28.08.2019

История изобретения стекла. В умелых руках песок превращается в золото. Изобретение процесса выдувания стекла


Проверив эти рассказы, археологи выяснили, что в песке реки Бел содержится 14,5 – 18 процентов извести (карбоната кальция), 3,6 – 5,3 процента глинозема (оксида алюминия) и около 1,5 процента углекислого магния. Из смеси этого песка с содой получается прочное стекло.

Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с гидрокарбонатом натрия – питьевой содой. Ее добывали в египетских содовых озерах или же получали из золы, оставшейся после сгорания водорослей и степной травы. Добавляли к этой смеси щелочноземельный компонент – известняк, мрамор или мел, – а затем нагревали все это примерно до 700 – 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные, прозрачные сосуды.

Финикийцы не довольствовались простым подражанием египтянам. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило.

Первыми в Финикии занялись стеклоделием жители Сидона. Случилось это сравнительно поздно – в VIII веке до нашей эры. К тому времени почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики.

Впрочем, Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на который можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, – таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней нет ничего невероятного – разве что место указано неверно. Произойти она могла близ горы Кармел, да и время изобретения стекла точно неизвестно.

Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем они разнообразили производственный процесс и стали получать стекло различных сортов – от темного и мутного до бесцветного и прозрачного. Они умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого.

По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Тогда оно содержало больше щелочи и оксида железа, меньше кремнезема и извести. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. Состав финикийского стекла был примерно следующим: 60 – 70 процентов кремнезема, 14 – 20 процентов соды, 5 – 10 процентов извести и различных оксидов металла. В некоторых стеклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.

Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии – Тире и Сидоне – выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Если библейский Иов приравнивал стекло к золоту, говоря, что мудрость не оплатить ни золотом, ни стеклом (Иов. 28, 17), то со временем стеклянная посуда потеснила и металлическую, и керамическую. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой.

Свой наивысший расцвет это ремесло переживает уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла. Случилось это в I веке до нашей эры. Славились умением выдувать стекло также мастера Беруты и Сарепты. В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.

Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком мастера Энниона из Сидона, работавшего в Италии в начале или середине I века нашей эры. Долгое время эти сосуды считались самыми ранними образцами. Однако в 1970 году при раскопках в Иерусалиме был обнаружен склад с литыми и дутыми стеклянными сосудами. Они были изготовлены в 50 – 40 годах до нашей эры. Очевидно, дутье стекла появилось в Финикии несколько раньше.

По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их также изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до ХVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.

Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.

Урок: Финикийские мореплаватели

Педагогические цели: Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой.

Основное содержание темы, понятия и термины : Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств в Финикии. Города: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы-лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Контроль знаний.

Проверка знаний хронологии:(хронологический диктант)

1.Образование единого государства в Египте(3000 г.до н.э.)

2.Правление Хаммурапи(1792-1750гг. до н.э.)

3.Завоевательные походы Тутмоса (1500г. до н.э.)

4.Появление первых людей на Земле(2млн лет назад)

5.Появление человека разумного(40 тыс. лет назад)

6.Возникновение ремесла(10 тыс лет назад)

7.Появление письменности(5тыс. лет назад)

8.Начало обработки металлов(9 тыс. лет назад)

3. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает посмотреть на карту и найти на восточном берегу Средиземного моря города: Тир, Библ, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться на этом уроке.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств ( рассказ учителя с использование карты).

Проблемный вопрос:

Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей? Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия – на доске

Финикия отгорожена от Передней Азии горным хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Страна настолько невелика, что на карте надпись Финикия не уместилась на суше и как бы плавает в морской воде.

Главное богатство стране давало море.

Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигались с севера на юг и обратно торговые караваны.

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31 о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5 о С. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство.

Города и селения располагались по береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, ремесло и торговлей. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны.

Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора . Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала . Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли .

Главными занятиями населения Финикии были торговля, ремесло, мореплавание и рыболовство; эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.

Древние города Финикии.

Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов; известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям.

(Доп.) Финикийские города были центрами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали, прежде всего, сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

Ремесло.

В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава литейщиков, строителей, ткачей – шагнула далеко за пределы их родных мест.

Кораблестроение.

