13.06.2019

Бомбы 500 кг. Авиационные бомбы (Россия) - Основные типоразмеры бомб в сравнении. Суббоеприпасы бомбовых кассет


Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития. Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей». Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Фантомы холодной войны

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил. Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin). Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей. С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.


Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе. По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor. Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс. После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года. Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации. По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.


Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа. Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.


Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.


Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили. Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году. В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb). Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.


Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учебное и боевое применение F -22

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония). В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C). В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья. По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS. Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности. В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.


Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker). При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.


Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов. В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные. По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.


Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

Оборудование и вооружение Т-50

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.


Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.


Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения. В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013. Аналогов ей в мире сегодня не существует.


Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer). Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.


Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Т-50 vs F -22 Raptor

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.


Господство в воздухе и на земле

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций. Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS. Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22. Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою. Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.


В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения, разработкой которого занималась компания General Dynamics.

    Стоимость: 14 600 000–18 800 000 USD (1998 г.)

F-16 отличается универсальностью и относительно невысокой стоимостью. По состоянию на июнь 2014 года это самый массовый истребитель 4-го поколения (выпущено более 4540 самолетов). Очень популярен на мировом рынке вооружений. Стоит на вооружении в 25 государствах мира. Последние самолеты, построенные для ВВС США, поступили в их распоряжение в 2005 году. По плану выпуск экспортного F-16 продлится до 2017 года.

Прототип истребителя, получившего название YF-16 (№ 72-01567), совершил первый полет 21.01.1974, после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время пробежки. Полноценный полет по программе испытаний был совершен впервые 2.02.1974. В 1975 году построили F-15A, а в 1977 − двухместный F-16B.

Боевое применение F-16

Впервые истребитель совершил вылет для выполнения боевого задания 26.04.1981 над Ливаном.

  • Израиль

F-16, которые были в распоряжении израильских ВВС, весной 1981 г. активно принимали участие в налетах на лагеря палестинских повстанцев.

28.04.1981 израильские истребители уничтожили два боевых вертолета Ми-8, находившихся в распоряжении сирийского контингента в республике Ливан. 14.07.1981 был сбит истребитель ВВС Сирии МиГ-21. Весной следующего года «Файтинг Фалконы» уничтожили еще три сирийских самолета МиГ-21 .

F-16 видео

Летом 1982 г. началась операция «Мир Галилее», в которой со стороны Израиля F-16 стал одним из двух ключевых истребителей. Его было эффективно применять против сирийской авиации, которая на то время состояла из советских самолетов серий МиГ-21 и МиГ-23. В общей сложности количество побед в воздушных столкновениях составило 45 на стороне Израиля.

11.06 израильскими F-16 был нанесен мощный удар по сухопутным войскам Сирии. Результатом его стало почти полное уничтожение 47-й бригады. В дальнейшем истребители этого типа участвовали в рейдах на палестинские базы. В ходе одного из таких налетов 23.11.1989 один истребитель был подбит средствами ПВО противника, но дотянул до базового аэродрома и позже был восстановлен.

В 1985 г. F-16 над Ливаном поразил сирийский беспилотный разведчик ВР-3 «Рейс».

Российские СМИ предоставляют информацию о пяти сбитых F-16, которые попали под огонь истребителей МиГ-23МФ, но фактических доказательств этому нет, они ссылаются только на слова сирийских летчиков.

7.06.1981 группа из восьми истребителей F-16 вместе с прикрытием в виде пяти F-15 совершила целевой налет на поражение иракского ядерного реактора Озирак. Результатом стало полное разрушение строившейся конструкции реактора. Со стороны Израиля потери отсутствовали.

  • Палестина

Начиная с мая 2001 года, F-16 иногда привлекались для точечных ударов по территории Палестинской автономии после террористических актов палестинских организаций.

  • Налёт на Сирию

5.10.2003 как ответ на теракт в Хайфе, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские воздушные силы с применением F-16 обстреляли базовый лагерь группировки, находящийся в Сирии.

  • 2-я ливанская война

Самолеты F-16 в 1990-х и 2000-х годах принимали участие во многих налетах на позиции группировки «Хизбалла», действовавшей на юге Ливана. Июль-август 2006 года – активно задействовались в ходе боевых действий Второй ливанской войны. Лишь один израильский самолет был разрушен и то не в воздушном бою, а из-за технических неисправностей на взлете. Пару лет спустя израильскими F-16 были сбиты несколько разведывательных беспилотников «Хизбаллы».

  • Операция в Тунисе

1.10.1985 г. восемь израильских F-16 бомбардировали пригород Хаммам аш-Шатт, где размещалась база Организации освобождения Палестины. Результатом стало убийство сотен мирных граждан Туниса, которые не имели прямого отношения к террористической организации.

