочные издания, в том числе путеводители, всегда оснащаются вспомогательными и дополнительными текстами – оглавлениями и указателями (справочно-поисковый аппарат издания). Оглавление, особенно необходимое в справочниках с систематическим порядком расположения материала, служит, как правило, ключом к поиску требуемых данных. Он может быть развернутым, т.е. представлять все уровни рубрикации. Развернутое оглавление имеет путеводитель Платонова «Москва и окрестности»:

VIII. Белый город или город в черте бульваров

… Монастыри

Никитский

Высокопетровский

Рождественский

…Кремль и Красная площадь

Проспект Маркса

Бульварное кольцо…

В современных путеводителях оглавление помещается в конце книги, в путеводителе XVIII-XIX вв. – в начале книги.

Незаменимы в путеводителях указатели, своего рода справочники в справочниках. Без них выборочное чтение невозможно. Наиболее часто в путеводителях встречается предметный указатель, который позволяет читателю навести любую справку, «спрятанную» в тексте, получить своеобразный комплекс сведений. Содержащихся в разных местах его. Предметный указатель усиливает справочный характер издания. Предметные указатели встречаются и в первых путеводителях по Москве, изданных два века назад. Пример тому – указатель «достопамятных вещей» к первой части «Путеводителя к древностям и достопамятностям Московским…».

Хороший предметный указатель в путеводителе Я.Е.Бродского «Москва: Спутник туриста» (1987). Обратившись к нему, можно быстро узнать, на какой странице находятся сведения, например, об усадьбе Лазаревых в Москве. Предметный указатель дает и комплексные справки. Например, информацию о Сухаревой башне можно получить в том же путеводителе на стр. 136, 343, 351.

Довольно редки для путеводителей именные указатели. Путеводитель Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей», отличающийся наиболее полным справочным аппаратом, снабжен именным указателем архитекторов, художников, скульпторов с указанием страниц текста, на которых упоминается то или иное имя. «Москва: Архитектурный путеводитель» А.В. Анисимова кроме подобного именного указателя имеет также список руководителей русского государства и Москвы, оказавших влияние на застройку города.

В путеводителях встречаются и топографические указатели улиц, переулков, площадей, бульваров с отсылкой к соответствующим страницам книги. Топографические указатели по своему назначению близки к предметным. Так как путеводитель- это руководство в путешествии по городу, то важная составная часть его справочного аппарата – раздел «Справочные сведения» (в разных путеводителях он называется по-разному). В этом разделе даются адреса и телефоны московских театров, концертных залов, музеев, гостиниц и т.д.

Библиографический материал – библиографические ссылки, списки использованной авторами путеводителя литературы, дополняющие списки литературы, наличие которых позволяет говорить о библиографической оснащенности путеводителя, занимает особое место. В.Г. Рубан, автор первого путеводителя по Москве, указал в числе использованных источников книги: «Описание моровой язвы, бывшей в столичном граде Москве с 1770 по 1772год, с приложением всех для прекращения оной тогда установленных учреждений», напечатанную в Москве, в типографии Московского университета в 1775 году, «Роспись московских церквей» 1778 года, и план Москвы «чиненный архитектором Мичуриным и напечатанный в 1739 году».

4.3. Библиографические ссылки, сопровождающие текст, повышают информационную ценность издания. Обычно они указывают на источник заимствования, анализируемый или цитируемый, отсылают к источнику для более углубленного изучения вопроса. В путеводителе М.А. Гра «Большая Колхозная площадь, 3» (1984) из серии «Биография московского дома» встречаются внутритекстовые ссылки, органически включенные в текст, на «Путеводитель по Москве и окрестностям», изданный в 1884 году, и на «Путеводитель по Москве и окрестностям» 1896 года. В путеводителе Л.Д. Даниловой «Улица Москвы» (1987) из той же серии встречаются подстрочные ссылки на источники. Они более удобны для повторного поиска литературы по данному вопросу. Иногда в конце путеводителя по городу в целом или по отдельным его достопримечательностям приводится список использованной литературы или литературы, на которую ссылается автор в тексте. Предпочтительная в путеводителе форма ссылки – «молчаливая» ссылка на затекстовый список (без «привязки» к тексту). Затекстовые списки могут быть дополняющими. В них читатель найдет информацию, расширяющую его знания о городе. Например, в путеводителе Платонова «Москва и окрестности» дан небольшой «Список указателей, посвященных отдельным достопримечательностям города Москвы». Значение подобных списков трудно переоценить. Они всегда находка для исследователя. Такого рода списки в путеводителях –новеллах серии «Биографии московского памятника» позволяет судить о круге источников, проанализированных автором, о степени изученности данной темы. К сожалению, рекомендательные Затекстовые списки литературы встречаются в путеводителях довольно редко.

