30.06.2019

Президент союза. Анатолий Филиппенков: "Мы научились использовать политический ресурс"


Филиппенков Анатолий Анатольевич

Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области

Филиппенков Анатолий Анатольевич родился 28 мая 1942 года в г.Свердловске. В 1957 году окончил Машиностроительный техникум, а в 1966 году - УПИ им. С.М. Кирова. После чего работал более 30 лет в Уральском НИИ черных металлов, где разрабатывал новые высокопрочные и хладостойкие стали для машиностроения и металлургии.

В 2002 году защитил докторскую диссертацию. За заслуги в изобретательной деятельности ему присвоили почетное звание «Заслуженный изобретатель РФ». Филиппенков А.А. является соавтором 220 изобретений, многие из которых запатентова-ны в Японии, Англии, Китае. На базе его разработок продано 14 лицензий в Германию, Бель-гию, Швецию, при этом поступившие средства в размере более 2 млн. долларов использованы на развитие материальной базы и научных исследований Уральского НИИ черных металлов. В 2006 году им получено 2 международных патента с Казахстаном и Белоруссией.

В 1992 году Филиппенков А.А. организовал ИЧП «ФАН», реорганизованное в 1995 го-ду в ЗАО «Научно-производственное предприятие ФАН». Сейчас в этом научном предприятии работают 5 кандидатов технических наук и оно является лидером в России по разработке технологии производства высокопрочных и хладостойких сталей для литых деталей вагонов, тракторов, горно-металлургического и нефтегазового оборудования с целью снижения стоимости и повышения качества машин и оборудования. В настоящее время новые ресурсо- и энергосберегающие технологии, разработанные под его научным руководством внедряются в ФГУП «Уралвагонзавод», «Уралмаш-спецстали», корпорации «ВСМПО-Ависма» и других предприятиях УФО. «ФАН» поставляет свою инновационную продукцию на предприятия России и СНГ, Германии (новые технологии, экономичные лигатуры и нихром).

Работа предприятия под руководством Филиппенкова А.А. отмечено ря-дом дипломов международных симпозиумов и выставок, (в т.ч. по линии ООН Лас-Вегас, США), а также областным званием «Лидер в бизнесе». Предприятие в своей работе независимо от разных обстоятельств четко выполняет свои обязательства перед государством, партнерами и своим коллективом, что позволило первым в Уральском феде-ральном округе в 2001 году получить, а в 2002-2006г.г. подтвердить свидетельство Уральской торгово-промышленной палаты ТПП РФ «Надежный партнер предпринимательской дея-тельности в России и за рубежом».

За большой научно-технический вклад в прогресс литейного отечественного производства Филиппен-ков А.А. избран в 2003 году академиком Академии инженерных наук РФ. Он является соавтором пятнадцати монографий и трех учебников по литейному производству для ВУЗов. Учитывая его вклад в развитие литейного производства в 2003 году на съезде литейщиков России Филиппенков был избран председателем Комитета стального литья Российской ассоциации литейщиков.

Научную и производственную деятельность Филиппенков А.А. активно совмещает с активной общественной работой, прикладывая много сил для решения актуальных задач по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса Свердловской области и в Уральском регионе. В 1999 году он при личной поддержке Губернатора Росселя Э.Э. объединил предпринимателей в Союз малого и среднего бизне-са. Некоммерческое партнёрство «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» зарегистрировано 22 июля 1999 года и является одним из крупнейших объединений предпринимателей России. Союз объединяет 70 отраслевых и территориальных объединений, почти пять тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Анатолий Филиппенков активно участвует в работе:

Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе;

Общественного совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции;

Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Главном федеральном инспекторе в Свердловской области;

Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Свердловской области (Филиппенков А.А. является заместителем председателя Совета);

Общественного совета при прокуратуре Свердловской области по защите малого и среднего бизнеса;

Координационного совета при ГУВД по Свердловской области по защите субъектов малого и среднего бизнеса от криминальных посягательств, соблюдению законности при проведении проверок;

Общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы по Свердловской области (Филиппенков А.А. является председателем Совета);

Общественного совета при Министерстве промышленности Свердловской области.

При непосредственном участии А.А. Филиппенкова были заключенысоглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Правительством Свердловской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы, ГУВД по Свердловской области, а также территориальными Управлениями Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехрегулирования, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Росфиннадзора, Росавтодорнадзора, Госпожарнадзора, Государственной инспекцией труда, Общественной Палатой и др.