В Финикии в отличие от Египта и Южного Междуречья росли кедровые и дубовые леса. Какое это имело значение? (Финикийцы сколачивали из бревен прочные корабли и отправлялись в далекие плавания). Купцы везли на продажу шерстяные ткани, стеклянную посуду и другие изделия. В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Стекло.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабли куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.

Производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов.

Задание : ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? (Подобно ткани и глиняной посуде, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы.)

Пурпурная краска.

Во многих финикийских городах, прежде всего в Тире и Сидоне, широко развита добыча пурпурной краски, высоко ценившейся в странах древнего мира. Как же был открыт этот краситель?

Рассказ ученика: Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани пурпурной краской. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали по жиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

Назовите изобретения финикийцев? (Cтекло прозрачное, пурпурная краска)

Про колонии читают учебник стр. 72 п.3 (найти на карте финикийские колонии и обозначить их на контурной карте)

Работорговцы.

Финикийцы были искусными ремесленниками и отважными мореплавателями, но пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев: случалось, они воровали детей.

Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости… Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. “Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня кое-что по лучше: хотите получить по маленькому кинжалу?” Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продадут мальчиков в рабство.

Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма.

В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

Чтение п.4 § 15 с.73.

В чем недостаток финикийского алфавита?

C.74 – начертание букв: “г” - гимель (по-финикийски “верблюд”) Похожа ли эта буква на это животное? А на верблюжий горб?

“Д” - далет (по-финикийски “дверь”) – напоминала вход в шатер.

“М” - мем (по-финикийски “вода”) – напоминала волны.

Вывод: сходство русских букв с финикийскими не случайно: на основе финикийского алфавита создан греческий, а на его основе русский и многие другие.

Обобщение: все финикийские буквы – согласные, гласные звуки при письме пропускались. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.

В чем значение финикийского алфавита?

5. Закрепление знаний и способов действий.

Тестирование:

1. Какое древнее государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря?

( Египет, Лидия, Мидия, Финикия)

2. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы?

(Пороха, бумаги, стекла, фарфора)

3.Сколько букв в финикийском алфавите?

4 . Плоды какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

(Фикуса. пальмы, оливы, фейхоа)

5. Что являлось основным занятием финикийцев?

(Мореплавание, торговля; земледелие; военное дело; виноделие)

6. Какой город финикийцы основали в Северной Африке?

(Трою, Александрию, Фивы, Карфаген)

7. Что греки заимствовали у финикийцев?

(Карты, компас, алфавит, стекло)

8.Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?

(Из оливок, из редких минералов, из морских раковин, из сока растений)

9. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

б) Письменный знак, соответствующий звуку.

в) Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

г) Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы.

(Благовония, колония, пиратство, буква, звук)

10. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Вещество, используемое для изготовления посуды.

б) Первая буква финикийского алфавита.

в) Лилово- красный цвет.

г) Продукт, получаемый из оливок.

(Алеф, масло, стекло, альфа, пурпур)

6. Домашнее задание.

§ 15, задания в рабочей тетради.

Стекло известно человеку с древнейших времен. Сначала люди использовали его для изготовления украшений и посуды. Однако по — настоящему этот вид материала стал приносить пользу, когда люди заметили главное его качество — прозрачность. С тех пор стекло используется повсеместно для остекления оконных рам во всем мире.

Ученые до сих пор выдвигают различные гипотезы и спорят о том, когда и где на нашей планете впервые появилось стекло. Компоненты для его изготовления — песок, сода и известь — встречаются повсеместно, поэтому первое стекло могло быть изготовлено в любом месте на Земле.

По одной из существующих теорий, стекло было открыто древними финикийцами, потому что именно они стали первым продавать красивые и необычные изделий из стекла во всех странах Средиземноморья.


Еще одной страной, где о свойствах стекла было известно с глубокой древности, был Египет. Именно там при раскопках гробниц были найдены бусы и амулеты из цветного стекла, изготовление которых датируется еще 7000 годом до нашей эры. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что это изделия — дело рук местных мастеров, потому что их могли привезти из Сирии.

Но уже в 1500 году до нашей эры египтяне научились делать свое собственное стекло. Для этой цели они использовали смесь измельченной гальки и кварца с песком. Параллельно египтяне изобрели способ изготовления цветного . Если мастера добавляли к смеси кобальт, марганец или медь, то получалось стекло голубого, сиреневого или зеленого цвета.