  • Венесуэла

В 1992 г. в Венесуэле была совершена попытка государственного переворота. Реализовать планы мятежников по смене власти не удалось во многом благодаря военной поддержке правительства, которая включала в себя две авиационные эскадрильи, вооруженные F-16. Ими были сбиты три самолета повстанцев.

12.10.2013 F-16A ВВС Венесуэлы нанесли удар по двум легким самолетам, которые перевозили наркотики.

Боевые задачи под патронатом НАТО

  • Боснийская война

Несколькими странами-членами НАТО из национальных ВВС были выделены истребители F-16 для патрулирования запретной зоны для полетов над Боснией, которую ввели в 1993 г. Один раз за все время операции по охране боснийского воздушного пространства 28.02.1994 произошла воздушная битва, в ходе которой НАТОвские истребители уничтожили 5 штурмовиков сербов.

Август-сентябрь 1995 г. – самолеты ВВС США, Нидерландов и Дании в ходе проведения операции Deliberate Force наносили удары по позициям сербов. В боснийской войне был потерян один истребитель F-16, пилоту удалось катапультироваться и выжить.

  • Военные действия в Югославии

Воздушная кампания, развернутая силами ВВС США, Дании, Нидерландов, Турции и Бельгии против Югославии в 1999 г., прошла при активном участии самолетов F-16. Их преимущество было в слабой засекаемости радарами югославских РЛС. Результатом кампании стало поражение самолетами «Файтинг Фалкон» сил НАТО двух МиГ-29. Потери (из официального отчета НАТО) – один истребитель, сбит 2.05.1999 ЗРК С-125; пилот выжил после катапультирования. Но сербские и российские СМИ твердили о других потерях со стороны союзников, которые превышали заявленные (до 7 самолетов).

  • Военные действия в Афганистане

В афганской операции в октябре-декабре 2001 года воевали только F-16 ВВС США. В апреле 2002 года произошел инцидент по «открытию огня по союзникам», которыми оказалось канадское подразделение сухопутных войск. Четыре солдата погибли.

С 2002 года авиабаза Манас (Киргизия) стала площадкой для размещения датских, голландских и норвежских истребителей F-16.

Потери к 2013 г. в ходе афганской операции составили как минимум три самолета F-16 (ВВС США, Дании и Нидерландов).

Боевые действия в Персидском заливе

Истребитель F-16 стал наиболее массовой боевой моделью в этом регионе (всего принимали участие в боевых столкновениях 249 единиц) и сделал наибольшее количество боевых вылетов (13 540).

Самолет применяли как ударную единицу для подавления вражеских РЛС «Дикие ласки».

Потери по разным источникам информации составили от 11 до 20 машин. Первые три истребителя были потеряны во время проведения операции «Щит пустыни». Но если соотносить количество вылетов с потерями F-16, то рассматриваемый аппарат был наиболее живучим и одновременно наиболее эффективным истребителем Многонациональных сил. Самолетами были 36 раз выпущены ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9, но ни одна из них не поразила цель.

Американские истребители F-16 Fighting Falcon под эгидой США были активными участниками в бомбардировке иракского реактора в 1992 г., в иракской войне, которая была развернута Штатами в ответ на теракты 11.09.2001.

  • Другие регионы применения

Также этим самолетам нашли применение в разного рода боевых конфликтах в Турции, Пакистане и Сирии.

За всю историю эксплуатации и боевого применения самолетами под управлением американских, израильских летчиков и пилотов стран НАТО были сбиты около 50 единиц авиатехники противника.

Модификации F-16

    F-16A - одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;

    F-16B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;

    F-16C - одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;

    F-16D - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;

    F-16N и TF-16N - одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США "Топ Ган";

    F-16ADF - самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;

    RF-16C (F-16R) - самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.

    На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).

Характеристики истребителя F-16:

    Длина самолета, м 14,52

    Размах крыла, м 9,45

    Площадь крыла, м2 28,9

    Длина корневой хорды, м 5

    Масса пустого самолета, кг 6400

    Масса взлетная, максимальная, кг 15 000

    Масса топлива во внутренних баках, кг 3160

    Скорость полета, максимальная 2М

    Скорость крейсерская 0,93М

Легенда о дерзком полете конструкторской мысли, потерянных деньгах и несбывшихся надеждах. Гимн величию человеческого разума и притча о безумных путях, на которые иногда сворачивает технический прогресс. Сага о том, как несмелые очертания истины тают в пелене тумана человеческих заблуждений. Парабола об алчности и доверчивости, что идут рука об руку на протяжении веков, питаемые несбыточной людской мечтой о «философском камне» и «вечном двигателе».


Все это – истребителя «пятого поколения». Миф о фантастическом крылатом корабле, что принесет лавры побед к ногам тех, кто сможет построить такую машину.

