06.07.2019

Как изменить жизненный сценарий самостоятельно. Простая техника изменения неудачного сценария жизни. Ключевые события жизни


Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

admin

Идея предопределенности волнует каждого человека. Профессионально шифр судьбы разгадывают писатели, философы и психологи. Все остальные занимаются исследованием линии жизни исключительно на досуге. Писатели и философы создают только наброски разрешения вечного антропологического вопроса, а вот психологи подчас дают точные рецепты. Вернее, они стараются выдать свои гипотезы за рабочие судьбические механизмы. Прежде всего вспоминается Эрик Берн и его психологическая концепция, в центре которой жизненный сценарий.

Чтобы разговор был предметным, нужно сначала определить понятие жизненного сценария. Итак, жизненный сценарий, по Берну – это бессознательный план, формируемый родителями. Контур человеческой судьбы возникает в раннем возрасте.

Формирование жизненных сценариев

Э.Берн – ученик Фрейда, поэтому он уделяет пристальное внимание первым годам жизни ребенка. В начале жизненного пути или недоверие к миру, и ребенок делает (не сознательно) выводы по двум параметрам:

Оценка самого себя.
Оценка родителей и окружающего социального мира.

Вариантов ответа четыре:

Оба параметра положительные. Это лучший вариант – «первичный протокол победителя». Формируется здоровая, сильная личность.
Человек оценивает себя положительно, а окружение – отрицательно. Так возникают . Те, кто любит советовать всем и всегда, потом обижаются, когда их советам не следуют. Те, кто определяет своих детей и родителей на попечение государства. Крайняя степень такого сценария дает миру – убийц. Ведь у таких людей всегда виноваты другие.
Человек себя оценивает отрицательно, других – положительно. Это психология неудачника и того, кто практикует постоянное самоуничижение. Печально, но люди, жалеющие себя, передают такое поведение своим детям. «Я плохой и ничего не стою» — это мышление, которое экстраполируется на все сферы жизни человека.
Человек себя оценивает отрицательно, других – тоже отрицательно. Психология, которая ведет в непроглядной безнадежности. В жизни человека все возможности окрашены в черный цвет.

Таково в общем виде формирование жизненных сценариев. За них отвечают два фактора, которые влияют на развитие у человека того или иного миропонимания.

Основные жизненные сценарии (виды)

Не стоит пугаться, жизнь многообразнее мнений о ней. Человеческое существование никогда не вписывается полностью даже в самую разработанную и подробную теоретическую схему. Однако теории нужны опорные точки, и у Берна они есть. Итак, основные жизненные сценарии следующие:

Победители. Американский психолог признает победителями тех людей, у которых исправен механизм целеполагания и есть воля к достижению поставленных задач.
Непобедители. Им на роду написано добывать хлеб потом и кровью. Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Этот тот тип, который в публицистике называется «обывателем». Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».
Неудачники. Это те, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.

Примечательно, что середина списка (непобедители) доставляет обществу меньше всего хлопот. А крайности тревожат социум. Одни (победители) в позитивном смысле, другие (неудачники) в негативном.

Основные жизненные сценарии узнать не так уж трудно, если наблюдать за людьми.

Победители говорят: «Сегодня я ошибся, но завтра я не промахнусь».
Непобедители говорят: «Да, я доспутил ошибку, но могло бы быть и хуже. По крайней мере я…»
Неудачники говорят: «Я бы сделал это, но…», «я бы мог, но…». Главное здесь – сослагательное наклонение и бездействие.

Раннее детство и формирование жизненного сценария личности. Элементы сценария

Сценарий состоит из 7 компонентов:

