13.06.2019

Фаб 250 радиус поражения. Авиационные боеприпасы. Бетонобойные и противолодочные


ГНПП «Базальт» с начала 2000-х годов идет полномасштабная разработка специального унифицированного набора модулей планирования и коррекции (МПК) для дооснащения ими свободнопадающих авиационных бомбардировочных средств поражения - фугасных авиабомб и разовых бомбовых кассет. Подобный подход к модернизации авиабомб уже применяют в США, где по программе JDAM на базе серийных свободнопадающих бомб Mk-82, Mk-83, Mk-84 и некоторых других калибра 500, 1000 и 2000 фунтов создаются управляемые бомбы серии GBU-31, GBU-32,. GBU-38 и т.д. с совершенно новыми боевыми возможностями, придавая бомбам XX века, свойства высокоточного оружия XXI века. Отечественный разработчик - ГНПП «Базальт» - обещает значительно меньшую стоимость модернизации авиационных боеприпасов чем американских. В зависимости от решаемой задачи доработка будет заключаться в «навешивании» на корпус обычной свободнопадающей бомбы одного или нескольких специальных функциональных модулей, включающих систему раскладывающихся крыльев, блоки системы управления, инерциальной навигации и спутниковой коррекции. Такими комплектами можно будет оснащать как имеющиеся на вооружении ВВС свободнопадающие авиабомбы, так и все новые и модернизированные. Программа позволит повысить точность и функциональность свободнопадающих бомб и, в зависимости от полноты комплектации, получить высокоточное оружие, применяемое с малых высот вне зоны действия объектовой ПВО ...

Преимущества авиабомб с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает примерно 70% от стартовой массы, в то время как в аналогичной ракете - всего 15-20%. Что же касается стоимости, то она по данным ГНПП «Базальт» составит не более 5-10 стоимостей самой бомбы, что значительно ниже стоимости новых корректируемых бомб и управляемых ракет. Впервые ГНПП «Базальт» продемонстрировало свою новую разработку модуль планирования и коррекции (МПК) на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия 2003», который проходил в Бангалоре. В России на МАКС-2009 в Жуковском ГНПП «Базальт» представило модель и информацию по фугасной авиационной бомбе ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК). Авиабомба ФАБ-500М62 является одной из самых массовых отечественных авиабомб, которая до сих пор находится на вооружении ВВС многих стран мира. Модуль планирования и коррекции (МПК) это сугубо аэромеханическая система, в которой нет никаких двигателей и даже электрических систем. Идея состоит в том, чтобы сделать очень дешевое устройство, которое можно было бы в зависимости от тактической ситуации присоединить к бомбе свободного падения непосредственно в аэродромных условиях. Модуль включает в себя специальные крылья, раскладывающиеся в полете и систему коррекции от ветрового сноса. Для применения авиационных бомб оснащенных модулем планирования и коррекции используется штатный прицельный комплекс. ОАО «558 Авиационный завод» на том же международном салоне МАКС-2009 представил аналогичный по назначению носитель автономных средств поражения «Модуль-А» для свободнопадающей бомбы OFAB-250. На ГНПП «Базальт» подготовлено четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации авиабомб по оснащению их МПК:

. Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК - для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6-8 км, но с предельно малых высот 50-100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3-4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО.

. Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12-15 км.

. Третий вариант предусматривает значительное повышение точности поражения цели. По нему МПК с блоками ИНС дополнительно оборудуются приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40-60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м.

. В четвертом варианте предусмотрено увеличение дальности применения боеприпаса. На бомбе кроме МПК и полноценного модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80-100 км.


