30.06.2019

Почему информация считается ценным ресурсом. Классы информационных ресурсов


1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным "ресурсом"? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX в. информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова - мобильный телефон, пейджер, факс, электронная почта, Интернет. Объясните, как вы понимаете возможности каждого вида связи.

Пейджинговая связь (от англ. page - страница) - радиотелефонная связь, пересылка по телефону продиктованных абонентом-отправителем сообщений и прием их по радиоканалу абонентом-получателем с помощью пейджера - радиоприемника с жидкокристаллическим дисплеем, на котором высвечиваются принятые буквенно-цифровые тексты. Пейджер - это средство односторонней связи: на него можно только получать сообщения. Кроме продиктованных отправителем сообщений, можно получать биржевые сводки, курсы валют, новости бизнеса, политики и спорта, прогнозы погоды, информацию о пробках на городских улицах и др.

Факсимильная связь - электрический способ передачи графической информации - неподвижного изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и каналов электросвязи.

Интернет (от лат. inter - между и англ. not - сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и правительственных организаций, образовательных учреждений, благотворительных организаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также коммерческих предприятий (сервис-провайдеров), которые предоставляют частным лицам доступ к сети.

Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигантскую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных между компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информации. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные средства.

Коммерческие поисковые машины, представляющие собой программы, осуществляют поиск необходимой информации среди большого объема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заголовков и описаний документов.

Интернет - наиболее динамично развивающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные возможности доступа к Интернету с мобильных телефонов, а также обмен информацией через сеть других устройств, расширяют круг пользователей.

Наиболее популярные интернет-сервисы включают:

    электронную почту (e-mail); поиск и просмотр текстовой и мультимедийной информации; электронную коммерцию (e-commerce); переговоры в режиме online (чаты, chats); конференции (discusion groups, Usenet), в которых можно публиковать сообщения и проглядывать ответы на них; ролевые игры.

Наиболее посещаемые сайты в мире находятся в США. В 1999 г. там насчитывалось свыше 100 млн интернет-пользователей. В 2001 г. в Европейском сообществе - свыше 120 млн. В России Интернет развивается также очень быстро - к 2002 г. насчитывалось свыше 4 млн пользователей.

3. Почему в сельской местности так медленно идет развитие современных телекоммуникационных средств связи?

Развитие телекоммуникационных средств связи требует больших капиталовложений, что оправдано только при наличии большого числа потребителей. Поэтому в сельской местности с более низкой плотностью населения этот процесс идет медленнее.

4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.

Подумайте, большое ли число жителей вашего населенного пункта имеют возможность воспользоваться телефоном.

Многим ли доступна сотовая связь и выход в Интернет?

Вывод об уровне развития связи в вашей местности зависит от ваших ответов.

5. Как ваш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улучшения положения?

Этот вопрос связан с предыдущим. Подумайте, какими еще средствами связи пользуетесь вы или ваши знакомые. Есть ли в вашем населенном пункте почта и телеграф? Какова надежность этих услуг?

6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

Ограничения в творчестве связаны с заложенными в компьютер алгоритмами и схемами действий. Работая на компьютере, мы в большинстве случаев следуем четким правилам, во многих программах предлагаются уже готовые шаблоны. Однако если в человеке есть творческое начало, оно обязательно проявится. Если вы будете свободно владеть нужными вам программами и использовать компьютер как инструмент для воплощения своих идей, вам удастся избежать диктата заданных шаблонов.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Информационная инфраструктура уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Предложи план ответа на вопрос "Чем интересны бабочки?". План ответа "Чем интересны бабочки?" 1. Основные признаки отряда Чешуекрылые (Бабочки). 2. Особенности строения бабочек в связи со средой обитания и образом жизни. 3. Особенности размножения и развития бабочек. 4. Многообразие бабочек. 5. Интересные приспособления некоторых бабочек к условиям жизни. 6. Значение бабочек в природе и жизни человека. Вопрос 2. Почему трудно бороться с тлями? Борьба с тлями весьма затруднительна, так как для их большинства характерно чередование поколений с развитием
    Почему поэт назвал свое стихотворение "Воспоминание"? Почему слова "их нет" и "были" Жуковский выделил курсивом? Выделенные слова подчеркивают главную мысль этого философского стихотворения: живую связь прошедшего и сегодняшнего, тех, кто ушел, и живых. Устаревшее книжное слово "животворить" в "Толковом словаре русского языка" поясняется так: "Наполнять жизненной силой; оживлять". Какое значение для понимания главной мысли стихотворения имеет это слово? Это слово помогает осознать суть взаимоотношений поколений, понять неразрывность этой связи. Прошлое входит в
    Подтекст 1. Невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. 2. Неявный, скрытый смысл художественных образов, отдельных эпизодов или даже всего сюжета произведения. 3. Скрытый смысл текста, не лежащий "на поверхности", а обнаруживаемый в результате вдумчивого чтения, проникновения в авторский замысел. В литературе подтекст - одно из средств художественной выразительности, помогающее передать сложность человеческого сознания, возможное противоречие между
    Тест по теме «Устройства компьютера» 1. Укажите устройства, не являющиеся устройствами ввода информации: А) клавиатура в) монитор Б) мышь г) сканер 2. Укажите правильный размер экрана монитора: А) 600х800 в) 21 см Б) 21 дюйм г) 20 дюймов 3. Видеокарта – это: А) микросхема, осуществляющая вывод информации на экран Б) устройство ввода информации В) устройство вывода информации Г) устройство распознавания текстовой информации 4. Укажите тип принтера с наихудшим качеством печати: А) матричный в) лазерный Б) струйный г) светодиодный 5. Укажите высказывание, характеризующее матричный принтер: А) высокая
    Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 5 класс. ФГОС. Урок 6. Передача информации. Цели урока: -раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации; -рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приѐмники информации.
    По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена
    Вопрос 1. Что такое транскрипция? Транскрипция - процесс копирования генетической информации с участка ДНК на иРНК. Начинается транскрипция с деспирализации участка ДНК и разрыва водородных связей между комплементарными основаниями обеих полипептидных цепей. Затем на основе одной из цепочек ДНК по принципу комплементарности строится молекула РНК (к аденину одной цепи ДНК присоединяется урацил РНК, а против гуанина ДНК встает цитозин РНК). Таким образом, информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК "переписывается" в

