13.09.2019

Почему существуют убыточные производства? Как преобразовать дочернее общество в филиал для целей налоговой экономии. Заполнение ликвидационного баланса с нарушениями грозит отказом в ликвидации


Вид продукции и отрасль

Объем производства продукции, ц

Продажа продукции в ценах базисного года, тыс. руб.

Отклонение,%

Отклонение,%

Растениеводство

2. Картофель

3.Семена льна-долгунца

Животноводство

1. Кр.рог.ск. в живом весе

Так, производство зерна, семян льна-долгунца и тресты в 2009 году увеличилось по сравнению с 2007 годом соответственно на 161,1%, 11,1%, 145,9%. А их реализация, за исключением тресты, снизилась на 13,5% и 71,9% соответственно; реализация тресты в ценах базисного года выросла в 2,5 раза.

Производство продукции животноводства: кр.рог.ск. в живом весе в 2009 году уменьшилось на 14 %, реализация в ценах базисного года на 23%; производство молока выросло на 22,9%, реализация увеличилась на 18,8%, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.3.

В динамике за 2007-2009 года можно проследить изменение продуктивности и урожайности основных видов животных и культур соответственно.

Таблица 2.3

Продуктивность основных сельскохозяйственных животных и урожайность основных сельскохозяйственных культур

Показатели

Темп роста, %

Среднегодовой надой молока на 1 гол., ц

Среднегодовой прирост 1 головы кр.рог.ск., кг

Урожайность зерновых, ц/га

Урожайность картофеля, ц/га

Урожайность семян льна-долгунца, ц/га

В динамике за 2007-2009г.г. урожайность в основном всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых в изучаемом хозяйстве, значительно увеличилась за последние три года. Значительное снижение урожайности наблюдается у льна-долгунца – 71,5%.

Продуктивность коров молочного стада за 2007-2009г.г. выросла – на 20%, а среднегодовой прирост 1 головы кр.рог.ск. уменьшился на 14,3% или на 29,5кг.

Изменение важных показателей, которые, несомненно, влияют на эффективную деятельность предприятия, естественным образом сказалось на результатах финансовой деятельности исследуемого хозяйства (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели

Отклонение 2009 года от уровня 2007 года (+,-),%

Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб.

Коммерческая себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Прибыль (убыток) от продаж - всего, тыс.руб. в т.ч. в растениеводстве

в животноводстве

Рентабельность (убыточность) производства в целом по предприятию, %

в растениеводстве

в животноводстве

Рентабельность (убыточность) продаж

в целом по предприятию, % в т.ч. в растениеводстве в животноводстве

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

Финансовые результаты деятельности предприятия за период с 2009 года по 2007 год изменились достаточно в лучшую сторону. Отклонение по выручке составляет +30,51%, по прибыли (убытку) от продаж - +35,99%. Увеличение данных показателей обусловлено установлением на рынке выгодных цен как для продавца (ОАО «Ильино-Заборское»), так и для покупателя для продажи сельскохозяйственной продукции. Рентабельность (убыточность) производства и продаж также увеличивается, отклонение составляет +5,74% и +4,22% соответственно. Нераспределенная прибыль в хозяйстве увеличивается, и увеличение составило 100,22 %.

Рассмотрим прибыль от продаж продукции, работ и услуг в динамике за 5 лет (рис. 2.1).

Ряд 1 – динамика прибыли от продаж, тыс.руб.

Ряд 2 – выравненный ряд динамики прибыли от продаж, тыс.руб.

Рисунок 2.1 Выравнивание динамического ряда прибыли от продаж, работ и услуг

В результате выравнивания динамического ряда было получено следующее уравнение:

у=617,5х+5357,7

Ежегодно прибыль от продаж, работ и услуг увеличилась на 617,5 тыс. руб.

Рассмотрев организационно-экономическую характеристику ОАО «Ильино-Заборское», как с точки зрения стоимостных, так и с точки зрения натуральных показателей, можно сказать об эффективном использования ресурсов. Но для более полного анализа внутренней среды необходимо оценить финансовые возможности предприятия (табл. 2.5).

В 2009г. по сравнению с 2007г. была выявлена положительная тенденция для развития предприятия, которая свидетельствует, что коэффициент финансовой независимости и финансовой устойчивости находятся на оптимальном уровне и в 2009 году составили 0,77 и 0,89 соответственно. В изучаемый период коэффициент текущей ликвидности снизился на 58,1%, но, несмотря на это, он достаточно высокий и поэтому можно утверждать о том,

Отрасли. Если исключить отчисления министерству в централизованный фонд и резервы, которые используют в основном для дотации малорентабельным и убыточным предприятиям, а также для финансирования научных исследований и решения других отраслевых задач, то средняя доля расчетной прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, составит всего 37,5%. Только эти средства могли быть учтены при разработке нормативов на предприятиях.  