В справочный аппарат путеводителей входят также примечания, т.е. краткие справки, пояснения к тексту, размещенные, как правило, в подстрочных списках, а в тексте возле слова, к которому дается пояснение, стоит звездочка или цифра.

Реже встречаются примечания, размещенные в собранном виде за текстом и связанные с ним соответствующими цифрами.

Интерес к путеводителям по городу, его достопримечательностям неуклонно растет. Авторы современных путеводителей по Москве более углубленно подходят к их содержанию и стараются наиболее полно и всесторонне раскрыть его с помощью вспомогательного аппарата, сделать издание наиболее удобным для пользования, помочь читателю извлечь максимум интересующей информации. В дореволюционных же путеводителях М. Рудольфа, В. Пассека, Платонова и др. главным, а порой, и единственным способом поиска информации было оглавление.

5. Внешнее оформление путеводителей должно отвечать задачам и функциям этого типа справочных изданий. Переплет должен быть немарким, а в ряде случаев – и гибким, например, для карманных путеводителей. На крышке переплета содержится минимальная информация об издании. Форзацы путеводителей часто бывают белыми, иногда в путеводителях конца XVIII- первой половины XIX в. золотое орнаментальное тиснение переходит с крышки переплета на его внутреннюю поверхность, то есть форзац идет по его краям. Форзацы «Московской справочной книжки» В Пасека с золотым тиснением. На форзацах могут быть помещены карты-схемы Москвы, окрестностей столицы. В путеводителе Платонова «Москва и окрестности» на переднем форзаце помещена «Карта окрестностей г. Москвы». Срезы книжного блока в путеводителях конца XVIII-XIX вв. иногда покрывались золотой краской с защитной целью, как в путеводителе В. Пасека «Московская справочная книжка».

Для путеводителей XVIII-XIXвв. характерен гравированный титульный лист. На нем обычно помещались заглавие, место и год издания книги, виньетки или композиции иллюстративного характера. Иногда место гравированного титульного листа занимал фронтиспис – вклеенная в книгу иллюстрация к тексту путеводителя (например, гравюра на металле), но обращенная «лицом» внутрь, в один разворот с титульным листом. Например, в путеводителе «Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го кадетского корпуса» (1841), тетрадь первая «История города» имеет фронтиспис – гравюру «Вид, взятый с правого берега Яузы близ дома купца Усачева». На фронтисписе «Московской справочной книжки» В.Пасека изображен раскрашенный от руки герб Москвы в окружении гербов городов Московской губернии. Титульный лист присутствует во все путеводителях. Он дает полную информацию о книге.

На титульных листах конца XVIII-первой половины XIX века нередка перегрузка, теснота. Путеводители этого периода имеют многословные, развернутые заглавия. На смену им постепенно приходят краткие заглавия в одно два слова. На обороте титульного листа помещались решение цензуры, обычно довольно пространное, в несколько строк, содержащее весь текст штампа, который цензор ставил на рукописи, его дата и подпись. Чаще всего цензурное разрешение имело примерно такую форму: “Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в цензурный комитет указанное число экземпляров. Москва 27 сентября. 1948 года. Цензор и кавалер И. Снегирев”.

В путеводителях второй половины XIX – начала XXв. на обороте титульного листа есть лишь краткая пометка:» с дозволения цензуры» или «дозволено цензурою».