Способствует ли современная информационная инфраструктура связям России со всем миром?

В чем состоит значение информации для современного общества?

Ценность информации как важного ресурса была отмечена очень давно, однако по-настоящему особое влияние информации человечество стало ощущать в 1990-х гг., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет, которая ежегодно вырастает примерно вдвое. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина.

Всемирная паутина, или WWW (сокращение от World Wide Web), - система взаимосвязанных документов самого разнообразного характера, написанных на специальном языке, позволяющем переходить от одного документа к другому - «бродить» по паутине через специальные «мостки», или гиперссылки.

Развитие современного хозяйства требует сокращения времени на операции, отделяющие производство товаров и услуг от их использования. В этой связи исключительное значение имеет быстрота поступления информации о любых изменениях - ив производстве, и в потреблении товаров.

Таким образом, усиление роли информации принимает всеобщий характер. Можно говорить, что наиболее развитые страны мира вступают в шестой цикл Кондратьева. Его основной ресурс - информация. Информация - ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов «добычи» (получения), «обогащения» (обработки), транспортировки (передачи) и использования (потребления). А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

На первом этапе существует разделение между разными типами телекоммуникационных сетей - радио и телевидение, телефонная, мобильная и сотовая связь, компьютерные сети.

Мобильная и сотовая - виды связи, позволившие совместить в себе преимущества рации и телефона. Обладатель мобильного или сотового телефона через мини-радиопередатчик поддерживает связь с узловой станцией, которая имеет выход в обычную телефонную сеть.

Однако постепенно происходит их интеграция - передача разных видов информации по одним и тем же каналам. А с помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи.

Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

С одной стороны, они способствуют более свободному размещению как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Например, стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа. По данным западных экспертов, около 70% пользователей Интернета пользуются им дома.

С другой стороны, под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина - значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Следовательно, размещение таких центров обусловливает география телекоммуникационных сетей. Во-первых, это крупные города (Москва, Санкт-Петербург) с наиболее развитой инфраструктурой и выходом во всемирное информационное пространство как через спутники, так и по оптико-волоконным линиям.

Во-вторых, это центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих «хребет» телекоммуникаций страны (в России наиболее протяженные из них - Москва - Хабаровск, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Новороссийск; есть несколько оптико-волоконных выходов в Западную Европу и Японию, в том числе и по подводным кабелям, проложенным по дну Черного, Балтийского и Японского морей).

Одна из причин концентрации телекоммуникационных мощностей - необходимость обеспечивать надежность и безопасность функционирования этой сложной, а значит, хрупкой системы, что также требует концентрации финансовых ресурсов и большого числа специалистов. Необходим контроль за не имеющими границ сетями как для предотвращения передачи за рубеж государственных секретов, так и проникновения в страну военных вирусов, которые в состоянии не только парализовать экономическую жизнь страны, но и вызвать угрозу техногенных катастроф. Телекоммуникации все теснее вовлекаются в информационные войны, которые ведутся не только в политике, но и в экономике.

С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид «груза» - это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Важен не только размер такого «грузопотока», который специалисты обычно называют «трафиком», но и его структура. Например, из России «утекает» немало научной информации и сведений об исследовательской деятельности, а поступают, наоборот, в основном материалы познавательного или развлекательного характера. Здесь напрашивается сравнение с внешнеторговым балансом страны: в импорте велика доля готовых потребительских товаров, а в экспорте - ценной информации, которую мы пока не можем достаточно эффективно использовать внутри России.

Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Сегодня мы находимся в преддверии Интернета уже нового поколения. Лидером в его разработке являются США. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании. Во-первых, создавать ценную и интересную для других информацию, а во-вторых, технически контролировать часть телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.

Рис. 49. Разные виды связи

Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

По мере расширения возможностей современных телекоммуникаций меняется и образ жизни той части населения, которая активно пользуется Интернетом и другими средствами связи. Для них Интернет становится не просто техническим средством, а образом жизни - здесь они работают, занимаясь наукой и бизнесом, проводят досуг, общаются с коллегами и друзьями. Эти процессы особенно важны, поскольку пользователи Интернета - молодая и наиболее активная часть населения.

Развитие телекоммуникационных сетей не только расширяет возможности человека в получении информации и образования, в организации бизнеса. Оно порождает и неравенство. Пока стоимость оборудования и собственно выхода в мировое информационное пространство достаточно велика. И поэтому преимущество имеют жители регионов, где расположены крупные центры и опорные точки телекоммуникаций.

Есть примеры, когда Интернет проникает и в отдаленные районы. Многие российские национальные парки, работающие по программам, связанным с мониторингом окружающей среды, благодаря помощи международных организаций получили такую возможность. Это помогает более эффективно вести научные исследования, оперативно доводя их результаты до сведения ученых других стран.