Еще ни один самолет в истории авиации не преподносился с такой помпой, как грозный истребитель «Рэптор». Беспощадная ярость небес. Абсолютное техническое превосходство ВВС США. Чудотворное средство для выигрыша любых войн. Невидимое и разрушительное , приносящее смерть каждому, кто осмелился «поднять руку» на его создателей.

Парадокс в том, что на сегодняшний день ни один из 187 истребителей «пятого поколения» участия в боевых действиях не принимал. Это было бы нормально, если на Земле прекратились войны – но, с 2003 года, когда на авиабазу Неллис прибыл первый серийный F-22, мир сотрясли множество конфликтов – авиация ВВС США совершила десятки тысяч боевых вылетов, сметя с лица Земли два государства.

Оправдания, связанные с «избыточной мощью самолета» и «несоответствием условий локальных конфликтов назначению F-22» могут вызвать лишь ярость у американских налогоплательщиков: военные потратили 60 миллиардов долларов на создание самолета, для которого нет подходящих задач!

Сравнение F-22 с ядерным оружием не проходит - «Рэптор» не обладает и долей останавливающего эффекта Стратегических Ядерных Сил. В отличие от «Трайдентов» и «Минитмэнов», это чисто тактическое оружие, призванное решать насущные проблемы нашего времени. Но увы…
Пилоты ВВС США предпочитают возить бомбы и доминировать в воздухе, используя проверенные F-15 и F-16.
Получается проще, дешевле, а главное - ничуть не хуже, чем при использовании истребителя «пятого поколения».

Гораздо веселее другой факт: F-22 наверняка окажется малополезен при решении «серьезных задач». До сих пор не утихают споры о малозаметности самолета – эксперты сокрушаются о том, что «Рэптор», скорее всего, не сможет эффективно работать в зоне действия зенитных комплексов С-300.

Здесь следует задать простой опрос: А что вы ожидали? Двенадцать каналов наведения. Шесть скоростей звука. Масса боевой части 150 кг. Солидный комплект радаров и систем обнаружения, способных засекать воздушные цели на дальности в сотни километров.

Лезть напролом в зону действия С-300 – чистое самоубийство. И никакой «Рэптор» здесь не панацея – летчики ВВС США откажутся садиться в кабины, а того, кто отдал приказ о прорыве вражеской ПВО с помощью «Рэпторов», ожидает трибунал.

Что нам «Рэптор»! Закидаем шапками?

Ничуть. 300-ый зенитный комплекс – действительно серьезное оружие, это признают даже мастистые зарубежные эксперты. Другое дело, что для прорыва сквозь заслон С-300 совсем не обязателен убер-самолёт «пятого поколения».

Это как же так?

Грубая сила и ничего более. Обнаруженные позиции ЗРК давят простым способом: залпом противорадарных ракет HARM, наводящихся на источники радиоизлучения. Ракеты запускаются по баллистической траектории, на самонаведении – сами самолеты-носители при этом остаются вне зоны действия ЗРК, а счет выпущенных «Хармов» обычно идет на тысячи.

Тупоголовые «Хармы» перебьют все микроволновки и радиопередатчики в округе, но несколько из них обязательно разорвется вблизи РЛС зенитного комплекса, выведя его из игры. Даже если оператор, почувствовав неладное, успеет выключить радар – «Харм» запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой скорбный путь в направлении предполагаемой цели.

Гремучий коктейль из «Хармов» обильно сдабривается крылатыми ракетами «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, БПЛА и диверсионными группами спецназа.


Запуск противорадилокационной ракеты AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM)


Очень грубый, затратный и грязный приём – но это единственный способ прорыва современной ПВО. Именно этот сценарий мы наблюдали во всех конфликтах последних лет – обе Войны в Персидском заливе, Югославия, Ливия.
Лишь когда командование убеждается в недееспособности вражеской системы ПВО – в воздушное пространство вторгаются «носители демократии» - сотни боевых самолетов ВВС стран НАТО. Обычные F-15 и F-16.

Убер-самолет F-22 «Рэптор» вновь остался без работы. Как и его коллега B-2 «Спирит». Сверх-возможности этих машин попросту не востребованы.

Кто Вы, истребитель пятого поколения?

У современных летчиков есть все - сверхзвуковые самолеты, способные в автоматическом режиме прорываться к цели, едва не срывая крылом кроны деревьев. Фантастические прицельные комплексы, способные из стратосферы отличить женщину от мужчины, вооруженного человека от мирного обывателя или разглядеть тепловой след проехавшего автомобиля – чувствительность этих систем потрясает воображение. Реактивные боевые машины могут за считанные часы перелететь континент, а их боевая нагрузка превышает показатели стратегических бомбардировщиков времен Второй мировой. Невероятные фигуры высшего пилотажа, управляемое ракетное оружие, оптико-электронные оборонительные комплексы и системы постановки помех.