А.А. Филиппенков участвовал в разработке и реализации:

Проекта закона Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области»;

Закона Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области»;

Концепции государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2020 г.

Награды:

1976г. - Лауреат премии Ленинского комсомола;

1982г. - Лауреат премии Совета Министров СССР;

1983г. - Заслуженный изобретатель Российской Федерации;

1999 г. - медаль Академии инженерных наук им. М.В.Келдыша;

2001г. - Лауреат премии АИН РФ им. Грум-Гржимайло;

2002г. - знак "Заслуженный предприниматель" Российской академии бизнеса;

Родился 28 мая 1942 года в Свердловске.
В 1961 году окончил Машиностроительный техникум Свердловского Совнархоза.
В 1966 г. – Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова.
С 1966 по 1979 год работал в Уральском НИИ черных металлов, в лаборатории стальных и чугунных отливок, прошел путь от лаборанта до заведующего лабораторией.
1979 – 1992 гг. – руководитель межотраслевого Инженерного центра "Металлопродукция для Севера" в УралНИИчермет.
С 1992 г. по настоящее время – генеральный директор НПО "ФАН".
С 1982 г. – кандидат, а с 2002 г. – доктор технических наук.
Автор более 300 печатных работ, 10 монографий и более 230 изобретений и патентов. На новые технические решения продано 14 лицензий в Германию, Бельгию, Швецию, Нигерию.
С 1997 г. – член Президиума Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области.
С 1999 г. – Президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса.
С 2002 г. – советник аппарата полпредп Президента РФ по УрФО.
С 2003 г. – Председатель Комитета стального литья Российской ассоциации литейщиков.
Заслуженный изобретатель России (1983 г.). Удостоен медали им. М.В. Келдыша АИН РФ (1999 г.). Лауреат премии им. Грум-Гржимайло" АИН РФ (2001 г.). "Заслуженный предприниматель" Российской академии бизнеса и предпринимательства.
ЗАО НПП "ФАН" – первое предприятие в Свердловской области и УрФО получившее свидетельство УТПП ТПП РФ "Надежный партнер в России и за рубежом". Предприятие – победитель областного конкурса "Лидер в бизнесе" в 2001, 2002, 2003 гг., получило 8 дипломов международных и российских выставок.
Увлечения: охота, рыбалка, футбол, горные лыжи.
Женат, имеет сына.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

Около трети предпринимателей Свердловской области вовлечена в коррупционную деятельность. Об этом заявил президент областного НП «Союз малого и среднего бизнеса» Анатолий...

Правительство Свердловской области утвердило состав наблюдательного совета «Урала без наркотиков». Постановление об этом подписал председатель правительства Денис Паслер. Как...

Представители свердловского бизнес-сообщества обсудят с представителями власти взаимодействие по вопросам противодействия коррупции. Как сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе...

Генеральный директор ГК «ТРАНССИБУРАЛ» Сергей Мазуркевич сегодня, 19 октября, утвержден на посту председателя правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области. ...

Руководитель негосударственного центра реабилитации наркозависимых «Урал без наркотиков» Антон Поддубный встретился с президентом крупнейшего в России благотворительного фонда...

Свердловская областьВ 10:00 в гостинице Hyatt (Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 8) стартует научно-практический семинар «О роли некоммерческих организаций в системе...

Реабилитационный центр «Урал без наркотиков» начинает работу летом. Об этом «УралПолит.Ru» стало известно сегодня, 28 марта, во время круглого стола по проблемам наркомании в...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 22 мая, ИА УралПолит.Ru. Участие малых и средних предприятий в переработке промышленных отходов обсудят на Иннопроме – 2013. Как передает корреспондент...

Свердловская областьВ 9:00 в Международном выставочном центре «Екатеринбург-Экспо» (Екатеринбург, Экспо-бульвар, дом 2) пройдет бизнес-форум «Будущее города», организованный...

Итоги выставки «Иннопром», завершившейся на днях в Екатеринбурге, еще только подводятся, но участники и эксперты уже делятся своими впечатлениями. О том, что такое «Иннопром» ...

Программу ведет Олег Вахрушев. Гость программы - Анатолий Филиппенков, президент Союза малого и среднего бизнеса Екатеринбурга

Олег Вахрушев: Сегодняшний наш гость - президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса, заслуженный изобретатель России, доктор технических наук Анатолий Филиппенков. Здравствуйте, Анатолий Анатольевич. В конце августа прошлого года на первом съезде представителей малого предпринимательства вы заявили, что правительство Свердловской области на развитие малого бизнеса не выделило ни копейки. Чуть позже вы заметили, что наконец-то на 2004 год правительство запланировало выделить бизнесменам денежные средства в 8 раз больше. Арифметика полагает то, что 8 умножить на ноль, в любом случае получается ноль. Действительно, все-таки были выделены какие-то средства на развитие малого предпринимательства в этом году?