Государство должно по возможности стремиться к обеспечению права равного доступа граждан к современным средствам связи и информации.

Доля пользователей Интернета в России, проживающих в крупных городах, хотя и высока, постоянно повышается. В начале 1998 г. она составляла 80%, в том числе москвичей - 65%.

Первым подобным шагом в России стала программа по обеспечению выхода в Интернет 33 региональных университетов страны.

Развитие телекоммуникаций порождает и сложные психологические проблемы. Даже самое совершенное программное обеспечение не может предугадать всего того, что способна породить свободная творческая мысль человека.

Выводы

Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, особенно информационного ее звена. Она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, торговлю, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности). Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги, в том числе разнообразные деловые.

Модернизация и развитие всей инфраструктуры - жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.
  2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова - мобильный телефон, пейджер, факс, электронная почта, Интернет. Объясните, как вы понимаете возможности каждого вида связи.
  3. Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
  4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, нужным сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.
  5. Как ваш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улучшения положения?
  6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

1. Как вы думаете, почему информацию считают ценным «ресурсом»? Приведите аргументы в пользу такого утверждения.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).

С середины XX в. информация — обще­научное понятие, включающее обмен све­дениями между людьми, человеком и ав­томатом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

2. В нашу жизнь стремительно ворвались новые слова — мобильный телефон, пейджер, факс, элек­тронная почта, Интернет. Объясните, как вы пони­маете возможности каждого вида связи.

Пейджинговая связь (от англ. page — страница) — радиотелефонная связь, пе­ресылка по телефону продиктованных абонентом-отправителем сообщений и прием их по радиоканалу абонентом-получателем с помощью пейджера — радио­приемника с жидкокристаллическим дис­плеем, на котором высвечиваются приня­тые буквенно-цифровые тексты. Пейд­жер — это средство односторонней связи: на него можно только получать сообще­ния. Кроме продиктованных отправите­лем сообщений, можно получать бирже­вые сводки, курсы валют, новости бизне­са, политики и спорта, прогнозы погоды,информацию о пробках на городских ули­цах и др.

Факсимильная связь — электрический способ передачи графической информа­ции — неподвижного изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и кана­лов электросвязи.

Интернет (от лат. inter — между и англ. not — сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей, включая сети вооруженных сил и прави­тельственных организаций, образователь­ных учреждений, благотворительных ор­ганизаций, индустриальных предприятий и корпораций всех видов, а также ком­мерческих предприятий (сервис-провайдеров), которые предоставляют частным лицам доступ к сети.

Информация, хранящаяся во множестве компьютерных сетей, связанных между собой Интернетом, образует гигант­скую электронную библиотеку. Огромное количество данных, распределенных меж­ду компьютерными сетями, затрудняет поиск и получение желаемой информа­ции. Для облегчения поиска в Интернете развивались все более совершенные сред­ства.

Коммерческие поисковые машины, представляющие собой программы, осу­ществляют поиск необходимой информа­ции среди большого объема документов по ключевым словам. Результаты поиска пользователь получает в виде списка заго­ловков и описаний документов.

Интернет — наиболее динамично разви­вающаяся среда информационного обмена в истории человечества. Современные воз­можности доступа к Интернету с мобиль­ных телефонов, а также обмен информа­цией через сеть других устройств, расши­ряют круг пользователей.

Наиболее популярные интернет-серви­сы включают:

— электронную почту (e-mail);

— поиск и просмотр текстовой и муль­тимедийной информации;

— электронную коммерцию (e-commerce);

— переговоры в режиме online (чаты, chats);

— конференции (discusion groups, Usenet), в которых можно публиковать со­общения и проглядывать ответы на них;

— ролевые игры.

Наиболее посещаемые сайты в мире на­ходятся в США. В 1999 г. там насчитыва­лось свыше 100 млн интернет-пользователей. В 2001 г. в Европейском сообщест­ве — свыше 120 млн. В России Интернет развивается также очень быстро — к 2002 г. насчитывалось свыше 4 млн поль­зователей.

3. Почему в сельской местности так медленно идет развитие современных телекоммуникацион­ных средств связи?

Развитие телекоммуникационных средств связи требует больших капиталовложений, что оправдано только при наличии большого числа потребителей. Поэтому в сельской местности с более низкой плотностью населения этот процесс идет медленнее.

4. Как можно из вашего города, села связаться с другим городом, сельским населенным пунктом и другим государством? Сделайте вывод об уровне развития связи в вашей местности.

Подумайте, большое ли число жителей вашего населенного пункта имеют возможность воспользоваться телефоном.

Многим ли доступна сотовая связь и вы­ход в Интернет?

Вывод об уровне развития связи в ва­шей местности зависит от ваших ответов.

5. Как ваш населенный пункт получает и отправ­ляет нужную информацию? Какими средствами, за какой срок? Какова стоимость услуг? Какова степень надежности связи? Что бы вы предложили для улуч­шения положения?

Этот вопрос связан с предыдущим. По­думайте, какими еще средствами связи пользуетесь вы или ваши знакомые. Есть ли в вашем населенном пункте почта и те­леграф? Какова надежность этих услуг?

6. Компьютер создает широкие возможности для творчества и одновременно ограничивает его. Как преодолеть это противоречие?

4. Информация - наиболее ценный ресурс современного общества. Основы информационной безопасности в телекоммуникациях

4. Информация - наиболее ценный ресурс современного общества

4.1. Понятие "информационный ресурс"

Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что понятие "информационный ресурс" возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т. д.

Это означает, что информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.

Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина "информационный ресурс", поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и др.