Спрашивается: Ребята, что вам еще нужно? Бессмертие и бесконечные патроны?

Конечно, прогресс не стоит на месте – на смену четвертому поколению истребителей должно обязательно прийти пятое. Но чем конкретно отличается «пятое поколение»? И здесь, даже у самых смелых теоретиков возникает коллапс сознания.

Малозаметность!
Сделать самолет абсолютно невидимым пока еще никому не удалось – приёмы технологии «стелс» находятся в явном противоречии с законами аэродинамики. Работы по частичному снижению заметности не имеют решающего значения – риск быть обнаруженным по-прежнему остается велик.
Парадоксально, но меры по радикальному снижению заметности могут быть реализованы на самолетах предыдущего поколения – подтверждено на практике: серийные истребители «Супер Хорнет», перспективные машины F-15SE «Сайлент Игл» и «Сайлент Хорнет».


F-15SE Silent Eagle.


"Наплывы" на гондолах двигателей - внутренние отсеки для вооружения. Изменено хвостовое оперение - кили отклонены в стороны для лучшего рассеивания радиоволн

Сверхманевренность! Расскажите о ней Су-27 и его модификации Су-35.

Многофункциональность! Расскажите об этом создателям F-15E «Страйк Игл».

Сверхзвуковая крейсерская скорость без использования форсажа!
Можно. Потребуются «всего лишь» сверхмощные (и прожорливые) двигатели. В принципе, единственное значимое отличие «пятого поколения». Другой вопрос – насколько велика потребность в таких способностях? И не слишком высока заплаченная цена?

Анализируя требования, предъявляемые к «пятому поколению», становится очевидно – они буквально «взяты с потолка». То, что могло действительно пригодиться: беспилотное управление в воздушном бою, абсолютная невидимость для любых средств обнаружения противника – до сих пор остаются атрибутами научной фантастики. То же, что предлагает современная промышленность под видом «истребителя нового поколения» - не более чем архисложная и сверхдорогая машина, чьи задачи дублируются обычными самолетами с гораздо большей эффективностью (затраты/результат).

Здесь можно было поставить точку, если бы не одно важное обстоятельство:

Истребители «пятого поколения» действительно существуют! Но это не имеет никакого отношения к F-22 «Рэптор».

Кто же эти загадочные машины? «Сухой» ПАК ФА? Китайский прототип J-20?
Нет, новое поколение истребителей появилось задолго до создания ПАК ФА. Это был длительный системный процесс, который обрел окончательную форму порядка 20 лет назад.

Сама авиатехника изменениям не подверглась – двигатели, планер – все осталось прежним. Может быть, все дело в авионике – высокотехнологичной «начинке» самолета? И снова, мимо. Радиолокационные станции, ИНС, «fly-by-wire» (электродистанционная система управления) – здесь никаких кардинальных изменений отмечено не было. Увеличение производительности бортовых компьютеров и появление «стеклянных кабин» не привело к революции в авиастроении. К какому поколению относится самолет - 4+ или 4++ имеет не так много значения, как это принято полагать.

Изменения коснулись, в первую очередь, организационных вопросов – новая тактика и специальные приёмы позволили резко повысить мощь современной авиации.

Что все это значит, товарищи? Встречайте нашего первого гостя:

KC-10 «Экстендер» (удлинитель) – воздушный танкер на базе пассажирского авиалайнера DC-10. 11 топливных баков, 90 тонн авиационного топлива. Танкер предназначен для взаимодействия с тактической авиацией: телескопическая заправочная штанга и система «шланг-конус» позволяют передавать топливо на любой из военных самолетов стран блока НАТО. Производительность системы заправки – 5678 л/мин (штанга) и 1590 л/мин (шланг-конус). Танкер способен одновременно передавать топливо трем самолетам. В верхней части фюзеляжа имеется горловина для заправки самого заправщика.

240 воздушных танкеров (500 с учетом Национальной Гвардии и резерва ВВС) – вот где скрывается источник силы ВВС США.


"Парад слонов". Танкеры KC-135 на авиабазе Милденхолл (Великобритания)


К черту истребители «Рэптор»! Системы дозаправки открывают перед тактической авиацией совершенно фантастические перспективы: армада танкеров позволяет оперативно сгруппировать силы и нанести массированный удар по любой точке планеты. Патрулирование над любым регионом Земли или «воздушный мост» для экстренной переброски войск в другое полушарие… Системы дозаправки стоят практически на всех американских самолетах – боевых истребителях и бомбардировщиках, самолетах дальнего радиолокационного обнаружения, транспортных машинах, вертолетах. Ведутся эксперименты с беспилотниками.

На сегодняшний день в составе ВВС России находятся 19 воздушных танкеров Ил-78 (на базе военно-транспортного самолета Ил-76). Также, в качестве воздушных заправщиков могут использоваться фронтовые бомбардировщики Су-24 (подвесной заправочный агрегат УПАЗ-1А «Сахалин»).

