02.07.2019

Рисование народные промыслы. Русские народные промыслы. выполненная свободным мазком с белой


Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ


Народные промыслы – одна из форм народного

художественного творчества,

производство фольклорных художественных изделий.


Благодаря существованию народных промыслов

традиционные виды народного декоративного искусства

продолжают жить и сегодня, органически включаются

в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.


ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Дымковская игрушка ведёт

свою историю с XV века,

когда Иван III, стремясь подчинить Москве

непокорных жителей Великого Устюга,

переселил их в глухие края.

Среди переселенцев, обосновавшихся

за рекой Вяткой - в слободе Дымково,

было много ремесленников,

гончаров и игрушечников.


На весенних праздниках в слободе устраивались

весёлые гулянья, непременным атрибутом которых

были глиняные игрушки-свистульки.


Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

На белом фоне очень ярко сверкают малиновый,

синий, зелёный,

жёлто-оранжевый цвета.


Что обозначают элементы росписи

на дымковской игрушке?

Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода,

перекрещенные полоски - сруб колодца,

круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд.




Городецкая росись по дереву,

традиционный художественный промысел,

получивший развитие в середине 19 века

в деревнях по реке Узоле

в окрестностях города Городца

Нижегородской области.


Яркая, лаконичная городецкая роспись

(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры),

выполненная свободным мазком с белой

и черной графической обводкой,

украшала прялки, мебель, ставни, двери.


До сих пор живут в городецких росписях

композиции с конями, всадниками, деревом и собачками.

Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам,

но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони.

Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.





ГЖЕЛЬ (гжельская керамика),

изделия керамических промыслов Московской области,

центром которых была бывшая Гжельская волость.

В настоящее время изделия производят в тридцати селах

и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район).

Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».


Особенностью гжельской росписи

является использование трёх основных цветов:

белого, составляющего фон изделия,

синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.


Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада,

где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая

пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует

и художественная. За свои изделия дети получают деньги,

После школы можно поступить в Гжельский колледж

(ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет).





Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею,

русские люди издавна не только воспевали

в песнях и сказках её красоту,

но и создавали простые предметы обихода,

украшенные яркой нарядной росписью,

в которой оживали любимые природные мотивы.

Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".


На дерево при выполнении росписи наносится не золотой,

а серебристый оловянный порошок.

После этого изделие покрывается специальным составом

и три-четыре раза обрабатывается в печи,

чем достигается уникальный медово-золотистый цвет.

Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.


Хохломские художники любят рисовать на поверхностях

своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек,

черную и красную смородинку, рябинку.

Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер

не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа,

по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды –

и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.


ЖОСТОВО

Жостово - прославленный русский художественный промысел,

существующий с 1825 года.


"Жостово - живопись на металлических подносах,

покрытых предварительно несколькими слоями

густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака,

обычно чёрного.


Основной мотив Жостовской росписи -

цветочный букет - прост и лаконичен по композиции,

в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


ПАЛЕХ

Село Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства.

Население - 6400 человек, из них 500 художников.


В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло.

К этому периоду относится начало расцвета старинного

иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе.

В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль,

названный в последствии «палехскими письмами».

Палехские иконы славились особой тонкостью письма,

темперными красками с применением золота на одеждах святых.

Воскресение Христово. 1898 г.


Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры.

Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии.

Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев

не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы.

Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски,

а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается,

что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры.






Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит




Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть




Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель


Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник



Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Ольга Кушпа
Проект «Русские народные художественные промыслы» с использованием нетрадиционных техник рисования

ПРОЕКТ по теме: Русские народные художественные промыслы.

С использованием нетрадиционных техник рисования.

Составитель проекта: воспитатель МБДОУ ДС №4

Кушпа Ольга Васильевна

Вид проекта: информационный – творческий, групповой, познавательный.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатели разновозрастной группы.

Этапы реализации проекта:

28.11 – 2.12 -2016г.

Цель проекта: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, посредствам нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить детей с народными художественными промыслами: дымковскими и филимоновскими игрушками. Формировать элементарные представления о видах жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства. Вызвать интерес детей к народному творчеству. Совершенствовать умение рисовать узор кистью и печаткой-тычком. Учить использовать растительные элементы. Ориентиро- ваться в различных видах росписи. Совершенствовать умение в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желания и умения взаимодействия при создании коллективной работы. Воспитывать культуру речевого общения. Обогащать словарный запас слов. Прививать трудолюбие к мастерству, терпение.