Информация в контексте данного раздела может трактоваться как знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.

С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс.

Обобщая изложенное, предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная ("дефектологическая"), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных "теоретических" построений; заведомая "дезинформация", поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска "неудобной" информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о "необычном", "невозможном" использовании известных средств и методов, "принципиально невозможных" явлениях и действиях, т. е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).

Учет фактора "дезинформирования" (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации) требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а в ряде случаев и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

В то же время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.

Сбор всей информации и требование сохранности "дефектной", устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого в настоящее время недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т. д.).

  • документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);
  • персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;
  • организационные единицы - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач;
  • промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей;
  • научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создания в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию Использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

4.2. Классы информационных ресурсов

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

Свойства носителя существенным образом влияют на место каждого класса информационных ресурсов в процессах материальной и духовной деятельности людей и общества в целом.

Информационные ресурсы предлагается разделить на следующие основные классы.

  1. Документы.
  2. Персонал (память людей).
  3. Организационные единицы.
  4. Промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты).
  5. Научный инструментарий.

Следует обратить внимание на то, что принятое в федеральном законе понятие информационных ресурсов значительно уже и включает только документы: "информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других видах информационных систем)". (Федеральный закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". Ст. 2). Это же определение используется в Законе "Об информации, информатизации и защите информации".

Для обоснования принятого подхода к определению информационного ресурса сделаем следующие разъяснения, показывающие

1. Одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях, и/или различограниченность и неполноту определения, используемого в законодательных документах.

В зависимости от носителей информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях. Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

2. Сужение понятия информационных ресурсов до класса документов исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированные на иных классах носителей. Но каждый класс информационных ресурсов - это еще и иные способы взаимодействия с информационными ресурсами, способы их создания, регистрации, сбора, сохранения, взаимодействия с ними и, следовательно, иные способы управления информационными технологиями, а также иная правовая база, определяющая их использование.

3. Разрыв информационных связей между выделенными классами информационных ресурсов порождает разрывы в информационных процессах и технологиях. Это, в свою очередь, ведет к потере целостности восприятия окружающей действительности, резкому снижению качества информации и результативности при принятии информационных решений.

4. Создаются предпосылки к безвозвратной утрате важнейшей информации, которая не может быть содержательно осмыслена только на основе документальных информационных ресурсов. Учет только документальных информационных ресурсов может привести к полной утрате конкретной проблемной информации.

5. Учитывая, что предлагаемый подход к определению информационных ресурсов существенно отличается от определения, принятого в законодательстве, ниже приводится перечень прецедентов, свидетельствующих о неполноте законодательного определения.

Приводимый ниже перечень прецедентов является достаточным для иллюстрации неполноты подхода, при котором информационные ресурсы сводятся к документальным информационным ресурсам.

1. В уголовной практике.

1.1. Дело сопровождается "вещдоками", без них нет дела (орудия взлома, орудие убийства и/или его элементы: гильзы, пули, веревки и пр.). Вещдоки (или часть их) сохраняются "при деле".

Нарушение целостности понимания информационных ресурсов создает предпосылки к нарушению информационной безопасности.

1.2. Формируются специальные коллекции из орудий, участвовавших в преступлении:

  • создание коллекций оружия для отождествления типа оружия по бо-еприпасу;
  • коллекции гильз ("гильзотеки") и использованных пуль, для прослеживания движения "стволов" по преступлениям.

2. В государственном делопроизводстве в архивы сдавались печати (определенным образом "погашенные").

3. В экспертизе, метрологии, сельском хозяйстве:

  • эталонные образцы, реактивы и пр.;
  • реперные объекты (например, кронштадтский футшток ("уровень моря"); гринвичский и пулковский меридианы, системы мегалитических памятников (как материализованная фиксация астрономических знаний древности (скрытые и "раскрытые"), геодезические знаки опорной геодезической сети (по классам точности);
  • "линии производителей", элитный семенной материал и пр.;
  • мощнейший инструментальный комплекс "эталонного времени", сеть сейсмических и метеорологических станций, контрольно-измерительные полигонные комплексы (данный пример может быть примером класса "организационная единица" в чистом виде).

4. Американская система патентования требовала в качестве дополнения к патенту действующее устройство и/или модель.

5. Отчетные материалы геологоразведки состоят из двух частей: собственно описательных и аналитических материалов и образцов. К этому классу относятся метеоритные коллекции и пробы грунта, полученные в результате планетарных исследований.

Утрата образцов резко снижает ценность отчетов. Результаты разных партий, проводящих исследования, могут стать несопоставимы. "Документальная ценность" образцов неисчерпаема (с появлением новых методов исследований происходит новое раскрытие информационного содержания).

Например:

  • многократные переоценки экспедиционных материалов по тунгусскому метеориту;
  • новые оценки гипотезы "жизни на Марсе" по результатам анализа метеоритного материала.

6. В медицине и биологии: коллекции живых штаммов, чистые ряды подопытных животных и насекомых (белые мыши, муха дрозофила).

7. Палеонтологические реконструкции. Сюда можно включить и результаты реконструкций по методу Герасимова в археологии и криминалистике.

