22.06.2019

Менеджмент в культуре и искусстве. Программа профессиональной переподготовки по специальности "менеджмент в сфере культуры и искусства". Виды финансирования в сфере культуры и искусства


Раскрыта сущность менеджмента как науки и искусства управления, методология менеджмента в сфере культуры и искусства как комплексной отрасли экономики, государственного регулирования. Рассматривается инструментальное обеспечение менеджмента, бизнес-планирования и маркетинга, а также этика в сфере культуры и искусства.
Для студентов, обучающихся по направлению 522800 «Искусства и гуманитарные науки», слушателей школ шоу-бизнеса а также лиц, занятых организаторской и управленческой деятельностью в отраслях сферы культуры и искусства.

ОРГАНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов. В России организация является юридическим лицом, которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых органах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовую самостоятельность.

В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) в качестве единиц статистических наблюдений выделяют организации, индивидуальных предпринимателей, местные единицы; все они функционируют в сфере культуры и искусства.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ДИСЦИПЛИНА «МЕНЕДЖМЕНТ» КАК СОВОКУПНОСТЬ НАУКИ И ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Содержание и сущность категорий «менеджмент», «руководство» и «управление»
1.2. Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса и методология его изучения
Контрольные вопросы
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА РУКОВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
2.1. Организация в сфере культуры и искусства
2.2. Система процессов менеджмента
Контрольные вопросы
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Закономерности и принципы менеджмента
3.2. Целеполагание
3.3. Функции менеджмента
3.4. Методы менеджмента
Контрольные вопросы
ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
4.1. Маркетинговый подход в менеджменте
4.2. Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование
Контрольные вопросы
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
5.1. Типы организационных структур управления
5.2. Проектирование организационной структуры управления
Контрольные вопросы
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
6. Оценка производительности труда
6.2. Оценка качества работы
6.3. Определение эффективности системы управления
Контрольные вопросы
ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
7.1. Государственное управление культурой и искусством
7.2. Культурная политика в России и перспективные направления ее развития
7.3. Управление интеллектуальной собственностью в сфере культуры и искусства
Контрольные вопросы
ГЛАВА 8. МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
8.1. Особенности развития музейного дела в условиях рыночной экономики
8.2. Организация деятельности современного музея
8.3. Направления развития музейного менеджмента
Контрольные вопросы
ГЛАВА 9. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
9.1. Развитие производства промышленно-художественных товаров
9.2. Менеджмент в производстве и реализации промышленно-художественных товаров
Контрольные вопросы
ГЛАВА 10. МЕНЕДЖМЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
10.1. Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства
10.2. Взаимоотношения профессиональных участников арт-рынка
10.3. Перспективы развития арт-бизнеса в России
Контрольные вопросы
ГЛАВА 11. МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА
11.1. Понятие и структура шоу-бизнеса
11.2. Организация производства в шоу-бизнесе
11.3. Этика менеджмента в шоу-бизнесе
Контрольные вопросы
ГЛАВА 12. МЕНЕДЖМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФИИ
12.1. Этапы развития российской киноиндустрии
12.2. Менеджмент кинобизнеса
12.3. Глобальные информационные технологии в кинобизнесе
12.4. Менеджмент кинопроекта
Контрольные вопросы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основные показатели культуры в Тульской области
Яснополянское Соглашение
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Менеджмент в сфере культуры и искусства, Переверзев М.П., Косцов Т.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие «менеджмент» пришло в нашу страну с ее переходом на новые условия хозяйствования, основанные на принципах рынка (в отличие от планового принципа экономики СССР). Это термин американского происхождения (management), вошедший в широкое употребление в 1930-х гг. Значение слова management происходит от английского глагола to manage - «управлять», образованного, в свою очередь, из латинского manus - «рука». В русском языке существуют эквиваленты слова «менеджмент» - «руководство», «управление», однако эти слова имеют более широкие значения. Слово «менеджмент» употребляется чаще всего для обозначения руководства организацией, занимающейся производством некоего продукта.

Менеджмент - это управленческая и хозяйственная деятельность, основанная на использовании труда, интеллекта и мотивов других людей для достижения поставленных целей. Цель менеджмента - установление наиболее рациональной организации производственного процесса, направленной на минимизацию затрат и максимизацию результата. Менеджмент является одновременно наукой и искусством управления людьми.

Менеджмент как наука оперирует знаниями, накопленными в области управленческого труда. Это теории и концепции, устанавливающие причинно-следственные связи, закономерности, принципы, формы и способы, функции и методы управленческой деятельности.



Менеджмент как искусство подразумевает особый организаторский талант руководителя, его практический опыт и интуицию, умение «заразить» своей идеей и объединить коллектив для ее осуществления и в то же время найти индивидуальный подход к каждому работнику, создать условия для наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.

Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Итак, менеджмент - это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры - это миллионы людей в мире, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами при ограниченных факторах производства.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

Ситуационный подход : центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

Стратегическое планирование : это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Разрабатывается высшим руководством, должно быть подкреплено исследованиями и фактическими данными,

Целевое управление: метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Процесс, состоящий из 4-х независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработки реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

принятие и реализация принятых решений. Решение задач достигается путем определения способов осуществления целей, выполнением управленческих решений, подготовкой и переподготовкой работников, контролем и корректировкой реализации решений.

ОБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)-управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Продюсер - предприниматель в сфере культуры и искусства., нацеленный на создание конечного востребованного продукта; посредник между творцом и публикой. Это организатор-создатель.