Анатолий Филиппенков: Я такого не помню, чтобы я заявлял, что не было ни копейки выделено. Действительно, деньги малому бизнесу практически выделялись всегда, другое дело, что денег всегда катастрофически не хватает. Роль в секторе экономики малого предпринимательства намного выше и больше повышения эффективности объемов товаров и услуг в Свердловской области. Мы, малый бизнес, подписали конвенцию с "Единой Россией", со свердловским отделением, с правительством. Мы не верили в ее эффективность, думали, политическая игра. В действительности, объем бюджетных денег в этом году по сравнению с прошлым годом увеличился в 7 раз. Это удивительно, ни на 10, ни на 20 процентов. То есть мы почувствовали, что правительство разворачивается лицом к малому бизнесу, хотя, конечно, не все гладко. Мы сейчас объединились в единое предпринимательское пространство, мы создали координационный совет объединений предпринимателей, единственный в России, и 40 союзов к нам вошло, 450 рабочих на предприятиях Свердловской области от малого бизнеса. И самое главное - темпы развития малого предпринимательства в Свердловской области за последние 3 года, по статистике официальной, в 4 раза выше объемов прироста товаров и услуг в среднем показателе Свердловской области. Хотя показатели Свердловской области лучше, чем в России. Поэтому вклад малого бизнеса существенный, он составляет около 15 процентов. И если сейчас помочь малому бизнесу, не крупным предприятиям, которые на 60 процентов убыточные в настоящее время, то Свердловская область впереди планеты всей будет. Я настроен оптимистически, несмотря на всякие проблемы.

Олег Вахрушев: На предприятиях малого и среднего бизнеса Свердловской области работает 500 тысяч человек, это половина работоспособного населения региона. Время градообразующих, крупных предприятий, на которых работало по 50-100 тысяч прошло, так считают члены областного Союза малого и среднего бизнеса.

Итак, Свердловскому областному Союзу малого и среднего бизнеса 5 лет. Анатолий Анатольевич, вы стояли у самого начала зарождения этой организации. Наверное, есть смысл подвести какие-то итоги того 5-летия, которое завершилось. Как вы начинали? Насколько были велики трудности в то время и насколько более или менее складывается счастливо ситуация сейчас?

Анатолий Филиппенков: Мы начали в 99-м году. Год был очень тяжелый для малого бизнеса. Было время последефолтовое. Наш первый президент Борис Николаевич Ельцин, наш любимый земляк, знаете, любил олигархов, малый бизнес, мелкий был ему не так интересен. В бюджете исчезла строчка на поддержку малого бизнеса. И тогда я решил, что надо объединяться (как пролетарии всех стран, соединяйтесь - мой лозунг, предприниматели Свердловской области, объединяйтесь). Чтобы попасть к нашему губернатору, попал специально в делегацию Свердловской области, отправляемую в Белоруссию. В самолете с помощью женщин-предпринимателей поговорил с Эдурадом Росселем и, на удивление, получил очень сильную поддержку. Создали мы Союз с помощью Галины Алексеевны Ковалевой и Николая Николаевича Беспамятных, без них мы бы не смогли. И вот эти 5 лет для Свердловской области большой объем прироста товаров и услуг. Например, в 6 раз выше объем товаров и услуг. Численность тоже, на процентов 40 возросло количество малых предприятий. Конечно, это не только благодаря нашему союзу. Мы проводили съезд предпринимателей и наш главный лозунг "Солидарность и перспективы". С целью консолидации (как обычно, знаете, любой рыцарский орден, у него девиз), мы сделали свое знамя малого бизнеса и даже гимн впервые в России. Мы открыли наше праздничное совещание, посвященное юбилею, все встали, услышали гимн. И я даже после того, как гимн закончился, увидел, как по некоторым лицам суровым катились слезы у настоящих предпринимателей и бизнесменов. И я заявил, что правительство может рассчитывать на таких бизнесменов, которые в трудную, тяжелую минуту России готовы поддержать грандиозные планы правительства Свердловской области.