8. "Персонал" для выполнения специфических работ:

  • Специальные группы экспертов для проведения органолептических оценок (виноделие, производство парфюмерных изделий и др.). Это класс информационных ресурсов "персонал" - в чистом виде.
  • Специфические профессиональные группы: испытатель (всех категорий), проводник, лоцман, "колодезник", следопыт, некоторые специалисты таможенных профессий и др.
  • "язык", свидетель (утрата свидетеля в ряде случаев ведет к "развалу" дела), "пленный".
  • Оперативные работники, резидентура, специалисты по опознанию.
  • Особо доверенные лица ("хранители тайн"): в древности - особо посвященные члены религиозных групп, вожди племен; хранители утерянных тайн (греческий огонь, сокровища инков, целые системы знаний древних и пр.); в современной истории - три специалиста, сохраняющие рецепт кока-колы; хранители тайн ценностей и местонахождения документохранилищ германского рейха (по решениям совещания 1944); полная группа хранителей кодовых комбинаций (ключей) "особых кладовых"; "старшие призыва" (в германской армии) и другие подобные персоны и группы.
  • Группы "трофейных специалистов": группа Брауна, Гелен, Гесс, Паулюс на Нюрнбергском процессе и др.
  • "Законсервированная" резидентура.

9. В принципе понятие машиночитаемого информационного ресурса и сам машиночитаемый документ не могут существовать без некоторого инструментального комплекса (*0* - "промышленного образца"), который превращает носитель с зафиксированной на нем информацией в документ, доступный пользователю.

Есть инструментальный комплекс - существует документ, нет инструментального комплекса - нет документа!! А следовательно, нет информационного ресурса!

10. Самолет-лидер, точные "двойники" космических аппаратов на земле, синхронно с основным работающие на земле и на которых проходит обследование внештатных ситуаций. Указанные образцы выполняют роль долговременного эталонного дублера основного объекта на все время его существования.

11. Приведем высказывания, свидетельствующие о том, что Туполев рассматривал персонал, промышленные образцы и организации (КБ, школы) в качестве основной составляющей части того, что мы именуем информационным ресурсом. Одновременно необходимо обратить внимание на то, что знание, зафиксированное в книге (документе), для него вторично, неоперативно. Накопление конструкций, технических решений, "новшеств" (закрепленных в конструкциях с той или иной степенью реализации, проверенных в действии, на стенде и т. д.) - основа успешного решения практических задач.

С некоторой степенью условности его можно считать сторонником (по крайней мере после завершения специального образования) передачи знаний и умений в процессе совместной работы над реальными проектами: "Наша работа, результатом которой является постройка самолетов, отнимает настолько много сил и энергии, что я ни одной строчки не пишу. Вы должны рассматривать как оправдание результаты, которые мы даем. я просил бы, чтобы эта точка зрения была принята всеми..." Еще одна цитата: "Мы расширяем круг лиц, которые могут принять от нас работу... Никто с должной отчетливостью не представляет того напряжения в отделе, в смысле передачи опыта и знаний, которое у нас создалось. Если возьмете каждого из сотрудников, вы увидите, сколько человек у каждого из них учатся. Создается школа, которая имеет очень большое значение. Передаем ли мы свои знания в промышленность? Передаем. Например, возьмите 5-й завод - много взял от бомбовоза. Это - передача опыта в наивысшей форме, которая дороже книг, так как это живая передача. Это один из самых трудных способов передачи, гораздо труднее, чем написать книгу" .

Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных классов информационных ресурсов и их места в структуре информационных ресурсов.

Документы. Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (Федеральный закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". Ст. 2).

Документ - главное средство закрепления различным способом на специальном материале (носителе) информации, получаемой в процессе развития науки и практической деятельности людей. В них закрепляется и концентрируется информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Основная функция документа - обеспечение передачи информации в пространстве и времени между различными пользователями.

Данный класс информационных ресурсов является наиболее исследованным. Фактически все работы по созданию и развитию информационных систем направлены на формирование документальных информационных ресурсов и обеспечение доступа пользователей к ведомственным, национальным и международным документальным ресурсам.

Основной тенденцией развития документальных ресурсов является перенос все большей их части на машиночитаемые носители, что принципиально изменяет условия доступа к документальным информационным ресурсам.

С одной стороны, создаются условия прямого доступа к неограниченным массивам информации и автоматизированной их обработки, а с другой - возможность полного закрытия неконтролируемого доступа к этим массивам, а также возможность жестко контролируемого информирования и дезинформирования (т. е. выдачи той и только той информации, которую держатель информационных ресурсов считает нужным предоставить конкретному пользователю).

Перенос информационных ресурсов на машиночитаемые носители приводит к существенным изменениям во всех процессах, связанных с накоплением, обменом и обработкой информации и процессов доступа к ресурсам.

Задачи обеспечения документальными информационными ресурсами осложняются и тем, что все большая часть машиночитаемых информационных ресурсов не имеет своего аналога на традиционных носителях.

Формирование машиночитаемых информационных ресурсов создает ситуацию, при которой пользователь, не обладающий необходимыми техническими и программными средствами переработки машиночитаемых информационных ресурсов, фактически, исключается из сферы эффективного применения наиболее ценных информационных ресурсов на всех уровнях: персональном, групповом, ведомственном, национальном, региональном и международном.

Между информацией, зафиксированной в документе, и пользователем появляется система барьеров (технических, программных, технологических и других), которые существенно ограничивают и/или полностью исключают возможность доступа к информации.

Более полно определить факторы, влияющие на создание барьеров между информацией, зафиксированной в документе, и пользователем можно на основании приведенной ниже обобщенной модели документа.