Пилоты бомбардировочной авиационной эскадрильи авиабазы Западного военного округа (ЗВО) после 18-летнего перерыва выполнили полеты с дозаправкой топливом в воздухе


- начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту Владимир Матвеев, декабрь 2012 г.

Будем объективны: много ли пилотов ВВС России способны провести дозаправку в воздухе в темное время суток? В режиме полного радиомолчания? Ведь это стандартные трюки американских летчиков.


Российские СМИ и официальные источники регулярно публикуют сенсационные сравнения «Рэптора» и российского ПАК ФА. Просто удивительно, какую скандальную известность приобрели истребители «пятого поколения» – самолеты, не совершившие ни одного боевого вылета и имеющие сомнительную ценность в реалиях современных конфликтов. В то же время, системам воздушной дозаправки – одному из столпов, на котором держатся современные ВВС - уделяется предельно мало внимания.

Звездное скопление

Наш следующий гость, хотя и не относится к когорте истребительной авиации, но демонстрирует реальные приоритеты американских военно-воздушных сил. Этот самолет никогда не показывают по телевизору, про него не снимают передачи «Дискавери» и «Ударная сила». В отличие от разрекламированных «Рэпторов», он всегда остается в тени. Пока F-22 и ПАК ФА позируют на авиасалонах, эта машина спокойно выполняет свою ответственную работу: демилитаризованная зона вдоль 38-й параллели на Корейском полуострове, Ближний Восток, пограничные районы Ирана, Северная Африка – вот её сферы ответственности.

Обычный транспортный борт ВВС США? Нет, это E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System) – авиационный комплекс дальнего наблюдения и целеуказания, предназначенный для распознавания и классифицирования наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени. Разведчик и воздушный командный пункт в одном лице.

В случае реального вооруженного конфликта нужно «валить» его в первую очередь - иначе этот гадёныш вычислит и сдаст всех. «Джи Старс» патрулирует на удалении нескольких десятков километров от поля боя, сканируя местность радаром бокового обзора AN/APY-3, тепловизорами и камерами высокого разрешения – десятки операторов на борту «Джи Старс» ведут непрерывное наблюдение за перемещениями противника, оперативно предупреждая собственные войска о возможных засадах, направлениях эвакуации и о любых изменении обстановки. Существует предположение, что именно «Джи Старс» вычислил кортеж полковника Каддафи.

Обнаружение, управление наземными подразделениями, многоканальная спутниковая связь, ретрансляция сигналов и управление беспилотниками – аналогов этого самолета в мире не существует.
На сегодняшний день в составе ВВС США числятся полтора десятка E-8 «Джи Старс». И это имеет гораздо больше значения, чем пресловутые истребители «Рэптор». Увы, никаких работ по созданию аналогов американского «Джи Старса» не ведется – все заняты обсуждением истребителя «пятого поколения».

Игровой набор «Юный разведчик»

Универсальность – обязательное качество современной боевой авиации.
Но тому, кто готовится к воздушному бою, незачем тащить с собой балласт в виде прицельного комплекса для работы по наземным целям (к примеру, система LANTIRN весит полтонны)!
С другой стороны, во время вылета на штурмовку без LANTIRN не обойтись – комплекс позволяет совершать сверхзвуковые броски на предельно малой высоте, засекать и идентифицировать точечные наземные цели. В любое время суток, в сложных погодных условиях.

Как решить непростую дилемму?

Решением стала гениальная концепция быстросъёмных подвесных комплектов. Прицельно-навигационные контейнеры, разведывательная аппаратура, конформные топливные баки, модули радиоэлектронной борьбы, системы буксируемых ловушек, крепления, замки и широкий спектр подвесного вооружения на все случаи жизни. Все системы крепятся на стандартные узлы внешней подвески и не требуют изменений в конструкции.*
*за исключением конформных топливных баков


Моё имя - Квазимодо!
Безобразные горбы на спине F-16 - конформные топливные баки, превращающие самолет в стратегический бомбардировщик


Подобный подход обеспечивает самолету исключительную универсальность и помогает улучшить именно те способности, которые требуются для выполнения каждой конкретной миссии. Съёмные модули можно комбинировать в любом порядке, подвешивать одни и те же блоки на самолетах разных типов (стандартизация и экономия!), а при необходимости легко заменить поврежденный или неисправный блок на новый (простота, удобство эксплуатации). В то же время, после установки прицельно-навигационного контейнера, любой F-16 приобретает возможности обнаружения, сравнимые с суперсамолетами F-22 и F-35.