Олег Вахрушев: Несколько, конечно, пафосом отдают и какими-то незабытыми еще временами. Анатолий Анатольевич, сейчас мы как раз будем с вами разговаривать о взаимоотношениях, о взаимодействии и взаимовыгодном, наверное, сотрудничестве малого бизнеса и властных структур. Не секрет, что власть всегда, наверное, и провоцировала и будет провоцировать бизнес, скажем так, на неформальные отношения, на неуставные отношения. Бизнесмены часто охотно идут на подобные провокации, им действительно легче дать взятку, нежели противостоять этой системе. Коррупция - это неотъемлемая часть нашей бюрократической системы, с этим поспорить невозможно. Тем не менее, вы в достаточно теплых отношениях практически со всем руководством Свердловской области. Как-то небольшая нестыковочка получается. Расскажите, пожалуйста, поподробней об этом.

Анатолий Филиппенков: Я не совсем согласен с вами, что охотно идут предприниматели на поддержку системы взяток. Сейчас большинство предпринимателей поняли, что легально работать выгодно. Конечно, менталитет российского предпринимателя, когда приходит проверка или когда конфликт с властью, договориться конфиденциально. Иностранцы этого понять не могут, работающие у нас. Там все судятся друг с другом, а у нас предприниматели боятся с властью судиться. И это действительно проблема. Например, у нас года три назад была острая ситуация с криминалом, хищения цветных металлов, многие фирмы работали без лицензии, криминал царствовал. Благодаря грамотной политике Министерства металлургии, силовых органов, союзов малого бизнеса мы объединились, и те, кто воровал, сел. То есть мы такую работу провели. Меня включили в состав комиссии по выдаче лицензии на цветные металлы. Благодаря этой работе 30 процентов малых предприятий вышли из тени. В результате, вы знаете, это и места рабочие, и налоги, и так далее. То есть мы, конечно, пытаемся работать легально. Другое дело, что не всегда это удается, коррупция даже в Америке есть. У нас поскольку в законе нет слова "коррупция", бороться с тем, чего нет, невозможно. Мы даже писали письмо в ГД, чтобы этот закон о противодействии коррупции ужесточить. Они его никак пропустить не могут, что подозрительно, в Москве, в ГД. Чтобы парикмахерскую открыть или магазин, или, не дай бог, землеотвод, это два года надо ходить по кругу и невольно рука тянется решить эту проблему, чтобы бизнес не страдал.

Олег Вахрушев: У нас есть телефонный звонок.

Слушатель: Евгений, Екатеринбург. Анатолий Анатольевич, чтобы вы могли сказать об отношениях властей города Екатеринбурга к строительной сфере, о всех этих разборках между строительными компаниями, работающими или под эгидой власти города, или под эгидой областного правительства, или еще как-нибудь?

Анатолий Филиппенков: Вы знаете, я с вами полностью согласен. В Екатеринбурге, да и в области, я думаю, во всей России, монополизация крупных строительных контор, которые не пускают на свой рынок малые предприятия. То есть тендер должен быть открытым, чтобы все принимали участие. Потому что все эти крупные фирмы, которые строят в Екатеринбурге и с которыми очень дружит администрация города, они в 3-4 раза завышают стоимость. В среднем, например, по России 8 тысяч квадратный метр, а продают за 15 тысяч, это по России, то есть 100 процентов прибыль. У нас в Екатеринбурге 300 процентов прибыли получают. А любая монополизация - это взвинчивание цен. Страдают в конце концов все жители.

Недавно проводила коллегию Галина Алексеевна Ковалева, первый заместитель председателя правительства Свердловской области, и мы предложили как бы пул такой создать. То есть предприниматели собирают деньги, нам выделяют площадь и мы строим сообща и при этом себестоимость будет значительно ниже. Буш назвал Россию страной рыночной экономики и не потому, что олигархи у нас больше всех процветают. За два года в России олигархов больше появилось и миллиардеров, типа "ЮКОСа", чем во всем мире. Для них лакмусовая бумажка - это развитие малого предпринимательства. И когда мы проводили юбилей 6 августа, у нас присутствовало три консула - американский, английский и чешский. Они смотрели, как развивается малый бизнес. Итальянцы приезжали к нам, немцы, они в первую очередь хотят помочь не государственному сектору, не крупным предприятиям, а именно малому бизнесу. Поэтому мы как раз сейчас готовим большую бумагу, чтобы сделать рынок в строительстве более доступным для малых предприятий, и поэтому мы консолидируемся. У нас Борис Анатольевич Зырянов есть, который отвечает за строительство. Со Смирновым Виталием Николаевичем, исполняющим обязанности главы нашего города, я разговаривал, он тоже поддерживает. То есть наша задача - чем больше участников в рынке строительном, тем ниже себестоимость. Это главный рыночный инструмент - снижение себестоимости строительства в Свердловской области.