Обобщенная модель документа. Как показывает анализ существующих определений, каждый тип документа является функцией следующих документообразующих признаков:

Д=f(c[g], н[i], a[q], ф[j], y[h], п[w], м[z]),

где Д - документ; c[g] - содержание информации, отражаемой в документе; н[i] - носитель информации; a[q] - алфавит представления информации; ф[j] - метод (способ) фиксации информации (данных), зафиксированной в документе; y[h] - устройство (техническое средство), обеспечивающее как воспроизводство документа в форме, пригодной для восприятия человеком, так и регистрацию (фиксацию), сбор, передачу, хранение и обработку, ввода-вывода документов; п[w] - правила (способы, методы, алгоритмы, программы) преобразования документов (информации (данных)) при изменении носителя информации, устройств воспроизведения, фиксации, сбора, передачи, хранения, обработки, ввода-вывода документов; м[z] - метаинформация о документе (информация, описывающая документ).

В первом приближении заданы следующим перечнем.

1.1. Проблемная область информации, отраженной в документе.

1.1.1. Научно-техническая информация.

1.1.2. Экономическая информация.

1.1.3. Управленческая информация.

1.1.4. Технологическая информация.

1.1.5. Производственная информация.

1.1.6. Юридическая информация.

1.1.7. Справочная информация.

1.1.8. Социальная информация.

1.1.9. Медицинская информация.

1.1.10. Прочая (в том числе художественная, религиозная, музыка, искусство, литература и т. д.).

1.2. Описательная информация о документе (информация, описывающая документ).

1.2.1. Реферативно-библиографические данные (в соответствии с принятыми нормами описания конкретного вида документа).

1.2.2. Лингвистические средства, раскрывающие содержание документа (классификации, классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы и деск-рипторные словари, прочие словарно-терминологические средства).

1.2.3. Идентификационная информация, способствующая однозначной идентификации документа и его места в совокупности взаимосвязанных документов, а также связей документа с другими документами, фондами документов, владельцами и пр.

2. Носитель информации (н[i]).

2.1. Бумажный носитель:

2.1.1. Документы, подготовленные с помощью традиционных средств полиграфии.

2.1.2. Бумажный носитель для устройств типа принтера.

2.1.3. Перфолента

2.1.4. Перфокарта.

2.1.5. Носители для устройств отображения.

2.2. Магнитные и магнитооптические (CD ROM) носители:

2.2.1. Магнитная лента.

2.2.2. Магнитные диски и дискеты.

2.2.3. Жесткие диски (винчестеры).

2.2.5. Оперативная память.

2.3. Микрофильмовые носители и кинофотоматериалы:

2.3.1. Микрофильмы.

2.3.2. Микрофиши.

2.3.3. Фотоносители.

2.3.4. Киноматериалы.

2.4. Устройства отображения:

2.4.1. Табло для алфавитно-цифровой информации.

2.4.2. Экраны.

2.4.3. Самописцы.

2.5. Сообщения по линиям связи.

3. Алфавит представления информации (a[q]).

3.1. Цифры.

3.2. Буквы.

3.3. Символы иероглифических систем письменности.

3.4. Знаки:

3.4.1. Математические и химические знаки.

3.4.2. Почтовые знаки.

3.4.3. Картографические знаки.

3.4.4. Железнодорожные и пароходные знаки, знаки правил уличного движения и пр.

3.4.5. Метеорологические знаки.

3.4.6. Астрономические и лунные знаки.

3.5. Прочие системы специальных знаков и условных обозначений (знаки радиоэлектронных схем, технологических процессов и пр.).

4. Метод (способ) фиксации информации (данных), зафиксированной в документе (ф[j]).

4.1. Тексты.

4.2. Формульная информация (в том числе различные методы представления химических формул и структур).

4.3. Табличная информация (в том числе бланковая, анкетная).

4.4. Графика (рисунки, чертежи, карты, изображения, видеоматериалы и пр.).

4.5. Представление пространственных данных.

4.6. Аудиоинформация.

4.7. Аудиовизуальная информация.

4.8. Цифровая и аналоговая информация, записываемая различной регистрирующей аппаратурой.

4.9. Перфорация (от азбуки для слепых до кодовых комбинаций на перфоносителях).

5. Устройство (техническое средство), обеспечивающее как воспроизводство документа в форме, пригодной для восприятия человеком, так и регистрацию (фиксацию), сбор, передачу, хранение и обработку, ввода-вывода документов (y[h]).

5.1. Средства ручной обработки.

5.2. Оргтехника.

5.3. Микрофильмовая техника (все средства кинофототехники).

5.4. Элекронно-вычислительная техника (в том числе ЭВМ, телевизионная техника).

5.5. Средства и каналы связи.

6. Правила (способы, методы, алгоритмы, программы) преобразования документов (информации (данных)) при изменении носителя информации, устройств воспроизведения, фиксации, сбора, передачи, хранения, обработки, ввода-вывода документов (п[w]).

6.1. Преобразования:

6.1.1. Информации (данных).

6.1.2. Носителей.

6.1.3. Технических средств.

6.1.4. Алгоритмов, программ, правил.

6.2. Операции обработки;

6.2.1. Копирование.

6.2.2. Контроль.

6.2.3. Поиск.

6.2.4. Восстановление.

6.2.5. Защита.

6.2.6. Ввод-вывод.

6.2.7. Преобразование:

6.2.7.1. Редактирование (включение, замена, извлечение, объединение, сегментирование, гашение, уничтожение, создание связи, изменение положения, упорядочение, слияние, группировка).

6.2.7.2. Кодирование-декодирование, транслитерация, транскрибирование.

6.2.8. Просмотр.

6.2.9. Обмен.

6.2.10. Хранение.

6.2.11. Прочие операции.

7. Метаинформация о документе (информация, описывающая документ) (м[z]).

7.1. Описание структуры документа.

7.2. Описание системы кодирования, включаемой в документ.