Спустя три столетия (около 1200 года до нашей эры) египтяне уже умели отливать различные стеклянные изделия в специальных формах. Но трубка для выдувания стекла приобрела известность только в начале эпохи христианства.

Римляне же прославились тем, что они начали делать оконные стекла, которые быстро приобрели популярность и впоследствии распространились по всему миру. На сегодняшний день стекло повсеместно используется в строительстве, на производстве, а также для изготовления многих ценных и полезных предметов, украшений и посуды. Некоторые изделия из стекла являются настоящими произведениями искусства, и вполне могут стать декоративной деталью оформления

Цель:

  • познакомить учащихся с историей Финикии;
  • ее географическим положением, занятиями населения, вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности;
  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, воспитывать интерес к истории.

Оборудование урока:

  1. Карта «Египет и Передняя Азия в древности».
  2. Карточки с понятиями для опорного конспекта.
  3. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Цель.

(стук в дверь, посланец передает свиток).

– Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

– А, что еще необычное вы заметили на уроке?

– Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке.

III. Новая тема.

Финикия расположилась на восточном побережье Средиземного моря. Обозначены ли на карте в Финикии крупные реки, такие как Нил, Тигр, Евфрат?

– Нет, таких крупных рек в Финикии не было. А какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

– Финикийские города были независимыми государствами. Города защищали высокие каменные стены и башни. Дома там строили двухэтажные, с балконами, в городах возводились великолепные храмы и дворцы.

– Как вы думаете, какой был рельеф на территории Финикии, если «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» – «скала»? (Горы и возвышенности)

– Финикийцы были опытными мореплавателями, докажите эту мысль.

Работа в группах:

1-я группа – учебник В.И. Уколовой стр. 74,
2-я группа – карта,
3-я группа – учебник Ф.А. Михайловского стр. 90-91

– Итак, какие доказательства вы нашли?

1-я группа

  • Строили прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. (Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло).
  • Плавали по всему Средиземному морюю

2-я группа

Где побывали финикийцы? (о. Кипр, о. Крит, о. Корсика, о. Сардиния, о. Сицилия, Испания, Северная Африка).

3-я группа

В 600 г до н.э. финикийцы первые в мире обогнули Африку.

– Послушайте исторический источник, и определите, какой образ финикийца сложился у древних народов?

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.
В Ливии с ним в корабле, облетая моря,
Меня он плыть пригласил, говоря:
Товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Да, финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев. Очень часто, пристав к берегу для торговли, они неожиданно нападали на местное население и силой уводили людей на свои корабли или заманивали на свои корабли обманом. Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков, продавали этот товар в другие страны.

– Итак, о каком занятии финикийцев мы узнали? (Работорговля, торговля).

Природные условия благоприятствовали выращиванию оливковых деревьев и винограда, из которых изготавливали вино и масло. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу т.к. в Финикии было мало простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран. На основе всего сказанного обобщите, что покупали и чем торговали финикийцы?

Привозили в Финикию – зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов.

Продавали – лес, вино, оливковое масло, ткани, янтарь, олово, рабов, изделия ремесла.

– Посмотрите на эти предметы (показ ювелирных изделий, вазы, сосудов, ткани). Как одним словом можно сказать, чем еще занимались финикийцы? (ремеслом).

– Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра, драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости (показ иллюстраций).

– Послушайте древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

Итак, финикийские мастера изобрели прозрачное стекло. Его выплавляли в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы.

– Что же еще дала Финикия миру?

Индивидуальное сообщение.

«Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники. В древности пурпур считался цветом царственности».

Итак, что Финикия дала миру? (Пурпурную краску).

– В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. Что такое колония?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.

– Что являлось причиной того, что финикийцы покидали свою страну и основывали колонии, найдите ответ в учебнике на стр. 89-90?

  1. Торговля.
  2. Перенаселенность.
  3. Внутренние распри.

– Возможно, самое великое достижение финикийцев – изобретение алфавита.

Алфавит – способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.