Олег Вахрушев: Анатолий Анатольевич, то, что касается опять-таки строительства. Вы сами говорите, что 300 процентов прибыль получается. Естественно, чиновникам с этой суммы какая-то мзда выпадает в любом случае, потому что сами же чиновники устанавливают этот тендер, выдают тендер на строительство и, конечно, какая-то сумма им идет. Они от этого куска хлеба никак не откажутся, согласитесь. Мне кажется, то же самое будет в областном правительстве, когда на территории области какая-то крупная компания будет строить. Это называется, по-моему, в бизнесе "откат" что ли от той прибыли, которую получает предприятие, для кого-либо. Существует такое явление?

Анатолий Филиппенков: Как не существует? Все это отлично знают. Чиновник, когда дает разрешение именно этой фирме, конечно, он имеет свой интерес. Другое дело, как его поймать за руку. У нас проходил недавно второй съезд представителей малого бизнеса и задавали вопрос главе администрации Чернецкому Аркадию Михайловичу, он принял активное участие в этом съезде. Аркадий Михайлович говорит, "я сам помогу посадить того человека, вы мне дайте только фамилию, давайте факты". Понимаете, все говорят, слухи ходят тут и там. Это опять же менталитет российский. И вообще, одной милиции не справиться с коррупцией, с криминалом, надо опираться на гражданское общество. Это очень понятно. Поэтому подготовили соглашение с ОВД и милицией, где будем сообща как бы помогать друг другу, потому что малый бизнес, еще раз говорю, это самое прогрессивное направление, которое хочет пойти в строительный рынок, хочет войти в металлургический рынок. То есть мы хотим, мы заинтересованы, чтобы рыночные отношения были, настоящие и добросовестные конкурентные отношения. Только тогда будет стоимость товаров и услуг снижаться у нас в области, если больше допускать в рынок малые предприятия.

Олег Вахрушев: Не секрет, что малый бизнес - это не только торговые точки, где продают, не только небольшие фабрики по производству и выпечке хлеба и прочая масса различных видов деятельности, но также и некая научная работа. Я бы хотел спросить у вас о перспективах развития именно научно-технического потенциала малого бизнеса.

Анатолий Филиппенков: Я считаю, вы попали в точку. Потому что, к сожалению, сейчас такая структура, больше половины, 60 процентов малого бизнеса работает в торговле. Конечно, я с уважением отношусь к бизнесу. Но намного важнее помочь не тому, кто работает в торговле, а помочь тому, кто рождает новые технологии. Потому что всем нужно понять простую истину: только инновации, только массовое внедрение новых технологий по снижению себестоимости, по повышению производительности и качества могут поднять Россию на новый этап. А вот работающих в научной сфере на малых предприятиях составляет в Свердловской области всего 4 процента. Мировая практика показала, что 80 процентов новых изобретений сделано в малом бизнесе, как ни странно. У меня упрек к Академии наук, там внедряется в настоящее время, по их же данным, 3-5 процентов. То есть куда идут деньги? Ведь не тот выигрывает, кто разрабатывает новые технологии, а тот, кто их внедряет. А малые предприятия, которые занимаются производством, они по своей природе, чтобы выжить, иначе их проглотят большие конкуренты, невольно снижают себестоимость качества, у них инновационные составляющие в 5 раз больше в среднем, это подсчитано, чем на больших предприятиях. И поэтому один из наших главных приоритетов - помогать малым наукоемким предприятиям. И нам удалось за два года с помощью государственного фонда, возглавляемого Бортником, из Москвы получить безвозвратных денег на поддержку малого наукоемкого бизнеса 90 миллионов рублей. Это Свердловская область вся столько не вкладывает денег, сколько мы из Москвы получили. Никто в это не верил. Я считаю, это очень большая победа. Потому что у нас нет никаких налоговых льгот для малых наукоемких предприятий, а бизнес там рискованный. Например, наше научно-производственное предприятие "Фан", которое я возглавляю, мы разработали новый сплав нихрома, который в 2,5 раза дешевле, чем стандартный нихром. Но нам нужна помощь, вот мы из Москвы получили помощь. Поскольку это рискованно было, кредит банк не давал под рискованную работу. Вот мы получили. И таких предприятий, даже еще лучше нашего, очень много. Им надо помогать в первую очередь, наукоемким, ресурсосберегающим предприятиям малого бизнеса.