Оснащение авиабомб МПК значительно расширяет зону поражения этих средств, придает им новые боевые возможности и в сочетании бомбы с МПК - носитель повышает боевую эффективность последнего. Авиационный боеприпас ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК) предназначен для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, лекгобронированной и легкоуязвимой техники, живой силы, военно-полевых сооружений. Наличие на типовой свободно падающей бомбе модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет применять боеприпас вне зоны действия огневых средств объектовой ПВО потенциального противника. Модернизированные АБСП в комплектации «МПК+ИНС/GPS» и «МПК+ИНС/GPS+двигатель» приобретают совершенно новые качества, фактически перемещающие их в категорию полноценного высокоточного оружия, применяемого вне зоны действия ПВО противника, но обладающего большей эффективностью при значительно меньшей цене. В дальнейшем эти модули могут наращиваться различными системами, превращая обычную авиабомбу свободного падения в полноценную планирующую и корректируемую бомбу. Модуль МПК предлагается применять и на модернизированной фугасно-зажигательной авиабомбе калибра 500кг ФЗАБ-500М, которая имеет удобообтекаемую форму и по массо-габаритным характеристикам близка ФАБ-500 М-62. Толщина пробиваемой железобетонной плиты бомбой ФЗАБ-500М - 200мм, при взрыве создаёт до 100 очагов горения, горящие куски огнесмеси разбрасываются в радиусе до 70-80 м Взрыватель - АВТ-Э. Применение модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет обеспечить решение тех же задач, которые стоят перед бомбами свободного падения, только с существенно меньших высот, чем обычно применяются эти бомбы. Например, вместо 3-5 км авиабомбы, оснащенные модулем, можно будет применять с высот 100-200 метров, не теряя при этом ни в дальности, ни в точности поражения целей. После завершения испытаний новый модуль планирования и коррекции будет предложен для принятия на вооружение Российской армии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Эффективная дальность пуска, км:
- по точечным целям 6…16
- по площадным целям до 40
Высота применения, м 200 - 10000
Скорость носителя, км/ч 900 - 1100
Масса, кг: - бомбы с крыльями не более 540
ВВ в тротиловом эквиваленте 300
Тип взрывателя - универсальный, термостойкий, инерционно-реакционного действия, с электрическим и механическим запуском
Максимальный радиус поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 110 - 190
- для легкобронированной техники 55
Приведенный радиус «сплошной» зоны поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 31-54
- для легкобронированной техники 5
Длина, мм 2470
Диаметр, мм 400
Размах крыльев, мм 2000

Источник -

Россия недавно представила свою новейшую, самую компактную в данном классе корректируемую авиабомбу КАБ-250, сообщает Strategy Page. КАБ-250 – это «умная» бомба весом 250 кг . Обладая всеми необходимыми стандартными характеристиками, свойственными и обычной неуправляемой авиабомбе, КАБ-250 помимо этого является управляемой бомбой с ТВ системой наведения, размеры бомбы при этом составляют всего 255 мм в диаметре и 3,2 м в длину.

КАБ-250 достаточно компактна как для размещения во внутренних бомбовых отсеках истребителей-бомбардировщиков, так и для размещения (при условии, что потребуется большее количество бомб) под крыльями истребителя.

Стоит отметить, что российские корректируемые авиабомбы могут также поражать «на отлично» и подводные цели . Так, КАБ «Загон-1» предназначена для поражения подводных лодок, находящихся в надводном и подводном положениях при глубинах их хода до 600 м. Данная авиабомба может эффективно применяться по подводной цели на глубинах в местах ее приводнения не менее 150 м при волнении моря до 6 баллов без ограничений по регионам Мирового океана.

КАБ-250 преимущественно применяется во фиордах, заливах и других районах, в которых затруднено применение другого управляемого оружия. При ударе по подводным целям ее сброс осуществляется на парашюте, который при касании авиабомбы водной поверхности отделяется от нее, и бомба, погружаясь за счёт гравитации, одновременно движется к цели благодаря наличию систем активной гидроакустической пеленгации цели и управления движением.

Как отмечает производитель, ГНПП «Регион», корректируемая авиабомба КАБ-250 унифицирована для применения с противолодочных самолётов (типа Ту-142МЭ, Ил-38) и вертолётов Ка-28.

Однако, по критерию «стоимость-эффективность» весьма привлекательна КАБ «Загон-1», поскольку благодаря простой технологии изготовления и неприхотливости в эксплуатации, она характеризуется низким уровнем стоимости. Во время хранения эта авиабомба не требует специального техобслуживания и контроля. В то же время эффективность ее применения по сравнению с обычными противолодочными авиабомбами в несколько раз выше.

Стоит отметить, что КАБ-250 появилась на свет вслед за SDB – бомбой малого калибра ВВС США (также известной как GBU-39 / B). Но SDB имеет несколько особенностей, которые еще ​​пока не свойственны КАБ-250.