Развивающие: Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, красоту окружающего мира, произведения народного профессионального искусства (книжные иллюстрации, народные промыслы, кукольный театр, выставка детских работ). Закреплять узоры дымковской и филимоновской игрушки (полосок и елочек, круга, тычка- применяя нетрадиционные техники рисования, а также волнистой, наклонных и ломанных линий). Умение варьировать цветом. От светлого тона к темному, при смешивании желтого и синего цвета ложиться зеленый мазок. Закреплять цвета- красного, черного. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, развивать мелкую моторику рук.

Актуальность:

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далекие времена. Все изделия создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. Изделия из чудо – ремесла поднимали настроение. Народные игрушки знакомят детей с художественным ремеслом. Применяя техники нетрадиционного рисования, у детей развивается творческая инициатива, появляется уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному искусству. Этот мир сказочно наряден, красив и выразителен по пластике фигурок животных, людей, птиц. У детей появляется восторг, радость к их ярким красочным орнаментам.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с историей русской народной культуры. Народные промыслы дымковские и филимоновские игрушки: матрешка, свистулька тряпичная кукла. Сформируются умения рисовать простейшие элементы игрушек. Разнообразные задания обогащают словарный запас слов. Развивают логическое и творческое мышление. Дети знакомятся с малыми фольклорными формами. Продолжают знакомиться с нетрадиционными техниками рисования; печатка - тычок, рисуют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. А также применяя ватные палочки. Рисование цветными нитями. Развивая моторику рук. Появляется интерес к рисованию. Узнают о прекрасном и добром, научаться любоваться красотой. Создание папки «Узоры мастеров», выставка поделок родителями и детьми.

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный:

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Составление плана мероприятий. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных); стихов, загадок, сказок, иллюстраций. Оформление информационного стенда для родителей.

2. Этап-основной:

Определение темы проекта, его актуальности. Определение цели и задачи. Подбор литературы, дидактического материала. Консультация с родителями о проведении проекта. Знакомство с народными промыслами. Дымковская игрушка, филимоновская игрушка. Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов, загадок, потешек, чтение сказок. Проведение физминутки. Пальчиковые игры. Создание альбома «узоры народного промысла». Изготовление игрушек из пластилина «курица-свистулька и всадник». Работа с ножницами.

3. Этап-заключительный:

Выставка рисунков (дымковские и филимоновские узоры). Узор-солнышко, (использование нетрадиционной техники рисования, большую и маленькую печатку-тычок, ватные палочки, цветные нити. Рассказывание стихов, потешек, знание загадок. Оформление коллективной работы. «Уточка с утятами». Раскраски «индючок», дорисуй узор дымковского индюка. Изготовление игрушек (филимоновских и дымковских).

Методы ОД:

Метод обследования, наглядности. Словесный,- (беседа, стихи, рассказы, загадки наблюдения, художественное слово). Практический- (самостоятельная деятельность)Проблемно- мотивационный (включения детей в проблемную ситуацию в ходе занятия. Сотворчества взаимодействия педагога и ребенка. Мотивационный, убеждения, поощрения.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность. Интеграция образовательных областей, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Деятельность педагога:

Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на тему: «Русские народные промыслы». Подготовить учебно-методические пособия, наглядность, картотеку дидактических игр. Материалы и оборудование. Предложить родителям принять в реализации проекта.

Работа с детьми:

Проведение ОД по художественному творчеству познание. Беседы на тему: «Русские промыслы». Рассматривание иллюстраций о декоративно прикладном искусстве. Самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок для подбора красок. Чтение и заучивание стихотворений «Всадник» «Мои игрушки». Защита книжек-малышек по проекту «Народные промыслы». Организация и выставка детских работ, чтение сказки «Бычок – черный бочок»развитие кукольного театра. филимоновской игрушки» - изготовление узоров. Выставка поделок родители и дети «Всадник», «Свестулька».

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда. Оформление альбома: «Узоры филимоновских и дымковских мастеров». Изготовление поделки на выбор с использованием любого бросового материала.

План реализации проекта:

Беседа: «Знакомство с народными художественными промыслами».

Задачи: Рассматривание дымковской игрушки, отвечать на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Подбор на листе цвета дымковской палитры. Развивать вкус, чувство цвета.

Д\И «Составь узор»

Самостоятельное изготовление для росписи узора (из листа бумаги) большого и маленького печатка -тычка.

Занятие: Дымковские узоры.

Задачи: Учить рисовать узор кистью. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования печаткой-тычком. Рисование узора «солнышко». Учить правильно, держать кисть. Развивать творчество, мышление.

Пальчиковая игра «Покатаю я в руках…»

Занятие: Роспись дымковского коня.