Финал. В самом раннем детстве, когда человеку родители говорят в гневе обидные или злые слова, его символически обрекают на «проклятие» — трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем – она провоцирует . Когда же родители действуют обратным образом (говорят добрые слова и хвалят ребенка) – они программируют успешный сценарий.
Предписание. Это система запретов и разрешений. Они разделяются на степени: а) социально приемлемые и допустимые – «веди себя как следует», «тебе не стоит хвастать», б) жестокие и чрезмерные – «не говори лишнего», «не рассказывай матери», в) грубые приказы и произвольные запреты. Сводятся такие предписания к обычной неоправданной грубости «Оставь меня!», «Не высовывайся», «Не якай». Третий тип предписаний создает неудачников и действует как «проклятие».
Провокация узнается там, где родители сознательно или бессознательно одобряют . В итоге ребенок превращается в наркомана или алкоголика. А случается и так, что родители «неудачно шутят» над ребенком, называя его «придурком», «дурачком» или обнажая перед ним друге его слабые стороны. Взрослые не понимают: они строят для чада рельсы, которые привезут его не туда.
Нравственные постулаты – это те опознавательные знаки, по которым человек ориентируется в моральном измерении своей жизни, считает ее «правильной» или «неправильной». Моральные догмы закладывают родители. «Учись хорошо», «Работай усердно». Каждый сам вспомнит не один десяток таких «нравоучений». Плохо тогда, когда постулаты перемежаются с провокацией. В таком случае снова человек может свернуть не туда.
Пример родителей служит человеку наглядным образцом, как надо себя вести и на что рассчитывать. Мамы ориентируют поведение девочек, а образ отца влияет на мальчика. Кроме того, пример родителей иллюстрирует то, чему они учат, если существует разрыв между делами и словами ближайших предков, то сценарий ребенку не обещает ничего хорошего.
Сценарный импульс. Это протест против слишком детализированного сценария. Если родители стремятся чрезмерно управлять ребенком, возникает импульс, направленный против излишнего наставничества.
Антисценарий или внутреннее освобождение. Если жизнь человека складывается неудачно, то он откладывает реализацию своих возможностей на будущее время, например, на возраст после 40. И это нередко освобождает от власти сценария.

Функции элементов не одинаковы. Пункты 1, 2, 3 управляют сценарием, а остальные составляющие могут использоваться против программирования судьбы родителями.

Так связаны между собой раннее детство и формирование жизненного сценария личности.

Как изменить жизненный сценарий?

Как высококвалифицированный психолог и человек, которому нужно , Э.Берн утверждает: сценарий распознается только сторонним наблюдателем – психотерапевтом. Но есть четыре вопроса, помогающие человеку приоткрыть дверь в тайну своей судьбы.

Какую фразу любят повторять ваши родители? Честный ответ позволяет понять, как расколдовать сценарий.
Как жили ваши родители? Ответ дает понимание того, что в человеке личного, а что родительского, навязанного.
Главный запрет родителей? Если человек ответит на этот вопрос, то поймет границы собственного сценария, а также, возможно, найдет ключ к тому, что его мучит.
Какие поступки или поведение одобрялось родителями или радовало их? Ответ дает ключ к пониманию того, как человек отреагировал на родительские предписания.

Э. Берн, чтобы проиллюстрировать последний пункт, приводит пример человека, который спился, потому что родители ему все время говорили: «Не думай!».

При ответе на вопрос, как изменить жизненный сценарий, нужно помнить, что первый шаг к освобождению в осознании «театральности» собственного существования. Если человек будет знать виды сценариев, их элементы, а также «волшебные» вопросы, то он сможет «расколдовать» свою судьбу.

Изменение жизненного сценария. Философия vs психологии. «Свобода лежит внутри»

На этот раз стоит отойти от изложения концепции Э.Берна, чтобы предложить свой рецепт избавления от сценария как формы человеческой жизни.

Человеком управляет то, во что он верит. Если человек думает, что его жизнь написана родителями, и он обречен – жизнь его будет черна и непроглядна. Можно полагаться на построения Э.Берна и неистово искать «противоядие» против «проклятия» или «злого рока», а можно лишить идею «несчастной судьбы» энергии, перестав подпитывать ее своими страхами и комплексами.

Это трудный путь, ведь таким образом человек признает, что только он и никто больше или несчастье. Небеса молчат, Бог сочувственно взирает на его долю, но не помогает, поэтому что определяющее качество человека – свобода воли!

За изменение жизненного сценария отвечает сам человек. Если мыслящий и действующий субъект поймет эту нехитрую истину — «проклятие» снимется.