Олег Вахрушев: Вы затронули тему кредитования. Вопросы кредитования малого бизнеса на территории области будут решаться в положительную сторону?

Анатолий Филиппенков: Вы знаете, вот этот кризис, не кризис, но полундра была большая среди банков. Конечно, в Москве, мы считаем, предприниматели, кто-то раздул, чтобы погреть руки, съесть более маленькие банки. Но для нас это, конечно, волнительно. Мы хотим, чтобы рынок работал стабильно. Например, "Вузбанк" открыл центр поддержки кредитования малого предпринимательства, где взял на себя функции юридического сопровождения, консультаций по налогам и так далее. "Вузбанк", например, 30 процентов уже составляет малый бизнес. И самое странное, почему-то банки боятся, что предприниматели кинут их, бросят, того, что нет залога у малых предприятий обычно, кроме квартиры. Практика показала, что в 99 процентах малый бизнес не обманул, потому что куда бежать: квартира здесь, оффшоров у малого бизнеса нет. Если людям хочется здесь, в России, в отличие от олигархов. И сейчас многие банки пошли на схему выдачи кредитования, и это радует.

Анатолий Анатольевич, Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области действует уже более десяти лет. Какова реальная польза Союза для каждого отдельного предпринимателя?

Во время острой фазы кризиса весь мир поддерживал, прежде всего, малые предприятия, особенно успешные, которые способны обеспечить занятость для высвобождающихся кадров больших предприятий. А у нас в России помогали прежде сего банкам и крупным предприятиям. Комуто кризис, а кому-то бонус. Эта господдержка стала подушкой безопасности для миллиардеров, число которых за время кризиса выросло. А пострадали малые производственные и инновационные предприятия. Так вот, не будь у нас предпринимательских объединений, дело обстояло бы еще хуже. Чтобы защитить свои права, надо объединяться, каждого предпринимателя в отдельности власть не услышит, и поэтому мы стараемся, объединившись и собрав все лучшие идеи, подходить к вопросу системно. Наш Союз специализируется на инновациях, среди его членов - четыре доктора технических наук, пять профессоров. Мы заключили соглашение с Фондом Бортника, по которому в Свердловскую область ежегодно перечисляется около 70 млн рублей. Это чистые деньги, не кредитные, идущие на разработку новых технологий в области ресурсосбережения. Этим мы гордимся, потому что это выгодно отличает наш Союз от других. Наш Союз заключил соглашение с правительством Свердловской области и с Единой Россией, в котором прописаны права и интересы предпринимателей. Совместно с Союзом промышленников и предпринимателей мы разработали, например, областной закон по инновационной деятельности, который недавно принят Свердловской областной думой. Мы разработали четкие критерии, чтобы все участники инновационных процессов понимали, что такое инновационный проект, каковы его отличительный признаки. Под инновационный проект получить кредит гораздо сложнее, чем под вагон пива. И мы очень надеемся, что новый закон поможет нам вывести ин- новационную деятельность на новый уровень. Могу сказать, что законы, выросшие в среде предпринимателей, работают эффективнее, потому что в них уже учтены все подводные камни, им не нужны дополнительные подза- конные акты.

Какую еще деятельность Союза вы считаете необходимой?

Сегодня создается очень много организаций, в название которых входит слово «технопарк». Число их не учтено, многие из них выпускают тех- нологически отсталую продукцию, но при этом требуют государственных дотаций. Мы хотим провести общественную аккредитацию технопарков, для чего предложили создать комиссию под руководством Александра Петрова, заместителя председателя правительства Свердловской области. Цель - выбрать технопарки, соответствующие международным и российским критериям, и предложить государству их поддерживать, не распыляя средства по другим технопаркам. К их числу относится парк в Нижнем Тагиле, который предлагает дпринимателям самые выгодные условия для работы на базе завода Уралхимпласт. Мы хотим также провести общественную аккредитацию бизнес-инкубаторов, на которые в свою очередь выделены серьезные средства, но результатов пока что нет. Нет пока золотых яиц, из которых смогут вылупиться новые инновационные фирмы. Законы так устроены, что кредит легче получить тем, кто занимается торговлей. Поэтому у нас 70% предпринимателей и работает в сфере торговли и услуг. Я уважаю этот бизнес, в нем тоже много места для применения инновационных технологий, но в России необходимо в первую очередь развивать производство, внедрять современные технологии. К этому же нас призывает губернатор Александр Мишарин. Сегодня доля малых инновационных предприятий и инновационной продукции в экономике области составляет 4 5%, при этом в «Стратегии-2020» предусмотрено увеличить ее до 25%. Поэтому дальнейшая работа по развитию инновационной деятельности - одно из перспективных направлений работы Союза.