Несмотря на благоприятные предпосылки к переходу на полный хозрасчет и самофинансирование, в отрасли имеются малорентабельные и убыточные предприятия, а также предприятия с недостаточной массой прибыли для обеспечения всех расчетов с бюджетом и образования фондов экономического стимулирования . Поэтому 65 предприятий, или 30,7%, в связи с их низкой рентабельностью освобождены от платы за производственные фонды , 15 предприятий - от отчислений в бюджет, 51 предприятию (почти 25%) установлены лимиты дотаций на общую сумму свыше 1 млрд. руб., в том числе на покрытие плановых убытков 81 млн. руб.  

Для ликвидации убыточности предприятий и повышения эффективности работы малорентабельных предприятий проведен комплекс мер по оздоровлению их финансового положения и стимулированию экономии всех видов ресурсов для улучшения производственно-хозяйственной деятельности . Помимо оказания технической и экономической помощи выработан порядок установления плановых показателей и экономических нормативов для планово-убыточных и малорентабельных предприятий, предусматривающий повышение их заинтересованности в конечных результатах производства. При этом за конечный результат принят не рост производства, который для убыточных предприятий только увеличивает убытки, а сокращение убытков для убыточных предприятий и снижение затрат для малорентабельных.  

При таком порядке можно перечислить в фонды экономического стимулирования предприятия все средства, полученные в результате экономии от снижения убытков. Опыт работы предприятий показал эффективность такого порядка формирования фондов. Указанный порядок формирования фондов экономического стимулирования положен в основу Типового положения об образовании фондов экономического стимулирования для малорентабельных и убыточных предприятий.  

На планово-убыточных предприятиях, где чистая продукция имеет отрицательное значение, т.е. выражается в виде убытка, ее рассчитывают, как и на прибыльных предприятиях, т.е. как разницу между товарной продукцией -и материальными затратами и амортизационными отчислениями.  

Большая часть указанных средств может быть выделена на реализацию проекта в форме смешанного финансирования. Это означает, что при недостаточности бюджетных средств на выполнение важного инвестиционного проекта допустима временная их переброска из . Смешанная форма позволяет осуществлять финансирование нерентабельных предприятий с целью проведения мер по снижению либо устранению их убыточности. При этом условием финансирования убыточных предприятий является частичная возвратность инвестиций за счет будущего снижения себестоимости в результате мер по модернизации либо техническому перевооружению.  

Затраты на ликвидацию убыточных предприятий оценивают в среднем в 40 - 45 млрд руб. (в ценах 1994 г.) на каждую закрываемую шахту. При этом затраты на технические работы по непосредственному закрытию шахт составят всего 25 %, основная же часть (более 75 % затрат) будет приходиться на социальную защиту высвобождаемых работников. Эти затраты соответствуют сумме двухгодичной государственной поддержки отрасли, направляемой на государственные дотации убыточным шахтам. Таким образом, ожидается, что через два года после закрытия убыточных шахт бюджетные ассигнования сократятся на сумму, затраченную на их ликвидацию. Расчеты показывают возможность последовательного в течение 3 6 лет отказа от направления бюджетных средств на возмещение убытков неперспективным предприятиям и предприятиям, продукцию которых можно заменить более конкурентоспособной.  

Увеличение ФМП за полное выпол нение объема реализации продукции с учетом договорных обязательств по поставкам планово-убыточных предприятий  

На наш взгляд, предложение о введении системы убыточных предприятий в такой отрасли, как нефтедобывающая, экономически не обосновано. Ведение производства на убыточных предприятиях не соответствует требованиям хозяйственного расчета , не стимулирует предприятия к лучшей работе, порождает иждивенческие настроения. С позиций хозрасчета наиболее целесообразно формирование цен в добывающих отраслях на базе зональных затрат. При зональном построении цен также возникает вопрос, на какие затраты ориентироваться - на средние или максимальные внутри зоны.  