SDB весит 130 кг и стоит около 70 тыс. долларов . То есть, она легче и дороже, чем КАБ-250. Так же, как и КАБ-250, SDB была разработана, прежде всего, как «умная» бомба. Всего пять лет назад ВВС США наконец-то ввели SDB в эксплуатацию, в Ираке. SDB должна была впервые использоваться в 2005 году, как раз после принятия на вооружение в 2004 году небольших (227 кг) комплектов JDAM (комплекты бомб, управляемых с помощью GPS).

Однако у SDB было много технических проблем, поскольку она была не просто очередной авиабомбой со встроенным комплектом GPS-наведения. SDB имела более эффективную разработку боевой части и систему наведения. По форме она больше напоминает ракету, чем бомбу (около двух метров длиной и 190 миллиметров в диаметре).

SDB выгодно отличает и то, что при взрыве образуется взрывная волна меньшей силы, чем при взрыве обычной бомбы такого размера, что, в частности, позволяет наносить именно точечные удары и, как следствие, приводит к уменьшению числа жертв среди гражданского населения. Дружественные войска могут находиться ближе к цели при взрыве SDB.

Хотя бомбы большего веса при применении имеют видимый эффект, они, тем не менее, зачастую бывают излишни и даже могут привести к напрасным жертвам. Войска на земле предпочли бы иметь большее количество малогабаритных бомб с GPS-наведением. Это послужило причиной быстрого развития и ввода в эксплуатацию 227-килограммового комплекта JDAM. Но он был недостаточно мал для многих боевых ситуаций, разворачивающихся в городах. В составе SDB всего 17 кг взрывчатых веществ, по сравнению со 127 кг в 250-килограммовой КАБ-250 .

SDB представляет собой ракету без двигателя, которая может планировать на большие расстояния. Это делает SDB еще более компактной, эффективной и дорогостоящей. Например, JDAM (система наведения, используемая на бомбах предыдущего поколения) стоит всего около 26 тыс долл. Небольшие крылья позволяют SDB планировать на расстояния до 70-80 км (с большой высоты) . КАБ-250 также использует небольшие крылья для обеспечения дальности полёта, но не настолько, как у SDB, считают американские эксперты.

SDB также имеет жёсткую головную часть, что позволяет ей пробить более двух метров камня или бетона, и боеголовку, которая наносит больше разрушений, чем обычные неуправляемые бомбы. Таким образом, SDB – это следующее поколение «умных» бомб, заключает Strategy Page.

Более компактная конструкция SDB обеспечивает её удобную транспортировку. Так, истребители F-15/16/18 могут нести 24 или более таких бомб. SDB транспортируются в специальных контейнерах, по четыре бомбы в каждом. Один такой контейнер подвешивается на бомбардировщик, как если бы это была одна большая бомба.

В настоящий момент ВВС США разрабатывают SDB II (GBU 53) , которая будет включать в себя зашифрованный канал передачи данных, что позволит поражать движущиеся цели. Возможность такой связи позволяет управлять движением SDB при помощи бортовой компьютерной сети. Эта возможность является одним из основных усовершенствований для SDB II, которая не выйдет в эксплуатацию еще в течение нескольких лет.

Не так давно Россия представило самую компактную в своем классе авиабомбу КАБ-250, производителем которой является ГНПП «Регион». Данная корректируемая бомба обладает всеми характерными особенностями традиционных неуправляемых бомб и, скорее всего, имеет ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 225 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества. Данная корректируемая авиабомба может размещаться как на внешней подвеске, так и во внутренних отсеках истребителей-бомбардировщиков ...

Данная бомба была представлена на прошедшем в августе авиасалоне МАКС-2011. Стоит отметить, что ее разработчик ГНПП «Регион» не предоставил каких-либо развернутых сведений о данном образце, так что простой обыватель может только догадываться об эффективности данного устройства. Не смотря на это, можно предположить, что КАБ-250 обладает комбинированной спутниковой и лазерной полуактивной системой наведения. Также обращает на себя внимание характерная удлиненная форма корпуса новой бомбы, которая, скорее всего, оптимизирована под внутренние отсеки самолета 5-го поколения ПАК ФА.

Ранее созданные в России корректируемые авиабомбы отлично поражают также надводные и подводные цели. К примеру, КАБ «Загон-1» в состоянии поражать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в 6 баллов. Данная бомба применяется преимущественно в заливах, фиордах, других районах, в которых применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По информации ГНПП «Регион», КАБ «Загон-1» унифицирована для применения на противолодочных самолетах Ил-38 и Ту-142МЭ, а также вертолетов типа Ка-28.