В итоге мы получаем относительно простой самолет-платформу и съёмный комплект оборудования. Данная концепция блестяще зарекомендовала себя во всех войнах последних лет. Подвесные контейнеры LITENING, LANTIRN и SNIPER XR с успехом применяются на любых типах истребителей, штурмовиков и стратегических бомбардировщиков стран НАТО.



Навигационный AN/AAQ-13 и прицельный AN/AAQ-14 контейнеры системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night).
Сочетает в себе РЛС и тепловизоры переднего обзора, лазерный дальномер, оптические датчики сопровождения цели и коррелятор линии визирования ракеты

Например, уже упомянутый LITENING применяется в ВВС США для оснащения F-15E, F-16, A-10, B-52… При необходимости контейнер может быть подвешен под крыло любого палубного самолета «Харриер» или F/A-18. Системой заинтересовались союзники – LITENING совместим с бортовой электроникой самолетов «Панавиа Торнадо», «Еврофайтер Тайфун», «Гриппен»…

Создатели истребителей «пятого поколения» делают то же самое, но гораздо более сложным и затратным способом. Они предлагают изначально оснащать самолет супер-элекроникой, монтируя блоки внутри фюзеляжа. В результате цена самолета взлетает до небес, а половина из установленных систем обычно используется в качестве балласта.

Удивительно, но столь важные системы остались за рамками буйных споров о возможностях "Рэптора" и ПАК ФА. Вместо обсуждения по-настоящему значимых вещей, из года в год продолжаются бессмысленные дебаты вокруг "пятого поколения" истребителей, которое, по-факту, ничего не решает в современной войне.


Прицельный контейнер системы SNIPER XR под фюзеляжем стратегического бомбардировщика B-1B Lancer

В начале сентября 1997 года совершил дебютный полет истребитель "Раптор" Ф-22. Несмотря на злопыхания многих отечественных и зарубежных специалистов, ЛТХ самолета прекрасные, но несколько лет назад его окончательно сняли с производства. И дело тут не столько в его потрясающей дороговизне, но с казусами, возникающими при его эксплуатации.

Удар по налогоплательщикам

Историю, которую скрывает за собой "Раптор" Ф-22, можно публиковать в приключенческих книгах. В ней переплетено все: и бескомпромиссность Конгресса США, и истерики разработчиков, которых заставляли совмещать несовмещаемое, и восторги первых полетов, и загадочные смерти пилотов, и постоянные ограничения по эксплуатационным нагрузкам... Сумма же, которую потратили на разработку самолета, превысила 70 миллиардов долларов только по официальным сведениям.

Откуда пошли истоки

Техническое задание на создание нового самолета F-22 Raptor американские конструкторы получили еще в 1981 году, но при этом заказчики в лице правительства прекрасно понимали (но не все), что разработка в лучшем случае затянется на пару десятилетий. В принципе, на вооружение ВВС как раз в те годы поступили новенькие F-15, возможностей которых должно было хватить на несколько лет. А потому Вашингтон сразу захотел получить технику, которая бы наголову превосходила как советскую, так и европейскую. Политики мечтали о совершенно универсальном самолете, который бы мог работать как истребителем, так и штурмовиком. Насколько это получилось? Судить вам.

Перестройка не заканчивается никогда

К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.

А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…

Подсчитать и прослезиться

Сами военные мечтали о вундерваффе, стоимость которого бы не превышала 40 миллионов долларов за один самолет. Но цена неуклонно росла, а потому Пентагону приходилось снижать свои аппетиты. Когда в 2011 году было построено 187 самолетов (и было свернуто производство), выяснилось, что себестоимость одной машины превышает 150 миллионов долларов. Так что стоимость Ф-22 «Раптор» «переплюнула» (причем намного) даже цену F-117 (он же «Хромой гоблин»), который до того считался рекордсменом по данному показателю. Впрочем, эта машина все же имеет куда больше положительных черт, чем модель 117, которую сами американские летчики уважительно величали «Летучий утюг».

Набор противоречий

Чисто гипотетически, так как "Раптор" Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет - просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.

И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.

Тропой компромиссов

Так, приходилось постоянно идти на ухудшение технических характеристик. К примеру, "Раптор" Ф-22 вообще не имеет наружной подвески для ракетно-бомбового вооружения, что сводит его штурмовую ценность к нулю. На это пошли оттого, что при условии наличия этой подвески самолет становился прекрасно видим для радаров. Насколько заметна машина для современных систем радиолокационного обнаружения, доподлинно неизвестно, так как «боевое» применение «Раптора» на сегодняшний день ограничивается компьютерным моделированием.

А потому вся «начинка» находится во внутренних отсеках. Всего их четыре. В двух - одна ракета, в двух других - по две. Причем, согласно требованию заказчика, они должны были стартовать как в штурмовом, так и в истребительном варианте. В результате потребовалось создавать сложнейшее устройство, которое бы могло «выпихнуть» ракету на сверхзвуковой скорости. Причем делается это сразу в два этапа. Сперва мощный буквально выбивает оружие из внешнего уплотненного слоя воздуха, а затем гидравлика отбрасывает снаряд на его траекторию.