Существование убыточных предприятий в добывающих отраслях, связанное с введением в хозяйственный оборот худших месторождений, не может служить доказательством экономической необходимости этой убыточности. Многолетний опыт хозяйственного строительства в Советском Союзе показал, что система государственной дотации крайне неблагоприятно влияет на хозрасчетные условия и стимулы производства. Планово-убыточные предприятия, получающие дотацию из бюджета, затрудняют перевод отраслей на прогрессивные условия планирования и экономического стимулирования производства.  

Плата за недра. До перестройки в отечественной практике плата за недра рассматривалась как форма изъятия прибыли горнодобывающих предприятий в централизованные соответствующих министерств. Эти средства распределялись внутри отрасли как инвестиции и использовались на поддержку убыточных предприятий.  

В условиях роста количества убыточных предприятий, низкой инвестиционной активности, низкого уровня целевого использования амортизации как ресурса воспроизводства производственного потенциала масштабы использования ускоренной амортизации в области незначительны. Основная доля сумм амортизации , начисленной по ускоренному методу, приходится на промышленность, а в промышленности - на машиностроительные предприятия. В 1997 г. наряду с общем сокращением сумм ускоренной амортизации сократился и круг отраслей и количество предприятий, применяющих ускоренную амортизацию.  

Некоторые малорентабельные или временно убыточные предприятия могут временно освобождаться от П. за п. ф.  

Для планово-убыточных предприятий в качестве директивного показателя используется условная Р., которая определяется как отношение суммы средств от планового снижения себестоимости реализуемой продукции к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.  

На планово-убыточных предприятиях фонды поощрения образуются за счет части экономии от снижения затрат  

На планово-убыточных предприятиях фонды поощрения образуются за счет части экономии от снижения затрат в пределах фактического снижения убытков (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг), а для предприятий малорентабельных - за счет прироста прибыли. Порядок образования фондов поощрения на этих предприятиях устанавливается Межведомственной комиссией при Госплане СССР.  

Важная финансовая проблема - сокращение масштабов неплатежей, которые служат одним из факторов сжатия внутреннего спроса. Для этого необходимо проводить реорганизацию убыточных предприятий, снижать стоимость заемных средств и расширять источники пополнения оборотных средств.  

Убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются.  

Новым явлением нашей экономики является то, что в ряде отраслей отпускные цены в настоящее время не покрывают затрат производства . В связи с этим появилось много убыточных предприятий. Убыточные предприятия в таких отраслях промышленности , как угольная, цветная металлургия , легкая, лесная, деревообрабатывающая, топливная, составляют до 40%, в строительстве - до 23% и на транспорте - до 40% предприятий.  

Наибольший вклад в ВВП вносит промышленность (60,9%), ее доля в основных фондах отечественной экономики превышает 35,3° в , при их износе (в 1997 г.) более 50% . В промышленности создается 51,9% общей прибыли экономики . За последние годы удельный вес убыточных предприятий в этой отрасли увеличился с 7,2 в 1992 г. до 48,8% в 1998 г. , а рентабельность активов снизилась с 37% в 1992 г. до -0,2% в 1998 г. Все это говори о серьезном кризисе, который отчасти вызван недостатками финансового менеджмента.  

Удельный вес убыточных предприятий по состоянию на начало апреля 1999 г. насчитывал 43,6% их общего числа, в том числе в промышленности - 42,4%, в строительстве - 46,2%, на транспорте - 58,8% . Продолжается рост неплатежей. На начало апреля 1999 г. суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций достигла 3110,4 млрд руб., из нее просроченная - 1415,6 млрд руб. (в среднем за месяц она увеличилась на 2,6%).  

По плате за фонды были предусмотрены льготы. Не вносили плату объединения, предприятия, у которых при ставке 3% (по строительным организациям - 2%) недостаточно прибыли для образования фондов экономического стимулирования , и планово-убыточные предприятия. Не взималась плата за основные производственные фонды , созданные за счет фонда развития производства , - в течение 2 лет, созданные за счет банковской ссуды (в части непогашенной ссуды) - на срок до ее погашения, вновь введенные в действие предприятия , цехи и крупные производственные установки - на период освоения производственных мощностей в пределах нормативного срока сооружения, предназначенные для очистки воды и воздуха от вредных отходов производства сооружения и оборудование, обеспечивающие улучшение охраны труда и промышленной санитарии зеленые насаждения , числящиеся в составе основных производственных фондов предприятия, и др. ,  

Если бы Диснейлэнд не брал со своих посетителей плату, покрывающую стоимость постройки парка и его содержание, тогда бы ему пришлось закрыться, так как он превратился бы в убыточное предприятие.  