Стоит отметить, что российские авиабомбы весьма привлекательны по критерию «стоимость-эффективность», просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации. Производящиеся сегодня в России КАБ не требуют какого-либо специального технического обслуживания и контроля.

**************************************** ****************************************


Одной из новинок в экспозиции ОАО "КТРВ" и, одновременно, интригой прошедшего МАКС-2011 стала управляемая авиабомба КАБ-250 калибра 250 кг, разработанная ОАО "ГНПП "Регион". До открытия авиасалона она была бережно спрятана от посторонних взоров в чехле и открыта лишь около полудня 16 августа. Заглушка на ГСН так и осталась неснятой, а представители компании объяснили это отсутствием разрешения на демонстрацию. Кроме скупой таблички с несколькими параметрами, ни каких дополнительных данных о КАБ-250 так и не удалось получить.


С первого же взгляда стало ясно, что представленная бомба внешне не имеет ни чего общего с демонстрировавшейся ранее в 2005 году корректируемой бомбой с крылом большого размаха ЛГБ-250 (также называемой тогда, возможно ошибочно, КАБ-250Л). Кроме того, к месту заметить, что еще в 2008 году на Берлинском салоне ILA-2008 в рекламном проспекте ударного самолета МиГ-35 указывался состав вооружения и среди других образцов УАСП класса "воздух - поверхность" в приведенном списке значились КАБ-250С-Э и КАБ-250Л. Последующие три года новой информации о легкой управляемой бомбе не появлялось.

В ходе выставки отвечая на вопросы журналистов на традиционной пресс-конференции, проведенной в этот раз 18-го августа, руководитель корпорации Борис Обносов сообщил о КАБ-250, что «управляемых бомб такого калибра пока у нас не было, о ее дополнительных характеристиках говорить пока еще рано, но в следующем году мы скажем:)». Перечисляя, какие из представленных в экспозиции корпорации образцов УАСП могут использоваться на истребителе 5-го поколения, Обносов сказал, что «КАБ-250 - внутрифюзеляжного размещения, предназначена для ПАК ФА, но может применяться и на других самолетах».Не смотря на то, что тип системы наведения на КАБ-250 так официально и не сообщался, Обносов по поводу применения для наведения бомб приемников GPS и ГЛОНАСС сказал, что «такие бомбы уже есть в калибре 500 кг (имеется в виду КАБ-500С) и практически на всех УПАБах следующего поколения в классе 1500, 500 и 250 кг спутниковая навигация предусмотрена». Таким образом, логично сделать вывод о том, что КАБ-250 будет иметь комбинированную систему наведения: инерциально-спутниковую + ГСН.

КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА КАЛИБРА 250 кг.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса. 250
Длина, м 3,2
Диаметр, м 0,255
Размах крыла, м 0,550
Разработчик и производитель ОАО "ГНПП "Регион"

В сети интернет удалось найти два открытых патента, непосредственно касающихся данной бомбы и дающих представление о ее составе и системе управления.В патенте на изобретение №2339905 (патентообладатель ОАО "Государственное научно-производственное предприятие "Регион", опубликован 27.11.2008) «Авиационная бомба, стабилизированная по крену, с инерциально-спутниковой системой наведения» приводится рисунок бомбы, схема и расположение элементов которой в значительной степени схожи или совпадают с КАБ-250. Это позволяет рассматривать (предположить) данный документ как патент именно на КАБ-250.

Согласно имеющейся в патенте информации, бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3...5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2...3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение.

Описываемая в патенте бомба содержит последовательно соединенные отсеки (см. рисунок):
- головной отсек (1) с тепловизионной головкой самонаведения, бесплатформенной инерциальной системой управления (БИНС) и прибором спутниковой навигации (ПСН). Обтекатель ГСН (12) выполнен оптически прозрачным из селенида цинка (сульфида цинка), спектральная полоса прозрачности которого лежит в диапазоне 8...14 мкм,
- переходный отсек (4) с двумя антеннами глобальной спутниковой навигации (5),
- отсек боевой нагрузки (7) с взрывателем (8), на котором по Х-образной схеме установлены четыре аэродинамических крыла (13). Угол стреловидности передней кромки крыла составляет 45°. Боевая часть авиабомбы - осколочно-фугасного действия.
- хвостовой отсек (9) с установленными на нем по Х-образной схеме четырьмя стабилизаторами (10) и четырьмя аэродинамическими рулями (11), и содержащий блок бортовой автоматики, блок питания и рулевой привод. В качестве рулевого привода, установленного в хвостовом отсеке (9), применяется воздушно-динамический рулевой привод (ВДРП). Угол стреловидности стабилизатора - 35°.

БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС.


В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2...3 км и в углах поля зрения 5...9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20...30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3...5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации.

Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории - самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации.

Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3...5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8...14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях.

Отдельный патент на изобретение №2418261 (ОАО "ГНПП "Регион", опубликован 10.05.2011) «Хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода» описывает отсек воздушно-динамических рулевых приводов (ВДРП), использующих в качестве рабочего тела атмосферный воздух, и пневмодвигатели мембранного типа в качестве исполнительных механизмов, размещенных в стабилизаторах хвостового оперения аппарата. Это позволяет:
- снять ограничения по времени управления полетом управляемой авиационной бомбы;
- упростить конструкцию отсека рулевых приводов, исключив газовые и электрические рулевые приводы, оптимизировать источники электрического питания;
- повысить тактико-технические характеристики управляемой авиационной бомбы по дальности полета, величине полезной нагрузки, размещению электронной аппаратуры;
- улучшить массогабаритные характеристики управляемой авиационной бомбы при ее полете, используя энергию обтекающего воздуха для перемещения аэродинамических рулей в соответствии с командами управления.

Исходя из известного калибра бомбы (табличка на МАКС-2011), т.е. диаметра, равного 0,255 м, и предложенных в патенте №2339905 множителей (коэффициентов) можно рассчитать размеры основных элементов бомбы. Так, проверяем размах крыла: 0,255 х 2,157 = 0,550 м. Это именно то значение, которое приводится в табличке, представленной на МАКС-2011. Расчет общей длины таким же способом дает значение 3,145 м (в табличке - 3,2 м). Веря данной методе, считаем остальное. Длина головного отсека - 0,599 м, переходного - 0,299 м, отсека БЧ - 1,250 м, хвостового - 0,995 м. Размах стабилизаторов, тот же, что и крыла - 0,550 м. Размеры хорд крыла - 0,588 и 0,749 м, хорд стабилизатора - 0,08 и 0,206 м. На основе фотографий, представленного на МАКС-2011 макета, и рассчитанных линейных размеров можно достаточно точно представить внешний вид бомбы вместе с головным отсеком.

С конца сентября российская авиация участвует в борьбе с террористическими организациями на территории Сирии. По целям противника наносятся многочисленные удары с использованием различного авиационного вооружения, в том числе и самого нового. К настоящему времени стали известны некоторые типы вооружений, применяемые для уничтожения объектов террористов. По некоторым данным, боевые действия в Сирии даже стали полигоном для испытания нового .

3 октября РИА со ссылкой на неназванного представителя Воздушно-космических сил России сообщило, что российской боевой авиацией используются бомбы и ракеты нескольких типов. Среди прочих применяются корректируемые авиационные бомбы КАБ-250. За счет ряда характерных черт такое оружие способно с большой эффективностью поражать выбранные цели и наносить ущерб противнику.


По словам источника, новый боеприпас после сброса с самолета-носителя выполняет корректировку своей траектории. Для определения взаимного положения бомбы и цели используется система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Это позволяет применять бомбу в любое время года вне зависимости от погодных условий. Использованные системы управления обеспечивают попадание в цель с точностью не более 2-3 метров. Все это позволяет уничтожать объекты противника без риска нанесения ущерба мирному населению.

Бомба КАБ-250 на салоне МАКС-2011. Фото Missiles.ru

РИА Новости пишет, что носителями бомб КАБ-250 являются фронтовые бомбардировщики Су-34. Эти машины способны сбрасывать новые бомбы с высоты до 5 км.

По другим данным, новейшая бомба в настоящее время проходит испытания, однако не используется в рамках операции в Сирии. Об этом, в частности, сообщает телеканал «Звезда». Таким образом, вопрос применения изделий КАБ-250 в Сирии пока остается открытым и может быть прекрасным поводом для споров.