Каковы политические приоритеты регионального Союза МСБ?

Раньше предприниматели не верили в политику, занимаясь только наби- ванием собственных карманов. Сейчас они понимают - закон может быть на стороне бизнесменов, но для этого самим бизнесменам надо принимать уча- стие в политических движениях, в выборах, самим формировать новую по- литическую реальность. К сожалению, многие политики рвут на груди тель- няшку, а потом забывают о своих обещаниях, поэтому предпринимателям стоит поразмыслить, кого поддерживать. Мы, Союз малого и среднего биз- неса Свердловской области, прагматично выбрали Единую Россию, и работа- трудничеству с Единой Россией резем с ней конструктивно. Благодаря соко увеличилось финансирование малого бизнеса, нам удалось снизить многие налоги. То есть, мы научились использовать политический ресурс для того, чтобы помогать развитию предпринимательства в нашей области. 85% глав муниципальных образований - это члены Единой России, и мы используем этот ресурс для защиты прав предпринимателей, особенно в малых и мо- ногородах.

О каких правах идет речь?

По федеральному закону №209 все контрольно-ревизионные органы и в регионах, и в муниципальных образованиях должны обязательно органи- зовать общественные советы. По законодательству они не имеют права выпускать подзаконные акты, касающиеся малого и среднего бизнеса - без предварительного их обсуждения на общественных советах. Однако во многих муниципальных образованиях закон №209 нарушается и никакие общественные советы не создаются. Например, в Первоуральске общественный совет при главе города был создан буквально за одну ночь перед приездом Виктора Миненко, главного федерального инспектора по Свердловской области. Общественные советы помогают снижать давление властей на предпринимателей. Предпринимателям очень хорошо помогает совет по защите прав предпринимателей при областной прокуратуре под руководством Филиппенко Сергея Владимировича. Благодаря этой общественной структуре почти на 40% сокращено количество сверхплановых проверок со стороны контрольно-ревизионных органов. Многие главы городов получили предписание прокуратуры организовать общественные советы. Областные, городские и районные прокуроры ведут проверки исполнения органами местного самоуправления практически всех федераль- ных законов, регулирующих развитие малого и среднего бизнеса. В ре- зультате выявлено свыше 250 нарушений, допущенных органами муниципальной власти. 62 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Федеральный закон №294 гарантировал права предпринимателей при проведении проверок. Однако общественные исследования показали, что сотрудники контрольно-надзорных органов сами в каждой второй проверке нарушали закон. Например, контролеры требова- ли предоставить документы или образцы продукции, не относящиеся к предмету проверки, превышали срок проверки, и даже требовали от пред- принимателей выделить средства для покрытия затрат при проведении проверки. Наш Союз подготовил предложения по реализации закона №294, в числе которых: проведение аттестации должностных лиц на знание закона (в Управлении Роспотребнадзора аттестацию впоследствии прошли более 500 человек) и разработка административных регламентов проведения проверок. Наша работа позволила уменьшить число государственных проверок на потребительском рынке области в 2009 г. до 33000, что на 15% меньше, чем в 2008 г. В 2010 г тенденция снижения числа проверок сохранилась.

Какова роль губернатора в развитии малого бизнеса в области?

Мне очень нравится та серьезность, с которой он произнес фразу: «Хватит кошмарить малый бизнес». Он настроен сдерживать избыточное давление административных органов, которое тормозит развития предпринимательства. Когда Александр Сергеевич только появился в области и его кандидатуру утверждали в областной думе, он пообещал депутату Владимиру Конькову встретиться с малыми и средними предпринимателями области. И четко выполнил свое обещание: впервые за четыре года предприниматели могли вживую пообщаться с губернатором. На этой встрече были подняты острые вопросы, например о том, что поддержка инновационного малого бизнеса на деле превращается в фикцию. Он воспринял критику конструктивно, очень трезво. В этом году, например, финансирование малого бизнеса в сравнении с 2006 годом увеличилось раз в пятьдесят. Не на 50%, а в пятьдесят раз. Он регулярно проводит совещания по малому бизнесу и ставит задачи по его развитию Правительству области, партии Единая Россия, предпринимателям. Я полагаю, это кое-что говорит о губернаторе. Так что теперь дело за малым бизнесом - надо ответить и предложить интересные, нужные области проекты.