7.3. Описание операций, разрешенных над информацией, включаемой в документ.

7.4. Описание информации, включаемой в документ.

7.5. Описание информации, идентифицирующей документ.

7.6. Описание технических средств, необходимых для обработки документов и информации, включенной в документ.

7.7. Описание правил, алгоритмов, программ, обеспечивающих работу с документом.

Перечень составлен на основании анализа документов, циркулирующих в различных сферах человеческой деятельности.

Приведенный перечень с достаточной полнотой отражает состояние (уровень развития) современных информационных технологий, опирающихся на документальные информационные ресурсы.

Каждый документ характеризуется своим набором признаков. С другой стороны, один и тот же по содержанию документ может иметь различную форму представления в зависимости от того, в какой информационной структуре он функционирует.

Общее количество видов и форм документов, используемых в качестве источников информации, неизвестно. Только по признакам, входящим в группу "содержание информации", различные исследователи состава фондов крупнейших библиотек и информационных центров выявили около 110-130 видов документов (широкого распространения и не публикуемых).

Существуют различные классификационные перечни этих видов документов. Применительно к фондам научно-технических документов, как правило, выделяют 6 классификационных групп:

  1. библиографию литературных источников (планы издательств, проспекты информационных изданий, справочный аппарат государственных библиотек и т. д.);
  2. библиографию неопубликованных источников (бюллетени регистрации, отраслевые сборники рефератов НИР и ОКР, тезисы докладов на конференциях и семинарах и т. д.);
  3. фактографическую информация (прейскуранты оптовых цен, каталоги изделий внутриведомственной кооперации, документация по ценообразованию и т. д.);
  4. нормативную документацию (государственные и республиканские стандарты, отраслевые нормативы трудоемкости, стандарты предприятий на унифицированные узлы и компоненты и т. д.);
  5. патентную информацию (патентные зарубежные журналы, выдержки из патентных заявок, описания отечественных изобретений и т. д.);
  6. основную первичную информацию (книги, периодика, отечественные и зарубежные научно-технические сборники и труды НИИ, конструкторская и технологическая документация и т. д.).

Морфологический анализ позволяет на основании перечисленных документообразующих признаков выявить более широкую гамму видов документов, которые находятся в жесткой зависимости от информационной инфраструктуры (технической, программной и технологической).

Функционирование документальных информационных ресурсов (особенно представленных на машиночитаемых носителях) свидетельствует о том, что период их "жизненного цикла" существенно превосходит периоды "жизненного цикла" конкретных технических средств, программных продуктов, поколения ПЭВМ. Изменение технической и программной конфигурации автоматизированных информационных систем порождает проблему непрерывного конвертирования информационных массивов, которая по мере увеличения их объема становится все более дорогостоящей процедурой. С другой стороны, процессы конвертирования создают условия безвозвратной утраты тех или иных ресурсов в результате неадекватных процессов преобразования и/или утраты связей массивов с программной и технической средой, обеспечивающей их целостность и обработку, и/или утратой массивов и/или программных средств, обеспечивающих идентификацию и однозначное декодирование данных и т. п.

Нарастающее многообразие документообразующих признаков ведет к сверхизбыточному нарастанию несовместимых форм представления информации в документах, что существенным образом увеличивает число барьеров между информацией, зафиксированной в документе, и пользователем, желающим получить доступ к этой информации.

Если при употреблении документов на традиционных носителях основным барьером, при условии получения документа, был "языковой барьер" и уровень профессиональной подготовки пользователя, то переход к машиночитаемым носителям количество барьеров резко увеличивает.

Основные барьеры доступа к документальным информационным ресурсам в зависимости от различных документообразующих признаков в первом приближении могут быть заданы следующим перечнем.

1. Барьеры, возникающие при использовании микрофильмовых носителей (микрофильмы, микрофиши):

  • кратность уменьшения;
  • цветочувствительность;
  • цветопередача;
  • разрешающая способность;
  • адаптивность оборудования к типу носителя и его размерным параметрам;
  • возможность автоматизированного поиска по имеющимся на носителе идентификационным кодам: степень доступности кодовых признаков, возможность декодирования аппаратными средствами, совместимость техническая;
  • возможность выборочного и сплошного копирования и получения полноразмерных копий.

2. Магнитные и магнитооптические (CD ROM) носители (магнитная лента, магнитные диски, дискеты, жесткие диски (винчестеры), CD ROM, оперативная память):

  • размерные характеристики носителя (длина, ширина, толщина, диаметр, количество поверхностей, с которых происходит чтение-запись информации);
  • конструктивные, связанные с возможностью установки на конкретные устройства ввода-вывода информации;
  • тип записи (плотность, число дорожек, ширина межблочных промежутков и т. п.);
  • организация файлов;
  • методы кодирования информации (используемый алфавит и методы кодирования символов алфавита, стандарты представления видеоинформации, графики пространственной информации, звука, аналоговой информации и т. д.);
  • используемые методы защиты информации (криптография, электронные ключи, другие аппаратные методы защиты).

3. Алфавит представления информации:

  • несовместимость символьного набора;
  • несовместимость системы кодирования;
  • несовместимые системы правил лексикографического упорядочения;
  • несовместимость используемых символьных множеств с языками представления информации и типами представляемой информации;
  • неразличимость "синонимии" символов (начертательной и кодовой);
  • несовместимость правил транслитерирования.

4. Устройство (техническое средство):

  • техническая несовместимость (общая, частичная);
  • несогласованность конфигурации с требованиями к процессам обработки конкретных машиночитаемых носителей (объемы памяти, комплектация средств ввода-вывода, типы мониторов, видеокарты и пр.);
  • невозможность использования требуемых программных продуктов.