Путеводитель дает возможность желающему совершить не только реальное, но и мысленное, вполне достоверное путешествие по городу, создает оптимальные условия для восприятия информации. Большую роль в путеводителе играет визуальная интенсивная информация, получаемая с помощью иллюстраций разных видов: схем, чертежей, карт, рисунков, фотографий. Иллюстрации и текст в путеводителе всегда выступают в органическом единстве. А так как функция путеводителя – привлечь читателя и сообщить ему максимум необходимой информации, строго отобранной и выверенной, то этому подчинено и красочное оформление таких изданий. Иллюстрации путеводителях почти всегда носят научно-познавательный характер, за исключением политипажей в первых путеводителях по Москве (здесь они скорее несут определенный символический смысл), поясняют текст путеводителя и важно, чтобы они были умело привязаны к тексту расположением, пояснениями или ссылками на них в тексте.

Важные элементы путеводителя – карта-схема, план города и отдельных его чаcтей. В конце XIX они обычно помещались на форзацах, как например, в путеводителе Платонова “Москва и окрестности”. К путеводителю прилагается также большой план города с подробным пояснением к нему, куда включены: список улиц и переулков по алфавиту, соборы, церкви и монастыри, дворцы, музеи, мосты, заставы, кладбища – с указанием клетки, в которой нужно искать их на плане. В тексте путеводителя дан план Кремля с перечнем зданий, на плане обозначенных цифрами. Большой интерес представляют планы театров из путеводителя Платонова: Большого, Малого, Корша, На Никитской. В доме Шелапутина, цирк Саламонского с указанием цен местам с сбережением платья”.

В современных путеводителя карты-схемы города и отдельных его чатей помещены на форзацах, как в книгах Ю.Н. Александрова “Москва: диалог путеводителей”, Э.Я. Двинского “ Кольца и радиусы Москвы”. В путеводителе Я.Е. Бродского “Москва: Спутник туриста” планы-схемы наиболее посещаемых маршрутов по городу (например, “Кропоткинская улица – Новодевичья пруды”, “Улицы Арбат – площадь Киевского вокзала”) даны в самом тексте.

Каждая иллюстрация, в том числе и карта-схема, в путеводителе должна соответствовать всему изобразительному ряду, содержанию книги, ее конструкции, нести конкретную, обусловленную текстом (а не дублирующую текст) информацию. Наиболее распространенный вид иллюстраций в путеводителе конца XIX – XXв., - фотография. Она характеризуется документальностью, т.е. достоверностью и наглядность. Фотография не сразу появилась в книге. Она была достаточно дорога, да и приклеивать ее было нелегко.

Фотографии передают неповторимый облик города, помогает сосредоточиться на главных его достопримечательностях. Современные путеводители по Москве обязательно содержат фотографии, которые могут быть вплетены или вклеены в книгу отдельными тетрадками. Четыре такие тетрадки с достопримечательностей Москвы есть в путеводителе Э.Я.Двинского «Кольца и радиусы Москвы». В путеводителе Я.Е. Бродского «Москва: Спутник туриста» фотографии соседствуют с текстом. Иногда в путеводителе наряду с фотографиями современной Москвы есть фотографии, несущие информацию о прошлом города, как в путеводителе Ю.Н. Александрова «Москва: Диалог путеводителей».

Несмотря на главенствующую роль фотографии в современной справочной книге, особую ценность представляют книги о Москве, графически оформленные. Их немного. Интересен в этом плане путеводитель М.Я. Миловской и В.А. Резвина «Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки» (1986) с прекрасными зарисовками художника-архитектора Ю.С.Сомова. Графическая форма фиксации впечатлений от увиденных достопримечательностей Москвы оказалась убедительной, о чем свидетельствуют восторженные отклики читателей на первое издание путеводителя в 1984 году.

Заключение

Как тип издания путеводители прошли долгий путь развития с 80-х гг. XVIII в.. Менялось их содержание, различными были авторские замыслы. В XIXв. путеводители нередко были анонимными, носили компилятивный характер. Издатели, которые зачастую сами выступали авторами путеводителей в острой конкурентной борьбе всеми средствами старались завоевать внимание своей аудитории: они опекали читателей, советуя, где можно вкусно и дешево пообедать, в каком месте лучше остановиться, или рассказывали о нравах различных слоев населения; использовали богатейший арсенал исторических анекдотов и т.п. Но среди путеводителей было немало книг, принадлежащих перу талантливых ученых и писателей: Н.Карамзину, С.Глинке, В.Пассеку и др., которые по праву можно включить в золотой фонд отечественной просветительской литературы.