– Что побудило финикийцев сделать это изобретение? Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит. Почему? В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

– Тогда финикийцы создали собственное письмо – древнейший в мире алфавит. Чем отличался финикийский алфавит от египетского письма и клинописи? Почему им овладеть было намного легче? В чем особенность финикийского письма? Ответы на все эти вопросы найдите на странице 91-92.

  1. Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.
  2. Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй – «бет», или «б».
  3. Букв было 22 и все согласные, гласных букв они не придумали.
  4. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.

– Так почему тема нашего урока записана справа налево?

– Так писали финикийцы, теперь это не забудется.

– Какое всемирное значение имело изобретение финикийцами алфавита?

Финикийский алфавит заимствовали древние греки. Они ввели буквы, обозначавшие гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами, создавшими первый алфавит.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Заполнить пропуски.

На восточном побережье Средиземного моря находилась... (Финикия). Финикийцы сажали... (виноград) и... (оливковые деревья). Самыми крупными городами финикийцев были..., ... и... (Библ, Сидон и Тир). В Финикии изобрели прозрачное... (стекло), ... (алфавит) и пурпурную... (краску). Финикийцы основали... (колонии). В Северной Африке финикийцы основали город... (Карфаген).

Б) Коллективный экспресс-ответ фараону

Начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

V. Д/з п.15, ответить на вопросы

Литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М., 2002.
  2. История древнего мира. Дополнительные материалы к урокам.- Брянск «Курсив»., 2003.
  3. Северина О.А. История древнего мира 5класс часть 1. - Волгоград., 2003.

Перед тем, как появиться у вас на экране, эта статья была преобразована в оптические сигналы и со скоростью ~201 000 км/с передана по оптоволоконному кабелю. В основе кабеля - волокна, выполненные из тончайшего стекла, которое в 30 раз прозрачнее чистой воды. Технология стала доступной благодаря компании Corning Incorporated. В 1970 году, используя результаты многолетних исследований ученых всего мира, она запатентовала кабель, способный передавать большие объемы информации на дальние расстояния.

Если вы читаете со смартфона, не забудьте поблагодарить Стива Джобса, который в 2006 году попросил Corning Inc. разработать тонкий, но прочный экран для iPhone. Результат - Gorilla Glass - теперь доминирует на рынке мобильных устройств. Экраны смартфонов с Gorilla Glass пятого поколения не трескаются после падения в 80% случаев (тестовые устройства падали с высоты 1,6 метра - на этом уровне люди обычно держат телефон - на твердую поверхность).

И это далеко не все. Без стекла мир был бы неузнаваем. Благодаря ему человечеству стали доступны очки, лампочки и окна. Но несмотря на вездесущность стекла, в сообществе ученых все еще идет дискуссия об определении этого понятия. Одни считают стекло твердым телом, другие - жидкостью. Много вопросов до сих пор остаются без ответа: например, почему один вид стекла прочнее другого, или почему некоторые стеклянные смеси обладают именно такими оптическими и структурными свойствами. Прибавьте к этому существующие базы данных видов стекла, в одной из них более 350 000 известных на данный момент типов, что обеспечивает возможность создания огромного количества разных смесей. В результате мы получаем поистине интересную область исследования, которая регулярно производит новые удивительные продукты. Стекло оказало огромное влияние на человечество, и можно с уверенностью утверждать - стекло формирует облик нашей цивилизации.

«Мы используем стекло на протяжении тысяч лет, но до сих пор не понимаем, что это вообще такое», - считает Матьё Боши , эксперт по стеклу и член исследовательской команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Как правило, стекло получают, нагревая, а затем быстро охлаждая смесь из нескольких веществ. Например, для создания плоского оконного стекла используют песок (диоксид кремния), известь и соду. Кремний обеспечивает прозрачность, кальций - прочность, а сода уменьшает температуру плавления. «Быстрое охлаждение предотвращает кристаллизацию стекла», - рассказывает Стив Мартин , специалист по изучению стекла в Университете штата Айова.