5. Правила (способы, методы, алгоритмы, программы) преобразования документов (информации, данных):

  • несовместимость и различие методов обработки;
  • алгоритмическая и программная несовместимость;
  • несовместимость по набору процедур обработки и набору обрабатываемых типов данных;
  • несовместимость форматов представления данных;
  • несовместимость систем кодирования, драйверов, электронных ключей;
  • несовместимые методы представления и обработки данных в однотипных программных продуктах;
  • различия интерфейса программных продуктов;
  • несовместимость документов, подготовленных на одноименных программных продуктах различных версий и их модификаций;
  • неэквивалентное преобразование информационных массивов при конвертировании.

6. Метаинформация о документе (информация, описывающая документ):

  • несовместимые методы и схемы описания (по содержанию, набору параметров);
  • закрытость параметров и схем описания.

Исходя из изложенного, следует сделать следующие выводы.

1. Современный уровень развития информационных технологий с документальными ресурсами и тенденции их развития встраивают между носителем информации и пользователем информации, зафиксированной на носителе, сложнейшую техногенную среду (техническую, алгоритмическую, программную, технологическую), без участия которой пользователь не способен получить доступ к информации и воспринимать ее.

2. Несовместимость техногенной среды создает значительные трудности для восприятия информации, зафиксированной на машиночитаемых носителях, и во многих случаях ведет к их безвозвратной утрате.

3. Использование машиночитаемых ресурсов возможно в том и только в том случае, если они используются в согласованной (нормализованной, стандартизованной) техногенной среде. Требуемый уровень согласования для различных типов машиночитаемых документов различен. Соответственно каждая техногенная среда позволяет осуществлять работу с различными (свойственными только для нее) типами машиночитаемых ресурсов. Более того, различные модификации (версии) одной и той же техносферы могут порождать несовместимые машиночитаемые информационные ресурсы. К этой категории барьеров относятся ситуации, связанные с использованием несовместимых текстовых редакторов, драйверов, видеокарт, системные требования к конфигурации и пр.

4. Современный уровень развития техносферы визуализации и использования информации, зафиксированной на машиночитаемых носителях, порождает формирование информационных ресурсов с высокой степенью Унерегулируемой (скрытой) криптографичности, определяемой несогласованностью инструментальных средств, находящихся в распоряжении конкретных пользователей. Нерегулируемая (скрытая) криптографичность информационных ресурсов, в свою очередь, порождает неадекватное воспроизводство информации, содержащейся на носителе, что исключает ее использование.

В каждый данный момент времени конкретная информационная система находится в состоянии информационной, технической, программной и технологической совместимости. Но система непрерывно развивается (модернизируется, модифицируется): изменяется состав технических, программных и технологических средств. Развиваются и внешние информационные системы.

Собственное развитие осуществляется, как правило, с учетом принятых ранее технических и программных решений (не исключаются случаи преобразований от "чистого листа", когда происходят принципиальные изменения, коренная ломка структуры технических и программных средств).

Каждая внешняя система, осуществляя аналогичный процесс развития, принимает иные проектные решения, обеспечивающие свои цели.

В результате в системах накапливаются документальные информационные ресурсы, несовместимые на уровне технических средств, различающиеся по структуре, форматам представления данных, методам кодирования, правилам содержательного описания и т. д. Взаимодействие пользователя с такими ресурсами невозможно без разработки системы комплексных программных средств, обеспечивающих приведение информационных массивов к виду, при котором могут осуществляться информационные технологии, образованные "новой конфигурацией" программно-технического комплекса системы на новый текущий момент времени. Создается ситуация, при которой "ретроспективные" массивы, даже приведенные к формальным условиям совместимости с массивами "на данный момент времени", являются неадекватной формой представления ранее накопленной информации. Степень этой "неадекватности" различна, она, как правило, соответствует той степени "правильности", которую удалось обеспечить при конвертировании в новую форму представления.

При этом нужно учитывать, что взаимнооднозначное преобразование информационных массивов не всегда имеет место. Это положение относится как к собственным массивам системы, так и особенно к массивам внешних систем.

Например, несмотря на разработку мощных современных текстовых процессоров и баз данных, далеко не всегда между ними возможен взаимный экспорт (импорт) файлов.

Многократное конвертирование в конечном счете может создать условия абсолютной утраты достоверности информации.

Ситуация осложняется тем, что:

  • Преобразуются значительные по объему массивы машиночитаемых ресурсов (гига- и терабайты, миллионы документов (записей)).
  • Преобразования проводятся по системе алгоритмических процедур, реализованных в каждой системе различно. Алгоритмы, их ограничения, требования к процедурам и алгоритмам, определяющим конвертирование массивов, как правило, неизвестны (заданы по умолчанию, в явном виде пользователю неизвестны). К пользователю могут поступать одни и те же массивы, прошедшие через различные множества конверторов, что порождает эффект, аналогичный "множественному" переводу в традиционных информационных технологиях.
  • Пользователь, применяющий информацию, не знает, подвергался ли предоставленный ему массив конвертированию, какие процедуры при конвертировании проводились, с помощью каких конверторов и какое число конвертации данного массива проводилось.
  • Возможна ситуация, при которой различные части информационного массива конвертировались по различным системам конверторов.
  • В организации взаимодействия по межсистемному обмену документальными информационными ресурсами на машиночитаемых носителях возникают значительные трудности, преодоление которых требует значительных ресурсных затрат, связанных с необходимостью конвертирования информационных массивов.