Насколько хорошо исполняются в регионе законы, касающиеся малого бизнеса?

У нас большую озабоченность вызывает исполнение федеральных законов №293 и особенно №159 о льготной приватизации помещений, при- надлежащих муниципальным образованиям. Из тысяч объектов, которые малый бизнес мог бы приватизировать по 159 закону, за два года приобретено всего около 200 нежилых помещений. Главы муниципалитетов бойкотируют закон и не хотят продавать муниципальную собственность малым предприятиям, хотя выполнение закона может принести в целом по области почти около 4 миллиардов рублей. Есть и другие сложности. В 2009- 2010 годах было принято около 10 нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса (законы и постановления Правительства Свердловской области). В нарушение действующего законодательства предприниматели предварительно об этих проектах не информировались и не привлекались министерствами к подготовке экспертных заключений. Например, 11 октября 2010 г была принята областная программа государственной поддержки мало-

го и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011-2015 годы. Ее проект не представлялся на координационный совет при Прави- тельстве области и большинству объединений предпринимателей. Нам приходится сталкиваться и с новыми барьерами: 23 июля 2010 года принят федеральный закон №171, реформирующий порядок применения наказания в виде административного приостановления деятельности. Теперь приостанавливать работу предприятия на срок до 90 дней смогут не только суды, но и другие органы. Вернулись на 5 лет назад! Увеличились транспортный налог, земельный налог…

Существует и незаконная предпринимательская деятельность…

К сожалению, из-за кризиса, изза нехватки оборотных средств, изза избыточного административного давления более 20% малых предприятий области работает «в тени». Многие работники больших предприятий подрабатывают кто извозом, кто ремонтом автомобилей, кто переводчиком… Все это незаконная предпринимательская деятельность, и мало кто задумывается, что она карается вплоть до уголовного преследования. Например, многие малые предприятия, занятые сбором и переработкой металлолома, работают без лицензий. А ведь сегодня патент на предприни- мательскую деятельность получить не так уж и сложно, есть облегченная форма. Девяностые годы кончились вместе с диким капитализмом, пора переходить к цивилизованным формам ведения бизнеса. Поэтому наш Союз вместе с Минпромышнауки области помогает получать лицензии тем предпринимателям, которые готовы работать «по белому», предоставлять услуги на законных основаниях, платить налоги.

Как в целом предприниматели относятся к власти?

Практика показывает, что занятые в малом бизнесе люди, вне зависимости, наемные работники это или работодатели, не участвуют ни в забастовках, ни в революциях. Они заняты делом, для них главное - стабильность общества. Им очень важно в этой связи доверие, например, к милиции. Однако опросы говорят, что сегодня 65% предпринимателей милиции не доверяют и даже боятся ее. А как можно победить криминал (бизнес «в тени» часто связан с криминалом) и коррупцию, если общество так не доверяет милиции? Чтобы попытаться исправить такое положение дел, мы, впервые в России, два года назад подписали соглашение с областным ГУВД и создали при нем ко- ординационный совет. Эта практика теперь закреплена в девятой статье закона о полиции. Задача таких советов - контроль деятельности милиции. Среди предпринимателей немало тех, кто нарушает закон, но в то же время и «человек с наганом» далеко не всегда безупречен в отношении закона, превышая свои полномочия. Так что наша задача сейчас состоит в том, чтобы, во-первых, поднять доверие к милиции, а во-вторых, по возможности выявлять и тем самым снижать количество неправомерных действий, например, незаконных «заказных» проверок, со стороны милиции в отношении предпринимателей. Естественно, мы поддерживаем милицию, когда она пресекает незаконную предпринимательскую деятельность, в частности с помощью Союза проведен рейд против предпринимателей, покупающих и продающих краденые мобильные телефоны. Поднимать престиж милиции в глазах общественности можно различными способами. У нас, скажем, возникла идея создать памятник милиционерам, погибшим на защите правопорядка. Мы планируем создать специальный фонд, подго-товить проект и готовы принимать деньги от граждан и бизнесменов на постройку памятника. Считаю, что сотрудничество предпринимателей и милиции будет полезно всем, поскольку мы все заинтересованы в том, чтобы законы соблюдались.

По данным сайта http://urpred.ru, 2010 г.