Возникает закономерный вопрос, жизненный сценарий личности существует или нет? Существует, если человек в это верит. Концепция Берна популярна потому, что она снимает с человека ответственность за собственную жизнь. «Первичный протокол», написанный родителями, виноват в неудачах, падениях, ранах и разочарованиях. Разумеется, психологическая доктрина Э.Берна подводит человека в тому, что недурно проснуться и взять управление судьбой в свои руки, но изначальный посыл формулируется так: «Во всем виноваты родители!» А это не честно, ни по отношению к человеку, ни по отношению к его родителям.

15 марта 2014, 13:11

Каждый день каждый из нас делает сотни выборов. Мы выбираем, что нам одеть сегодня, позвонить ли вчерашнему незнакомцу или дождаться звонка от него, отдавать ли ребенка в садик или еще подождать, сменить ли работу, дом, жизнь?.. И чем сложнее, глобальнее выбор, тем не только нам труднее его сделать – давит груз ответственности, но и тем несвободнее мы в своем выборе. Нам кажется, что это мы выбираем мужей, работу, стиль жизни, но чаще всего просто следуем невидимому сценарию, а потом говорим – судьба. Судьба ли? Кто пишет этот сценарий? Можно ли его изменить – изменить свою судьбу? И надо ли?

1.Рождение сценария

Жизненный сценарий начинает писаться еще задолго до нашего рождения. Иногда тогда, когда наша мама, будучи еще совсем юной, решает, что ее дочь обязательно станет балериной, или папа с детства мечтает о фамильном бизнесе, который будет переходить от поколения к поколению. Иногда тогда, когда при рождении нас называют в честь бабушек, великих событий или великих соотечественников – груз этого имени будет сопровождать ребенка всю жизнь. Но вероятнее всего самые яркие страницы нашего жизненного сценария напишутся в первые пять лет жизни. Именно в этом возрасте запечатлевается в детской памяти пресловутые «можно и нужно» и «плохо, нельзя». Уже с этих юных лет ребенок подсознательно знает, в каком возрасте создаст семью, сколько будет иметь детей, какой будет у неё муж, а у него жена, знает, что надо (или не надо) много учиться, трудиться, доверять или не доверять людям, как мужчина должен относиться к женщине, женщина к мужчине, оба – к детям, а бывает, что навсегда обретает любовь к классической музыке или к футболу. И все это не столько со слов и тем более нравоучений старших, сколько с их реального поведения. И поэтому, сколько не объяснять малышу, что девочек нельзя обижать, если папа бьет маму – результат предсказуем. Другим источником впитывания жизненных ролей является отношение старших и ровесников к ребенку. Те дети, которых в детстве любили, которым доверяли, в которых верили, обычно становятся успешными и во взрослой жизни. А вот мамино «с тобой всегда одно и то же», «ходячая беда», папино «лентяй», «бездельник» или обидная детская кличка могут на всю жизнь оставить неблагоприятное психологическое тавро. Особенно часто достается нежеланным детям и детям из неполных семей.

Что же дальше? А дальше к нашему сценарию дописываются все новые странички. В младших классах мы осваиваем роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. К 21 году сценарий уже завершен. Что это значит? Можем мы его изменить? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз подчеркнем его «авторов»:

  • поведение родителей – один из наиболее сильных факторов, который определяет модель семьи (отношения с лицами противоположного пола, воспитание детей) и отношение к обществу, действует по принципу черное-белое: если родительская модель очень негативна, то «я таким никогда не буду» (что правда легче сказать, чем сделать), в остальных случаях сходство поведения детей и родителей поразительное (т.н. родительское проклятие или благословение);
  • установки родителей по отношению к ребенку – второй очень важный фактор, к которому чрезвычайно чувствителен ребенок в первые годы жизни, часто определяет успешность во взрослой жизни по принципу «я способен настолько, насколько верят в это мои родители», часто позиция неудачника имеет свои корни именно в этих установках;
  • отношение сверстников – влияет на протяжении всего детства и юности, но в раннем детстве определяется как «кто они – другие дети? интересно мне с ними?», в подростковом – «свой или чужой? я веду или меня ведут?», в юношеском – «насколько близко я могу быть с другим человеком?», в соответствии с этим мы отвечаем себе на вопрос «Кто Я?»;
  • личный опыт – это все наши успехи и неудачи, по которым мы определяем свои возможности и своё место в жизни.