Менялись не только содержание, но и структура, оформление путеводителей. Они становились все более разнообразными и удобными для читателей. Так, в середине XIX века были разработаны первые образцы карманного путеводителя-справочника. Информация путеводителя приобретала со временем графически определенный адрес, а рекомендуемый им маршрут – наглядность и конкретность благодаря многочисленным фотографиям, рисункам, картам, схемам. Но при всем разнообразии путеводителей основой их содержания был и остается рассказ о городе, его истории, наиболее ценных и интересных достопримечательностях.

Много общих черт у современных путеводителей со своими предшественниками двухвековой давности. Так, систематическое расположение материала в соответствии с исторически сложившейся планировкой Москвы современные путеводители унаследовали от одного из первых известных нам изданий XVIIIв. – «Путеводителя к древностям и достопримечательностям московским…» Льва Максимовича. В том же путеводителе впервые появляется предметный указатель как составная часть справочного аппарата издания, широко распространенный в современных путеводителях и т.д.

Рассмотренные справочные книги представляют ценность для специалистов, но сейчас незаслуженно забыты. Это связано с тем, что выходили они небольшими тиражами, сохранялись недостаточно и в большинстве библиотек представлены некомплектно. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, переиздать прежде всего наиболее значительные путеводители по Москве.

Анализ структуры справочных книг, их оформления позволяет высказать некоторые рекомендации, направленные на повышение качественного уровня и информативности современных изданий: необходимо, чтобы каждый путеводитель имел хорошо разработанный справочный аппарат, обязательно включающий предметный и топографический указатели, словарь московских топонимов и др.; нужно повышать библиографическую культуру справочных изданий (имеется ввиду четкая система ссылок и грамотно составленные рекомендательные списки литературы). Все это в комплексе должно обеспечить надежность поиска нужной информации, воспитать умение пользоваться справочной литературой. Ведь особенность справочной книги в том, что составляя квинтэссенцию современного ей научного знания, она обеспечивает экономию времени. Одновременно справочная книга, будучи активным средством просвещения, содействует изучению истории родины, повышению общей культуры.

Библиографический список

1. Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – М.: Юрист, 1998. – 376 с. – (Книжное дело).

3. Мильчин А.Э. Издательский словарь –справочник. – М.: Юрист, 1998. – 472с.- (Книжное дело).

4. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А.Говоров и др. – М.: Большая Российская эциклопедия, 1998. –800 с.: илл.

5. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник / Под ред. Н.Н. Сикорского. – М.: Книга, 1987. – 400 с.

6. Справочные издания: Специфически особенности и требования / Э.В.Гольцева, Т.Г. Александрова и др. – М.: Книга, 1982. – (От рукописи к книге)

7. Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. – М.: Книга, 1981. – 110 с.: илл. – (Библиотека оформителя книги).

8. Александров Ю.Н. Москва: Диалог путеводителей. – М., 1986.

9. Реформаторский А.А., Кадманский М.М. Техническая редакция книги. – М., 1933.

10. Рубан В.Г. Описание столичного города Москвы. – Спб, 1782.

11. Максимович Л. Путеводитель к древностям и достопримечательностям московским. – М.: Тип. В. Окорокова, 1792.

12. Историческое и географическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных его планов. - М.: Тип.

С. Селивановского, 1796.

13. Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы. – М., 1825.

14. Двинский Э.Я. Кольца и радиусы Москвы. – М..: Московский рабочий, 1986.- 167 с.

15. Двинский Э.Я. Москва от А до Я.- 2-е изд. доп. и пер.- М.:…, 1976.

16. Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей столицы. – М.: Тип. А.Семена, 1825.

17. Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса. – М., 1841.

18. Векслер А.Г. Десять маршрутов в Москве. – М.,1985.

19. Бродский Я.Е. Москва: Спутник туриста. – М., 1987

20. Гра М.А. Большая Колхозная площадь, 3 – М.,1984. – (Биография московскогодома).

Александров Ю.Н. Москва: диалог путеводителей. – М.: Моск. рабочий, 1982. – С. 476.

Рудольф М. Москва с топографическим указанием всй ее местности и окрестностей:Путеводитель. – М., 1848-1849.- С. 2.