Менеджер культуры - профессиональный управленец, специалист по управлению: производством, работой предприятия, карьерой автора и исполнителей, процессом создания художественных ценностей и продвижения их на арт-рынок. Это организатор-исполнитель.

Сходства: 1)принимают решения, управляют, обладают финансовой и юридической грамотностью 2)несут ответственность за результат 3)работают с людьми 4)личные качества имеют большое значение для профессионального успеха

Различия: продюсер берет на себя все обязательства перед инвесторами, отвечает за риски, особенно финансовые, несет ответственность за проект. Менеджер занимается организацией проекта

Уровни управления

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень – соответствует уровню низового звена, управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена, институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Менеджмент в сфере культуры (арт-менеджмент) во многом сходен с менеджментом услуг. «Продукты» культурной деятельности, как и любые услуги, нельзя продемонстрировать, попробовать, увидеть и оценить до получения. Они больше связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.) и неспособны к хранению. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, и картина, которую не смотрят и др., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (обувь снашивается, овощи съедаются), культурные ценности в процессе потребления способны наращивать свою ценность (чем большее количество людей прочитало книгу, увидело картину, услышало концерт - тем выше их социальная значимость).

Главная особенность менеджмента в сфере культуры состоит в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно в результате привлечения средств различных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и др., а не коммерческой деятельности. Даже в шоу-бизнесе, самом коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15 % бюджета гастроли. Остальное - средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома

Арт-менеджмент

Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства. Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

· отношение между обществом и организацией –через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

· отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями – через систему договоров;

· отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

· отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками – через систему договоров, распорядительных актов ад-министрации организации.

Количество человек:

Вы планируете заключать договор:

Выберите объем часов обучения:

Укажите номер телефона
для получения консультации

Продолжить

Шаг 1

Выдаваемый документ:

С точки зрения бизнеса культура и продукты, которые она «производит», - это, бесспорно, сфера услуг. Многие добавляют: сфера досуговых услуг, считая, что люди могут потреблять услуги этой отрасли, только когда у них есть свободное время. В реальности это понятие гораздо шире: роль культуры очевидна в вопросе формирования окружающей среды, не вызывает сомнений её воспитательная, иногда даже государственно-пропагандистская функция и т.п. Однако в целом бизнес и культуру практически невозможно представить себе друг без друга.


Своеобразие сферы культуры заключается в том, что деньги здесь зарабатываются не с помощью простой коммерции, а путём привлечения средств из различных источников: от спонсоров, благотворительных и патронажных организаций, а также иных доноров. Вместе с тем бизнес также заинтересован во взаимодействии с культурой. Формирование имиджа организации и её продвижение связано с социально-культурными технологиями. Кроме того, часть «товаров и услуг», производимых в сфере культуры, должна быть потреблена сразу и в определённое время (например, спектакль без зрителей не может считаться состоявшимся). Все эти особенности диктуют свою специфику менеджмента в сфере культуры и искусства.

В широком смысле менеджмент понимается как управление, позволяющее успешно осуществлять какую-либо деятельность. Однако практика показывает, что «духовное производство» с трудом поддаётся простому стандартному планированию. Авторитарное давление на отдельных авторов, равно как и на сложившуюся социокультурную ситуацию легко может дать негативный эффект. Поэтому перед менеджментом в сфере культуры и искусства встаёт задача по созданию наиболее благоприятных условий для саморазвития культурных процессов. Сложность этой задачи очевидна, поэтому область культуры требует менеджмента особенно высокого класса. Однако развитие можно отнести к процессу производства новых ценностей, а наряду с этим в области культуры не менее важен вопрос воспроизводства и трансляции уже созданных продуктов. И здесь успешность любого культурного проекта в огромной степени зависит от управления им и правильной найденной модели работы. Это относится не только к частным инициативам (пример – независимый театр), но и в той же степени к организациям и лицам, получающим хотя бы частичное государственное финансирование.

Межрегиональная Академия строительного-промышленного комплекса (МАСПК) предоставляет возможность пройти профессиональную переподготовку в форме дистанционного обучения по специальности «Менеджмент в сфере культуры и искусства» . Требование к уровню образования поступающих – наличие высшего, незаконченного высшего или среднего специального образования. Итоговый документ, который получают слушатели, - диплом установленного образца о прохождении профессиональной переподготовки .

Дополнительное образование в этой области пригодится руководителям учреждений культуры и профильных ведомств, преподавателям вузов и ссузов, которые ведут занятия по профильным дисциплинам направления «Социально-культурная деятельность», а также всем, кто желает освоить новую профессию менеджера в сфере культуры и искусства. В настоящее время в России наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов в этой области и, соответственно, их высокую востребованность на рынке труда.

Особенности профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент в сфере культуры и искусства»

В процессе обучения слушателям предстоит изучить ряд вопросов, в том числе:

  • Технология и система механизмов менеджмента в сфере культуры.
  • Управление персоналом в сфере культуры: типовые решения, стимулирование и мотивация сотрудников, повышение квалификации.
  • Особенности контроля, учёта и отчётности в сфере культуры.

Преимущества обучения в МАСПК

  • Комфортный формат дистанционного образования.
  • Индивидуально составленные программа и график обучения.
  • Обширная база учебных материалов.
  • Демократичные цены.

Стать слушателем курсов в МАСПК вы можете, записавшись по телефону или через форму заявки на сайте.