2. Последствия и продолжение.

Итак, примерно к 21 году жизни у каждого из нас складывается полноценное представление о том, кто мы, откуда и куда идем. Но это еще не все. До 28 лет сценарий будет модифицироваться под влиянием значимых окружающих событий – женитьбы или замужества, рождения детей, кардинальных перемен в карьере. Однако с такими значимыми событиями везет не всем. Конечно, не исключено, что ворвавшийся в жизнь ветер перемен изменит направление нитей судьбы, но большинству из нас приходиться быть фаталистами и периодически повторять пресловутое: «Я так и знала», разводясь с мужем или наблюдая, как менее достойные коллеги идут вверх по служебной лестнице, в то время как вы все топчетесь на месте. Но в этом возрасте происходит важное с точки зрения формирования событие – сценарий становится «вашим».

Время от времени современная наука поражает нас удивительными данными о нахождении все новых генов. Оказывается, как утверждают ученые-генетики, есть специальные гены, ответственные за склонность к воровству, алкоголизм и даже за количество разводов. Не споря с учеными коллегами, психологи выдвигают свою версию такого наследства. Эта версия основана как раз на наличии жизненных сценариев.

Тема жизненных сценариев впервые стала разрабатываться известным психологом Альфредом Адлером. Он считал, что сценарий закладывается в течении первых пяти лет жизни и потом не подлежит трансформации, за исключением специально направленной психотерапевтической работы над ним. Сценарий рассматривался им как определенный образ жизни, который базируется на одном или нескольких базовых постулатов, таких как «я – неудачник» или «главное в жизни – карьера». У взрослого человека информация о базовом постулате его жизни хранится как первое детское воспоминание. Поэтому Адлер разработал метод исследования ранних детских воспоминаний. Метод заключается в следующем:

1.Вспомните самое раннее свое детское воспоминание. Возможно, вспомнить удастся не сразу, позвольте себе пройтись в обратном порядке по своим воспоминаниям из детства, пока не доберетесь до самого первого. Если вы не уверенны в истинности этого воспоминания, вам кажется, что оно может быть вашей фантазией, то это не страшно. Важно другое – это должно быть именно ваше воспоминание, то, что вы помните, а не вам рассказывали о вашем детстве.

2.Теперь, когда воспоминание определенно, сосредоточьтесь на нем. Прокрутите его несколько раз в голове, постарайтесь обратить внимание на мелкие детали, на всех его персонажей. Определите, хотя бы приблизительно, сколько вам лет было, где происходит действие.

3.Ответьте, можно даже письменно, на следующие вопросы: Кто главный взрослый человек в вашем воспоминании и какова его роль? Какие у вас желания (потребности) в этом воспоминании и насколько они удовлетворены? Есть ли у вас цель и что (кто) вам помогает ее достичь? Какая ведущая эмоция (настроение) в вашем воспоминании?

Расшифровка воспоминания такова. Взрослый человек – это тот человек, который имел наибольшее влияние на формирование вашего жизненного сценария. Другими словами тот, чьи установки вы воспринимали как догмы, чье мнение о вас было главным для формирования собственного мнения о себе. Чаще всего это мама, папа, бабушка. Но бывает, в роли взрослого выступает мало знакомый человек. Тогда возможен вариант, что люди этой профессии, социального статуса или внешнего вида оказывали особое влияние на вашу жизнь. Желание, эмоция, цель – это соответственно, ваши ведущая потребность по жизни, то, к чему вы будете стремиться и какими эмоциями насыщать свою жизнь. Например, если в воспоминании вы сидите за столиком в детском саду и с аппетитом едите манную кашу, то во взрослой жизни у вас есть склонность быть оптимистом, стремиться удовлетворять жизненные потребности (еда, секс, деньги, рождение детей) и жить конкретными целями сегодняшнего дня.