Задачи: Учить самостоятельно расписывать дымковского коня. Применять нетрадиционные техники рисования (печатку-тычок).Аккуратно вырезать предмет по контуру. Разучивание стихотворения «Конь». Рассматривание иллюстраций. Физминутка «Карусель».

Занятие: аппликация - Веселое представление.

Задачи: Учить детей правильно наносить клей. Аккуратно наклеивать на лист бумаги. Прививать самостоятельность. Воспитывать интерес к народному искусству.

Чтение стихотворения «Привезли мы глину».

Занятие: Лепка дымковского коня.

Задачи: Учить детей лепить из пластилина дымковского коня. Закреплять навыки последовательности соединения и примазывания частей игрушки.

При соединении использовать баночки с водой и тряпочку. Разучивание стихотворения «Чем знаменито Дымково?»

Д\И «Что изменилось?»

Занятие: «Уточка с утятами» (коллективная работа)

Задачи: Учить детей рисовать по контуру. Правильно держать кисть. Развивать самостоятельность, творчество. Грудку и крылья птицы украшают солнцем. Использование нетрадиционные техники рисования (ватные палочки)

Пальчиковая гимнастика «Ватной палочкой играем»

Физминутка «Наши уточки с утра»

Чтение сказки «Бычок- черный бочок».

Занятие: Рисование цветными нитями «цветок».

Задачи: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования - с элементами филимоновской росписи «цветком». Рассматривание филимоновских игрушек, где встречается элемент «цветок». Научить рисовать без кисточки, используя (клей, деревянные палочки, зеленые, красные нити).

Пальчиковая гимнастика «Нитка»

П\И «Матрешки и мышки»,

«Как у наших у ворот».(стихи на мотив русской народной песни).

Занятие: Курица- свистулька. (тесто-пластика)

Задачи: Познакомить детей с лепкой из теста филимоновской игрушки -свистульки. Обратить внимание, что филимоновские игрушки звучащие. Обогащение словарного запаса слов. Прививать навыки трудолюбия, терпения. Радоваться своей поделке.

Пальчиковая игра «Петушок

Веселые потешки (деревянные ложки, бубен)

Умная сказка «Легенда о искусном мастере»

Самостоятельная деятельность детей

Задачи: Развивать пространственное воображение. Прививать самостоятельность в творческой деятельности. Использовать знакомые техники рисования. Формировать творческую личность. Прививать любовь к художественно-прикладному искусству.

Занятие: Наряд для индюка.

Потешка «Индя-индя-индючок.»

Д\И «Матрешки»

Заключение проекта

Дети младшей разновозрастной группы познакомились с филимоновской и дымковской росписью мастеров народного промысла. Научились выполнять роспись при помощи палочки-тычка. Узнали с какими игрушками играли раньше дети. Родители вместе с детьми изготовили альбомы с узорами мастеров и одну из игрушек (пластелин,тестопластика,вышивка). Научились печатать кружочки, точки, прямые и косые палочки. Применяя материалы нетрадиционного рисования (ватные палочки, пробки, трубочка-тычок).

«Путешествие в мир народных промыслов»

Конспект нод в подготовительной группе

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента

Задачи:

1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности; самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.

2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.


Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; гжель-посуда (иллюстрации)

Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Методические приемы :

Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.

Входим в сенсорную комнату, которая украшена изделиями народных промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства и предлагаю детям присесть на ковер и послушать сказку:
Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.. Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково.
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)
У меня на мольберте находятся разные изделия. Кто мне подскажет, где здесь дымковские игрушки? (выходит ребенок)
- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).

К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Дети читают стихотворения о дымковской росписи.
Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома
.

А что же это засело такое, и чем оно знаменито?
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки,листья, цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.

Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).
Вот и еще одно перышко и прилетело оно ребята в наш детский сад и превратились в нём дети в народных мастеров из сёл - Дымково, Хохломы и Гжели. Я предлагаю вам сейчас выбрать круг того цвета мастером какого промысла вы бы хотели стать. И так мы с вами разделились на три группы мастеров. Далее приглашаю детей в изо студию. Сейчас мы и вспомним, как рисуются элементы дымковской, хохломской росписи и гжели. Каждая группа показывает элементы росписи на мольберте. (Помощь педагога при рисовании элементов).

Теперь вы можете выбрать изделие и расписать его самостоятельно. Дети выбирают себе подготовленный шаблон, и проходят к столам, где заранее приготовлен раздаточный материал, и начинают свою работу. Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мастера, вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы! Жар птица вам передала угощения.