Командующие ВВС США хотели, чтобы время срабатывания сего премудрого механизма не превышало 0,2 сек. Вот только, несмотря на титанические усилия инженеров и ученых, на практике это значение составляет 0,9 сек. И дело тут не в медлительности механики: если ракету на форсажной скорости выталкивать быстрее, происходит ее разрушение. Так что реакция у самолета, скажем так, замедленная.

Необходимо заметить, что столь мудрено запускаются далеко не все ракеты и не во всех полетных режимах: при штурмовке задействуется более простое устройство. Если не вдаваться в подробности, то при необходимости запуска снаряда открывается бомболюк, ракета укладывается на направляющие, с них же и стартует.

Обозначение приоритетов

В конечном итоге до всех дошло, что так самолет Ф-22 "Раптор" дальше кульманов вообще не уйдет, а потому чем-то придется пожертвовать. Ученые получили задание максимально улучшить летные качества истребителя. Тогда инженеры решили использовать двигатели с изменяемым вектором тяги, а также значительно усовершенствовали контуры самого планера. По какой-то причине американцы предпочли остановиться только на вертикальном изменении тяги (наш Су-35, к примеру, может изменять ее и в горизонтальном направлении).

Незаметность на экранах радаров поставили на второе место. В отличие от «Хромого гоблина», то есть F-117, их использовали так, чтобы не навредить классическим очертаниям планера и не превращать самолет в утюг с точки зрения аэродинамики. Отступив от темы, скажем, что в 1990 году, когда производство «Ночного ястреба» было в спешном порядке свернуто, все деньги от этой программы перешли в наследство к «Раптору». Теоретически считается, что площадь рассеивания у F-22 Raptor равна 0,3 м². У «Гоблина» же этот показатель составлял от 0,01 до 0,0025 м². Но «Раптора» все же решили сделать именно самолетом, а не летучим утюгом. Проще говоря, компания Lockheed Martin на сей раз решила не испытывать терпение Конгресса.

Впрочем, нормального компромисса между незаметностью и точностью бомбометания все же не вышло. Пусть даже на поиск решения были потрачены немалые средства. Так, именно ради «Раптора» в свое время создали «умные» бомбы с наведением на цель по GPS. Дело в том, что в невеликие бомболюки Ф-22 попросту не умещались нормальные бомбы с активным наведением на цель. Если же использовать «простые» боеприпасы, наводящиеся на поражаемый объект по лазерному лучу, то вся незаметность самолета летит коту под хвост. Так что помощь спутника оказалась едва ли не единственным возможным решением этой проблемы.

В общем-то, бомбы получились впечатляющими: могут улетать на расстояние до 30 километров от точки сброса, отклонение от цели не превышает 11 метров. Строго говоря, это ракета, жестко привязанная к конкретным координатам земной поверхности. Так что если цель маневрирует, поразить ее истребитель пятого поколения сможет навряд ли. Что опять-таки ставит крест на его штурмовых способностях. Но это не единственный минус. Чтобы поразить «умной» бомбой стационарную цель, «Раптор» должен летать буквально под носом у сил ПВО противника. Так что в качестве дополнительной нагрузки в бомболюки машины загружают еще и ракеты, специально предназначенные именно для противодействия противовоздушной обороне.

Штурмовая немощь

Примечательно, что универсальный Ф-22 "Раптор", характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.

Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.

Вообще, с учетом войны в Ираке, где военные США встретили более-менее серьезного противника, у которого была авиация, напрашивается один-единственный вывод: использовать Ф-22 для войны со странами Третьего мира - несусветная глупость. Часы полета этого самолета стоят едва ли не дороже, чем парочка старых Ф-15, которые с успехом выполнят те же самые задачи.

Система жизнеобеспечения пилота

Может сложиться впечатление, что ВВС США получили машину, являющуюся набором технических нелепиц. В принципе, основания для такого мнения есть, но на самом деле эта техника имеет в своем составе немало прорывных технологий. Вот только они настолько «сырые», что все даваемые ими преимущества - ничто перед лицом тех проблем, которые они же и создают. Новинки сложны, дороги и капризны в отладке. Одним из наиболее характерных примеров является специальный костюм жизнеобеспечения пилота. По сути, этот «костюмчик» по сложности едва ли не превосходит космический скафандр.