Опубликованная в начале октября информация представляет большой интерес. До недавнего времени подробная информация о проекте КАБ-250 отсутствовала. Были известны только самые общие сведения об этом оружии, которые позволяли только строить предположения. По данным РИА Новости, это вооружение прошло некоторые предварительные испытания и уже находится в опытной эксплуатации, либо принято на вооружение Воздушно-космических сил.

О существовании перспективной корректируемой авиабомбы КАБ-250 стало известно в 2011 году. В ходе выставки МАКС-2011 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) показала макет этого изделия. Тогда сообщалось, что проект новой бомбы был создан в ГНПП «Регион». Кроме того, были оглашены некоторые самые общие характеристики. Так, вес бомбы составлял 250 кг, длина – 3,2 м, диаметр – 25,5 см, размах крыла – 55 см.

Руководство КТРВ рассказывало, что новый боеприпас предназначается для вооружения перспективных самолетов. К примеру, имеется возможность транспортировки подобных бомб во внутренних грузоотсеках самолета Т-50 (ПАК ФА). Кроме того, это оружие сможет использовать и иная техника. Тип систем наведения сперва не уточнялся, однако в дальнейшем появились новые сведения на этот счет.

Еще в ноябре 2008 года был опубликован патент РФ №2339905 «Авиационная бомба, стабилизированная по крену, с инерциально–спутниковой системой наведения», полученный ГНПП «Регион». Описание и приложенное к патенту изображение изделия позволяли предполагать, что документ стал результатом работ по перспективному проекту и описывает конструкцию бомбы КАБ-250. Патент, «найденный» специалистами вскоре после первого показа бомбы, позволил серьезно обновить сложившуюся картину, дополнив ее массой интересных подробностей.

Из имеющихся данных следует, что изделие КАБ-250 имеет стандартную для таких вооружений архитектуру. Внутри цилиндрического корпуса с оживальным головным обтекателем располагается вся основная аппаратура. На боковой поверхности корпуса, в свою очередь, устанавливаются Х-образные крылья и рули. В головной части корпуса предусматривается отсек для размещения систем наведения, средняя часть отдается под боевую часть, а в хвосте находится часть аппаратуры управления, в первую очередь рулевые машинки.

Согласно некоторым источникам, перспективная бомба оснащается осколочно-фугасной боевой частью весом 127 кг. Оставшийся вес изделия приходится на элементы конструкции, аппаратуру управления и т.д.

В патенте №2339905 упоминаются любопытные особенности нового проекта, касающиеся использованных систем наведения. В силу некоторых обстоятельств авторы проекта предложили применить комбинированную систему наведения, способную значительно повысить точность атаки выбранной цели.

В патенте отмечается, что максимальная точность попадания порядка 3-5 м обеспечивается только при наличии станций дифференциальной привязки с заранее известными координатами. При отсутствии подобных станций точность атаки заметно снижается: отклонение от цели может достигать 20-30 м. В условиях боевых действий далеко не всегда имеется возможность развертывания станций привязки. Для работы в подобных условиях предлагается комбинированная система наведения.

С целью повышения точности попаданий предлагается оборудовать бомбу т.н. доводчиком – дополнительной инфракрасной головкой самонаведения. Такое оборудование позволяет решить несколько имеющихся задач. В первую очередь, инфракрасная ГСН-доводчик значительно повысит точность. Второй плюс такого предложения – отсутствие необходимости использования антенны приема дифференциальных поправок. В последнем случае состав оборудования бомбы сокращается и заметно упрощается.

Комбинированная система наведения, предлагаемая в патенте №2339905, позволяет выводить бомбу в район цели при помощи сигналов навигационных спутников, после чего, с целью повышения точности, в работу должна включаться инфракрасная ГСН. Именно он должна «доводить» бомбу до цели. Как следствие, обеспечивается высокая точность попадания без необходимости использования сравнительно сложного оборудования. Так, в патенте отмечается, что в составе бомбы могут применяться инфракрасные ГСН с дальностью поиска и захвата цели не более 2-3 км.

В новом проекте было решено отказаться от применения некоторых узлов и агрегатов, заменив их на более удобные в эксплуатации аналоги. Так, отечественная бомба КАБ-500С, по имеющимся данным, оснащается электротурбогенератором, вырабатывающим энергию под действием пороховых газов специального пиропатрона. После генератора газы поступают на рулевые машинки, где используются для управления рулями. Новый проект КАБ-250, по-видимому, подразумевает использование более простых систем. Так, для энергоснабжения электроники предлагается комплектовать бомбу аккумуляторными батареями, а рули оснащать воздушно-динамическими приводами, использующими набегающий поток воздуха.