Именно из-за предотвращения кристаллизации стекло считают аморфным веществом - а не твердым телом или жидкостью. Атомы стекла стремятся восстановить кристаллическую структуру, но не могут, так как застывают на месте в процессе его изготовления. Возможно, вы слышали о том, что стекла в окнах древних соборов со временем стекают вниз, и поэтому становятся толще у основания. Это утверждение ошибочно: старинные технологии изготовления просто не позволяли сделать ровное стекло. Но оно все же находится в движении, пусть и очень медленном. Результаты исследования, опубликованные в прошлом году в «Журнале Американского керамического общества», показали, что при комнатной температуре стеклу старинного собора потребуется около одного миллиарда лет, чтобы переместился один нанометр вещества.

Люди начали делать орудия из обсидиана и других видов вулканического стекла еще на заре цивилизации, а первое рукотворное стекло впервые было изготовлено в Месопотамии чуть более 4 000 лет назад. Вероятно, его получили как побочный продукт при изготовлении керамической глазури. Вскоре эту технологию заимствовали древние египтяне. Исполнительный директор музея стекла в Корнинге Кэрол Уайт утверждает, что первыми стеклянными предметами были бусины, талисманы и прутики для создания мозаичного стекла. Часто с помощью минералов им придавали вид другого материала.

«К началу второго тысячелетия до нашей эры ремесленники начали изготавливать небольшие сосуды по типу ваз. Археологи нашли клинописные таблички с описанием процесса, но написаны они были тайным языком, предназначенным для сокрытия секретов производства», - добавляет Уайт.

Ко времени возникновения Римской империи стеклоделие стало важной отраслью экономики. Писатель Петроний рассказывает историю ремесленника, представшего перед императором Тиберием с куском якобы нерушимого стекла. «Кто-нибудь еще знает, как сделать такое стекло?» - спросил у ремесленника Тиберий. «Нет», - ответил ремесленник, подчеркивая собственную значимость. Тиберий без предупреждения приказал обезглавить бедолагу. Хотя мотивы Тиберия доподлинно не известны, можно предположить, что подобное изобретение могло разрушить стекольную промышленность империи.

Первое крупное новшество случилось в стеклоделии в первом веке до нашей эры, когда в окрестностях Иерусалима стекло начали выдувать. Вскоре римляне придумали, как сделать стекло более-менее прозрачным: так появились первые стеклянные окна. В восприятии стекла произошел значительный сдвиг, так как ранее его ценили только за декоративные свойства. Вместо того, чтобы любоваться стеклом, люди начали смотреть сквозь него. В течение последующих столетий римляне производили стекло в промышленных масштабах, и в конечном итоге оно распространилось по всей Евразии.

В то время науки как таковой не существовало, и стекло было овеяно ореолом таинственности. Например, в четвертом веке нашей эры римляне создали знаменитый кубок Ликурга , который меняет цвет с зеленого на красный в зависимости от угла падения света. Современные исследования показали, что невероятное свойство кубка обусловлено наличием наночастиц серебра и золота.

В Средневековье передовые секреты изготовления стекла хранились в Европе и арабских странах. В эпоху Высокого Средневековья европейцы начали производство витражей. По словам Кэрол Уайт величественные картины на стекле сыграли огромную роль в изучении малограмотным населением катехизиса. Не зря витражи еще называют библиями для бедняков.

Хотя оконные стекла появились еще в эпоху римлян, они по-прежнему были дороги и их было сложно достать. Но все меняется с постройкой Хрустального дворца ко Всемирной выставке 1851 года. Хрустальный дворец представлял собой выставочный зал с площадью остекления 93 000 кв. м. - в четыре раза больше, чем у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, возведенной столетием позже. «Хрустальный дворец продемонстрировал людям достоинства и красоту оконных стекол, он оказал влияние на архитектуру и потребительский спрос», - рассказывает Алан МакЛенаган , директор компании SageGlass, специализирующейся на производстве тонированных окон и других изделий из стекла. Хрустальный дворец сгорел в 1936 году, но через несколько лет оконные стекла стали более доступными благодаря британской компании Pilkington , сотрудники которой изобрели технику создания термополированного стекла наливом расплавленной стекломассы на слой расплавленного олова.