Система настолько навороченная, что управлять ей приходится используя далеко не самый слабый компьютер. Если она откажет, есть вариант ручного переключения на мануальное управление (сейчас переключение идет автоматически). Но уже при первых испытаниях в строевых частях начальство пилотов стало десятками получать рапорты от пилотов с просьбами пересадить их c Lockheed Boeing F-22 Raptor на что-то более адекватное. Дело в том, что при входе и выходе из маневров с сильной перегрузкой все летчики испытывали острое кислородное голодание, на грани обморока. Тогда армейские бюрократы не придали жалобам никакого значения. Вот только в 2010 году очередной летчик оказался «слабоват» и попросту упал в обморок при выводе «Раптора» из виража. В результате машина рухнула, человек погиб.

Впоследствии выяснилось, что система стравливания и нагнетания воздуха в костюм пилота плохо проработана. Точнее, «химичил» клапан: из-за его неадекватной работы воздух не успевал нормально стравливаться, в результате чего людей попросту сжимало избыточным давлением. Причем перегрузка была настолько сильной, что сжимались даже легочные альвеолы. В результате полторы сотни машин, находившихся к тому времени в строю, пришлось экстренно переоборудовать. Более года «Рапторам» было строжайше запрещено подниматься свыше пяти тысяч метров (при потолке в 20 тысяч).

Сделанные выводы

Считается, что к настоящему времени машину вроде бы довели до окончательной кондиции. Но остается незакрытым вопрос - для чего было тратить такое количество денег на разработку этого самолета. Гипотетически безупречные истребители могут быть заменены самолетами поколения 4++, а об их штурмовых возможностях Пентагон и вовсе старается не вспоминать лишний раз.

Впрочем, не следует обольщаться: неприятный урок американцами был усвоен неплохо. Когда началась разработка F-35, маневренностью решили пожертвовать в пользу незаметности. Заказчик тогда решил, что при высоких показателях рассеивания радиосигнала столь идеальные летные характеристики уже не так обязательны. Правда, на сей раз американцы наступили на другие грабли, но речь сейчас не о том... В заключение хотелось бы сказать, что в настоящее время вовсю проходят испытания нашего ПАК-ФА. Скорее всего, наши конструкторы смогли учесть негативный опыт своих заокеанских коллег и вряд ли повторят их ошибки.

Нужно особо подчеркнуть, что, несмотря на все свои недостатки, истребитель Ф-22 "Раптор" - едва ли не единственный западный самолет, способный выполнять знаменитую "кобру Пугачева". И это весьма неприятный признак, свидетельствующий о высокой маневренности машины, которая наверняка способна потягаться на равных с нашим Су-37 и более поздними моделями.

Основные технические характеристики

  • Общая длина планера - 18,9 м.
  • Полная максимальная высота корпуса - 5,09 м.
  • Общий размах крыла - 13,56 м.
  • Полная площадь поверхности крыла - 78,04 м.
  • Масса ненагруженного самолета - 19 700 кг.
  • Предельная масса взлета - 38 000 кг.
  • Площадь рассеивания - 0,3-0,4 кв. м.
  • Форсированная тяга двигателей - 2 х 15 876 кгс.
  • Максимально достижимая скорость - 2700 км/ч.
  • Скорость в нормальном режиме, без форсажа - 2410 км/ч.
  • Максимально допустимая скорость у земли - 1490 км/ч.
  • Радиус боевого применения - 760 км.
  • Максимально достижимая высота - 20 000 м.
  • Перегрузка при ускорениях - 9 g.
  • Основное вооружение Ф-22 "Раптор" - 20-миллиметровая автоматическая пушка, восемь ракет «воздух-воздух» или шесть «умных» бомб, или же их комбинация.

Ввод в эксплуатацию произошел в 2005 году. Всего выпущено 187 самолетов. Потеряно пять истребителей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «Раптор» - идеальный пример негативного пиара, который во многом распространяется самими же американскими военными. Да, у самолета много проблем экономического плана, на которые Пентагон внимания вообще может не обращать. Зато с технической точки зрения машина получилась очень достойной. Единственный реальный недостаток - отсутствие той самой многозадачности.

По наземным целям истребитель Ф-22 "Раптор" работать практически не может, эффективность трех-четырех бомб явно незначительна. А вот в плане борьбы с вражескими истребителями самолет наверняка хорош, пусть даже на практике это и не подтверждено.

К слову, наш Т-50 также имеет только закрытые внутренние отсеки для вооружения, а сведений о наличии внешнего обвеса нет… Так что наш и американский истребители пятого поколения явно похожи друг на друга. Хотелось бы надеяться, что в боевых условиях проверка их возможностей проведена не будет. Кроме того, при всех технических ограничениях «Раптора» не следует забывать о том, что в современном воздушном бою львиная доля успеха - использование современных ракет. А с ними-то у американцев все в полном порядке.

Наконец, огромный плюс программ по Ф-22 и Ф-35 (для США, конечно же) - движение науки и обкатка совершенно новых технологий. Отечественный Су-47 «Беркут» создавался и обкатывался с теми же самыми целями.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.