Существует несколько разновидностей путеводителей.

«Путеводители для любознательных» - на первый план выдвинуты множество фотографий, глубина проработки текста и наглядность в подаче материала. Используются как наглядный материал для уроков географии и истории искусств. Некоторые из них являются вполне серьезными научными исследованиями. Их можно покупать просто как хорошую книгу с иллюстрациями, ставить на полку и иногда перелистывать, мечтая о дне, когда воочию увидишь то, что так красочно изображено на ее страницах.

«Наглядный» - внимание сосредоточено на представлении туристу страноведческой информации. Описания городов и памятников здесь обильно перемежаются с короткими очерками об истории, культуре и обычаях. Отличительная черта таких путеводителей - довольно краткое, если не сказать поверхностное описание собственно достопримечательностей. При этом много места уделяется истории и case study (т.е. особо интересным моментам традиционного уклада страны или ее современной жизни), которые занимают львиную долю (иногда до половины) всего путеводителя. В отличие от других серий у путеводителей данного лейбла - неизменный объем - 300 страниц.

«Информационный» - «серьезный» путеводитель, даёт достоверные сведения, написанные чаще всего историками, археологами и другими учёными.

«Путеводитель для отдыха» построен по принципу «коротко о главном» (остальное услышишь в процессе экскурсии), содержит разумное количество фотографий, чтобы было понятно, о чем речь, привлекательный дизайн, рейтинг интересности рассматриваемых мест (три звездочки - обязательно, две - желательно, одна - возможно).

«Путеводитель для туристов» - ориентирование на траты туриста среднего класса, а не бэкпекера («лакмусовая бумажка» таких серий - перечень отелей и ресторанов начинается не с самых дешевых, а с наиболее дорогих). Довольно поверхностное описание самой страны. Как правило, внимание уделяется лишь туристическим местам и главным достопримечательностям, тогда как второстепенные маршруты вообще не рассматриваются». Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора / А. Э. Мильчин. - 2-е изд., доп. - М. : Олма-Пресс, 2005,С, 155

«Путеводитель для путешественников». Путеводителей этого типа не так много, как хотелось бы. И их довольно легко опознать по отличительным признакам: дается максимум необходимой информации для как можно более глубокого погружения в страну (плюс начиная от результатов последних парламентских выборов до перечня наиболее продаваемых поп-групп), техническая информация направлена прежде всего на экономию средств. К вашим услугам самые дешевые отели, забегаловки и общественный транспорт; советы и рекомендации по стилю поведения, которые рекомендуется соблюдать, чтобы неправильная (с точки зрения автора книги) ситуация исправлялась».

Рассмотрим концепцию путеводителей. Подобного рода справочное издание несет популярный характер и ориентировано на широкий круг читателей. Оно необходимо и туристу, впервые приезжающему в населенный пункт, и местному жителю, который изъявил желание поближе познакомиться с ранее неизвестными уголками своего города, края, страны Принято, что материал в путеводителях располагается в систематическом или алфавитном порядке. Например, некоторые авторы в процессе составления путеводителя по какому-то городу делят его на участки. Реже встречается алфавитное расположение материала, например, как в кратком путеводителе Э.Я. Двинского «Москва от А до Я». Внутри почти всегда находятся карта местности и иллюстративный материал рассматриваемых объектов. Сопроводительный текст разбивается по разделам и объектам внутри разделов, что дает возможность прерывистого чтения. Например, вы можете оторваться от текста, просматривая заинтересовавший вас объект, а имеющееся в путеводителе «Содержание» позволяет легко найти то место, на котором вы прервались. Кроме информации о географии местности и достопримечательностях, в путеводителе также содержатся информация о том, как и где вы можете провести досуг, ознакомиться с рекламой мест проживания, отдыха, питания; номера телефонов и адреса. В путеводителях предпочтение отдается абзацному членению. Широко используются жирный шрифт, которым чаще всего обозначают важную фактическую информацию (например, названия архитектурных, исторических достопримечательностей города), а также курсив. Для путеводителя характерны сокращенный объем информации, значительная адаптация, популярное изложение, наличие иллюстраций. Эти издания выполняют не только информативную, но и рекламную (побудительную) функцию