В 13 веке, задолго до того, как оконные стекла стали повсеместно распространены, неизвестные изобретатели создали первые очки. Изобретение помогло в борьбе с безграмотностью и заложило основу для дальнейшего усовершенствования линз, которые позволили увидеть вещи, ранее неведомые. В начале 14 века венецианцы позаимствовали наработки мастеров из Ближнего Востока и Малой Азии и усовершенствовали процесс создания прозрачного стекла под названием «кристалло». Одна из техник предполагала тщательное расплавление кварцевой гальки вместе с золой солелюбивых растений, которые обеспечивали правильное соотношение кремнезема, марганца и натрия, о чем в то время, конечно, не догадывались. Жизненно важно было держать правила изготовления стекла в секрете. Несмотря на высокий статус, который имели все производители стекла, наказанием за пересечение границы Венецианской республики для них была смертная казнь. Венецианцы были лидерами на рынке стекла следующие 200 лет.

Используя стекло собственного производства, венецианцы также создали и первые зеркала. Не хватит слов, чтобы описать все изменения, которые повлекло за собой их появление. Ранее зеркала производили из полированного металла или обсидиана, они были очень дорогими и отражали свет не так эффективно. Новые зеркала сделали возможным появление телескопов и произвели переворот в искусстве: с их помощью итальянский скульптор Филиппо Брунеллески разработал в 1425 году линейную перспективу. Изменилось самосознание людей. Писатель Ян Мортимер даже предположил , что до появления стеклянных зеркал люди не воспринимали себя отдельными уникальными личностями, концепция индивидуальной идентичности не существовала.

У стекла широкий диапазон применения. Около 1590 года Ханс Янсен и его сын Захарий изобрели микроскоп с двумя линзами на концах трубки, который давал девятикратное увеличение. Голландец Антони Ван Левенгук сделал еще один шаг вперед. Будучи относительно образованным учеником торговца галантереей, Антони, считая нити на ткани, часто пользовался увеличительным стеклом и в процессе разработал новые способы полировки и шлифования линз, что позволило увеличивать изображение в 270 раз. В 1670 году с помощью своих линз Левенгук случайно открыл существование микроорганизмов: бактерий и протистов.

Английский ученый Роберт Гук усовершенствовал микроскоп Левенгука. Он автор знаменитого труда «Микрография», первой книги о микроскопическом мире с детальными гравюрами ранее невиданных образов, например, текстур губки или изображений блох. «Украшены блестящей черной броней, тонкого и аккуратного телосложения», - писал Гук о блохах. Вглядываясь в кору пробкового дерева через микроскоп, структура которой напоминала пчелиные соты и монастырские кельи, Гук ввел термин «клетка». Эти достижения потрясли науку и привели, среди прочего, к появлению микробиологии и теории микробного происхождения болезней.

Появление в лабораториях всего мира стеклянных пробирок и пипеток позволило измерять и смешивать разнообразные вещества и подвергать их всякого рода воздействиям. Стеклянные инструменты способствовали развитию химии и медицины, а также сделали возможным появление парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания.

Пока одни ученые возились с микроскопами и мензурками, другие обратили свой взор на небо. Доподлинно не известно, кто изобрел телескоп, хотя первые упоминания об этом устройстве обнаружены в Нидерландах в 1608 году. Телескоп стал известен благодаря Галилею, который усовершенствовал имеющуюся конструкцию и начал изучать небесные тела. В ходе наблюдений за спутниками Юпитера, он пришел к выводу, что геоцентрическая модель мира не имеет смысла, чем вызвал недовольство Католической церкви. Инквизиционная комиссия 1616 года заключила, что заявление о гелиоцентризме «нелепое и абсурдное с философской точки зрения и, кроме того, формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию». Как видите, стекло может и до греха довести.

Влияние стекла на нашу жизнь не ослабевает. Заглядывая в будущее, исследователи надеются осуществить столь же существенный прорыв, используя стекло для обезвреживания ядерных отходов, создания безопасных батареек и проектирования биомедицинских имплантатов. Инженеры разрабатывают высокотехнологичные сенсорные экраны, стекла-хамелеоны, небьющееся стекло.

В следующий раз когда вам на глаза попадется стеклянный предмет, задумайтесь, не странно ли, что материал рожденный землей и огнем, скованный, как пруд покровом льда, постоянно находящийся в атомном чистилище, настолько облегчает человеческую жизнь и способствует прогрессу. Внимательно посмотрите не как обычно сквозь стекло, а прямо на него, и вспомните, сколько явлений остались бы недоступны человеческому глазу, не будь у нас под рукой материала, который сам едва заметен.