Госкомитет по имуществу определил перечень из 43 предприятий для приватизации в 2018 году. По словам главы ведомства Александра Гаева , речь идет об обновленном перечне, который в определенной степени повторяет состав предприятий, которые были включены в список предыдущего года.

Глава Госкомимущества рассказал о пилотном списке из 22 предприятий, в акционерный капитал которых в прошлом году предлагалось войти китайским инвесторам. По словам чиновника, большого интереса с их стороны проявлено не было.

В отношении «Гомсельмаша» проводились переговоры, но пока они к результату не привели, - пояснил Александр Гаев.

Как сообщала ранее правительственная газета «Рэспубліка», китайские инвесторы выступили со встречными предложениями, которые оказались неприемлемыми для беларуской стороны: замена администрации «Гомсельмаша» китайскими специалистами, отказ от долгов предприятия и сокращение персонала минимум на треть.

Романчук: Подходы к приватизации у нас абсолютно неадекватны

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что в первую очередь правительству нужно сделать все, чтобы активами беларуских предприятий заинтересовались сами беларусы. Экономист негативно оценивает подход властей к приватизации и привлечению инвесторов:

Оценка активов правительством абсолютна неадекватна. История ничему не учит наши власти. Были ведь попытки по нескольким предприятиям с участием Европейского банка реконструкции и развития. И ничего не вышло.

По мнению собеседника, с китайскими инвесторами, при сохранении старых подходов к приватизации и инвестированию, правительство получит такой же результат.

По словам эксперта, китайские инвесторы считаются одними из самых жестких переговорщиков. Они работают по законам рынка и ориентированы исключительно на получение прибыли.

Китайцы не станут покупать здесь бизнес по частям, по 5, 15 или 20% акций. Им нужна жесткая рыночная оценка стоимости активов, - убежден Ярослав Романчук. - Они видят, что у нас слабое администрирование предприятий и поэтому настаивают на замене руководства собственными кадрами, а также на получении предприятий без долгов. И они знают, сколько похожее производство стоит в Европе, Украине, России и в том же Китае.

Собеседник Завтра твоей страны подчеркивает, что беларуское правительство до сих пор рассчитывает цену предприятий с позиции их балансовой стоимости, ожидая от их продажи миллиарды долларов.

Власти все еще не осознали горькую правду: наши предприятия стоят ровно столько, сколько за них готовы отдать. И когда годовая выручка завода меньше его долгов, то такой завод нужно отдать китайцам и еще доллар сверху приплатить, лишь бы только забрали. А при сохранении нынешнего положения дел наши убыточные предприятия продолжают падать в цене. Речь идет о сотнях миллионов в год, - резюмирует Ярослав Романчук.

Шлындиков: Только у нас могут выставить инвестору условие сохранить численность работников

Экс-президент концерна «Амкодор» Василий Шлындиков также считает, что при сохранении старых правил игры инвесторов ждать не стоит.

Не при этой власти. При таком отношении к инвестору, к частной собственности никто здесь ничего не купит, - прогнозирует эксперт.

Он считает, что многие из предложенных сегодня инвестору предприятий находятся в плачевном состоянии. Но даже если и найдется желающий купить убыточное предприятие, ему следует помнить о примере экс-владельца «Мотовело» Александра Муравьева .

Это только у нас могут выставить инвестору условие сохранить численность работников и зарплаты. Нигде такого нет, - подчеркивает собеседник Завтра твоей страны.

Без кардинального изменения подходов к приватизации нас ждет повторение прежних ошибок, убежден эксперт.

В таком случае план приватизации на 2018-й повторит судьбу плана на 2017-й, 2016-й. И так до 1994-го, - говорит эксперт.

Недавно в Министерстве экономики озвучили такую цифру. В прошлом году по сравнению с 2014-м общее количество дел о банкротстве увеличилось на четверть. Фактически каждое пятое предприятие в стране убыточное. Как изменить ситуацию и улучшить финансовое состояние экономических субъектов? Своим мнением по этому поводу с нами поделился председатель Республиканского клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.


- Для начала давайте определимся с азами, что же все-таки считать критериями банкротства: отсутствие прибыли и средств на счету, регулярную задолженность по зарплате, просроченность по кредитам?

Банкрот - это тот, кто не может платить по счетам. И не сможет заплатить в ближайшее время, даже если у него есть нечто такое, что он может быстро продать: остатки товара на складе, какие-то ценные бумаги, золото в сейфе и так далее. Когда наличие активов и сумма долговых обязательств не равны между собой, а долги постоянно нарастают, это прямой путь к банкротству. То есть далеко не каждое убыточное предприятие можно назвать банкротом.