Итак, если Вы все время все теряете, то, скорее всего потому, что сами решили , что Вы – Маша-растеряша, если Вас все время бросают мужчины, то возможно, Вы сами не верите в то, что можете быть счастливы в семейной жизни – потому ли, что Ваша мама никогда не была счастлива, или потому, что вы с детства знаете, что вы – плохая девочка и недостойны счастья. Проблем столько, сколько сценариев, сценариев столько – сколько индивидуальных судеб, судеб, которые пишем мы сами. Итак, не стоит отчаиваться. Ниже – не рецепт быстрого решения всех своих проблем, но способ разорвать сценарий в том месте, где он заводит вас в тупик, и написать свое продолжение. Главное, доверяйте себе и помните, что автор вашей жизни – меняете ли вы что-то в ней или просто плывете по течению – всегда только Вы.

Шаги по преодолению нежелательного сценария:

1.Подумайте, есть ли в вашей жизни события или ситуация, которые постоянно повторяются или же длительно наблюдаются в вашей жизни и не устраивают вас. Например: вам никогда не предлагают руководящую должность, вы в семье в роли домохозяйки, не можете построить серьезных отношений с мужчиной – на определенном этапе они обязательно рушатся, все ваши мужья – козлы, конфликт с ребенком-подростком, в самый ответственный момент у вас обязательно что-то приключится, по жизни вы – жертва и т.д. и т.п.

2.Постарайтесь понять, что вам дает такая ситуация. Даже тогда, если то, что с Вами происходит, делает вас несчастной или трагично, в любом случае зачем-то вам это нужно . В психологии есть понятие вторичной выгоды – это невидимая польза определенной, часто негативной ситуации. Эта польза чаще всего не осознается человеком, но именно она и не дает сил разорвать круг. Например, жену постоянно бьет муж, но она от него не уходит – возможно, потому что такие ссоры это единственная возможность достижения близости между ними, а в остальное время супруги холодны друг к другу. Есть и более сложные вещи, например, в компании друзей вы всегда козел отпущения. Но возможно, это единственная роль, которую вы умеете выполнять, а если бы вы в какой-то момент разучились (я говорю именно разучились, потому что по тем или иным причинам вы сами вводите себя в роль козла отпущения, а другие уже пользуются вами созданным образом), то стали бы просто не нужным, затерялись в толпе? Принять, что ты получаешь пользу от чего-то негативного всегда очень сложно, поэтому вот несколько вопросов, которые помогут вам:

  • Что хорошего в том, что это с тобой происходит?
  • Что плохого в том, что это с тобой происходит?
  • Что появилось бы хорошего в твоей жизни, если бы этого не было?
  • Что появилось бы плохого в твоей жизни, если бы этого не было?

3.Если вы определились с предыдущим пунктом, пора подумать, готовы ли вы что-то менять. Для этого просто представьте, что до сегодняшнего дня вы как-то жили в этой жизни, выполняли какие-то социальные роли. И нравится это вам или нет, но вы привыкли к этой жизни, привыкли к тому, что вы так живете и ваши родные, близкие, знакомые, так вы умеете . Стоит ли починка выделки?

4.Даже если предыдущий пункт заставил вас сильно задуматься, попытайтесь сделать следующий шаг – понять, почему так происходит, иными словами, кто, когда и как записал эту страницу в ваш сценарий. Попытайтесь вспомнить, когда впервые замкнулся этот круг, или когда началась эта вереница событий. Когда вы приняли это решение – или кто-то его принял за вас – не быть успешной, счастливой, красивой (или быть неудачницей, жертвой, стервой, вечным ребенком…). В этом вам поможет начало статьи, где расписаны основные источники таких решений. Определившись, постарайтесь понять, что это решение в вашей жизни? Решение «я недостойна счастья» и «я воспитываю так, как это делала моя мама» — разного поля ягоды. Полностью изменить свою жизнь и свой сценарий (особенно если это сценарий родительский – т.е. очень ранний), вам скорее всего не удастся, да и надо ли – ведь это уже ваш способ жизни. А вот откорректировать – всегда можно.