Схема бомбы из патента

Согласно патенту, использование перспективной авиабомбы выглядит следующим образом. Перед сбросом в память изделия загружаются координаты цели. Они могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности порядка 2-3 км включается инфракрасная головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.

Следует отметить, в патенте №2339905 нет никаких прямых указаний, говорящих, что в нем описывается изделие КАБ-250. Тем не менее, некоторые имеющиеся данные позволяют с определенной уверенностью говорить о сходстве бомбы с выставки и изделия, описанного в патенте. К примеру, в ходе салона МАКС-2011 инертная бомба КАБ-250 демонстрировалась с колпаком-заглушкой головки самонаведения, что говорило о применении прозрачного головного обтекателя и соответствующих систем наведения. Эта особенность представленного образца позволяла говорить, что он должен быть оснащен инфракрасной ГСН или другой подобной системой, имеющей оптический координатор.

По последним данным, пока не получившим официального подтверждения, перспективные корректируемые авиабомбы КАБ-250 используются для атаки объектов террористов на территории Сирии. Уже известно о применении в этой операции бомб КАБ-500С. Теперь, по-видимому, номенклатура вооружений Воздушно-космических сил России пополнилась еще одним новым типом оружия.

Применение управляемого вооружения, в том числе корректируемых бомб КАБ-250 и КАБ-500С позволяет с большей эффективностью атаковать цели с заранее известными координатами. Подобное оружие способно уничтожать малоразмерные цели с минимальным ущербом для окружающих объектов или гражданского населения. Кроме того, оно способно сократить количество необходимых вылетов авиации и расход боеприпасов.

РИА Новости сообщает, что с начала октября российская авиация применяет управляемые бомбы калибра 250 кг. Вполне возможно, что результаты использования таких боеприпасов уже были опубликованы в виде одной из видеозаписей министерства обороны. Имеющиеся видеоматериалы наглядно показывают высокую эффективность отечественных корректируемых бомб, в том числе, возможно, и новейшей КАБ-250.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://missiles.ru/
http://defendingrussia.ru/
http://findpatent.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://ak-12.livejournal.com/

Полный текст патента №2339905:
http://findpatent.ru/patent/233/2339905.html

Примечание: Этот текст является переводом публикации , размещённой на сайте Bellingcat.

Несмотря на наличие четких изображений и однозначных выводов экспертов, звучали заявления, что бомбы на изображениях представляют собой осколочно-фугасные бомбы «ОФАБ-250-270» , а не кассетные бомбы серии «РБК». Однако между кассетными бомбами серии «РБК», присутствующими на кадрах с авиабазы Хмеймим, и бомбами «ОФАБ-250-270» есть существенные различия.

Кассетные бомбы серии «РБК» имеют различную конструкцию, в зависимости от суббоеприпасов и калибра бомб. Например, кассетные бомбы серии «РБК-500», замеченные на российских самолетах в Сирии, имеют несколько разновидностей с внешними отличиями. Примеры таких бомб - РБК-500 ЗАБ-2,5М , РБК-500 АО-2,5РТ , РБК-500У и РБК-500 ПТАБ-1М .

Однако ОФАБ-250-270 имеет существенные отличия от бомб серии «РБК». ОФАБ-250-270 видны на многих видео с авиабазы Хмеймим. Благодаря этому есть множество справочных изображений для сравнения их с кассетными боеприпасами серии «РБК». Наиболее очевидное отличие имеют хвостовые части бомб:

На приведенном выше изображении ОФАБ-250-270 на авиабазе Хмеймим () видна пара хвостовых колец, а основная часть бомбы не доходит до задней оконечности хвоста. На изображении ниже () видна кассетная бомба серии «РБК», подвешенная на самолет на авиабазе Хмеймим. Отличия видны невооруженным глазом:

Имеется только одно «хвостовое кольцо», а основная часть бомбы доходит до задней оконечности хвоста. Эти подробности гораздо лучше видны на модели кассетной бомбы «РБК-500 ШОАБ-0,5», представленной в Государственном Музее Авиации Украины ():

Ещё одно существенное отличие касается носовой части. ОФАБ-250-270 имеет ярко выраженное кольцо перед носовой частью, слегка выпуклый нос и один большой запал ().