Сами слова “банкрот”, “ликвидация” для многих звучат чуть ли не как приговор. И если сейчас внять рекомендациям либеральных экспертов и смелее проводить эти процедуры, десятки тысяч людей окажутся на улице. С другой стороны, без банкротства нельзя очистить экономику от “шлаков” и создать условия для развития новых производств. Как решить эту дилемму? С чего начинать?

- Банкротство вовсе не означает, что на проходной вешается замок и завод или фабрика больше не восстановятся. Естественно, первый шаг - это оптимизация всех бизнес-процессов. Причем неважно, в госучреждении, на частном или иностранном предприятии. На любом предприятии всегда есть резервы, убыточные подразделения или непрофильные активы, на которые иногда уходит до 20 процентов расходов. Ну зачем какому--нибудь небольшому заводу содержать Дом кино, на который он в месяц тратит столько же, сколько на весь фонд оплаты труда? Зачем доводить дело до абсурда, когда, скажем, сельхозпроизводителя сверху обязывают посеять кукурузу на 1000 гектарах, а он на этой земле максимум, что может вырастить, это клевер. Надо понимать специфику каждого конкретного производства, здраво оценить его потенциал на внутреннем и внешнем рынках, просчитать себестоимость выпускаемого товара, конъюнктуру цен, чтобы увидеть его перспективы и в отрасли, и в регионе.

Если я неэффективный собственник, то придется уступить место другому или даже продать предприятие. Да, сейчас ситуация такова, что большие деньги за него, возможно, и не получишь. Но в перспективе это все равно выигрышно и для экономики, и для людей. На производство, где раньше выпускались, допустим, спички, придет более толковый управленец и начнет делать паллеты для транспортировки грузов. Людей ведь не особенно волнует, кто будет хозяином завода - государство или частник - и на чем он специализируется. Главное, чтобы производство развивалось, продукция находила сбыт, на счетах были деньги, а у работников достойная зарплата.

Процедуры банкротства и финансового оздоровления - это рыночные инструменты, которым уже почти сто лет. Что мы здесь можем перенять полезного?

Этот опыт широко известен и нам нет смысла изобретать велосипед. Даже в Советском Союзе при плановой экономике он применялся. К примеру, когда строили БАМ, десятки заводов обеспечивали эту стройку. Закончили строительство, и эти предприятия, чтобы не допустить их банкротства, демонтировали, переместили в другие регионы или перепрофилировали, скажем, с дорожного строительства на жилищное. Точно так поступали и поступают во все времена в любой экономике. Перепрофилирование, переобучение кадров (под это в бюджете специально выделяются деньги), изменение рынков сбыта, сокращение себестоимости - все эти инструменты работают как единый слаженный механизм.

- А если в силу различных причин люди не готовы к перепрофилированию или переобучению?

Это уже проблема не только нашего менеджмента, но и нашего менталитета. На работу надо ходить за зарплатой, а не за получкой. Ни одно государство не в состоянии за каждого решать его судьбу. Задача государства не в том, чтобы тащить на себе балласт заведомо неконкурентных, “мертвых” предприятий, а направить эти ресурсы на создание инфраструктуры для переподготовки персонала, совершенствования системы выплат пособий по безработице, поддержки предпринимательской инициативы в целом.

Сейчас готовится новая редакция закона об экономической несостоятельности (банкротстве). Какие изменения надо внести в правовую базу?

На самом деле ни один закон ситуацию кардинально не изменит, нужен комплекс решений. Во-первых, государство в лице Минэкономики и экономических судов должно с одинаковыми требованиями и условиями подходить ко всем подпадающим под банкротство предприятиям, как государственным, так и частным, никому не делая скидок и поблажек. Это в интересах всей экономики. Во-вторых, у нас достаточно узкий круг специалистов, которые реально занимаются финансовым оздоровлением субъектов. Когда мы назначаем управляющего по банкротству, который больше юрист, чем экономист, он не способен вытащить более-менее крупное предприятие из кризиса. Поэтому надо привлекать целые группы специалистов, банки, коммерческие организации.

Еще одна возможная ловушка в том, что некоторые действующие менеджеры могут намеренно вести предприятие к критическому состоянию, чтобы выйти из-под опеки государства и стать этакими местными царьками.

В нашем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за умышленное доведение до банкротства и уже имеется соответствующая судебная практика.