5.Ответьте на вопрос – что лично вы делаете для того, чтобы эта ситуация продолжалась (повторялась). Что бы ни происходило, но это вы позволяете этому происходить. Постарайтесь понять – как? Вы можете действовать или бездействовать, но в любом случае вы делаете какой-то выбор (помните, в начале статьи речь шла о том, что сценарий – это предопределенный выбор, т.е. мы делаем выбор, не делая его, это значит, что разорвать сценарий можно только увидев, что выбор действительно есть и осознанно его сделать).

6.Последний шаг, это понять, что нужно делать или не делать для того, чтобы жизнь пошла по новому кругу, направление которого зададите вы уже сознательно, осознанно. Именно в сознательности по-сути и кроется весь секрет. На самом деле, ваш жизненный сценарий никуда не денется – заложился он-то еще до 21 года. Но разобравшись в нем, Вы возьмете вожжи своей жизни в свои руки, вы сможете ею управлять. Не зря же говорят: «Кто владеет информацией, владеет и миром». Успехов вам на пути овладения собо

Можете ли вы описать свое представление о жизни одной метафорической фразой? Попробовать вместить в паре крылатых строчек взгляды на окружающий мир, себя и людей в нем? Например: «Моя жизнь – непрерывная борьба за право быть первым». Или: «Я сижу на скамейке в парке, надеясь, что что-то произойдет». Как видим, жизненная метафора – это символическое отражение реальности человека, внутри которой сокрыт целый пласт информации о его характере, привычном стиле жизни и проблемных ситуациях. Через метафору можно решить любую проблемную ситуацию и даже полностью изменить свой жизненный сценарий.

Как изменить жизненный сценарий самостоятельно

Работая с метафорой можно определить позицию человека в мире (активный борец, скиталец или жертва обстоятельств), а также запас его внутренней энергии, в упадке она или на пределе возможностей? Кроме того, метафоры выдают внутренние страхи человека, понимание им смысла своей жизни, наличие или отсутствие осознанности («я творец», «все происходящее – сон»). Не только жизнь человека воплощается в метафоре, но и сама она влияет на восприятие им жизни. А значит, если что-то не устраивает, можно изменить позицию на более гибкую и жизнеутверждающую. Как это сделать? Для начала придется познакомиться со своим собственным девизом по жизни.

Метафора как сценарий жизни. Найдите свою философию!

  • «Жизнь – бесконечная борьба»

Такой человек воспринимает жизнь как вызов, а людей как соперников, которых нужно атаковать либо защищаться от них. Идет ожесточенная борьба за выживание, идеалы, цели или собственную свободу. Человек постоянно переживает трудности, не умеет доверять миру, живет в тревоге и по принципу «либо победа, либо поражение»!

Главные вопросы, которые стоит себе задать: какова цель борьбы; вы играете в открытую или партизаните; опытный боец или только стали на эту стезю? И что случится, если вы отложите оружие в сторону и расслабитесь?

  • «Жизнь как школьный урок»

Если вы пришли в мир набираться опыта и чему-то обучиться, скорее всего, вы воспринимаете мир как большую школу, у которой есть свои классы (подготовительная группа, середнячки, выпускники), учителя, оценки и экзамены. Ваша жизнь делится на тяжелые уроки, короткие перемены счастья и испытания для перехода на новую ступень.

Подумайте, на каком этапе вы находитесь сейчас? Сдаете экзамены, завалили пересдачу и остались на второй год или корпите над скучной зубрежкой? Какие навыки хотите получить?

  • «Жизнь - вечные страдания»

Такие люди воспринимают жизнь как наказание за прошлые грехи, источник боли и сомнительных радостей. Они чувствуют себя ведомыми и не способными написать собственный сценарий, другими словами – трагические жертвы, которые влачат жалкое существование в ожидании смерти-спасительницы.

Если узнали в этой метафоре себя, подумайте, что стало переломной точкой, когда жизнь превратилась в ад? Не пора ли взять поводья в свои руки?

  • «Жизнь – большая игра»

Вы азартный игрок или степенный? Умеете наслаждаться процессом игры или слишком захвачены идеей наживы, которая не дает почувствовать вкус жизни? Можно ли в вашей игре отыграть партию назад, кто пишет правила – вы или другие? Наконец, как насчет роли, которую вы себе назначили, можете ли вы ее изменить?

  • «Жизнь – долгое путешествие»

Подумайте, есть ли у вашего путешествия конечная цель или вы считаете себя скитальцем без имени? Вам нравится преодолевать путь в одиночку или предпочитаете идти с партнером? А еще посмотрите на дорогу, какая она: прямая, извилистая, полная преград или устлана диковинными подарками?

Быть может, вы стоите на распутье и мучительно выбираете, куда двинуться дальше? А то и вообще свернули с проспекта, чтобы проложить свою собственную тропу?

  • «Жизнь как танец»

Если для вас привычно восприятие жизни в сравнении с танцем, скорее всего, вы не ищите никаких сакральных смыслов и не думаете, куда вообще идете. Ваше сердце говорит, что существует только музыка и ритм, которым нужно следовать. Чем красивее танец, чем пластичнее тело, чем больше ноги попадают в такт, тем лучше. Главное, не останавливаться и не поддаваться усталости, остановка для вас – смерть. Но кто выбирает музыку?

  • «Жизнь – символ движения»

Вы успеваете за движением жизни или вынуждены гнаться, плетясь в самом хвосте? Знаете ли вы, куда конкретно идете, делаете ли перерывы на отдых или движетесь стремительно, пока есть силы? Вы склонны соблюдать правила движения или нарушаете их? Следуете за толпой или против толпы, а может, давно плывете по течению, не напрягаясь? Если ваш путь лежит только в гору, что вы ожидаете получить на вершине? Наконец, насколько опасен ваш путь?

  • «Жизнь как сон наяву»

Вам нравится этот сон, или он напоминает дурной кошмар, от которого бросает в жар? Почему вы решили сбежать от реальности в мир фантазий, что вас подавляло, не устраивало в реальной жизни, с какими трудностями не удалось справиться? И что будет, если решитесь проснуться?

Работа с метафорой: как изменить сценарий жизни?

Если ваша картина мира вас не устраивает, кажется, будто неудачи следуют по пятам, а трудности не дают дышать, есть смысл изменить восприятие жизни, подкорректировав метафору. И мы научим, как это сделать, задавая себе наводящие вопросы.

Для начала найдите свою метафору или выберите подходящее описание из предложенного списка выше. Например: «Моя жизнь напоминает болото, я погряз в рутине и чувствую, что не могу выбраться». Уточните у подсознания, о каких именно вещах идет речь – о банальной скуке, о навалившихся проблемах, за которыми не видно жизни, или о чем-то другом? Спросите себя, какие чувства кипят в вашем теле, когда вы находитесь в этом состоянии, – раздражение, одиночество, страх или депрессия? Само чувство может натолкнуть на понимание корней проблемы. Подумайте, как давно вы попали в это болото, всегда ли жизнь была такой, или что-то послужило пусковым механизмом, обозначив переломный момент? Что это было за событие? Почему вы продолжаете сидеть в болоте, не предпринимая попыток выбраться: вас что-то удерживает, какие выгоды из сложившейся ситуации вы получаете? Можете ли что-то изменить уже сейчас?

Анализируя метафору жизни, легко оценить свою картину мира и место, которое вы сами себе назначили. Подготовьтесь к тому, что поменять привычный жизненный сценарий непросто, подсознание может включить защитные механизмы, пытаясь искать выгоды даже в болоте. Но нужно ли вам это, ведь такой путь уже известен и не принес радости. Ищите в себе блокированную потребность, чего вы очень хотите, но запрещаете себе иметь? Какое нереализованное желание не дает почувствовать радость?

Закончив анализ метафоры, попробуйте изменить свой жизненный сценарий, заменив ее на скорректированную модель жизни, которая позволит получить желаемую цель. Вместо идеи «моя жизнь - скучное болото» внушите себе образ, будто вы отправляетесь в интересное путешествие и перед вами океан возможностей. Повторяйте новый жизненный сценарий как можно чаще, пока не почувствуете, что сжились с ним. Запомните, нет ничего невозможного, если программа подсознания настроена на максимальную самореализацию вас как личности!