В настоящее время налоговыми органами усилена работа с убыточными организациями, поскольку в качестве одного из возможных источников дополнительных поступлений налога на прибыль в бюджеты является процесс легализации налоговой базы убыточных организаций за счет вывода доходов из тени.

Выявить причину убыточного состояния организации на протяжении длительного периода времени и одновременно проанализировать источники, поддерживающие жизнедеятельность этой организации очень важно, так как нередко бывает, что бизнес убыточен именно для налоговиков - фирма работает с прибылью, которая не отражается в отчетности. В этом случае налог не платится, потому что убытки просто «съедают» налоговую базу.

Руководители убыточных организаций, имеющих убытки на протяжении нескольких лет, приглашаются на заседания созданных Комиссий по легализации объектов налогообложения, где рассматриваются вопросы анализа деятельности и выявляются причины убыточности возглавляемых ими организаций, а так же намечаются возможные меры по улучшению финансового результата.

В ходе работы комиссии выявляются, причины неверного формирования плательщиками финансового результата. К основным нарушениям можно отнести:

Отражение в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм документально неподтвержденных затрат;

Неверное определение стоимости незавершенного строительства;

Занижение цены на оказываемые услуги по переработке давальческого сырья;

Включение в состав убытков организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, убытков от совместной деятельности.

По нашему мнению, убыточные организации надо разделить на группы. Если, сгруппировать их по размерам сумм убытков, тогда удобнее будет вызывать руководителей на комиссии различного уровня. Большое количество организаций с незначительными суммами убытков могут быть рассмотрены на комиссиях в налоговых инспекциях. Тогда внимание налоговых органов в этом случае делается на снижение количества убыточных организаций.

Крупные и основные налогоплательщики со значительными суммами убытков требуют более серьезной и тщательной подготовки налоговиков к беседе с руководителями таких фирм. Для получения максимального эффекта в этом случае руководителей надо вызывать на комиссии в уровне Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. Их задача - добиться максимального снижения заявленных сумм убытков и начисления прибыли. Из поля зрения не должны уйти организации, осуществляющие деятельность в высокодоходных отраслях экономики.

Также надо отметить положительный опыт налоговых органов различных управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, которыми собирается досье на организацию. Помимо досье на саму убыточную организацию собираются данные об имущественном состоянии руководителя, заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы. Изучение финансового положения физических лиц, позволяет сделать соответствующие выводы об их реальных доходах.

Эффективной работу комиссий можно признать, когда после вызова на комиссию налогоплательщик самостоятельно уточнил налоговые обязательства и представил декларацию, в которой перестал заявлять убыток. Еще качественнее сработала комиссия, если не только убыток сведен до нуля, но и отражена прибыль.

Если же в ходе работы комиссии налоговому органу не удалось доказать налогоплательщику, что убытки неправомерны, а на самом деле есть все основания полагать, что это именно так, то следует принимать решение о назначении выездной налоговой проверки.

Однако назначение выездной налоговой проверки не только требует дополнительных трудозатрат, но и откладывает результат на более поздний срок. А это значит, что бюджет еще долгое время не пополнится средствами от налога на прибыль и других налогов, доначисления по которым также могли бы быть отражены в уточненных декларациях, представленных налогоплательщиком после беседы на комиссии. В этом случае эффективность работы комиссий существенно снижается.

В ходе проведения выездных проверок нередко выявляются различные нарушения налогового законодательства, в том числе и схемы минимизации налоговых обязательств или ухода от налогов

Таким образом, налоговые органы в дальнейшем должны не только продолжать работу по легализации налоговой базы убыточными организациями, но и находить новые еще более эффективные подходы, методы, инструменты, совершенствовать имеющиеся механизмы, анализировать полученный опыт.

Все проводимые операции по легализации налоговой базы убыточных организаций должны быть открытыми для граждан. И здесь большую роль в правильном понимании серьезности и перспективности выбранного направления играют средства массовой информации - о результатах работы комиссий целесообразно информировать общественность, формируя позитивное отношение, указывая на значимость и важность проводимых налоговыми органами мероприятий. На наш взгляд, благодаря размещению результатов работы с «убыточными» предприятиями и организациями в СМИ должно не только повысить налоговую дисциплину, но и способствовать самостоятельному выводу из тени скрытых доходов другими налогоплательщиками, не дожидаясь вызова на комиссию, а это - самый эффективный путь к увеличению поступлений денежных средств в государственную казну.